Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Печать, радиовещание, телевидение. Периодич. печать на азерб






Периодич. печать на азерб. яз. появилась в 30-х гг. 19 в. В 1832 в Тбилиси начала выходить официозная газ. на азерб. яз. " Тифлис эхбары" (" Тифлисские ведомости"). Газ. " Гафгазын бу терефинин хеберлери" (" Закавказский вестник", 1845) также публиковала лишь дублированные офиц. материалы. Издававшаяся в 1875-77 азерб. просветителем Г. Зардаби газ. " Экинчи" (" Пахарь") заложила основу демократич. печати А. После " Экинчи" наиболее прогрессивной среди газет на азерб. яз. в кон. 19 в. была газета " Кешкюль" (1883-91; первые 11 номеров изданы как журнал). Значит, вклад в развитие обществ, мысли А- внесла газета демократич. направления " Шарги-Рус" (" Русский Восток", 1903-05), издававшаяся в Тбилиси на азерб. яз. известным публицистом-учёным М. С. Шахтахтинским. В кон. 19 - нач. 20 вв. в Баку выходили периодич. издания бурж. и бурж.-либерального толка: газеты " Каспий" (1881-1919), " Баку" (1902-18), " Хаят" (" Жизнь", 1905-Об), " Иршад" (" Путеводитель", 1905-08), журн. " Фуюзат" (" Благо", 1906-07) и др. В 1906 писатель-демократ Дж. Мамедкулизаде создал первый азерб. сатирич. журнал демократич. направления " Молла На-среддин" (1906-31), получивший широкое распространение на Востоке. Развитие революционного движения в Закавказье, в частности в Баку, вызвало возникновение революц. печати. Баку стал колыбелью закавказской большевистской прессы. Здесь появились первые большевистские газеты на нац. языках. В Баку в 1901-02 выходила на груз, языке газ. " Брдзола" (" Борьба"), в 1901-06 действовала нелегальная парт, типография " Нина", перепечатывавшая ленинскую газету " Искру" и др. марксистскую лит-ру. Листовки и нелегальную газету " Гуммет" (" Энергия", 1904-05) на азерб. яз. издавала организованная в 1904 с.-д. группа большевистского направления " Гуммет". В 1905-06 выходили большевистские газеты " Известия Совета рабочих депутатов" и " Коч-Девет-(" Призыв"), положившая начало легальной азерб. большевистской печати, газ. " Бакинский рабочий", " Банвори дзайн" (" Голос рабочего", на армянском яз.), в 1906-07 - " Текамюль" (" Эволюция", на азерб. яз.), в 1907 - газ. " Йолдаш" (" Товарищ", на азерб. яз.), " Гудок", в 1907-09 выходила нелегальная газ. " Бакинский пролетарий". С 1905 по 1920 в А. издавалось св. 400 газ. и журналов (большинство на азерб. яз.).

Возникновение книгопечатания на азерб. яз. в России относится ко 2-й пол. 18 в. Но, как показывают источники, лит-pa на этом языке печаталась ещё с кон. 16 в. в Зап. Европе. Первые книги в А. были изданы в г. Тебризе в 20-х гг. 19 в. В 30-х гг. 19 в. в Шуше также было предпринято издание книг. Часть книг издавалась азерб. просветителями в Зап. Европе и России. Во 2-й пол. 19 в. в Баку, Шемахе и Гандже появились первые типографии. С нач. 20 в. книгопечатание сосредоточилось в Баку (в 1908 здесь было более 30 типографий и литографий).

В нач. 1920 годовой тираж книг и журналов в А. составлял 137 тыс. экз., разовый тираж газет 48 тыс. экз.

После установления Сов. власти издательское дело в А. получило широкий размах. В 1924 было создано Азерб. гос. изд-во. В 1968 респ. изд-ва " Азернешр" (" Азгосиздат"), " Маариф" (" Просвещение"), " Гянджлика" (" Молодость") и др. выпустили 1265 книг и брошюр (в т. ч. 857 на азерб. яз.) тиражом 10 724 тыс. экз. В 1968 выходило 123 журнала и других периодич. изданий (в т. ч. 80 на азерб. яз.) годовым тиражом 16390 тыс. экз. и 121 газета (в т. ч. 95 на азерб. яз.) годовым тиражом 309 857 тыс. экз. Выходят респ. газеты: на азерб. яз.- " Коммунист", " Совет кенди" (" Советское село"), " Азербайджан гянджляри" (" Молодёжь Азербайджана", с 1919), " Азербайджан муаллими" (" Учитель Азербайджана", с 1934), " Азербайджан пионери" (" Пионер Азербайджана", с 1938), " Адабият ее инджесенет" (" Литература и искусство") и др.; на рус. яз.- " Бакинский рабочий", " Вышка", " Молодёжь Азербайджана" (с 1919); на арм. яз.- " Комунист" (" Коммунист", с 1920). Издаются политич., лит., сатирич. и др. журналы: на азерб. яз.- " Азербайджан коммуниста" (" Коммунист Азербайджана", с 1939), " Азербайджан гадыны" (" Женщина Азербайджана", с 1923), " Кирпи" (" Ёж", с 1952), " Улдуз" (" Звезда", с 1967), " Азербайджан" и др.; на рус. яз.- " Литературный Азербайджан" (с 1931); на арм. яз.- " Гракан Адрбед-жан" (" Литературный Азербайджан", с 1957). На азерб. и рус. языках выходят науч. журналы: " Известия Академии наук Азербайджанской ССР" (с 1945), " Азербайджанское нефтяное хозяйство" (с 1920) и др. С 1920 работает Азерб. телеграфное агентство (АзТАГ).

В 1926 в Баку начались первые радиопередачи. С 1956 работает бакинский телецентр. В 1968 Респ. радио и телевидение вели передачи на азерб., рус. и арм. языках (2 радио- и 2 телепрограммы). С помощью спец. приспособлений телепередачи можно слушать на 2 языках.

Ш. Г. Наврузов,

XIV. Литература

Азербайджанский фольклор. Во многих памятниках сохранились черты древнего фольклора: мидийские легенды (7-6 вв. до н. э.), записанные Геродотом и связанные с иранскими завоевательными войнами, религ.-филос. древние тексты в " Авесте" и др. На протяжении тысячелетий складывались трудовые, обрядовые и бытовые песни, легендарные, любовные и историко-героические эпические произведения (дастаны), сказки, юморески (лятифа), пословицы, поговорки, загадки, проникнутые верой в силу народа. Осн. место в азербайджанском фольклоре занимают дастаны " Кёр-оглы", " Асли и Керем", " Ашуг-Гариб", " Шах Исмаил" и др. Многие дастаны перекликаются с ист. событиями, отражают пат-риотич. и гуманистич. чувства народа. Лирнч. нар. поэзия многогранна по содержанию (баяти и гошма). Начиная с 16-17 вв. записывались стихи нар. певцов - ашугов. До нас дошли произведения Гурбани, Сары-ашуга, ашуга Аббаса Туфарганлы, ашуга Валеха и др. Осн. создателями нар. поэзии, видимо, являлись именно ашуги. Ашугская поэзия как специфич. форма нац. иск-ва активно влияет на культурную жизнь.

Очень популярны песни азерб. ашугов кон. 19 - 20 вв. - Алескера, Гусейна Бо-залганлы, Асада Рзаева,.Мирзы Байра-мова, Шамшира Годжаева, Ислама Юси-фова, Гусейна Джавида и др.

Древняя литература. Многие памятники письменной азерб. лит-ры древнего периода до нас не дошли, но известно, что ещё в 5 в. в Кавказской Албании (на С. совр. А.) существовала высокая культура; были написаны оригинальные и переводные религиозные книги и художественные произведения. В связи с усилением арабо-исламских (7-9 вв.) и иран. (11-12 вв.) влияний такие крупные азерб. учёные и поэты, как Хатиб Тебризи, Бахманяр, Катран Тебризи и др., писали на араб, и фарси языках. Одновременно создавались художеств, произв. и на азерб. яз. Выдающийся образец - эпос " Китаби Деде Коркуд". События эпоса в основном приурочиваются к 10-11 вв.- периоду проникновения огуз-ских племён на Кавказ. В 12 героич. сказаниях эпоса отражена борьба огузов, влившихся в азерб., туркм. и тур. народности, с соседями за упрочение своего места на Кавказе.

В 11-12 вв. в городах Гандже, Шемахе (Ширван), Тебризе и Нахичевани при дворах азерб. правителей группировались крупные поэты, в т. ч. Абу-ль-Ала Ганджеви, поэт и астроном Фелеки Ширвани. Пользовались успехом поэты-лирики Иззеддин Ширвани, Мюджиред-дин Бейлакани, поэтесса Мехсети Гянд-жеви, в вольнодумных стихах к-рой выражены горести и печали азерб. женщины. Наиболее признанным среди шир-ванских поэтов был Хагани. Вершиной азерб. поэзии 12 в. является творчество Низами Ганджеви, одного из корифеев мировой поэзии. Поэт-гуманист был носителем прогрессивных идей своей эпохи, выступал в защиту прав угнетённого человека, против насилия и несправедливости.

В 13 в. тяжёлое положение угнетённых масс вызвало в поэзии мотивы пессимизма и привело к распространению суфийской лит-ры (см. Суфизм): поэты Зюльфигар Ширвани, Шамс Тебризи, Авхеди Мара-гаи и др. Характерным явлением лит. жизни 13 в. был упадок придворной поэзии. Лирич. стихи на тюркском яз. создавал Гасаноглы. В 14 в. выдвинулся поэт Ассар Тебризи, автор поэмы " Мехр и Муштари", и Ариф Ардебили, автор поэмы " Фархад-наме". В 14-15 вв. получило распространение религ.-филос. учение - хуруфизм, направленное в основном против догм ислама и отчасти кровавого нашествия Тимура. Видным представителем хуруфизма был поэт и мыслитель Имадеддин Несими, создавший первый большой диван на азербайджанском яз.

В 16 в. образовалось гос-во Сефевидов. Сефевидский правитель шах Исмаил Хатаи, писавший на азерб. яз., мастерски использовал мотивы нар. поэзии, что придавало его лирике и эпич. произведениям (" Дех-наме", " Несихат-наме") простоту и задушевность. За Хатаи шли одарённые поэты Хабиби, Хамиди, Киш-вери и др. В этот же период выступил корифей азерб. поэзии Мухаммед Физу-ли. Его полные филос. раздумий лирич. стихи на азерб., араб, и фарси языках долгое время служили образцами лирич. поэзии на Бл. Востоке. С именем Физули связано окончат, формирование азерб. лит. языка.

В 16-17 вв. под влиянием фольклора происходит известная демократизация классич. поэзии: усиливаются нар. мотивы в письм. лит-ре, формы и язык стиха приобретают простоту и ясность. Поэты Саиб Тебризи, Месихи, Говси Тебризи и др. продолжают лучшие традиции Физули. Ширванские поэты нач. 18 в. (Ага Масих, Нишат, Махджур и др.) живо откликались на политич. события своего времени. Два крупнейших поэта - Видади и Вагиф, воплотили лучшие черты лирики 18 в. В лирике Видади преобладают скорбь и печаль поэта-гражданина, живущего в условиях жестокой феод, действительности. Поэзия Вагифа оптимистична. Его творчество - значит, этап в развитии азерб. поэзии на пути к реализму.

Литература 19 - нач. 20 вв. В 19 в. поэты Абульгасем Набати, Шюкухи, Ашиг Пери, а также поэтесса Хейран ханум и поэт Бахар Ширвани продолжали традиции Вагифа. Вхождение Сев. А. в состав России (19 в.) явилось новым этапом в политич. и культурной жизни народа. Усиливается азерб. просветит. лит-pa, направленная против деспотизма, отсталости, фанатизма. Учёный и поэт Аббас-кули Бакиханов, писатель Исмаилбек Куткашенский идр. ввели в лит-ру новые жанры (новелла, реалистич. бытовая поэма) и образ " маленького человека". " Песни Мирзы Шафи" поэта Вазеха, впервые изданные в Германии в 1881 нем. поэтом Ф. Боденштедтом, были переведены на мн. языки Европы, в т. ч. на рус. яз. (1880).

Среди писателей 19 в. исключит, место занимает Мирза Фатали Ахундов - писатель-реалист, философ-материалист, основоположник азерб. драматургии ивыдающийся обществ, деятель. Его произведения сыграли большую роль в развитии обществ, мысли ряда вост. стран, особенно Ирана. В 1-й пол. 19 в. Касумбек Закир в своих сатирических стихах клеймил продажность царских чиновников, жестокость помещиков, жадность купцов и духовенства. Во 2-й пол. 19 в. выдвинулся поэт Сеид Азим Ширвани. Под влиянием его просветит, деятельности во 2-й пол. 19 в. в Баку, Шемахе, Шуше и др. городах появились лит. кружки (меджлисы), выдвинувшие новых поэтов. Лит. кружок в Шуше был связан с именем поэтессы Хуршидбану Натаван. Н. Везиров создал ряд бытовых драм и комедий, направленных против патриарх, отсталости. Дальнейшее развитие азерб. драматургия получает в сочинениях Н. Н. Нариманова, С. С. Ахундова. Драмы А. Ахвердова, Дж. Мамед-кулизаде рисуют несостоятельность отживших порядков, появление новых людей. Реалистич. рассказы этих писателей сыграли большую роль в развитии азерб. прозы. В 1906 начал издаваться сатирич. журнал " Молла Насреддин", на страницах к-рого выступал поэт-новатор А. Сабир.

Заметно влияние романтич. направления в творчестве поэта-драматурга Г. Джавида, поэтов А. Сиххата и М. Ха-ди. Перевод Сиххатом сочинений Крылова, Пушкина, Лермонтова и Горького способствовал популяризации рус. классики в А. Одним из пропагандистов рус. лит-ры был литературовед Ф. Кочарли.

Советская литература. Прогрессивные писатели, связанные с жизнью народа, в 20-е гг. приняли деятельное участие в создании сов. лит-ры: Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердов, С. С. Ахундов, А. Шаик и др. впервые отразили в своих сочинениях борьбу за новую жизнь, серьёзные сдвиги в сознании людей. Сов. писатели печатались в журн. " Маариф ве медениет" (" Просвещение и культура"), " Гызыл галемлер" (" Красные перья"). Сатирич. пьесы ставились на сцене сатир-агиттеатра (1921-25). Создавались ист.-революц. пьесы - " Соколиное гнездо" (1921) С. С. Ахундова, " Старый дом" (1927) А. Ахвердова, " Невеста огня" (пост. 1928) Дж. Джа-барлы, " Князь" (1929) Г. Джавида. Азерб. сов. лит-pa развивалась и крепла в борьбе с реакц. бурж. идеологией и теорией " чистого искусства". Лит. критику представляли М. Кулиев, А. Назим и др. Наряду с представителями старшего поколения (Т. Шахбази, Али Назми, С. Гусейн, Б. Талыблы, Дж. Джабарлы и др.) в лит-ру вступили молодые литераторы, к-рые в 1926 объединились в союз азерб. пролет, писателей " Гызыл галемлер", а затем (1928) слились в Азерб. ассоциацию пролет, писателей (АзАПП). Они выступали с художеств, произведениями, отражающими борьбу за новую, социалистич. жизнь.

В 1932 основан Союз сов. писателей Азербайджана - объединение писателей, стремящихся активно участвовать в социалистич. строительстве. 30-е гг. были периодом роста азерб. лит-ры, всех её жанров: поэзии, драматургии, прозы.

В стихах Самеда Вургуна отразились характерные черты азерб. сов. поэзии, её народность, гуманизм и интернационализм (" Комсомольская поэма", ч. 1, 1933, " Басти", 1937, и др.). В годы Великой Отечественной войны и после неё выросли талантливые поэты: Н. Бабаев (Хазри), Б. Вахабзаде, Г. Гусейн-заде, Б. Азероглы, К. Касумзаде, А. Кюрчайли, А. Бабаев, И. Сафарли, И. Габил и др.

Актуальны стихи Сулеймана Руста-ма - пионера азерб. советской поэзии (" От печали к радости", 1927; " Два берега", 1949; " Русскому брату", 19134, и др.). Певцом советского строя был поэт Микаил Мюшфик (сб-ки " Ветры", 1930; " Стихи", 1934). Пролетарским интернационализмом пронизаны стихи Расула Рзы (" Иракская тетрадь", " Баллада о негритёнке Вилли" и др.). За поэму " Ленин" (1950) поэту присуждена Гос. пр. СССР (1951). Поэзии Расула Рзы присущи филос. размышления (" Дни испытаний", " Краски", 1962). Высокие моральные качества сов. людей воспевает в своих лирич. и эпич. произведениях Мамед Рагим. Чувством патриотизма проникнуты стихи поэтов О. Сарывелли, А. Джа-миля, 3. Халила, М. Дильбази, Р. Нигяр. Пафос созидат. труда, дружба народов, борьба за мир и демократию - осн. мотивы азерб. сов. поэзии.

Азерб. сов. драматургия развивает богатые традиции нац. и рус. драматургии. В драмах Дж. Джабарлы (" Невеста огня", " Севиль", опубл. 1929, " Алмас", пост. 1931; " В 1905 году", пост. 1931) нашли отражение важные вехи истории и совр. жизни азерб. народа. Джабарлы, показавший рождение и развитие положит, героя, был одним из первых представителей социалистического реализма. М. Ибрагимов, продолжая реалистич. традиции Джабарлы, в пьесах " Хаят" (пост. 1935), " Махаббет" (пост. 1942), " Деревенская девушка" (1962) и др. отразил ростки коммунизма в сознании людей. Талантливый комедиограф С. Рах-ман создал для азерб. театра ряд комедий на бытовые темы (" Свадьба", пост. 1939; " Счастливцы", пост. 1941; " Ложь", 1966, и др.). Комедии Рахмана обладают сатирич. остротой, направлены против рецидивов мещанства, бюрократизма и тунеядства. Репертуар театра обогатил своими историч. героико-романтич. пьесами С. Вургун (" Вагиф", 1937; " Хан-лар", 1939, " Фархад и Ширин", 1941, и др.). Мехти Гусейн создал историч. пьесы " Низами" (1940), " Джаваншир"; С. Рустам - пьесу " Гачах Наби" (пост. 1940). Злободневностью тематики, лиризмом отмечены пьесы И. Эфендиева" Вешние воды" (пост. 1948), " Семья Атаевых" (1955), " Ты всегда со мной" (1965), комедия Э. Мамедханлы " Ширванская красавица" (1957) и его пьеса " Утро Востока" (1947). Известность получили пьесы И. Касумова (" Заря над Каспием", 1951; " Человек бросает якорь", 1965, и др.). Ставятся пьесы Дж. Меджнунбе-кова, И. Сафарли, Ю. Азимзаде и др.

Значительны успехи азерб. прозы. Романы А. Абульгасана " Подъёмы" (1930), " Мир рушится" (1933), М. С. Ор-дубады " Тавриз туманный" (1933-48), " Подпольный Баку" (1940), Мир Джа-лала " Манифест молодого человека" (1940), М. Гусейна " Утро" (ч. 1-2, 1950-53), С. Рагимова " Шамо" (т. 1-3, 1931-64), П. Макулу " Саттархан" (1953, отд. изд. 1957) и др. отразили переломные моменты в истории азерб. народа, вступившего в революц. борьбу за новую жизнь. О самоотверженном труде бакинских нефтяников рассказывают романы М. Гусейна " Апшерон" (1947-50) и " Чёрные скалы" (1957). Сов. деревне, её трудностям и успехам в социалистич. строительстве посвящены романы С. Рагимова " Сачлы" (1940-48), А. Велиева " Гюлыцен" (1949), " В нашем Чичекли" (1951), М. Ибрагимова " Великая опора" (1957, в рус. пер. " Слияние вод", 1958), И. Гусейнова " Самед Амирли" (1960), рассказы И. Эфендиева, повести Б. Байрамова, И. Шыхлы, Ю. Ширвана и др. М. Ибрагимов в романе " Наступит день" (1948) отобразил революц.-освободит, борьбу трудящихся Ирана.

Тема нар. героизма в годы Великой Отечеств, войны нашла отражение в романах И. Касумова и Г. Сеидбейли " На дальних берегах" (1954), А. Абульгасана " Война" (кн. 1-2, 1947-50, кн. 3 - " Бастионы дружбы", 1955-56), С. Велиева " Спорный город" (1957-58, отд. изд. 1962), Г. Абасзаде " Генерал" (1962) и др. О недавнем прошлом азерб. народа рассказывают романы Э. Абасова " Зангезур" (1956), Г. Мусаева " Восстание в крепости> (1959) и " Северный ветер" (ч. 1-2, 1958-63) и др. Для детей и юношества много пишут М. Сеидзаде, М. Рзакулизаде, Г. Мусаев, Т. Алиев (Эльчин), X. Хасилов, X. Алибейли и др. В последние годы стали известны прозаики Анар, Самедоглы, Меликзаде, Мак-суд и Рустам Ибрагимовы, Айлисли и др.

Успешно развиваются лит. критика и литературоведение. Известны работы Г. Араслы, М. Арифа, М. Джафара, Дж. Джафарова, Ф. Касимзаде, С. Мум-таза, М. Рафили, А. Султанлы, Дж. Хандана, М. Кулизаде, А. Шарифа, А. Мирахмедова и К. Талыбзаде. Издана 3-томная " История азербайджанской литературы" (1957-60). Созданы монографии об азерб. классиках (Низами, Физули и др.), выпускаются труды по истории азерб. лит-ры, публикуются науч.-критич. тексты памятников нар. творчества. Много сделали для ознакомления рус. и арм. читателей с лучшими образцами азерб. лит-ры И. Оратовский, А. Плавник, М.Давитян, С. Григорян и др. Лит.: Кочарлинский Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903; Сеид-заде А. А., Мирза Шафи или Боденштедт?, Баку, 1940; Рафили М., Древняя азербайджанская литература, Баку, 1941; Ариф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; Касимзаде Ф., Очерки по истории азербайджанской литературы XIX в., Баку, 1962; Курбанов ГЛ., Этапы развития азербайджано-русских литературных связей в XIX в., Баку, 1964; его же, Пушкин и Азербайджан, Баку, 1959; Залеман К. Г., Четверостишия Хака-ни, СПБ, 1875; Бертельс Е. Э., Низами, М., 1956; Араслы Г., Великий азербайджанский поэт Физули, Баку, 1958; Рафили М., М. Ф. Ахундов, Баку, 1957; его же, Мирза Шафи в мировой литературе, Баку, 1958; Джафаров Дж., Драматургия Ахундова, Баку, 1958; Садыхов М., Писатели-декабристы и Азербайджан, Баку, 1967;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.