Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. В Японии издаётся 172 ежедневные газеты общим тиражом свыше 55 млн






В Японии издаётся 172 ежедневные газеты общим тиражом свыше 55 млн. экз., 800 неежедневных и свыше 5700 периодич. изданий (1975). Господствующее положение в япон. прессе занимают концерны " Асахи симбунся", " Майнити симбунся" и" Иомиури симбунся". Крупнейшие ежедневные газеты: " Асахи" - в Токио (с 1888), Осаке, Саппоро, Китакюсю и Нагое, общий тираж ок. 10 млн. экз. (здесь и ниже данные на 1977); " Иомиури" -в Токио (с 1874), Осаке, Китакю-сю, Саппоро и Такаоке, общий тираж ок. 10 млн. экз.; " Майнити" - в Токио (с 1872), Осаке, Саппоро, Китакюсю и Нагое, общий тираж 7, 5 млн. экз. Центр, орган КПЯ - газ. " Акахата", выходит в Токио с 1928 (до 1946 называлась " Сэкки"), тираж 600 тыс. экз.

Еженедельные издания: " Дзию минею" (в Токио, с 1955), орган Либерально-демократич. партии, тираж 550 тыс. экз.; " Минея симбун" (в Токио), орган Партии демократич. социализма, тираж 120 тыс. экз.; " Сохе симбун" (в Токио), орган Генерального совета профсоюзов Японии (Сохе), тираж 35 тыс. экз.; " Сякай симпо" (в Токио, с 1959), выходит 2 раза в неделю, центр, орган Социалистич. партии Японии, тираж 156 тыс. экз.

Информац. агентства: Киодо цусин, осн. в 1945, кооперативное объединение ведущих япон. газет и радиовещат. корпорации Эн-Эйч-Кей; Дзидзи цусин, осн. в 1945, акционерное общество. Радиовещание и телевидение находятся частично под контролем пр-ва (через корпорацию Эн-Эйч-Кей), а в основном в частных руках. Радиопередачи ведутся с 1925, иностранные радиопередачи на 21 языке, телепередачи с 1953.

И. Н. Лобашева.

XIII. Литература

В древний период (до сер. 7 в.) в Я. были широко развиты устное песенно-поэтич. творчество и мифология. К сер. 1-го тыс. Я. стала входить в кит.-буддийский ареал культурных связей. На рубеже 4-5 вв. в офиц. документах и религ.-филос. соч. использовалась кит. иероглифич. письменность.

К началу периода раннего средневековья (сер. 7 - кон. 12 вв.) относится первый из сохранившихся памятников на япон. яз. (с употреблением иероглифов) - летопись " Кодзики" (712, составил Ясумаро Оно), к-рая содержит мифы, легенды, ист. предания, сказки, песни, хроникальные записи. В 759 появилась первая япон. поэтич. антология " Манъёсю", включившая 4516 фольклорных и авторских (ок. 500 авторов) стихотворений, б. ч. в жанре танка.

Зарождение повествоват. лит-ры относится к сер. 9 в., когда появилась повесть " Такэтори-моногатари" (термин моногатари возник в нач. 9 в.), состоящая из ряда новелл, вставленных в обрамляющую. В ней использованы фольклорные и лит. сюжеты, герои наделены и чудесными и реально-бытовыми чертами. В 10-11 вв. под совокупным воздействием культовых традиций синтоизма и учений нек-рых сект буддизма складывается эстетич. категория м о н о - н о а в а р э (" печальное очарование вещей"), наложившая отпечаток на всё последующее развитие культуры и лит-ры Я. В художеств, описании была важна, в первую очередь, эмоциональная реакция лирич. героя на природные явления, воспевалась способность к быстрому и тонкому чувствованию эстетич. сигнала. Б. ч. произв. создавалась придворной аристократией. В 10 в. из сочетания стихотворного экспромта и прозаич. введения к нему возник особый вид насыщенной стихами прозы (первым образцом к-рой является " Исэ-моногатари"), а затем дневниково-мемуарная лит-pa (н и кк и). Со 2-й пол. 10 в. в лит-ре выделился т. н. женский поток, хронологически охватывавший ок. полутора столетий. Особое место в нём занимали никки: " Дневник путешествия из Тоса", написанные поэтом Цураюки Кино (882-946) от имени женщины; дневники писательниц Митицуна-но хаха (935? -995), Ид-зуми Сикибу (974-1036), Мурасаки Си-кибу (978? -1016) и др. Вершина клас-сич. лит-ры Я.- " Гзндзи-моногатари" (конец 10 - нач. 11 вв.) Мурасаки Сикибу. На рубеже 10-11 вв. было создано первое произв. в жанре д з у и х ицу (эссе)-" Записки у изголовья" писательницы Сэй Сёнагон (ок. 966-?). Генетически первые дзуйхицу связаны с никки, однако почти лишены стихотворного элемента; помимо дневниковых записей, содержат описания природы, рассуждения автора, небольшие новеллы и т. п.

Новое оживление в И в. политич. и культурных контактов с континентом сопровождалось широким хождением кит. и инд. сюжетов (сб. " Кондзяку-моногатари"). Зарождался жанр ист. соч. в лит. изложении (" Эйга-моногатари"); события в них описывались в хронологич. порядке, однако концепция ист. процесса отсутствовала, а достоверность часто была сомнительной.

В поэзии 9 - кон. 12 вв. прослеживаются две тенденции: составление многочисл. сб-ков и канонизация формы. В 951 при дворе было создано Ведомство япон. поэзии (" Вакадокоро"), цель к-рого - сводить в антологии лучшие стихи. По схеме Цураюки Кино, редактировавшего " Собрание старых и новых японских песен" (" Кокинвакасю", 922), стихи классифицировались по тематпч. признаку; самый распространённый жанр - танка.

Для лит-ры периода развитого феодализма (кон. 12-16 вв.) характерно возникновение военно-феод. эпопеи гунки (13-14 вв.), расцвет драматургии и поэзии рэнга (" нанизанные строфы"; 14- 15 вв.) и зарождение гор. лит-ры (16 в.).

Сохранилось пять гунки. Четыре из них относятся к 13 в. и посвящены перипетиям борьбы за центр, власть между феод, домами Тайра и Минамото: " Сказание о годах Хогэн", " Сказание о годах Хэйдзи", " Повесть о расцвете и падении домов Минамото и Тайра", " Сказание о доме Тайра". Пятое произв. этого жанра - " Повесть о великом мире" - относится к кон. 14 в. и описывает войну между сторонниками императора и воен.-феод, (сёгунского) правления (эпоха Намбокутё). Гунки базировались на ист. событиях, но насыщены рассказами о чудесах, япон., кит. и инд. легендами; в них возросла роль конфуцианской морали, гл. обр. в плане отношений господина и слуги, идеи служения долгу. В этот период продолжал развиваться и жанр дзуйхицу. В произв. Тёмэй Камо (1153-12i6; " Записки из кельи", 1212) и Кэнко-хоси (1283-1350; " Записки от скуки", 1331), завершавших культурную традицию придворной аристократии, выражена буддийская идея непостоянства сущего, содержатся отшельнич. мотивы. Дневниковая лит-pa в это время по художеств, уровню уступала раннесредневековой, но интересна в историко-культурном и жанровом отношениях. Часть дневников по форме близка к повестям или стихотворным собраниям с развёрнутыми прозаич. вступлениями к стихам. Наиболее известен " Дневник полнолуния" (1280) Абуцу-ни, последней представительницы " женского потока" в япон. прозе. Создавались также сб-ки с э ц у в а- популярных рассказов религ., ист. и бытового характера, преданий, сказок, анекдотов, частично продолжавших линию " Кондзяку-моногатари", и подражат. " исторические повествования" (т. н. " Четыре зерцала"). Проза 13-14 вв. (особенно т. н. катаримоно - произв. эпич. плана, долго бытовавшие в устной традиции) в последующие эпохи послужила источником сюжетов для фольклора и авторской лит-ры (рассказов, пьес). С 13 в. появились произв. буддийской житийной лит-ры на разг. языке. Они насыщены рассказами о путешествиях в иные миры, встречах с мифич. существами, о чудесных деяниях.

В поэзии наряду с танка распространился жанр и м а ё у г а (" песни на современный лад"). Свободные от сложной ассоциативной образности танка, имаё ута были особенно популярны в малообразованной самурайской среде. В 13- 14 вв. появилось множество антологий (" Син-Кокинсю", составлена в 1205 поэтом и филологом Садаиэ Фудзивара, 1162-1241, и др.), сб-ков отд. поэтов, записей поэтич. турниров (у т а а в а с э), собраний лучших образцов поэзии прошлого. Традиц. поэзия становилась всё более формальной и эстетствующей.

В лит-ре 14-15 вв. наряду с общими буддийскими мотивами иллюзорности земных благ отразилась специфическая дзэнбуддийская концепция с а т о р и (мгновенного постижения истины, озарения), к-рая оказала влияние на композицию одноактных лирич. драм и о к ё к у (пьесы театра масок ноо), положивших начало япон. драматургии. Сюжеты драм заимствованы из синтоистских мифов, преданий, нар. сказаний и буддийских сутр. Крупнейший драматург - Дзэами (1363-1443). Популярным был жанр к ё г э н (фарс) - весёлые миниатюры, зачастую сатирич. направленности.

Распространённой формой устного рассказа были отогидзоси (" занимательные записки"; сохранились лишь в записи 17-18 вв.). Они изобилуют сказочными элементами и по содержанию делятся на шесть групп рассказов: из жизни придворной аристократии, на буддийские темы, о воинах, простонародные переложения инд. и кит. легенд, о животных.

В 14-15 вв. в поэзии достиг расцвета жанр ранга, появившийся ещё в 12 в.

Крупнейшие авторы и теоретики рэнга - составители антологий Ёсимото Нидзё (1320-88; " Цукубасю", 1356) и Соги (1421-1502; " Новая Цукубасю", 1495).

К 16 в. относится зарождение гор. лит-ры. Ремесленники и торговцы устраивали состязания в поэтич. мастерстве и составляли сб-ки стихов победителей. Широко распространились короткие стихотворения со свободным размером - к о у т а (" малая песня"), в к-рых заметную роль играла трудовая тематика. Самый известный поэтич. сб.- " Кангинсю" (1518).

С началом европ.-япон. контактов (1542) на япон. яз. стали переводиться отрывки из соч. античных авторов; особое значение имел перевод басен Эзопа (1593).

В лит-ре периода позднего феодализма (17 в.- 60-е гг. 19 в.) преобладали демократич. тенденции. Традиции отогидзоси в 17 в. продолжил новый жанр - к а н а-д з о с и (популярные рассказы развлекат. и нравоучит характера); их авторы- чиновники из разорившихся самураев, буддийские монахи, читатели-горожане. В кон. 17 в. эти рассказы дали начало жанру - укиёдзоси (" записки о бренном мире"), т. е. рассказам, новеллам и повестям бытового, зачастую эротич. содержания. Поведение героев определялось моралью развивающейся буржуазии. Расцвет укиёдзоси относится к годам правления Гэнроку (1688-1703) - " золотому веку" культуры позднего средневековья - и связан с именем Сайкаку Ихара (1642-93), зачинателя трёх направлений в этом жанре: косёкумон о (новеллы о чувств, любви и любовных похождениях), букэмоно (новеллы из жизни самураев) и тёнинмоно (новеллы из жизни горожан).

Драматургия 17-18 вв. ориентировалась на театр кукол дзёрури и театр кабуки. Крупнейший драматург эпохи - Мондзаэмон Тикамацу (1653-1724), автор дзидаймоно (многоактные ист. драмы) на сюжеты из воен.-феод, эпоса, япон. и кит. истории, старинных легенд и преданий (" Битвы Коксинги", 1715, и др.). В 1703 Мондзаэмон Тикамацу создал первую сэвамоно (бытовая драма) - " Двойное самоубийство в Сонэдзаки". Его пьесы включают стихотворные вставки и лит. реминисценции, но осн. ткань составляет разг. речь (особенно в бытовых драмах).

В поэзии 17 в. господствующее положение занял жанр хокку. Существовало 3 школы хокку: Тэймон (осн. Тэйтоку Мацунага, 1571 -1653), Данрин (осн. Соин Нисияма, 1605-86) и Сёфу (во главе с Басе Мацуо, 1644-94). Басе Мацуо, самый известный поэт хокку, ввёл в этот жанр цезуру после 2-го стиха, выдвинул три осн. эстетич. принципа: с а б и (изящная простота), с и о р и (ассоциативное сознание гармонии прекрасного) и х о с о м и (глубина проникновения). В 18 в. последователи Басе Мацуо разделились на неск. школ; наиболее популярной была Тэммэй хайкай (её основатель- поэт и художник Бусон Танигути, 1716- 1783). Новый этап в развитии хокку открыл Исса Кобаяси (1763-1827), к-рый ввёл в них просторечную и диалектную лексику, демократизировал тематику.

В последней четв. 18 в. сёгунское пр-во установило строгий контроль за культурной жизнью страны и тематикой лит-ры. В 1791 были запрещены как безнравственные произв. нек-рых писателей (Сайкаку Ихара, Кисэки Эдзима) и целые лит. жанры (юмористич. бытописательпая повесть сярэбон). Писатели искали новые темы, литературные формы, идеи.

На рубеже 18-19 вв. наступил новый расцвет повествоват. лит-ры. Сб. рассказов Гёдзя Кинро " Цветочный венчик" (1749) положил начало жанру ё м и х о н (" книга для чтения" - рассказы и повести на сюжеты ист. преданий, легенд, устных рассказов). Бытописательское направление уступило фантастико-приключенческому, с изображением призраков, духов, воспеванием самурайской морали. Самый известный сборник-" Луна в тумане" (1768) Акинари Уэда (1734- 1809). В нач. 19 в. Бакин Такидзава (1767-1848) создал новый вид ёмихон - дидактич. роман, целью к-рого было " приобщать к добру и отвращать от зла" читателей. Из 300 романов Бакин Такидзава самый популярный - " История восьми псов" (1814). Его герои - полулюди-полупсы - символизируют 8 конфуцианских добродетелей: гуманность, долг, вежливость, мудрость, преданность, честность, почитание родителей и служение старшим.

Одновременно с ёмихон распространились кусадзоси, или г о к а н (иллюстрир. рассказы, издававшиеся ксилографич. способом). Их авторы черпали сюжеты героич., авантюрного, любовного и благочестивого характера из лит-ры прежних эпох. Самое известное произв. кусадзоси - " " Деревенский Гэндзи" Псевдо-Мурасаки" (1829-42; 152 выпуска по 10 стр.) Танэхико Рютэй (1783- 1842). Реалистич. традиции фарсов кёгэн и повестей укиёдзоси были унаследованы и развиты вт. н. коккэйбон (" забавные книжки") - юмористич. повестях нач. 19 в., описывающих нравы и быт горожан. Начало этому жанру положил Икку Дзиппэнся (1765-1831) повестью " На своих двоих по Токайдоскому тракту" (1802-22), сюжет к-рой осн. на дорожных приключениях. Самба Сикитэй (1776-1822) в произв. того же жанра " Общественная баня" (1809-12), " Общественная цирюльня" (1812-14) и др. вывел живописные образы горожан, смело использовал разг. речь. В 30- 40-е гг. 19 в. распространился сентиментальный роман ниндзёбон (" книги о человеческих чувствах"), родоначальником к-рого был Сюнсуй Тамэнага (1789- 1843). Попытки психологич. анализа в романах ниндзёбон определили их успех у читателей.

Драматурги 18 - нач. 19 вв., писавшие для театра дзёрури (Хандзи Тикамацу, 1725-83; Гэннай Хирага, 1728-79) и кабуки (Намбоку Цуруя IV, 1755-1829; Гохэй Намики, 1747-1808, и др.), в своей тематике и драматургич. приёмах следовали традициям Мондзаэмон Тикамацу.

В средних и низших слоях гор. населения распространилась не связанная с классич. канонами шуточная и сатирич. поэзия. Золотым веком к ё к а (" сумасшедшие песни") считаются 80-е гг. 18 в., когда вышли сб-ки " Собрание кёка за 10 000 лет" (1783; назв. условно), его продолжение (1785) и " Сокровищница талантов кёка" (1787), в к-рые вошли стихи Канко Акэра (1740-1800), Акара Ёмо-но (1749-1823), Масамоти Исикава (1753-1830) и др. популярных поэтов. Кёка свободна в выборе темы и образов, однако использует метрику танка. В близком к эпиграмме жанре с э н р ю (назв. по имени поэта Сэнрю Карай, 1718-90), популярном в кон. 18 - нач. 19 вв., использована метрика хокку.

Покровительство конфуцианской учёности со стороны офиц. властей способствовало оживлению в 17 - нач. 19 вв. переводч. деятельности (на япон. яз. были переведены " Речные заводи", " Цзин, Пин, Мэй" и др. кит. романы). С сер. 19 в. появились переводы и европ. авторов сголл. языка (в основном историкогеогр. соч., в т. ч. записки В. М. Головкина О Я.). В. Н. Горегляд.

Незавершённая бурж. революция 1867-68 явилась рубежом между старой и новой лит-рой Я. Значительно возросло в это время количество переводов европ. лит-ры, в т. ч. русской. Начало движению за создание новой лит-ры положил Сёё Цубоути (1859-1935). В трактате •" Сущность романа" (1885), отрицая старые эстетич. каноны, требующие от личности самоотречения в пользу феод, моральных догм, он выдвинул на первый план чувственность и индивидуальную жизнь. Однако Сёё Цубоути призывал лишь к внешнему копированию явлений. В ст. " Общая теория романа" (1886) Симэй Фтабатэй (1864-1909) указывал, что художник должен не только изображать явления жизни, но и раскрывать их идейную сущность. Его роман " Плывущее облако" (1887-88), написанный, по свидетельству самого писателя, под влиянием Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова, положил начало развитию критич. реализма в япон. лит-ре. В то же время пользовались популярностью и произв. писателей группы " Кэнъюся" (" Друзья тушечницы" - от слова " тушь"), связанной со старой традицией [роман Кое Одзаки (1867-1903) " Любовная исповедь двух монахинь", 1889, и др.]. Поиски идеала в прошлом характерны также для повести Рохан Кода (1867-1947) " Пятиярусная пагода" (1891). После японско-кит. войны 1894- 1895, в условиях обострившихся внутр. противоречий, зародилась т. н. с я к а и с ё с э ц у (социальная проза), сыгравшая важную роль в развитии реализма: повесть Роан Утида (1868-1929) " Двадцать восьмое декабря" (1898), романы Рока Токутоми (1868-1927) " Лучше не жить" (1899) и Наоэ Киносита (1869- 1937) " Огненный столб" (1904).

В 80-х гг. 19 в. возникло " движение за стих нового стиля", во главе к-рого стояли Тацудзиро Иноуэ (1855-1944), Рёкити Ятабэ (1851-99), Масакадзу Тояма (1848-1900). Изданный ими" Сбор-ник стихов новой формы" (1882), в к-ром предприняты попытки опереться на принципы европ. стихосложения, явился первым опытом новой поэзии. Для поэзии кон. 19 - нач. 20 вв. характерны преим. романтич. тенденции. Пафосом борьбы против феод, устоев, препятствующих свободному развитию личности, отличается творчество Тококу Китамура (1868- 1894), Тосон Симадзаки (1872-1943),. Акико Ёсано (1878-1942). Поэты Сайсю Оноэ (1876-1957), Кунъэн Канэко (1876-1951) утвердили д з и ю с и - свободный стих на разг. языке, ставший осн. формой япон. поэзии 20 в. Зачинателем дзиюси был Рюко Кавадзи (1888- 1959).

Проблемы развития нац. культуры, её связей с Западом затронуты Огай Мори (1862-1922) в трилогии " Юноша", " Дикий гусь", " Пепел" (1910-13).

В нач. 20 в. в Я. развернулось т. н. сидзэнсюги ундо (движение за натурализм), на к-рое оказало воздействие творчество Э. Золя: повести Кафу Нагаи (1879-1959) " Цветы ада" (1902), Тэнгай Косуги (1865-1952) " Модная песенка" (1902) и др. Ведущее положение в этом движении заняли писатели-реалисты, для произв. к-рых характерна острая социальная критика: роман " Нарушенный завет" (1906) Тосон Симадзаки, рассказ " Судьба" (1906) Доппо Куникида (1871-1908), повесть " Сельский учитель" (1908) Катай Таяма (1871- 1930), трилогия " Сансиро" (1908), " Затем" (1909), " Врата" (1910) Сосэки Нацумэ (1867-1916). Термин " сидзэнсюги" стал обозначать и натурализм и реализм.

На творчество Такубоку Исикава (1885-1912) оказало влияние антиимпериалистич. движение нач. 20 в. Демократич. и социалистич. тенденции его поэзии, отразившей рост самосознания нар. масс (сб. стихов " Свист и свисток", 1911), открыли новый путь развитию лит-ры. В то же время в эти годы широко распространился ватакуси с ё с эц у (эгобеллетристика) - вид прозы, наложивший отпечаток на развитие япон. лит-ры 1-й пол. 20 в. Для него характерна намеренная изоляция авторского " я" от обществ, проблем, уход в интимные переживания.

В 20-е гг. в обстановке подъёма рабочего движения в Я. под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России зарождалась япон. пролет, лит-ра. Первый орган пролет, писателей - журн. " Танэмаку хито" (1921-23) - объединил литераторов, для к-рых характерны антиимпериалистич. настроения. С сер. 20-х гг. пролет, лит-pa стала развиваться на чёткой идейной платформе: " рабочие романы" Вакидзо Хосои (1897-1925) " Фабрика" (1925), Ёсики Хаяма (1894- 1945) " Люди, живущие на море" (1926); антивоен. рассказы Дэндзи Куросима (1898-1944) " Стая ворон" (1927), " Сани" (1928). К пролет, направлению примкнули лучшие представители бурж. интеллигенции, последовательные в своём гума-нистич. протесте против эксплуататорского строя: Сю Эма (1889-1975), Сэйкити Фудзимори (р. 1892), Тэру Такакура (р. 1891). В 1928 пролет, лит-ра вступила в новую фазу развития. Была создана Всеяпон. федерация пролет, иск-ва (НАПФ; Nippon Artista Proleta Federatio - на эсперанто), объединившая разрозненные лит. группы. Важную роль в утверждении эстетич. основ революц. лит-ры сыграл критик Корэхито Курахара (р. 1902), выступивший против догматизма и вульгаризации в лит-ре. Видные представители пролет, лит-ры - Сунао Токунага (1899-1958; романы " Улица без солнца", 1929, " Токио, город безработных", 1930) и Такидзи Кобаяси (1903-33), творчеству к-рого присущи черты социалистич. реализма (повести " 15-е марта", 1928, " Краболов", 1929, " Жизнь для партии", 1933). Большое место в пролет, лит-ре занимала поэзия: Сигэхару Накано (р. 1902) создал образы революционеров; Хидэо Огума (1901- 1940; сб. " Летящие сани", 1935) и Мицухару Канэко (1895-1975; сб. " Акулы", 1937) воспели интернац. солидарность народов в борьбе против фаш. чумы.

В 20-х гг. формированию реалистич. драматургии способствовали пьесы " Профессор Цумура" (1919) Юдзо Ямамото (1887-1974), " Текстильная фабрика

Миура" (1919) Macao Кумэ (1891-1952), " Сын" (1922) Каору Осанаи (1881-1928). Пьесы Томоёсн Мураяма (р. 1901; " Записки о шайке разбойников", 1929, поев, борьбе рабочего класса против милитаризма), Сакаэ Кубо (1901-58; " Вулканическое плато", 1938, о борьбе япон. крестьянства за свои права) отличаются социальной заострённостью и политич. актуальностью.

В 20-30-е гг. возникли неоромантизм, неогуманизм, " школа нового мастерства". Неоромантики искали выход из кризиса в утончённом эстетизме, уживающемся с эротикой (роман Дзюнъитиро Танидзаки, 1886-1965, " Любовь глупца", 1925). Писатели-неогуманисты, группировавшиеся вокруг об-ва " Сиракаба" (1910- 1923), не имели единой платформы; называя своим учителем Л. Н. Толстого и приняв его социальную утопию, они сходились на склонности к внутр. самоанализу " кающегося дворянина". Повесть " Дружба" (1919) и драма " Да здравствует человек! " (1922) Санэацу Мусяно-кодзи (1885-1975), роман " Путь в ночном мраке" (1921-22) Наоя Сига (1883- 1971) отличаются абстрактным гуманизмом и утончённым психологизмом. Особняком в этой группе стоял Такэо Арисима (1878-1923), автор романа " История одной женщины" (1911-19) - одного из лучших произв. япон. критич. реализма. В ст. " Одно признание" (1923) он утверждал необходимость социального переустройства. К " школе нового мастерства" примыкал Рюноскэ Акутагава (1892-1927), произв. к-рого свойственны социальная тематика, глубокий психологизм и сатирич. заострённость (повесть " В стране водяных", 1927). Большую роль в развитии реализма сыграла Юрико Миямото (1899-1951), вначале находившаяся под влиянием об-ва " Сиракаба" (автобиографич. роман " Нобуко", 1924- 1926). С кон. 20-х гг. писательница стала активным участником пролет, лит. движения.

В 20-х гг. под влиянием западного " левого" иск-ва в лит-ре Я. возникли авангардистские течения, для к-рых наряду с неприятием капиталистич. действительности характерны отрицание всех моральных норм, призыв ко всеобщему разрушению, а также формалистич. экспериментаторство: сб-ки " Стихи дадаиста Синкити" (1923) Синкити Такахаси (р. 1901) и " Смертный приговор" (1925) Кёдзиро Хагивара (1899-1938). Под влиянием символизма находился Сакутаро Хагивара (1888-1942; сб-ки " Синяя кошка", 1922, " Ледяной остров", 1936). Ведущими поэтами-сюрреалистами были Фуюхико Китагава (р. 1900), Юкио Харуяма (р. 1902), Тацудзи Миёси (1900-64).

Яркое выражение принципы модернистской эстетики получили в творчестве писателей-" неосенсуалистов", считавших подлинно ценным только субъективное восприятие мира. Теоретик этой группы- Риити Ёкомицу (1898-1947) - автор рассказов " Мухи" (1923), " Наполеон и лишай" (1926) и романа " Шанхай" (1931).

В 30-40-х гг. в условиях фашизации страны в лит-ре господствовала апологетич. тенденция прославления " священной войны": трилогия Асихэй Хино (1907- 1960) " Хлеб и солдаты", " Земля и солдаты", " Цветы и солдаты" (1938-39). В июле 1942 было учреждено Япон. лит. об-во служения отечеству, ставшее оплотом пропаганды шовинистич. " японизма".

После разгрома япон. милитаризма во 2-й мировой войне 1939-45 начался новый этап в развитии лит-ры Я., для к-рого характерно сложное взаимодействие традиционного, демократического и с э н г о х а (" послевоенная группа") течений. Писатели старшего поколения, представляющие первое течение, в поисках " устойчивых ценностей", не подвластных закону времени, обращались к традициям многовековой нац. лит-ры: роман Дзюнъитиро Танидзаки " Мелкий снег" (1943-48), повести лауреата Ноб. пр. (1968) Ясунари Кавабата (1899- 1972) " Тысяча журавлей" (1951), " Старая столица" (1961-62), отличающиеся внутр. лиризмом, классич. представлением о прекрасном.

В связи с пересмотром традиций нац. культуры развёртывались острые идейные схватки. За восстановление воинств, традиций, якобы искони присущих япон. культуре, выступил Юкио Мисима (1925-70) в трилогии " Патриот", " Хризантема", " Голос павшего героя" (1967), перешедший позднее в лагерь реакции.

Движение за развитие демократич. лит-ры в послевоен. Я. возглавили писатели Корэхито Курахара, Юрико Миямото, Сигэхару Накано, Сунао Токунага. В дек. 1945 было учреждено Об-во новой япон. лит-ры (" Синнихон бунгакукай"). Автобиографич. романы Юрико Миямото " Два дома" (1947) и " Вехи" (1947-50) отмечены япон. прогрессивной критикой как достижение лит-ры социалистич. реализма. Томодзи Абэ (1903-73) в романе " Белый обелиск" (1959) ставит вопрос об ответственности людей за судьбы мира. Реалистич. роман-эпопея Яэко Ногами (р. 1885) " Лабиринт" (1948-56) повествует об идейно-нравств. исканиях япон. интеллигенции в 30-40-х гг. В романе " Плывущее облако" (1951) Фумико Хаяси (1903-51) показаны скитания женщины, не находящей жизненной опоры в условиях послевоен. Я. В кон. 50-х гг. внутри Об-ва новой япон. лит-ры возродились авангардистские тенденции, проявившиеся в попытке синтеза реализма и модернизма.

Течение сэнгоха представляли писатели разных идейно-эстетич. направлений. Их объединяло отрицание милитаризма и традиционализма во имя утверждения человеческой личности. В творчестве видных его представителей преобладали реалистич. тенденции: повесть Сёхзй Оока (р. 1909) " Огни в поле" (1951), романы Хироси Нома (р. 1915) " Зона пустоты" (1952) и Сюсаку Эндо (р. 1923) " Море и яд" (1957), поев, теме 2-й мировой войны. Роман Есиэ Хотта (р. 1918) " Одиночество площади" (1951) повествует о послевоен. япон. интеллигенции, её тревогах перед лицом наступающей реакции. Противопоставив себя традиционной литературе, часть писателей сэнгоха обратилась к творч. приёмам зап. модернизма. В поисках художеств, средств для изображения " человека современности" Синъитиро Накамура (р. 1918) прибегает к психоаналитич. методу, заимствованному у М. Пруста: повести " Дочери Сиона" (1948), " Родник любви" (1962). Воздействие экзистенциализма испытал Риндзо Сиина (1911-73; романы " Вечное предисловие", 1948, " Прекрасная дама", 1955). Сильное влияние Дж. Джойса и Пруста сказалось в романах Сэй Ито (1905-59) " Наруми Сэнкити" (1950), " Огненная птица" (1949- 1953). Настроением отчаяния, неприятием обществ, идеалов пронизаны повести Осаму Дадзай (1909-48) " Заходящее солнце" (1947) и " Утрата человека" (1948). Широкое распространение в 50- 60-е гг. получила " литература плоти", открыто проповедующая культ жестокости и секса: повесть " Солнечный сезон" (1955) Синтаро Исихара (р. 1932), роман " Скорпион" (1963) Юмико Курахаси (р. 1935), а также " роман нравов", смыкающийся с " массовой литературой" (Фу-мио Нива, р. 1904; Сэйити Фунабаси, р. 1904, и др.).

Декадентским и модернистским течениям противостояли писатели демократич. направления и критич. реализма. Острые социальные проблемы совр. Японии нашли отражение в реалистич. романах " Условие человеческого существования" (1958) Дзюмпэй Гомикава (р. 1916) и " Стена человеческая" (1958) Тацудзо Исикава (р. 1905). Хиросимской трагедии поев. сб. " Стихи об атомной бомбе" (1951) Санкити Тогэ (1917-53), повесть " Человеческие лохмотья" (1951) Ёко Ота (1906-63), романы " Чёрный дождь" (1960) Масудзи Ибусэ (р. 1898), " Комья земли" (1963) Мицухару Иноуэ (р. 1926), " Суд" (1963) Ёсиэ Хотта. В лит-ре 60- 70-х гг. реализм и модернизм нередко взаимодействуют в творчестве одного писателя, напр, в романах Кобо Абэ (р. 1924) " Женщина в песках" (1963), " Чужое лицо" (1964), " Человек-ящик" (1973) и др. В центре большинства романов Кэндзабуро Оэ (р. 1935; " Опоздавшая молодёжь", 1962, " Личный опыт", 1964, и др.) - жизнь молодого человека в послевоен. Японии, его нравств. искания; в " Записках спасителя" (1976) писатель выразил тревогу за судьбы человечества перед угрозой ядерной катастрофы. Тема отчуждения совр. молодёжи в собственнич. мире зан-имает осн. место в творчестве Такэси Кайко (р. 1930; роман " Потомки Робинзона", 1960).

Большое развитие в 60-70-е гг. получили жанр науч. фантастики и детективные романы, содержащие элементы социальной критики: романы " Подводное течение" (1961) Сэйтё Мацумото (р. 1909), " Гибель Японии" (1973) Саке Комацу (р. 1931) и др.

Демократич. поэзия кон. 40-50-х гг. представлена сб-ками Сигэдзи Цубои (1898-1975) " Плоды" (1946), Мицухару Канэко (1895-1975) " Человеческая трагедия" (1953), Дзюн Окамото (р. 1901) " Мост" (1955). Традиции пролет, лит-ры продолжали поэты лит. объединения " Архипелаг" (1952): Цугуо Андо (р. 1919), Хироси Сэкинэ (р. 1920), Рюсэй Хасэгава (р. 1928). В 1962 был создан " Конгресс поэтов Японии" во главе с Сигэдзи Цубои; ведущее положение в нём заняли поэты-коммунисты, в т. ч. Дайскэ Дои (р. 1927), автор сб. " Личное послание" (1970). Модернистская поэзия представлена творчеством Кацуэ Китасоно (р. 1902), Дзюндзабуро Нисиваки (р. 1894), Сиро Мурано (р. 1901). Поэтов-футуристов возглавил Фуюхико Китагава (р. 1900). Возникшее в нач. 50-х гг. общество " Пустыня" объединило поэтов-экзистенциалистов (Нобуо Аюкава, р. 1919, Macao Накагири, р. 1919, Рюити Тамура, р. 1923, и др.).

Наиболее известные совр. драматурги: Дзюндзи Киносита (р. 1914), пьесы к-рого отличаются реалистичностью и органич. связью с традициями нар. театра (" Журавлиные перья", 1949, " Между богом и человеком", 1970); Кобо Абэ, создавший драмы, характеризующиеся своеобразием восприятия бурж. действительности, сатирич. стилем (" Мужчина, превратившийся в палку", 1969); Юси Кояма (р. 1906) - автор бытовых драм " Бал для двоих" (1956), " Жёлтые волны" (1961). Трагедия Хиросимы, проблема рабочего движения лежа г в основе пьес Кэн Миямото (р. 1926), стремящегося к анализу социальной структуры совр. япон. общества (" Пилот", 1964, " Легенда о красоте", 1971).

В развитии социалистич. направления совр. япон. лит-ры важную роль играют писатели, объединившиеся вокруг созданного в 1965 Союза демократич. лит-ры Японии (" Нихонминсюсюги бунгаку домэй"). Революц. борьба рабочего класса, протест нар. масс против милитаризма и монополий, социальное самоутверждение человека - осн. круг тем демократич. лит-ры на совр. этапе: повести " Море и подъёмный кран" (1961) Сэй Кубота (р. 1921), " Японский солдат" (1970) Сэйдзи Симода (р. 1913); романы " Недолгий сон" (1969) Кисе Накадзато (р. 1936), " Река без моста" (1970) Суэ Сумии (р. 1902), " Глубокое течение" (1974) Кадзуо Ойкава (р. 1933) и др.

К. Рехо.

Литература Я. на китайском языке возникла в 8 в. (поэтич. сб. " Кайфусо", 751); её характер определялся континентальной культурой. Первый расцвет лит-ры на кит. яз. относится к 9 в. (поэтич. сб. " Рёунсю"; сб. буддийских новелл с э ц у в а " Ни-хон рейки"; " Путевые заметки о паломничестве в страну Тан" Эннина). Дневники, эссе, стих, сантайси создавались по нормам кит. поэтики и под влиянием конфуцианства. Наивысший подъём лит-ры Я. на кит. яз. приходится на 14- 15 вв. Ещё в 13 в. в Я. эмигрировало много кит. образованных монахов секты дзэн (чань), к-рые расселились в гл. монастырях этой секты в г. Камакура. Отсюда начала распространяться религ. и филос. лит-pa на кит. яз.- г о д з а н бунгаку (" литература пяти монастырей"), в т. ч. стихи г а т х и (гэ). Осн. содержание - проповедь дзэн, " знания вне учения", описание внутр. состояния человека в моменты " озарения" (с а т о р и). В сер. 14 в. её центр переместился в Киото, где произошёл поворот " от религии к искусству". Наиболее известные поэты - Сосэки Мусо (1275-1351) и Юбай Сэссон (1290- 1346). Авторами годзан бунгаку была начата разработка эстетич. категорий югэн, ваби и саби. В 17 в. наследниками " учёной прозы" годзан бунгаку стали представители школы к а нг а к у (" китайские науки"), к-рые исследовали, комментировали и переводили памятники кит. классики. Покровительство конфуцианской учёности в Я. со стороны офиц. властей привело в 17 - нач. 19 вв. не только к оживлению переводч. деятельности, но и к новому подъёму япон. лит-ры на кит. яз., особенно поэзии: Дзюнъан Киносита (1621-98), Санъё Рай (1780-1832), Сёдзан Сакума (1811-64) и др. Учёными-китаеведами (кангакуся) были опубл. многочисл. сб-ки стихов си и прозаич. произведения. В. Н. Горегляд.

Литературоведение. Термин " бунгэйгаку" (калька, от нем. Litcraturwissenschaft) как назв. науки о лит-ре возник в Я. в сер. 20-х гг. 20 в. Но истоки литературоведения восходят к раннему средневековью (предисл. и комментарии к поэтич. памятникам и т. п.). Становление науки о лит-ре Я. проходило под влиянием различных течений зап. лит-ведения; одним из зачинателей был Яити Хага (1867-1927; " Очерки истории японской литературы", 1900), получивший образование в Германии. Литературоведение Я. развивалось во взаимодействии направлений: библиографического, соединяющего биографич. метод с источниковедением (Нобуцуна Сасаки, 1872- 1963, " Проблемы поэтики", 1908; Сэнъити Хисамацу, р. 1894, " Очерки национальной литературы. Объект и метод изучения", 1944); культурно-исторического, исходящего из позитивистского метода И. А. Тэна (Сакутаро Фудзиока, 1870- 1910, " История японской литературы периода Хэйан", 1905; Сокити Цуда, 1873 - 1961, " Исследование народной идеологии, отражённой в литературе", 1916-21); академического, связанного с духовно-историч. школой нем. литературоведения (Мацудзо Кайто, 1878- 1952, " Метод изучения национальной литературы", 1930; Ёсиэ Окадзаки, р. 1892, " Новые теории японского литературоведения", 1961); социально-историч. школы, опирающейся на принципы культурно-историч. направления и марксистское учение (Таро Синода, " История японской литературы с точки зрения исторического материализма", 1932; Тадаёси Кондо, р. 1901, " Основы японской литературы", 1937). В 30-е гг. 20 в. марксистское литературоведение представлено работами Корэхито Курахара (" Теория искусства", 1937), Кэй Морияма (р. 1904; " Теория литературы", 1936), Юйити Хомма (1909-59; " Литературоведение", 1937), в 50-70-е гг.- Сэйдзабуро Ямада (р. 1896; " История пролетарской литературы", 1954), Хироси Кавагути (р. 1905), Фусадзи Ямамура (р. 1908), Сидзуо Сато (р. 1919; " Марксистская теория литературы", 1974). На антимарксистской платформе стоят Ёситака Такахаси (р. 1913; " Проблемы изучения литературы", 1958), Такааки Ёсимото (р. 1924; " Конец ложной системы", 1962), Такэо Окуно (р. 1926; " Основы современной литературы", 1967). В области сравнит, изучения лит-р выделяются работы Киндзи Симата (р. 1901; " Современная компаративистика", 1956), Сабуро Ота (р. 1909; " Переводная литература", 1959). Проблемы совр. япон. лит-ры разрабатываются в трудах Хидэо Одагири (р. 1916; " Личность в современной литературе", 1958), Сэйити Ёсида (р. 1908; " Современная литература и классика", 1961), Мицуо Накамура (р. 1911; " Критика и творчество", 1964), Сюго Хонда (р. 1908; " История послевоенной литературы", 1966), Кэнкити Ямамото (р. 1907; " Сто лет японской литературы", 1968). Среди литературоведч. изданий выделяется серия " Литература" (1977), поев. совр. проблемам япон. и мировой лит-р.

К. Рехо.

Литературная периодика. Первый япон. лит. журнал появился в 70-х гг. 19 в. Издававшийся в 1887-99 " Кокумин-но томо" стоял на общедемократич. позициях. В кон. 19 - нач. 20 вв., в годы движения за новую япон. лит-ру, важную роль сыграли журн. " Бунгакукай" (1893-98) и " Мёдзё" (1900-08). Журн. " Васэда бунгаку" (1891-98) уделял внимание писателям и критикам реалистич. направления. Журн. " Сиракаба" (1910-23) был органом одноимённой лит. группы, выступавшей за гуманистич. иск-во. В 20-30-х гг. появились журналы левого революц. направления: " Танэмаку хито" (1921- 1923), " Бунгэй сэнсэн" (1924-32), " Сэн-ки" (1928-31), " НАПФ" (1930-31). В числе модернистских журналов - " Бунгэй дзидай" (1924-27) и " Ака то куро" (1923-24). В кон. 1945 начала возрождаться журнальная пресса, дезорганизованная войной. В 1946 осн. " Син нихон бунгаку", объединивший прогрессивных писателей. С 1965 выходит " Минсю бунгаку" - орган Союза демократич. лит-ры Я. Среди совр. периодич. изд. наиболее известны " Синтё" (с 1900), " Бунгэй сюндзю" (с 1923), " Бунгэй" (с 1933), " Бунгакукай" (с 1933), " Гундзо" (с 1946). Вопросам теории и истории лит-ры посвящают свои страницы " Кокуго то кокубунгаку" (с 1924), " Бунгаку" (с 1933) и др. К. Рехо. Лит.: Астон В. Г., История японской литературы, пер. с англ., Владивосток, 1904; Конрад Н. И., Японская литература в образцах и очерках, Л., 1927; его же, Очерки японской литературы, М., 1973; Г л у с к ин а А. Е., Логунова В. В., Очерки истории современной японской демократической литературы, М.- Л., 1955; К у р а х а р а К., Статьи о современной японской литературе, [пер. с япон.], М., 1959; Японская литература. Исследования и материалы, М., 1959; История современной японской литературы, [пер. с япон.], М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература. Краткий очерк, М., 1964; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971; Горегляд В. Н., Дневники и эссе в японской литературе X - XIII вв., М., 1975; Рехо К., Современный японский роман, М., 1977; X и р ан о К э н, Гэндай нихон бунгаку нюмон (Введение в современную японскую литераТУРУ), Токио, 1955; Ёсида Сэйити, Сидзэнсюги кэнкю (Исследование японского натурализма), т. 1 - 2, Токио, 1956; Накамура Мицуо, Сакка ронсю (Сборник статей о творчестве японских писателей), т. 1 - 3, Токио, 1957; Хонда Сюго, Моногатари сэнго бунгаку си (История послевоенной японской литературы), Токио, 1966; Keene Donald, Modern Japanese poetry: an essay, Michigan, 1964; J a n e i r a A. M., Japanese and Western literature. A comparative study, Tokyo, 1970.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.