Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстранормальная фонетика 3 страница






ЭГБА ВОССТАНИЕ, одно из наиболее крупных выступлений африканцев в Нигерии, направленных против англ, колон, властей и их агентуры; происходило в июне 1918 в небольшом королевстве Эгба (Зап. Нигерия). Непосредств. поводом к восстанию послужило введение колон, властями прямого налогообложения. Африканцы заняли нек-рые адм. здания, разгромили склады, разрушили ж.-д. путь и телеграфную линию, связывавшие города Баро и Минна. Местный правитель (алаке) был вынужден спасаться бегством. Колон, власти бросили на подавление восстания армейские подразделения (ок. 1000 солдат и офицеров). Повстанцы потеряли св. 3, 5 тыс. чел.

ЭГБАЛЬ, Эгбаль Аштиани Аббас (1897 - 11.2.1956, Рим), иранский историк и филолог. Окончил Сорбонну (1926). Совместно с M. Казвини основал лит.-ист. журнал " Йадгар" (" Память"). Труды по истории Ирана в ср. века и новое время. Издатель MH. ср.-век. источников и мемуаров европ. путешественников в Иран.

Лит.: Дорошенко E. А., Об исторических взглядах Аббаса Эгбаля, в сб.: Иран, M., 1963.

ЭГБЕРТ (Egbert, Ecgberht, Ecgbryht) (ум. 839), король англо-саксонского королевства Уэссекс с 802. Объединил под своей властью враждовавшие между собой королевства англо-саксов, присоединив к Уэссексу Корнуолл, Кент, Эссекс, Суссекс, Мерсию и Нортумбрию.

ЭГВЕКИНОТ, посёлок гор. типа, центр Иультинского р-на Чукотского авт. округа Магаданской обл. РСФСР. Расположен на берегу зал. Креста Берингова м. Порт. Комбинаты: горно-обогатит., строительный, пищекомбинат.

ЭГГЕРТ (Eggert), Джон Эмиль Макс (1.8.1891, Берлин, -29.9.1973, Цюрих), немецкий физико-химик. Обучался в Берлинском ун-те и берлинской Высшей технической школе (1909-13). Ученик В. Нернста. Преподаватель (с 1913) и проф. (1923-37) Берлинского ун-та, науч. руководитель исследовательской лаборатории фирмы " Агфа" (1928-45); проф. Высшей технич. школы в Цюрихе (1946-61). Осн. работы в области химии фотографич. процессов. Изучал характер светочувствительности галогенидов серебра, определял квантовый выход в кристаллах галогенидов эмульсионных слоев. Показал зависимость степени почернения проявленных эмульсионных светочувствительных слоев от дисперсности серебра в последних.

ЭГЕДЕ-НИССЕН (Egede-Nissen), Адам Яльмар (29.6.1868, ок. Кристиании, ныне Осло, - 4.4.1953, там же), деятель норв. рабочего и коммунистич. движения. Племянник гарибальдийца О. Эгеде-Ниссена. По профессии почтовый служащий. В 1900-12, 1922-24 деп. стортинга, В нач. 1900-х гг. помогал рус. с.-д. в печатании в Вардё и доставке в Россию революц. лит-ры. В 1906-23 чл. Норвежской рабочей партии. В янв. 1918 был в Сов. России, встречался с В. И. Лениным. С 1923 чл. компартии Норвегии (КПН); делегат /-го конгресса (1935) Коминтерна. В 1933-35 пред. Об-ва друзей Сов. Союза. В 1934-40, 1945-46 пред. КПН; с 1946 почётный чл. КПН. Автор воспоминаний " У Ленина 20 лет тому назад" (1937), " Жизнь в борьбе" (1945).

ЭГЕЙ, в др.-греческой мифологии афинский царь. Когда его сын Тесей отправился на о. Крит, чтобы убить Минотавра и таким образом освободить Афины от позорной дани, к-рую они платили царю Миносу, Э. условился с ним, что при благополучном исходе битвы с Минотавром чёрные паруса на корабле Тесея будут заменены белыми. Однако Тесей после победы над Минотавром забыл сменить паруса; Э. при виде корабля под чёрными парусами бросился с прибрежного утёса в море, к-рое с тех пор стало называться Эгейским (так древние греки объясняли назв. моря).

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА, к р и т о-микенская культура, общее назв. цивилизаций бронз, века (3-2-е тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции н M. Азии (Анатолии). Первые центры открыты раскопками Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). С 19 и. исследовано неск. сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на о. Лемнос с кам. стеной вые. 5 м, Филакопи на о. Милос; царские резиденции - Троя, дворцы Крита (Кнос, Маллия, Фест), акрополь в Микенах. Развитие Э. к. проходило неравномерно, её центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укреплённые стенами с башнями и бастионами, с обществ, зданиями и храмами появились в зап. Анатолии в 3-м тыс. до н. э.; укреплённые поселения в материковой Греции - в кон. 3-го тыс.; на Крите крепости неизвестны и во 2-м тыс. до н. э. Выделяется неск. локальных археол. культур (цивилизаций) (фессалийская, македонская, западноанатолийская, элладская культура, кикладская культура, минойская культура), входящих в Э. к. Хронологически эти культуры принято делить на три осн. периода - ранний, средний и поздний, а каждый период-на 3субпериода (I, II, III): напр., раннеминойский I, среднефессалийский III и т. п. Процесс формирования Э. к. был сложным и длительным: культуры зап. Анатолии и Cp. Греции возникли на основе местного неолита, на островах вост. части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; зап.-анатолийское влияние было сильно и на др. о-вах. Ок. 2300 до н. э. Пелопоннес и сев.-зап. Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индо-европ. происхождения) к нач. 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, нек-рых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура; в нач. 2-го тыс. до н. э. появилась иероглифич. письменность, с 1600 до н. э.- линейное письмо A. Cp. бронзовый век (1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) - период наибольшей консолидации Э. к., о чём свидетельствует определённое единство материальной культуры: керамики, металлич. изделий и др. Ок. 1.600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев), воины к-рых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших гос-в т. н. микенского периода вокруг др. центров - Микен, Тиринфа, Орхомена. Ок. 1470 до н. э. нек-рые центры Э. к. (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, принёсшее новую культуру и линейное письмо Б. С кон. 13 в. до н. э. Э. к. переживает глубокий внутр. кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев и " народов моря", что приводит Э. к. к гибели. В. С. Титов.

Эгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с иск-вом Др. Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художеств, культурами Др. Востока эгейское иск-во отличается более светским характером. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика Киклад, " кикладские идолы", - мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризов., лаконичных, монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой (" скрипкообразные" фигуры, обнажённые женские статуэтки).

Приблизительно с 23 в. до н. э. ведущим центром художеств, культуры стал Крит (расцвет в 1-й пол. 2-го тыс. до н.э.). Иск-во Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в к-рых сочетание обширных горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщ. бесконечной изменчивостью впечатлений художеств, образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразит, и декоративно-прикладном иск-ве Крита орнаментально-декоративный стиль (20-18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи " камарес") сменяется в 17-16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растит, и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением мор. существ, произв. мелкой пластики, торевтики, глиптики); к кон. 15 в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески " тронного зала" и раскрашенный рельеф из стука " царь-жрец" из дворца в Кносе, вазопись " дворцового стиля").

17-13 вв. до н. э.- период высокого расцвета иск-ва ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами т. н. циклопической кладки (из кам. глыб весом до 12 тонн) и планировкой в 2 уровнях- нижний город (место убежища окрестного населения) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на кам. цоколях из сырцового кирпича с дерев, связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания - мегарона, прообраз др.-греч. " храма в англах". Лучше др. раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом (" гробница Атрея" близ Микен, 14 или 13 вв. до н. э.). Изобразит, и декоративно-прикладное иск-во ахейской Греции испытало сильное влияние иск-ва Крита, особенно в 17-16 вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из " шахтовых гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм [рельефы на надгробных стелах " шахтовых гробниц", погребальные маски, нек-рые сосуды (" кубок Нестора")-из погребений]. Иск-во 15-13 вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдич. композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах). н. M. Лосева.

Лит.: Полевой В. M-, Искусство Греции. Древний мир, M., 1970; Сидорова H. А., Искусство Эгейского мира, M, 1972; [С о к о л о в Г.], Эгейбкое искусство. [Альбом], M., 1972; M о н г а и т А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, M., 1974; Б л а в а тская T. В., Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура, M., 1976; Schachermeyer F., Die altesten Kulturen Griechenlands, Stuttg., [1955]; Demargne P., Naissance de l'art grec, Р., 1974; Matz F., Kreta, Mykene, Troja, [5 Aufl.], Stuttg.- Gotta, [1962]; Renfrew C., The emergence of civilisation. The Cyclades and the Aegean in the third millennium B. C., [L., 1972]; V e г m e uIe E., Greece in the bronze age, Chi.- L., 1972; History of the Hellenic world. Prehistory and grotohistory, Athens - L., 1974.

ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ, полузамкнутое море в басе. Средиземного м., между п-овами Балканским и M. Азией и о. Крит. На С.-В. прол. Дарданеллы соединяется с Мраморным м. и далее с Чёрным м., на Ю· неск. проливами между островами - со Средиземным м. Пл. ок. 179 км2. Образовалось в результате погружения в конце плиоцена и в плейстоцене суши (Эгеиды), остатками к-рой являются многочисл. острова (в связи с этим Э. м. ранее наз. морем Архипелага). Преобладают глуб. от 200 до 1000 м (наибольшая 2529 м на Ю.). Течения в зап. части моря направлены на Ю., в вост.- на С.; их скорость до 0, 5-1 км/ч. Темп-pa воды на поверхности зимой 11- 15 0C, летом 22-25 0C. На глуб. более 350 м темп-pa воды не изменяется в течение всего года (12-13 0C). Солёность 37, 0-39, 0°/оо. Приливы полусуточные, их величина от 30 до 60 см. Рыболовство, добыча губок. Гл. порты: Пирей, Салоники (Греция), Измир (Турция).

ЭГЕР (Eger), город на С. Венгрии, на р. Эгер, у юж. подножия гор Бюкк. Адм. ц. медье Хевеш. 56 тыс. жит. (1976). Машиностроение и металлообработка, табачная, меб., молочная пром-сть. Виноделие. Бальнеологич. курорт. Город, сохранил ср.-век. планировку. Пам. архитектуры - крепость (13 в.) с укреплениями 16 в., дворец епископа (15 в.), тур. минарет (1596-1687), барочные дом обл. совета (1751-55, арх. M. Герль), лицей (1765-85, арх. Я. Фельнер), класси

Эгер. Церковь миноритов. 1758-73. Архитектор М. Герль.

цистич. собор (1831-37, арх. И. Хильд). Музей им. И. Доби (археол. памятники, живопись, преим. венг.).

Лит.: G его L., Eger, : [Bdpst], 1957.

ЭГЗЕКЬЮТИВ-КОММИТТИ ХРЕБЕТ (Executive Committee Range), часть горного массива на Земле Мэри Бэрд (Зап. Антарктида). Простирается между 76° 20' и 77° 20' ю. ш. Сложен базальтами. Отд. горные· вершины возвышаются над ледниковым покровом (толщина которого в этом р-не ок. 1000 м) до 4181 м (г. Сидли). Открыт в 1940 амер. экспедицией P. Бэрда. Назван в честь Исполнит, к-та Антарктич. службы США.

ЭГИДА (от греч. aigis, род. п. aigidos), в др.-греч. мифологии щит Зевса-символ покровительства и гнева богов. " Под эгидой" - под защитой, под покровительством.

ЭГИЛОПС (Aegilops), род однолетних травянистых растений сем. злаков. Соцветие - узкоцилиндрический, дан цетовидный или овальный колос, при созревании опадающий целиком или разламывающийся на членики. Колоски 2-5-цветковые, сидящие на оси колоса по одному. 20-25 видов, распространены от Средиземноморья до Афганистана и Центр. Азии. В СССР ок. 10 видов, на юге Eвроп. части, Кавказе и в Cp. Азии; растут по каменистым и сухим склонам, на песках, у дорог, но чаще как сорняки в посевах различных культур. В степях и полупустынях обычен Э. цилиндрический (Ae. cylindrica), к-рый хорошо поедается на пастбище скотом, иногда используется на сено.

Эгилопс цилиндрический.

ЭГИН-ГОЛ, Эгийн-Гол, река в МНР, левый приток р. Селенга. Дл. 475 км, пл. басе. 49, 1 тыс. км2. Берёт начало из оз. Хубсугул; протекает в широкой долине по горно-холмистой местности, образуя многочисл. пороги. Весеннее половодье, летние дождевые паводки. Cp. расход воды в 40 км от устья ок. 100 м31сек. Замерзает на 5-6 мес. Несудоходна. У истока, на берегу оз. Хубсугул - пристань Хатгал.

ЭГИРИН (от имени бога моря Эгира в сканд. мифологии), породообразующий минерал, силикат гр. моноклинных пироксенов; хим. состав NaFe[Si2O6]. Примеси Mn, Zn, Ti, Nb, Zr, V. Вследствие изоморфизма Na+ ± Ca2+, сопровождаемого замещением Fe3+ на (Mg, Fe)2+ или Si4+ на Al3+, наблюдаются переходы к Э.-диопсиду, Э.-геденбергиту и Э.- авгиту. Встречаются в виде удлинённых столбчатых, шестоватых и игольчатых кристаллов; лучистых, спутанно-волокнистых (т. н. " волосы русалки") сростков, иногда сферолитов. Цвет от зелёного до зеленовато-чёрного. Иногда почти бесцветен. Блеск стеклянный. TB. по минералогич. шкале 5, 5-6; плотность 3400- 3600 кг/м3. Типичен для щелочных пород и связанных с ними пегматитов, а также зон щелочного метасоматоза, развивающихся по различным интрузивным и осадочно-метаморфич. (гнейсам, сланцам, железистым кварцитам и др.) породам. В агпаитовых нефелиновых сиенитах встречается совм. с нефелином, ортоклазом, эвдиалитом, апатитом и др.; в щелочных гранитах с альбитом, рибекит-арфведсонитом, цирконом; в зонах щелочного метасоматоза с альбитом, гематитом, пирохлором. При изменении переходит в хлорит, гематит, лимонит.

А. И. Гинзбург.

ЭГИТОГНАТИЗМ (от греч. aigithos - коноплянка и gnathos - челюсть), тип строения нёба у птиц, характерный для воробьиных, стрижеобразных; разновидность неогнатизма. При Э. нёбные отростки верхнечелюстных костей не срастаются ни между собой, ни с сошником. Cp. Дромеогнатизм, Шизогнатизм.

ЭГК (Egk) Вернер (р. 17.5.1901, Аухзесхейм, близ Аугсоурга), немецкий композитор и муз. обществ, деятель (ФРГ), действит. чл. Баварской академии изящных иск-в (1951). Муз. образование получил в Аугсбургской консерватории, совершенствовался в Мюнхене у К. Орфа. В 30-х гг. получил известность как дирижёр. С 1954 живет в Мюнхене. В основе творчества Э., сформировавшегося под воздействием P. Штрауса, П. Хиндемита и И. Ф. Стравинского, лежат элементы старонем. фольклора, претворяемые с помощью разнообразных средств совр. композиц. техники. Лучшие произв. Э. написаны, как правило, на либретто самого автора по классич. произв. мировой лит-ры (оперы " Пер Гюнт" по Ибсену, 1938; " Ревизор" по Гоголю, 1957; " Обручение в Санто-Доминго" по мотивам новеллы Клейста, 1963, и др.). Возглавлял Нем. союз композиторов.

ЭГМОНТ, Э г м о н д (Egmont, Egmond) Ламораль (18.11.1522, Ла-Амед, -5.6. 1568, Брюссель), граф, один из лидеров оппозиц. нидерл. знати накануне и в начале Нидерландской буржуазной революции 16 века. Выступал лишь против " крайностей" исп. политики в Нидерландах, а после нар. Иконоборческого восстания 1566 пошёл на примирение с исп. пр-вом. Тем не менее был вместе с Ф. Горном казнён. Идеализированный образ Э. создал И. В. Гёте в драме " Эгмонт" (1788) (музыка к драме - Л. Бетховена, 1810).

ЭГОИЗМ (франц. egoi'sme, от лат. ego - я), принцип жизненной ориентации, состоящий в превращении частных интересов в осн. мотив деятельности и гл. критерий оценки в отношении к обществу и окружающим. Возникает в эпоху разложения первобытнообщинного строя вместе с появлением частной собственности и отражает процесс атомизации обществ, объединений, выделения из них самодовлеющих индивидов и замкнутых групп (позднее классов), для к-рых общественно полезная деятельность является и признаётся лишь средством утверждения и сохранения их особого социального положения. Развитие товарного и особенно капиталистич. способа произ-ва, в к-рых превращение частного интереса в цель деятельности происходит объективно, делает принцип Э. универсальным мерилом человеческой (предпринимательской) активности, что нашло отражение в филос., политико-экономич., моральных доктринах эпохи Просвещения (T. Гоббс, Б. Мандевиль, А. Смит, Д. Рикардо, К. Гельвеции, П. Гольбах, И. Бентам и этика утилитаризма и др.). В дальнейшем приверженность принципам Э. нередко приобретает форму крайнего индивидуализма и аморализма (M. Штирнер и др.). Обыденным нравственным сознанием ничем не ограниченный Э. всегда так или иначе осуждался; в качестве альтернативы ему был выдвинут принцип альтруизма. Однако лишь с устранением частной собственности в условиях социализма принцип Э. перестаёт быть осн. способом мотивации обществ, деятельности и вытесняется принципом коллективизма. Окончат, изживание Э. из практики человеческих отношений относится к эпохе зрелого коммунизма. О. Г. Дробницкий.

ЭГОТИЗМ (англ. egotism, от лат. ego - я), самовлюблённость, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах и значении.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат. ego - я и центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном " Я"; крайняя форма эгоизма. В философии эгоцентрич. позиция ведёт к солипсизму, в этике - к индивидуализму. В генетич. психологии Ж. Пиаже понятие Э. определяет особую стадию развития ребёнка (от 3 до 6 лет), его мышления и речи; употребляется также в психопатологии, ряде направлений глубинной психологии (А. Адлер и др.) и т. п.

ЭГРЕШШИ (Egressy) Габор (1.11.1808, Шайоласлофальва, -30.7.1866, Пешт), венгерский актёр. Один из видных представителей революц.-романтич. направления в венг. театр, иск-ве, друг и соратник Ш. Петёфи, активный участник венг. революции и нац.-освободит, борьбы (1848-49). В 1828 начал творч. деятельность. С 1837 работал (с небольшими перерывами) в первом постоянном театре в Пеште (с 1840 - Нац. театр). Обладал большим темпераментом, выступал в героич. и трагедийных ролях (в одноим. пьесах У. Шекспира - Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Э. принадлежит первое глубокое прочтение ролей нац. репертуара; в пьесе " Банк-бан" Катоны актёр исполнил роль Отто (1834), затем Петура и позднее Банка (40-е гг.). Э.- автор книги " Актёрское искусство" (1866), в которой отражены его прогрессивные взгляды на сценич. иск-во.

Соч.: A szineszet konyve, Bdpst, 1866.

Лит.: Петёфи Ш., Национальный театр, [пер. с венг.], Собр. соч., т. 4, M., 1953, с. 131-35.

ЭГРИДИР (Egridir), озеро на Ю.-З. Турции. Расположено в северо-зап. отрогах Тавра, в межгорной котловине на вые. 924 м. Дл. ок. 50 км, пл. ок. 320 км2. Берега юж. части Э.- крутые, в сев. части (обособленный плёс Хойран) - пологие. Вода пресная, хотя поверхностного стока нет. Предполагается подземный отток из Э. через карстовые полости.

ЭГРИССКИЙ ХРЕБЕТ, Мегрельский хребет, горный хребет Б. Кавказа, в Груз. CCP. Протягивается параллельно Главному, или Водораздельному, хребту, между pp. Ингури и Цхенисцкали. Вые. до 3173 м (г. Цекури). На склонах - широколиста, леса (дуб, бук и др.); выше 2000 м - субальпийские и альпийские луга.

ЭГУТЁР (франц. egoutteur, от egoutter - отжимать, осушать), ровнитель, полый валик бумагоделательной машины (из проволочного каркаса, обтянутого сеткой), служащий для выравнивания поверхности бумаги, улучшения её структуры, повышения однородности, а также для нанесения водяных знаков на бум. полотно.

Лит.: Иванов С. H., Технология бумаги, 2 изд., M., 1970.

ЭГУТИ Киёси, Эгути Кан (20.7. 1887, Токио, - 18.1.1975, там же), японский писатель. Учился на отделении англ, лит-ры Токийского ун-та. В 1920 примкнул к социалистич. движению и стал одним из видных деятелей пролет, лит-ры в Японии 20-30-х гг. Ранние рассказы Э., относящиеся к 1910-м гг., носят черты эстетизма. Поворот к острой социальной тематике наметился в рассказах " Лейтенант и инвалид войны" (1919), " В камере предварительного заключения" (1922). Повесть " Любовь и тюрьма" (1923, рус. пер. 1927) поев, жизни и борьбе япон. революционеров. Роман " Невеста и лошадь" (1949) повествует о жизни япон. крестьян. Автор мемуаров " Полвека моей жизни в литературе" (т. 1-2, 1953-58).

Лит.: История современной японской литературы, M., 1961; Ямала Сэйдзабуро, Пурорэтариа бунгакуси, т. 2, Токио, 1954; К о б а я с и Сигэо, Эгути Киёси то тайсё бунгаку, " Минею бунгаку", 1972, №11.

ЭД (Eudes) Эмиль Франсуа Дезире (12.9.1843, Ронсе, - 5.8.1888, Париж), член Парижской Коммуны 1871, бланкист. Сотрудничал в бланкистских изданиях. Участвовал в орг-ции, созданной О. Бланки в 1868-69. За участие в выступлении бланкистов 14 авг. 1870 в парижском квартале Ла-Вилетт был приговорён к смертной казни, освобождён Сентябрьской революцией 1870. Во время осады Парижа прус, войсками командир батальона Нац. гвардии. Играл видную роль в восстании 18 марта 1871. Чл. Коммуны, входил в Исполнит, и Воен. комиссии. Командовал одной из колонн в походе Нац. гвардии на Версаль (3- 4 апр. 1871). После падения Коммуны эмигрировал. Вернулся во Францию после амнистии 1880. Был одним из руководителей бланкистского Центр, революц. комитета, образованного в 1881.

ЭДА (сокр. от Eniaia Demokratike Aristera), осн. в Греции в 1951, см. Единая демократическая левая партия.

ЭДАФОН (от греч. edaphos - основание, почва), термин, введённый нем. биологом P. Франсе для обозначения совокупности организмов (лишь их активных стадий развития), обитающих в почве и представляющих замкнутое сообщество. Позднее Э. стали называть всю совокупность обитающих в почве организмов. См. также Почвенная фауна.

Лит.: France R. H., Das Edaphon, Stuttg., 1921.

ЭДДА МЛАДШАЯ, Снорриева Э д д а, произведение исл. прозаика и поэта Снорри Стурлусона, написанное в 1222-25. Состоит из пролога и 3 частей. Содержит довольно полный обзор языческих мифов (MH. из них известны только отсюда), обзор двучленных (кеннингов) и одночленных (хейти) поэтич. обозначений (фигур), проиллюстрированных стихами скальдов, а также поэму Снорри Стурлусона, к-рая сопровождается прозаич. комментарием, близким по стилю схоластич. трактатам.

И з д. в рус. пер.: Младшая Эдда. Послесл. M. И. Стеблин-Каменского, Л., 1970 (лит.).

ЭДДА СТАРШАЯ, Эдда Сэмунда, Песенная Эдда, Эдда, сборник др.-исландских песен. Сохранился в рукописи 13 в. Его составитель неизвестен. Песни бытовали в устной традиции; время их возникновения остаётся спорным. Иек-рые из песен сохранились в др. рукописях. В жанровом отношении представляют собой прорицания, изречения, мифологич. действа и чистые повествования. Мифологич. песни, самая знаменитая из к-рых Прорицание вёльвы, - единств, в своём роде источник по языческой мифологии. Большая часть героич. песен основана на сказаниях южногерм. происхождения. По идеологии и стилю песни Э. С. архаичнее эпич. произв. др. герм, народов; в них есть наслоения разных эпох.

Изд.: Edda, die Lieder des Codex Regius nebst verwardten Denkmalern, hrsg. von G. Neckel, 4 Aufl., von H. Kuhn, HdIb., 1962; Eddadigte ungivet af Jon Helgason, v. 1 - 3, Kbh., 1952-64; в рус. пер.- Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. Послесл. M. И. Стеблин-Каменского, М.- Л., 1963 (лит.).

Лит.: Хойслер A, Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, M., 1960; Мелетинский E. M., " Эдда" и ранние формы эпоса, M., 1968.

M. И. Стеблин-Каменский.

ЭД-ДИВАНИЯ, город в Ираке, см. Дивания.

ЭДДИНГТОН (Eddington) Артур Стэнли (28.12.1882, Кендал, Уэстморленд, - 22.11.1944, Кембридж), английский астроном-, чл. Лондонского королев, общества (1914). В 1906-13 работал на Гринвичской обсерватории. С 1913 проф. университета и с 1914 директор астрономич. обсерватории в Кембридже. В 1921-23 президент Королевского астрономич. общества в Лондоне. Труды Э. посвящены гл. обр. изучению движения звёзд, их внутр. строения, теории относительности и релятивистской космологии. Он впервые применил теорию лучистого равновесия к недрам звёзд и разработал теорию равновесной газовой излучающей звезды. Обнаружил зависимость светимости звёзд от их массы. Э. впервые рассчитал модели звёзд, находящихся в лучистом равновесии. Был чл. ряда иностр. академий и науч. об-в. Соч.: Stellar movements and the structure of the universe, L., 1914; The internal constitution of the stars, Camb., 1926; в рус. пер.- Звёзды и атомы, M.- Л., 1928; Пространство, время и тяготение, Од., 1923; Современное развитие космической физики, M.- Л., 1928.

ЭД-ДРУЗ, второе назв. вулканич. массива Джебелъ-Друз на Ю. Сирии и в Иордании.

ЭДЕ (Ede), город в Нигерии, в штате Ойо, в верховьях р. Ошун. 182 тыс. жит. (1975). Центр р-на по сбору какао-бобов. Торговля какао-бобами, табаком, хлопком. Обработка с.-х. сырья.

ЭДЕ (Ede), город в Нидерландах, в пров. Гелдерланд. 79, 9 тыс. жит. (1975). Ж.-д. узел. Произ-во химич. волокна (предприятие концерна АКЗО). Текст., табачная, пищ. пром-сть, металлообработка; произ-во пианино.

ЭДЕА (Edea), город в Камеруне, на лев. берегу р. Санага, в Прибрежной пров. 23 тыс. жит. (1970). Торг.-трансп. центр. Ж. д. и шоссе соединён с г. Яунде и портом Дуала. На р. Санага-ГЭС (264 Мет, 1976). Алюм. з-д, использующий электроэнергию ГЭС Эдеа и привозной глинозём (из Гвинейской Республики). Произ-во пальмового масла, деревообработка.

ЭДЕЙЕН-МУРЗУК, Идехан-Мурзук, песчаная пустыня (эрг) на Ю.-З. Ливии. Расположена в котловине, ограниченной останцовыми массивами (вые. 450-500 м). Пл. ок. 200 тыс. км2. На С. и С.-З.- дюны (вые. до 300 м), лишённые растительности. Осадков ок. 10 мм в год. Вдоль сев. и вост. окраин - редкие оазисы с финиковыми пальмами.

ЭДЕЙЕН-УБАРИ, Идехан-Убари, песчаная пустыня в Ливии. Вые. 400-500 м. Рельеф преим. грядовый; встречаются изолированные песчаные холмы относит, вые. до 200 м. Осадков ок. 10 мм в год. Почти лишена растительности. В депрессиях - солончаки, озёра, в которых добывают соду и поваренную соль. Кочевое животноводство. По окраинам - небольшие оазисы с рощами финиковых пальм.

ЭДЕЛЬВЕЙС, леонтоподиум (Leontopodium), род многолетних растений сем. сложноцветных. Соцветия - корзинки, скученные в б. или м. плотные клубонки или сложные полузонтики (иногда корзинки одиночные), обычно окружены войлочноопушёнными простёртыми верхушечными листьями, образующими характерную для Э. фигуру - " звезду". Ок. 30 видов (по др. данным, до 50), в Евразии (кроме Кавказа и Передней Азии); в СССР 6-8 видов на Д. Востоке и в Сибири, 2 вида в Cp. Азии и 1 вид в Карпатах. Растут гл. обр. в горно-степном и высокогорном поясах (вые. до 5000 м). Особенно известен Э. альпийский (L. alpinum) со снежно-белыми, сверху толсто войлочноопушёнными верхушечными листьями, образующими правильную многолучевую " звезду". Из-за исключительной красоты Э. альпийский был почти истреблён (внесён в " Красную книгу") и подлежит охране.

Лит.: Г р у б о в В. И., Эдельвейс - Leontopodium R. Br., в кн.: Флора СССР, т. 25, М.- Л., 1959. M. Э. Кирпичников.

ЭДЕЛЬМАН (Edelman) Джералд Морис (р. 1.7.1929, Нью-Йорк), американский биохимик, чл. Амер. акад. иск-в и наук, Нью-Йоркской АН. Окончил Урсинус-колледж (1950). Доктор медицины (1954). С 1957 в Рокфеллеровском ин-те мед. исследований; проф. (с 1966). Осн. труды по изучению первичной и третичной структуры белков, преим. антител (иммуноглобулинов), а также строения поверхности клеток. Применил новые методы фракционирования антител и клеток,, разработал метод флуоресцентной спектроскопии белков. Установил, что молекулы иммуноглобулинов состоят из четырёх полипептидных цепей. Нобелевская пр. (1972, совм. с P. P. Портером).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.