Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные заведения, научные и культурные учреждения. Здравоохранение. 22 страница






Во время 2-й мировой войны 1939-45 Турция, объявив после нападения Германии на СССР о своём нейтралитете, предоставляла фаш. агрессорам возможность использовать Ч. п. в своих целях. В свете этих обстоятельств Потсдамская конференция 1945 признала, что конвенция, заключённая в Монтрё, должна быть пересмотрела. В 1946 СССР приступил к переговорам с Турцией, но тур. пр-во отвергло сов. предложения. В 1953 Сов. пр-во заявило пр-ву Турции, что оно пересмотрело своё прежнее мнение относительно указанных предложений. T. о., конвенция 1936 остаётся междунар. актом, регулирующим судоходство в Ч. п. Лит.: Ленин В. И., Интервью корреспонденту " Обсервер" и " Манчестер Гардиан" M. Фарбману, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45; Уляницкий В. А., Дарданеллы Босфор и Черное море в XVIII в., M., 1883; Горяи н о в С. M., Босфор и Дарданеллы, СПБ, 1907; Проливы. [Сб.], M., 1923; Дранов Б. А., Черноморские проливы. Международно-правовой режим, M., 1948; Миллер А. Ф., Турция и проблемы проливов, M., 1947; Альтман В. В., Из истории борьбы за проливы после первой мировой войны, в сб.; Из истории общественных движений и международных отношений, M., 1957; Живкова Л., К вопросу о пересмотре Лозаннской конвенции о режиме проливов в англо-турецких отношениях в 1933- 1935 гг., в сб.: Проблемы британской истории. 1973, M., 1973; Dascov ic i N., La question du Bosphore et des Dardanelles, Gen., 1915; Fu ad AIi, La question des Detroits, P., 1928; Howard H., The partition of Turkey, N. Y., 1966; PuryearV. J., England, Russia and the straits question 1844-1856, Berk., 1931; Irtem Suleyman Kani, Bogazlar meselesi, 1st., 1936; Abrevaya J., La conference de Montreux et Ie regime des Detroits, P., 1938; B r e m о у G. de, La conference de Montreux et Ie nouveau regime des detroits, P., 1939; S hot well J. T., D e a k F, Turkey at the straits. A short history, N. Y., 1940. А. Ф. Миллер.

ЧЕРНОМОРСКИЙ, посёлок гор. типа в Северском р-не Краснодарского края РСФСР. Расположен на автодороге Краснодар - Новороссийск, в 3 км от ж.-д. станции Хабль. 3-д железобетонных изделий. Близ Ч.- добыча нефти.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, в Херсонской и Николаевской обл. УССР. Расположен на сев. побережье и островах в Тендровском и Ягорлыцком заливах Чёрного м. Площадь (1976) 64 806 га. Создан в 1927 для охраны зимующих, перелётных и гнездящихся птиц и среды их обитания. Включает отд. разрозненные участки солончаковых и песчаных степей, дубовые, берёзовые, осиновые и черноольховые рощи, косы, солёные и пресные озёра, акватории заливов. Многочисленны на гнездовании чайки, крачки, кулики, утки, пастушковые, голенастые. В заливах - место массовой зимовки лебедей (кликуна и шипуна), уток, куликов, пастушковых. На пролёте много гусей (особенно белолобого), куликов, воробьиных и др. птиц. На лесостепных участках встречаются на гнездовании малочисленные и редкие виды, такие, как дрофа, орлан-белохвост, нерегулярно встречается стрепет. Хорошо акклиматизировался пятнистый олень, завезённый в 1957 из Аскании-Нова. В водах обитают кефаль, глосса (подвид речной камбалы), бычки.
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, высшее оперативное объединение, составная часть ВМФ СССР на Чёрном м. Осн. в 1783 после присоединения к России Крыма. Созданию Ч. ф. предшествовало строительство воен. кораблей на Азовском м. и в Херсоне (с 1778). 2 мая 1783 в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии, к-рые составили ядро нового флота. В 1785 был утверждён первый штат Ч. ф. в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 трансп. судов, личного состава - 13, 5 тыс. чел. Для управления флотом в Херсоне было создано Черномор, адмиралтейство.

На протяжении всей своей истории Ч. ф. успешно выполнял стоявшие перед ним задачи. В ходе рус.-турецкой войны 1787-91, несмотря на числ. превосходство флота противника, рус. моряки нанесли ему крупные поражения в сражениях у Фидониси (1788), в Керченском морском сражении 1790, у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия (1791). В войне ярко проявилось флотоводч. искусство адм. Ф. Ф. Ушакова, командовавшего эскадрой, а в 1790-98 - Ч. ф. В 1789 в Николаеве была заложена кораблестроительная верфь и сюда из Херсона переведено Черномор, адмиралтейство. В 1804 гл. воен. портом Ч. ф. стал Севастополь. Во время войны с Францией эскадра Ч. ф. под командованием Ушакова вела в 1798-1800 боевые действия в Средиземном м., освободила Ионические о-ва, штурмом овладев о. Корфу (см. Керкира). В 1806-07 эскадра под командованием вице-адм. Д. Н. Сенявина, действуя в Эгейском м., разгромила тур. флот в Дарданеллъском сражении 1807 и Афонском сражении 1807. В 1816 гл. командиром Ч. ф. и портов стал вице-адм. А. С. Грейг, деятельность к-рого привела к повышению боевой мощи флота: совершенствовалось вооружение кораблей, ежегодно проводились манёвры, улучшилось навигационно-гидрографич. обеспечение. Большое внимание уделялось подготовке офицеров, в 1822 в Севастополе была создана Мор. библиотека. В рус.-тур. войне 1828-29 Ч. ф. содействовал наступлению войск на Балканском и Кавк. театрах воен. действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг " Меркурий", одержавший победу в бою с 2 тур. линейными кораблями. В 1831 на Ч. ф. был создан штаб гл. командира флота. В 1832 нач. штаба был назначен контр-адм. М. П. Лазарев, к-рый в 1833 стал гл. командиром Ч. ф. (до 1851). Под его руководством обновился корабельный состав, были приняты на вооружение мощные бомбические орудия, в Севастополе были построены адмиралтейство и казематные батареи. К сер. 19 в. Ч. ф. был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др. Во время Крымской войны 1853-56 эскадра под командованием вице-адм. П. С. Нахимова разгромила турецкую эскадру в Синопском сражении 1853. Во время Севастопольской обороны 1854-55 черномор. моряки под руководством адм. В. А. Корнилова, Нахимова и В. И. Истомина героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали арт. поддержку сухопутным войскам. По Парижскому мирному договору 1856 Россия была лишена права иметь воен. флот на Чёрном м. Это ограничение суверенных прав России на Чёрном м. было отменено лишь в 1871. Возрождение Ч. ф. как парового броненосного флота в кон. 19 в. связано с именами Г. И. Бутакова и С. О. Макарова. В 1881 была принята кораблестроит. программа для Чёрного м. К нач. 20 в. в составе Ч. ф. было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др.

В нач. 20 в. с ростом революц. движения в стране начались революц. выступления Черномор, моряков. Большую роль в пробуждении политич. сознания среди матросов Ч. ф. сыграли ленинская " Искра* и активная деятельность первых с.-д. организаций, созданных на Ч. ф. в 1901-02. В апр. 1904 в Севастополе был образован Центральный флотский к-т воен. организации РСДРП (" матросская централка"), установивший связь с большевистскими к-тами Севастополя, Николаева, Харькова и др. В июне 1905 на Ч. ф. вспыхнуло восстание на броненосце " Потёмкин", а в нояб.- Севастопольское восстание 1905 на крейсере " Очаков ", к-рые были жестоко подавлены царским пр-вом. Имена героев восстаний Г. Н. Вакуленчука, П. П. Шмидта, А. И. Гладкова, С. П. Частника, Н. Г. Антоненко навечно вошли в историю революц. борьбы.

К нач. 1-й мировой войны 1914-18 в составе Ч. ф. имелось 6 линейных кораблей (додредноутов), 2 крейсера, 17 эсминцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. В ходе войны Ч. ф. пополнился 3 линейными кораблями (один из них погиб в 1916), 9 эсминцами, 10 подводными лодками, 2 гидроавиатранспортами и др. Ч. ф. активно участвовал в боевых действиях на Чёрном м. против герм.-тур. сил, содействовал сухопутным войскам Кавк. фронта на приморских направлениях, нарушал коммуникации противника.

Победу Февр. революции 1917 моряки Ч. ф. встретили с большим подъёмом. Несмотря на засилье соглашательских партий в Советах и матросских к-тах, шёл процесс большевизации флота. ЦК РСДРП(б) направил в Севастополь опытных парт, работников-Ю. П. Гавена, Н. А. Пожарова и др. На флоте, как и в Советах, шла упорная борьба с меньшевиками, эсерами, укр. бурж. националистами, анархистами. 16 дек. 1917 в Севастополе был распущен соглашательский Совет и создан Военно-революц. к-т, к-рый взял власть в свои руки. С помощью моряков-черноморцев в янв. 1918 Сов. власть была установлена в Феодосии, Керчи, Евпатории, Ялте, Одессе, Ростове. В годы Гражд. войны 1918-20 черноморцы сражались в составе Днепровской, Азовской и Волжской флотилий и различных частей Красной Армии. Среди героев Гражд. войны моряки-черноморцы А. В. Мокроусов, А. В. Полупанов, И. А. Назукин и др. В связи с оккупацией герм.-австр. войсками Украины и Крыма В. И. Ленин дал указание о перебазировании Ч. ф. в Новороссийск. Революц. корабли Ч. ф. в апр.-мае 1918 выполнили ленинское указание. Однако ввиду угрозы их захвата герм, интервентами, появившимися на Тамани, по призыву Сов. пр-ва 18 июня 1 линейный корабль, 9 эсминцев и другие суда были затоплены в районе Новороссийска и Туапсе. Оставшиеся в Севастополе корабли были захвачены герм, интервентами и укр. националистами. В мае 1919 Сов. власть в Крыму была восстановлена, но вскоре Крым был захвачен белогвард. войсками ген. А. И. Деникина, и Ч. ф. оказался в их руках. В мае 1920 по приказу РВСР были созданы Мор. силы Чёрного и Азовского морей, к-рые участвовали в боевых действиях против белогвард. флотилии. При бегстве войск ген. П. Н. Врангеля из Крыма они увели в Бизерту св. 130 кораблей и судов. X съезд РКП(б) (1921) принял решение о восстановлении Ч. ф. В 1922 на Ч. ф. были отремонтированы 2 эсминца, 5 канонерских лодок, 2 подводные лодки, неск. тральщиков и минных заградителей. К 1928 восстановление Ч. ф. было в основном закончено и началась его технич. реконструкция. Зимой 1929-30 в Севастополь были переведены из Кронштадта линейный корабль " Парижская Коммуна" (позже " Севастополь") и крейсер " Профинтерн" (позже " Красный Крым"). В 1936 Мор. силы Чёрного и Азовского морей были переименованы в Ч. ф. За 1-ю и 2-ю пятилетки (1929-37) Ч. ф. получил св. 500 новых боевых кораблей. В 1938-39 на Ч. ф. появились новые лидеры (" Москва", " Харьков"), эсминцы типа " Гневный", достраивались новые крейсера (" Ворошилов") и др. корабли, были созданы ВВС, береговая оборона, система ПВО. Нач. Мор. сил Чёрного и Азовского морей (с 1935 командующими Ч. ф..) были: А. В. Домбровский (1920), Э. С. Панцержанский (1920-21, 1925- 1926\ А. С. Максимов (1921-22), А. К. Векман (1922-24), М. В. Викторов (1924), В. М. Орлов (1926-31), И. К. Кожанов (1931-37), П. И. Смирнов (1937), И. С. Юмашев (1938-39), Ф. С. Октябрьский (с авг. 1939).

К нач. Великой Отечеств, войны 1941-45 на Чёрном м. был создан хорошо оснащённый по тому времени флот в составе 1 линейного корабля, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, неск. дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны.

Высокая боевая готовность Ч. ф. сорвала попытку врага вывести из строя осн. силы флота в первые дни войны. Авиация Ч. ф. нанесла удары по Констанце, Сулине, Плоешти. Ч. ф. активно участвовал в Одесской обороне 1941 и героич. Севастопольской обороне 1941-42; командующий Ч. ф. возглавлял Севастопольский оборонит, р-н. Важное значение имела крупнейшая Керченско-Феодосийская десантная операция 1941-42, проведённая при активном участии Ч. ф. В 1942-43 Ч. ф. участвовал в битве за Кавказ, Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, надводные силы, авиация и мор. пехота сражались за Новороссийск и в р-не Туапсе. Героич. страницами в истории Ч. ф.стали десанты в р-не Юж. Озерейки и Станички (в р-не Мысхако) в февр. 1943, оборона " Малой земли", Новороссийска-Таманская операция 1943, Керченско-Элътигенская десантная операция 1943. Азовская военная флотилия, находившаяся в составе Ч. ф., своими действиями по поддержке сухопутных войск участвовала в освобождении портов Азовского м. Корабли и части Ч. ф. участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, Ясско-Кишинёвской операции 1944. Дунайская военная флотилия, входившая в состав Ч. ф., прошла с боями от низовьев Дуная до Вены. Во время войны гвард. звания были удостоены 18 кораблей, частей и соединений; 59 кораблей, частей и соединений были награждены орденами СССР. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Сов. Союза. За боевые заслуги Указом Президиума Верх. Совета СССР от 7 мая 1965 Ч. ф. был награждён орденом Красного Знамени. Командующими Ч. ф. во время войны были Ф. С. Октябрьский (авг. 1939 - апр. 1943, март 1944 - нояб. 1948), Л. А. Владимирский (апр. 1943 - март 1944), чл. Воен. совета - H. M. Кулаков (май 1940 - дек. 1943), И. И. Азаров (1941 - март 1943, февр. 1944 - май 1947), нач. штаба - И. Д. Елисеев (апр. 1941 - янв. 1944) и И. Ф. Голубев-Монаткин (февр. 1944- дек. 1945).

В 50-60-х гг. произошли количеств, и качеств, изменения во всех родах сил Ч. ф. Пополнение флота новыми кораблями, оснащение новейшей боевой техникой, вооружение ракетным оружием, радиоэлектронными средствами различного назначения позволили поставить перед Ч. ф. совершенно новые задачи. Корабли Ч. ф. совершают дальние плавания и походы в Средиземное м. и различные р-ны Мирового океана, во время к-рых отрабатывают задачи боевой подготовки и обеспечивают защиту гос. интересов СССР на море. Ч. ф. показал высокое воинское мастерство в ходе учений чОкеан" (1970) и " Юг" (1971), десятках походов в различные страны Средиземноморья и Атлантики. Высоких показателей в боевой учёбе добивались экипажи крейсеров " Михаил Кутузов", " Дзержинский", противолодочного крейсера " Ленинград", ракетного крейсера " Грозный", большого десантного корабля " Воронежский комсомолец", эсминцев " Напористый", " Пламенный", " Находчивый" и др. В послевоен. период Ч. ф. командовали адмиралы H. E. Басистый (1948-51), С. Г. Горшков (1951-55), В. А. Касатонов (1955-62), С. E. Чурсин (1962-67.), В. С. Сысоев (1968-74), H. И. Ховрин (с 1974).

Лит.: Черноморский флот, M., 1967; История русской армии и флота, т. 5, 8, 9, M., 1911 - 13; Боевая летопись русского флота. Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г., M., 1948; В ь ю н е н к о H. П., Черноморский флот в Великой Отечественной войне, M., 1957; Гречко А. А., Битва за Кавказ, 2 изд., M., 1969; Боевой путь Советского Военно-морского флота, 3 изд., M., 1974.

H. И. Ховрин.

ЧЕРНОМОРСКОЕ, б. Ак-Мечеть, посёлок гор. типа, центр Черноморского р-на Крымской обл. УССР. Расположен в 64 км от ж.-д. ст. Евпатория (конечный пункт ж.-д. ветки от линии Джанкой - Севастополь). 3-ды: торг, оборудования, комбикормовый; промкомбинат.

ЧЕРНОМОРСКОЕ ВОССТАНИЕ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ФЛОТЕ, восстание в апреле 1919 на кораблях франц. военно-мор. флота, участвовавших в интервенции против Сов. гос-ва; самое значительное революц. выступление в войсках интервентов. Большую роль в подготовке восстания сыграли подпольные коммунистич. орг-ции, к-рые вели революц. пропаганду в иностр. войсках, в частности - франц. группа Иностранной коллегии (Ж. Ля-бурб и др.) при Одесском обкоме большевистской партии. Вслед за отказом ряда франц. сухопутных частей бороться против Сов. власти 16 апр. начались волнения на франц. судах. 19 апр. восстали матросы линкора " Франс" и флагманского корабля " Жан Бар", к к-рым присоединились матросы линкора " Жюстис" и др. судов, стоявших близ Севастополя. На кораблях были подняты красные флаги, моряки высадились на берег и совместно с рабочими Севастополя организовали демонстрацию. Восстание распространилось на др. франц. корабли в Чёрном м. 27 апр. восстали матросы крейсера " Вальдек-Руссо", стоявшего на внешнем рейде Одессы. Матросы и солдаты требовали немедленной отправки на родину и прекращения антисов. интервенции. Франц. пр-во вынуждено было заявить об эвакуации своих вооружённых сил из Сов. России. К началу мая 1919 весь франц. военно-мор. флот покинул Чёрное м. Франц. командование жестоко расправилось с участниками восстания, значительная часть их была арестована и брошена в тюрьмы. Восстание явилось ярким выражением солидарности междунар. пролетариата с Сов. Россией. Амнистирование участников Черномор, восстания в 20-е гг. было одним из требований франц. рабочего движения.

Г. П. Драгунов.

ЧЕРНОМОРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙCKO, создано на Ю. Украины в 1787 (оформлено указом в янв. 1788) из б. запорожцев по инициативе Г. А. Потёмкина под назв. " Войско верных казаков". Участвовало под командованием атаманов С. Белого и 3. Чепеги в рус.-тур. войне 1787-91, было переименовано в Ч. к. в. и получило земли между Юж. Бугом и Днестром. В 1792-93 в целях закрепления терр. на Сев. Кавказе было переселено на Кубань в составе 40 куреней (до 25 тыс. чел.) с центром в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Ч. к. в. занимало оборонит, линию по прав, берегу р. Кубань от её устья до р. Лаба. В нём сохранялись нек-рые внеш. признаки Запорожской Сечи (формальная выборность войскового пр-ва, наз-в. куреней и др.). В 1-й пол. 19 в. в его состав вошло до 70 тыс. переселенцев - б. запорожцев, вернувшихся из Турции, и казаков упразднённых укр. казачьих войск (Усть-Дунайского, Азовского, Бугского, Екатеринославского и др.). К 1860 население Ч. к. в. насчитывало ок. 200 тыс. чел. и выставляло 12 конных полков, 9 пеших (пластунских) батальонов, 4 батареи и 2 гвард. эскадрона. Участвовало в Кавказской войне 1817-64, а пластуны - и в Севастопольской обороне 1854-55. В 1860 вошло в состав вновь образованного Кубанского казачьего войска.

Лит.: ГолобуцкийВ. А., Черноморское казачество, К., 1956; Щербина Ф. А., История Кубанского казачьего войска, т. 1 - 2, Екатеринодар, 1910-13. В. А. Голобуцкий.

ЧЕРНОМОРСКОЕ ШОССЕ, магистральная автомоб. дорога Новороссийск - Батуми протяжённостью 750 км (маршрут № 19). Построено в 1887-1910, восстановлено и реконструировано в 1946-50. Проходит по терр. Краснодарского края, Абх. АССР и Адж. АССР. Осн. промежуточные пункты: курорты Геленджик, Джубга, Туапсе, Сочи (с курортными посёлками на протяжении ок. 150 км), Гагра, Гудаута, Новый Афон. Сухуми, Очамчира, Зугдиди. Трасса Ч. ш., за исключением участка Очамчира - Самтредиа - Кобулети, проходит по берегу моря. Подъезды: к Мысхако (6 км), Абрау-Дюрсо (23 км), Красной Поляне (59 км), горе Ахун (11 км), Салхино (18 км), Пицунде (13 км), Рицинскому заповеднику (56 км), Юж. Приюту (102 км), Ткварчели (27 км), Зугдиди-Местиа (136 км). С дорожной сетью РСФСР Ч. ш. связано автомоб. дорогами: Павловская - Краснодар - Новороссийск (маршрут № 18) и Армавир - Майкоп - Туапсе. От Самтредиа отходит автомоб. дорога на Тбилиси, Ереван, Баку (маршруты №№ 15, 17). Тяготеющий к Ч. ш. район - крупнейшая в СССР зона климатич. и бальнеоло-гич. курортов и туризма, имеющая междунар. значение. В составе перевозок преобладают пассажирские; поступают грузы для курортов и обслуживания отдыхающих. Вывозятся продукты пищ. пром-сти, цитрусовые, фрукты, виноград. Ведутся работы по увеличению пропускной способности участков дорог с наиболее интенсивным движением.

Г. И. Шейнис.

ЧЕРНО-ПЁСТРАЯ ЛИТОВСКАЯ ПОРОДА к р. рог. скота, порода молочного и молочно-мясного направлений продуктивности. Выведена в нач. 20 в. скрещиванием местного скота с ост-фризской, черно-пёстрой шведской, голландской и др. породами. Быки весят 850-1000 кг, коровы 500-550 кг. Cp. удои коров 3500-4000 кг, наибольший 12 550 кг. Жирность молока 3, 6-3, 8%. Молодняк отличается хорошими откормочными качествами: к 15 мес бычки весят 450 кг и более. Убойный выход 58-60%. Разводят породу в Литов. CCP. Племенной скот вывозят в др. республики для улучшения местного скота.

Лит.: Черно-пестрый скот и методы его улучшения, под ред. M. M. Лебедева, Л., 1971.

ЧЕРНО-ПЁСТРАЯ ПОРОДА к р. рог. скота, порода молочного направления продуктивности. Утверждена в 1959. Благодаря различию свойств исходного местного скота, природных условий и уровня плем. работы Ч.-п. п. имеет особенности в различных р-нах разведения. В центр, р-нах РСФСР она создавалась скрещиванием (с кон. 19 в.) местного великорус, скота и его помесей с остфризской, швед, черно-пёстрой и голл. породами. Этот скот наиболее крупный - быки весят до 1000 кг, коровы 550-650 кг, с наиболее высокими удоями - в ср. ок. 4000 кг (лучшие до 10- 12 тыс. кг), жирность молока 3, 5-3, 6%. Уральский черно-пёстрый скот выведен скрещиванием (с 1936-37) тагильской породы с остфризским и черно-пёстрым скотом Прибалтики. Быки весят 900- 950 кг, коровы 500-600 кг. Cp. удои 3700-3800 кг (рекорд 17 517 кг), жирность молока 3, 7-3, 8%. Сибирский черно-пёстрый скот создан скрещиванием (с 1929-30) местного сиб. скота с ост-фризским и голландским. Быки весят 850-900 кг, коровы 450-500 кг. Cp. удои ок. 3500 кг, жирность молока 3, 7-3, 8%. Мясные качества животных Ч.-п. п. удовлетворительные. При интенсивном выращивании молодняк к 18 мес весит 500- 550 кг. Ч.-п. п.- одна из наиболее распространённых пород кр. рог. скота в СССР. Разводят её в центр, и сев.-зап. областях РСФСР, на Урале, в Зап. Сибири, нек-рых областях Вост. Сибири, в УССР, БССР, Узб. CCP.

Лит.: Скотоводство, под ред. E. А. Арзуманяна, M., 1970; Черно-пестрый скот и методы его улучшения, под ред. M. M. Лебедева. Л.. 1971.

ЧЕРНОПЛОДНАЯ РЯБИНА, арония черноплодная (Aronia melano-сагра), растение сем. розоцветных. Кустарник вые. 1, 5- Зм. Листья эллиптич., пильчатые, плоды шаровидные, диам. 0, 7-1, 5 см, чёрные, блестящие, мякоть тёмно-красная, кисловато-сладкая, вяжущая, сок тёмно-рубиновый. Обитает в вост. р-нах Сев. Америки. В СССР введена в культуру И. В. Мичуриным; распространена в пром. и приусадебных садах Европ. части СССР (Прибалтики, сев., сев.-зап. и центр. областей РСФСР), в Сибири, на Алтае. Нетребовательна к почве и климату, влаголюбива. Плоды (содержат сахара, витамины P и С, провитамин А) используют в свежем виде, для приготовления сока, варенья, сушёного продукта и в мед. целях. Урожайность 3-8, 5 кг с куста (50- 70 ц с 1 га). Растения сажают на хорошо освещённых участках, весной или осенью, на расстоянии 4 м между рядами и 1, 5- 3 м в ряду. Кусты образуют много побегов, к-рые загущают посадки и подлежат систематич. прореживанию. Декоративна, особенно весной, когда растения покрываются крупными белыми соцветиями, и осенью - в багряных листьях; используется в озеленении. Медонос.

Лит.: Бурмистров А. Д., Ягодные культуры, Л., 1972. E. В. Колесников.

ЧЕРНОСЛИВ, сушёные плоды сливы сортов Венгерка итальянская (лучший Ч.), Венгерка домашняя и др. Для сушки пригодны спелые, мясистые плоды со свободно отделяющейся от мякоти косточкой, содержащие не менее 10% Сахаров и не более 1, 2% кислот. Плоды Венгерки итальянской для ускорения сушки, снятия воскового налёта и получения " сетки" (трещин) на кожице плодов предварительно бланшируют (обрабатывают кипящей водой) 20-30 сек, сливы др. сортов - 1-1, 5 мин. Затем их охлаждают проточной водой и сушат в паровых сушилках 8-10 ч при температуре 80 0C (в конце сушки температуру снижают до 60 0C). Для придания блеска Ч. после охлаждения и сортировки погружают на 1, 5-2 мин в кипящую воду, затем обрабатывают глицерином (5 кг на 1 т Ч.). Товарные сорта Ч.- высший, 1-й, 2-й. Продукт должен быть чёрного цвета, мягким, сладко-кислого вкуса. Выход Ч. из свежих плодов 20-22%.

ЧЕРНОСОТЕНЦЫ, " Чёрная сотня", члены реакц. обществ, орг-ций в России в нач. 20 в., к-рые, выступая за сохранение незыблемости самодержавия на базе великодержавного шовинизма, в борьбе с революц. движением, дополняли карательный аппарат царизма. Предшественниками Ч. следует считать " Священную дружину" и " Рус. собрание" в Петербурге, объединявшие с 1900 реакц. представителей интеллигенции, чиновничества, духовенства и помещиков. В период Революции 1905-07 в связи с обострением классовой борьбы возникли: в Петербурге " Союз русского народа", в Москве " Союз русских людей". " Русская монархическая партия", " Общество активной борьбы с революцией", в Одессе " Белый двуглавый орёл" и др. Социальную основу этих орг-ций составляли самые разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой гор. буржуазии, купцы, мещане, ремесленники, несознательные рабочие, а также деклассированные элементы. Деятельность черносотенных орг-ций направлялась " Советом, объединённого дворянства" и находила моральную и материальную поддержку самодержавия и придворной камарильи. Несмотря на нек-рое различие программ черносотенных орг-ций, общей для их деятельности была борьба с революц. движением. Ч. вели устную агитацию в церквах, на собраниях, митингах, лекциях, служили молебны, проводили массовые манифестации, направляли делегации к царю и т. д. Эта агитация способствовала разжиганию антисемитизма и монархич. угара и приводила к волне погромов и террористич. актов против революционеров и прогрессивных обществ, деятелей. Ч. издавали газеты " Русское знамя", " Почаевский листок", " Земщина", " Колокол", " Гроза", " Вече" и др.; материалы Ч. печатали также правые газеты - " Московские ведомости", " Гражданин", " Киевлянин". Видными деятелями черносотенных орг-ций были А. И. Дубровин, В. M. Пуришкевич, H. E. Марков, адвокат П. Ф. Булацель, священник И. И. Восторгов, инженер А. И. Трищатый, монах Илиодор, кн. M. К. Шаховской и др. С целью объединения своих сил черносотенцы провели четыре общеросс. съезда; была избрана " Гл. управа" (в окт. 1906) общечерносотенной орг-ций " Объединённый русский народ". После Революции 1905-07 общеросс. черносотенная орг-ция распалась, черносотенное движение ослабло, численность их орг-ций резко сократилась. В ходе Февр. революции 1917 оставшиеся черносотенные орг-ций были официально упразднены. После Окт. революции руководители и MH. рядовые члены этих орг-ций боролись против Сов. власти. Термин " черносотенец" употреблялся впоследствии по отношению к крайним реакционерам, воинствующим противникам социализма и т. д.

Лит.: Jl е н и н В. И., Опыт классификации политических партий, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 14; е г о ж е, Политические партии в России, там же, т. 21; его ж е, О черносотенстве, там же, т. 24; Левицкий В., Правые партии, в кн.: Общественное движение в России в начале XX в., т. 3, кн. 5, СПБ, 1914; Союз русского народа. По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 1917 г., сост. А. Черновский, M.- Л., 1929. H. П. Eрошкин

ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, категория сел. населения России в 14-17 вв., зависимого непосредственно от феод, гос-ва, а не от частных владельцев. К сер.16 в. Ч. к. исчезли в центр, р-нах страны, но сохранились на европ. С. и в Сибири (" пашенные люди"). В кон. 17 в. насчитывалось св. 50 тыс. дворов Ч. к. В 16-17 вв. пашня и часть угодий находились в частнодолевом владении семей Ч. к., а осн. пастбища, леса, реки - в общинно-волостном пользовании. Эксплуатировались Ч. к., как правило, слабее, чем частновладельческие крестьяне. У Ч. к. были развиты различные промыслы (соледобыча, пушная охота, рыбная ловля и пр.), ремесло, торговля. В сер. 16 в. среди Ч; к. заметна имуществ. и социальная дифференциация. Из Ч. к. вышли крупные купцы-предприниматели: Амосовы, Босые, Гусельниковы, Строгановы и др. Земская реформа Ивана IV увеличила адм., суд. и финанс. функции выборных органов в волостях Ч. к., во главе к-рых стояли богатейшие из них. С кон. 16 в. наблюдался рост гос. обложения Ч. к., ограничение прав распоряжения ими землёй, сужение компетенции земского самоуправления. В результате реформ Петра I Ч. к. вошли в состав гос. крестьян.

Лит.: Богословский M. M., Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в., т. 1-2, M., 1909 - 12; Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в., M, 1955; Носов H. E., Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного, Л., 1969.

ЧЕРНОСПИНКА, рыба сем. сельдевых; то же, что бешенка.

ЧЕРНОТАЛ, чернолоз, народное назв. ивы пятитычинковой и др. видов рода ива.

ЧЕРНОТЕЛКИ (Tenebrionidae), семейство жуков подотр. многоядных. Жуки от очень мелких до крупных (дл. тела от 2 до 50 мм); обычно чёрные (отсюда назв.), иногда бурые или ярко-полосатые и пятнистые, редко белые или металлически блестящие. Форма тела вт шаровидной до палочковидной. Лапки передних и средних ног 5-члениковые, задних- 4-члениковые. У большинства видов задняя пара крыльев отсутствует (жуки не летают). Личинки цилиндрические, твёрдые, обычно жёлтые, внешне напоминают проволочников и наз. поэтвму ложнопроволочниками, питаются кэрешками растений; жуки всеядны. Многие виды Ч. выделяют резко пахнущие защитные жидкости. Ведут обычно ночной или сумеречный образ жизни. Ок. 17 тыс. видов, распространены по всему земному шару, кроме полярных областей; особенно многочисленны в степях и пустынях, многие - и в лесах. В СССР более 1000 видов, гл. обр. в Cp. Азии, Казахстане, на Кавказе. Личинки и жуки нек-рых видов Ч. повреждают культурные и пастбищные растения (см. Медляки), другие вредят продовольств. запасам (развиваются в зерне, муке и мучных продуктах, напр, большой и малый мучные хрущаки).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.