Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Театр. Истоки франц. театра в иск-ве средне-век, бродячих актёров и музыкантов -жонглёров, вагантов






Истоки франц. театра в иск-ве средне-век, бродячих актёров и музыкантов -жонглёров, вагантов. Ещё в 9-10 вв. зародилась литургическая драма, осн. на инсценировках отд. эпизодов Евангелия. Она игралась в церкви, позже на паперти. Кроме духовенства и прихожан, нередко в представлениях участвовали и жонглёры, вносившие в них вольный дух карнавала, нар. гулянья. Реалистич. нар. начало площадных зрелищ развивалось в миракле и мистерии. Возникшая из ли-тургич. драмы, мистерия стала наиболее значит, и массовым видом ср.-век. театра. Одной из самых грандиозных и популярных была " Мистерия страстей господних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.). Существовали мистерии и светского содержания. Исполнители мистерий - горожане-любители, члены городских цехов - объединялись в " Братства". Наиболее значит, из них - " Братство страстей господних" (существовало с 70-х гг. 14 в. до 1676), получив в 1402 монополию на представления в Париже, выступало в закрытых помещениях, а с 1548 в " Бургундском отеле". В его репертуар входили мистерии, фарсы, моралите, соти. Однако в том же 1548 представления мистерий, в к-рые всё больше проникали реалистич., комедийные элементы, были под воздействием церкви запрещены. С 1578 " Братство" сдавало помещение другим театр, объединениям: союзу судейских клерков & bull; " Базоши" (давало, несмотря на преследования, пародийные представления, высмеивавшие судейское сословие и церковную иерархию), " Братству беззаботных ребят" (среди его участников поэт П. Гренгор, актёр-импровизатор Понта-ле) и др. С 1599 в " Бургундском отеле" работала провинц. труппа В. Леконта -первый постоянный проф. актёрский коллектив, ставивший трагедии, трагикомедии и пасторали А. Арди, а в 30-е гг. 17 в. пьесы Ж. Ротру, М. Скюдери и др. Для народа показывались фарсы с участием ярмарочных комедиантов-импровизаторов - Готье-Гаргиля, Гро-Гильома и Тюрлюпена.

Новый этап в истории франц. театра начался с утверждением абс. монархии (17 в.), торжеством идеи государственности. В этот период возникла нормативная эстетика, осн. на греко-рим. образцах. В иск-ве утвердился классицизм, крупнейшими представителями к-рого были трагедийные драматурги П. Кор-нель и Ж. Расин, комедиограф Мольер. В 1634 открылся театр " Маре" (рук. актёр Г. Мондори), ставивший гл. обр.
трагедии Корнеля. Позднее в " Бургундском отеле" были осуществлены постановки пьес Расина, в к-рых раскрылось дарование актрисы М. Шанмеле. Клас-сицистская школа определила стиль актёрского иск-ва Ф. в 17-18 вв. и оказала влияние на развитие театра других европ. стран. Критерием прекрасного стала " облагороженная природа"; герои трагедий наделялись изящными манерами светских людей, но при этом игра актёров отличалась монументальностью, подчёркнутой патетикой. Достижением этой школы были поэтичность, страстность, клас-сич. выразительность игры. Классицист -ская школа вызвала появление актёрских амплуа, создала возможность для композиционно целостного построения зрелища. В то же время ограниченность классицизма сказалась в идеализации героя, в пренебрежении его ист. и нац. характеристикой. Актёры часто впадали в ходульность, прибегали к преувеличенному пафосу. Реалистич. черты классици-стской манеры исполнения наиболее отчётливо проявились в комедии, сохранившей элементы нар. иск-ва. Мольер (как комедиограф и актёр) стремился изображать реальные характеры, подчёркивая типич. черты современников. Став во главе парижского театра (" Пале-Руаяль"), он создал новый тип труппы - товарищество единомышленников, утверждавших принципы реалистич. истолкования роли, собств. стиль игры. В организованном после смерти Мольера театре " Комеди Франсез" (1680) его сценич. принципы развивали актёр М. Барон и трагедийная актриса А. Лекуврёр.

Деятели франц. Просвещения, видя в театре важнейшее средство воспитания народа (теоретич. работы Д. Дидро и др.), с нач. 18 в. вели упорную борьбу за утверждение на сцене гл. нац. театра страны - " Комеди Франсез" просветительской драматургии. Центр, место в репертуаре заняли трагедии Вольтера и его последователей. Идеалы и чаяния третьего сословия отразили т. н. мещанская драма, лучшие образцы к-рой создал Д. Дидро, " слёзная комедия" и сатирич. пьесы Бомарше. Крупнейшим актёром просветительского классицизма был А. Ле-кен. Продолжая дело, начатое Бароном и Лекуврёр, он стремился сочетать величественность с простотой, героич. начало с психологич. правдивостью образа. Лучшими актрисами этого периода были М. Дюмениль и И. Клерон. Сближение классицистской манеры исполнения с требованиями мещанской драмы (большая близость к повседневности, эмоциональная открытость) было осуществлено актёрами Ж. Бризаром, Ф. Моле, Ж. Офреном. Реалистич. принципы мольеровской школы игры были продолжены в творчестве комич. актёров -Дазенкура и Ж. Дюгазона.

Великая франц. революция утвердила героич. иск-во. Новаторские устремления революц. классицизма, его гражданственность, героика, патриотизм наиболее полно проявились в творчестве актёра Ф. Ж. Тальма. В период якобинской диктатуры на Марсовом поле, на площади Согласия устраивались массовые теат-рализов. действа, прославлявшие разум, победу революц. войск, подвиги героев, подвергавшие осмеянию врагов революции, аристократию и духовенство. Революция уничтожила привилегии придворной сцены, дала свободу частному театр, предпринимательству. Сразу после " Декрета о свободе театров", принятого в 1791 Учредит, собранием, в Париже возникло 19 театров. Ограничения, вводившиеся в годы Первой империи, не могли помешать процессу демократизации театра. Глубокая неудовлетворённость разл. обществ, групп] послереволюц. действительностью получила выражение в иск-ве романтизма. Театр " Комеди Франсез", несмотря на блестящую труппу, был консервативен, далёк от передовых и новаторских художеств, исканий. Протестующий пафос, выраженный в 20-30-с гг. 19 в. в романтич. драме и реалистич. драматургии О. Бальзака, был чужд актёрам этого театра, хотя отд. пьесы В. Гюго, А. Виньи, А. Дюма-отца ставились в " Комеди Франсез", а премьера драмы " Эрнани" Гюго (1830) стала этапным событием в истории франц. театра. Важную роль играли в борьбе за передовое иск-во в 1-й пол. 19 в. т. н. " театры бульваров" - - " Порт-Сен-Мартен", " Ам-бигю комик", " Гете", " Фюнамбюль" и др. Непрерывно увеличивалось число провинц. театров. Наряду с развлекат. репертуаром в театрах бульваров шли драмы Гюго, Дюма-отца, социальные мелодрамы Ф. Пиа, пьесы Бальзака и др. Здесь сформировалось жизнерадостное, подлинно нац. иск-во актёров водевиля - В. Дежазе, Ш. Г. Потье, Ж. Ш. Од-ри и др., выросли крупнейшие романтические актёры - Фредерик-Леметр, М. Дорваль, П. Бокаж, Ж. Б. Дебю-ро и др., игра к-рых отличалась бурной эмоциональностью, тяготением к резким контрастам. В то же время в театр, иск-ве Ф. начали возникать тенденции критич. реализма. Крупнейшим явлением театр, жизни стал созданный Фредери-ком-Леметром сатирич. остросоциальный образ Робера Макера (в одноим. пьесе Фредерика-Леметра и др. авторов), ставший для современников символом бурж. Июльской монархии. В канун Революции 1848 героич. тема вновь получила выражение в творчестве Э. Рашель. Возродив на сцене " Комеди Франсез" класси-цистскую трагедию, она акцентировала в ней тираноборч. мотивы (Гофолия -" Гофолия" Расина, и др.). В своём иск-ве Рашель органически соединила лучшие качества традиц. франц. школы с эмо-цион. свободой, правдой сценич. переживания, к-рых требовала романтич. эпоха. Реакц. поворот буржуазии, напуганной выступлением франц. пролетариата в июне 1848, определил усиление охранит., буржуазно-апологетич. тенденций в репертуаре театров (пьесы А. Дюма-сына, Э. Ожье, В. Сарду и др.).

В дни Парижской Коммуны 1871 пр-во Коммуны стремилось превратить театр в средство обществ, воспитания. Поли-тич. реакция после подавления Коммуны привела бурж. театр к оскудению. Осн. место на сцене заняли постановки мелодрам и водевилей. Творчество выдающихся трагедийных актёров " Комеди Франсез" Сары Бернар, Ж. Муне-Сюллине было связано с передовой обществ, мыслью, в нём преобладали культ виртуозного мастерства, черты академизма, стилизации. Реалистич. традиции в комедии и драме продолжили Ф. Э. Го н Б. К. Коклен, к-рые не только обладали виртуозным мастерством речи, жеста, но и стремились к чёткой социальной характеристике персонажей. В целом, однако, в кон. 19 в. франц. театр переживал идейный кризис. Даже демократич. театры бульваров превратились в центр увеселения
бурж. публики. С резкой критикой театра и требованием его реформы, за создание новой реалистич. драматургии в этот период выступил Э. Золя (теоретич. работы " Наши драматурги", " Натурализм в театре").

Глубокие перемены на франц. сцене связаны прежде всего с именем А. Ан-туана - последователя и горячего пропагандиста школы натурализма Золя. Создатель " Свободного театра" (1887-1896) и " Театра Антуана" (1897-1906), руководитель театра " Одеон" (1906-1914), Антуан утверждал театр, создающий произв., пронизанные единой мыслью, отражающий актуальные проблемы своего времени. Отсутствие нац. драматургии, основанной на совр. проблематике, привело Антуана к формированию репертуара гл. обр. из произв. зарубежных авторов (Г. Ибсен, Г. Гауптман, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев). Наивысший успех " Свободного театра" связан с постановкой " Власти тьмы" Толстого (1887) и " Ткачей" Гауптмана (1893). В борьбе с изжившими себя театр, формами Антуан гл. внимание обращал на иск-во режиссёра, синтезирующее отд. компоненты спектакля, подчиняющее их единому идей-но-художеств. замыслу. Борясь с традицией актёрского премьерства, он утверждал принципы ансамбля. Разработанные Антуаном принципы театр, иск-ва нашли продолжение и развитие в деятельности мн. франц. режиссёров 20 в. Нац. реалистич. традиции развивали актёры Л. Гитри, Г. Режан.

С нач. 20 в. в Париже и провинции предпринимались многочисл. попытки создания нар. театров. Эта идея утвердилась во франц. театре, оказав воздействие на искания мн. выдающихся мастеров сцены. Теоретиком нар. театра выступил Р. Роллан.

Как антипод натуралистич. театру во Ф. стал формироваться театр символистский (см. Символизм), стремившийся противопоставить " прозаическому быто-писательству" поэтический мир, оторванный от действительности, от современных общественных проблем, передающий " состояние души". Искания символистов завершил " Театр дез Ар" (1910), организатор к-рого Ж. Руше использовал режиссёрские опыты Г. Крэга, М. Рейнхард-та, Г. Фукса и А. Аппиа, франц. символистов, В. Э. Мейерхольда. Театру Руше были присущи эклектика, модернистская изысканность, эстетская стилизация. Но Руше удалось создать труппу, в к-рую вошли выдающиеся режиссёры и актёры - Ш. Дюллен, Л. Жуве, Ж. Копо.

Одной из ведущих фигур театр, иск-ва Ф. 10-20-х гг. был основатель театра " Вьё коломбье" Ж. Копо. Натуралистич. воспроизведению деталей быта и символистской оторванности от реальности Копо противопоставлял поэтический театр, сочетавший сценич. условность с глубокой психологич. правдой, в центре к-рого всегда был бы горячо чувствующий и мыслящий человек. В деятельности Копо и работавших с ним актёров и режиссёров сказались убеждённость не только в художеств., но и в нравственной силе театра, дух коллективизма, высокий профессионализм, нетерпимость к пошлости коммерч. иск-ва. Все эти черты стали характерными и для возникшего в 1926 чКартеля" - союза 4 режиссёров (Г. Бати, Ш. Дюллен, Л. Жуве и Ж. Пи-тоев). Обращение к классике (Мольер, Шекспир) и особенно к драматургии А. П. Чехова, Б. Шоу, Л. Пирандел-ло, П. Клоделя, Ж. Дюамеля, Ж. Ромена, Ж. Жироду, Ж. Ануя, А. Салакру позволило режиссёрам чКартеля" передать в своих постановках в многообразной художеств, форме сложную и противоречивую атмосферу межвоен. десятилетий.

В нач. 30-х гг., в период подъёма демо-кратич. и антифаш. движения, особенно в годы победы Нар. фронта, значит, завоеваний добилось демократич. театр, иск-во. Видное место в театр, жизни страны занял Нац. нар. театр, организованный в 1920 известным актёром и режиссёром Ф. Жемье, стремившимся осуществить на практике теоретич. принципы нар. театра Р. Роллана. Видные деятели франц. культуры (Ж. Р. Блок, Л. Муссинак, Ш. Вильдрак и др.) боролись за нового, массового зрителя. В период нем.-фаш. оккупации страны во время 2-й мировой войны 1939-45 франц. театры почти не функционировали. Од-накоивэти годы ведущие режиссёры Ф., создавая спектакли на ист. и мифоло-гич. сюжеты, в аллегория, форме призывали к сопротивлению фашизму, к борьбе с поработителями (" Антигона" Ануя, реж. Барсак; " Мухи" Сартра, реж. Дюллен; " Атласная туфелька" Клоделя, реж. Ж. Л. Барро). После освобождения страны начался бурный процесс возрождения иск-ва Ф. Театр, деятели ставили перед собой задачу сохранения нац. традиций, боролись с равнодушием офиц. кругов к нуждам нац. иск-ва. Передовая общественность поддерживала старейший театр Ф. - " Комеди франсез". В нём сформировались крупные актёры и режиссёры совр. франц. театра - Ж. Л. Барро, М. Рено, П. Дюкс, Ж. Русийон и др. Во 2-й пол. 40-х - 1-й пол. 50-х гг. в стране была создана широкая сеть Драматич. центров (первый - в 1947 в небольшом пром. городке Сент-Этьенн близ Лиона учеником и сподвижником Ж. Копо -Ж. Даете) и Домов культуры с театр, труппами. Появились театры в Лионе, Гренобле, Тулузе, Канне, Бордо, Страсбург и др. городах. Здесь ставились: антифаш. драматургия (" Немцы" Круч-ковского), сов. пьесы (" Оптимистическая трагедия" Вишневского), пьесы, поев, борьбе за мир. Приобрели популярность труппы, играющие в парижских пригородах: " Театр де л'эст паризьен", " Театр Жерара Филипа" в Сен-Дени, " Театр де ла Коммюн" в Обервилье, " Театр Ромена Роллана" в Вильжюифе, " Театр дез амандье" в Нантере. Выдвинулась плеяда режиссёров, связавших свою судьбу с демократич. театр, иск-вом: Р. Планшон, М. Марешаль, Г. Реторе, Р. Жербаль, П. Дебош, А. Витез, П. Шерро, Ж. Вальверд, Г. Гарран, М. Сарразен.

Крупнейшим центром передового театр, иск-ва стал Нац. нар. театр (ТНП). В 1951-63 этот театр возглавлял Ж. Ви-лар. Продолжая дело, начатое Р. Рол-ланом и Ф. Жемье, он стремился к созданию театра для самых широких кругов зрителей. Под его руководством в ТНП работали выдающиеся франц. актёры - Ж. Филип, М. Казарес, Ж. Вильсон, Д. Сорано, С. Монфор. Вилару принадлежит идея и организация ежегодного театр, фестиваля в Авиньоне (1947), к-рый он возглавлял до своей смерти в 1971. С 1963 театром руководил Ж. Вильсон, поставивший ряд произв. совр. драматургов (Ф. Аррабаля, Дж. Осборна и др.) и пьес М. Горького

(" Дети солнца"), Ж. Жироду (" Безумная из Шайо"), Б. Брехта (" Господин Пун-тила и его слуга Матти"). В 1972 в связи с финанс. трудностями парижский ТНП прекратил существование. Субсидии и статус этого театра получил руководимый Р. Планшоном лионский " Театр де ла сите". В его репертуаре пьесы совр. франц. и зарубежных авторов (Р. План-шона, М. Винавера, Т. Дорста), нац. классика. Постановки Планшона (" Тартюф" Мольера) и ведущего режиссёра ТНП П. Шеро (" Диспут" Мариво) отличают совр. звучание, богатство выразит, и ёмких сценич. образов. Обращение к нар. истокам театр, иск-ва характерно для " Театра дю солей" (рук. А. Мнуш-кина), создающего яркие, темпераментные представления-праздники, предназначенные для широкой зрительской аудитории. Событием театр, жизни Ф. 70-х гг. стали спектакли этого театра -" 1789" и " 1793", поев. Великой франц. революции. Большой вклад в развитие франц. сценич. иск-ва внёс актёр и режиссёр Ж. Л. Барро. Созданная им вместе с женой - актрисой М. Рено труппа " Ком-пани Рено - Барро", выступая на разл. сценич. площадках(" Мариньи", " Одеон", " Рекамье", " Орсей"), пропагандирует франц. драматургию 20 в. (пьесы Салакру, Клоделя и др.). В 70-е гг. Барро пост, спектакли-размышления о месте и роли художника в обществе (" Рабле", " Жарри", " Так говорит Заратустра").

Заметное место в театр, жизни Ф. (50-60-е гг.) занял " театр абсурда" (пьесы С. Беккета, Э. Ионеско и др.), выражавший острое разочарование в окружающем мире, ощущение трагич. безысходности и бессмысленности жизни. На протяжении века не претерпели серьёзных изменений парижские театры бульваров. На их подмостках при участии известных актёров (Н. Курсель, П. Мер-рис, Ф. Перье, Р. Ламурё и др.) продолжают идти гл. обр. развлекат. спектакли, построенные на остроумных диалогах, снисходительно-насмешливо изображающие пороки совр. буржуа, обыгрывающие ситуации любовного " треугольника".

Нац. традицию развивает в своём иск-ве пантомимист М. Марсо, гумани-стнч. и демократич. иск-во к-рого завоевало признание во мн. странах Европы.

Хранителем и продолжателем нац. театр, традиции остаётся старейший театр Ф. " Комеди Франсез", имеющий более или менее стабильную актёрскую труппу (остальные театры обычно набирают актёров для одной постановки). В труппе театра - Л. Сенье, Ж. Берто, М. Омон, Д. Ивернель, Ж. П. Руссийон, Ж. Мейер.

В целях установления широких меж-дунар. связей в Париже по инициативе деятелей франц. театра организован " Театр наций" (1954), где проходят между-нар. театр, фестивали, выступают труппы всех стран мира. Выходят журналы: " Revue d'histoire du theatre" (с 1948), " Avant-scene. Le journal du theatre" (c 1949).

Лит,: История западноевропейского театра, т. 1-3, М., 1956-63; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр, Л. - М., 1939; Бояджнев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960; Антуан А., Дневники директора театра, [пер. с франц.], М. - Л., 1939; В и л а р Ж., О театральной традиции, [пер. с франц.], М., 1956; Дюллен Ш., Воспоминания и заметки актера, пер. с франц., М., 1958; Жемье Ф., Театр. Беседы, собранные П. Гзеллем, [пер. с франц.], М., 1958; Жуве Л., Мысли о театре, пер. с франц., М., 1960; Жерар Филип. Воспоминания, собр. А. Филип, сокр. пер. с франц., Л.- М., 1962; Petit de Julle-v i 1 1 е L., Histoire du theatre en France, v. 1-5, P., 1880-86; L i n t i 1 h а с Е. F., Histoire generate du theatre en France, v. 1 -5, P., 1904-10; Surer P., Le theatre francais contemporain, P., 1964; Dort В., Theatre public, P., 1967; его же, Theatre reel, P., 1971. В. С. Кадышев, Т. Б. Проскурникова. Цирк. С 16 в. во Ф.на улицах и ярмарочных площадях выступали акробаты, канатные плясуны, фокусники. С сер. 18 в. гастролировали конно-акроба-тич. труппы Я. Бейтса, Ф. Астлея, Б. Гий-ома и др., представления к-рых проводились на круглых огорожен, площадках (получивших позже назв. манежа). К этому времени относится формирование нац. трупп Фурро, Турниеров, Ф. Луассе. Становление проф. стационарного цирка во Ф. связано с деятельностью англ, наездника и циркового предпринимателя Ф. Астлея, к-рый в 1782 создал в пригороде Парижа " Английский амфитеатр предместья Тампль". Его преемник итальянец А. Франкони переименовал предприятие в " Амфитеатр предместья Тампль". Сыновья Франкони - Лоран и Анри в 1807 построили стационарное здание " Олимпийского цирка" (существовало до 1835) с манежем диаметром 13 м, ставшим с тех пор стандартным для всех цирков мира. Среди наиболее известных цирковых стационаров последующих лет в Париже: Зимний цирк, Летний цирк на Елисейских полях, Цирк Фернандо, Цирк Медрано, Новый цирк (специально приспособл. для водных пантомим, феерий) и др. Известность получил любительский цирк Молье (крупного землевладельца и конного спортсмена). Значит, роль в истории франц. циркового иск-ва играли также много-числ. ипподромы. В 1976 во Ф. функционировали один стационар - Зимний цирк (Париж) и цирки-шапито.

Среди известных мастеров цирка разных лет: П. Кюзан и Ж. Лежар, К. Лойо, Ф. Боше (наездники), Ж. Леотар (создатель номера " воздушный полёт"), Ж. Ориоль, Ш. Нуазет, бр. Фрателлини, У. Гильоме и А. Фредиани (Антоне и Бе-би), О. и А. Бриаторе (Рико и Алекс), А. Порто, И. Сосман (Пипо), А. Зават-та - клоуны, Капеллини (дрессировщик), М. Бегари (возд. гимнастка), Ш. Бауман (жонглёр), Ализе (акробат). В Париже раз в 3 месяца выходит журн. " Le Cirque dans Г Universe (с 1950).

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, 2 изд., М. - Л., 1971; Н а 1 р е г s о и J., Das Buch vom Zirkus, Dusseldorf, 1926; S e r g е М. F., Histoire du cirque, P., 1947. А. Л. Шнеер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.