Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 20 страница. Фонохрестоматия(от греч. Phone - звук и Хрестоматия), звуковое уч






ФОНОХРЕСТОМАТИЯ (от греч. phone - звук и хрестоматия), звуковое уч. пособие, состоящее из комплекта граммофонных пластинок (лит., муз., спец. учебные и документальные записи по программе к.-л. уч. предмета) и мето-дич. руководства для преподавателя по использованию их в учебно-воспитат. процессе. Принцип отбора и создания записей для Ф. основан на единстве их пед. и художеств. воздействия на уч-ся. Идея создания звучащей книги в помощь учителю высказана впервые в 30-е гг. 20 в. сов. мастером художеств. слова В. Н. Яхонтовым. Первые Ф. (по рус. лит-ре для 5-7-х классов общеобразоват. школы) выпущены в СССР в 1965- 1967. С кон. 60-х гг. издаются Ф. по русской и родной лит-рам для нац. школ и ср. спец. уч. заведений, по истории СССР, муз. лит-ре и др. Ф. составляют осн. фонд уч. фонотек. Звуковые уч. пособия типа Ф. (в основном по иностр. языкам и муз. лит-ре) издаются во мн. странах. См. также Звукозапись.

Лит.: Конокотин Э. О., Методические рекомендации к фонохрестоматии по литературе, 2 изд., М., 1975.

ФОНСЕКА (Fonseca) Агиналду Бриту (р. 20.9.1922, Минделу, о. Сан-Висенти), поэт Островов Зелёного Мыса. С 1945 живёт в Лисабоне. Пишет на португ. яз. Активно сотрудничает в прогрессивной периодике Португалии и Островов Зелёного Мыса. Первые стихи опубл. в сер. 40-х гг. В 1951 вышел сб. " Линия горизонта", в 1958 опубл. подборка стихов Ф. в " Культурном приложении" к " Бюллетеню Зелёного Мыса". Поэзия Ф. привлекает гражд. пафосом, силой социальных разоблачений.

Соч. в рус. пер.: [Стихи], в сб.: Взглядом сердца, М., 1961; [Стихи], в сб.: Здесь и трава родится красной, М., 1967; Поэзия Африки. Библиотека Всемирной литературы, т. 131, М., 1973.

Лит.: Ряузова Е. А., Португалоязычные литературы Африки, М., 1972.

ФОНСЕКА (Fonseca) Рикардо (17.1.1906, Пуэрто-Сааведра, - 21.7.1949, Сантьяго), деятель рабочего и профсоюзного движения Чили. Выходец из крест. семьи. По профессии учитель. С 1929 чл. компартии Чили. Основатель (1923) и руководитель (до 1934) Федерации учителей, выступавшей за демократизацию образования. В 1937-40 один из руководителей Союза коммунистич. молодёжи Чили. Активный участник Нар. фронта (1936-41). В 1940-46 чл. Политко-миссии ЦК Коммунистич. партии Чили (КПЧ) и редактор ЦО КПЧ " Эль сигло" (" El Siglo"). С 1946 - ген. секретарь ЦК КПЧ. Депутат Нац. конгресса Чили с 1941.

ФОНСЕКА (Fonseca), залив Тихого ок. у берегов Центр. Америки (Сальвадор, Гондурас). Дл. 74 км, шир. у входа 35 км, глуб. до 27 м. Цриливы полусуточные, их величина до 4, 4 м. Гл. порт - Ла-Уньон (Сальвадор).

ФОНТАН (итал. fontana, от лат. fons, род. падеж fontis - источник, ключ) в архитектуре, сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально Ф. сооружались преим. только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелёными насаждениями стало одним из средств создания различных декоративных и художественно-образных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Декоративно оформленные Ф. сооружались в античных, ср.-век. западноевропейских городах, в странах Бл. и Ср. Востока, в Индии. Возникшие ещё в античный период Ф. с орошаемыми водой статуями, колоннами, чашами и др. были излюбленным украшением гор. площадей в Европе 16-18 вв. (напр., Ф. Флоренции и Рима), в виллах и дворцово-парковых комплексах (напр., в Версале). В России в 18 -нач. 19 вв. в Петергофе (ныне Петродворец) была создана грандиозная система Ф. Совр. Ф. придают декоративный характер, к-рый нередко усиливает электрич. подсветка в вечерние часы.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXII (стр. 528-529).

Лит.: Спышнов П. А., Фонтаны, М., 1950.

ФОНТАНА (Fontana) Доменико (1543, Мелиде, Швейцария, - 1607, Неаполь), итальянский архитектор. Представитель раннего барокко. Работал в Риме (1563- 1592) и Неаполе (с 1592). Среди построек - Латеранский дворец в Риме, 1586- 1590; Палаццо Реале в Неаполе, 1600-02, и др. Центр. место в творчестве Ф. занимают его градостроит. работы в Риме: пробив улицу Феличе (ныне Виа Систина и др. улицы) и установив несколько обелисков (на пл. Св. Петра и в др. местах), он во многом способствовал становлению барочной концепции города как системы парадных ансамблей.

Соч.: Delia trasportatione dell'obelisco vaticano..., [pt. 1 - 2], Roma - Napoli, 1590- 1604.

Лит.: Мunоz A., D. Fontana, Roma - Bellinzona, [1944].

ФОНТАНА (Fontana) Жозе (Джузеппе) (26.10.1841, Каббио, Тессин, Швейцария, - 2.9.1876, Лисабон), деятель португальского рабочего движения, публицист. По национальности итальянец. Рабочий, затем служащий библиотеки. Один из создателей секции 1-го Интернационала в Португалии, член Португ. федерального совета Интернационала (1872- 1873), организатор и секретарь " Рабочего братства" - первой массовой орг-ции португ. рабочих, ред. газ. " Пенсаменто со-сиал" (" О Pensamento social", 1872-73). Находился под влиянием мелкобурж. социализма, к-рое преодолевал под воздействием К. Маркса, Ф. Энгельса и П. Лафарга (Ф. с ними переписывался). Пропагандировал отд. положения науч. коммунизма, выступал за создание самостоят. пролетарской партии в Португалии.

ФОНТАНА (Fontana) Карло (1634, Брузата, Швейцария, - 5.2.1714, Рим), итальянский архитектор. Представитель позднего барокко. Ок. 1656 приехал в Рим, учился у Л. Бернини; испытал также воздействие Ф. Борромини. Творчество Ф., сочетавшего любовь к живописным эффектам с тяготением к гармонич. уравновешенности и тектонич. цельности, ока-вало значит. воздействие на развитие классицизирующего направления в европ. зодчестве 18 в. Был автором многочисл. архитектурных, архитектурно-археол. и инженерно-строит. сочинений.

Соч.: II tempio Vaticano e sua origine, Roma, 1694.

Лит.: Coudenhove-Erthal E., Carlo Fontana..., W., 1930.

ФОНТАНА (Fontana) Оскар Маурус (13.4.1889, Вена, -5.5.1969, там же), австрийский писатель. Учился в Венском ун-те. Участник 1-й мировой войны 1914- 1918. Неоромантич. пьесы Ф. " Сказка о безмолвии" (1910), " Молочные братья" (1912) стоят у истоков австр. экспрессионизма. Социально-критич. направленностью отмечены романы " Пробуждение" (1919), " Пленница Земли" (1928); науч. и трудовой подвиг - тема романов " Путь сквозь гору" (1936), " Ангел милосердия" (1950), " Дыхание огня" (1954). Автор многочисл. очерков - лит. портретов совр. австр. театр. деятелей.

Соч.: Der Sommer singt sein Lied, W., 1949.

ФОНТАНА (Fontana) Феличе (15.4.1730, Помароло, близ Роверето, - 11.1.1805, Флоренция), итальянский химик и натуралист. Проф. Пизанского ун-та, директор естественно-исторического музея во Флоренции. В 1774 определил содержание кислорода в атм. воздухе. В 1777 открыл (одновременно с К. Шееле) способность свежепрокалённого древесного угля поглощать газы. В 1782 обнаружил образование горючего газа (смеси Н2 с СО) при пропускании водяного пара через раскалённый уголь.

Лит.: Джуа М., История химии, пер. с итал., 2 изд., М., 1975.

ФОНТАНА (Fontana), город на 3. США, в шт. Калифорния, вост. пригород Лос-Анджелеса. 20 тыс. жит. (1974). Чёрная металлургия, хим. пром-сть, произ-во стройматериалов.

ФОНТАНЕ (Fontane) Теодор (30.12. 1819, Нёйруппин, - 20.9.1898, Берлин), немецкий писатель. Лит. деятельность начал в кон. 30-х гг. стихами; заметный след в нем. лит-ре оставили его баллады, написанные в духе шотл. нар. поэзии. Школой ре-алистич. прозы стали для Ф. очерково-репортажные книги 50-70-х гг. об Англии, Шотландии, Франции, историч. и этногра-фич. очерки в 4 тт. " Странствия по марке Бранденбург" (1862-82). В повестях 2 Шах фон Вутенов (1883), " Иоггенпулы" (1896) и романе " Штехлин" (1899) Ф., несмотря на симпатии к нек-рым представителям прусского дворянства с его культурой, показал безнадёжный разлад юнкерского сословия со временем. С ещё большей резкостью критиковал он буржуазию (повесть " Грешница", 1882; роман " Госпожа Женни Трайбель", 1892). В романе
" Пути-перепутья" (1888) и особенно в повести " Стина" (1888) вскрыл деспотич. сущность господствовавших в нем. обществе сословных предрассудков. Глубоким психологизмом отмечен роман Ф. " Эффи Брист" (1895, рус. пер. 1960). Романы и повести Ф.- высшее достижение нем. критич. реализма 19 в.

Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von E. GroВ u. a., Bd 1-24, Munch., 1959-64; Aufzeich-nungen zur Literatur, B.- Weimar, 1969; в рус. пер.- Шах фон Вутенов. Пути-перепутья. Госпожа Женни Трайбель. Предисл. И. Фрадкина, М., 1971.

Лит.: История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Манн Т., Старик Фонтане, Собр. соч., т. 9, М., 1960; Schillemeit J., Theodor Fontane. Geist und Kunst seines Alterswerks, Z., 1961; Reuter Н. Н., Theodor Fontane, Bd 1 - 2, В., 1968; Fontanes Rea-Hsmus, В., 1972. И. М. Фрадкин.

ФОНТАНЕЗИЯ (Fontanesia), род растений сем. маслиновых. Высокие листопадные кустарники с простыми супротивными листьями. Цветки мелкие, белые или зеленоватые в коротких метельчатых соцветиях. Плоды орешковидные, 1-2-семянные. В роде 2 вида: Ф. филлиреевидная (F. phillyreoides), растущая в Зап. Азии и Сицилии, и Ф. Форчунa (F. fortune!) - в Китае.

Оба вида культивируют как декоративные; в СССР - в Европ. части и на Кавказе.

Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 5, М.- Л., 1960.

ФОНТАННАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ, способ эксплуатации нефтяных, артезианских и газоконденсатных скважин, при к-ром полезное ископаемое под действием пластовой энергии изливается на поверхность. При подъёме нефти и конденсата пластовая энергия складывается из энергии, зависящей от величины гидростатич. напора, определяемого забойным давлением, и энергии газа, выделяемого из нефти и конденсата по мере падения давления при движении вверх по скважине потока продукции. Скважины, в к-рых ожидается фонтанирование, перед освоением оборудуют колонной фонтанных труб (для рационального использования энергии расширяющегося газа). Диаметр труб выбирается в зависимости от ожидаемого дебита, давления, глубины скважины, условий эксплуатации и диаметра обсадных колонн. После спуска в скважину колонны фонтанных труб на устье устанавливается фонтанная арматура и производится обвязка устьевого оборудования. Длительное и бесперебойное фонтанирование скважин в процессе освоения и эксплуатации обеспечивается правильно выбранным режимом её работы. Режим Ф. э. изменяют созданием противодавления в фонтанной ёлке.

Лит.: Справочная книга по добыче нефти, М., 1974. А. А. Брискман.

ФОНТАНОКОМПРЕССОРНАЯ АРМАТУРА, устьевое оборудование для управления работой газовых и нефтяных скважин. Устанавливается на колонную головку, к-рая служит для обвязки между собой обсадных колонн, спущенных в скважину при её бурении. Ф. а. состоит из двух частей: нижней - трубной головки и верхней - фонтанной ёлки. Трубная головка служит для подвески фонтанокомпрессорных труб, герметизации и контроля межтрубного пространства между ними и эксплуатационной колонной. Ёлка устанавливается на трубную головку и служит для принятия продукции скважины.

В СССР выпускается фонтанная арматура по двум типовым схемам: крестовой и тройниковой.

В зависимости от требуемых условий типовая схема Ф. а. может изменяться. В нек-рых случаях скважина оборудуется не одним, а двумя рядами труб, спускаемых внутрь обсадной колонны; соответственно меняются компановка и число деталей трубной головки и фонтанной ёлки.

Лит.: Справочная книга по добыче нефти, М., 1974; Арматура фонтанная. Типовые схемы и основные параметры. ГОСТ 13846-74.

ФОНТЕЙН (Fonteyn) Маргот (наст, имя и фам.- Маргарет Xукем; Hook-ham) (р. 18.5.1919, Райгет, Великобритания), английская артистка балета. С 1934 в труппе " Вик-Уллс балле" (с 1942 - " Сэдлерс-Уэллс балле", с 1957 - Королевский балет) в Лондоне, Выступала гл. обр. в постановках балетм. Ф. Аштона (созданных часто специально для неё). Совместная работа с Аштоном способствовала формированию Ф. как крупнейшей англ. танцовщицы. Исполняла гл. партии в балетах: " Ноктюрн" Делюса, " Симфонические вариации" на музыку Франка, " Дафнис и Хлоя" Равеля, " Ундина" Хенце и др.; в классич. репертуаре - Одетта-Одиллия и Аврора (" Лебединое озеро" и " Спящая красавица" Чайковского), Жизель (" Жизель" Адана) и др. Первая исполнительница партий: Офелия (" Гамлет" на музыку Чайковского), Кошка (" Ночные красавицы" Франсе), Женщина (" Поэма экстаза" на музыку Скрябина) и др. С 1974 выступает в Королевском балете как гастролёрша. В 1961 вместе с труппой была в СССР. С 1954 президент Королевской академии танца (Лондон).

Лит.: Моnahan J., Fonteyn, L., [1957]; Моneу К., The art of Margot Fonteyn, [Album], N. Y., [1965]. H. П. Рославлева.

ФОНТЕН (Fontaine) Пьер (20.9.1762, Понтуаз, Иль-де-Франс, - 10.10.1853, Париж), французский архитектор. Один из ведущих мастеров стиля ампир. В 1794-1814 сотрудничал с Ш. Персье [триумфальная арка на пл. Каррузель в Париже (илл. см. т. 19, стр. 444); мно-гочисл. проекты мебели, внутр. убранства, оформления празднеств и др. произв. ]. Среди самост. работ П.- госпиталь в Понтуазе (1823-27), перестройка Орлеанской галереи дворца Пале-Руаяль в Париже (1828-29). Ф. выступил как один из пионеров применения металлических (чугунных) конструкций в строительстве.

ФОНТЕНБЛО (Fontainebleau), город во Франции, к Ю. от Парижа, в деп. Се-на-и-Марна. 19, 6 тыс. жит. (1975). Произ-во фарфоровых изделий, машиностроение.

Ф. являлся старейшей загородной резиденцией французских королей. Важнейшая часть комплекса Ф.- дворец, возведённый при Франциске I (с 1527; арх. Ж. Лебретон, П. Шамбиж и др.). В работах по отделке дворца [в т. ч. галерей Франциска I и Генриха II, комнаты герцогини д'Этан; илл. см. т. 15, табл. XXVI (стр. 289)] в 1530-40гХ гг. участвовали итал. мастера Ф. Приматиччо, Дж. Б. Россо, основатели т. н. 1-й школы Ф., создавшей характерные для франц. маньеризма мотивы убранства с обильным применением резных панелей, декоративных фризов, лепных и живописных украшений. Строительство и переделка интерьеров Ф. продолжались при Генрихе II (арх. Ф. Делорм и др.), Генрихе IV и позднее вплоть до империи Наполеона I. В 1814 в Ф. Наполеон I отрёкся от престола. Ныне Ф.- нац. музей. Дворцовый парк и леса в окрестностях Ф.- известные места отдыха парижан.

Лит.: Pichard du Page R., Fontainebleau, P., 1955; Toesca M., Les Grandes heures de Fontainebleau, P., [1957].

ФОНТЕНЕЛЬ (Fontenelle) Бернар Ле Бовьe дe (Le Bovier de) (11.2.1657, Руан, - 9.1.1757, Париж), французский писатель, учёный-популяризатор. Чл. Франц. академии с 1691. Плодовитый версификатор, автор либретто опер, пасторалей, галантных стихов. В кн. " Беседы о множественности миров" (1686) в доступной форме, изящным языком изложил сложные вопросы астрономии, систему Коперника. Сыграл значит. роль в " споре древних и новых" (см. в ст. Франция, раздел Литература), вместе с Ш. Перро отстаивая превосходство совр. лит-ры над античной (" Свободное рассуждение о древних и новых авторах", 1688). В кн. " История оракулов" (1687) с позиции разума подверг критике суеверие, фанатизм, выступив предшественником Просвещения.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 579-80.

ФОНТЕНУА (Fontenoy), селение в Бельгии (пров. Зап. Фландрия), в р-не к-рого 11 мая 1745 во время войны за Австрийское наследство 1740-48 произошло сражение между франц. армией под команд. маршала Морица Саксонского (ок. 40 тыс. чел.), осаждавшей крепость Турне, и двигавшимися на выручку крепости англо-голландско-ганноверскими войсками под команд. герцога Камберлендского и фельдмаршала Л. Й. Кёнигсегга (св. 50 тыс. чел.). Франц. войска, не снимая осады, вышли навстречу противнику и заняли позицию у Ф., усилив её редутами и засеками. Атаки союзников, после нек-рых частных успехов, были отражены огнём. Франц. войска перешли в наступление и обратили противника в бегство. Союзники потеряли до 14 тыс. чел. в 32 орудия, французы - ок. 6 тыс. чел.

ФОНТУРА (франц. fonture, от fondre - плавить, отливать), игольница, в к-рой размещаются трикотажные иглы; осн. рабочий орган петлеобразующей системы трикотажной машины. В зависимости от формы различают Ф. плоские (в виде пластин) и круглые (в виде цилиндра). Иглы в Ф. закрепляются неподвижно либо перемещаются в пазах, к-рые имеются на внеш. поверхности цилиндра или пластины. Расстояние между иглами в Ф. определяет допустимую толщину нитей, из к-рых вырабатывается трикотаж. На машинах Ф. в процессе петлеобразования обычно совершают поступательные (в плоских машинах) или вращательные (в круглых) движения.

ФОР (Faure) Феликс (30.1.1841, Париж, - 16.2.1899, там же), французский гос. деятель. Богатый коммерсант. В период Парижской Коммуны 1871 участвовал в борьбе на стороне версальцев. В дальнейшем примкнул к правым группировкам бурж. республиканцев. В мае 1894 - янв. 1895 мор. министр. С янв. 1895 по февр. 1899 президент республики. Один из организаторов колон. захватов Франции (о. Мадагаскар, 1896). Сторонник укрепления союза с Россией, Ф. принимал в 1896 рус. царя Николая II в Париже, а в 1897 с ответным визитом посетил Петербург. В политич. борьбе, вызванной Дрейфуса делом, активно поддерживал силы реакции.

ФОР, фур, народ, живущий в зап. части Республики Судан, в горной местности Гебель-Марра (пров. Дарфур). Числ. ок. 350 тыс. чел. (1973, оценка). Язык Ф.- конджара, относится к языкам Вост. и Центр. Судана. По религии Ф.- мусульмане-сунниты. Ф. составляли этнич. основу Дарфурского султаната (16 в.- 1916). Осн. занятия: ирригац. земледелие (рис, огородные культуры, хлопок), разведение кр. рог. скота, овец, верблюдов.

ФОРАМИНИФЕРЫ (Foraminifera), отряд простейших подкласса корненожек (Rhizopoda) класса саркодовых (Sarcodina). Св. 1, 5 тыс. видов. Цитоплазма-тич. тело Ф. одето раковиной (наружным скелетом), у большинства известковой, изредка хитиноидной или состоящей из посторонних частиц (песчинок, спикул губок и т. п.), сцементированных выделениями цитоплазмы. Раковины однокамерные и многокамерные, иногда ветвящиеся. Различное расположение и форма камер (в один, два ряда, по спирали и т. п.) создаёт разнообразие форм скелета (рис. 1). Размеры чаще 0, 1-1 мм, немногие до 20 см. Внутр. полость раковины сообщается с окружающей средой через устье, а у многих видов Ф., кроме того, и через пронизывающие стенку раковины много-числ. поры. Через устье и поры выдаются тонкие ветвящиеся и анастомозирующие псевдоподии (ризоподии), служащие для захвата пищи и для движения. Для всех Ф. характерно чередование поколений - гаплоидного и диплоидного (рис. 2). Из зиготы развивается бесполое диплоид-ное поколение - агамонт. По мере роста ядро в нём многократно делится, и он становится многоядерным. Два последних ядерных деления представляют собою мейоз. По завершении его агамонт распадается на множество (по числу ядер) агамет, дающих начало гаплоидному половому поколению - гамонтам, рост и развитие к-рых завершается образованием гамет. Часть Ф. обладает подвижными жгутиковыми изогаметами, к-рые выходят в воду и копулируют, образуя диплоидные зиготы. У др. видов, называемых пластогамными, гамонты предварительно объединяются (чаще попарно) в сизигий, а затем образуют амебоидные или каплевидные гаметы. Диплоидная зигота даёт начало агамонту.

Все Ф.- морские, преим. бентосные, организмы. Только 2 семейства (Globigerinidae и Globorotalidae) - планктонные. Раковины Ф. образуют значит. часть океанич. илов. Ископаемые Ф. известны с кембрия, хотя появились, вероятно, в докембрии. У первых Ф. раковина была органическая, однокамерная; позже появились Ф. с известковой многокамерной раковиной. Расцвета Ф. достигли в карбоне - перми, когда появились фузулиниды и близкие к ним формы Ф., раковины к-рых после отмирания организмов образовали значит. слои известняков. В конце палеозоя эти группы Ф. вымерли. В мезозое - кайнозое появились новые группы Ф., из к-рых наиболее известны нуммулиты, обладавшие крупной монетковидной раковиной; они также сыграли роль породообразователей. Палеонтологи считают Ф. подклассом простейших, включающим 13 отрядов с большим количеством семейств и родов. Ископаемые Ф. имеют большое значение для стратиграфии палеозойских, мезозойских и кайнозойских отложений. Лит.: ДогельВ. А., Полянский Ю. И., Хейсин Е. М., Общая протозоология, М.- Л.. 1962; Основы палеонтологии, Общая часть. Простейшие, М., 1959.

Ю. И. Полянский, В. Н. Шиманский.

ФОРАРЛЬБЕРГ (Vorarlberg), провинция (земля) на 3. Австрии, в басс, притоков Рейна - Илль и Брегенцер-Ахе. Пл. 2, 6 тыс. км2. Нас. 271, 5 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- г. Брегенц. Преим. индустр. территория. Гл. отрасли промети: текст., пищ., деревообр., машиностроение (пром. центры - Брегенц, Дорнбирн, Блуденц, Фельдкирх). Мо-лочно-мясное животноводство; в долинах посевы зерновых. Плодоводство.

ФОРБЕК (Forbeck) Рагнар (23.7. 1894, Осло, -28.12.1975, там же), норвежский церк. и обществ. деятель. Кандидат богословия (1918). В 1919-26 резидент-капеллан в г. Фредрикстад, в 1926-32 пастор в Осло. В годы оккупации Норвегии нем.-фаш. войсками (1940-45) участник Движения Сопротивления, награждён Военным крестом. В 1947- 1964 резидент-капеллан Кафедрального собора в Осло. С 1953 чл. Всемирного Совета Мира, зам. пред. Норв. союза христиан - сторонников мира. Междунар. Ленинская пр. " Зa укрепление мира между народами" (1955).

ФОРВАКУУМ (нем. Vorvakuum, от нем. vor - впереди, перед и лат. vacuum - пустота), предварительный вакуум, состояние газа при давлениях 1 - 10-3мм рт. сш.(100-10-1 н2). Создаётся в вакуумной системе форвакуум-ными насосами перед включением высоковакуумных насосов и поддерживается на выпуске последних (см. Вакуумная техника, Вакуумный насос).

ФОРВАКУУМНЫЙ НАСОС, предварительного разрежения насос, вакуумный насос, обеспечивающий форвакуум, необходимый для нормальной работы насоса более высокого вакуума. Обычно в качестве Ф. н. используют механич. насосы.

" ФОРВЕРТС" (" Vorwarts"), немецкая газета, орган С.-д. партии Германии в 1876-78 и 1891-1933. Первоначально издавалась в Лейпциге, с 1891 - в Берлине (ежедневно). В период действия Исключительного закона против социалистов (1878-91) была запрещена. До 1900 являлась боевым органом революц. пролетариата; длительное время редактором " Ф." был В. Либкнехт. В дальнейшем, отражая эволюцию руководства с.-д. партии, " Ф." превратилась в орудие оппортунистич. элементов. Прекратила существование вскоре после установления в Германии фаш. диктатуры.

" ФОРВЕРТС" (" Vorwarts"), еженедельная газета в ФРГ. Официальный орган С.-д. партии Германии. Издаётся в Бад-Годесберге с 1948; до 1954 носила назв. " Нойер Форвертс" (" Neuer Vorwarts"). Тираж (1976) 74 тыс. экз.

" ФОРВЕРТС! " (" Vorwiirts! " - " Вперёд! "), немецкая газета, издававшаяся в Париже с января по декабрь 1844 (два раза в неделю). Под влиянием К. Маркса, к-рый с лета 1844 участвовал в её редактировании, направление газеты стало приобретать коммунистич. характер. В ней был опубликован ряд статей Маркса и Ф. Энгельса. Требования прусских властей запретить газету дали правительству Ф. Гизо повод для высылки Маркса и ряда др. сотрудников газеты из Франции, издание " Ф." было прекращено.

ФОРД (Ford) Генри (30.7.1863, близ Дир-борна, шт. Мичиган, - 7.4.1947, Дир-борн), американский промышленник, один из основателей автомоб. пром-сти США. С 1879 ученик механика в Детройте. Неск. лет работал механиком в различных компаниях. С 1893 гл. инженер " Эдисон илыоминейтинг компании, а в 1899-1902 -" Детройт отомобил компании. В 1892-93 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутр. сгорания (4 л. с.). В 1903 основал " Форд мотор", к-рая впоследствии стала одной из крупнейших в мире авто-моб. компаний. На своих з-дах широко внедрял стандартизацию и ввёл конвейерную сборку. Свои представления об организации труда и произ-ва изложил в произведениях " Моя жизнь и работа" (1922, рус. пер. 1924), " Сегодня и завтра" (1926), " Движение вперёд" (1930). См. Фордизм.

ФОРД (Ford) Джералд Рудолф (р. 14.7. 1913, Омаха, шт. Небраска), государственный деятель США. Род. в семье мелкого предпринимателя. Окончил Мичиганский (1935) и Йельский (1941) ун-ты. В 1942-46 служил в воен.-мор. флоте. После демобилизации занимался нек-рое время юридич. практикой. В 1948-73 Ф.- чл. палаты представителей от Респ. партии; в 1965-73 лидер республиканцев в палате. В окт. 1973 (после отставки вице-президента С. Агню) назначен президентом Р. Никсоном на пост вице-президента (утверждён в должности конгрессом в дек. 1973). 9 авг. 1974 вследствие отставки Никсона стал президентом США. Став президентом, Ф. в целом продолжал внутр. и внеш. политику прежней администрации. В частности, он заявил о стремлении сохранить осн. направления внешнеполитич. курса, сложившегося в нач. 70-х гг. В 1974-75 состоялись встречи Ф. с Ген. секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым в р-не Владивостока (нояб. 1974) и в Хельсинки (июль - август 1975). Вместе с тем пр-во Ф. не отказалось от попыток усиления воен. потенциала США. В 1975 Ф. провозгласил т. н. Тихоокеанскую доктрину, рассчитанную на усиление позиций США в Юго-Вост. Азии и р-нах Тихого ок. В области внутр. политики главными для Ф. были экономич. проблемы, прежде всего кризисное состояние экономики США. Многие действия Ф. встречали оппозицию со стороны конгресса, стремившегося расширить свои полномочия во внутр. и внеш. политике США. На президентских выборах 1976 потерпел поражение.

ФОРД (Ford) Джон (апрель 1586, Ислингтон, - ок. 1639, место смерти неизв.), английский драматург. Несоответствие действительности идеалам чести и благородства составляет пафос ранней прозы (" Торжествующая честь", 1606) и поэзии Ф. С 1613 выступает только как драматург, обычно в соавторстве с Т. Декке-ром или У. Роули. Погружаясь в глубины психологии, Ф. показывает героев, одержимых роковыми страстями, жертв тра-гич. судьбы (" Нельзя её развратницей назвать", 1633; " Разбитое сердце", 1633). Автор историч. пьесы-хроники " Перкин Уорбек" (1634). Творчество Ф. представляет собой заключит. этап в развитии англ. ренессансной драмы.

Соч.: Five рlays. Ed. with an introd. and notes by H. Ellis, N. Y., 1957.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Andersоn D. К., J. Ford, N. Y., 1972.

ФОРД (Ford) Джон (наст. имя и фам.- Шон Алоизиус О'Фини, O'Feeney) (1.2.1895, Кейп-Элизабет, Мэн, - 31.8. 1973, Палм-Спрингс, Калифорния), американский кинорежиссёр. По национальности ирландец. Учился в колледже г. Портленд. В 1914 приехал в Голливуд, работал ассистентом режиссёра, с 1917 режиссёр. В 1920-30 ставил ковбойские фильмы, внося в традиционную форму " вестерна" прогрессивное социальное содержание, глубоко раскрывая психологию действующих лиц. Фильмы Ф. отмечены высоким мастерством режиссуры, изобразит. решения, для них характерны повествоват. ритм, точно воссозданная атмосфера действия. Лучшие работы режиссёра связаны с экранизацией лит. произведений, к-рые он, как правило, обогащал кинематографич. трактовкой. Ф. стремился найти исключительное в обычных обстоятельствах, героизм в повседневном, смешное в тра-гич. ситуации. Главное для него - исследование человеческого характера в критич. момент. Поставил фильмы: " Эрроусмит" (1932, по роману С. Льюиса), " Погибший патруль" (1934, по пьесе Ф. Мак-Дональда), " Осведомитель" (1935, по роману Л. О'Флаэрти), " Плуг и звёзды" (1937, по роману Ш. О'Кей-си), " Дилижанс" (1939, в сов. прокате " Путешествие будет опасным"), " Юный мистер Линкольн" (1939), " Гроздья гнева" (1940, по роману Дж. Стейнбека), " Долгий путь домой" (1940, по пьесам О'Нила), " Как зелена была моя долина" (1941, по роману Р. Левелина), " Моя дорогая Клементина" (1946), " Рио Гранде" (1950), " Цена славы" (1952), " Последнее ура" (1957), " Осень Чейенов" (1964) и др. Снял документальные фильмы: " Битва за Мидуэй" (1942), " Мы отплываем в полночь" (1943), " Это - Корея" (1951).

Лит.: Эйзенштейн С., Мистер Линкольн мистера Форда, Избр. произв., т. 5, М., 1968; Mitry J., John Ford, t. 1 - 2, P., 1954; Кеziсh Т., John Ford, Parma, 1958.

" ФОРД МОТОР" (Ford Motor), авто-моб. монополия США, см. в ст. Автомобильные монополии.

ФОРДЕВИНД (голл. voordewind), 1) курс парусного судна, совпадающий с направлением ветра (по ветру, с попутным ветром). 2) Поворот парусного судна, при к-ром судно пересекает направление ветра кормой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.