Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 11 страница. В 17-18 вв. в России сложилось своеобразное положение, когда на огромной терр






В 17-18 вв. в России сложилось своеобразное положение, когда на огромной терр. страны параллельно развивалисьи крепостнические, и зарождавшиеся бурж. отношения, пока к кон. 18 в. не определилось разложение феод. строя под влиянием складывания капитали-стич. уклада.

Проведение широкого круга преобразований в различных областях экономики, гос. строя и культуры было осуществлено лишь в нач. 18 в. при сохранении и укреплении господств. положения дворянства в стране. С 18 до нач. 20 в. дворянство сосредоточивало в своих руках огромную политич. власть и сохраняло за собой все ключевые посты в гос. управлении Россией. 18 в. стал временем не только роста купечества и формирования бурж. элементов, но и дальнейшего усиления крепостничества в его наиболее жестоких и грубых формах. Крепостное право в России, по словам В. И. Ленина, "...ничем не отличалось от рабства" (там же, т. 39, с. 70). Было узаконено право вотчинного суда помещиков над крестьянами, укоренилась практика продажи их без земли и т. п. Дворянство становилось всё более замкнутым сословием, получившим исключительные привилегии (особенно в царствование Екатерины II). Усиление феод.-крепостнич. отношений происходило также за счёт распространения крепостничества " вширь" - на вновь присоединённые юж. территории (Новороссия, Украина и др. земли).

Помещичье х-во испытывало возраставшие трудности, связанные с ростом товарно-ден. отношений. Стремясь укрепить положение дворянства в новых условиях, пр-во провело секуляризацию церк. земель с целью раздачи их дворянам. Дворянство сосредоточивало все усилия для того, чтобы укрепить своё экономич. положение при сохранении монополии собственности на землю и исключит. привилегии иметь крепостных. Средствами для этого были резкое усиление крепостнич. эксплуатации, попытки совершенствования приёмов ведения х-ва, организация вотчинных мануфактур, отпуск крестьян в нечернозёмных р-нах на заработки в город для получения ден. оброков, увеличение барщины в чернозёмных р-нах и т. п. Однако всё это не могло вывести феод. х-во из состояния начавшегося упадка, т. к. во всех случаях крестьяне в большей или меньшей степени отрывались от земли, подрывалось крест. х-во - осн. производящая ячейка феод. об-ва. Ф. исчерпал возможности прогрессивного развития. Экономич. отставание России всё более усиливалось. Классовая борьба нар. масс приобрела новый размах во время Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва, когда впервые было выдвинуто требование отмены крепостного права. В кон. 18 в. против крепостничества выступил первый рус. революционер-республиканец А. Н. Радищев, в нач. 19 в.- декабристы.

Кризис Ф. оказался в России затяжным вследствие ряда причин: неравномерности социально-экономич. развития разных р-нов огромной страны, частичного " рассасывания" социальных противоречий в ходе колонизации новых земель. В числе гл. факторов консервации Ф. были: сила феодально-абсолютистского гос-ва, прочность дворянского землевладения, слабость формировавшейся рус. буржуазии, к-рая была тесно связана с крепостнич. самодержавием и феод. строем в целом. Лишь во 2-й четверти 19 в. обозначился глубокий упадок по мещичьего х-ва. Рост нар. движений, распространение революц.-демократич. идеологии, поражение царизма в Крымской войне 1853-56 заставили господств. класс и пр-во пойти на отмену крепостного права в 1861 (см. Крестьянская реформа 1861).

Однако и после отмены крепостного права в России, вступившей на путь сравнительно быстрого развития капитализма, ещё более полувека сохранялись мощные пережитки Ф.- помещичье землевладение и самодержавие; в кон. 19 - нач. 20 вв. в стране всё ещё имелись полу-крепостнич. формы эксплуатации крестьянства. Вхождение в состав и присоединение к Российской империи в 19 в. Кавказа, Ср. Азии и др. территорий не только привело к проникновению туда бурж. отношений, но и сопровождалось сохранением отсталых феодальных. Врастание местных феод. институтов в систему гос. управления и х-ва империи, консервация реакционных элементов обществ. жизни и быта намеренно поддерживались царским пр-вом. Острота агр. вопроса явилась одной из предпосылок бурж.-демократич. Революции 1905-07 в России и Февральской буржуазно-демократической революции 1917. В ходе борьбы против остатков Ф. и капиталистич. эксплуатации сложился революц. союз рабочего класса и трудового крестьянства, приведший под руководством Комму-нистич. партии к победе Великой Октябрьской социалистической революции. Ленинский Декрет о земле, принятый 2-м съездом Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917, навсегда уничтожил помещичье землевладение и тем самым положил конец пережиткам Ф. в стране.

Лит.: Энгельс Ф., Об освобождении крестьян в России, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; ЛенинВ.И., Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Наши упразднители, там же, т. 20; его же, О государстве, там же, т. 39.

История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 1 - 6, М., 1966-68; Очерки истории СССР, [т. 1 - 8], М., 1953-58; История Азербайджана, т. 1, Баку, 1958; История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951; История Белорусской ССР, 2 изд., т. 1, Минск, 1961; История Грузии, т. 1, Тб., 1962; История Казахской ССР, т. 1, А.-А., 1957; История Киргизской ССР, т. 1, Фр., 1968; История Латвийской ССР, т. 1, Рига, 1952; История Молдавской ССР, 2 изд., т. 1, Киш., 1965; История таджикского народа, т. 2 (кн. 1 - 2), М., 1964; Гафуров Б. Г., Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история, М., 1972; История Туркменской ССР, т. 1, Аш., 1957; История Узбекской ССР, т. 1, Таш., 1967; История Украинской ССР, т. 1, К., 1969; История Эстонской ССР, т. 1, Тал., 1961.

Ленинские идеи в изучении истории первобытного общества, рабовладения и феодализма. Сб. ст., М., 1970; Проблемы возникновения феодализма у народов СССР, М., 1969; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика), М., 1972; Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.). Сб. ст., М., 1964; Города феодальной Ро'ссии. Сб. ст., М., 1966. Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; его же, Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1 - 2, М., 1952- 1954; Зимин А. А., Холопы на Руси, М., 1973; Рыбаков Б. А., Ремесло древней Руси, [М.], 1948; Тихомиров М. Н., Древняя Русь, М., 1975; Юшков С. В., Очерки по истории феодализма в Киевской Руси, М.- Л., 1939.

Веселовский С. Б., Феодальное Ремлевладение в Северо-Восточной Руси, т. 1,

М.-Л., 1947; Корецкий В. И., Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России, М., 1975; Носов Н. Е., Становление сословно-представи-тельных учреждений в России, Л., 1969; Сахаров А. М., Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв., М., 1969; Черепнин Л. В., Русские феодальные архивы XIV-XV вв., т. 1 - 2, М.- Л., 1948-51; его же, Образование Русского централизованного государства в XIV- XV вв., М., 1960.

Алефиренко П. К., Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 30-50-х годах XVIII в., [М.], 1958; Дружинин

Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1 - 2, М. - Л., 1946-58; Ковальченко И. Д., Мило в А. В., Всероссийский аграрный рынок. XVIII - начало XX вв., М., 1974; Ковальченко И. Д., Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в., М., 1967; Маньков А. Г., Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в., М.-Л., 1962.

Крестьянские войны в России XVII- XVIII вв., М. -Л., 1966; Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв.: проблемы, поиски, решения, М., 1974; Рубинштейн Н. Л., Сельское хозяйство России во второй половине XVIIIB., М., 1957; Рындзюнский П. Г., Городское гражданство дореформенной России, М., 1958; Троицкий С. М., Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в., М., 1974; Тихонов Ю. А., Помещичьи крестьяне в России. Феодальная рента в XVII - начале XVIII в., М., 1974. А. М. Сахаров.

ФЕОДАЛЬНАЯ ВОЙНА В РОССИИ ВО 2-й ЧЕТВЕРТИ 15 в., между московским великим князем Василием И Васильевичем и звенигородско-галичскими удельными князьями - его дядей князем Юрием Дмитриевичем с сыновьями Василием Юрьевичем Косым и Дмитрием Шемякой. Осн. причины войны: усиление противоречий среди феодалов в связи с выбором путей и форм гос. централизации в обстановке тат. набегов, литов. экспансии и роста классовой борьбы крестьянства и горожан; политич. и эконо-мич. консолидации как великих (Московского, Тверского, Рязанского), так и удельных (Галичско-Звенигородского, Можайского и др.) княжеств. После смерти московского великого князя Василия 1 Дмитриевича в 1425 претендентами на великокняжеский стол выступили Василий II и князь Юрий. В 1425-31 борьба велась воен. и дипломатич. средствами. В ней участвовали Золотая Орда и Литва. Решит. столкновения произошли в 1433-34. Несмотря на воен. успехи, князь Юрий не добился поддержки б. ч. феодалов Моск. княжества и не закрепил за собой великокняжеский стол. На 2-м этапе война вышла за рамки Моск. княжества: воен. действия велись в центр. и сев. р-нах. Главного соперника Василия II после смерти князя Юрия в 1434 - Василия Косого, поддержал великий тверской кн. Борис Александрович. В 1436 Василий Косой потерпел поражение, попал в плен и был ослеплён. На 3-м этапе войны с 1441 противником Василия II был Дмитрий Шемяка. В союзе с удельным князем Иваном Андреевичем Можайским и опираясь на великого тверского князя, он захватил в февр. 1446 Москву, пленил Василия II и, ослепив его, сослал в Углич. В этот период произошёл резкий подъём классовой борьбы, выразившийся в ряде гор. восстаний, росте " великих разбоев" и массовом бегстве крестьян от феодалов. Шемяка не получил поддержки большинства феодалов, недовольных ослаблением центр. власти. Осенью 1446 он отпустил Василия II на удел в Вологду. Василий II

возобновил воен. действия, вступив в союз с великим тверским князем. В декабре 1446 Москва уже была под его властью. Борьба продолжалась в центральных, а затем - сев. р-нах до 1450, когда Шемяка в союзе с Новгородом потерпел поражение под Галичем. Война прекратилась в 1453 со смертью Шемяки. Окончание её привело к почти полной ликвидации уделов в Моск. княжестве и резко изменило в его пользу соотношение сил в Сев.-Вост. Руси, создав политич. предпосылки централизации государства.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960; его же, К вопросу о роли городов в процессе образования Русского централизованного государства, в кн.: Города феодальной России. Сб. ст. памяти Н. В. Устюгова, М., 1966.

В. Д. Назаров.

ФЕОДАЛЬНАЯ РЕНТА, см. Земельная рента.

ФЕОДАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, см. в статьях Собственность, Феодализм.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ, разновидность донаучного социализма, представители к-рого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.

Впервые термин " Ф. с." был употреблён К. Марксом и Ф. Энгельсом в " Манифесте Коммунистической партии ". Они относили к его представителям часть франц. легитимистов (Ж. Вильнёв-Бар-жемон, Ш. Монталамбер и др.) и -" Молодую Англию", в к-рую входили аристо-кратич. тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизраэли. Историко-филос. концепция Ф. с. была разработана Т. Карлей-лем. Теоретич. источниками явились философия католицизма, схоластич. реализм, мистика Э. Сведенборга, реакц. романтизм 18 - нач. 19 вв. (Э. Бёрк, Р. Саути, С. Колридж, Л. Боналъд, Ж. Де Местр), традиционализм исторнч. школы права и др. учения, к-рые представители Ф. с. использовали преим. для провиденциалистско-телеологического (см. Провиденциализм) обоснования своих социально-политич. построений. Формирование Ф. с. произошло после Революции 1830 во Франции н парламентской реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов классов, противостоявших буржуазии справа и слева, своеобразием антикапиталистич. фронте феодалов и трудящихся.

Ф. с. представлял историч. процесс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача к-рых охранять проверенные веками устои общества, не допуская развития в нём " искусственных" элементов. С точки зрения Ф. с., установление политич. господства пром. буржуазии привело к распаду традиционных обществ. связей, к возникновению хаотич. массы преследующих эгоистич. цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением пром. цивилизации с феодально-патриархальными принципами обществ. бытия, отвечающими извечной " человеческой природе": иерархия, развитие патерналистско-патриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политич. установлений и лиц, в к-рых они воплощены (монархи, герои, земельные магнаты и " капитаны промышленности", как назвал их Карлейль). Программа Ф. с., отразившая интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, в действительности не затрагивала основ капитализма, затрудняя развитие активности нар. масс. К Ф. с. тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением пром. капитализма (гор. мещанство, чиновничье-бюрократич. элементы, часть интеллигенции).

К. Маркс и Ф. Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феод. социалистами антигуманистич. сторон ка-питалистич. цивилизации, в целом характеризовали Ф. с. как ведущее направление реакц. социализма 30-40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с., разновидностью к-рого является христианский социализм, получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Кан С. Б., История социалистических идей, 2 изд., М., 1967.

И. Н. Неманов.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ, см. Феодализм.

ФЕОДОР (Theodores) из Самоса, древнегреческий архитектор, скульптор, резчик гемм и мастер торевтики 6 в. до н. э. Работал в Самосе (ныне Ти-гани) на одноимённом острове.

ФЕОДОР I Ласкарис (Theodores Laskares) (ок. 1175 - нач. 1222, Ни-кея), основатель Никейской империи. Из знатного визант. рода, зять визант. имп. Алексея III. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 возглавил в М. Азии борьбу за объединение сил греков, в р-не Никеи образовал гос-во. Действовал сначала как наследник Алексея III (с титулом деспота), ок. 1206 провозгласил себя императором, в 1208 был официально коронован. В нач. 1211 разбил сельджуков. В 1214 заключил с Лат. империей Нимфейский договор, определивший границы между обоими гос-вами. В 1214 занял зап. владения Трапезунд-ской империи.

ФЕОДОР II Ласкарис (1221, Никея, - авг. 1258, там же), император Никейской империи с 1254. Опирался на служилую знать, вступил в конфликт с землевладельческой аристократией. На В. стремился заручиться поддержкой монголов против сельджуков. На Балканах отстаивал завоевания своего отца Иоанна III. В 1256 заключил выгодный для Никеи договор с болг. царём Михаилом I Асенем. Попытка Ф. II установить свою власть над Драчем и рядом др. крепостей привела к обострению отношений с Эпиром. Отказался от согласованного при Иоанне III проекта унии с папством. Писатель и философ, Ф. II покровительствовал развитию наук и искусств в Никее.

Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 3-4; Pappadopulos J. В., Theodore II Laskaris, P., 1908.

ФЕОДОР ВАЛСАМОН (Theodores Balsamon) (ум. после 1195, Константинополь?), византийский правовед, патриарх Антиохии (избран между 1185 и 1191). Автор толкований к Номоканону в 14 титулах, имевших целью примирить противоречия между церк. правом и Ва-силиками, а также между отд. церк. канонами (правилами). Толкования включают ряд важных не дошедших до нас документов. Ф. В. принадлежат и другие юрид. сочинения, письма, эпиграммы. Ф. В.- идеолог сильной императорской власти, защитник особых привилегий константинопольского патриарха, сторонник подчинения монашества епископату.

Лит.: Нарбеков В., Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона, т. 1 - 2, Казань, 1899; Stevens G. P., De Theodore Balsamone, Roma, 1969.

ФЕОДОР МЕТОХИТ (Theodores Metochites) (1270-13.3.1332, Константинополь), византийский писатель и гос. деятель, ближайший советник имп. Андроника II. С вступлением на престол Андроника III в 1328 подвергся опале. Автор многочисл. сочинений, в т. ч. " Заметок" (120 этюдов на темы морали, политики, эстетики, истории и др.-греч. лит-ры), описания посольства в Сербию, астрономич. трактата. Соч. (частично ещё не изданные) Ф. М. (знатока антич. авторов, комментатора Аристотеля) способствовали более глубокому пониманию античности и подготовке Возрождения. Ф. М. покровительствовал монастырю Хора, в церкви к-рого (совр. Кахрие-Джами в Стамбуле) в нач. 14 в. по его заказу были созданы мозаики и фрески - знаменитый памятник т. н. палео-логовского ренессанса. В этом монастыре Ф. М. провёл последние годы жизни. Лит.: Весk H. G., Theodores Metochites, Munch., 1952; Sevcenko I., Theodore Metochites, the Chora, and the intellectual trends of his time, в кн.: The Kariye Djami, v. 4, Prin-ceton, 1975, p. 19 - 91.

ФЕОДОР ПРОДРОМ (Theodores Prodromes) (ок. 1100- ок. 1170; по др. данным, ум. ок. 1158), византийский придворный поэт и прозаик. Автор любовного романа в стихах " Роданфа и Досикл", пародийной драмы " Война кошек и мышей", эпиграмм, писем, филос. и богословских соч. Панегирист знати, Ф. П., однако, сочувственно изображал " маленьких людей", страдающих в неустроенном мире. Пытался ввести в визант. лит-ру разговорный нар. язык. Творчеству Ф. П. свойственны лиричность и юмор. Атрибуция ряда сочинений спорна.

Лит.: Horandner W., Theodores Prodromes, Historische Gedichte, W., 1974; Каждан А. П., Два новых византийских памятника XII столетия, в сб.: Византийский временник, т. 24, М., 1964.

ФЕОДОР СТУДИТ (Theodoros Studi-tes) (759-11.11.826, Принцевы о-ва), византийский церк. деятель и писатель. С 798 настоятель Студийского монастыря в Константинополе. Отстаивал независимость монашества от императорской власти, выступал с 815 против иконоборчества. Был трижды сослан. В катехизисах, проповедях и стихотворениях пропагандировал общежительный монастырь (киновия), осн. на строгой дисциплине занятых производит. трудом монахов, подчинённых деспотич. власти настоятеля. Сохранившиеся письма Ф. С. (свыше 500)- важный источник по истории политич. и идейной борьбы в Византии нач. 9 в.

Соч.: Творения, т. 1 - 2, СПБ, 1907 - 08.

Лит.: Доброклонский А., Преподобный Феодор..., т. 1 - 2, Од., 1913-14.

ФЕОДОРА (Theodora) (ок. 500-28.6. 548, Константинополь), византийская императрица с 527, жена Юстиниана 1. Дочь служителя цирка, цирковая артистка, Ф. стала женой наследника престола. После воцарения Юстиниана I ак тивно участвовала в управлении гос-вом, поддерживая, в частности, монофиситов. Ф. сыграла большую роль в подавлении восстания " Ника", воспрепятствовала бегству Юстиниана I из столицы.

Лит.: Диль Ш., Византийские портреты, т. 1, М., 1914, гл. 3; Browning R., Justinian and Theodora, L., 1971.

ФЕОДОРО (Theodoro'), Мангупское княжество, феодальное гос-во на Ю.-З. Крыма ок. 12-15 вв. Терр. Ф. Гна С. и С.-В. до р. Качи, на Ю. до побережья Чёрного м., от совр. Балаклавы до Алушты) совпадала в основном с Готской епархией в Крыму и охватывала известную в 6-8 вв. область Дори с центром Дорос (с 10 в. Мангуп). Население Ф. было пёстрым по этнич. составу, аланы, греки, караимы и потомки крымских готов.

В 14-15 вв. Ф. отстаивало свою независимость от посягательств монголо-та-тар и генуэзцев. В целях укрепления власти владетели Ф. стремились установить прочные связи с Русью и Молдавией. С нач. 15 в. портом Ф. была крепость Каламита (Инкерман). В 1475 Ф. разгромлено турками и превращено в тур. кадылык (округ). Город перестал существовать в кон. 18 в. Сохранились архит. памятники 6-15 вв.: искусств. пещеры, развалины цитадели, т. н. дворца, базилик, домов.

Лит.: Тиханова М. А., Дорос-Фео-доро в истории средневекового Крыма, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, т. 34, М.-Л., 1953; Якобсон А. Л., Крым в средние века, М., 1973.

ФЕОДОСИЙ (ок. 1470 - нач. 16 в.), русский живописец. Сын Дионисия, к творческой манере к-рого был близок в собств. работах. Совм. с отцом и братом Владимиром написал фрески и иконы соборной церкви Успения богоматери Носифо-Волоколамского монастыря (после 1485, иконы работы Ф. и фрески не сохранились), собора Рождества богородицы Ферапонтова монастыря. Руководил росписью Благовещенского собора Моск. Кремля (1508).

ФЕОДОСИЙ I, или Великий, Флавий (Flavius Theodosius) (ок. 346-395), римский император с 379. Родом из Испании, сын полководца. Был энергичным военачальником и ловким дипломатом. После гибели имп. Валента был провозглашён августом (соправителем имп. Грациана), получив в управление вост. часть империи. При Ф. I было приостановлено наступление готов (в результате победы над ними в 382, а также благодаря соглашению с ними и расселению их в качестве федератов на терр. империи). Ф. I окончательно утвердил господство ортодоксального христианства (эдикт de fide catholica, 380), преследовал сторонников арианства и запретил отправление языч. обрядов. При нём было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская б-ка, в 394 отменены Олимпийские игры. Христ. церковь признала его Великим. Ф. I был последним императором, объединившим (394-395) власть над вост. и зап. частями Римской империи.

Лит.: Еnsslin W., Die Religionspoli-tik des Kaisers Theodosius, Munch., 1953.

ФЕОДОСИЙ II (Theodosius) (ок. 401- 28.7.450), император Византии (Вост. Рим. империи) с 408. При Ф. II в управлении гос-вом значит. роль играли: его сестра Пульхерия (до 428), затем жена Евдоксия (до 441), позднее евнух Хриса-фий. В правление Ф. II Константинополь был обнесён (413) мощными стенами (" стены Феодосия"); был издан т. н. Кодекс Феодосия (438) - свод ранневи-зант. права. В 431 и 449 Ф. II созывал вселенские соборы в Эфесе. При Ф. II вандалы завоевали у Византии значит. терр. в Сев. Африке.

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ (гг. рожд. и смерти неизв.), глава еретич. течения, идеолог крестьянства и городской бедноты 16 в. в борьбе против офиц. церкви и феод. строя. По происхождению холоп. В кон. 40-х гг. бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешёл в монастырь на Новоозере, где с 1551 начал пропаганду т. н. " Нового учения". Ф. К. подверг критике осн. догматы христианства: о божеств. природе Христа, о воскресении мёртвых и др., отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая офиц. церковь, Ф. К. проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал всю систему феод. господства и подчинения, считал " спасение" человека делом его собственных рук, призывал к ликвидации войн и эксплуатации. Подвергался критике со стороны Зиновия Отенского. В 1553 в связи с делом М. Башкина заключён в один из моск. монастырей, но бежал в Польшу, где оказал серьёзное влияние на формирование радикального движения антитринитариев. (См. Ереси в России.)

Лит.: Клибанов А. И., Реформацион-ные движения в России в XIV-первой пол. XVI вв., М., 1960.

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1008, Василёв, ныне г. Васильков Киевской обл., -3.5.1074, Киево-Печерский монастырь), древнерусский церковный писатель. С 1057 игумен Киево-Печерского монастыря. Впервые на Руси ввёл общежительный устав, заимствованный в Студийском монастыре (Константинополь), впоследствии принятый всеми древнерусскими монастырями. Авторство Ф. П. считается установленным для 11 сочинений: 2 послания к кн. Изяславу Яро-славичу (" о неделе" и " о вере крестьянской и о латыньской"), 8 " слов" и " поучений" монахам (" о терпении и о любви", " о терпении и о смирении", " о душевной пользе", " о хождении к церкви и о молитве" и др.) и молитва " за вся крестьяны". Стиль его сочинений ясен, лаконичен, лишён риторич. украшений и вместе с тем эмоционален. Ф. П. проповедовал основы христ. морали, призывал монахов полностью, " без уныния" отречься от мира, обличал своекорыстие и жадность иноков. Выступал против княжеских междоусобиц. Сочинения Ф. П. известны в рус. и южно-слав. списках, самые древние из них относятся к 13-15 вв. Сведения о нём - в " Житии... Феодосия" (80-е гг. 11 в.) Нестора и в " Повести временных лет".

Тексты: Ерёмин И. П., Литературное наследие Феодосия Печерского, " Тр. ОДРЛ АН СССР", 1947, т. 5.

Лит.: Ерёмин И. П., Лекции по древней русской литературе, [Л.], 1968, с. 24-31, 64-67. В. Г. Смолицкий.

ФЕОДОСИЯ, город областного подчинения в Крымской обл. УССР. Расположен на юго-вост. берегу Крымского п-ова, в 116 км к В. от Симферополя. Порт на Чёрном м., ж.-д. ст. (конечный пункт ж.-д. ветки от линии Керчь - Джанкой). 75 тыс. жит. (на 1 янв. 1976).

Ф. основана в сер. 6 в. до н. э. выходцами из др.-греч. г. Милет. стала греч. полисом с развитыми торг. связями. С 80-х гг. 4 в. до н. э. в составе Боспорского государства, крупный центр вывоза хлеба. В 107 до н. э. здесь был один из центров восстания рабов во главе с Савмаком. В 4 в. н. э. Ф. была разрушена гуннами, в кон. 6 в. захвачена хазарами, в нач. 13 в. монголо-татарами. Во 2-й пол. 13 в. генуэзцы основали в Ф. торг. поселение Кафа, ставшее в 14- 15 вв. важным центром торговли между Западом и Востоком (см. Генуэзские колонии в Северном Причерноморье). С 15 в. на терр. Крымского ханства, крупный пункт работорговли. Во время рус.-тур. войны 1768-74 (см. Русско-турецкие войны 17-19 вв.) рус. войска в 1771 взяли Кафу. Крымское ханство стало независимым от Турции. В 1783 вместе со всей терр. Крыма город вошёл в состав Росс. империи и получил прежнее назв. С 1802 - уездный центр Таврической губ. В 1892 Ф. была соединена с ж.-д. линией Севастополь - Донбасс. В 1899 в Ф. из Севастополя был переведён коммерч. порт. В 1902 в Ф. возникла с.-д. орг-ция. Рабочие Ф. участвовали в Революции 1905-07, в 1905 в Ф. заходил восставший броненосец " Потёмкин". Сов. власть установлена 20 дек. 1917 (2 янв. 1918), затем Ф. была оккупирована австро-герм. войсками, захватывалась англо-франц. интервентами и белогвардейцами. Освобождена Красной Армией 14 нояб. 1920. С 1921 Ф. в составе Крымской АССР. Со 2 нояб. 1941 была оккупирована нем.-фаш. войсками, освобождена 30 дек. в ходе Керченско-Фео-досийской десантной операции 1941-42, с 17 янв. 1942 вновь оккупирована. Освобождена сов. войсками 13 апр. 1944 в результате Крымской операции 1944. После войны город восстановлен, пром-сть реконструирована. За годы Сов. власти Ф. превратилась в один из курортных центров Крыма.

Ф.- климато-бальнео-грязевой курорт. Лето очень тёплое (ср. темп-pa июля 24 °С), зима мягкая (ср. темп-pa февр. О °С); осадков 360 мм в год. Леч. средства: климат, морские купания (с июня до октября); питьевая хлоридно-сульфатно-натриевая вода минерального источника " Феодосия" (Паша-Тепе); иловая грязь оз. Аджиголь. Лечение болезней органов пищеварения, кровообращения, дыхания, функциональных заболеваний нервной системы. Санатории для взрослых и детей, водогрязелечебница, дома отдыха, пансионаты. Мелкопесчаный пляж. К 1975 было 16 больничных учреждений на 1 тыс. коек (8, 6 койки на 1 тыс. жит.); работали 426 врачей (1 врач на 274 жит.).

В Ф. з-ды: механический, молочный и др. Таб., мебельная, игрушек, офсетная ф-ки. Политехникум. Краеведч. музей (с литературно-мемориальным музеем А. С. Грина), карт. гал. им. И. К. Айвазовского, родившегося в Ф.

В старой части города ср.-век. планировка, на Карантинном холме остатки стен и башен Генуэзской крепости (14- 15 вв.). В Ф. неск. христ. церквей 13- 14 вв., мечеть Муфти-джами (1623).

Со 2-й пол. 19 в. преобладала эклектич. застройка (дачи, особняки, пансионы). В 1947-53 благоустроена набережная; в 1950-70-е гг. возникли новые жилые р-ны, выстроен ряд санаториев и домов отдыха, ж.-д. вокзал (1955). Памятник художнику Айвазовскому (бронза, гранит, 1930, скульптор И. Я. Гинцбург).

Лит.: Город двадцати пяти веков, [Симферополь, 1971]; Якобсон А. Л., Крым в средние века, М., 1973 (лит.); Балахонов В. И., Феодосия, Симферополь, 1975; Винник П. Я., Рудь Я. И., Андрущенко В. И., Главный причал Крыма, Симферополь, 1975; Феодосия, [Фотоальбом], Кшв, 1970.

ФЕОКРИТ (Theokritos) (кон. 4 в.- 1-я пол. 3 в. до н. э.), древнегреческий поэт. Родом из Сиракуз (Сицилия) или с о. Кос. Основоположник жанра идиллии. Создал условный образ томящегося любовью пастуха; в изображении гор. жителей продолжал традицию мимов Софрона. Художественно и тематически важное у Ф.- интерес к повседневной жизни простолюдина. Композиция устойчивая - диалогич. рамка или песня-рассказ; стиль иногда нарочито наивный или учёно-мифологический. Сохранилось до 30 идиллий Ф., из к-рых не все являются подлинными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.