Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 8 страница






Лит.: Шор Г. В., Танатология (учение о смерти) под углом зрения патологической анатомии, в кн.: Труды 1 Всероссийского съезда патологов, М., 1924; H е г о вс к и и В. А., Основные итоги патофизиологического изучения процессов умирания и оживления организма, " Архив патологии", 1962, т. 24, № 7. В. В. Серов.

ТАНАТОЦЕНОЗ (от греч. thanatos -смерть и koinos - общий), скопление погибших организмов (или их остатков), возникновению к-рого способствовало, напр., стихийное бедствие (наводнение и др. ) или концентрация остатков течением реки. Термин " Т." иногда употребляют как синоним некроценоза.

ТАНА-ФЬОРД (Tana fjord ), залив Баренцева м. на С. Норвегии, между п-овами Нордкин и Варангер. Дл. ок. 60 км, ширина при входе 12 км. Наибольшая глуб. 397 м. Сильно разветвлён. Берега обрывистые, вые. до 600 м. Приливы полусуточные, их высота до 2, 2 м. В Т.-ф. впадает р. Тана-Эльв.

ТАНА-ЭЛЬВ, Т е н о-Й о к и (норв. Таnaelv, фин. Tenojoki ), река на С. Скандинавского п-ова. На протяжении 285 км является пограничной между Норвегией и Финляндией, низовья - в Норвегии. Впадает в Тана-фьорд Баренцева м. Дл. 360 км (от истока р. Карас-Йокка ), пл. басе. ок. 16 тыс. к м 2. Весенне-летнее половодье. Ср. расход воды в ниж. течении 149 М3/сек, ледостав с октября до конца мая. На Т.- гг. Сеида (Норвегия), Уласула (Финляндия). Судоходна до г. Уласула.

ТАНБУР, тамбур (узб., тадж.), тенбур(перс.), щипковый муз. инструмент. Корпус грушевидной формы, длинная шейка, общая дл. 1100-1300 мм. 3 струны. Звук извлекается плектром.

ТАН ВЬЕТ КАТЬ МАИГ ДАНГ (Революционная партия нового Вьетнама), революционная мелкобурж. политич. орг-ция Вьетнама, состоявшая гл. обр. из учащейся молодёжи и интеллигентов. Создана в 1925 под назв. Хой Фук Вьетнам (Общество обновления Вьетнама ). Неоднократно меняла своё название. В 1929 была переименована в Тан Вьет конг шан льен (Коммунистич. союз нового Вьетнама ), а вскоре - в Донг зыонг конг шан льен доан (Индокит. коммунистич. союз ). Под влиянием нарастающей борьбы пролетариата и под воздействием opr-ции марксистского направления Товарищества революционной молодёжи Вьетнама начала переходить на позиции марксистско-ленинского учения. В 1927 вслед за Товариществом выдвинула задачу построения социализма и коммунизма. В 1930 осн. состав орг-ции вошёл в Коммунистич. партию Вьетнама, созданную 3 февр. 1930.

ТАНГА (Tanga ), город в Танзании, адм. центр обл. Танга. 60, 9 тыс. жит. (1967 ). Порт на Индийском ок., ж.-д. станция. Пищ. и текст, пром-сть; предприятия металлургич., металло- и деревообр. пром-сти. Центр осн. р-на по выращиванию сизаля.

ТАНГАЖ (франц. tangage - килевая качка ), угловое движение летат. аппарата или судна относительно главной поперечной оси инерции. Угол Т.- угол между продольной осью летат. аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. В авиации различают Т. с увеличением угла (кабрирование) и с уменьшением угла (пикирование); вызывается отклонением руля высоты.

ТАНГАНЬИКА (Tanganyika), озеро в Вост. Африке, в пределах Заира, Танзании, Замбии и Бурунди. Дл. ок. 650 км, шир. 40-80 км. Пл. 34 тыс. км2. Лежит на вые. 773 м в тектонич. впадине Восточно-Африканской зоны разломов. Подводным порогом делится на два глубоководных бассейна; макс, глубина в юж. части 1470 м (после Байкала Т.- самое глубокое озеро на Земле). Берега в общем прямолинейные (в деталях - с мелкобухтовым расчленением), частью высокие и крутые, частью плоские, окаймлённые неширокой приозёрной равниной. Пл. басе. 244, 5 тыс. км 2. Гл. притоки -Малагараси и Рузизи, сток через р. Лукуга в р. Луалаба - верховье р. Конго (Заир). Среднегодовой приход воды 64, 8 км 3, в т. ч. от атм. осадков 40, 9 к м 3 (63%) и от рек 23, 9 км 3 (37% ); в расходе резко преобладает испарение - 61, 2 км 3 (94, 4% ), сток составляет лишь 3, 6 км 3 (5, 6% ). В 1-й пол. 19 в. в долине Лукуги, близ места её выхода из озера, образовалась (в результате землетрясения или обвала ) естеств. плотина, и Т. стала бессточным озером, уровень к-рого в течение нескольких десятилетий постепенно повышался; в 1878 плотина была прорвана, уровень понизился ц в нач. 20 в. установился. Многолетняя амплитуда колебаний уровня в 20 в.- ок. 4 м, среднегодовая 0, 7 м (самые высокие уровни -в апреле - мае, самые низкие - в октябре -ноябре ). На озере наблюдается волнение, вызываемое юго-вост. пассатом, иногда отмечаются сейши. Вода пресная, но с повышенным содержанием солей магния. Темп-pa воды на поверхности колеблется в течение года от 23, 6-23, 8 до 26, 5 " С, ниже 400 м и до дна держится постоянная темп-pa ок. 23 °С. Устойчивая температурная стратификация препятствует перемешиванию водной массы, ввиду чего только верхний её слой (на 100-200 м в глубину ) обогащён кислородом и пригоден для жизни. Ок. 75% фауны образуют эндемики (особенно много их среди рыб, креветок, остракод, десятиногих раков, веслоногих, брюхоногих моллюсков ). Водятся гиппопотамы, крокодилы, много водоплавающей птицы. Рыболовство [гл. объекг промысла - ндагала (дагаа ) из сельдевых]. Судоходство. Порты: Кигома (Танзания ), связанный жел. дорогой с г. Дар-эс-Салам на Индийском ок., Бужумбура (Бурунди ), Калима (Заир ). Открыто в 1858 англ, путешественниками Р. Бёртоном и Дж. Спиком.

Лит.: Олейников И. H., Озеро Танганьика. Опыт физико-географической характеристики, " Страны и народы Востока", 1969, в. 9 (лит.). И. H. Олейников.

ТАНГАНЬИКА (Tanganyika ), название материковой части Объединённой Республики Танзании в Вост. Африке.

ТАНГЕЙЗЕР (Tannhauser, средневерхненем. Tannhnser ) (ок. 1205, Зальцбург или близ Нёймаркта, Бавария, -1270 ), немецкий поэт-миннезингер. В 1228-29 участвовал в крестовом походе. Много странствовал. Автор танцевальных песен для придворной знати и поселян, любовных пародий и поучений. Оказал воздействие на творчество нем. ср.-век. куртуазных поэтов, на нем. романтиков 19 в. (Новалис, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман и др. ). Т.- герой оперы Р. Вагнера " Тангейзер" (1845 ). В 14 в. возникла легенда о пребывании Т. в волшебном гроте древнегерм. богини Хольды близ Эйзенаха.

Соч., в кн.: S i е b е г t J., Der Dichter Tannhauser. Leben. Gedichte. Sage, Halle/ Saale, 1934.

Лит.: История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение, М., 1959, с. 123-25; 100 опер. [Ред.-сост. М. Друскпн], 5 изд., Л., 1973, с. 62 - 67, 79.

ТАНГЕНС (от лат. tangens - касающийся ), одна из тригонометрич. функций; обозначение tg. Т. острого угла в прямоугольном треугольнике наз. отношение противолежащего катета к катету, прилежащему к этому углу. Подробнее см. Тригонометрические функции.

ТАНГЕНСОВ ТЕОРЕМА, теорема тригонометрии, устанавливающая соотношение между длинами сторон треугольника и тангенсами полусуммы и полуразности противоположных углов. Именно: если а, Ъ - длины сторон треугольника, А, В - величины противоположных углов, то
[ris]

(формула Региомонтана ).

ТАНГЕНСОИДА, плоская кривая, изображающая изменение тангенса в зависимости от изменения его аргумента (угла ). Т. состоит (см. рис. ) из бесконечного числа

отдельных конгруэнтных кривых, получаемых одна из другой сдвигом по оси O x на величину, кратную я. Т. пересекает ось Ох в точках ± пп (или ± 180° n), где n = 0, 1, 2,....

График функции у = tgx.

ТАНГЕНЦИАЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ, касательное ускорение, составляющая ускорения, направленная по касательной к траектории тела.

ТАНГИР (нем. Tangier ) в полиграфии, желатиновая плёнка с рельефным точечным или иным рисунком, применяемая для получения тоновых участков в литографской и цинкографской репродукции штриховых изображений. Употребляется редко, т. к. обычно для получения тангирных узоров используют фотомеханич. способы репродуцирования (см. Репродукционные процессы).

ТАНГЛА, горный хребет в Китае, в центр, части Тибетского нагорья. Дл. ок. 700 км. Вые. до 6096 м (г. Басудан-Ула ); относит, превышение над окружающими равнинами ок. 1000 м. Состоит из неск. горных массивов, сложенных гл. обр. известняками и глинистыми сланцами; имеет мягкие очертания, многочисл. кам. россыпи. Снежники, ледники. Ландшафты высокогорных пустынь и степей. Пересекается Сикан-Тибетским шоссе (перевал Т., вые. 5180 м).

ТАНГО (исп. tango) аргентинское, совр. бальный танец. Размер двухдольный. Ритмич. структура Т. эквивалентна хабанере. Один из самых популярных бальных танцев Америки и Европы. Существует эстрадная разновидность это го танца. Ритм Т. используется в инструментальной и вокальдой музыке. Т. входит в обязат. программу курса бальных танцев.

ТАНГУ; город в Китае, на берегу р. Хайхэ, близ её впадения в зал. Бохайвань Жёлтого м. Административно - в составе терр. Тянъцзинъ. Морской порт (часть аванпорта Тяньцзиня - Синьган). Содовый комбинат (на базе морских соляных промыслов). Судоремонт, рыболовство.

ТАНГУТСКИЙ ЯЗЫК (иначе - си ся), язык, на к-ром говорило большинство населения государства С и Ся (982 -1227). Зафиксирован словесно-слоговым тангутским письмом, введённым в 1036. На Т. я. говорило не менее 1, 5 млн. чел. Относится к тибето-бирманской группе китайско-тибетской семьи языков. Фонетич. реконструкция представлена в 2 вариантах: сов. лингвиста М. В. Софронова и япон. лингвиста Нисида Тацуо. Т. я. являлся изолирующим языком; односложная морфема в нём часто соответствовала слову, сложные слова образовывались путём комбинаций таких морфем; падежные отношения выражались при помощи послелогов; глагол не имел чётко выраженных категорий лица и времени. Порядок слов в предложении в основном определялся схемой: подлежащее (определение к нему)-дополнение (определение к нему)-сказуемое.

Лит.: Невский H. А., Тангутская филология, М., 1960; Софронов М. В., Грамматика тангутского языка, М., 1968; H и с п д а Тацуо, Сэйка го-но кэнкю, т. 1 - 2, Токио, 1964 - 66. Е. И. Кычанов.

ТАНГУТЫ, 1) народ тибето-бирманской группы (самоназв.- м, минья, кит. назв. - д а н с я н), создавший в конце 10 в. на терр. совр. пров. Ганьсу и зап. части пров. Шаньси в Китае гос-во С и Ся. Т. часто н успешно воевали с китайцами. Имели свою письменность, создали цивилизацию, известную по раскопкам в Хара-Хото. После разгрома гос-ва монг. завоевателями (1227) часть Т. вошла в состав тибетцев Цинхая, остальные ассимилированы монголами и китайцами. 2) Монгольское название тибетцев. В рус. лит-ре до 1930-х гг. употреблялось применительно к тибетцам-скотоводам пров. Цинхай.

Лит.: Кычанов Е. И., Очерки истории тангутского государства, М., 1968.

ТАНГЭ Кэндзо (р. 4.9.1913, Имабари), японский архитектор. Получил архит. образование в Токийском ун-те, к-рый окончил в 1938. Широкую известность Т. принёс построенный им мемориальный центр Мира в Хиросиме (1949-56), где проявилось характерное для Т. стремление творчески переосмыслить приёмы ср.-век. япон. архитектуры. В 1950-1960-е гг., испытывая влияние " нового пластицизма" Ле Корбюзье и брутализма, создаёт произведения, отличающиеся мужественной силой образов и скульптурной выразительностью объёмов (гор. зал в Курасики, 1960), использует экспрессивные возможности большепролётных конструкций (" Гимназиум" в Токио, илл. см. т. 2, табл. XXIX, стр. 256-257). В 1961 опубликовал проект реконструкции Токио, предусматривающий развитие застройки города на специальных конструкциях над Токийским заливом.

К, Т а н г э. Кафедральный собор св. Марии в Токио. 1964.

Лит.: В о у d R., Kenzo Tange, L.- N. Y., [1962].

ТАН ДА (Tan-Da) (псевд.; наст, имя Нгуен Кхак Хиеу) (1888, Кхетхыонг, пров. Шонтай, - нюнь 1939, Ханой), вьетнамский писатель. В 1921 основал книжное изд-во; был ред. журн. " Хыу Тхань" (1921) и " Аннамского журнала" (1926). Автор одного из первых произв. совр. Вьетнам, прозы - повести " Маленький сон" (1917) о воображаемом путешествии самого писателя по свету. Известен также как поэт - предшественник лит. движения 30-х гг. " Новая поэзия". Поэт часто обращается к фольклорным песенным жанрам, а многие его стихи стали нар. песнями. В стихах Т. Д. преобладают патриотич. настроения и утопич. мечты о будущем. Переводил на Вьетнам, язык кит. поэтов танского периода.

С о ч.: Tan Da van van, tap 1 - 2, Ha-noi, 1952.

Лит.: H и к у л и н H. И., Вьетнамская литepaтvpa, М., 1971.

ТАНДЕМ (англ, tandem), 1) расположение однородных устройств, напр, цилиндров поршневой машины, последовательно по одной оси (см. Тандем-машина). 2) Двухместный двухколёсный велосипед с двойной сблокированной передачей. Различают Т. дорожные и спортивные (см. также Велосипедный спорт).

ТАНДЕМ-МАШИНА, двухцилиндровая паровая машина двойного действия, в к-рой пар расширяется в цилиндре меньшего диаметра, а затем переходит в цилиндр большего диаметра (цилиндры расположены последовательно и связаны одним общим штоком).

ТАНДЕР-БЕЙ (Thunder Bay), город в Канаде, на Ю.-З. пров. Онтарио, на берегу оз. Верхнее. 112, 1 тыс. жит. (1971). Трансп. узел. 4-й по грузообороту (16, 3 млн. т в 1974) порт Канады; центр мирового значения по вывозу зерна. Муком., вагоностроит., автомоб., авиац., судостроит. пром-сть. Предприятия дсревообр., целлюлозно-бум., хим. пром-сти. Образован в 1970 слиянием гг. ФортУильям и Порт-Артур. Ун-т.

ТАНДЖАВУР, Т а н д ж у р, город в Юж. Индии, в шт. Тамилнад, в дельте р. Каверн. 140, 5 тыс. жит. (1971). Шёлковая, хл.-бум. пром-сть, металлообработка. Кустарное произ-во ювелирных изделий, ковров, вышитых изделий.

ТАНДЖУНГПРИОК (Tandjungpriok), морской порт Джакарты, столицы Индонезии. Расположен на о. Ява, в Джакартском зал., в 13 км к В. от столицы, с к-рой связан жел. дорогой, шоссе и каналом. Один из крупнейших портов Индонезии (через Т. проходит до '/•, импортных грузов и значит, часть экспорта; играет важную роль в каботажных перевозках). Грузооборот порта 8, 4 млн. т в 1974. Судоремонтная верфь.

ТАНДИЛЬ (Tandil), город на Ю. В. Аргентины, в пров. Буэнос-Айрес. 45, 7 тыс. жит. (1960). Центр с.-х. р-на (преим. мясное животноводство). Пром-сть по переработке с.-х. сырья. Ун-т (1964).

ТАНДОВО, озеро в Новосибирской обл. РСФСР, к С.-В. от оз. Чаны. Пл. 87, 8 км 2, наибольшая глуб. до 2, 8 м. Вода слабо солёная. Берега вые. 5-8 м на вост. побережье, в районе впадения р. Тандовка. Размах колебаний уровня 1, 2 м. Замерзает в начале ноября, вскрывается в мае.

ТАНЕВ Басил Константинов (21. 11. 1897, Гевгелия, Македония, -9. 10. 1941, Эвангелистрия, Греция ), деятель болгарского и междунар. рабочего движения. С 1919 чл. Болг. коммунистич. партии. Род. в семье рабочего; сапожник. В 1923 чл. окружного к-та БКП в Пловдиве. Участник Сентябрьского антифашистского восстания 1923. В 1924-25 секретарь Пловдивского окружкома БКП. В 1925 был арестован и приговорён к 12 '/2 годам тюрьмы. В 1926 амнистирован, эмигрировал в СССР, учился в Междунар. Ленинской школе. В 1931-32 на подпольной работе в Софии, чл. Политбюро ЦК БКП. В марте 1933 в Берлине, где Т. был проездом, арестован нем. фашистами по вымышленному обвинению в поджоге рейхстага. Являлся подсудимым на Лейпцигском процессе 1933. В результате разоблачения Г. Димитровым гитлеровской провокации фашистский суд был вынужден оправдать коммунистов. СССР предоставил болгарам сов. гражданство. С 5 на 6 окт. 1941 Т. в составе специальной группы для действий в тылу фаш. войск вылетел в Болгарию. Группа по ошибке приземлилась в Греции. Погиб в бою.

ТАНЕЕВ Владимир Иванович [24.8 (5.9 ). 1840, Владимир, -21.10.1921, имение Демьяново, около г. Клина, ныне Моск. обл.], русский обществ, деятель, юрист, философ-материалист. Брат композитора С. И. Танеева. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1861 ). С 1866 выступал защитником в ряде политич. процессов. Филос. взгляды Т. формировались под воздействием идей H. Г. Чернышевского и А. И. Герцена, утопич. социалистов и естественнонауч. материализма. Т. считал, что рабочему классу принадлежит революц. будущее. В 70-е гг. он приветствовал возникновение 1-го Интернационала, выступал в защиту Парижской Коммуны 1871. К. Маркс назвал его "...преданным другом освобождения народа..." (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 34, с. 185). Т. с энтузиазмом встретил Революцию 1905-07 и Великую Окт. социалистич. революцию. Весной 1919 ему была выдана охранная грамота, подписанная В. И. Лениным (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 50, с. 383).

Соч.: Детство. Юность. Мысли о будущем, М., 1959.

Лит.: Козьм и н Б. П., Социальнополитические и философские взгляды Танеева В. И. (Из истории утопического социализма в России), в сб.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Ш к у р ин о в П. С., Критика позитивизма В. И. Танеева, М., 1965. Б. С. Итенберг.

ТАНЕЕВ Сергей Иванович [13(25). 11. 1856, Владимир, -6(19). 6. 1915, Дюдьково, ныне Звенигородского р-на Московской области, похоронен в Москве], русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. С раннего возраста занимался музыкой. В 1866 поступил в Моск. консерваторию, к-рую окончил в 1875 (с золотой медалью). Наибольшее влияние на Т. оказали занятия в классах H. Г. Рубинштейна (фп.) и П. И. Чайковского (инструментовка, сочинение). Занимался концертной деятельностью (первый исполнитель большинства фп. произв. Чайковского, выступал со скрипачом Л. С. Ауэром, участвовал в исполнении собств. камерных сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 преподаватель Моск. консерватории (фп.. спец. муз.-теоретич. предметы), с 1881 проф., в 1885-89 директор. Среди его учеников - С. В. Рахманинов, А. H. Скрябин, H.К. Метнер, а также деятели сов. муз. культуры -3. П. Палиашвили, Р. М. Глиэр, С. H. Василенко, А. H. Александров, А. Б. Гольденвейзер, К. H. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский. Как директор сыграл значит, роль в углублении проф. муз. образования. Человек передовых убеждений, Т. в 1905 году встал на защиту прав бастовавших учащихся. В результате конфликта с реакционной дирекцией вышел из состава профессоров, но остался в центре муз. жизни Москвы. Был одним из основателей и активных деятелей Нар. консерватории (с 1906), муз. науч. об-ва (с 1908 - " Музыкально-теоретическая библиотека"), многих концертных организаций и коллективов. Сотрудничал в Моск. муз.-этнографич. комиссии (ещё в 80-х гг. осуществил многочисл. записи песен народов Кавказа, укр. песен, а также исследование сев.-кавк. фольклора). Выдающееся значение имеют муз. -теоретич. труды Т., посвящённые проблемам полифонии.

Композиторское наследие Т. разнообразно в жанровом отношении. В своих сочинениях тяготел к нравственно-филос. проблематике. Таковы его единств, опера " Орестея" (1895, Мариинский театр, Петербург), трактующая античные сюжеты трагедий Эсхила (" Агамемнон", " Хоэфоры", " Эвмениды") как закономерную победу сил разума и света; кантаты " Иоанн Дамаскин" (слова А. К. Толстого, 1884; посвящена памяти H. Г. Рубинштейна) - одно из проникновенных и лирич. созданий Т., и " По прочтении псалма" (слова А. С. Хомякова, 1915). Из четырёх симфоний выделяется 4-я (1898 ). Хоры (по использованию средств полифонии ) явились новым словом в рус. музыке. Многие хоры и романсы написаны на слова Я. П. Полонского, К. Д. Бальмонта. Наиболее важное место в творчестве Т. занимают камерные ансамбли - струнные квартеты (в т. ч. 5-й, 1903; 6-й, 1905 ), трио (в т. ч. фп. трио, 1903 ), квинтеты (в т. ч. фп. квинтет, 1911 ).

В творчестве Т. органически сочетаются традиции классики - зап.-европ. и русской (прежде всего воздействие Чайковского ), и новые явления, характерные для музыки 20 в. (напр., роль полифонии как метода развития ). Музыка Т., не отличающаяся открытой эмоциональностью, характеризуется глубиной мысли, серьёзностью чувства, высоким мастерством. Она неотрывна от этич. проблем и этим представляет одну из коренных традиций отечеств, культуры. Творч. принципы Т. плодотворно развиваются сов. композиторами.

Соч.: Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959. Учение о каноне, М., 1929.

С. И. Танеев.

Лит.: Памяти С. И. Танеева, 1856-1946. Сб. ст. и материалов, под ред. В. Протопопова, М.- Л., 1947; Б е р н а н д т Г. Б., С. И. Танеев, М.- Л., 1951; П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма, М., 1951; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1 -Переписка и воспоминания, М., 1952; С. Танеев. Из научно-педагогического наследия, М., 1967; Корабельникова Л., С. И. Танеев в Московской консерватории, М., 1974. Л. 3. Корабельникова.

ТАНЕНТАУНДЖИ, горный хреб т на 3. Таиланда (небольшой участок в Бирме ). Дл. ок. 500 км; вые. до 2079 м. Сложен преим. гранитами, известняками, песчаниками. Разделён глубокими продольными долинами на параллельно вытянутые горные массивы (особенно на 3. и Ю.-З. ). Листопадные тропич. леса с примесью тика, выше 1200 м - участки жестколистных вечнозелёных лесов. В западных отрогах месторождения руд цинка (Мэсот ) и вольфрама (Мэсарианг).

ТАНЕР (Taner) Халдун (р. 16.3.1916, Стамбул ), турецкий писатель. В 1938 окончил ф-т политич. наук Гейдельбергского ун-та; в 1950 - лит. ф-т Стамбульского ун-та, преподавал там же. В лит-ру пришёл в 40-х гг. как автор рассказов о жизни демократич. интеллигенции. С 1956 выступил как драматург. Особенно популярны его пьесы " Сказ об Али из Кешана" (1964 ), " Спаситель родины -Шабан" (1967 ) и " Хитрая жена идиота" (1971, пр. Тур. лингвистич. об-ва, 1971 ). Т. поднимает острые проблемы совр. тур. действительности, стремится демократизировать театр, опираясь на традиции нар. нск-ва и брехтовского театра. Пред. СП Турции (1964-66 ).

Соч.: Hikayeler, 1-2, Ankara, 1970-71; Bu sehr-i Stanbul ki, 1st., 1972; Ask u sevda, 1st., 1973; в рус. пер.- Без одной минуты двенадцать, М., 1965; Рассказы, М., 1971. Лит.: Алькаева Л., Бабаев А., Турецкая литература. Краткий очерк, М., 1967; А 1 а п g u Т., Cumhuriyetten sonra hikaye ve roman, c. 3, 1st., 1965; vK u r d akul S., Sairler ve yazarlar sozlugu, 2 bs., Ankara, 1973.

ТАНЕТСКИЙ ЯРУС [от назв. о. Танет (Thanet ) в графстве Кент, Великобритания], второй снизу ярус палеогеновой системы [см. Палеогеновая система (период)]. Выделен французским геологом Э. Реневье в 1873. В стратотипе представлен глауконитовыми песками с моллюсками. В Парижском бассейне Т. я. сложен песками, реже мергелями (в верхах с пресноводной фауной и лигнитами ). Залегает на монском ярусе и перекрывается ипрским ярусом. В СССР Т. я. приблизительно соответствует качинский ярус Крыма, представленный алевритовыми мергелями с моллюсками, фораминиферами и др.

ТАНЕЦ (польск. taniec, от нем. Tanz ), вид искусства, в к-ром средством создания художеств, образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художеств, обобщению, в результате чего сформировалось иск-во Т., одно из древнейших проявлений нар о дн ого творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Т. постепенно приобрёл самостоят, значение. У каждого народа сложились танц. традиции. На основе нар. Т. начал создаваться сценический танец. В проф. театр, иск-ве Т. достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танц. системы: европ. классический танец - осн. система совр. балета, танц. системы стран Азии (напр., инд. катхак, катхакали, манипури, тамаша и др. ) и Африки. Нар. танцы явились также прообразом бального танца. Т. как один из видов иск-ва служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танц. образов определяется их содержанием и формой. Осн. средства выразительности в Т.: гармонич. движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Т. обогащается и конкретизируется костюмом, театр, реквизитом. В балете Т. обогащается драматургией, что придаёт ему особую силу воздействия. Простейшая форма танц. движения -темп; па образуют различные танц. сочетания. Организация Т. во времени подчинена законам определённой муз. системы. Измеряется Т. теми же длительностями, что и музыка.

Большое влияние на развитие европ. танц. культуры имело танц. иск-во Др. Востока и античности: религ. празднества в Ассирии и Египте, Т. в честь Аполлона, Вакха и др. богов, " пиррические" -военные, атлетические были обязательной частью представлений греч. антич. театра. В эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э. ) появились танцовщики-пантомимисты. В Др. Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистич. Т., к-рый позднее, во 2-5 вв. н. э., получил развитие в пантомиме. В годы средневековья Т. подвергался гонениям со стороны духовенства. В дальнейшем происходила постепенная театрализация танца (жонглёры, шпильманы, скоморохи). В 15-16 вв. исполнялись сюжетные танц. сцены - морески, создавались трактаты и учебники Т. В нач. 17 в. с появлением балетных спектаклей иск-во Т. обогащалось новой техникой. Франц. королев. Академия танца (осн. 1661) выработала танц. систему, получившую впоследствии назв. классич. танца. В результате реформы муз. театра (оперная реформа К. Глюка) появилась новая структурная форма балетного спектакля, к-рая помогла балету выделиться в самостоят, вид иск-ва. В эпоху Просвещения углубляется эмоционально-драматич. содержание Т. Возникает форма действенного Т.- и а д'аксьон, получившая развитие в романтич. балете. На протяжении 2-й пол. 19 в. разрабатывался новый, виртуозный стиль Т., этому способствовало появление спец. обуви (пуанты), дававшей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В кон. 19 в. сценич. Т. обогатили композиторы-симфонисты П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и балетмейстеры М. И. Петипа и Л. И. Иванов (возникли танц. лейтмотив, согласованность Т. солистов и кордебалета и др.).

В балетных спектаклях выработалась особая танц. форма - характерный танец, к-рый вобрал в себя сценич. обработки нар. танцев. В дальнейшем интерес к нар. Т. усиливается, его используют мн. рус. балетмейстеры -М. М. Фокин, К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов и др. В то же время идёт процесс создания новых форм и разрушения традиц. структурных канонов сценич. Т. (па-дедё, па-де-труа, гран па и др.). В конце 19 в. возникло новое направление, условно именуемое Т. " модерн" (свободный, пластин, или ритмопластич. Т. ), истоками связанный с методом Ф. Дельсарта и системой Э. Жак-Далькроза. На формирование Т. " модерн" оказало также влияние иск-во А. Дункан. В 40-60-е

гг. в странах Европы и в США наблюдался процесс взаимодействия и взаимообогащения Т. " модерн" и классического. Получает развитие и эстрадный танец, отличающийся стремлением исполнителей и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразит, средств, остроте исполнения. Особенное распространение танц. иск-во получило в СССР, где развита сеть самодеятельных художеств, коллективов, а также проф. ансамблей танца (см. Ансамбли песни и пляски). У народов, не имевших в прошлом развитой танц. культуры или утерявших её (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои нац. Т. Сов. балетмейстеры используют классич. Т. как наиболее совершенную танц. систему. На основе рус. балетной школы развивается самобытный балет в нац. республиках. В хореографических уч-щах СССР принята единая система преподавания. Созданы учебники и пособия по нар., классич., характерному, бальному Т.

Лит.: Худеков С. H., История танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-18; Л у к и а н, О пляске, Собр. соч., т. 2, М.- Л., 1935; Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л.- М., 1939; Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.- М., 1948; Ивановский H. П., Бальный танец XVI - XIX вв., Л.- М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец, М., 1963; см. также лит. при ст. Балет. Е. Я. Суриц.

ТАНЖЕР (араб. Т а н д ж а), город и порт на С. Марокко, на побережье Гибралтарского прол. Адм. центр пров. Танжер. 187, 9 тыс. жит. (1971). Торг.-трансп. и транзитный центр Сев. Марокко. Вывоз в основном цитрусовых, овощей, рыбных и фруктовых консервов. Предприятия пищ., текст., цем. пром-сти. В 1965 в порту Т. выделена особая зона, в к-рой торг, операции не облагаются тамож. пошлиной (в целях экономич. активизации порта). Жел. дорогой соединён с г. Фее. Близ Т.- аэропорт междунар. значения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.