Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 22 страница






СРЕДНЕЕ, посёлок гор. типа в Ужгородском р-не Закарпатской обл. УССР. Расположен в 20 км от ж.-д. ст. Ужгород (на линии Чоп - Самбор). Пищ. пром-сть.

СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ, показатель, характеризующий ремонтопригодность технич. устройства; равно математическому ожиданию времени восстановления его работоспособности. С. в. в. находят как ср. арифметич. значение всех длительностей простоев устройства, связанных с восстановлением работоспособности после отказов в процессе эксплуатации. С. в. в. зависит от того, насколько устройство пригодно для контроля и доступно для осмотра, разбирается ли оно на отд. узлы, а также от безотказности его элементов. С. в. в.- один из осн. показателей надёжности ремонтируемых устройств, включаемый в нормативно-технич. документацию.

СРЕДНЕЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОРБИТЕ, элемент (параметр) орбиты небесного светила, характеризующий ее размеры. С. д. п. о. связано третьим Кеплера законом с большой полуосью орбиты: чем она больше, тем в среднем медленнее движется по орбите небесное тело. См. Орбиты небесных тел.

СРЕДНЕЕ МЕСТО ЗВЕЗДЫ, положение (координаты) точки небесной сферы, соответствующее реальному (геометрическому) направлению на звезду и отнесённое к ср. полюсу мира и ср. точке весеннего равноденствия (система ср. небесных координат). С. м. з. в системах ср. координат, определённых для той или иной эпохи, в качестве к-рой обычно выбирают начало года (1900.0, 1950.0, 1976.0 и т. п.), публикуются в звёздных каталогах и астрономических ежегодниках.

В результате астрометрич. наблюдений той или иной звезды - после исправления инструментальных ошибок, учета влияния атмосферной рефракции и ряда др. факторов, изменяющих положение светил на небесной сфере, - определяют направление, отличающееся от реального направления на звезду на угол, зависящий от суммарного влияния годичной и суточной аберрации (см. Аберрация света). Этому направлению на небесной сфере соответствует точка, положение (координаты) к-рой в истинной системе небесных координат [отнесённой к истинным (мгновенным) полюсу мира и точке весеннего равноденствия] наз. видимым местом звезды. Положение точки небесной сферы, соответствующей реальному направлению на звезду, в системе истинных координат наз. истинным местом звезд ы.

Для того чтобы по полученному в результате наблюдений видимому месту звезды вычислить её истинное место, в первое вводят поправки, соответствующие величинам годичной и суточной аберрации. Для перехода от истинных мест к ср. местам осуществляют поворот координатной системы на углы, соответствующие нутационному смещению (см. Нутация) в момент наблюдений и прецессии за промежуток времени между выбранной эпохой ср. координат (эпохой каталога) и моментом наблюдений (см. Полюсы географические).

Понятия " среднее место" и " истинное место" справедливы также и для искусств, спутников Земли. Однако поскольку в движении спутников Земли относительно наблюдателя отсутствует составляющая, равная скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца (именно эта скорость является причиной годичной аберрации), применение термина " видимое место" по отношению к спутникам Земли не имеет смысла.

Лит.: Справочное руководство по небесной механике и астродинамике, M., 1971. E рп ыл е в H. П., К вопросу о некоторых терминах и обозначениях в спутниковой астрометрии, в сб.: Проблемы спутниковой астрометрии, M., 1972. H. П. Ерпылев.
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, традиционное название основной ступени образования в системах просвещения большинства стран. Назв. " С. о." возникло в процессе дифференциации уровней образования (начальное, среднее, высшее). Наиболее чётко как промежуточная ступень между начальным (элементарным) и высшим (университетским) образованием оформилось к концу ср. веков в связи с прогрессом производства, науки, культуры. В 15-16 вв. сложилась система С. о., получившая назв. классического образования, с осн. типом уч. заведений - гимназиями. В 18 в. наряду с классическим получило распространение реальное образование, к-рое давали гл. обр. реальные училища. В 19 - нач. 20 вв. эти направления С. о. были приняты в системах просвещения большинства стран. В дореволюц. России общее С. о. давали прежде всего гимназии, реальные и коммерческие училища.

Существует общее и спец. С. о. О бщ е е С. о. имеет целью вооружить уч-ся систематизированными знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми для деятельности в различных областях нар. х-ва, культуры и быта, а также для получения спец. образования (проф.-технич., среднего, высшего). Общее С. о. осуществляется в средней общеобразовательной школе, в СССР и ряде др. стран - также в профессионально-технических учебных заведениях (наряду с проф. подготовкой) и средних специальных учебных заведениях (как база для получения специальности).

Специальное С. о. складывается из общего С. о. и комплекса теоретич. и практич. знаний, проф. навыков и умений в области определённой специальности (о развитии и содержании отраслей спец. С. о. см. в ст. Среднее специальное образование и в статьях об отраслях спец. образования, напр. Горное образование, Медицинское образование).

Содержание и задачи общего и спец. С. о. изменяются в зависимости от требований обществ, производства, обусловливаются обществ, отношениями, состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем развития народного образования и пед. науки. В СССР и др. социалистич. странах общедоступное С. о. в органич. связи с коммунистич. воспитанием направлено на всестороннее развитие личности. В капиталистич. странах С. о. носит классовый характер, проникнуто бурж. идеологией, во многих странах малодоступно широким массам трудящихся.

О состоянии и структуре С. о. в отд. странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях. Э. О. Конокотин.

СРЕДНЕЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ между двумя положительными числами, число, равное квадратному корню из их произведения. Таким образом, если а: х - х: b, тo х есть С. п. чисел а и Ь и х = корень ab. C. п. хназ. также геометрич. средним чисел а иb.

СРЕДНЕЕ СОЛНЕЧНОЕ ВРЕМЯ, среднее время, система измерения времени, в основе к-рой лежит суточное движение воображаемого среднего Солнца, момент нижней кульминации к-рого называется ср. полуночью. С. с. в. отсчитывается от момента ср. полуночи и численно равно часовому углу ср. Солнца, изменённому на 12 ч. См. также Время.

СРЕДНЕЕ СОЛНЦЕ, воображаемая точка небесной сферы, к-рая равномерно движется по экватору, совершая один полный оборот относительно точки весеннего равноденствия в течение тропического года; служит для измерения среднего солнечного времени. Понятие С. С. было введено в 18 в. для уточнения измерения времени в течение суток. Вследствие эксцентриситета земной орбиты и наклона эклиптики, по к-рой происходит видимое годовое движение Солнца, к экватору промежутки времени между последовательными верхними кульминациями истинного (действительного) Солнца (истинные солнечные сутки) неодинаковы и в течение года подвержены колебаниям, достигающим 50 сек. Для устранения такой неравномерности и введено понятие С. С. Разность прямых восхождений (или часовых углов) истинного Солнца и С. С. наз. уравнением времени, к-рое учитывается при определении ср. времени из наблюдений Солнца.
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, одна из форм проф. образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоят, исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только проф. умений и навыков, но и соответствующей теоретич. подготовки, - техников, агрономов, учителей нач. классов, фельдшеров, зубных врачей, концертмейстеров и др. Для ряда специальностей С. с. о.- высшая ступень проф. подготовки (артист балета, цирка, нек-рые художеств, специальности).

С. с. о. как самостоятельная ступень проф. и общего образования сформировалось (в принятом в СССР и ряде др. стран значении этого термина) в 1-й пол. 20 в., хотя отд. средние специальные учебные заведения (технич., мед., пед., коммерч., иск-ва и др.) появились уже в нач. 18 в., когда социально-экономические условия определили необходимость подготовки специалистов т. н. ср. квалификации. (Об истории развития и содержании различных отраслей С. с. о. см. в статьях об отраслях специального образования, напр. Горное образование, Сельскохозяйственное образование; о современном С. с. о. в отдельных странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях.)

В СССР и ряде др. социалистич. стран С. с. о.- органическая часть системы народного образования, один из основных путей осуществления всеобщего ср. образования.

В СССР С. с. о. складывается из общего ср. образования, полученного уч-ся в средней общеобразовательной школе или получаемого окончившими 8 классов школы в ср. спец. уч. заведениях, и комплекса теоретических и практических знаний, проф. умений и навыков по специальности.

В СССР С. с. о. осуществляется более чем по 450 различным специальностям, объединённым в отраслевые группы: геологич., горные, энергетич., металлургич., машиностроит., приборостроит., электротехнич., радиотехнич., лесотехнич., химич., строит., геодезич. и картографич., гидрометеорологич., с.-х., трансп., полиграфич., технологии пищ. продуктов, технологии товаров широкого потребления, торг., планово-экономич., финанс.-статистич., юридич., мед., фи-зич. культуры, пед., библиотечные, муз., театральные, художественные. Особая отрасль С. с. о.- военное образование (см. также Военно-учебные заведения).

Осн. типы уч. заведений в системе С. с. о.- техникумы (пром., строит., транспорта и связи, с.-х., экономич., индустриально-педагогические и др.) и училища (мед., мореходные, пед., муз., художеств., хореографич., театральные и др.; см. отдельные статьи об отраслевых группах уч-щ, напр. Медицинские училища).

Для каждой специальности установлен определённый комплекс и объём уч. дисциплин, изучение к-рых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает уч-ся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью. Уч. предметы, как правило, разделены на три цикла: общеобразоват., общетехнич. (общемед., общепед. н др.) и специальный. К предметам общеобразоват. цикла (групп из выпускников 8-х классов) относятся литература, математика, история, физика, химия, иностр. язык и обществоведение. Общее ср. образование, получаемое уч-ся ср. спец. уч. заведений, по содержанию несколько отличается от того, к-рое даёт ср. общеобразоват. школа. Так, в техникумах предметы гуманитарного цикла (литература, история и др.) изучаются в меньшем объёме, а математика, физика, черчение - в большем; в художеств, и театр, уч-щах сокращены программы по физике, химии и математике, но расширены по истории, литературе, биологии и др., в мед. уч-щах - по биол., хим. дисциплинам. Предметы спец. цикла определяют профиль подготовки специалиста. Так, в спец. цикл подготовки техника-механика по тракторостроению включены: технология горячей обработки металлов; резание металлов; гидравлика; основы стандартизации; допуски и технические измерения; технология тракторостроения; основы автоматизации производства; техническое нормирование; охрана труда и др. дисциплины.

Комплекс и объём уч. дисциплин, сроки обучения для каждой специальности определяются учебными планами, утверждаемыми для всей системы С. с. о. Министерством высшего и ср. спец. образования СССР. Срок дневного обучения для окончивших 8-летнюю школу - от 3 до 4 лет, для выпускников ср. школы - 2-3 года (в вечерней и заочной системах обучения обычно на один год больше). Объём обязательных уч. занятий в неделю на дневных отделениях не св. 36 ч; на вечерних - до 16 ч; занятия с уч-ся заочных отделений - гл. обр. в период лабораторно-экзаменационных сессий: на 1-м и 2-м курсах - до 4 недель (120-140 ч), на 3-5-м курсах - до 6 недель (200-220 ч).

Занятия проводятся в группах постоянного состава (25-30 чел.). Осн. организационные формы уч. процесса - урок, лекция (на старших курсах, во время лабораторно-экзаменационных сессий для заочников и др.), лабораторные занятия, уч., производств, практика, курсовые и дипломные проекты (дипломные работы). Получают распространение факультативные курсы (в уч-щах иск-в - и индивидуальные), на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы - семинары.

Уч. планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретич. и практич. занятий в течение всего периода обучения. Для обучения рабочим профессиям организуются уч.-производств, мастерские, где уч-ся приобретают проф. навыки (как правило, в процессе изготовления полезной продукции - инструментов, приборов, различных станков и др.) Уч. планы с.-х., геологич. н ряда др. специальностей, связанных с сезонными работами, строятся т. о., что все виды практич. занятий проводятся во время развёртывания этих работ. По мед. специальностям проводится периодическая практика в поликлиниках или больницах.

В муз. и художеств, уч-щах, а также в нек-рых культ.-просвет, школах изучение теоретич. дисциплин сочетается с приобретением уч-ся навыков проф. мастерства в течение всего периода обучения.

Уч-ся техникумов выполняют 2-3 курсовых проекта по профилирующим предметам спец. цикла (обычно по оборудованию и технологии производства), по ряду специальностей - дополнительный проект по деталям машин. По мн. пром. специальностям предусматривается выполнение расчётной курсовой работы по экономике и организации производства. Проверка знаний - в течение всего уч. года, экзамены - по окончании семестра, уч. года (в заочной системе - по всем изучаемым предметам, в дневной и вечерней - по основным, профилирующим). Заключительный этап обучения в техникумах - период дипломного проектирования, в течение к-рого проверяется готовность будущего специалиста к самостоят, решению технич. вопросов по избранной специальности. Выпускники пед., мед., художеств., культ.-просвет, и нек-рых др. уч. заведений вместо дипломного проекта сдают гос. экзамены, защищают дипломные работы.

С. с. о. без отрыва от производства осуществляется по сокращённому перечню специальностей. Так, заочная подготовка не проводится по большинству мед. и художеств, специальностей, вечерняя- по с.-х., геологич., гидрометеорологич., геодезич. и нек-рым др. специальностям. Все виды практики уч-ся вечерних и заочных техникумов, уч-щ (филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов) проходят по месту работы; к моменту окончания обучения они должны иметь не менее года стажа работы по специальности (см. Вечернее образование, Заочное образование).

Внеклассная работа (обществ.-политич., образоват., по технич. творчеству, спортивная, занятия различными видами иск-ва и др.) организуется и проводится комсомольскими и профсоюзными организациями под руководством педагогов.

В системе С. с. о. работает (1975) более 300 тыс. преподавателей. При ряде вузов организованы ф-ты повышения квалификации преподавателей ср. спец. уч. заведений (со сроком обучения до 4 мес.), в нек-рых вузах (напр., в Моск. с.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Белорус, политехническом ин-те, Моск. кооперативном ин-те) - спец. пед. ф-ты, готовящие преподавателей для техникумов и уч-щ.

Учебники и др. уч. и уч.-методич. литературу для системы С. с. о. выпускают" Высшая школа", " Просвещение" и др. центр, изд-ва (ежегодно св. 400 названий спец. учебников и пособий тиражом св. 11 млн. экз.). Издаётся ежемесячный журн. " Среднее специальное образование".

Подготовка специалистов планируется в соответствии с потребностями отраслей нар. х-ва (по союзным республикам и стране в целом).

Приём в средние специальные учебные заведения СССР и выпуск из них по отраслевым группам учебных заведений, тыс. чел.

         
приём выпуск приём выпуск приём выпуск  
Всего... 382, 9 236, 8 1099, 7 621, 5 1377, 5 1146, 1  
В том числе:              
промышленность и строительство... 80, 2 21, 7 445, 5 250, 7 550, 5 454, 8  
транспорт н связь... 22, 9 8, 3 8, 3 50, 9 114, 8 92, 0  
сельское хозяйство... 48, 1 21, 5 182, 1 88, 1 230, 0 175, 5  
экономика и право... 18, 7 7, 2 139, 2 81, 3 179, 9 157, 2  
здравоохранение, физическая культура и спорт... 85, 5 90, 4 119, 6 75, 9 145, 3 134, 5  
просвещение... 117, 3 85, 7 101, 8 59, 7 125, 1 107, 5  
искусство и кинематография 10, 2 2, 0 22, 9 14, 9 31, 9 24, 6  

В 1974/75 уч. г. численность уч-ся ср. спец. уч. заведений по группам специальностей составила (тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых - 24, 7; разработка месторождений полезных ископаемых - 58, 8; энергетика - 198, 9; металлургия - 50, 6; машиностроение и приборостроение - 540, 0; электромашиностроение и электроприборостроение - 141, 0; радиотехника и связь - 139, 0; химия. технология - 73, 7; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги - 47, 6; технология продовольственных продуктов - 163, 1; технология товаров широкого потребления - 108, 1; строительство - 432, 4; геодезия и картография - 13, 4; гидрология и метеорология - 7, 1; с. X-BO - 633, 5; транспорт - 287, 9; экономика - 625, 6; здравоохранение и физическая культура - 431, 1; просвещение - 372, 2; искусство - 125, 0. Расширяется подготовка кадров без отрыва от работы на производстве: в 1940 С. с. о. по вечерней системе обучения получили 2, 5 тыс. чел., по заочной - 29 тыс. чел.; в 1965 соответственно 104, 7 тыс. и 184 тыс., в 1974 - 133, 6 тыс. и 274, 6 тыс. чел.

За годы Сов. власти в системе С. с. о. подготовлено св. 20 млн. специалистов.

Численность специалистов со средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве СССР, по специальностям, тыс. чел.

           
Всего специалистов          
В том числе:          
техников...          
агрономов, зоотехников и ветеринарных фельдшеров...          
плановиков и статистиков...          
товароведов...          
юристов...          
медицинских работников (включая зубных врачей)...          
педагогов, библиотечных и культурно-просветительных работников...          

Пути развития сов. системы С. с. о. определены в постановлении ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР " О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием" (1974).

В др. социалнстич. странах существуют гос. системы С. с. о., отвечающие нац. особенностям и требованиям нар. х-ва. В странах, где системы С. с. о. близки к принятой в СССР (напр., Болгария и Монголия), уч-ся ср. спец. уч. заведений получают общее ср. и проф. образование, их теоретич. подготовка органически сочетается с практической. Существенно отличается система С. с. о., принятая в ГДР. В ср. спец. уч. заведения принимаются лица, окончившие ср. школу и имеющие стаж работы на предприятии (1-2 года) или прошедшие 2-3-годичное обучение в проф. уч-щах. В Венгрии в сер. 60-х гг. началась реорганизация техникумов в высшие проф. школы, призванные готовить младших инженеров узкопрактнч. профиля. С. с. о. на Кубе дают главным образом технологические ин-ты, занимающиеся по уч. планам, сходным с уч. планами сов. техникумов.

Организуется С. с. о. в развивающихся странах Азии и Африки. В Алжире, напр., успешно работают созданные с помощью СССР нефт., металлургич. и текст, техникумы. В 1963 Эфиопии передан в качестве дара СССР техникум в Бахр-Даре (ныне Технич. ин-т). В Афганистане по проектам, разработанным в СССР, построены нефт. и автодорожный техникумы. MH. представители молодёжи стран Африки, Азии и Латинской Америки получают С. с. о. в сов. техникумах и уч-щах.

Разнообразны системы С. с. о. в к апиталистических странах. Во Франции в технич. лицеях готовятся техники и техники со званием бакалавра, имеющие юрндич. право продолжать образование в высшем уч. заведении. Однако получаемые ими спец. знания недостаточно высоки, поэтому во MH. лицеях есть отделения " высших техников", на к-рых даётся хорошая теоретич. и практич. подготовка по специальности. " Высшие техники" обычно занимают младшие технич. должности на производстве, в строительстве, работают техниками-конструкторами. Выпускники обычных отделений франц. лицеев, получившие звание техника, как правило, принимаются фирмами на должности чертёжников или квалифицированных рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифицированной работы). С. с. о. во Франции дают также двухгодичные пед. уч-ща.

В США С. с. о. осуществляют младшие колледжи, сеть к-рых во MH. штатах после 1960 стала быстро развиваться. В колледжи принимаются лица, имеющие общее ср. образование в объёме 12 классов. Уч-ся могут по желанию выбрать программу, отвечающую младшим курсам высшего уч. заведения. Но т. к. обучение в младших колледжах платное (плата иногда достигает нескольких сот долларов в год), многие выбирают сокращённый курс с несколькими общетехнич. дисциплинами, но пониженной физ.-математич. программой, к-рый даёт возможность окончившему получить низшую гехнич. должность в различных фирмах. Во MH. колледжах можно по вечерам (за особую плату) дополнительно изучать различные профилирующие дисциплины и приобрести нек-рые практич. навыки в лабораториях и кабинетах. Лучшие младшие колледжи осуществляют обучение по большому количеству (60-100) профилирующих дисциплин. Нек-рые частные фирмы организуют т. н. технич. ин-ты (напр., Радиоинститут CA в Нью-Йорке, Капитолийский радиотехнич. ин-т в Вашингтоне и др.), к-рые дают уч-ся за высокую плату достаточную практич. подготовку по специальности. Однако уч. планы этих ин-тов обычно не включают общенауч. и гуманитарные дисциплины.

Лит.: Кузьмин Б. А., Техникумы и училища СССР, M., 1974. Б. А. Кузьмин.

" СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ежемесячный журнал, орган Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР. Издаётся в Москве с 1954. Публикуются статьи по вопросам организации уч.-воспитат. процесса в ср. спец. уч. заведениях, о профилях подготовки специалистов, материалы из истории развития ср. спец. образования. Большое внимание уделяется проблемам коммунистич. воспитания. Помещаются уч.-методич. и юридич. консультации, книжные обозрения и др. Тираж (1975) ок. 30 тыс. экз.

СРЕДНЕЕ УXO, отдел слуховой системы наземных позвоночных животных и человека, расположенный на границе наружного и внутреннего уха. Состоит из заполненной воздухом барабанной полости, находящихся в ней слуховых косточек (см. Молоточек, Наковальня, Стремечко) и слуховой, или евстахиевой, трубы (у человека и нек-рых приматов включает также ячейки сосцевидного отростка). Снаружи С. у. у большинства позвоночных ограничено барабанной перепонкой', от внутр. уха оно отделено хрящевой или костной стенкой преддверия лабиринта. Слуховые косточки передают звуковые колебания с барабанной перепонки во внутр. ухо. С. у. у большинства животных соединяется с глоткой посредством евстахиевой трубы. С. у. ряда наземных позвоночных и особенно млекопитающих включает MH. дополнит, образования, выполняющие важные акустич. функции (см. Барабаны слуховые). У ряда вторичноводных и наземных земноводных, млекопитающих, а также у нек-рых черепах и змей наблюдается частичная или полная редукция С. у. О воспалении С. у. см. Отит.

СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА, равнина в Европе, гл. обр. на С. Польши, ГДР и ФРГ и в Дании. Ограничена на С. побережьями Северного и Балтийского морей, на Ю.- горами и возв. Герцтской

Европы. Дл. с 3. на В. ок. 600 км, шир. от 200 до 500 км, преобладают высоты 50-100 м (в отд. моренных грядах св. 300 м). Сложена гл. обр. известняками и песчаниками, перекрытыми ледниковыми отложениями (моренные гряды, зандровые поля и др.). Климат умеренный, переходный от мор. к континентальному. Cp. темп-pa янв. на 3. от -1 до -3 0C, на В. от -2 до -4 0C; июля - повсеместно 17-19 0C. Сумма осадков уменьшается с 3. на В. от 800 до 500 мм в год. Снежный покров на 3. неустойчив, на В.- 1, 5- 2мес. Густая сеть рек (басе. Одры, Эльбы, Везера, Рейна и др.). Многочисленны ледниковые озёра. Преобладают бурые лесные и подзолистые почвы. Естественная растительность - дубово-буковые (на 3.) и смешанные (на В.) леса - в значит, степени сведена или замещена насаждениями хвойных пород; на С.- верещатники, торфяники. По долинам рек - луга. Посевы зерновых, сах. свёклы, животноводство. С. р. густо заселена. На С. р.- гг. Познань (Польша), Берлин (ГДР), Зап. Берлин (особая политич. единица), Гамбург, Бремен, Ганновер (ФРГ), Амстердам, Роттердам (Нидерланды). К. Г. Тарасов.

СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКАЯ РАСА, одна из рас, входящих в большую европеоидную расу. По пигментации занимает промежуточное положение между сев. и юж. европеоидами (ближе к первым). Характеризуется светлой кожей, русыми волосами, светлыми или смешанными глазами, средним или выше среднего ростом, брахикефалией. Распространена в Центр, и Вост. Европе среди юж. немцев, австрийцев, венгров, чехов и словаков, сев. украинцев, юж. белорусов, русских средней полосы и соседних с ними народов.

СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ НЕФТЕГАЗОНОСНЫЙ БАССЕЙН, Центральноевропейский нефтегазоносный бассейн, расположен на терр. СССР (Латв. CCP, Литов. CCP и Калининградской обл. РСФСР), ПНР, ГДР, ФРГ, Дании, Нидерландов и Великобритании, а также в пределах акваторий Балтийского и Северного морей. В широтном направлении протягивается на расстояние 1550 км, в меридиональном - до 1150 км (до 62° с. ш.). Бассейн приурочен к крупной краевой впадине (перикратону), ограниченной с С. Норвежским м., с 3., Ю. и С.-В.- каледонскими складчатыми сооружениями Великобритании и Норвегии, на В. и Ю.-В.- Балтийским щитом и Белорусской антеклизой Вост.-Европ. платформы. Впадина выполнена отложениями палеозоя, мезозоя и кайнозоя мощностью св. 10 км; на большей части бассейна распространены соленосные отложения верхней перми (цехштейн), образующие различные соляные структуры (купола, гряды и др.). Месторождения нефти и газа приурочены к платформенным поднятиям и соляным куполам. Осн. залежи нефти связаны с отложениями кембрия, юры, мела и палеогена; скопления газа - с нижней Пермью (красный лежень) и триасом.

Первое месторождение было открыто в 1858 вблизи Ганновера. В 1960-е гг. обнаружены крупные нефт. и газовые месторождения в Прибалтике, Нидерландах и Северном м. и Нидерландов остаточные запасы составляют 114 млн. m нефти и 2, 5 трлн. л3 газа (1975).

Общие извлекаемые запасы нефти в Северном м. составляют 4, 2 млрд. m и газа - 4 трлн. м3, а на терр. ФРГ

Самые крупные нефт. месторождения открыты в акватории Северного м.: Брент (извлекаемые запасы 335 млн. т), Экофиск (310), Фотиз (250), Хаттон (134); значит, месторождения газа - в Нидерландах и в Северном м.: Гронинген (1648 млрд. м3), Леман-Банк (340), Фригг (311), Индиффатигабл (226).

Нефти - тяжёлые, лёгкие и средние (плотностью 0, 85 г/см3 преим. в Северном м.), с незначит. или средним содержанием серы. Газы в основном метановые, однако к Ю.-В. обогащаются азотом и переходят почти в чисто азотные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.