Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование идей симметрии для динамического описания сильных взаимодействий






Существует неск. весьма плодотворных направлений в теории С. в., основанных на использовании внутр. симметрии С. в. для динамич. описания процессов. К этим направлениям относится, в частности, т. н. алгебра токов, в к-рой сделаны шаги по объединению методов теории групп для рассмотрения симметрии и теоретико-полевых представлений, использующихся в методе дисперсионных соотношений. Идея алгебры токов основана на существовании сохраняющихся токов адронов. Одним из таких токов является электромагнитный (векторный) ток, закон сохранения к-poro отвечает закону сохранения электрич. заряда. Благодаря изотопич. инвариантности С. в. можно предполагать далее, что сохраняется заряж. векторный ток, являющийся изотопическим " партнёром" электромагнитного тока и отвечающий, напр., переходам нейтрона в протон (и обратным переходам); сохранение такого заряж. векторного тока хорошо проверено в слабых взаимодействиях адронов с лептонами. Учитывая SU(3)-симметрию С. в., можно предполагать также сохранение нек-рых др. векторных токов, в частности отвечающих переходам нуклонов в гипероны. Помимо векторных токов, существуют т. н. аксиально-векторные токи адронов (напр., заряж. аксиально-векторный ток, соответствующий переходу нейтрон-протон, наряду с заряж. векторным током определяет слабые взаимодействия нуклонов).

Аксиально-векторный ток адронов, строго говоря, не является сохраняющимся. Однако в соответствии с эксперимент. данными можно предполагать, что его нарушение минимально и исчезает в условиях, когда можно пренебречь массой пиона (на этом предположении основана т. н. теория частично сохраняющегося аксиально-векторного тока, ряд следствий из к-рой хорошо согласуется с опытными данными). Исходя из SU(3)-симметрии С. в., можно установить связи (коммутационные соотношения) между операторами, соответствующими векторным и аксиально-векторным токам, к-рые и являются основой теории, названной алгеброй токов. Хотя строгого обоснования этих соотношений не существует (оно получается, напр., с привлечением гипотезы кварков), использование их на основе теоретико-полевых методов приводит к ряду важных предсказаний, оправдывающихся на опыте. Особенно плодотворным оказывается применение алгебры токов к процессам взаимодействия (слабым и электромагнитным) лептонов с адронами.

Важным направлением в теории С. в. является теория т. н. калибровочных (компенсирующих) полей. Согласно этой теории, сохраняющимся в С. в. величинам (таким, как 6арионный и электрический заряды, изотопич. спин, гиперзаряд) отвечает взаимодействие, переносимое частицами со спином, равным единице (векторными мезонами). Поскольку известно, что электромагнитные взаимодействия переносятся фотонами (имеющими спин 1) и существуют веские основания предполагать, что слабые взаимодействия переносятся векторными частицами (т. н. промежуточными векторными бозонами), успешное развитие калибровочных теорий С. в. позволяет предполагать наличие глубокой внутр. связи между всеми тремя типами взаимодействий и надеяться на создание единой теории этих взаимодействий.

Лит.: Боголюбов Н. Н., Медведев Б. В., Поливанов М. К., Вопросы теории дисперсионных соотношений, М., 1958; Логунов А. А., Нгуен Ван X ь е у, Основные тенденции в развитии теории сильных взаимодействий, " Физика элементарных частиц и атомного ядра (ЭЧАЯ)", 1974, т. 5, в. 3; Л о г у н о в А. А., Месшвиришвили М. А., Хрусталев О. А., Ограничения на поведение сечений упругих и неупругих процессов, гам же, 1972, т. 3, в. 1; Теория сильных взаимодействий при больших энергиях. Сб. статей, пер. с англ., М., 1963; Швебер С., Бете Г., Г о ф м а н Ф., Мезоны и поля, пер. с нем., т. 2, М., 1957; Коллинз П., Сквайре Ю. Дж., Полюса Редже в физике частиц, пер. с англ., М., 1971; Ф е и н м а н Р., Взаимодействие фотонов с адронами, пер. с англ., М., 1975; Идеи Р., Соударения элементарных частиц при высоких энергиях, пер. с англ., М., 1970.

А. А. Логунов, С. С. Герштейн.

СИЛЬНЫЕ ПШЕНИЦЫ, сорта мягкой пшеницы со стекловидным на изломе зерном, отличающимся высоким содержанием прочной эластичной клейковины, благодаря чему они являются улучшителями хлебопекарных качеств др. сортов. В СССР в 1974 лучшие сорта яровой пшеницы, относящиеся к группе С. п., -Саратовская 29, Саратовская 36, Саратовская 48, Саратовская 210 и др.- занимали св. 60% посевов этой культуры в стране. Из сортов озимых С. п. наиболее распространены (св. 70% озимой пшеницы) Безостая 1, Мироновская 808, Аврора, Кавказ, Мироновская юбилейная.

" CIЛЬCЬKI BICTI" (" Сельские вести"), республиканская газета Укр. ССР на укр. яз. Осн. в 1920. Первоначально выходила под назв. " Селянська бшднота", затем назв. неоднократно изменялось, с 1965-" С. в.". Издаётся в Киеве 6 раз в неделю. Тираж (1975) ок. 650 тыс. экз. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1973).

СИЛЬФОН (от англ. фирменного назв. Sylphon), тонкостенная металлич. трубка или камера с гофрированной (волнообразной) боковой поверхностью (рис.). С. изготавливают из латуни (обычно полутомпака), фосфористой и бериллиевой бронзы и нержавеющей стали. Наиболее широко С. применяют в пневмо- и гидроавтоматике в качестве чувствит. элементов, реагирующих (расширением или сжатием, подобно пружине) на изменение давления газа или жидкости, действующего на дно С. (напр., в датчиках темп-ры, давления), а также в качестве гибких соединений трубопроводов, компенсаторов температурных удлинений, упругих разделителей сред и т. п. Стенки С. для работы при больших разностях давлений и в агрессивных средах изготовляют 2-, 3- и 4-слойными.

Сильфон (в разрезе): DB -внутренний диаметр по трубке; DH - наружный диаметр по гофрам (от 10 до 100 мм, иногда до 1500 - 2000 мм).

Лит.: Перспективы развития упругих чувствительных элементов. Сб. ст., М., 1961; Ф у д и м Е. В., Пневматическая вычислительная техника, М., 1973

СИЛЬХРОМ (от лат. Silicium - кремний и Chromium - хром), общее название группы жаростойких и жаропрочных сталей, легированных Сг (5-14%) и Si (1-3%). В зависимости от требуемого уровня эксплуатац. свойств С. дополнительно легируют Мо (до 0, 9%) или А1 (до 1, 8%). С. устойчивы против окисления на воздухе и в содержащих серу средах до 850-950 °С; применяются гл. обр. для изготовления клапанов двигателей внутр. сгорания, а также деталей котельных установок, колосников и др. При повышенных механич. нагрузках детали из С. надёжно работают в течение длительного срока при темп-pax до 600-800 °С. В СССР выпускается С. марок 4Х9С2, 4Х10С2М и др.

СИЛЬЯН (Siljan), озеро в ср. части Швеции. Расположено в тектонич. впадине. Пл. 290 км2 (вместе с близ расположенным оз. Орсашён - 354 км2), глуб. до 120 м, выс. уровня 161 м. Через С. протекает р. Эстер-Далельвен. Туризм.

СИЛЯОХЭ, река на С.-В. Китая, зап. составляющая р. Ляохэ. Дл. (от истока р. Лаохахэ) ок. 1200 км. Питание гл. обр. дождевое, половодье в июле - августе, с декабря по апрель замерзает. Ср. расход воды ок. 2400 м31сек. Судоходна ниже г. Шуанляо.

СИМ (древнеевр. Шем), в библейской мифологии - один из трёх сыновей Ноя, " родоначальник" народностей эламитов, ассирийцев и др. (" сыны С."); отсюда - семиты. СИМ, река в Башк. АССР и Челябинской обл. РСФСР, прав. приток р. Белой (басс. Камы). Дл. 239 км, пл. басс. 11, 7 тыс. км2. Берёт начало с зап. склонов Юж. Урала; в верховье течёт в узкой долине, в низовье - в широкой, с часто заболоч. поймой. Ок. 40 км в межень течёт в подземном русле. В басс. С.-карст. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход воды в 103 км от устья 47, 9 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Судоходна в низовьях. На реке - гг. Сим, Миньяр, Аша.

СИМ, город в Ашинском р-не Челябинской обл. РСФСР. Расположен на зап. склоне Урала, на р. Сим. Ж.-д. станция (на линии Уфа - Челябинск). 20 тыс. жит. (1974). Один из старейших центров металлургии Юж. Урала (в 1760 основан железоделат. з-д). Металлообр. пром-сть, механич. з-д.

СИМА, масу (Oncorhynchus masu), проходная и жилая рыба рода тихоокеанских лососей. Дл. до 71 см, весит до 9 кг. У молоди на боках тела крупные тёмные пятна; у зрелых рыб - тёмные полосы чередуются с малиновыми. Распространена С. у азиатских берегов Тихого ок.-от Камчатки до Кореи и Японии.

Нерест летом в верховьях рек и мелких притоках. Молодь живёт в реке 1-2 года, затем мигрирует в море. На юге образует карликовую жилую форму. Половозрелости достигает в 3-6 лет. Питается мелкой рыбой и ракообразными. С. имеет промысловое значение; её разводят и акклиматизируют.

Лит.: Смирнов А. И., Биология, размножение и развитие тихоокеанских лососей, М., 1975.

СИМАБАРСКОЕ ВОССТАНИЕ, крупнейшее крест. восстание в Японии. Происходило в 1637-38 на п-ове Симабара (близ г. Нагасаки) и на соседнем с ним о. Амакуса. Восстание возникло на почве усиления феод. гнёта. В лит-ре С. в. часто называется " восстанием япон. христиан". Восстание носило религиозную окраску, к-рая была типична для мн. ср.-век. крест. движений. Своеобразие С. в. заключалось в том, что в идеологич. отношении оно было связано не с буддийскими сектантскими учениями (как это часто было раньше), а с христианством, к-рое насаждалось в Японии в 16-17 вв. европ. миссионерами и преследовалось пр-вом. На подавление С. в. была брошена 100-тыс. армия (правительств. войска и войска местных феодалов). Повстанцы укрылись в замке Хара (ок. 38 тыс. чел.) и оборонялись несколько месяцев. Замок Хара подвергался артиллерийскому обстрелу с судов голландских и китайских купцов. Взяв штурмом замок, правительств. армия учинила страшную резню повстанцев, в живых осталось всего ок. 100 чел.

Лит.: Boxer С. R., The Christian century in Japan (1549-1650), Berk.-Los Ang., 1У51.

СИМАДЗАКИ Тосоя (псевд.; наст. имя -Харуки) (17.2.1872, Ямагути, префектура Нагано, -22.8.1943, Оисо, префектура Канагава), японский писатель. Выступил как поэт-романтик. В сб-ках " Молодая поросль" (1897), " Лодочка" (1898) и др. призывал к утверждению личности, воспевал свободную любовь. Вместе с тем в его поэзии звучат ноты пессимизма. Роман " Нарушенный завет" (1906, рус. пер. 1955), рисующий положение касты отверженных " эта", явился высшим достижением критического реализма в Японии. В дальнейшем из сочинений С. исчезает общественный фон. В романах " Весна" (1908)-из жизни молодёжи, " Семья" (1910, рус. пер. 1966) - о распаде семейных традиций, в автобиографич. романе " Новая жизнь" (1918) тематика сужается. В 30-х гг. он возвратился к социальной теме: ист. роман " Перед рассветом" (1929-35) - широкая картина обществ. жизни в период революции Мэйдзи; неоконч. ист. роман " Ворота на Восток" (1943). Творчество С. способствовало становлению критич. реализма в япон. лит-ре.

Лит.: Японская поэзия, М., 1956; История современной японской литературы, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964; [Г р и в н и н В.], Симадзаки-Тосон. Биобиблиографический указатель, М., 1957.

Н. Г, Иваненко.

СИМA3ИН, 2-хлор-4, 6-бис-(этиламино)-силл-триазин, хим. средство борьбы с сорными растениями. См. Гербициды.

СИМАНЕ, префектура в Японии, на Ю.-З. о. Хонсю. Площадь 6, 6 тыс. км2. Нас. 764 тыс. чел. (1973), в т. ч. св. 1/2 городского. Адм. центр г. Мацуэ. Экономически одна из менее развитых префектур Японии, входит в экономический район Тюгоку. Осн. отрасли экономики-с. х-во и рыболовство. Обрабатывается 69 тыс. га, гл. обр. под посевы риса (сбор 170 тыс. т в 1972). Овощеводство, виноградарство, цветоводство; выращивают табак, женьшень. Мясо-молочное животноводство (63 тыс. голов кр. рог. скота). Лесной промысел. Добыча медной руды, смшца, молибдена, железистых песков (р-н Ториками-мура), мышьяка (Сасагатани), гипса; ГЭС; строится (1975) АЭС (мощность 460 Мвт) в г. Касима. Предприятия металлургич., текст., пищевкусовой, целлюлозно-бум. и де-ревообр. пром-сти. Традиц. художеств. ремёсла - произ-во керамики, лакированных изделий. Нац. парки - островок Ики, п-ов Симане и гора Михе. Туризм. Создаётся новый индустриальный комплекс в р-не г. Касима.

СИМАНОВСКИЙ Николай Петрович [4(16).2.1854, ныне Саратовская обл., -5.7.1922, Петроград], русский врач, основоположник оториноларингологии как самостоят. науч. дисциплины в России. В 1878 окончил петерб. Военно-мед. акдемию; работал в клинике С. П. Боткина. Проф. (1886) и акад. (1907) этой академии. В 1893 основал и возглавил первую в России кафедру и клинику болезней уха, носа и горла. Осн. труды С.- по проблемам болезней носа и горла, физиологии и патологии верхних дыхат. путей. Описал язвенное поражение слизистой оболочки полости рта и зева, предложил инструмент для операций на горле и т. д. В 1903 организовал Петерб. научное общество врачей по ушным, носовым и горловым болезням, бессменным руководителем к-рого был до конца жизни. Создал школу оториноларингологов (В. И. Воячек, М. Ф. Цитович и др.).

Соч.: Лекции по ушным, горловым и носовым болезням, читанные в 1912/13 учебном году..., СПБ, 1914.

Лит.: Солдатов И. Б., Н. П. Сима" новский - основоположник отечественной оториноларингологии, Л., 1951 (лит.).

СИМБИОГЕНЕЗ, гипотеза происхождения ряда клеточных структур - кинетического, или митотического, центра (включая центриоли, базальные гранулы, жгутики), митохондрий, хлоропластов -у эукариотных организмов (см. Эукариоты) в результате длительного симбиоза с прокариотными организмами (см. Прокариоты) - бактериями, синезелёными водорослями и др. Согласно этой гипотезе, митохондрия представляет собой эндосимбионт, произошедший из свободно живущей аэробной бактерии (см. Аэробы), внедрившейся внутрь более древней анаэробной (см. Анаэробы), к-рая в результате этого стала аэробной. Митохондрии, имеющиеся в клетках всех эукариотов, особенно палочковидные формы, постоянно изгибаются и скручиваются, чем напоминают нек-рые бактерии. Они гораздо больше похожи на целый прокаиотный организм, чем на др. компоненты эукариотной клетки, кроме хлоропластов. Последние, согласно гипотезе С., произошли от синезелёных водорослей, к-рые, став эндосимбионтами эукариотных клеток, потеряли свою самостоятельность и приспособились к выполнению функции фотосинтеза. Основоположниками гипотезы С. являются рус. и сов. учёные К. С. Мережковский, 1905, 1909; А. С. Фаминцын, 1907; Б. М. Козо-Полянский, 1924, 1937, и др. Ныне эта гипотеза вновь нашла отражение и развитие в работах А. Л. Тахтаджяна, 1972, и др., а также амер. биолога Л. Маргулис (Саган), 1967, 1970; английского - Дж. Бернала, 1969, и др.

Лит.: Козо-Полянский Б. М., Новый принцип биологии. Очерк теории симбиогенеза, Л.-М., 1924; Тахтаджян А. Л., Четыре царства органического мира, " Природа", 1973, № 2, с. 22-32.

СИМБИОЗ (от греч. symbiosis - сожительство), в узком смысле (Ш. Д. Мошковский, 1946; В. А. Догель, 1947) под С. понимают такое сожительство особей двух видов, при к-ром оба партнёра вступают в непосредственное взаимодействие с внешней средой; регуляция отношений с последней осуществляется совм. усилиями, сочетанной деятельностью обоих организмов (ср. Паразитизм). В широком смысле С. охватывает все формы тесного сожительства организмов разных видов, включая и паразитизм, к-рый в этом случае наз. антагонистическим С.

Обычно С. бывает мутуалистическим, т. е. сожительство обоих организмов (симбионтов) взаимовыгодно и возникает в процессе эволюции как одна из форм приспособления к условиям существования. С. может осуществляться как на уровне многоклеточных организмов, так и на уровне отдельных клеток (внутриклеточный С.). В симбиотич. отношения могут вступать растения с растениями, растения с животными, животные с животными, растения и животные с микроорганизмами, микроорганизмы с микроорганизмами. Термин " С." впервые введён нем. ботаником А. де Бари (1879) в применении к лишайникам. Яркий пример С. среди растений представляет микориза - сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы); нек-рые орхидеи не могут расти без микоризы. Примеры С. животных и растений - сожительство одноклеточных водорослей с разными животными - простейшими, кишечнополостными (гидры, коралловые полипы), ресничными червями и др. Показано, что одноклеточные водоросли, поселяющиеся в клетках коралловых полипов, играют важную роль в нормальном росте и развитии последних. Широко известен пример С. между раками-отшельниками и актиниями. Последние поселяются на раковине, в к-рую прячет своё брюшко рак-отшельник. Стрекательные клетки щупалец актиний - надёжная защита обоих симбионтов. Питается актиния за счёт остатков пищи, активно добываемой раком. Широко распространён С. животных (и человека) с микроорганизмами, напр. образующими нормальную кишечную флору. У нек-рых насекомых переваривание клетчатки осуществляется ферментами, выделяемыми дрожжевыми клетками, живущими в их пищеварит. тракте, в особых углублениях кишечника. Для бобовых растений важное значение имеет С. с клубеньковыми бактериями. Многочисленны и разнообразны формы С. простейших с различными прока-риотными организмами (бактериями, риккетсиями и др.), локализующимися обычно в цитоплазме. Известны случаи С. инфузорий с бактериями, поселяющимися в ядре простейшего (одни виды бактерий только в макронуклеусе, другие только в микронуклеусе),

В нач. 20 в. русские учёные К. С. Мережковский и А. С. Фаминцын выдвинули гипотезу о ведущей роли С. в прогрессивной эволюции органического мира (гипотеза симбгюгенеза), рассматривая, например, хлоропласты цветковых растений как видоизменённые симбиотические водоросли. Эта, казалось бы забытая, концепция возрождается. Многие современные учёные (микробиологи, цитологи и другие) возникновение в эволюции эукариотной клетки связывают с явлениями С. В частности, митохондрии рассматривают как видоизменённые прокариотные симбионты. При этом подчёркивается сходство ДНК митохондрий с ДНК кольцевой " хромосомы" прокариот.

С. нерезко отграничен от др. форм сожительства организмов - паразитизма, комменсализма, хищничества, между к-рыми существует ряд переходных форм.

Лит.: Скрябин К. И., Симбиоз и паразитизм в природе, П., 1923; Догель В. А., Общая паразитология, Л., 1962; ТахтаджянА. Л.. Четыре царства органического мира, " Природа", 1973, № 2, с. 22-32; С а и I 1 е г у М., Le parasitisme et la symbiose, 2 ed., P., 1950; В u с h n е г P., Endosymbiose der Tiere mit pflanzlichen Mikroorganismen, Basel - Stuttg., 1953; Ball G. H., Organisms living on and in Protozoa, в кн.: Research in protozoology, ed. by Tze-Tuan-Chen, v. 3, Oxf.- N. Y.-P., 1969. Ю. И. Полянский.

СИМБИОНТЫ, организмы двух разных видов, состоящие в длительном тесном сожительстве. Подробнее см. Симбиоз.

СИМБИРСК, прежнее (до 1924) назв. г. Ульяновска, центра Ульяновской обл. РСФСР.

СИМБИРЦЕВ Василий Николаевич [р. 1(14).1. 1901, Петербург], советский архитектор, нар. архитектор СССР (1975). Чл. КПСС с 1961. Окончил моск. Вхутеин (1928). Чл. ВОПРА (1929-32). Преподавал в Волгоградском ин-те инженеров гор. х-ва (1955-59). Наиболее значит. работой С. является участие в восстановлении и стр-ве Волгограда (гл. архитектор в 1944-59), проектировании отд. его районов и сооружений, в т. ч. Аллеи героев и площади Павших борцов, обл. партшколы (ныне здание мед. ин-та, 1950; Гос. пр. СССР, 1951), набережной (1952-53) - все с соавторами. С.- соавтор проектов Театра Советской Армии в Москве (построен в 1934-1940), застройки жилого района Вторая Речка во Владивостоке (1960-е гг.). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В. Н. Симбирцев и др. Набережная в Волгограде. 1952-53.

СИМВОЛ (от греч. symbolon- знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) - то же, что знак. См. также ст. '' Иероглифов теория''. 2) В искусстве - универсальная эстетич. категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий С. есть хотя бы в нек-рой мере, С.); но категория С. указывает на выход образа за собств. пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного.

Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре С. как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведённые между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается С. Переходя в С., образ становится " прозрачным"; смысл " просвечивает" сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие С. от аллегории состоит в том, что смысл С. нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы, к-рую можно " вложить" в образ и затем извлечь из него. Здесь же приходится искать и специфику С. по отношению к категории знака. Если для внехудожеств. (напр., науч.) знаковой системы полисемия есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то С. тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура С. направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.

Смысловая структура С. многослойна и рассчитана на активную внутр. работу воспринимающего. Так, в символике дантовского " Рая" можно сделать акцент на мотиве преодоления человеческой разобщённости в личностно-надличном единстве (составленные из душ Орёл и Роза) и можно перенести этот акцент на идею миропорядка с его нерушимой закономерностью, подвижным равновесием и многообразным единством (любовь, движущая " Солнце и другие светила"). Причём эти смыслы не только в равной мере присутствуют во внутр. структуре произведения, но и переливаются один в другой; так, в образе космич. равновесия можно, в свою очередь, увидеть только знак для нравственно-социальной, человеческой гармонии, но возможно поменять значащее и означаемое местами, так что мысль будет идти от человеческого ко вселенскому согласию. Смысл С. объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамич. тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логич. формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символич. сцеплениями, к-рыё подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий. Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть С. чистой женственности, а Гора Чистилища есть С. духовного восхождения, то это будет справедливо; однако оставшиеся в итоге " чистая женственность" и ч духовное восхождение" - это снова С., хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим постоянно приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и науч. интерпретации.

Хотя С. столь же древен, как человеческое сознание, его филос.-эстетич. осмысление - сравнительно поздний плод культурного развития. Мифологич. миропонимание предполагает нерасчленённое тождество символич. формы и её смысла, исключающее всякую рефлексию над С. Новая ситуация возникает в антич. культуре после опытов Платона по конструированию вторичной, т. е. " символич." в собств. смысле филос. мифологии. Платону важно было отграничить С. прежде всего от дофилос. мифа. Эллинистич. мышление постоянно смешивает С. с аллегорией. Существенный шаг к отличению С. от рассудочных форм осуществляется в идеалистич. диалектике неоплатонизма. Плотин противопоставляет знаковой системе алфавита символику егип. иероглифа, предлагающего нашему " узрению" (интуиции) целостный и неразложимый образ; Прокл возражает на платоновскую критику традиц. мифа указанием на несводимость смысла мифологич. С. к логич. или моралистич. формуле. Неоплатонич. теория С. переходит в христианство благодаря Ареопагитикам, описывающим всё зримое как С. незримой, сокровенной и неопределимой сущности бога, причём низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным восхождение по смысловой лестнице. В ср. века этот символизм сосуществовал с дидактич. аллегоризмом. Ренессанс обострил интуитивное восприятие С. в его незамкнутой многозначности, но не создал новой теории С., а оживление вкуса к учёной книжной аллегории было подхвачено барокко и классицизмом. Только эстетич. теория нем. романтизма сознательно противопоставила классицистич. аллегории С. и миф как органич. тождество идеи и образа (Ф. В. Шеллинг). Для А. В. Шлегеля поэтич. творчество есть " вечное символизирование". Нем. романтики опирались в осмыслении С. на зрелого И. В. Гёте, к-рый понимал все формы природного и человеческого творчества как значащие и говорящие С. живого вечного становления. В отличие от романтиков, Гёте связывает неуловимость и нерасчленимость С. не с мистич. потусторонностью, но с жизненной органичностью выражающихся через С. начал. Гегель, выступая против романтиков, подчеркнул в структуре С. более рационалистич., знаковую сторону (" символ есть прежде всего некоторый знак"), основанную на " условности". Науч. работа над понятием С. во 2-й пол. 19 в. в большой степени исходит из Гегеля (И. Фолькельт, Ф. Т. Фишер), однако романтич. традиция продолжала жить, в частности, в изучении мифа у И. Я. Бахофена. В эстетическую сферу она возвращается к концувека благодаря лит. теории символизма.

В 20 в. неокантианец Э. Кассирер сделал понятие С. предельно широким понятием человеческого мира: человек есть " животное символическое"; язык, миф, религия, иск-во и наука суть " символич. формы"; посредством к-рых человек упорядочивает окружающий его хаос. Психоаналитик К. Г. Юнг, отвергший предложенное 3. Фрейдом отождествление С. с психо-патологич. симптомом и продолживший романтич. традицию, истолковал всё богатство человеческой символики как выражение устойчивых фигур бессознательного (т. н. архетипов), в своей последней сущности неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное размывание границ между С. и мифом и превращение С. в Лишённую твёрдого смыслового устоя стихию. В иррационалистич. философии М. Хайдеггера вообще исчезает проблема аналитич. интерпретации символики поэзии во имя " чистого присутствия стихотворения".

Марксистско-ленинская эстетика подходит к анализу проблем С. и аллегории как частных разновидностей художеств. образа, исходя из учения об искусстве как специфической форме отражения действительности. См. Художественный образ.

Лит.: Губер А., Структура поэтического символа, в кн.: Труды ГАХН. Филос. отд., в: 1, М., 1927; Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927; его же, Философия имени, М., 1927; В а с h е 1 а г d G., La poetique de 1'espace, P., 1957; Burke K., Language as symbolic action, Berk. - Los. Ang., 1966; С a s s i г е г Е., Philosophic der symbolischen Formen, Bd 1 - 3, В., 1923-31; F г е n z e 1 E., Stoff-, Mo-tiv- und Symbolforschung, 2 Aufl., Stuttg., 1966; Levin H., Symbolism and fiction, Charlottesville, 1956; " Symbolon". Jahrbuch fur Symbolforschung, hrsg. von J, Schwabe, Bd 1-4, Basel - Stuttg., 1960-64.

С. С. Аверинцев.

" СИМВОЛ ВЕРЫ", краткое изложение христ. догматов, безусловное признание к-рых церковь предписывает каждому христианину. Согласно церковной традиции, " С. в." составлен апостолами, на самом деле " С. в." - более позднего происхождения: он был сформулирован на Никейском вселенском соборе 325 и переработан между 362 и 374 (т. н. никео-константинопольский " С. в."). Отдельные христ. течения (монофиситы, несториане и др.) выдвигали свои " С. в.". К сер. 7 в. зап.-христ. церковь (прежде всего в Испании) сделала к никео-константинопольскому " С. в." добавление - filioque (см. в ст. Католицизм). Это добавление, отвергнутое визант. церковью, послужило одним из оснований разделения церквей (размежевались православная и католич. церкви).

СИМВОЛИЗМ (франц. symbolisme, от греч. symbolon - знак, символ), европ. литературно-художеств. направление кон. 19 - нач. 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компрометацией реалистич. принципов художеств. образа у парнасцев (см. " Яармас"), натуралистов и в беллетри-стич. романе 2-й пол. 19 в. Основы эстетики С. сложились в период кон. 60-х -70-е гг. в творчестве французских поэтов П. Верлена, Лотреамона, А. Рембо, С. Малларме и др. Как наименование поэтического направления термин " С." использован в 1886 поэтом Ж. Мореасом. К движению франц. символистов примкнули также Ж. Лафорг, П. Клодель, Анри де Ренье, бельгийцы М. Мегерлинк и Э. Верхарн и мн. др. поэты и критики-эссеисты. После распада С. как лит. группировки в 1898 влияние С. продолжалось во Франции (П. Валери, П. Фор, Сен-Поль Ру) и за её пределами: в нем., белы., австр. (Г. Гофмансталь, Р. Рильке), норв. (поздний Г. Ибсен), рус. лит-рах.

Помимо преемств. связи с романтизмом, теоретич. корни С. восходят к идеалистич. философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера, к нек-рым идеям Ф. Ницше, а также интуитивизма и философии жизни. Если С. стремился к воспроизведению мира явлений, то в его импрессио-нистич. текучести; преим. же он был устремлён к художеств. ознаменованию " вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем собственно образ, художеств. орудие, позволяющее возводить факты " опыта" к сверхвременной идеальной сущности мира, его трансцендентной Красоте. Наиболее общие черты доктрины С.: иск-во - интуитивное постижение мирового единства через символич. обнаружение " соответствий" и аналогий; муз. стихия - праоснова жизни и иск-ва; господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутр. жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магич. силу поэтич. речи; обращение к древнему и ср.-век. иск-ву в поисках генеалогич. родства. При всём разнообразии духовных ориентации символистов (от богоборчества А. Рембо и социального пафоса Э. Верхарна до католицизма П. Клоделя) С. как явление культуры в целом соприкасался с платонич. и христианскими символич. концепциями мира и культуры.

Стремясь прорваться сквозь покров повседневности к " запредельной" сущности бытия, С. в мистифициров. форме, подчас отягчённой индивидуалистич. декадентством, выражал протест против торжества бурж. мещанства, против позитивизма и натурализма в искусстве. Социальному и физиологич. детерминизму натурализма с его теориями " среды и наследственности" С. противопоставил свободу творч. воли и поэтич. воображения, не ограниченных законами " внешней" действительности. Идеалистическая доктрина С. принадлежит к кризисным явлениям, но творчество его крупных художников несёт общечеловеческий смысл: неприятие собственнических форм общества, обездушивающих человека, скорбь о духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу, предчувствие мировых социальных переломов. Поэты-символисты усилили многосмысленность поэтического образа, сообщив малым лирическим жанрам новые выразительные возможности; обогатили поэзию принципами муз. композиции; стремясь, вслед за Вагнером, к синтезу разных иск-в, способствовали их сближению в 20 в.

Русский символизм воспринял от западного многие филос. и эстетич. установки (в значительной мере преломив их через учение B.C. Соловьёва о " душе мира"), однако обрёл нац. и социальное своеобразие, связанное с обществ. потрясениями и идейными исканиями предреволюц. десятилетий.

Выступления рус. " новых поэтов" на рубеже 80-90-х гг. (Н. Минского, Д. Мережковского, 3. Гиппиус и др.) отразили общедекадент. тенденции как следствие кризиса либеральных и народнич. идей. Но приход в лит-ру В. Брюсова (сб-ки " Русские символисты", 1894-95, с его стихами), К. Бальмонта, Ф. Сологуба, внедрявших собственно символистскую поэтику, и особенно " третья волна" рус. С. в нач. 20 в. (поэтич. сб-ки И. Анненского и Вяч. Иванова, творчество " младших символистов" - А. Блока, А. Белого, Ю. Балтрушайтиса, С. Соловьёва и др.) превратили С. в самостоят. литературно-филос. течение и важный фактор рус. культурно-духовной жизни, идейно-художеств. смысл к-рого несводим к декадентству (организац. центры-изд-ва " Скорпион", " Гриф" и " Мусагет", журналы " Весы", " Золотое руно", " Перевал", частично " Мир искусств"). Рус. поэты-символисты с мучит. напряжённостью переживают проблему личности и истории в их " таинственной" связи с " вечностью", с сутью вселенского " мирового процесса". Внутр. мир личности (любовь, одиночество, тоска по " цыганской" воле или по космич. " развоплощению" у лирич. героев Блока и Белого) -для них показатель общего трагич. состояния мира (в т. ч. " страшного мира" российской действительности, обречённого на гибель), резонатор природных и подпочвенных ист. стихий и вместилище пророч. предощущений близкого обновления. Специфич. восприятие эпохи реализовалось в виде особых знамений-символов - природных и бытовых (зори, закаты, рассветы, пожары), исторических (скифы, монголы), библейских и культовых, - в сознании символистов равно восходящих к общему движению мировых судеб. При этом С. нередко мыслится как " жизнетворчество", выходящее за пределы иск-ва, как дело общекультурного созидания, призванного преодолеть ист. разрыв между людьми (А. Белый), между художником и народом (статьи Вяч. Иванова).

По мере осмысления опыта Революции 1905-07, в к-рой символисты увидели начало осуществления своих эсхатологич. и катастрофич. предчувствий, выявляется (в 1909-10) разное отношение к " старой" культуре, полярность концепций ист. развития России, идеологич. симпатий, что предрешило кризис и распад символистского движения в 1910-е гг. Неприятие социальной революции низов привело Мережковского и Гиппиус к враждебному восприятию Октября и к эмиграции. Осознание новых событий как завершения " петербургского периода" рус. истории (роман А. Белого " Петербург", 1916), как " возмездия" (поэма Блока " Возмездие", 1922) и мечта о близкой смене форм культуры и быта, вплоть до " человеческой породы" (Блок), привели наиболее значит. поэтов (Блока, Белого, Брюсова) к приятию Октябрьской революции 1917.

Героико-трагич. переживание социальных и духовных коллизий начала века, равно как и открытия рус. символистов в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотворений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 в.

С. в изобразительном искусстве. Возникший в той же идеологич. среде, что и лит. С;, во многом связанный с ним общими идейно-духовными тенденциями и общей эволюцией, С. в сфере изобразит. иск-ва (в основном живописи и графики) тем не менее крайне разнолик, лишён единой эстетич. программы и стилистич. единства.

В 1860-1880-е гг, нек-рые черты С. (стремление уйти от гнетущей повседневности, постичь мир в его вневрем. " красоте", обрести " идеальность", " чистоту" иск-ва прошлого и вместе с тем сообщить традиц. образам некое символич. созвучие с современностью) в разной мере присущи поздне-романтич. движению прерафаэлитов в Англии, творчеству П. Пюви де Шаванна во Франции и мастерам классицизирую-щего неоидеализма в Германии, обращавшихся к стилизации иск-ва различных ист. эпох, к мотивам антич. мифологии, евангельским сюжетам, ср.-век. легендам. Общим для всех проявлений С. в изобразит. иск-ве вплоть до 1890-х гг. остаётся лишь их полная зависимость от лит-ры (причём менее всего от лит-ры С.) в эле-гич. идеализации минувших эпох. Чисто лит. аллегории воплощались в традиц. для 19 в. формах - средствами классицизма, романтизма, натурализма, либо в эклектич. смешении их приёмов. Одновременно свойственная художникам С. склонность к стилизации, часто принимавшей эклектич. салонный характер, сочеталась с претенциозно мистич. аллегориями (обычно - " смерти", " любви", " страдания", " ожидания", " судьбы"), с изощрённой фантастикой (как правило, состоявшей в парадоксальном соединении естеств., природных форм с ирреальными видениями), то манерно утончённой (Г. Моро во Франции), то натуралистически " осязаемой" (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти X. Тома в Германии), то изменчиво-неопределённой (О. Редон во Франции), то исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии). В кон. 1880-х гг. во Франции во главе т. н. понт-авенской школы выступают, программно объявляя себя символистами, Э. Бернар и П. Гоген, стремившийся к созданию лаконичных и замкнутых в себе, " синтетич." образов, т. е. самостоят. живописных символов. С этого времени С. в изобразит. иск-ве вступает в качественно новую фазу развития: символ всё чаще выражается не сюжетно, а самой формой изображения. (В широком смысле в творчестве как Гогена, так и др. мастеров постимпрессионизма -П. Сезанна, В. ван Гога, закладывается основа того " символич." художеств. мышления, к-рое будет характерно для иск-ва 20 в. в целом, во множестве его последующих направлений.) С 1890-х гг. как во Франции (группа " набм" - М. Дени и др.), так и в др. странах С. становится определяющим элементом в поэтике " модерна". Мастера " модерна" пытаются наполнить форму активным духовно-эмоциональным содержанием, передать тревожащую неустойчивость мира, в противовес ей установить определённые общие " формулы жизни", своего рода единую систему мотивов-символов, найти некую " неизменную" символику каждого цвета, выявить всё объединяющее муз. начало в ритмич. строе рисунка и композиции. Они разделяют характерную для С. в целом утопич. веру в " жизнетворящую" миссию иск-ва, в необходимость синтеза всех иск-в. В творчестве многих представителей " модерна." сказываются и кризисные тенденции С., рецидивы декадентства с его индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом - аффектация, утрированная чувственность, иррациональность образов (Ф. фон Штук, М. Клингер в Германии, Г. Климт, Э. Шиле в Австрии), туманный мистицизм (Ф. Кнопф в Бельгии), -" демоническая" эротика (О. Бёрдсли в Англии), религ. экзальтация (Я. Тороп в Нидерландах).

Особое место в живописи С. занимает близкое к " модерну" сказочно-фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой, творчество М. К. Чюрлениса в Литве. Выходя за пределы стиля " модерн", ряд мастеров кон. 19 - нач. 20 вв. сообщает символич. образам ещё большую экспрессию, пытаясь в заострённой, порой зло шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо, напротив, стремясь полнее выявить жизнеутверждающее, героико-эпич. звучание темы (Ф. Ходлер в Швейцарии).

В России тенденциями С. окрашены элегически просветлённая живопись В. Э. Борисова-Мусатоза, испытавшего влияние Пюви де Шаванна, и творчество мн. художников " Мира искусства", отмеченное в целом созерцат. и ясным (несмотря на черты гротеска) характером, чисто эстетич. постижением прошлого, уходом от современности в ретроспективные грёзы (исключение составляли М. В. Добужинский с его урбанистич. фантомами и Н. К. Рерих, тяготевший к религ.-мистич. символике). Общая " пассеистич." тональность " Мира искусства" была идейно противоположна напряжённым духовным исканиям рус. литературного С. нач. 20 в. Ещё дальше отстоит от последнего, хотя и связанный с ним организационно (журналом " Золотое руно"), смутно-мистич., поверхностный С. участников группировки " Голубая роза", лишённый к тому же органичной стилистич. основы. Частые параллели в выборе тем и мотивов лишь подчёркивают полярность идейно-эстетич. устремлений лит-ры и живописи рус. С. Подлинной близостью к лит. С. отличается творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, пронизанное желанием осмыслить мир не только эстетически, но нравственно-философски. Ист. перелом в судьбе страны находит символич. толкование в живописи К. С. Петрова-Водкина.

С. в театре. Идея создания символистского театра следует из неоромантич. концепции органического слияния на сцене всех иск-в - синтеза, взращённого мощным муз. началом (Вагнер) либо обладающего воздействием музыки (Малларме), " идеально выражающей символ" (Андрей Белый). Возникновение театра С. в кон. 19 - нач. 20 вв. конкретно обязано: во-первых, появлению специфич. драматургич. материала, требовавшего своего адекватного воплощения (произв. Метерлинка, Верхарна, Гофмансталя, позднего Ибсена и др.); во-вторых, стремлению режиссёров-символистов, порвавших с традициями реалистич.. театра, сильнее подчеркнуть роль подтекста в драме, заострить её образный строй и муз. ритм спектакля, утвердить на сцене идею " условного театра" (" действия-символа"), обратить спектакль в обрядовое действо, в к-рое вовлекался бы и зритель; в-третьих, настойчивой " экспансии" на сцену пластич. иск-в (гл.обр. живописи), желанию художников, близких к С., активнее участвовать в создании спектакля-организма, определяя в значит. степени его характер (в основном - в оперно-балетном театре). Для символистского театра в целом характерны тяготение (как драматурга, так режиссёра и художника) к стилизации драматич. форм прошлого-др.-греч. трагедий, ср.-век. мистерий и мираклей, установление на сцене полного диктата режиссёра и более или менее последовательное осуществление принципа " театра марионеток". В зап.-европ. театре С. проявился в деятельности парижских студийных театров, возглавлявшихся П. Фором, О. М. Люнье-По и Ж. Руше, в творчестве реж. А. Аппиа в Швейцарии, Г. Крэга в Великобритании, Г. Фукса и отчасти М. Рейнхардта в Германии.

В России развитие символистского театра было крайне противоречивым, несмотря на возникшую с нач. 1900-х гг. обширную драматургию С. (произв. И. Ан-ненского, Брюсова, Сологуба, Блока, Вяч. Иванова и др.), общность надежд на синтез иск-в в совр. театре (сб. ст. " Театр", 1908), разработанную эстетич. программу театра С.- особенно чётко в выступлениях Иванова с его проповедью " соборного иск-ва" (сб. " По звёздам", 1909). Однако претворение идей С. на сцене носило или эклектич., или явно декадентский характер или подменялось поисками чисто зрелищных эффектов, отвлечённой, условной декоративностью постановок (творчество В. Э. Мейерхольда). Мейерхольд, обращавшийся преим. к драмам зап.-европ. символистов и неоромантиков, в теории (сб. " О театре", 1913) и на практике (в сотрудничестве с живописцами символистского толка - Н. Н. Сапуновым, С. Ю. Судейкиным и др.) настойчиво утверждал собств. теорию " стилизации" (т. е. создания " общего духа" спектакля), часто сводя раскрытие символич. смысла драмы, игру актёров к живописной выразительности и муз. пластичности мизансцен (" Сестра Беатриса" Метерлин-ка в Театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, 1906, и др.). Исключением явилась постановка Мейерхольдом в 1906 " Балаганчика" Блока (Театр Комиссаржевской, оформление Сапунова, музыка М. А. Кузмина), органично объединившая устремления драматурга, режиссёра, художника и композитора, однако прозвучавшая как пародия на " ортодоксальный" С. Удачной среди ряда попыток поставить символистские драмы на сцене Моск. Художеств. театра была работа К. С. Станиславского над " Синей птицей" Метерлинка (1908). Ок. 1910 на фоне общего кризиса рус. С. происходит и разочарование в возможностях символистского театра. Драматургия С. продолжает развиваться в рамках собственно лит-ры; режиссёры (Мейерхольд, Н.Н.Евреинов и др.), а за ними и художники обращаются к опере, балету, пантомиме, к реставрации театр. зрелищ различных эпох, к классич. репертуару, сочетая традиц. театр. формы с общими принципами " условного действия". Анализу противоречий, заложенных в самой идее совр. театра С., был посвящён ряд статей А. Белого.

С.- сложное и неоднозначное явление в художеств. культуре рубежа 19-20 вв. В нём выразилось предчувствие и ожидание грандиозных социальных ист. перемен и одновременно - страх перед ними, острое неприятие бурж. миропорядка (" страшного мира") и мотивы декадентства, принятие революции и религиозно-мистич. устремления.

Влияние С. испытали разнообразные художеств. течения 20 в. (экспрессионизм, сюрреализм, отчасти футуризм и др.). Его эстетич. доктрина осталась достоянием истории; но художеств. практика крупных поэтов-символистов вошла живым наследием в иск-во 20 в.

Илл. см. на вклейке, табл. XVIII (стр. 432-433).

Лит.: Горький М., Поль Верлен и декаденты. Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М., 1953; Горький и советские писатели, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963: Луначарский А., Собр. соч., т. 1, 4-6, М., 1964-65.

С. в лит-ре.Балашов Н. И., Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; его же, [Послесловие], в кн.: Бодлер М., Цветы зла, М., 1970; его же, [Предисловие], в кн.: С а н д р а р Б., По всему миру и в глубь мира, М., 1974; I v a п о v V., Symbolismo, в кн.: Enciclopedia Italiana, т. 31, Roma, 1936; Holthusen J., Studien zur Asthetik und Poetik des russischen Symbolismus, Gottingen, 1957; S t e p u n F., Die Wege des Symbolismus, в кн.: Orbis scriptus. Munch., 1966.Бальмонт К., Горные вершины. Сб. ст., кн. 1, М., 1904; Анненский И., Книга отражений, кн. 1, СПБ, 1906; Белый А., Символизм, М., 1910; его же, Арабески. Книга статей, М., 1911; " Аполлон", 1910, № 8, 9, 11 [полемика о С.: статьи Блока, Брюсова, Вяч. Иванова, Белого]; Иванов Вяч., Борозды и межи. Сб. ст., М., 1916; Соловьёв В л., Русские символисты, Собр. соч., т. 6, СПБ, 1912; Литературное наследство, т. 27 - 28, М., 1937 [ст. о С. и публикация материалов]; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974; Максимов Д., Поэзия и проза Ая. Блока, Л., 1975; Михайловский Б. В., Из истории русского символизма, в его кн.: Избранные статьи о литературе и искусстве, М., 1969; ДолгополовЛ., Поэзия русского символизма, в кн.: История русской поэзии, т. 2, Л., 1969; Валентинов Н., Два года с символистами, Stanford, 1969; Модернистские течения и поэзия межреволюционного десятилетия, в кн.: Русская литература конца 19 - нач. 20 вв. 1908-1917, М., 1972; Аверинцев С., Поэзия Вячеслава Иванова, " Вопросы литературы", 1975, N° 8; История русской литературы конца 19 -нач. 20 в. Библиография, указатель, М. - Л., 1963.
С. в изобразит. иск-ве.Ревалд Дж., Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена, [пер. с англ., т. 1, Л.- М., 1962]; Всеобщая история искусств, т. 5-6, кн. 1 - 2, М., 1964 - 66; Denis M., Theories. 1890-1910, 4 ed., P., 1920; Chasse С h., Le mouvement symboliste dans 1'art du XIX siecle, P., 1947; Christqffel U., Malerei und Poesie. Die syinbolistische Kunst des 19. Jahrhunderts, W., [1948]; Hofstatter H. H., Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende, Koln, 1965; его же, Idealis-mus und Symbolismus, [W.- Munch., 1972].

С. в театре.Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.- М., 1939; Ростоцкий Б. И., Модернизм в театре, в кн.: Русская художественная культура конца XIX - нач. XX века. (1895-1907), кн. 1, М., 1968; Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - нач. XX века, М., 1970; Родина Т. М., А. Блок и русский театр начала XX века, М., 1972; К n о w I e s D., La reaction idealiste au theatre depuis 1890, P., 1934; D h о m m e S., La mise en scene contemporaine d'Andre Antoine a Bertolt Brecht, [P., 1959].

Л. К. Долгополое, В. А. Калмыков.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, то же, что математическая логика, т. е. " логика по предмету, математика по методу" (П. С. Порецкий), или " логика, изучаемая посредством построения формализованных языков" (А. Чёрч).

Термин " С. л." акцентирует внимание на том обстоятельстве, что основными элементами формализованных языков, служащих " математическим методом" изучения предмета логики, являются в данном случае не слова обычных разговорных языков (хотя бы и употребляемые в к.-л. спец. значениях), а нек-рые символы, выбираемые (или конструируемые из выбранных ранее символов) и интерпретируемые (истолковываемые) определённым образом, специфическим именно для данной логич. ситуации и, вообще говоря, не связанным ни с каким " традиционным" употреблением, пониманием и функциями таких же символов в др. контекстах.

СИМВОЛЫ ХИМИЧЕСКИЕ, тоже, что знаки химические.

СИМЕА [CIMEA, сокр. от франц. Comite international des mouvements d'enfants et d'adolescents (aupres de la FMID)], междунар. комитет детских и юношеских организаций при Всемирной федерации демократической молодёжи - ВФДМ. Осн. в 1958. Объединяет (1974) организации ок. 30 стран (св. 50 млн. детей, ок. 500 тыс. руководителей). Деятельность СИМЕА направлена на улучшение правового и материального положения, образования и воспитания детей, на укрепление единства междунар. детского демократич. движения. СИМЕА систематизирует и обобщает опыт работы детских демократич. организаций; выступает инициатором междунар. акций и кампаний в защиту прав ребёнка (см. Декларация прав ребёнка). СИМЕА регулярно организует для детей междунар. встречи, лагеря дружбы, творч. конкурсы, спорт. соревнования и др.; проводит научные конференции, симпозиумы по актуальным проблемам воспитания и образования. Поддерживает постоянные контакты с Всемирным Советом Мира, Междунар. демократич. организацией женщин, Междунар. федерацией профсоюзов учителей, ЮНЕСКО и др. Издаёт информац. бюллетень (на англ. языке). В состав президиума СИМЕА входит представитель Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Штаб-квартира-в Будапеште. См. также Детские демократические организации.

С. А. Фурин.

СИМЕИЗ, посёлок гор. типа в Крымской обл. УССР. Подчинён Ялтинскому горсовету. Расположен на Юж. берегу Крыма, в 21 км к Ю.-З. от Ялты и в 68 км от Севастополя. Приморский климатич. курврт на берегу Чёрного моря. Лето жаркое (ср. темп-pa июля 27 °С), зима очень мягкая (ср. темп-ра янв. 7 °С); осадков ок. 350 мм в год. Климатотерапия. Санатории для больных туберкулёзом, водолечебница, дома отдыха. Винодельч. з-д.

СИМЕНОН (Simenon) Жорж (р. 13.2. 1903, Льеж, Бельгия), французский писатель. С 1951 чл. Королевской академии франц. языка и литературы (Брюссель). Печатается с 1919. Роман " Питер-латыш" (1931) открыл серию ныне всемирно известных детективных романов и повестей с участием полицейского комиссара Мегрэ, где осн. внимание уделено не столько детективной ситуации, сколько исследованию человеческих характеров и причин, порождающих преступления: " Мегрэ путешествует" (1958, рус. пер. 1967), " Мегрэ и бродяга" (1963, рус. пер. 1966) и др. О трагич. судьбах людей в совр. бурж. мире, их одиночестве, мучит. поисках выхода из тупика, о распаде бурж. семьи С. повествует в социально-психологич. романах " Четыре дня из жизни бедного человека" (1949, рус. пер. 1968), " Президент" (1958, рус. пер. I960), " Тюрьма" (1968, рус. пер. 1968), в своём " юбилейном" 200-м романе " Ещё есть орешники" (1969) и др. С. принадлежат автобиографич. книги " Я вспоминаю" (1945), " Происхождение" (1948), " Письмо к моей матери" (1974).

С о ч.: CEuvres completes. [Romans et nouvelles, ed. par G. Sigaux], v. 1-40, [Lausanne - P., 1967-70] (изд. продолжается); GEuvres completes, [Maigret, ed. par G. Sigauxl, t. I - XXV, [Lausanne - P., 1967 -1970] (изд. продолжается); Quand j'etais vieux, [t. 1 - 3], P., [1970-72]; в рус. пер.-Желтый пес..., [Романы], М., 1960; Неизвестные в доме. Повести и рассказы, М., 1966; Первое дело Мегрэ..., М., 1968 (Б-ка приключений, т. 12).

Лит.: Ш р а и б е р Э., Ж. Сименон и его " трудные" романы, " Нева", 1968, Мв 10; Модестова Н. А., Комиссар Мегрэ и его автор..., [К.], 1973; Lacassin F., Sigaux G., Simenon, P., [1973] Длит.); M e n g u у С., Bibliographic des editions originates de Georges Simenon..., [Bjux.], 1967. И. С. Ковалёва.

СИМЕНС (Siemens) Эрнст Вернер (13.12.1816, Ленте, близ Ганновера, -6.12.1892, Берлин), немецкий электротехник и предприниматель, чл. АН в Берлине (1874). Основатель и гл. владелец крупных электротехнич. концернов " Сименс и Гальске", " Сименс и Шуккерт" и др. Окончил Берлинское арт. инж. училище. Первые работы С. (40-е гг.) были связаны с гальванопластикой. В 1845 совм. с братом Вильгельмом изобрёл инерционный регулятор для парового двигателя. Развив идею синхронно-синфазного телеграфного аппарата Б. С. Якоби, С. в 1847 получил в Пруссии патент на телеграф такого типа и с помощью механика И. Г. Гальске начал выполнять заказы и подряды на телеграфные установки. Большие прибыли от этих подрядов, а особенно от сооружения во время Крымской войны 1853-56 телеграфной линии от Петербурга до Севастополя, дали возможность С. превратить небольшую берлинскую мастерскую в крупный для того времени завод.

С 70-х гг. С. развивает деятельность в области сильноточной электротехники (электрическое освещение, трамвай, электрические станции и т. п.). Он изобрёл машину для наложения на провода резиновой изоляции, предложил цилиндрич. якорь 2Т-образного сечения для элект-рич. машины (1856), осуществил измерение диэлектрич. проницаемости мн. веществ (1859), создал ртутный эталон сопротивления (1860). К 1879 относится создание С. первой в мире опытной электрич. гор. ж. д.-трамвая (на берлинской пром. выставке), к 1867 - применение и конструктивная разработка электромашинного генератора с самовозбуждением, к 1887 - создание селенового фотометра.

Лит.: Радовский М. И., В. Сименс. 1816 - 1892. Основатель электрической промышленности, в сб.: Пионеры машинной индустрии, М.- Л., 1937.

СИМЕНС, единица электрич. проводимости в Международной системе единиц (СИ). Названа в честь Э. В. Сименса. Обозначения: русское сим, международное S. С. равен электрич. проводимости проводника, имеющего сопротивление 1 ом. В 19 в. под наименованием С. была известна вышедшая теперь из употребления единица электрич. сопротивления, равная сопротивлению ртутного столба длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм2 при О °С.

" СИМЕНС", см. в ст. Электротехнические и электронные монополии.

СИМЕОН (864 или 865 - 27.5.927), болгарский князь (с 893) и царь (с 919). В результате многочисл. войн с Византией значительно расширил терр. Первого Болг. царства, достигшего в его правление наибольшего могущества и культурного подъёма. При С. возникло богомильство.

СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ (до крещения - Саин-Булат) [ум. 5(15).1. 1616], касимовский хан, потомок ханов Золотой Орды. Появился в России в кон. 50-х гг. 16 в., когда его отец, царевич Бек-Булат, перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу. В кон. 60-х гг. стал ханом Касимовского царства. Участвовал в ливонских походах 70-х гг. В июле 1573 С. Б. крестился, приняв имя Симеона. Осенью 1575 Иван IV посадил его " великим князем всея Руси", а себе выделил особый " удел". В действительности Иван IV продолжал сохранять власть в своих руках. Через 11 мес. Иван IV ликвидировал свой " удел", устранил С. Б. с " великого княжения" и пожаловал ему в удел земельные владения в Твери и Торжке. С. Б. стал называться " великим князем тверским". Этот титул и земли С. Б. потерял при Борисе Годунове. При Лжедмитрии I (в 1606) С. Б. был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Стефана, погребён в Моск. Симоновом монастыре.

СИМЕОН ЛОГОФЕТ (Symebn Logothetes), византийский хронист 10 в. Автор хроники, охватывающей время от 842 до 948 (завершена между 948 и 963). Первые две части компилятивны, третья (от 913) оригинальна и отражает взгляды С. Л., сторонника визант. служилой знати, поддерживавшей Романа I. Хроника сохранилась в разных изводах, носящих ошибочно имена Феодосия Мелитинского, Льва Грамматика и др. Была переведена на слав. яз. Сохранились также стихотворения и письма С. Л.

Соч.: Симеона Метафраста и Логофета описание мира, СПБ, 1905.

Лит.: Каждая А. П., Хроника Симеона Логофета, " Византийский временник", 1959, т. 15.

СИМЕОН МЕТАФРАСТ (Symebn Metaphrastes) (2-я пол. 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греч. житий святых (148 текстов), приспособленного к церк. календарю. Часть житий переработана С. М. или написана заново. Минологий С. М. сделался господствующим в визант. церкви, способствуя унификации богослужения. Отождествление С. М. с Симеоном Логофетом спорно. С. М. принадлежат также стихотворения, речи.

С о ч. в кн.: М i g n e J. P., Patrologia graeca, t. 114-116.

Лит.: Васильевский В. Г., О жизни и трудах Симеона Метафраста, " Журнал министерства народного просвещения", 1880, ч. 212; Beck Н. G., Kirche und theplogische Literatur im byzantinischen Reich, Munch., 1959, S. 570-75.

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ [949, Галатия (Пафлагония), -1022, Хрисополис], византийский религ. писатель и философ-мистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе, затем стал монахом. Соч. С. Н. Б. развивают тему самоуглубления, самоочищения и просветления внутренне уединившейся для своей религ. жизни личности.

Авторитет церк.-иерархич. институций отступает для него на задний план перед абс. авторитетом " духоносного" аскета, носителя личной святости. Учение С. Н. Б. о личном отношении между наставником (" духовным отцом") и учеником (" духовным сыном") как высшей норме религ. жизни типологически соотносимо с доктринами исламской мистики (см. Суфизм) о связи между " муршидом" и " мурадом"; именно в такой цепи преемства сберегается " предание". Стихи С. Н. Б. представляют собой важное явление в истории визант. литературы благодаря смелости, с к-рой автор реформировал метрику и приближал поэтич. язык к живым речевым нормам. Мис-стич. философия С. Н. Б. предвосхищала исихазм 14 в.

С о ч.: (греч. текст с франц. пер.) Catecheses, ed. В. Krivocheine, trad, par J. Paramelle. t. 1 - 3, P., 1963-65; Chapitres theolcgiques, gnostiques et pratiques, ed. J. Darrouzes, P., 1958; Traites theologiques et ethiques, ed. J. Darrouzes, t. 1 - 2, P., 1966 - 67; Hymnes, ed. J. Koder, t. 1 - 3, P., 1969 - 73; в рус. пер.- Слова, в. 1-2, М., 1882.

Лит.: К а ж д а н А. П., Предварительные замечания о мировоззрении византийского мистика X - XI вв. Симеона, " Byzantinoslavica", 1967, v. 28, № 1; Krivocheine V., The writings of St. Symeon the New Theologien, " Orientalia Christiania Periodica", 1954, v. 20. С. С. Аверинцев.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ [в миру - Самуил Емельянович (по новым данным -Гаврилович) Петровский-Ситнианович] (1629, Полоцк, -25.8.1680, Москва), белорусский и русский обществ. и церковный деятель, писатель, деятель рус. просвещения. Окончил Киево-Могилянскую академию. В 1656 принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре. В 1664 переселился в Москву; с 1667 учитель царевича Алексея, а после его смерти - царевича Фёдора и царевны Софьи. Автор богословского трактата " Жезл правления" (1667), направленного против патриарха Никона и вождей раскола. В 1678 организовал в Кремле типографию. По своему мировоззрению и деятельности С. П.- просветитель. В 1648 начал писать стихи на польск. и белорусско-укр. языках. В рус. лит-ру вошёл как талантливый поэт, драматург и проповедник: сб-ки проповедей " Обед душевный" (1681) и " Вечеря душевная" (1683), сб-ки стихов " Вертоград многоцветный'' (не опубл.) и " Рифмологион" (также рукописный), стихотворный перевод Псалтыри - " Псалтырь рифмотворная" (1680), стихотворные пьесы -" Комедия притчи о блудном сыне" и трагедия " О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных", восхваляющая царя Алексея Михайловича и обличающая правителя-тирана (библейского царя Навуходоносора). Пользовался силлабическим стихом; явился основоположником в русской литературе поэтического и драматического жанров.

С о ч.: Избр. соч. [Подгот. текста, ст. и коммент. И. П. Еремина], М.- Л., 1953.

СИМЕОНОВ Константин Арсеньевич [р. 7(20).6.1910, с. Казнаково, ныне Калининской обл.], советский дирижёр, нар. арт. СССР (1962). В 1936 окончил Ленингр. консерваторию. Ученик А. В. Гаука и И. А. Мусина. Выступал как симф. дирижёр (в Ленинграде, Петрозаводске, Минске, Киеве). В 1961-1966 гл. дирижёр Укр. театра оперы и балета (Киев), с 1967 - Ленинградского театра оперы и балета. Гастролирует за рубежом (в том числе дирижировал в театре " Ла Скала" в Милане). 1-я пр. на Всесоюзном смотре молодых дирижёров (1946). Награждён 2 орденами, а также медалями.

К. А. Симеонов.

СИМЕОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, общерусский летописный свод кон. 15 - нач. 16 вв. Известен в единственном списке. В 17 в. С. л. принадлежала справщику (корректору) моск. Печатного двора Никифору Симеонову, по фамилии к-рого и получила своё название. В С. л. события излагаются с 1177 по 1493. С. л. в части от 1177 по 1390 сходна со сгоревшей во время моск. пожара 1812 Троицкой летописью. В части с 1390 по 1412 текст С. л. близок тексту Рогожского летописца. Текст с 1410 по 1479 совпадает с текстом Моск. свода 1479. Последняя часть С. л. (с 1480 по 1493) извлечена из офиц. моск. великокняжеского свода. Наличие в С. л. целого ряда уникальных известий, особенно по истории Москвы 14 в., определяет её большую ценность как историч. источника (Полн, собрание русских летописей, т. 18, СПБ, 1913).

Лит.: Шахматов А. А., Симеоновская летопись XVI в. и Троицкая начала XV в., " Изв. Отделения русского языка и словесности", 1900, т. 5, кн. 2.

СИМИДЗУ, город в Японии, на юге о. Хонсю, в префектуре Сидзуока. 238 тыс. жит. (1972). Внешнеторг. порт в зал. Суруга (в 1971 переработано 15, 6 млн. т грузов). Предприятия алюминиевой, пищевкусовой (чаеобрабат., маслобойная, консервная), нефтеперерабат. и деревообр. пром-сти; судоверфи. Рыболовство.

СИМЛА, Шимла, город в Сев. Индии, в предгорьях Гималаев, на высоте 2200 м. Адм. центр штата Химачал-Прадеш. 55, 3 тыс. жит. (1971). Летний горноклиматич. курорт. Науч. центр.

СИМЛСКАЯ КОНВЕНЦИЯ, заключена между представителем Великобритании Мак-Магоном и представителем местных властей Тибета Лончен Шатра 3 июля 1914 в г. Симла (Индия). Проект С. к., составленный англичанами, обсуждался на англ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.