Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Политическое деление 42 страница






К. А. Сен-Симон.

Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в нач. 30-х гг. распалась. Под сильным влиянием идей С.-С. находился О. Конт. Учение С.-С. явилось одним из источников науч. социализма. С о ч.: CEuvres completes, v. 1 - 6, P., 1966; в рус. пер.- Собр. соч., М.- Л., 1923; Избр. соч., т. 1 - 2, М.- Л., 1948.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 496-512; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19, с. 193-96; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избранные философские произведения, т. 1. М., 1956, с. 536 - 63; его же, Французский утопический социализм XIX в., там же, т. 3, М., 1957, с. 521 - 66; его же, Утопический социализм XIX в., там же, с. 586-602; Арк А-н, Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение, М.- Л., 1926; Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, М., 1961; Застенкер Н. Е., Анри де Сен-Симон, в сб.: История социалистических учений, М., 1962, с. 208 - 27; Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965; К а н С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), 2 изд., М., 1967; К у ч е р е н к о Г. С., Сен-Симонизм в общественной мысли первой половины XIX в., М., 1975; W е i 1 1 G., Un precurseur du Socialisme, Saint-Simon et son ceuvre, P., 1894; Gurvitch G., Les fondateurs francais de la sociologie contemporaine: Saint-Simon et P.-J. Proud'hon, P., 1956; Manuel F г., -The new world of Henri Saint-Simon, Camb. (Mass.), 1956; W a 1 с h J., Bibliographie du Saint-Simonisme, P., 1967; Ansart P., Sociologie de Saint-Simon, P., 1970.

Н. Е. Застенкер.

СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Луи де Рувруа (de Rouvroy) (16.1.1675, Париж, -2.3. 1755, там же), герцог, французский политич. деятель, писатель. С.-С. в 1715-23 был членом Совета регентства при малолетнем Людовике XV, затем удалился от двора и занялся мемуарами, к-рые охватывали период с 1694 по 1723. " Мемуары" С.-С. не всегда объективны и точны, однако представляют ценнейший материал для изучения быта и нравов эпохи. С.-С. умело раскрывает не только придворные интриги, но и политич. обстановку в стране. Сатирически описывает придворную жизнь, новую знать, критикуя Людовика XIV за ущемление прав родовитой знати. Оппозиц. настроения С.-С. вызывали недовольство двора. Полностью " Мемуары" были опубл. лишь в 1829-31 (21 тт.).

Соч.: Memoires, v. 1-45, P., 1879-1930 (Les grands ecrivains de la France); Ecrits inedits, v. 1-8, P., 1880-93; в рус. пер.-Мемуары, т. 1 - 2, М. - Л., 1934 - 36.

Лит.: Поршнев Б., Сен-Симон. Мемуары. [Рец.], " Историк-марксист", 1937, кн. 5-6; Doumic R., Saint-Simon. La France de Louis XIV, P., 1920; В a s t i d e F., Saint-Simon par lui-meme, P., [1955]; Levis Mirepoix, Le coeur secret de Saint-Simon, P., [1956].

СЕН-СИР, правильнее Гувьон-Сен-Сир (Gouvion-Saint-Cyr) Лоран (13.4.1764, Туль, -17.3.1830, Йер, деп. Вар), маршал Франции (1812), маркиз (1817). В 1792 поступил добровольцем в армию и выдвинулся во время революц. войн (в 1794 дивизионный генерал).

Участник наполеоновских войн. В 1808-09 командовал Каталонской армией в Испании. Во время похода на Россию в 1812 командовал 6-м, а с авг., после ранения маршала Н. Ш. Удино, и 7-м корпусами, прикрывавшими коммуникации гл. сил в р-не Полоцка. Участник кампании 1813 в Германии, в нояб. 1813 капитулировал в Дрездене и в 1814 перешёл на сторону Бурбонов. С 1814 пэр Франции. В 1815 воен. министр, в 1817-19 воен. и мор. министр, провёл ряд организационных реформ в армии.

СЕНСИТОМЕТР, прибор, с помощью к-рого испытуемый фотографич. материал подвергают воздействию последовательности меняющихся по определённому закону (см. ниже) экспозиций, обеспечивая постоянство заданного относит. спектрального состава экспонирующего света. В результате на фотоматериале после его проявления получают ряд почернений фотографических, наз. сенситограммой (рис. 1). Результаты измерения сенситограммы на денситометре используют для построения характеристической кривой фотоматериала, в гра-фич. форме отображающей зависимость оптической плотности почернения от логарифма экспозиции. Характеристич. кривая позволяет (см. Сенситометрия) определить численные значения величин, к-рые выражают осн. свойства фотоматериалов: общую и эффективную светочувствительность, контрастности коэффициент, фотографическую широту, оптич. плотность вуали фотографической.

Рис. 1. Сенситограмма - последовательность фотографических почернений, соответствующих последовательности нормированных экспозиций испытуемого фотоматериала.

В большинстве совр. С. экспозицию изменяют, меняя освещённость фотослоя, в то время как выдержку сохраняют постоянной. Величину выдержки выбирают в интервале, типичном для фотографич. практики, - от 0, 02 до 0, 1 сек, чаще всего 0, 05 сек (исключение - испытание нек-рых особых свойств фотоматериалов или свойств материалов узкоспец. назначения). Источником света в С. служит, как правило, лампа нака; ливания с цветовой температурой 2850 К. Излучение лампы с помощью стеклянных или жидкостных светофильтров преобразуется в искусств. дневной свет с более высокой цветовой темп-рой (или к.-л. иное излучение требуемого спектрального состава). Изменение освещённости по заданному закону в С. осуществляют, снабжая прибор нейтрально-серым клином фотометрическим, который располагают в непосредственном контакте с испытуемым фотоматериалом. Соседние ступени клина различаются по оптич. плотности на 0, 3, 0, 15 или 0, 10, так что при каждом " шаге" освещённость фотослоя меняется соответственно в 2,
[ris]

Вещество нейтрального клина должно поглощать свет неизбирательно, т. е. не изменять его относит. спектрального состава. Этому условию удовлетворяют коллоидный графит, платиновые покрытия на стеклянных или кварцевых подложках, высокодисперсное серебро почернения в желатиновом слое и нек-рые др. материалы. В СССР для общесенсито-метрич. испытания чёрно-белых фотоматериалов в соответствии с ГОСТ 2817-50 используют С. типа ФСР-41 (рис. 2). Для испытания цветных многослойных материалов рекомендован прибор ЦС-2 (ГОСТ 9160-59). См. также Спектросенситометр.

Рис. 2. Оптичечекая схема сенситометра ФСР-41: /- источник света; 2 - кожух затвора с отверстием; 3 - шторка затвора; 4 - светофильтр искусственного " солнечного" света; 5 -светофильтр для определения эффективной светочувствительности; б - диафрагмы; 7 - фотометрический клин; 8 - испытуемый фотоматериал.

Лит. см. при ст. Сенситометрия.

Л. Н. Канарский.
СЕНСИТОМЕТРИЯ (от позднелат. sensitivus-чувствительный и ...метрия), учение об измерении фотографических свойств светочувствительных материалов. Возникла в 40-х гг. 19 в. (вслед за открытием фотографии) и долгое время ограничивалась определением светочувствительности фотослоев (откуда её название). Содержание С. существенно расширилось после введения в 1890 англ. учёными Ф. Хертером и В. Дриф-филдом понятия о характеристической кривой, с помощью к-рой оцениваются мн. важные свойства фотографич. слоя. Совр. практич. значение С. очень велико. На ней основаны многочисл. методы количеств. контроля отд. стадий производства фото- и киноматериалов и массового получения фотоизображений (в кинематографии, полиграфии, при аэрофотосъёмке и пр.), а также приёмные и арбитражные испытания. Методы С. широко применяются в тех областях науки, где необходимо прибегать к фотографич. регистрации излучения (астрономия, спектроскопия и т. д.).

С. включает три осн. раздела: денситометрию, интегральную С. и спектральную С. Первая посвящена измерению оптических плотностей почернения проявленных фотографич. слоев, цель к-рого - количеств. оценка результатов фотографич. процесса. Содержание остальных двух разделов составляет количеств. выражение свойств фотоматериалов по результатам измерения оптич. плотностей. В интегральной С. свойства материалов определяются по отношению к белому свету или иному свету сложного спектрального состава. В спектральной С. изучают свойства (в частности спектральную чувствительность) фотоматериалов как функции длины волны экспонирующего света и влияние вида этих функций на конечный фотографический эффект. По типам исследуемых фотографических слоев С. разделяется на С. чёрно-белых материалов, С. цветных материалов, С. фотографич. бумаг и С. материалов для регистрации ионизующих излучений. Инструментальными средствами С. служат денситометры, микрофотометры, сенситометры, спектросенситометры, резолъвометры и нек-рые др. приборы.

Совокупность взаимосвязанных методов испытания фотографич. свойств све-точувствит. материалов составляет сенситометрическую систему. Сов. система С. (ГОСТы 2817-50, 2818-45, 2919-45, 10691-63 для чёрно-белых материалов, ГОСТ 9160-59 для цветных материалов) отличается от других нац. систем (амер. АСА, нем. ДИН) большей полнотой получаемой информации и включает общесенситометрич., спектросенситометрич. испытания и определение разрешающей способности фотослоев (резольвометрич. испытания).

Характеристическая кривая фотоматериала (рис. 1) - это функциональная зависимость между оптич. плотностью D почернения фотографического, возникающего после проявления, и логарифмом экспозиции IgH. Тангенс у угла наклона прямолинейного участка этой кривой к оси lg H наз. контрастности коэффициентом', он характеризует способность фотоматериала передавать разность яркостей различных участков изображаемого объекта. Отношение экспозиций, в диапазоне между к-рыми характеристич. кривая прямолинейна, наз. фотографической широтой L [на рис. 1 L = lg(Hc/HB)]. (В практич. фотографии чем больше L, тем лучше.) По характеристич. кривой определяют важнейшую сенситометрич. величину - светочувствителъность фотоматериала S, являющуюся основой сравнения материалов между собой и выбора оптимальных условий экспозиции при фото (кино) съёмке и позитивной печати. Светочувствительность есть величина, обратная экспозиции, соответствующей определённой точке харак-теристич. кривой (эта точка наз. критерием светочувствительности): S = k/HKp (k - нек-рое постоянное число). В сов. системе С. чёрно-белых фотоматериалов S материалов общего назначения и киноплёнок (по отношению к белому свету заданного спектрального состава) оценивается по критерию, равному диффузной оптич. плотности 0, 2 сверх плотности Do вуали фотографической, a S плёнок для аэрофотосъёмки - по плотности 0, 85 сверх Do: So, 2 = l/HD=o, 2+D0, So, 85 = = 10/HD=o, 85+D0 (рис. 2). Нприэтом выражается в люкс х сек. В амер. системе АСА So, 1 = 0, 8/HD=o, 1+D0, в нем. системе ДИН S = 10 lg(l/HD=o, 1+D0), т. е. критерием в обоих случаях служит диффузная оптич. плотность 0, 1 сверх плотности вуали. Точность определения сенситометрич. величин в среднем - светочувствительности ±10%, коэфф. контрастности ±4%. Плотность вуали оценивается с точностью ±0, 02 единиц оптич. плотности.

Рис. 1. Типичная характеристик ческая кривая фотограч фического материала: АВ - начальный участок кривой, ВС - прямолинейный участок, СЕ - конечный участок, EF' - область соляризации. Левее точки А - область вуали фотографической. Тангенс 7 угла наклона ВС к оси IgH - контрастности коэффициент; проекция ВС на ось IgH - фотографическая широта L. Точка i, в которой продолжение ВС пересекается с осью IgH, - т. н. точка инерции; Do - оптическая плотность вуали; А -порог почернения; Омане - наибольшая возможная для данного материала оптическая плотность почернения.

Рис. 2. Различ ные критерии определения светочувствительности фотоматериалов но их характеристическим кривым: а - по оптической плотности 0, 2 сверх плотности вуали (система ГОСТ); б - по плотности 0, 85 сверх плотности вуали (дополнительный критерий ГОСТ); в - по оптической плотности 0, 1 сверх плотности вуали при заданном значении увеличения g оптической плотности в используемом участке характеристической кривой, величина которого по оси IgH составляет 1, 3 (системы ДИН и АСА).

Т. к. S, Y и Do зависят от времени проявления t np, то в общесенситометрич. испытания включено и построение кривых кинетики проявления S = f1 (t пр), у = f2 (tпр) и Do = f3 (tпр). По этим кривым находят число светочувствительности - важнейший параметр, служащий для общего сопоставления фотоматериалов между собой и выбора правильных условий экспонирования при практич. фотографировании. Это число представляет собой светочувствительность при т. н. рекомендованном коэфф. контрастности y(гамма) рек. Для универсальных (любительских) фотоплёнок y(гамма) рек = 0, 8, для негативных киноплёнок - 0, 65, для позитивных киноплёнок - 1, 8 и т. д. Число светочувствительности совр. негативных материалов S 0, 2 составляет от ~20 до 350-400 единиц ГОСТ, а аэрофотографич. плёнок S0, 83 -130-2000 единиц ГОСТ. Между его значениями для фотоматериалов средней контрастности (y(гамма) = 0, 8-1) в сов. системе С. и осн. зарубежных системах можно установить следующие (весьма приближённые) соотношения: S гост = = 0, 65 antilg (0, 1 S дин), Sгост = 0, 85 АСА. Так, 32 единицы ГОСТ=17°ДИН = 40 АСА. К сенситометрич. испытаниям относится также построение кривых, наз. изоопаками (см. Невзаимозамести-мости явление).

В цветофотографич. материалах цветное изображение создаётся тремя красителями в трёх наложенных один на другой проявленных эмульсионных слоях. Поэтому все осн. зависимости (характеристич. кривые, изоопаки, кривые кинетики проявления и пр.) выражаются наборами из трёх кривых каждая, а численные сенситометрич. параметры - тремя величинами, отвечающими каждому отд. слою (аналитич. оценка), или, в нек-рых случаях, каждому из типов элементарных рецепторов цветочувствит. приёмника излучения, к-рое поступает от цветного изображения как единое целое (интегральная оценка). Для негативных фотослоев такими рецепторами служат слои позитивного материала (на них производится печать с негативного изображения), а при оценке позитивного материала - цветовоспринимающие элементы глаза, к-рый рассматривает изображение (см. Цветная фотография, Цветовоспроизведение фотографическое).

При испытании чёрно-белых фотоматериалов методами спектральной С. находят зависимости от длины волны X экспонирующего монохроматического света энергетич. спектральной чувствительности S л(лямбда) и монохроматич. коэфф. контрастности yл. - Sx обычно определяют как S л(лямбда) = 1/HD = 1, 0 + Do и выражают в энергетич. величинах (напр., в см2/эрг). По кривым спектральной чувствительности lg S л(лямбда) = fл(лямбда). (рис. 3) находят степень сенсибилизации оптической и граничную длину волны л(лямбда) гран, при превышении к-рой материал практически не чувствителен к излучению. Осн. прибором, используемым в спектральной С., является спектросенситометр.

Способность фотоматериала к воспроизведению малых деталей изображаемых объектов (его разрешающую способность) и ряд других связанных с ней характеристик определяют в резольвометрич. испытаниях, при к-рых получают кривую разрешения vпред = f(lgH), где vпред - максимальная разрешаемая частота штрихов (в единицах штрих/мм) при экспозиции Н. К этому роду испытаний относится и получение частотно-контрастной характеристики (функции передачи модуляции) для двух зон спектра - синей и красной (см. Разрешающая способность фотографирующей системы, Структурометрия фотографическая).

Рис. 3. Кривая спектральной чувствительности сенсибилизированного фотографичес -кого материала. СС - сте-- пень сенсибилизации; CD-степень десенсибилизации (уменьшения максимальной величины IgS л(лямбда) в области собственной чувствительности материала); л(лямбда) макс - длина волны, соответствующая максимуму добавочной (вызванной сенсибилизацией) светочувствительности.

Особый раздел С. составляет изучение фотографич. свойств бумаг, используемых при позитивной печати. Макс. плотность почернения и полезный интервал экспозиций (аналог фотографич. широты) фотобумаг значительно меньше, чем у позитивных материалов на прозрачной подложке. Поэтому способы выражения результатов сенситометрич. испытаний для бумаг иные, чем для плёнок и пластинок. Существенно отличается и денситометрия фотографич. бумаг, поскольку их подложки непрозрачны и измерение оптич. плотностей проводится не в проходящем, а в отражённом свете.

Лит.: Гороховский Ю.Н., Левен6ерг Т. М., Общая сенситометрия. Теория и практика, М., 1963; Гороховский Ю. Н., Баранова В. П., Свойства черно-белых фотографических плёнок, М., 1970; Гороховский Ю. Н., Спектральные исследования фотографического процесса, М., 1960; М и з К., Джеймс Т., Теория фотографического процесса, пер. с англ., Л., 1973. Л. Н. Капарский.

СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensuaiisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно к-рому чувственность является гл. формой познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.

В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистич. С. видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая чувственное восприятие единств. источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно мате-риалистич. С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определённых условиях, был разработан стоицизмом, к к-рому восходит классич. формула С.: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах.

Видными представителями материали-стич. С. в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.

Непоследовательность локковского С. была использована Дж. Беркли, к-рый полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения (" идеи") как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклеанский субъек-тивно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность к-рого, согласно Беркли, определяет возникновение всех идей человеческого духа. Субъективно-идеалистич. сенсуализм Д. Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистич. феноменализма, к-рый составляет основу таких направлений бурж. философии 19-20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.

Виднейшими представителями материалистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром как их источником. Материалистич. сенсуализм Л. Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 - нач. 19 вв., утверждал непосредств. достоверность чувственного познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что чувственность составляет только исходный пункт познания, сложный процесс к-poro с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума. Однако С. франц. материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.

Диалектич. материализм, исходя из признания общественно-практич. природы познания, связывает воедино чувственную и рациональную формы познания, раскрывает диалектику их взаимодействия.

Лит. см. при статьях Ощущение, Отражение, Теория познания. В. В. Соколов,

СЕНТА, город в Югославии, в Социалистической Республике Сербия, на С. авт. края Воеводина. 25 тыс. жит. (1971). Пристань на р. Тиса. Пищ. (в т. ч. крупная мукомольная), а также хл.-бум., пеньковая, деревообрабатывающая, кирпичная пром-сть.

СЕНТАВО (исп. и португ. centavo, букв.- сотая часть, от лат. centum -сто), разменная монета ряда латино-амер. стран (Аргентины, Бразилии, Боливии, Гватемалы, Гондураса, Доминиканской Республики, Колумбии, Кубы, Мексики, Никарагуа, Перу, Сальвадора, Экуадора), а также Португалии и Филиппин. Составляет 1/100 их нац. денежных единиц.

СЕНТ-АРНО (Saint-Arnaud) Арман Жак Леруа де (20.8.1798, Париж, -29.9. 1854, на борту корабля в Чёрном м.), маршал Франции (1852). Выдвинулся во время колониальных войн в Алжире, где он служил в 1837-51. С 1851 воен. министр, поддержал Луи Наполеона во время переворота 2 дек. 1851. В 1854 командовал франц. экспедиционными войсками при их высадке в Крыму и в сражении на р. Альма во время Крымской войны 1853-56. Умер от холеры.

СЕНТ-БЁВ (Sainte-Beuve) Шарль Огюстен (23.12.1804, Булонь-сюр-Мер, - 13. 10.1869, Париж), французский критик и писатель. В кн. " Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI в." (1828) утверждал романтизм как лит. программу, возникшую под воздействием Великой французской революции, требуя свободы творчества, обновления поэтических форм, введения в лит-ру новых героев из нар. среды. С.-Б.- автор сб-ков лирич. стихов " Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма" (1829) и " Утешение" (1830). В 30-е гг. С.-Б. опубликовал этюды о франц. писателях 17-19 вв., к-рые впоследствии были включены в сб. " Литературно-критические портреты" (т. 1-5, 1836-39). В 1834 опубл. роман " Сладострастие", в 1840-59 - " Историю Пор-Рояля". С 1849 С.-Б. писал для парижских журналов критич. статьи, к-рые печатались по понедельникам; они составили многотомную серию " Беседы по понедельникам" (1851-62) и её продолжение " Новые понедельники" (1863-70). Применяя методы историч., психологич., филос. критики, С.-Б. искал истоки лит. движения в историч. действительности, отвергал догматич. критику. Как критик разрабатывал эстетич. проблемы: художник и общество, иск-во и революц. движения, степень правдивости произв., характер его народности. Живое ощущение историч. и психологич. атмосферы каждой эпохи, тонкое постижение эстетич. идеалов позволили С.-Б. по-новому оценить творчество мн. франц. писателей. Соч.: Etudes des lundis et des portraits, v. 1 - 2, P., 1930; Les plus belles lettres de Sainte-Beuve, presentees par A. Billy, P., [1962}; в рус. пер.- Литературные портреты. Критические очерки, М., 1970 (см. ст. М. С. Трескунова).

Ш. Сент-Бёв. А. Сент-Дьёрдьи.

Лит.: Обломиевский Д. Д., Французский романтизм, М., 1947; М i с h a u t G., Sainte-Beuve, P., 1921; Billy A., Sainte-Beuve, sa vie et son temps, v. 1 - 2, P., 1952; Regard M., Sainte-Beuve, P., [I960] (лит.); Sainte-Beuve et la critique litteraire contemporaine. Actes du cqlloque. Liege. 1969, P., 1972; Correspondance generale, t. 1-16, P., 1935-70; Bonnerot J., Bibliographic de 1'oeuvre de Sainte-Beuve, [t.] 1-3, P., 1937-52. М. С. Трескунов.

СЕНТ-ВИНСЕНТ (Saint Vincent), залив Индийского ок. у юж. берега Австралии. Дл. ок. 150 км, шир. у входа 110 км. Глуб. до 38 м. Приливы неправильные полусуточные; их величина до 3, 6 м. Отделён от океана о. Кенгуру. На вост. берегу - порт Аделаида.

СЕНТ-ГОДЕНС (Saint-Gaudens) Огастес (1.3.1848, Дублин, --3.8.1907, Корниш, Нью-Хэмпшир, США), американский скульптор. Учился в Нац. академии рисунка в Нью-Йорке (1864-66) и Школе изящных иск-в в Париже (1867-70), работал в Риме (1870-72 и 1873-75) и США. Крупнейший амер. скульптор-реалист 19 в., сочетавший в своём творчестве приверженность к точной конкретности и строгой сдержанности изображения с поэтичностью и образной яркостью характеристики, непосредственной и свободной лепкой формы, естественностью движений. Произв.: пам. адм. Д. Г. Фаррагуту в Нью-Йорке (1881), А. Линкольну в Чикаго (1887), Р. Шо в Бостоне (1897), статуя " Мир господень" (1891, кладбище Рок-крик, Вашингтон), портрет Р. Л. Стивенсона (барельеф, 1899-1900, Нац. портретная галерея, Вашингтон) - все бронза; " Диана" (медь, 1892, Музей иск-ва, Филадельфия).

Лит.: Hind С. L., Augustus Saint-Gaudens, L.-N. Y., 1908

СЕНТ-ДЖОЗЕФ (Saint Joseph), город в США, в шт. Миссури. 76 тыс. жит. (1974), с пригородами 98 тыс. Порт на р. Миссури. Центр крупного с.-х. р-на (зерновые, крупный рогатый скот). Элеваторы. Мясная, мукомольная, консервная пром-сть, с.-х. машиностроение.

СЕНТ-ДЖОН (Saint John), река на В. Сев. Америки, в США и Канаде. Дл. 724 км, пл. басс. 55, 4 тыс. км2. Берёт начало в Белых горах (система Аппалач), впадает в зал. Фанди Атлантич. ок. В устье образует водопад выс. 5 л (с обратным течением воды во время высоких приливов). Питание снего-дождевое, половодье в апреле - мае. Ср. годовой расход воды ИЗО мэ/сек. Судоходна до г. Фредериктон. Сплав леса. В устье - г. Сент-Джон.

СЕНТ-ДЖОН (Saint John), город на В. Канады, в пров. Нью-Брансуик. 107 тыс. жит. (1971). Порт (незамерзающий) на Атлантич. ок., в устье р. Сент-Джон; грузооборот 11 млн. т (1973), вывоз угля, ввоз нефти. Ж.-д. ст. Металлургия, металлообработка, нефтепереработка, сах., целлюлозно-бум. пром-сть. Основан в 1635.

СЕНТ-ДЖОНС (Saint John's), город, адм. центр брит. владения Антигуа, в Вост. Индии, на о. Антигуа. 25 тыс. жит. (1967). Порт. Произ-во сахара, рома, нефтепродуктов, очистка хлопка; вывоз сахара, хлопка, нефтепродуктов.

СЕНТ-ДЖОНС (Saint John's), город на В. Канады, адм. центр пров. Ньюфаундленд. 132 тыс. жит. (1971). Порт на побережье зал. Фанди Атлантич. ок. Гл. экономич. и культурный центр о. Ньюфаундленд. Переработка рыбы (1/3 занятых в пром-сти), чёрная металлургия, металлообработка, нефтепереработка, судоремонт. Рыболовная база.

СЕНТ-ДЖОРДЖЕС (Saint George's), столица гос-ва Гренада в Вест-Индии. Расположена на зап. берегу о. Гренада, на выс. 188 м. Климат субэкваториальный; ср. месячные темп-ры 26 оС, осадков 1959 мм в год. 8, 6 тыс. жит. (1969). Порт на побережье Карибского м.; вывоз какао, мускатных орехов, бананов. Пищевкусовая пром-сть.

СЕНТ-ДЬЁРДЬИ (Szent-Gyorgyi) Альберт (р. 16.9.1893, Будапешт), американский биохимик, по национальности венгр. Чл. Нац. академии США (1956) и Амер. академии искусств и наук (1957). Окончил Будапештский ун-т (доктор медицины, 1917). В 1922-26 работал в Нидерландах, затем в Великобритании. Доктор философии Кембриджского ун-та (1927). В 1927-30 работал в клинике Мейо в США. В 1930 вернулся в Венгрию; в 1931-45 проф. Сегедского ун-та, в 1945-1947- Будапештского ун-та. В 1944 участвовал в Движении Сопротивления. С 1947 работал в США в Морской биологич. лаборатории и Ин-те по изучению мышц. Исследовал процессы биологич. окисления. Выделил из животных и растительных тканей аскорбиновую к-ту и показал её идентичность витамину С. Установил, что рибофлавин принадлежит к комплексу витамина В2. Открыл и экспериментально обосновал механизм каталитич. действия фумаровой, яблочной и янтарной к-т на тканевое дыхание. Изучал также свойства актина и миозина, автор ряда теорий мышечного сокращения. Нобелевская пр. (1937). Иностранный чл. АН СССР (1947). Почётный чл. Венгерской АН (1945).

Соч.; Chemistry of muscular contraction, 2 ed., N. Y., 1951; Egy bioldgus gondolatai, Bdpst, 1970; в рус. пер.- О мышечной деятельности, М., 1947; Биоэнергетика, М., 1960; Введение в субмолекулярную биологию, М., 1964.

Лит.: В ю р м с е р Р., Альберт Сцент-Дьёрдьи и современная биохимия, в кн.: Горизонты биохимии, пер. с англ., М., 1964.

С. С. Кривобокова, Т. Ю. Липская.

СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение; решение, приговор; мнение, взгляд), 1) изречение нравоучительного характера: " Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать" (Пифагор); " Справедливость - доблесть избранных натур, правдивость - долг каждого порядочного человека" (В. О. Ключевский). Разновидность С.- лаконично выраженная гнома. В нем. и франц. лит-ре под С. часто понимают всякое изречение, гному или меткое запоминающееся изречение (а п о ф т е г м у). 2) В юридич. лит-ре - устаревшее назв. судебного решения, приговора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.