Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Политическое деление 20 страница






Религ. секта в докапиталистич. формациях - вид социальной общности, к-рая сплачивала верующих на основе равенства, единства чувств, убеждений и борьбы (облекавшейся в религ. формы) с господствующими классами. Секты обычно не имели своего аппарата духовной власти, общеобязательных догматич. систем, устойчивой обрядности. В мессианских сектах, распространённых в Рим. империи в первые века н. э., формировалось христианство как религиозно-обществ. движение рабов и др. бесправных слоев населения, к-рое после ряда модификаций стало гос. церковно-организованной религией. Позднее, в средневековье, от христ. церкви отделялись секты, ставшие ей враждебными и влившиеся в Зап. Европе в период Реформации в нар. движение, к-рое положило конец безраздельному господству католицизма. В др. религиях образование сект являлось также результатом отделения от господствующей религии оппозиционных направлений, выражавших стихийный социальный протест нар. масс против классовой эксплуатации и иноземного господства. Так, секты брахманизма отражали недовольство свободных общинников, разорявшихся и порабощавшихся в условиях образования классовых гос-в. Ранние секты иудаизма (ессеи, сикарии и др.) в той или иной форме отражали возмущение трудящихся растущим социальным гнётом рим. и местной знати, выступали с осуждением рабства и социального неравенства. Антифеод. по своей социальной направленности были секты исмаилитов, карматов, хариджитов и др. в ср.-век. исламе; ваххабитов, махдистов (см. Махди), бабидов (см. Бабизм) - в исламе нового времени; саббатиан, франкистов, хасидов - в иудаизме нового времени. Однако в силу ограниченности С. как религ. формы социального протеста, разнородности поначалу объединяемых в нём элементов в ходе историч. развития сами секты перерождаются, в них выявляются внутр. противоречия, происходит " оцерковление" С.

Эволюция социальной роли С. и его форм зависела от путей развития капитализма в отд. регионах и странах, от сохранения больших или меньших пережитков крепостничества в экономике, социально-политич. строе и обществ. сознании. Так, в общественно-экономич. условиях России 18 - 2-й пол, 19 вв. С. продолжало оставаться выражением политич. протеста, в то время как в развитых капиталистич. странах Запада оно всё меньше играло роль демократич. движения, всё больше эволюционируя в буржуазно-протестантские церкви. Секты, приспособившиеся на 3. к новым условиям, представляют собой разновидность буржуазно-протестантских церквей. В области религ. воззрений ряд сект широко проповедует эсхатологию, хи лиазм (адвентисты, иеговисты), мистико-экстатич. формы культа (пятидесятники). Наиболее распространёнными формами С. (точнее, " оцерковленных" сект) во 2-й пол. 20 в. в Европе и Америке являются: методисты, баптисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, иеговисты (" свидетели Иеговы").

В развитых капиталистич. странах С., отвлекающее нар. массы от политич, борьбы, подменяющее социальный протест религ. утешением, имеет реакц. характер. В колониальных и зависимых странах в ряде случаев С. переплетается с нар.-освободит. борьбой против колониализма. Так, в Юж. Вьетнаме немалую роль в борьбе против колониалистов играли сложившиеся после 2-й мировой войны 1939-45 " синкретические секты", сочетающие нек-рые черты христианства, буддизма и даосизма.

Сектантству в России предшествовали антифеодальные еретические движения 14-16 вв. (см. Ереси). После возникновения во 2-й пол. 17 в. раскола в кон. 17 в. появляется секта христовове-ров (хлыстов). Христововерие отличалось строгими требованиями аскетизма и мистико-экстатич. культом. Т. н. священные, а тем более церк. книги были отвергнуты. Наиболее крайним крылом христововерия явилась секта скопцов, появившаяся в кон. 18 в. и проповедовавшая крайний аскетизм.

В 60-х гг. 18 в. из рядов христововерия вышло учение " духовного христианства", к-рое вскоре после своего возникновения разделилось на две группы: духоборы и молокане. " Духовное христианством звало к устроению на земле " царства божия", основанного на равенстве людей и общности имуществ. Социальных принципов " духовного христианства" наиболее последовательно придерживались духоборы. Молокане в основу своего учения клали Библию, в толковании к-рой у них имелись элементы рационализма. В нач. 19 в. в их среде выделился " донской толк", пытавшийся приспособить молоканство к православию и прийти к соглашению с самодержавием. Появилось в молоканстве течение, придерживавшееся идей утопич. социализма. В 30-50-х гг. 19 в. из молокан выделились прыгуны. В сер. 19 в. на юге Украины возник штундизм в виде ряда сект, близких к баптизму. В 80-90-х гг. 19 в. в среде духоборов, расселённых в Закавказье, произошёл раскол на " Большую партию", объединявшую трудовые низы духоборов, и " Малую партию", состоявшую преим. из зажиточных элементов. В результате преследований церкви и царизма, особенно суровых по отношению к духоборам, значит. часть их была вынуждена эмигрировать в Канаду в 1898-1900.

При всём различии между собой учений и культа рус. религ. сект их объединял до крест. реформы 1861 протест против порабощения человека человеком. Отсюда значение, к-рое было придано в сектантских учениях человеку, его этике, деятельности, способности собственными силами осуществить " царство божие" на земле. Всем этим идеология С. обязана была крест, демократизму своих участников. Развитие капиталистич. отношений в пореформ. период сопровождалось оживлением религ. настроений и исканий. Но новые условия обществ. развития привели к кризису всех направлений С. Идея " царства божия" на земле уступила идее " небесной отчизны". Этика " добрых дел" как средство достижения и осуществления идеала " справедливости" сменялась учением о всесилии божеств, промысла, об извечной предопределённости человеческих судеб.

С кон. 60-х гг. 19 в. в Россию проникает баптизм, а в 80-х гг. 19 в.- адвентизм. Их распространение особенно характерно для наиболее капиталистически развитых р-нов - Украины, Юга России, Прибалтики. Позднее в сев.-зап. и центр. губерниях распространяется разновидность баптизма - евангельские христиане. В дореформенных сектах возникают новообразования, устанавливающие своеобразный церк. строй и придающие своим учениям характер догматич. систем, строго обязательных для верующих (Старый Израиль, Новый Израиль в христововерии, христиане евангелич. исповедания в молоканстве). Баптизм, евангельское христианство, адвентизм являлись религ. течениями, реакционными по форме и содержанию, растворявшими социальный протест демократич. элементов. Они стали просто небольшими религ. орг-циями, конкурировавшими с православной церковью, а не антагонистичными ей. В то же время различные религиозные и гос. преследования сектантов в дореволюц. России содействовали сохранению о них представления в отсталых группах трудящихся как о противниках официальной церкви. В кон. 19 - нач. 20 вв. появились различные секты, проповедовавшие религ. трезвенничество.

Накануне Окт. революции 1917 в России было до 1 млн. сектантов, из них до 200 тыс. баптистов, евангельских христиан, адвентистов. Руководители С. встретили Окт. революцию враждебно, боролись против Сов. власти в годы Гражд. войны 1918-20. Нек-рые секты оказывали сопротивление коллективизации с. х-ва, выступали против многих мероприятий социалистич. гос-ва. Религиозное изуверство, проявлявшееся в деятельности ряда сект (пятидесятники, скопцы, хлысты и др.), было запрещено законом. Отделение церкви от гос-ва и гарантированная Конституцией свобода совести поставили сектантские организации в равнее положение со всеми религиозными культами и лишили их былой репутации как противников господствующей православной церкви. Под давлением рядовых верующих многие секты и их руководители в сер. 20-х гг. заявили о лояльном отношении к Сов. власти. Численность сектантов в СССР по сравнению с дореволюц. временем резко снизилась. Дореформенные секты, как и их позднейшие разновидности - молоканство, духоборчество, христововерие, скопчество, субботничество, Старый и Новый Израиль, потеряли осн. массу последователей. Наблюдавшийся в нач. 40 - нач. 50-х гг. рост баптизма, адвентизма, пятидесятничества, как и распространение секты ''Общество свидетелей Иеговы" (преим. в зап. областях Украины и Белоруссии), затем приостановился. В социально-демографич. структуре этих сект происходят изменения, выявляющие ущербную тенденцию в их развитии: по сравнению с 20-ми гг. численность молодёжи снизилась вдвое; также вдвое уменьшилась доля мужчин; среди сектантов втрое сократилось число лиц, непосредственно участвующих в общественно-производит. труде. Хотя в совр. С. и идёт процесс модернизации (отказ от изуверских обрядов, соблюдение сов. законов и т. д.) и приспособления его к условиям социализма и мышлению совр. сов. людей, в своей основе оно остаётся антиобщественным и реакционным. Для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказа от " мирской" жизни, психология избранничества. Для идейного развития сов. общества закономерным является постоянный отход населения от всех форм религ. мировоззрения, в т. ч. от С.

Социалистич. революции в других странах Европы и Азии подорвали социальные корни религии и С. Однако в ряде социалистич. стран С. является и ныне одним из наиболее живучих религ. пережитков. В целом же постоянно сокращается число сектантов, уменьшается контингент молодёжи в сектах, значит. часть последователей совр. сект составляют люди преклонного возраста, не участвующие непосредственно в общественно-производит. труде, преим. женщины.

Лит.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества, в. 1 - 5, 7, СПБ, 1908 - 16; Путинцев Ф., Кабальное братство сектантов, М.- Л., 1931; его же, Политическая роль и тактика сект, М., 1935; Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч., т. 1 - О религии, религиозном сектантстве и церкви, М., 1959; Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты), М., 1967; Т а н ч е р В. К., Лекционная пропаганда среди сектантов, М., 1967; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в.-1917 г.), М., 1965; его же, Религиозное сектантство и современность, М., 1969; его же, Религиозное сектантство в прошлом и настоящем, М., 1973; его же, Из мира религиозного сектантства, М., 1974; Критика религиозного сектантства, М., 1974; Настольная книга атеиста, 3 изд., М., 1974; Грекулов Е. Ф., Библиографический указатель литературы по исследованию православия, старообрядчества и сектантства в советской исторической науке. За 1922-1972 гг., М., 1974. А. И. Клибанов.

СЕКТАНТСТВО в рабочем движении, обособление, отрыв революц. орг-ций и партий от трудящихся масс вследствие ошибочных идейно-политич. установок, гл. обр. левацкого и догма-тич. характера. Возникновение С. в рабочем движении относится к 1-й пол. 19 в. В то время С. ещё представляло собой специфическую форму протеста против капитализма и было связано с различными течениями утопич. социализма и коммунизма (среди них: во Франции-бабувисты, бланкисты, последователи Сен-Симона и Фурье, прудонисты; в Германии - " истинные социалисты'', вейтлингианцы; в Великобритании - оуэнисты и др.). " Сумбурность", свойственная социалистич. движению на его ранней стадии, "...проявляется в образовании многочисленных сект, борющихся друг с другом по меньшей мере с таким же ожесточением, как и с общим внешним врагом" (Энгельс Ф., К истории первоначального христианства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 478).

Научный коммунизм с самого начала провозгласил принципиальное отрицание всякого С. " Коммунисты, - говорилось в " Манифесте Коммунистической партии", - не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 437). Удар, нанесённый домарксовским формам социализма революциями 1848-49, подорвал позиции многочисл. сект в европ. рабочем движении. Решающий шаг к преодолению С. этого типа был сделан с основанием 1-го Интернационала (1864). Его история была непрерывной борьбой Генерального совета против тех или иных сект, к-рые стремились упрочиться внутри самого Интернационала: прудонистов (мютюэлистов) во Франции, лассальянцев в Германии и особенно анархистов-бакунистов (гл. обр. в Италии, Испании, Швейцарии). Эта борьба привела к утверждению марксизма в социалистич. рабочем движении. 2-й Интернационал (осн. в 1889) в целом стал на позиции марксизма.

К тому времени, однако, в марксистском социалистич. движении обнаружились признаки нового С., связанного с доктринёрским искажением марксизма (что отчасти было реакцией на усиление реформистско-оппортунистич. тенденций во 2-м Интернационале и его секциях). Сектантские тенденции временами явственно обнаруживались в гедистской Рабочей партии (Франция); сектантские элементы, не пользовавшиеся, правда, серьёзным влиянием, действовали в Социал-демократич. партии Германии (В. Гассельман, И. Мост). Сектантскую линию проводили Социал-демократическая федерация в Великобритании и Социалистическая рабочая партия США; Энгельс подверг резкой критике обе эти орг-ции за то, что они превратили теорию Маркса "...в окаменелую ортодоксию..." (см. Письмо Зорге Ф. А., 12 мая 1894, там же, т. 39, с. 207). Он настойчиво советовал англо-амер. социалистам вытравить узкий и заскорузлый сектантский дух, слиться с рабочим движением. Этим замечаниям придавал исключительно большое значение В. И. Ленин, к-рому приходилось постоянно вести борьбу против С. в русском с.-д. движении (против " кружковщины" и местничества в кон. 1890 - нач. 1900-х гг.; против меньшевистского и полуменьшевистского доктринёрства во время и после Революции 1905-07 в России, а также против " отзовистов" и " ультиматистов" -этих ликвидаторов наизнанку - в годы реакции).

После Окт. революции 1917 в России, в обстановке подъёма революц. рабочего движения в ряде стран, проблема борьбы против С. приобрела ещё большую остроту и масштабы.

Помимо рецидивов прежнего С. (напр., оживление анархистских течений), возникли сектантские течения в молодых коммунистич. партиях. В большевистской партии носителями С. были " левые коммунисты", троцкисты. Наибольшую опасность приобрёл в этот период троцкизм, пытавшийся ревизовать ген. линию коммунистич. движения. В компартиях Запада тенденция к С. была связана также с тем, что В. И. Ленин назвал " детской болезнью „левизны" в коммунизме": преувеличенным " революционаризмом", отрицанием компромиссов, отказом от участия в парламентской деятельности, от работы в реформистских профсоюзах и т. д. Коммунистич. Интернационал оказывал большую помощь молодым коммунистич. партиям в преодолении левосектантских ошибок. Однако в коммунистич движении и позже возникали элементы сектантства, выражавшиеся, напр., в искажении ленинской политики единого фронта, в оценке социал-демократии как " умеренного крыла фашизма" и т. д. Эти ошибки особенно распространились после 6-го конгресса Коминтерна (1928) в ходе практического применения тактики " класс против класса". С кон. 20-х до сер. 30-х гг. С. стало в нек-рых компартиях капиталистич. стран " укоренившимся пороком" (Г. Димитров).

Крупный шаг к преодолению С. в коммунистич. движении был сделан 7-м конгрессом Коминтерна (1935), обогатившим на основе уже имевшегося к тому времени опыта стратегию и тактику единого рабочего фронта и выдвинувшим программу создания народного фронта против фашизма и войны. Решения 7-го конгресса наметили широкую, свободную от сектантской ограниченности платформу единства рабочего класса и всех демократич. сил. Политика нар. фронта, а затем участие коммунистов в организации антифаш. Движения Сопротивления и руководстве им во время 2-й мировой войны 1939-45 содействовали укреплению авторитета компартий и изживанию ими сектантских тенденций.

В послевоен. годы победа социалистич. революций в ряде стран Европы и Азии, вовлечение в мировой революц. процесс многомиллионных непролет. масс и дальнейшее развитие коммунистич. движения вширь сопровождались новыми проявлениями С., отчасти обусловленными политич. неопытностью нек-рых молодых участников революц. движения, а отчасти - влиянием мелкобурж. революционаризма и национализма. В нач. 60-х гг. руководство компартии Китая (КПК) выступило с позиций " левого" оппортунизма и национализма против линии междунар. коммунистич. движения, разработанной совместно коммунистич. и рабочими партиями, включая КПК, и выдвинуло свою особую идейно-политич. платформу, служащую его великодержавно-националистич. целям. Потерпев неудачу в попытке навязать эту платформу коммунистич. движению, оно повело прямую борьбу против марксистско-ленинских партий и стало создавать или поощрять создание раскольнических маоистских " партий" и групп в др. странах, всё более смыкаясь в борьбе против коммунистич. движения, Сов. Союза и др. стран социалистич. содружества с самыми реакц. империалистич. силами (см. Маоизм). Сектантские тенденции проявили себя также в виде различных неотроцкистских, анархистских, анархо-синдикалистских и прочих ультралевых движений (особенно в Латинской Америке).

Междунар. коммунистич. движение выступает против всех видов С. в теории и практике революц. борьбы. Международное совещание коммунистич. и рабочих партий 1969 подчеркнуло стремление коммунистов ''...последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма" (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328-29).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; М а р к с К., [Письмо Ф. Больте. 23 нояб. 1871], там же, т. 33; Энгельс Ф., [Письмо А. Бебелю. 20 июня 1873 г.], там же; его же, [Письмо Ф. Зорге, 12 мая 1894], там же, т. 39; его ж е, К истории первоначального христианства, там же, т. 22; Ленин В. И., Предисловие к русскому переводу книги " Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге, и др.", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 15; его же, О революционной Фразе, там же, т. 35; его ж е, О " левом" ребячестве и о мелкобуржуазности, там же, т. 36; его же, Детская болезнь " левизны" в коммунизме, там же, т. 41; Брежнев Л. И., КПСС в борьбе за единство всех революционных и миролюбивых сил, М., 1972; Димитров Г., Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма, Избр. произв., т. 1, М., 1957; Коммунистический Интернационал. Краткий исторический очерк, М., 1969; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969. А. Б. Вебер.

СЕКТОР (позднелат. sector, от лат. seco - разрезаю, разделяю), 1) чётко выделенная составная часть. 2) Участок, ограниченный радиальными линиями, напр. С. стадиона, С. наблюдения, С. обстрела. 3) Часть нар. х-ва, имеющая определённые экономич. и социальные признаки, напр. обобществлённый С., в противоположность частному. 4) Отдел учреждения или орг-ции с определённой специализацией. 5) В физич. географии - крупные части материков, отличающиеся различной структурой гео-графич. зональности.

СЕКТОР в математике, 1)С. на плоскости - плоская фигура, ограниченная двумя полупрямыми, исходящими из внутренней точки фигуры, и дугой контура. С. круга - фигура, ограниченная двумя радиусами и дугой, на к-рую они опираются. Площадь С. круга равна lr /2 или n(пи)r 2 а /360, где l - длина дуги, а - соответствующий этой дуге центральный угол в градусах и r - радиус круга. 2) С. в пространстве - часть тела, ограниченная конической поверхностью, вершина к-рой находится внутри тела, и вырезаемой ею частью поверхности тела. О С. шара см. Шаровой сектор.

СЕКТОРНАЯ СКОРОСТЬ, величина, характеризующая скорость возрастания площади, к-рую описывает радиус-вектор r движущейся точки, проведённый в эту точку из нек-рого фиксированного центра О. Если за элементарный промежуток времени dt площадь получает приращение da (см. рис.), то численно С. с.

va = da/dt. Co скоростью точки v С. с. связана соотношением va = vh/2, где h- длина перпендикуляра, опущенного из центра О на направление вектора v, т. е. С. с. равна половине момента вектора скорости относительно центра О. С. с. можно ещё представить в виде вектора va = [ r v ]/2.
[ris]

При движении точки по плоской кривой
[ris]

где r и ф(фи) - полярные координаты точки. Производная от С. с. по времени наз. секторным ускорением точки wo', при этом wo = = [ r w ]/2, где w - ускорение точки. Понятие С. с. играет важную роль при изучении движения под действием центральной силы - силы, линия действия к-рой всё время проходит через центр О, напр/ силы тяготения; в этом случае С. с. остаётся величиной постоянной. Такой результат имеет, в частности, место при движении планет (2-й закон Кеплера), а также искусств/ спутников Земли (если силу тяготения считать направленной к её центру) и космич. летательных аппаратов. с. М. Тарг.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (франц. secularisation, от позднелат. saecularis - мирской, светский), 1) обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В раннем средневековье С. в значит. мере носила характер перераспределения гос-вом зем. собственности, передачи части земель от церк. феодалов светским (гл. обр. военно-служилому слою). Широкая С. была проведена в 1-й пол. 8 в. во Франкском гос-ве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церк. земли в качестве бенефиция военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими иконоборчество. В период образования централизованных нац. государств С. являлась одним из способов освобождения королевской власти от церк. опеки и укрепления гос. финансов за счёт доходов духовенства (напр., путём конфискации имущества ордена тамплиеров в нач. 14 в.). Церк. землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феод. порядки, являлось помехой в развитии капиталистич. уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. в связи с Реформацией. Требование С., выдвигавшееся уже реформаторами 14-15 вв. Дж. Уиклифом, Я. Гусом, а в 16 в. М. Лютером и др., встретило поддержку со стороны части светских феодалов и государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524-26 С. провели присоединившиеся к Реформации нем. князья. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведённую до 1624. В широком масштабе С. сопровождала распространение цвинглианства и кальвинизма в швейц. кантонах. В ходе Нидерл. бурж. революции 16 в. секуляризованные церк. земли переходили гл. обр. в руки буржуазии. Реформация в Англии также сопровождалась С. монастырских имуществ (1536-39); в результате распродажи секуляризованные королевской властью земли перешли во владение буржуазии и джентри. С. ускорила процесс экспроприации англ. крестьян и способствовала процессу т. н. первонач. накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1973, с. 725-73).

С. являлась существенным элементом агр. преобразований периода Англ. бурж. революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродажа их земель). Во 2-й пол. 18 в. С. являлась важным элементом политики т. н. просвещённого абсолютизма (напр., С., проведённая в Австрии Иосифами, в Португалии - Помбалом). Сокрушительный удар феод. собственности церкви во Франции нанесла Великая франц. революция: декретом от 2 нояб. 1789 церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значит. мере попали в руки буржуазии. После Люневилъского мира 1801 Наполеон Бонапарт разрешил своим союзникам из нем. князей секуляризовать церк. княжества. С. проводилась также в период объединения Италии (в 1855, 1866, ликвидация Папской обл. в 1870). Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религ. ордена и конгрегации, церк. имущество передавалось гос-ву. С. способствовала укреплению капитализма и бурж. гос-ва, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в нек-рых гос-вах Востока и Лат. Америки. Нар. массы никакой материальной выгоды от С. не получали. Впервые в интересах народа С. была проведена лишь в результате победы Великой Окт. социалистич. революции, когда церк. имущество в России декретом 1917 было объявлено всенар. достоянием. В зарубежных социалистич. странах крупное церк. землевладение было ликвидировано в ходе аграрных преобразований после 2-й мировой войны 1939-45 (см. в ст. Монастыри).

Б. Я. Ромм.

Секуляризация в России. С образованием Русского централизованного государства в кон. 15 в. пр-во Ивана III пыталось ограничить церк. землевладение. Впервые вопрос о С. был поставлен на церк. соборе 1503. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феод. раздробленностью и ересями в России, пр-во было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Добившись внутриполитич. стабилизации, пр-во во 2-й пол. 16-17 вв. сделало новые шаги по ограничению церк. землевладения. В 1551, 1580-84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель, и т. д. Соборным уложением 1649 пр-во запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649-52 конфисковало гор. слободы и дворы церкви. Однако правительств. ролитика не была последовательной, поэтому во 2-й пол. 17 в. церк. землевладение росло (пожалования, в т. ч. царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653-54 число крест. дворов в церк. владениях увеличилось к нач. 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.

Пр-во Петра I провело в нач. 18 в. временную и частичную С. Все владения монастырей были разделены на " определённые вотчины " (с них доход шёл на содержание монастыря) и " заопределённые", отдававшие доходы гос-ву. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин было возвращено монастырям, однако часть своих доходов они должны были передавать в казну. Во 2-й четв. 18 в. рус. православная церковь добилась нек-рого усиления своих экономич. и политич. позиций. Хищнич. эксплуатация крестьян духовенством способствовала их разорению, вызывала непрекращавшиеся волнения: к нач. 60-х гг. 18 в. волнениями было охвачено ок. 100 тыс. чел. Чтобы ослабить борьбу монастырских крестьян, а также пополнить гос. казну, пр-во в 1757 приказало создать спец. комиссию по проведению С. и решило передать управление монастырскими и церк. вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новые крестьянские волнения привели к тому, что в 1762 пр-во Петра III опубликовало подготовленный при Елизавете Петровне указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину II на время (до 1764) приостановить проведение С. В 1786 С. была распространена и на терр. Украины. Ок. 1 млн. душ муж. пола монастырских крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали наз. экономическими крестьянами.

В 1841-43 С. была проведена и в зап. губерниях Российской империи. С., направленная на ликвидацию церковно-феодальной собственности, имела прогрессивное значение. Однако в дореволюционной России она проводилась не до конца и не полностью. Лишь в результате Великой Окт. социалистич. революции С. была завершена окончательно. Декретом о земле 1917 все церковные и монастырские земли, остававшиеся после С. в собственности духовенства (ок. 3 млн. дес.), конфисковывались. Декретом от 20 янв. (2 февр.) 1918 церковь отделялась от гос-ва и в её распоряжении оставались лишь здания, предназначенные для отправления богослужения.

Лит.: Церковь в истории России (IX в.-1917). Сб. ст., М., 1967. С. М. Троицкий.

2) В Зап. Европе - переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, к-рый влечёт за собой освобождение от церк. должности и утрату соответствующих прав.

3) С. наз. также освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церк. опеки, церк. духовного влияния, религ. мировоззрения.

СЕКУНДА [от лат. secunda divisio -второе деление (первонач. градуса, а затем и часа)], единица времени, одна из семи основных единиц Международной системы единиц (СИ). На 13-й Генеральной конференции по мерам и весам (1967) принято следующее определение С.: " Секунда - время, равное 9192631770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия 133Cs". Определяемая таким образом С. наз. атомной. Она воспроизводится с помощью цезиевых эталонов частоты и времени, позволяющих определить частоту излучения атомов цезия 133Cs при переходе между двумя фиксированными энергетич. уровнями (см. Квантовые стандарты частоты).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.