Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Печать, радиовещание, телевидение 4 страница






Рус. предреволюц. лит-ра 20 в. отмечена сложностью и напряжённостью литературной жизни. В её недрах в противоборстве враждующих начал, в полярных методах и направлениях уже зарождались элементы новой лит-ры, широко развернувшиеся в условиях сов. действительности. О. Н. Михайлов.

Русская советская литература как лит-pa социалистического реализма представляет собой принципиально новый этап в развитии мировой лит-ры. Она унаследовала всё лучшее, передовое, что было создано в области духовной культуры рус. народом, др. народами СССР, всем человечеством. Сов. лит-pa творчески развивает традиции рус. классики и нар. творчества: реализм, народность, патриотизм, гуманизм. Проникнутая оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистич. идеями, она воспитывает в сов. человеке качества строителя нового мира. Гл. линия в развитии сов. лит-ры - это укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожеств. отображение богатства и многообразия социалистич. действительности, воспроизведение нового, подлинно коммунистического и обличение того, что противодействует поступательному движению общества. Сов. лит-pa отличается многообразием художеств, стилей и творч. манер.

До Великой Окт. социалистич. революции 1917 теоретич. основы социалистич. иск-ва разрабатывались в трудах В. И. Ленина, а также Г. В. Плеханова, В. В. Воровского и др. критиков-марксистов, опиравшихся на основополагающие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, теоретич. наследие рус. революц. демократов. В. И. Ленин уделял постоянное внимание развитию сов. лит-ры, боролся за реализм, партийность и народность лит-ры, против использования иск-ва для пропаганды бурж. идеологии. Особую роль в формировании лит-ры социалистич. реализма сыграло творчество М. Горького, заложившего фундамент социалистич. реализма в романе " Мать" и пьесе " Враги" (оба - 1906). В автобиографич. повестях " Детство", " В людях" (1913-16), " Мои университеты" (1922) запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, рассказывается о формировании его революц. сознания. В романе " Дело Артамоновых" (1925), в пьесах " Егор Булычев и другие" (1932), " Достигаев и другие" (1933) показаны разложение и неизбежность гибели эксплуататорских классов в России.

Окт. революция резко разделила рус. литераторов. Восторженно встретили её Горький, Д. Бедный, Серафимович, Маяковский и др. На сторону революции встали Блок, Брюсов, Есенин, Вересаев, Пришвин, К. А. Тренёв (1876-1945), В. Я. Шишков (1873-1945), Сергеев-Ценский и др. Часть писателей эмигрировала, в т. ч. Л. Андреев, Бунин и др. Нек-рые из эмигрировавших впоследствии вернулись на родину: в нач. 20-х гг.- А. Толстой, в 30-е гг.- Скиталец, Куприн, Цветаева.

Художеств, летопись революции открывается преим. поэзией, ещё до 1917 представленной произведениями Д. Бедного, Маяковского, поэтов газет " Звезда" и " Правда". Поэма Блока " Двенадцать" (1918) явилась естеств. завершением классич. рус. поэзии и первым достижением молодой сов. лит-ры; в ёмких и многозначных образах поэмы Блок запечатлел великий революц. перелом, " державный шаг" восставшего народа. Д. Бедный написал стихотворную повесть " Про землю, про волю, про рабочую долю" (1917), в поэме " Главная улица" (1922) создал гиперболически-обобщённый образ революц. масс. Одой революции и беспощадным разоблачением старого мира была первая сов. пьеса " Мистерия-буфф" (1918) Маяковского.

Острая классовая борьба, революц. ломка обществ, отношений ярко отразились на лит. процессе первых послереволюц. лет и 20-х гг., в к-ром драматически сталкивались в идейно-художеств. борьбе многочисл. лит. течения и группы. Сов. лит-pa укрепляла свои позиции, выступая против враждебных идейных тенденций, находила художественно убедительную аргументацию своей идеологич. правоты. Накануне Окт. революции был организован Пролеткульт, проводивший культ.-просвет, работу в среде пролетариата. Он объединял его талантливых представителей, стремившихся к художеств, творчеству и культуре.

Однако теоретики Пролеткульта ошибочно утверждали необходимость создания особой пролет, культуры, отрицали значение культурного наследия прошлого, проводили сепаратистские идеи по отношению к партии и гос-ву. Требование создания " нового" иск-ва, рвущего со всякими культурными традициями, - отличит, черта эстетич. программ различных авангардистских течений, групп. Поэтому столь важным в истории идеологич. жизни общества было письмо ЦК РКП(б) " О Пролеткультах" (1920), вскрывшее эти ошибки. Идейно-эстетич. ориентирами, имеющими принципиальное значение для всего сов. иск-ва, были выступления В. И. Ленина против пролеткультовских вглядов, его высокая оценка творчества Горького, неприятие формалистич. тенденций в поэме Маяковского " 150 000 000" и положит, отзыв о стихотворении " Прозаседавшиеся", указания на сильные и слабые стороны таланта Д. Бедного. "...Будет у нас превосходная, первая в мире пролетарская литература", - говорил Ленин Серафимовичу (" О литературе и искусстве", 1969, с. 687).

Лит-pa периода Гражд. войны 1918- 1920 выражала революц. пафос. Новым явлением в истории мировой лирики стала послереволюц. поэзия Маяковского (" Ода революции", " Левый марш" - оба 1918, и др.). К теме нар. восстания обратился Каменский в поэме " Степан Разин" (2 изд.- 1918). Былинный размах революц. событий изобразил Хлебников в поэмах " Ночь в окопе", " Ночь перед Советами" (обе - 1921). Поэты В. Д. Александровский (1897-1934), Гастев, М. П. Герасимов (1889-1939), В. Т. Кириллов (1890-1943) воспевали Пролетария в условно-гипероолич. образах. Простотой, естественностью интонации выделялись стихи о труде В. В. Казина (р. 1898) в сб. " Рабочий май" (1922). Точными чертами передана суровая патетика революц. подвига в балладах Н. С. Тихонова (р. 1896; сб-ки " Орда" и " Брага", оба - 1922).

В периодич. фронтовой печати работали Д. А. Фурманов (1891-1926), Б. А. Лавренёв (1891 - 1959), Л.М.Леонов (р. 1899), К. А. Федин (р. 1892), А. С. Неверов (1886-1923). В условиях становления нового гос-ва, нового сознания формировались идейно-эстетич. принципы, накапливался материал для будущих произведений. Начиная с 1921 открываются " толстые" лит.-художеств, журналы: " Красная новь", " Книга и революция", " Печать и революция", " Сибирские огни", " Молодая гвардия", " Новый мир", " Октябрь". Переход от Гражд. войны к мирной жизни, нэп, сложные проблемы со-циалистич. строительства ставили перед лит-рой новые вопросы.

В 1-й пол. 20-х гг. тема революции, оставаясь центральной, разрабатывается с возрастающей глубиной. При этом абстрактно-схематич. изображение революции и её героев (" Голый год", 1921, Б. А. Пильняка, 1894-1941), натуралистич. излишества и формальное экспериментаторство (" Реки огненные", 1923, Артёма Весёлого, 1899-1939) всё больше уступают место осмыслению нар. характера революции, преим. вниманию к проблемам революц. сознательности, организации, дисциплины (" Два мира", 1921, В. Я. Зазубрина, 1895-1938; " Партизанские повести", 1921-22, Вс. В. Иванова, 1895-1963; " Перегной", 1922, Л. Н. Сейфуллиной, 1889-1954; " Падение Дайра", 1923, А. Г. Малышкина, 1892-1938; " Ветер", 1924, Лавренёва; отчасти " Барсуки", 1924, Леонова).

Большое значение для развития сов. лит-ры имел роман Серафимовича " Железный поток" (1924) - одно из первых классич. произведений лит-ры социалистич. реализма. Основой романа послужило реальное событие из истории Гражд. войны - героич. поход Таманской армии (лето 1918). В центре романа - образ нар. массы, прошедшей через горнило революции, через муки и страдания беспримерной борьбы. Глубокой ист. и психологич. правды добился Фурманов, создавший в романе " Чапаев" (1923) образ легендарного комдива, в к-ром были персонифицированы типич. черты народа, разбуженного революцией к новой жизни, к творчеству. В этих произведениях, как и позднее в романе А. А. Фадеева (1901- 1956) " Разгром" (1927), впервые обрели художеств, конкретность, жизненную достоверность образы большевиков, руководителей революц. масс. Особую важность для поисков героя нового типа имело создание образа В. И. Ленина [очерк Горького " В. И. Ленин" (1924-31), поэма " Владимир Ильич Ленин" (1924) и ряд стих. Маяковского].

Новые формы человеческих взаимоотношений, острота классовой борьбы закономерно приводят лит-ру к решению сложных проблем революц. гуманиза.

Нравств. коллизии, рождённые острой классовой борьбой, в т. ч. верность революц. долгу, получают различное воплощение в повестях Ю. Н. Либединского (1898-1959) " Неделя" (1922), Лавренёва " Сорок первый" (1926), романах " Города и годы" (1924) и " Братья" (1927-28) Федина, " По ту сторону" (1928) В. Кина (1903-37), в " Конармии" (отд. изд. 1926) И. Э. Бабеля (1894-1941), в первой кн. М. А. Шолохова (р. 1905) " Донские рассказы" (1926). Гл. тема творчества Неверова - человек в жестоких испытаниях разрухи, голода, Гражд. войны (повесть " Ташкент - город хлебный", 1923). В романтико-фантастич. повести " Алые паруса" (1923) А. Грин (1880-1932) рассказал о торжестве человеческой мечты о счастье.

Во 2-й пол. 20-х гг. интенсивно развивается новеллистика (" Древний путь", 1927, А. Толстого; " Тайное тайных", 1927, Вс. Иванова; " Трансвааль", 1926, Федина; " Необыкновенные рассказы о мужиках", 1928, Леонова). Рассказами и повестями заявили о себе И. И. Катаев (1902-39; " Сердце", 1927, " Молоко", 1930), А. П. Платонов (1899-1951; " Епифанские шлюзы", 1927).

Значительно растёт число и художеств, уровень крупномасштабных произведений, реалистически отображающих восстановление нар. х-ва (" Цемент", 1925, Ф. В. Гладкова, 1883-1958; " Доменная печь", 1925, Н. Н. Ляшко, 1884-1953; " Лесозавод", 1928, А. А. Караваевой, р. 1893). В ряде произведений исследуются острые классовые противоречия в период нэпа. В романе " Вор" (1927) Леонов развернул перед читателем психологич. драму перерождения бывшего участника Гражд. войны в общественного отщепенца. Высокий мир революц. дел и идей сталкивался с обывательским нэповским мирком в повести А. Толстого " Гадюка" (1928). В гротескно-иронич. романе Ю. К. Олеши (1899-1960) " Зависть" (1927) борьба старого и нового в период нэпа переводилась в план этич. коллизий.

Пережитки капитализма в сознании людей - характерные мишени сатиры 20-х гг., наиболее значит, достижения к-рой связаны с именами Маяковского (стихи " Столп", " Подлиза" и др., пьесы " Клоп", 1928, " Баня", 1929), М. М. Зощенко (1895-1958; сб-ки рассказов " Разнотык", 1923; " Уважаемые граждане", 1926, и др.), И. А. Ильфа (1897- 1937) и Е. П. Петрова (1903-42; роман " Двенадцать стульев", 1928), А. И. Безыменского (1898-1973; пьеса " Выстрел", 1930).

В поэзии 2-й пол. 20-х гг. выделяются поэмы, осмысляющие социально-ист, значение революции: " Хорошо! " (1927) Маяковского - лиро-эпич. произведение, заявившее о рождении нового лирич. героя, творца и хозяина жизни; поэмы Есенина (" Баллада о двадцати шести", 1924, " Анна Снегина", 1925), Э. Г. Багрицкого (1895 - 1934; " Дума про Опанаса", 1926), Н. А. Асеева (1889-1963; " Семен Проскаков", 1928), Пастернака (" Девятьсот пятый год", 1925-26, и " Лейтенант Шмидт", 1926-27), И. Л. Сельвинского (1899- 1968; " Уляляевщина", 1927). Страстная ораторская интонация публицистич. и интимной лирики Маяковского, пафос лирики Есенина, стремящегося " постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь" (Сб. " Русь советская", 1925), ассоциативно-сложный строй поэзии Мандельштама (" Вторая книга", 1923), драматич. мир " Столбцов" (1929) Н. А. Заболоцкого (1903-58), героическая романтика и добрая ирония в стихах М. А. Светлова (1903-64; " Рабфаковке", 1925, " Гренада", 1926), экспериментаторство С. И. Кирсанова (1906-72), комсомольский задор стихов и песен Безыменского, А. А. Жарова (р. 1904), И. П. Уткина (1903-44) - таков диапазон новаторской сов. поэзии этого периода.

Расширяет тематику и художеств, арсенал драматургия, воспроизводя общественно-нравств. коллизии как революц. лет (" Шторм", 1926, В. Н. Билль-Белоцерковского, 1884-1970; героико-рево-люц. драма Тренёва " Любовь Яровая", 1926, " Разлом", 1928, Лавренёва), так и совр. жизни (" Человек с портфелем", 1928, А. М. Файко, р. 1893). М. А. Булгаков (1891 - 1940) в пьесах " Дни Турбиных" (пост. 1926), " Бег" (пост. 1957) показал обречённость белогвардейщины.

Сложность классовой борьбы в переходный период отражалась в лит.-эстетич. борьбе: сталкивались реалистич. и модернистские тенденции, спорили различные лит. орг-ции и группировки. Массовой лит. орг-цией была Росс, ассоциация пролет, писателей (РАПП). В первые годы своей деятельности она играла положит, роль, объединяя большинство пролет, писателей и борясь с проявлениями бурж. идеологии в лит-ре. Но к кон. 20-х - нач. 30-х гг. в её работе стали усиливаться вульгарно-социологич. тенденции. РАПП стала тормозом в развитии сов. лит-ры. Ложные теоретич. предпосылки программ нек-рых др. группировок приводили подчас к ошибочным, идеалистич. концепциям: преувеличению роли интуитивного и подсознательного начал в художеств, творчестве (" Перевал"), утверждению аполитичности " нейтральности", " самоценности" иск-ва (" Серапионовы братьям), пропаганде теории " социального заказа" и " литературы факта", снижающих идеологич. значение лит-ры (ЛЕФ), игнорированию социального смысла индустриализации страны (конструктивисты). Творч. практика лучших писателей - представителей всех этих орг-ций, как правило, выходила далеко за рамки односторонних групповых установок. Резолюция ЦК РКП(б) " О политике партии в области художественной литературы" (1925) подчёркивала, что в классовом обществе нет и не может быть нейтрального иск-ва, осудила кастовую замкнутость нек-рых лит. группировок, призывала создать высокохудожеств. передовую лит-ру, свободную от бурж. влияния. ЦК партии решительно предостерёг пролет, писателей как от капитулянтства перед бурж. идеологией, так и от " комчванства", попыток монополизировать лит.-издат. дело, высказался за "...величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним" (" О партийной и советской печати", Сб. документов, 1954, с. 346). Резолюция подготавливала почву для дальнейшей консолидации творч. сил на базе партийности и принципов социалистич. иск-ва. Весьма существенной была и та конкретная помощь, к-рую постоянно оказывали лит-ре деятели партии, в первую очередь Луначарский, разрабатывавший эстетич. принципы сов. лит-ры, творческого отношения к классич. наследию и др., горячо поддерживавший всё талантливое в иск-ве.

Социалистич. индустриализация и коллективизация с. х-ва открыли качественно новый этап в жизни страны. Партия призвала писателей "... гораздо более глубоко и полно отобразить героизм социалистической стройки и классовой борьбы, переделку общественных отношений и рост новых людей - героев социалистической стройки" (" Об издательской работе", Пост. ЦК ВКП(б) от 15 авг. 1931, см. там же, с. 422).

Героика первых пятилеток открывала перед писателями грандиозные творч. перспективы. Отличительная черта книг о социалистич. строительстве, о новых путях и судьбах отд. людей и всей страны - пафос будущего, раскрывающий поэзию настоящего. Наступление на патриархальный уклад старой России, пробуждение человека к сознательной деятельности на благо общества (" Соть", 1930, Леонова), поэзия планового переустройства жизни страны (" Гидроцентраль", 1930-31, М. С. Шагинян, р. 1888), идея темпа, " решающего всё", невиданное ускорение событий, накал героич. дней (" Время, вперёд! ", 1932, В. П. Катаева, р. 1897), сжатая " биография" Сталинградского тракторного з-да (" Большой конвейер", 1934, Я. Н. Ильина, 1905-32) - таковы гл. темы " трудовой библиотеки" сов. лит-ры 30-х гг. Жизнь деревни в годы коллективизации, первые шаги колхозов отражены в мно-гочисл. произв. этого периода: повесть " Разбег" (1930) В. П. Ставского (1900- 1943), романы " Лапти" (1929-36) П. И. Замойского (1896-1958), " Ненависть" (1932) И. П. Шухова (р. 1906); роман Ф. И. Панфёрова (1896-1960) " Бруски" (кн. 1-4, 1928-37) рисовал духовный рост людей новой деревни.

Драматич. процесс рождения новых, социалистич. отношений в деревне наиболее полное художеств, воплощение получил в 1-й книге романа Шолохова " Поднятая целина" (1932), где ломка веками складывающегося крест, уклада изображена как великий социально-ист, переворот, осуществлённый нар. массами под руководством Коммунистич. партии. Эпич. осмысление действительности сочетается в романе с глубокими социально-психологич. характеристиками, яркой пейзажной живописью, стихией живого нар. языка.

Укрепление связей между нац. лит-ра-ми СССР - существенная черта лит. развития 30-х гг. Жизнь братских народов стала важной темой в рус. лит-ре (" Стихи о Кахетии", 1935, Тихонова; " Путевой дневник", 1939, В. М. Инбер, 1890- 1972; " Кара-Бугаз", 1932, " Колхида", 1934, К. Г. Паустовского, 1892-1968; " Большевикам пустыни и весны", кн. 1-3, 1931-48, В. А. Луговского, 1902-57; " Человек меняет кожу", ч. 1- 2, 1932-33, Б. Ясенского, 1901-41).

К нач. 30-х гг. большинство сов. писателей активно включились в социалистич. строительство. Создались условия для объединения всех лит. сил страны в единую орг-цию - Союз писателей СССР, что было оформлено пост. ЦК ВКП(б) " О перестройке литературно-художественных организаций" (1932).

Исключит, роль в деле объединения писателей вокруг поставленных партией задач принадлежит Горькому, к-рый постоянно ориентировал молодую сов. лит-ру на пристальное изучение характерных явлений новой жизни. С этой целью по его инициативе и под его руководством был создан журн. " Наши достижения" (1929), альманах-ежегодник " Год XVI", " Год XVII" и " Год XVIII" (1933-35), возникли коллективные труды " Истории фабрик и заводов", " История Гражданской войны", " День мира". Для работы с молодыми писателями Горький возглавил журн. " Литературная учёба" (с 1930). 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (авг. 1934) закрепил единство сов. лит-ры, направил её развитие по пути социалистич. реализма, осн. принцип к-рого - правдивое исторически конкретное изображение действительности в её революц. развитии. Лит-pa предстала на съезде как многонац. единая по социалистич. содержанию лит-pa; вопросы развития и дружбы лит-р братских народов СССР заняли в работе съезда важное место. Сов. лит-ра являет собой пример творч. содружества народов в деле созидания социалистич. культуры, взаимопроникновения и взаимообогащения братских лит-р. Рус. лит-ра играет в этом процессе ведущую роль: воздействие поэзии Маяковского на формирование гражд. лирики в лит-pax многих народов СССР, влияние " Поднятой целины" Шолохова на романы о коллективизации в союзных и авт. республиках (подробнее об этом см. раздел Литература в томе СССР).

В центре внимания сов. лит-ры 30-х гг. находится новый человек, выросший и воспитанный в условиях сов. действительности. Лит-pa изображает процесс формирования этого человека в революц. борьбе, творч. труде, в тесной связи с коллективом, с обществ, жизнью страны. Образ молодого коммуниста, беззаветно отдающего свои силы и жизнь делу революции, был создан в романе Н.А. Островского (1904-36) " Как закалялась сталь" (ч. 1-2, 1932-34) - ярком человеческом документе, обладающем огромной силой воздействия. Павел Корчагин стал образцом поведения для революционеров мн. стран. А. С. Макаренко (1888-1939) в " Педагогической поэме" (1933-36) показал трудовое перевоспитание беспризорных, впервые ощутивших свою ответственность за общее дело.

Роман Малышкина " Люди из захолустья" (1937-38) дал картину глубокой нравств., психологич. перестройки " людей из захолустья", приобщавшихся к индустр. произ-ву. В романе Ю. С. Крымова (1908-41) " Танкер Дербент" (1938) показано, как меняются люди в ходе социалистич. соревнования. Сатира 30-х гг.- роман Ильфа и Петрова " Золотой телёнок" (1931), фельетонный цикл М. Е. Кольцова (1898-1942) " Иван Вадимович, человек на уровне" (1933), пьесы Е. Л. Шварца (1896-1958) и др.- также по-своему участвовала в воспитании человека социалистич. общества.

В 30-е гг. завершается создание ряда крупнейших произв. сов. прозы. В многоплановом, масштабном романе Горького " Жизнь Клима Самгина" (1925-36), широкой панораме предоктябрьского сороколетия жизни рус. общества, даётся глубокий художеств, анализ ист. и идейно-политич. предпосылок Окт. революции, раскрывается крах антисоциалистич. идеологии и бурж.-мещанского индивидуализма. Клим Самгин, воплощение безграничного эгоизма и морально-политич. двуличия, и Степан Кутузов, олицетворение ума, энергии и самоотверженности большевистской партии и рус. рабочего класса, - представители двух непримиримых лагерей, изображённых в романе.

Ист. судьбы донского казачества в революции составляют содержание эпопеи Шолохова " Тихий Дон" (1928-40). На материале жизни и быта казачества писатель раскрыл процессы широкого ист. масштаба, поставил вопросы общенародного значения. " Тихий Дон" - " произведение общерусское, национальное, народное", - писал А. Толстой. Герои, стоящие в центре романа, - Григорий Мелехов, Аксинья, Михаил Кошевой и др. персонажи - написаны с исключительной силой и принадлежат к самым глубоким образам не только русской, но и мировой лит-ры. Неуклонно следовать правде жизни, воплощать действительность в её противоречиях и острых конфликтах, возникающих в сложном и трудном процессе рождения нового, коммунистич. мира - последовательность в художеств, осуществлении этих принципов определила особое значение " Тихого Дона" для лит-ры социалистич. реализма. Многогранное живописное полотно, рисующее пути в Революции и Гражд. войне лучшей части старой рус. интеллигенции, движение нар. масс, руководимых большевиками, развернул в трилогии " Хождение по мукам" (1920-41) А. Толстой.

В поэзии 1930-е гг. начались публикацией исповеди-завещания Маяковского - вступления в поэму " Во весь голос", в к-ром было сформулировано идейно-эстетич. кредо поэта нового типа. Это было время преобладания стихотворной эпики, отразившей драматичность и глубину рождённых революцией социальных и нравств. конфликтов (" Смерть пионерки", 1932, Багрицкого; " Мать", 1933, Н. И. Дементьева, 1907-35; " Триполъе", 1934, Б. П. Корнилова, 1907-38; " Кулаки", 1936, П. Н. Васильева, 1910-37). Стр-ву Днепрогэса посвятил Безыменский поэму " Трагедийная ночь" (1931). Образ великого сов. поэта создал Асеев в поэме " Маяковский начинается" (1940). Трудные думы крестьянина на пороге новой жизни поведал А. Т. Твардовский (1910-71) в поэме " Страна Муравия" (1936). В лирике этого периода выделяются освещённая вечно живой героикой революции романтика повседневности в стихах Светлова, признания в любви к новой жизни, к труду Я. В. Смелякова (1913-72), нар.-песенный лад стихов А. А. Прокофьева (1900-71), разговорная интонация стихов С. П. Щипачёва (р. 1899). К ист. теме обращаются К. М. Симонов (р. 1915; " Ледовое побоище", 1938, " Суворов", 1939), Д. Б. Кедрин (1907-45; " Зодчие", " Пирамида", оба - 1938, и др.). В стихах и песнях М.Голодного (1903-49), А. А. Суркова (р. 1899) звучала патриотич. и оборонная тема. Песни В. И. Лебедева-Кумача (1898- 1949), созданные в содружестве с композиторами И. О. Дунаевским и В. Г. Захаровым, выражали оптимистич. настроения сов. общества. Народными, массовыми песнями стали очень многие стихотворения М. В. Исаковского (1900-73).

Лирич. тенденция выявляется в прозе (" Жень-шень", 1933, Пришвина, " Летние дни", 1937, Паустовского, рассказы и очерки И. С. Соколова-Микитова, 1892- 1975) и в драматургии 30-х гг.: " Машенька" (1940) А. Н. Афиногенова (1904-41), " Таня" (пост. 1939) А. Н. Арбузова (р. 1908). Появляется монументальное эпич. произведение " Оптимистическая трагедия" (1933) В. В. Вишневского (1900-51). Тема революции и Гражд. войны звучит также в пьесе " Интервенция" (1932) Л. И. Славина (р. 1896). В пьесе " Человек с ружьём" (1937) Н. Ф. Погодин (1900-62) воплотил образ В. И. Ленина.

В лит-ре 30-х гг. заметно повышается роль ист. романа. Именно в первые два десятилетия Сов. власти создаются произведения, соединяющие яркость воссоздаваемых картин прошлого с материалистич. осмыслением ист. процесса: " Кюхля" (1925) и " Смерть Вазир-Мухтара" (1927-28) Ю. Н. Тынянова (1894-1943), " Одеты камнем" (1925) и " Радищев" (1932-39) О. Д. Форш (1873-1961), " Разин Степан" (1926-27) А. П. Чапыгина (1870-1937), " Салават Юлаев" (1929) С. П. Злобина (1903-65), " Емельян Пугачёв" (1938-45) Шишкова, " Чингиз-хан" (1939) В. Г. Яна (1875-1950). Об ист. обречённости кулацкого мятежа на Тамбовщине в годы Гражд. войны написал свой первый роман " Одиночество" (1935) Н. Е. Вирта (р. 1906). Выдающимся лит. явлением стал роман А. Толстого " Пётр I" (1929-45).

К кон. 30-х гг. в лит-ре всё отчётливее звучит тема защиты Родины. Наряду с публицистикой Горького, " Испанским дневником" (1938) Кольцова, романом Эренбурга " Падение Парижа" (1940-41) и др. книгами о современности, моральной подготовке к возможным испытаниям войны способствовали ист. произведения: " Цусима" (1932-35) А. С. Новикова-Прибоя (1877-1944), " Капитальный ремонт" (ч. 1, 1932) Л. С. Соболева (1898- 1971), " Кочубей" (1937) А. А. Первенцева (р. 1905), " Севастопольская страда" (1937-39) Сергеева-Ценского.

20-30-е гг.- период расцвета сов. детской литературы. Её большими достижениями стали сказки и стихи К. И. Чуковского (1882-1969) и С. Я. Маршака (1887-1964), овеянные революц. романтикой произв. А. П. Гайдара (1904-41), стихи для детей Маяковского, С. В. Михалкова (р. 1913), А. Л. Барто (р. 1906), " Лесная газета на каждый год" В. В. Би-анки (1894-1959), произв. А. Толстого " Детство Никиты" (1920-22), " Золотой ключик, или Приключения Буратино" (1936), роман-сказка Олеши " Три толстяка" (1924), роман В. А. Каверина (р. 1902) " Два капитана" (кн. 1-2, 1938-44), повести и рассказы Л. А. Кассиля (1905-70), Б. С. Житкова (1882- 1938), повесть В. Катаева " Белеет парус одинокий" (1936). В сб-ке сказов " Малахитовая шкатулка" (1939) П. П. Бажов (1879-1950) творчески обработал колоритные образы и мотивы уральского фольклора.

С первых дней Великой Отечеств, войны 1941-45 сов. лит-pa целиком посвятила себя защите социалистич. Отчизны. Писатели работали во фронтовой печати, сражались с оружием в руках. Многие из них отдали жизнь за Родину (в т. ч. Гайдар, Крымов, Петров, Ставский, Уткин и др.).

Оперативно мобилизовать все силы для борьбы с врагом - эта задача, вставшая перед лит-рой, решалась в начальный период войны газетной публицистикой и стихами. Своего рода гимном Великой Отечеств, войны стала песня Лебедева-Кумача " Священная война" (1941). Всенародный характер войны, поиски максимальной действенности поэтич. слова заставляли поэтов обращаться к вековому опыту нар. творчества. В формах заклинания, проклятья, клятвы, плача создавались стихи " Жди меня", " Убей его! " Симонова, " Песня смелых" Суркова, " Мужество" Ахматовой и мн. др. Стремлением к ист.-филос. и эмпирически-конкретному осмыслению понятия родины, к беспощадному разоблачению идеологии фашизма, его враждебности мировой цивилизации, культуре, отличается публицистика Эренбурга (" Война", кн. 1-3, 1942-44), А. Толстого (" Что мы защищаем", " Русские воины" и др.), Шолохова (" Наука ненависти" и др.), Леонова (" Слава России", " Ярость" и др.). Лит-pa пробуждала в каждом сов. человеке ясное сознание, " что мы защищаем", показывала величие нар. силы, к-рая противостояла врагу. Отсюда наряду с обращениями к революц. традициям народа (поэмы " Киров с нами", 1941, Тихонова, " Домик в Шушенском", 1944, Щипачёва и др.) - возросшее внимание к его ратным подвигам в прошлом (роман " Порт-Артур", кн. 1-2, 1940- 1941, А. Н. Степанова, 1892-1965), к проблеме нац. рус. характера (" Рассказы Ивана Сударева", 1942-44, А. Толстого, поэма Прокофьева " Россия", 1944, пьеса Симонова " Русские люди", 1942). На примерах воинской доблести, стойкости и мужества (пьеса Леонова " Нашествие", 1942; поэма М. И. Алигер, р. 1915, " Зоя", 1942; повесть " Дни и ночи", 1943- 1944, Симонова; " Непокорённые", 1943, Б. Л. Горбатова, 1908-54; цикл рассказов Соболева " Морская душа", 1942) сов. писатели утверждали социалистич. патриотизм, героизм и самоотверженность как норму поведения человека на войне, помогали партии воспитывать во вчерашнем мирном труженике храброго, дисциплинированного и умелого воина (" Алексей Куликов, боец...", 1942, Горбатова; " Волоколамское шоссе", 1943-44, А. А. Бека, 1902-72; пьеса " Фронт", 1942, А. Е. Корнейчука, 1905-72).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.