Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 67 страница






Лит.: Криницкий Н. А., Равносильные преобразования алгоритмов и программирование, М., 1970; Поспелов Д. А., Введение в теорию вычислительных систем, М., 1972. Л. Н. Столяров.

ПРОГРЕСО (Progreso), город на Ю.-З. Мексики, на побережье Мексиканского зал., в шт. Юкатан. 22 тыс. жит. (1970). Главный порт на п-ове Юкатан, обслуживает г. Мерида, с к-рым соединён жел. и автодорогами. Вывоз хенекена (волокно, получаемое из листьев агавы, выращиваемой в р-не Мериды) и продукции его переработки. Рыболовство.

ПРОГРЕСС (от лат. progressus - движение вперёд, успех), тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О П. можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие П. соотносительно с понятием регресса.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определённом направлении, возникло в глубокой древности и первоначально носило чисто оценочный характер, разрабатываясь гл. обр. применительно к истории общества. В развитии докапиталистич. формаций многообразие и острота политич. событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономич. основ обществ. жизни. Для большинства антич. авторов история - простая последовательность событий, за к-рыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего " золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклич. круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Не видит П. в обществе и христианство. Хотя христ. историософия рассматривает историю как процесс, имеющий определённое направление, имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некоей провиденциальной цели (см. Провиденциализм), лежащей за рамками действит. истории. Идея историч. П. родилась не из христ. эсхатологии, а из её отрицания.

Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение обществ. развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что " царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен П. в сфере науч. познания; уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что науч. познание мира идёт вперёд. Затем идея П. распространяется и на сферу социальных отношений (А. Тюрго, Ж. Кондорсе).

Просветительские теории П. обосновали смелую ломку феод. отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистич. теории П. были чужды историзму. В них подчёркивалась поступательность историч. развития, однако игнорировались его противоречивость и многообразие форм, а также необходимость предшествовавших стадий развития. П. общества просветители выводили из П. человеческого разума. Их теории имели телеологич. характер, возводя в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем уже Дж. Вико и особенно Ж. Ж. Руссо указывали на противоречивый характер историч. развития. Романтич. историография нач. 19 в. в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органич. эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости историч. эпох. Но этот историзм был односторонне обращён в прошлое и часто выступал в роли апологии архаич. отношений. Наиболее глубокую в домарксовской мысли трактовку П. дал Г. Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтич. " исторической школы". История - не простое изменение, а П. в сознании свободы, в к-ром старое служит необходимым фундаментом для нового. Каждый народ, выполнив свою историч. миссию в качестве временного носителя абсолютной. идеи, уступает место другому. Однако, понимая историч. П. как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени обществ. развития к другой. Обществ. П. заканчивается, по Гегелю, прусской монархией, а его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.

Марксистско-ленинская концепция П. исходит из материалистич. понимания истории и характеризуется диалектико-материалистич. подходом к проблеме П., выдвижением его объективного критерия. К. Маркс подчёркивал, что " вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). "...Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 6). П. не егть какая-то самостоят. сущность или трансцендентная цель историч. развития. Понятие П. имеет смысл лишь в применении к определённому историч. процессу или явлению, это всегда П. по отношению к чему-то. Цели, стремления и идеалы людей, в свете к-рых они оценивают историч. развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки неизбежно страдают субъективностью, неисторичностью. Как пишет Маркс, " так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике" (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 732).

Объективный критерий обществ. П. надо искать в материальной основе общества. Производств. отношения выражают прерывность, дискретность историч. процесса и специфичность его конкретных форм. Напротив, производит. силы развиваются б. или м. непрерывно и кумулятивно (хотя и здесь, конечно, бывает понятное движение). К тому же это главная, определяющая сторона обществ. развития. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития производит. сил "...высшим критерием общественного прогресса..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 220).

Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что, в свою очередь, влечёт за собой совершенствование человеческого элемента производит. сил, рабочей силы, вызывает к жизни новые производств. навыки и знания и меняет существующее обществ. разделение труда. Одновременно с П. техники идёт развитие науки. Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного продукта. При этом расширяются состав и объём необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производит. сил соответствует и более сложная форма производств. отношений и обществ. организации в целом. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения общества из-под гнёта стихийных обществ. сил, социально-политич. неравенства и духовной неразвитости людей - вот наиболее общие критерии историч. П. В свете указанного критерия первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистич. и коммунистич. формации представляют собой закономерные стадии поступат. развития человечества.

Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Для первобытнообщинного, а также рабовладельч. и феод. обществ характерны вообще крайне медленные темпы развития. Капитализм означает громадное ускорение темпов, но при этом усиливается и обостряется антагонистичность, свойственная развитию эксплуататорского общества. В любом процессе развития существует определённая взаимосвязь между группой ведущих, развивающихся элементов системы и её структурой как целым. Отд. элементы опережают другие, за ними подтягиваются остальные, и лишь затем меняется структура целого. В досоциалистич. формациях первоначально из-за низкого уровня развития произ-ва, а в дальнейшем также из-за частной собственности на средства производства одни элементы социального целого систематически прогрессируют за счёт других. Это делает П. общества в целом антагонистическим, неравномерным, зигзагообразным (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 177). П. техники и развитие обществ. разделения труда колоссально повышают его производительность. Но оборотной стороной этого является превращение человека в частичного работника, рост отчуждения и эксплуатации. Сравнительно высокий жизненный уровень немногих развитых капиталистич. стран достигнут отчасти за счёт беспощадной эксплуатации колоний. Диспропорции наблюдаются не только в развитии разных стран и народов, но и в развитии различных сфер и элементов обществ. жизни. Так, К. Маркс отмечал, что "...капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии" (там же, т. 26, ч. 1, с. 280).

Диспропорция между материальным богатством капиталистич. общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в эпоху общего кризиса капитализма. Она находит своё отражение в росте социального пессимизма и многочисленных филос. и социологич. теориях 20 в., прямо или косвенно отрицающих П. и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклич. круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), либо " нейтральным" понятием " социального изменения" (амер. социолог У. Ф. Огборн). Широкое распространение получают также различные эсхатологич. концепции относительно " конца истории" и пессимистич. антиутопии вроде " Славного нового мира" О. Хаксли или " 1984" Дж. Оруэлла. Наряду с ними существуют и казённооптимистич. теории П., вроде " стадий экономич. роста" У. Ростоу.

Переход от капитализма к социализму в мировом масштабе - генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху. Колоссально ускоряя темпы обществ. развития, коммунистич. формация постепенно преодолевает унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, передовых и экономически отставших стран, людей умственного и физич. труда, производит. сил и духовной культуры общества. Т. о., происходит становление нового, коммунистич. типа П., свободного от антагонистич. противоречий прежних формаций. Однако это процесс отнюдь не автоматический. Обилие задач и недостаточное знание механизма действия законов социалистич. общества (к-рое само отчасти объясняется ограниченностью имеющегося историч. опыта) создают возможность появления элементов субъективизма и волюнтаризма, приводящих к диспропорциям. Сложные Проблемы ставят неодинаковость уровня развития и своеобразие исторических традиций стран социалистической системы.

Социалистич. общество, устраняя социальный антагонизм, не отменяет противоречивости развития как такового. В частности, познание законов развития общества - процесс по существу бесконечный; между тем именно степень познания и овладения такими законами определяет меру социальной свободы.

Возникнув на почве социальной истории, понятие П. было в 19 в. перенесено и в естеств. науки. Однако здесь, как и в обществ. жизни, понятие П. имеет не абсолютное, а относит. значение. Понятие П. неприменимо ко Вселенной в целом, т. к. здесь отсутствует однозначно определённое направление развития, а постулирование такого направления неизбежно приводит к идеализму и религии. Неприменимо понятие П. и ко многим процессам неорганич. природы, имеющим циклич. характер (см. Прогресс в живой природе). Поэтому проблема критериев П. в живой природе вызывает споры среди учёных.

Лит.: Давиташвили Л. Ш., Очерки по истории учения об эволюционном прогрессе, М., 1956; Проблемы развития в природе и обществе. Сб. ст., М.- Л., 1958; Семенов Ю. Н., Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии, М., 1965; Nisbеt R. A., Social change and history. Aspects of the Western theory of development, N. Y., 1969; Sklair L., The sociology of progress, L., [1970]. И. С. Кон.

ПРОГРЕСС в живой природе, совершенствование организмов или надорганизменных систем в процессе эволюции. Ранее термином " П." обозначали направление эволюции в сторону усложнения строения. Ч. Дарвин понимал П. как выражение растущей приспособленности организмов к окружающим условиям и их победы в борьбе за существование, к-рая может достигаться не только усложнением, но и упрощением строения, напр. у паразитич. и сидячих форм (см. Дарвинизм, Естественный отбор). Ясность в применение термина " П." внёс А. Н. Северцов (1914, 1925, 1939), предложивший различать биологич. и морфо-физиологич. П., или ароморфоз. Биологическим П. он называл вызванное приобретением нового приспособления увеличение численности данной группы (вида, рода и т. п.), её расселение за границы ареала и разделение на новые группы (увеличение числа популяций, рас и подвидов - в пределах вида, видов - в пределах рода, т. е. адаптивную радиацию). Биологич. П. может достигаться как благодаря ароморфозам, т. е. коренным усовершенствованием организации, и идиоадаптациям, т. е. частным адаптивным изменениям строения, так и на путях упрощения организации (см. Дегенерация, Катаморфоз). Главная особенность морфо-физиологического П. заключается в накоплении и гармоничном сочетании приспособлений, имеющих очень широкое, часто универсальное значение. Примерами такого П. могут служить эволюция скелета, мозга и сердца у позвоночных, развитие терморегуляции и т. п. Следствиями морфо-физиологич. П. являются повышение выживаемости и эволюц. пластичности вида, а также степени целостности и приспособленности особей, видов или др. эволюирующих единиц. В дальнейшем представления Северцова о морфо-физиологич. П. разрабатывались советскими (И. И.

Шмальгаузен, Г. А. Шмидт, А. Л. Тахтаджян и др.) и зарубежными (Дж. Хаксли, В. Франц, Б. Ренш и др.) биологами. Эволюцию в направлении морфо-физиологич. П. подразделили на П. неограниченный, охватывающий эволюцию от простейших живых существ до высшей формы движения материи - человека, и П. ограниченный, т. е. развитие конкретных крупных стволов органич. мира. С экологич. точки зрения стали выделять П. общий, при к-ром адаптивные возможности расширяются, и П. частный (специализацию), при к-ром происходит совершенствование адаптации в узких целях. Общий П. характеризуется гармоничным сочетанием эволюции органов путём увеличения числа функций с интенсификацией как старых, так и новых функций (напр., эволюция пятипалой конечности стегоцефала до руки человека). Частный же П. характеризуется преим. интенсификацией функций при уменьшении их числа (напр., эволюция четырёхпалой конечности предков копытных до конечности современных парно- и непарнокопытных). С точки зрения биоэнергетики и совершенства конструкции органов и организмов выделяют биотехнический П., измеряемый такими показателями, как экономичность, эффективность, надёжность. См. также Регресс в природе, Эволюция.

Лит.: Северцов А. Н., Главные направления эволюционного процесса, 3 изд., М., 1967; его же, Морфологические закономерности эволюции, М.- Л., 1939; Шмальгаузен И. И., Пути и закономерности эволюционного процесса, М.- Л., 1939; его же, Проблемы дарвинизма, 2 изд.. Л., 1969; Закономерности прогрессивной эволюции. Сб. ст., Л., 1972; Нuхlеу J., Evolution. The modern synthesis, L., 1963.

К. М. Завадский.

ПРОГРЕСС, посёлок гор. типа в Амурской обл. РСФСР, подчинён Райчихинскому горсовету. Ж.-д. станция на ветке от Транссибирской магистрали. 13, 5 тыс. жит. (1970). З-ды: Амурский светотехнич., стекольный, дорожных машин, железобетонных изделий. Райчихинская ГРЭС.

" ПРОГРЕСС", центр. издательство в системе Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, выпускающее лит-ру гуманитарного профиля на иностр. языках и переводную лит-ру на рус. языке. Находится в Москве. Осн. в 1931 под назв. Издательство иностранных рабочих в СССР; в 1939 переименовано в Издательство литературы на иностранных языках, в 1963 после реорганизации этого издательства и Издательства иностранной литературы получило название " П.". Издаёт (1974) на 40 иностр. языках (англ., франц., нем., исп., араб. и др.произведения основоположников марксизма-ленинизма, науч. гуманитарную, общественно-политич. лит-ру, классику и лучшие произв. писателей народов СССР, детскую лит-ру, книги по искусству, для изучающих иностр. языки - лит-ру на языке оригинала, а также путеводители, фотоальбомы. В переводе на рус. язык выпускает опубликованные за рубежом новейшие значит. труды по обществ. наукам, междунар. отношениям, искусствознанию, лингвистике, совр. художеств. лит-ру, уделяя особое внимание изданию произв. писателей стран социалистич. содружества. В 1974 изд-во выпустило 950 названий, книг и брошюр общим тиражом св. 24, 1 млн. экз., объёмом св. 382, 2 млн. печатных листов-оттисков.

Ю. В. Торсуев.

ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ (Progressive Party), политич. партия в США в 1948 - сер. 50-х гг.; возникла как объединение прогрессивных элементов, недовольных двухпартийной системой и курсом пр-ва США в области внеш. и внутр. политики. В 1948-50 партию возглавлял Г. Уоллес. Программа П. п. включала требования отмены принятого в 1947 антирабочего закона Тафта - Хартли (см. Гафта - Хартли закон), осуществления либерально-демократич. реформ, проведения политики мира и сотрудничества с др. гос-вами, в т. ч. с СССР. На президентских выборах 1948 кандидат П. п. Уоллес собрал 1 млн. 156 тыс. голосов. П. п., однако, не смогла стать массовой партией. В условиях преследования реакционными силами и в результате внутр. разногласий она постепенно утратила своё влияние и сошла с политич. сцены.

ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ в Чехии, встречающееся в литературе название существовавшей в 1900-18 буржуазно-либеральной Чешской прогрессивной партии.

ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ ТРУДОВОГО НАРОДА Кипра (Anorthotiko komma tu ergazomenu lau - АКЭЛ), осн. 14 апр. 1941; преемница компартии Кипра. В период 2-й мировой войны 1939-45 св. 700 чл. АКЭЛ сражались в составе англ. войск против фаш. Германии. После войны АКЭЛ была организатором борьбы трудящихся за освобождение страны от англ. колон. господства, за улучшение условий труда и повышение жизненного уровня. После 6-го съезда (авг. 1949) АКЭЛ организационно и политически окрепла, её влияние в массах возросло; В нояб. 1955 англ. власти, объявив на Кипре чрезвычайное положение, запретили деятельность АКЭЛ и др. демократич. орг-ций; 135 руководящих деятелей АКЭЛ были арестованы. После отмены чрезвычайного положения (4 дек. 1959) АКЭЛ возобновила легальную деятельность. 10-й съезд АКЭЛ (март 1962) принял новую программу партии (прежняя - программа-минимум " Путь к свободе" - принята в 1954) и констатировал, что поскольку иностр. империалистич. круги сохраняют на Кипре, ставшем независимой республикой (16 авг. 1960), сильные позиции, то нынешний этап борьбы народа носит антиимпериалистич., нац.-освободит. характер. Достижение полной независимости Кипра, ликвидация остатков колон. режима, воен. баз, демократизация обществ. жизни, экономич. возрождение и др. приведёт, как считает партия, к созданию предпосылок, необходимых для перехода к переустройству общества на социалистич. началах. АКЭЛ выступила за сплочение всех патриотич. сил в единый антиимпериалистич. фронт, добиваясь решения кипрской проблемы мирным путём на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов, суверенитета гос-в. Решения 13-го съезда АКЭЛ (апр. 1974) направлены на укрепление единства всех нац. сил и мобилизацию их на срыв империалистич. планов ликвидации Республики Кипр, на поддержку антиимпериалистич. деятельности пр-ва Макариоса III, расширение сотрудничества и дружбы между кипрскими греками и турками, дальнейшее развитие экономики страны. На парламентских выборах (июль 1970) по спискам АКЭЛ избрано в Палату представителей 9 деп., за к-рых голосовало 40, 7% избирателей. В связи с обострением обстановки, после организованного милитаристскими кругами НАТО вооруж. путча 15 июля 1974 и высадки тур. войск на Кипре (20 июля 1974), ЦК АКЭЛ заявил, что кипрская проблема должна быть решена на основе обеспечения независимости, терр. целостности Кипра и суверенных прав кипрского народа путём вывода всех иностр. войск с терр. страны, проведения политики неприсоединения, создания демократич. пр-ва и обеспечения равноправия всех граждан республики - как греков, так и турок. Делегации АКЭЛ участвовали в междунар. Совещаниях комму-нистич. и рабочих партий (1960, 1969, Москва). АКЭЛ одобрила документы Совещаний коммунистич. и рабочих партий (1957, 1960 и 1969).

В своей деятельности АКЭЛ, в рядах к-рой 12 тыс. чел. (1974), опирается на массовые демократич. орг-ции Кипра. Согласно уставу (принят в 1941), АКЭЛ строится на принципах демократич. централизма. Высший орган партии - съезд (созывается 1 раз в 4 года). В период между съездами деятельностью партии руководит ЦК, избирающий из своего состава Политбюро и Секретариат ЦК. Ген. секретарь АКЭЛ - Э. Папаиоанну. ЦО - газ. " Харавги" (" Harauge"), политико-теоретич. орган - журн. " Неос димократис" (" Neos demokrates").

Съезды Прогрессивной партии трудового народа: Учредит. совещание-14 апр. 1941, Скарину; 1-й съезд - 5 окт. 1941, Лимасол; 2-й съезд - 30-31 янв. 1943, Фамагуста; 3-й съезд - 23 апр. 1944, Ларнака; 4-й съезд - 18-20 авг. 1945, Никосия; 5-й съезд - 13-15 сент. 1947, Никосия; 6-й съезд - 27-28 авг. 1949, Никосия, 7-й съезд - 1-2 дек. 1951, Никосия; 8-й съезд - 5-7 марта 1954, Никосия; 9-й съезд - 9 сент. 1959, в р-не г. Фамагуста; 10-й съезд - 8-11 марта 1962, Никосия; 11-й съезд - 3-6 марта 1966, Никосия; 12-й съезд - 5-8 марта 1970, Никосия; 13-й съезд - 25-28 апр. 1974, Никосия.

Лит.: Прогрессивная партия трудового народа Кипра, X съезд. [Материалы], пер. с греч., М., 1963. К. А. Шеменков.

" ПРОГРЕССИВНЫЙ БЛОК", объединение буржуазно-помещичьих фракций 4-й Гос. думы и Гос. совета в годы 1-й мировой войны 1914-18. Образован в авг. 1915, когда " патриотический" подъём первых месяцев войны сменился у буржуазии " патриотической" тревогой, вызванной весенне-летними воен. поражениями и неспособностью царского пр-ва обеспечить победу на фронте и предотвратить назревавший в России революционный кризис. Летом 1915 представители ряда бурж.-помещичьих фракций выступили с критикой пр-ва и потребовали создания " пр-ва доверия", вокруг к-рого объединилось большинство фракций Гос. думы и часть фракций Гос. совета, подписав формальное соглашение, получившее назв." П. б.". В " П. б." вошло 6 фракций Гос. думы (" прогрессивные" националисты, группа центра, земцы-октябристы, фракция " Союза 17 окт.", кадеты, " прогрессисты") - 236 из 422 чл. Гос. думы и 3 фракции Гос. совета (центр., академич. группа и внепартийные). Всего в блок вошло более 300 чел. Вне его пределов остались думские фракции правых и националистов, безоговорочно поддерживавшие пр-во, а также меньшевики и трудовики, к-рые, однако, практически проводили линию " П. б.". Ведущее место в " П. б." занимали кадеты. Для ведения практич. работы " П. б." было избрано бюро из 25 чел. (пред.- член Гос. совета октябрист А. Н. Меллер-Закомельский), в к-рое вошли кадеты П. Н. Милюков, А. Н. Шингарёв, прогрессист И. Н. Ефремов, октябрист С. И. Шидловский, " прогрессивный" националист В. В. Шульгин и др. Программа " П. б." сводилась к требованиям создания " пр-ва доверия", проведения политики, направленной на " сохранение внутр. мира", частичной амнистии осуждённых по политич. и религ. делам, отмены нек-рых ограничений в правах крестьян и нац. меньшинств, восстановления профсоюзов и т. д. Содержание программы определялось страхом буржуазии перед назревавшей революцией и её стремлением найти почву для соглашения с царским пр-вом на основе минимума либеральных реформ и доведения войны до " победного конца". Обострение политич. положения в стране к осени 1916 заставило " П. б." активизировать свою деятельность. На осенней сессии Гос. думы " П. б." потребовал отставки пред. Сов. Мин. Б. В. Штюрмера - открытого германофила и распутинца, а также создания " ответственного министерства". Вынужденный пойти на отставку Штюрмера, царизм тем не менее продолжал прежнюю политику, что привело к дальнейшему обострению положения. Февр. бурж.-демократич. революция 1917 прервала деятельность " П. б.". Многие из его руководителей вошли в состав Временного комитета Государственной думы 1917, а затем - Временного правительства.

Лит.: Ленин В. И., Поражение России и революционный кризис, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; Буржуазия накануне Февральской революции, М.- Л., 1927; Прогрессивный блок в 1915 - 1917, " Красный архив", 1932, т. 1-3, 1933, т. 1; Кадеты в дни галицийского разгрома, 1915, там же, 1933, т. 4; Дякин B.C., Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны (1914 - 1917), Л., 1967. См. также лит. при ст. Государственная дума. Л. Я. Грунт.

ПРОГРЕССИВНЫЙ ПАРАЛИЧ, психич. заболевание, обусловленное сифилисом центр. нервной системы. Впервые описан в 1822 франц. психиатром А. Л. Бейлем. Связь с сифилисом установил в 1913 япон. бактериолог X. Ногути (к-рый обнаружил спирохеты в головном мозге больных П. п.); возникает у незначит. части больных через 5-15 лет после заражения как следствие недостаточного лечения. Был распространён в кон. 19 - нач. 20 вв., но успехи борьбы с сифилисом обусловили тенденцию к снижению заболеваемости: больные П. п. составляют меньше 0, 3% от общего числа больных в психиатрич. стационарах.

П. п. проявляется прогрессирующим распадом психики вплоть до глубокого слабоумия, сопровождающимся соматическими и неврологич. расстройствами. В начальной стадии преобладают симптомы неврастении - утомляемость, раздражительность, снижение трудоспособности, затем присоединяются изменения личности - больные становятся грубыми, бестактными, растормаживаются низшие влечения: это сочетается с благодушным настроением. Нарастают нарушения памяти, снижается уровень суждений, утрачиваются прежние навыки и знания. На фоне прогрессирующего слабоумия могут наблюдаться нелепый бред величия, повышенное или пониженное настроение, ипохондрия, смена состояний подавленности и маниакального возбуждения. Возможны эпилептиформные припадки, расстройства речи, движений, письма и т. д. Характерны неврологич. симптомы: неравномерность зрачков и отсутствие их реакции на свет, парез глазных мышц, повышение сухожильных рефлексов, дрожание рук и языка. Болезнь завершается состоянием маразма. Диагноз П. п. подтверждают лабораторными исследованиями (реакция Вассермана и др.). Лечение - антибиотики и др. противосифилитические средства, пиротерапия (см. Сифилис) - приостанавливает развитие болезни, чем обусловлена редкость тяжёлых форм П. п.

Лит.: Гордова Т. Н., Клиника и течение прогрессивного паралича, леченного малярией, М., 1959; Косов Е. С., Прогрессивный паралич. (Современные вопросы клиники, течения и терапии), " Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1970, т. 70, в. 7. М. И. Фотъянов.

ПРОГРЕССИСТСКАЯ ПАРТИЯ, прогрессивная партия, бурж.-либеральная партия в Пруссии (1861-71) и в объединённой Германии (1871-1918). Представляла интересы буржуазии, связанной с внеш. рынками, а также средне- и мелкобурж. слоев. Поддерживала объединение страны под главенством Пруссии, но требовала установления парламентского строя. В 1866 крупнобуржуазные сторонники П. п. откололись от неё, создав Национал-либеральную партию. П. п. боролась против стремления О. Бисмарка устранить контроль парламента над ассигнованиями на воен. нужды и против введения протекционистских пошлин. В 1884 вместе с частью национал-либералов образовала т. н. Свободомыслящую партию, но в 1893 произошёл новый раскол на 2 группировки (" Свободомыслящий союз" и " Свободомыслящую народную партию"); обе они усматривали гл. противника в социал-демократии, а в период усиления реакции в 1906-1907 входили в коалицию партий юнкерства и крупной буржуазии - " готтентотский блок". В 1910 обе организации " свободомыслящих" слились в Прогрессивную народную партию, придерживавшуюся в основных политич. вопросах более гибкой тактики. В годы 1-й мировой войны 1914-18 партия поддерживала герм. империализм, но, опасаясь революции, высказывалась за империалистич. мир по соглашению и за нек-рую демократизацию политич. строя.

Лит.: Seeber G., Zwischen Bebel und Bismarck. Zur Geschichte des Linksliberalismus in Deutschland 1871 - 1893, В., 1965; Elm L., Zwischen Fortschritt und Reaktion. Geschichte der Parteien der liberalen Bourgeoisie in Deutschland 1893 - 1918, В., 1968. Л. И. Гинцберг.

" ПРОГРЕССИСТЫ", " прогрессивная партия", национал-либеральная партия крупной рус. буржуазии и капиталистич. помещиков, занимавшая место между октябристами и кадетами. Ядром партии послужила группа " П." в 3-й Гос. думе, образовавшаяся из мирнообновленцев и выросшая (гл. обр. за счёт октябристов) с 28 депутатов в 1907 до 37 в 1912. Перед выборами в 4-ю Думу на собраниях обществ. деятелей в Москве и Петербурге были избраны " внепартийные" комитеты " прогрессивных избирателей", переименованные на съезде 11- 13 нояб. 1912 в ЦК партии " П.". В 1-ю сессию 4-й Думы фракция " П." насчитывала 48 депутатов. Учредителями партии были текст. фабриканты А. И. Коновалов, В. П. и П. П. Рябушинские, С. Н. Третьяков, С. И. Четвериков, земские деятели И. Н. Ефремов (пред. бюро думской фракции " П."), кн. Г. Е. Львов, Н. Н. Львов, кн. Е. Н. Трубецкой, Д. Н. Шипов, М. М. Ковалевский. Печатные органы партии - газ. " Русская молва" и " Утро России".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.