Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействия нейтронов 8 страница






В. H. Шенаев.

НЕМЕЦКИЙ ВЕРКБУНД (Deutscher Werkbund), собственно Немецкий производственный союз, объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, осн. в 1907 в Мюнхене с целью реорганизации строительства и художеств, ремёсел на совр. пром. основе. Основателями H. В. были Г. Мутезиус, X. К. ван деВелде, T. Фишер, Ф. Шумахер, P. Ри-мершмид, Ф. Науман, К. Э. Остхауз. В его работе принимали участие П. Беренс, В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, X. Пёльциг, Б. Таут, И. Хофман, Ле Корбюзье и др. Создавая образцы для пром. произ-ва (утварь, мебель, ткани и т. п., оформление купе ж.-д. вагонов, пароходных кают, автомобилей), члены H. В. стремились придать им простые, целесообразные, функционально оправданные формы. Мастера H. В. участвовали также в оформлении интерьеров. Крупнейшие выставки H. В. (Кёльн, 1914; Штутгарт, 1927) оказали огромное воздействие на всю междунар. худо-жественно-пром. практику. Изд.: " Jahr-buch des Deutschen Werkbundes" (1912- 1922); журнал -" Die Form" (1925-33). В 1933 H. В. был упразднён фашистами, в 1947 воссоздан в Дюссельдорфе.

Лит.: Muthesius H., N a U-m а nn F., Velde H. van de [u. a.], Die Werkbund-Arbeit der Zukunft, Jena,

1914; Riemerschmid R., Der Deutsche Werkbund, [Stuttg.], 1926; 50 Jahre. Deutscher Werkbund..., bearb. von H. Eck-stein, Fr./M.- B., 1958.

НЕМЕЦКИЙ ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ БАНК (Deutsche Aussenhandelsbank), банк, осуществляющий кредитование внешней торговли ГДР, валютные операции, расчёты по экспорту и импорту товаров. Основан в 1966 в Берлине. Уставный капитал 300 млн. марок. Банк осуществляет междунар. расчёты торг, и неторг, характера, а также предоставляет кредиты внешнеторг. орг-циям и предприятиям страны на срок до 1 года. Поддерживает тесные деловые связи с Международным банком экономического сотрудничества, расчёты с к-рым осуществляются в переводных рублях и др. валютах. По поручению H. в. б. расчёты по экспортным операциям в стране осуществляют также 35 филиалов Промыш-ленно-торг. банка ГДР. Однако они не имеют корреспондентских счетов в иностр. банках, и поэтому весь контроль за поступлением иностр. валюты производится на спец. счетах H. в. б. Банк имеет отделение в г. Росток.

НЕМЕЦКИЙ МУЗЕЙ в Мюнхене (Deutsches Museum), один из крупнейших музеев в Европе. Осн. в 1903. Включает 3 архит. комплекса: научно-техническую экспозицию, библиотеку (500 тыс. томов) и здание залов -" Конгресзаль " на 2500 мест и 4 небольших лекционных зала. Общая площадь комплексов 90 тыс. м2. Цель музея, согласно уставу, - изучать историч. развитие естествознания, техники и пром-сти, показать их взаимодействие. В H. м. много ценных историч. экспонатов. Коллекции разделены на 3 группы: для широкого показа, науч. целей и фонды. Научно-технич. экспозиция представлена уникальными коллекциями по науке и технике. В нач. 70-х гг. функционировали след, отделы: горного дела, металлургии, обработки металлов, транспорта, строит, дела, судоходства и судостроения, авиатехники, геодезии, физики, химии, астрономии, с.-х. техники, оптики, фотографии и др. В отд. залах воспроизведены историч. интерьеры, напр, комната Галилея, лаборатория алхимиков, зал Лавуазье, сыроварня и аптека 18 в. с оригинальными предметами и обстановкой того времени. Есть модель шахты с действующими механизмами, выполненная в натуральную величину. Экспозиция H. м. постоянно обновляется. В состав H. м. входят планетарий и обсерватория. При H. м. создан н.-и. ин-т, к-рый занимается изучением вопросов истории естествознания и техники. Ин-т издаёт серии публикаций, статьи, монографии, переводы. Периодически устраиваются спец. выставки на особо актуальные темы.

H. А. Немирович.

НЕМЕЦКИЙ НАРОДНЫЙ КОНГРЕСС (HHK; Deutscher VolkskongreB), в 1947-49 широкое антиимпериалистич. движение, возникшее по инициативе Социалистич. единой партии Германии. Движение явилось формой сплочения демократич. сил послевоен. Германии в борьбе за ликвидацию остатков фашизма, за политич., экономич. и культурное обновление страны. Гл. содержанием деятельности HHK было укрепление союза рабочего класса с широкими массами населения, развитие демократич. самосознания во всех его слоях, вовлечение населения в борьбу за сохранение единства Германии как демократич. миролюбивого гос-ва. В мае 1949 HHK утвердил проект конституции Герм. Демократич. Республики. 7 окт. 1949 руководящий орган HHK Нем. нар. совет, созданный в 1948, конституировался в качестве врем. Нар. палаты ГДР.

Лит.: Горошкова Г. H., Движение Немецкого народного конгресса за единство Германии и мирный договор (1947 - 1949), M., 1959; Gememsam zum Sozialismus. Zur Geschichte der Bundnispolitik der SED1 В., 1969; Kleines politisches Worterbuch, В., 1973. В. И. Курников.

НЕМЕЦКИЙ ОРДЕН, духовно-рыцарский орден, осуществлявший в 13-14 вв. феодально-католич. агрессию в Вост. Прибалтике; см. Тевтонский орден.

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР (Deutsches Theater), драматический театр в Берлине (ГДР). В 1848 открыт как летний, с 1850 - постоянный городской театр. В 1883 в этом помещении товарищество актёров-пайщиков (Э. Поссарт, Л. Бар-най и др.) совм. с драматургом Л'Apронжем создали H. т., задуманный ими как национальный с единым творч. ансамблем и преим. классич. репертуаром. Открылся трагедией " Коварство и любовь" Шиллера (1883, Фердинанд - И. Кайнц). Ставились трагедии Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Г. Э. Лессинга, Г. Клейста и др. Реж. О. Брам (руководитель в 1894-1904) поставил циклы пьес Г. Гауптмана и Г. Ибсена, " Власть тьмы" Л. H. Толстого. С 1905 до 1933 (с перерывами) H. т. возглавлял M. Рейнхардт. В 1905 им при H. т. была открыта театр, школа; в 1906 создан " Ка-мерный театр" (" Каммершпиле"). РепертуарH. т. состоял из немецкой классической драматургии, произв. У. Шекспира, Л. H. Толстого, H. В. Гоголя, Эсхила, Софокла, Eврипида, Г. Гофмансталя, Ф. Ведекинда и др. В спектаклях большое значение придавалось декорациям, музыке, свету, пантомиме, внешней выразительности. Замечательный актёрский ансамбль составляли А. Моисеи, П. Вегенер, Г. Эйзольдт и др. Установление фаш. диктатуры в Германии (1933) вынудило Рейн-хардта и MH. актёров эмигрировать из страны. В 1944 театр был закрыт. H. т. вновь открылся 7 сент. 1945 пьесой Лессинга " Натан Мудрый", активно включившись в создание новой антифашистской демократич. культуры. В 1945-46 во главе театра стоял Г. Вангенхейм, в 1946-63-В. Лангхофф, в 1963-70 - В. Хайнц, с 1970 - X. А. Пертен. В 60-е гг. были показаны пьесы Э. Толле-ра, Б. Брехта, Ф. Вольфа (запрещённые при фашизме) и совр. нем. драматургов Г. Вангенхейма, X. Хаузера, X. Циннер, П. Хакса, Г. Канта и др. Новую сценич. жизнь обрела классич. нем. драма, ставились сов. драматургия, пьесы M. Горького, A. H. Островского, А. П. Чехова и др. Среди значит, спектаклей 60 - нач. 70-х гг.- " Враги" Горького, " Процесс в Нюрнберге" (1967) и " Въезд в замок" (1971) Шнайдера, " Актовый зал" Канта (1969), " Новые страдания молодого В." Пленцдорфа (1972), " Шахтёры на отвале" Брауна (1973). Среди актёров - У. Бирнбаум, X. Гроссе, X. Дринда, Ф. Дюрен, Ф. Зольтер, И. Келлер и др. И. Я. Новодворская.

НЕМЕЦКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК (Deutsche Bundesbank), центр, эмиссионный банк ФРГ. Создан в 1957 путём слияния Банка немецких земель с центр, банками земель. H. ф. б.- преемник Рейхсбанка (центр, эмиссионного банка Германии, действовавшего с 1875 по 1945 и фактически подчинённого гос-ву). В кон. 1946 в Зап. Германии на базе филиалов Рейхсбанка в пределах каждой земли был создан центр, банк, а в 1948 эту систему эмиссионных банков возглавил Банк нем. земель. Последний не имел филиалов и осуществлял свои операции с др. звеньями кредитной системы через центр, банки земель. Двухступенчатая эмиссионная система просуществовала в ФРГ до образования H. ф. б. Капитал H. ф. б. в 290 млн. марок принадлежит гос-ву. Банк пользуется монопольным правом эмиссии банкнот, проводит операции с золотом и девизами, осуществляет кассовое исполнение бюджета, кредитование гос-ва и междунар. орг-ций. Гл. контора - во Франкфурте-на-Майне. На конец ноября 1973 золотовалютные запасы банка были равны 98, 2 млрд. марок, в т. ч. золота - 14, 0 млрд. марок и долларов США - 70, 6 млрд. марок. Банк предоставил кредиты междунар. орг-циям на сумму 2, 5 млрд. марок, учёт векселей 10, 7 млрд. марок. В пассиве банка из общей суммы 135, 4 млрд. марок банкноты составили 47, 6 млрд. марок, вклады 68, 7 млрд. марок, в т. ч. вклады кредитных учреждений 53, 2 млрд. марок.

В. H. Шенаев.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, язык немцев, живущих в ФРГ (56 млн. чел.), в ГДР (17 млн. чел.), Зап. Берлине (2, 1 млн. чел.), австрийцев (ок. 7 млн. чел.) (1970, оценка) и части швейцарцев. Один из двух офиц. языков Люксембурга. Отд. р-ны с населением, говорящим на H. я., имеются в СССР, США и нек-рых др. странах. Всего на H. я. говорит св. 85 млн. чел. Относится к зап.-герм, группе индоевропейских языков. В основу H. я. легли близкородств. племенные диалекты франков, алеманнов и баварцев. История H. я. делится на 3 периода: древневерхненем. (8-11 вв.), средне-верхненем. (12-13 вв.), ранненововерх-ненем. (14-16 вв.) и нововерхненем. (с 17 в.). С 8 в. существует письменность на основе лат. графики. Лит-ра того периода носит преим. клерикальный характер. В письменном древневерхненем. языке отражены особенности разных зап.-герм, диалектов. Общий лит. яз. отсутствовал.

Средневерхненем. период представлен значит, числом памятников клерикальной и светской лит-ры. Рыцарская поэзия 12-13 вв. обнаруживает тенденцию к унификации языка нем. народности на алеманнско-восточнофранкской основе. В 15 в. наддиалектные тенденции проявляются в разных локальных типах языка, особенно в аугсбургском лит. варианте (Gemeindeutsch). B результате колонизации слав, и литов. земель к В. от Эльбы терр. распространения H. я. расширяется и формируются смешанные вост.-средненем. колониальные диалекты. С 14 в. H. я. проникает в разные виды деловой письменности. Основой языковой консолидации, протекавшей замедленно из-за феод, раздробленности, послужил письменный лит. яз. вост.-средненем. района. Со 2-й пол. 15 в. большую роль в унификации нац. лит. языка играет книгопечатание (И. Гутенберг). В 16 в. Реформация и Крестьянская война ещё более усиливают эти процессы; значит, влияние оказывает на них перевод M. Лютером на H. я. Библии. Лит. нормы вост.-средненем. типа распространяются на С. Германии, а также воздействуют на язык юга (Австрия, Бавария, Швейцария) и запада. В 18 - нач. 19 вв. нормализационные процессы протекают под воздействием периодич. печати и классич. нем. лит-ры. В кон. 19 в. (в значит, степени искусственно) создаются нормы литературного, т. н. сценического произношения (Buhnen-deutsch).

Основу фонологии, системы совр. нем. лит. языка составляют 16 гласных фонем (7 долгих закрытых и 7 кратких открытых а, е, i, о, о, и, и, долгий открытый [ [ris]: ] и редуцированный [э]), 3 дифтонга [ае, ао, 00], 19 согласных фонем и 2 аффрикаты [pf, ts]. Гласные в начале слова или корня произносятся с твёрдым приступом ['aof], глухие согласные р, t, k - с придыханием. Звонкие согласные в исходе слога или слова оглушаются. Нет противопоставления согласных по твёрдости-мягкости. Морфологич. особенности: синтетич. и аналитич. способы выражения грамматич. категорий; в системе имён - категория рода (муж., жен. и ср.), числа (ед., MH.), падежа (именит., родит., дат., винит.). Показателями рода служат артикль (иногда словообразоват. суффикс), числа - формообразующий суффикс и артикль, падежа существительного - артикль, в отд. случаях также - окончание. Систему спряжения образуют формы лица и числа: имеется 6 времён, 3 наклонения, 2 залога, 2 осн. типа спряжения - т. н. слабый, с использованием формообразующих суффиксов (продуктивный тип), и сильный, с формообразованием по аблауту (закрытый список глаголов). Для существительного характерно словосложение (VoIkerfreundschaft, Volkseigentum). Синтак-сич. особенности: преобладает глагольный тип предложения; место личной формы глагола фиксировано. Неличная часть сказуемого обычно занимает в самостоят, предложении последнее место (образуя с личной формой т. н. рамочную конструкцию), а в придаточном предложении - предпоследнее место. Адъективное определение также заключено в рамку, образуемую существительным и артиклем. Совр. нем. лит. язык ГДР, ФРГ, Австрии и Швейцарии имеет нек-рые нормативные различия, преим. в лексике и произношении. Сохраняется известная терр. дифференциация в устном общении, что находит отражение и в художественной лит-ре.

Лит.: Г у х м а н M. M., От языка немецкой народности к немецкому национальному языку, ч. 1 - 2, М.- Л., 1955-59; Ж н р м у н с к и и В. M., Немецкая диалектология, M.- Л., 1956; его же, История немецкого языка, 5 изд., M., 1965; Brinkmann H., Die deutsche Sprache. Gestalt und Leistung, 2 Aufl., Dusseldorf, 1971; F 1 е i s с h е г W., Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache, 2 Aufl., Lpz., 1971; Admoni W. G., Der deutsche Sprachbau, 3 Aufl., В., 1972; Der GroBe Duden, Mannheim, 1962; Worterbuch der deutschen Gegenwartssprache, Bd 1-4, B., 1961 - 72; Worterbuch der deutschen Aus-sprache, Lpz., 1964.

Б. А. Абрамов, H. H. Семенюк.

НЕМЕЦКОЕ РАБОЧЕЕ ОБЩЕСТВО, пролетарская орг-ция, основанная в Брюсселе в конце авг. 1847 и объединявшая нем. рабочих-эмигрантов. Ведущую роль в H. р. о. играли члены Союза коммунистов. Активное участие в основании и деятельности H. р. о. принимали К. Маркс и Ф. Энгельс. Под рук. Маркса оно развернуло широкую просветительную и пропагандистскую деятельность, установив контакт с белы, рабочими орг-циями. Члены H. р. о. участвовали в создании междунар. Брюссельской демократической ассоциации. После Февр. революции 1848 во Франции белы, власти, опасаясь революц. влияния H. р. о. на рабочих, подвергли аресту и высылке MH. его членов, в т. ч. секретаря об-ва В. Вольфа. В нач. 50-х гг. деятельность об-ва прекратилась.

" НЕМЕЦКО-ФРАНЦУЗСКИЙ ЕЖЕГОДНИК" (" Deutsch-Franzosische Jahr-bucher"), журнал, издававшийся в Париже в 1844 под ред. К. Маркса и А. Руге. Вышел в свет только один (сдвоенный, первый) выпуск (февр. 1844). В нём были опубликованы нек-рые письма К. Маркса за 1843 и его работы " К еврейскому вопросу" и " К критике гегелевской философии права. Введение", а также работы Ф. Энгельса " Наброски к критике политической экономии" и " Положение Англии". Эти произведения знаменовали окончат, переход Маркса и Энгельса от идеализма к материализму и от революц. демократизма к коммунизму. Издание журнала было прекращено из-за принципиальных разногласий Маркса с бурж. радикалом А. Руге, а также из-за тех полицейских препятствий, к-рые встретило его распространение в Германии. В 1925 " Н.-ф. е." был переиздан в Лейпциге.

Работы Маркса и Энгельса из " Н.-ф. е." см. в кн. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1.

НЕМЕШ (Nemes) Деже (р. 6.9.1908, Лёче), венгерский политич. и обществ, деятель, историк, акад. Венг. АН (1964). По происхождению рабочий. С 1926 чл. компартии Венгрии. В 1928 секретарь ЦК комсомола. В 1928-31 в тюремном заключении. В 1933 секретарь Будапештского к-та компартии. В 1934- 1936 чл. ЦК партии. В 1931-33 и 1936-45 в эмиграции в Сов. Союзе. В 1945 вернулся на родину. В 1945-48 секретарь Совета профсоюзов Венгрии. В 1950-53 нач. Гл. управления Мин-ва нар. образования, в 1953-56 директор изд-ва " Сикра". В 1956 директор Высшей парт, школы. В 1957-61 гл. ред. газ. " Непсабадшаг" (" Nepszabadsag"). C 1957 чл. ЦК ВСРП, с 1959 чл. Политбюро ЦК ВСРП. В 1961-65 секретарь ЦК ВСРП. В 1965-67 директор Ин-та истории партии, с 1967 ректор Высшей политич. школы при ЦК ВСРП. Автор трудов по новой и новейшей истории Венгрии, в частности по истории венг. рабочего движения. Пред. ред. коллегии трёхтомной " Истории венгерского революционного рабочего движения". Пр. им. Кошута (1954).

С о ч.: Az Altalanos Munkasegylet torte-nete 1868-1873, Bdpst, 1952; A. Bethlenkormany kulpolitikaja 1927-1931-ben, Bdpst, 1960; в рус. пер.- Освобождение Венгрии, M, 1957; Венгрия в годы контрреволюции. 1919 - 1921, M., 1964; Ленин с нами, M.,

НЕМЕШАЕВО, посёлок гор. типа в Бородянском р-не Киевской обл. УССР, в 3 км от ж.-д. ст. Немешаево (на линии Киев - Коростень). Завод биохимич. препаратов, украинский н.-и. ин-т картофельного х-ва, совхоз-техникум.

HEMИPOВ, посёлок гор. типа в Яворовском р-не Львовской обл. УССР, в 85 км к С.-З. от Львова, в 22 км от конечной ст. Рава-Русская ж.-д. ветки на линии Тернополь - Львов. Лесопильный з-д, хлебозавод; произ-во кирпича.

В 2 км от H.- бальнеологический курорт. Лето тёплое (средняя темп-pa июля 18 0C), зима умеренно мягкая (ср. темп-pa янв. -4 0C); осадков ок. 550 мм в год. Леч. средства - сероводородные минеральные источники, воду к-рых используют для ванн и питья. Формула волы источника № 1-К

Торфяная грязь. Лечение больных с заболеваниями органов кровообращения, движения и опоры, гинекологическими, нервной системы, кожи. Санатории, ванное здание.

НЕМИРОВ, посёлок гор. типа, центр Немировского р-на Винницкой обл. УССР, в 4 км от ж.-д. ст. Немиров (на линии Винница - Зятковцы), в 46 км к Ю.-В. от Винницы. Узел автомобильных дорог. Хлебокомбинат, спиртовой комбинат, маслосыродельный, железобетонных изделий заводы; швейное предприятие. Строительный техникум, пед. училище. Историко-краеведч. музей.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Василий Иванович [24.12.1848 (5.1.1849), Тбилиси, - 18.9.1936, Прага], русский писатель, журналист. Брат Вл. И. Немировича-Данченко. Учился в кадетском корпусе. Был воен. корр. во время рус.-тур. войны 1877-78, рус.-япон. войны 1904-05 и 1-й мировой войны 1914-18. Автор военных (" Гроза", 1879, " Плевна и Шипка", 1881, и др.) и бытовых (" Кулисы", 1886, и др.) романов, сб. " Стихотворения" (1882), мемуаров " На кладбищах" (1921). Наиболее характерный для H.-Д. жанр - описания его много-числ. путешествий: " Соловки" (1874), " Страна холода" (1877), " Очерки Испании" (1888), " Кама и Урал" (1890) и др. В 1921 эмигрировал.

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 16, 18, СПБ, 1910-15; Новое собр. соч., кн. 1-50, П., 1916.

Лит.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.- Л., 1962.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович [11(23). 12.1858, Озургеты, ныне Махарадзе Груз. CCP, 25.4.1943, Москва], советский режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург, нар. арт. СССР (1936). Основатель (совм. с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра (см. Московский Художественный академический театр им. M. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876-79 учился на физико-матем. ф-те Моск. ун-та. В 70-х гг. начал выступать в качестве театр, критика. Пр o заич. произв. H.-Д. отмечены влиянием А. П. Чехова: повести, поев, деревне, - " Губернаторская ревизия" (1896), " Сны" (1898), жизни актёров -" Драма за сценой" (1896), ноавам прессы - " На литературных хлебах" (1891) и др. Его пьесы " Новое дело" (1890), " Золото" (1895), " Цена жизни" (1896) н др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание совр. ему театр, иск-ва привело H.-Д. к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в Об-ве искусства и литературы, Н.-Д. предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы

Вл. И. Немирович-Данченко.

театр. творчества. Результатом заключённого имя союза явилось создание в 1898 Художественно - общедоступного театра (первонач. название MXATa), в труппу к-рого вошли нек-рые ученики H.-Д. (в 1891- 1901 он руководил драматическим отделом Муз.-драматич. уч-ща Моск. филармонического об-ва) и участники Об-ва искусства и литературы. Утверждение реалистич. программы Художественного театра, связанной с принципами иск-ва " переживания", с постановкой передовой совр. драмы, осуществлялось театром под совместным рук. H.-Д. и Станиславского, причём H.-Д. принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова - " Чайка" (1898), " Дядя Ваня" (1899), " Три сестры" (1901), " Вишнёвый сад" (1904), самостоятельно пьесу " Иванов" (1904). H.-Д. способствовал привлечению драматургии M. Горького, вместе со Станиславским поставил " На дне" (1902). Он осуществил постановки пьес Г. Гауптмана (" Одинокие", 1899) и Г. Ибсена (" Когда мы, мёртвые, пробуждаемся", 1900; " Столпы общества", 1903; " Бранд", 1906; " Росмерс-хольм", 1908). В 1903 Н.-Д. поставил трагедию " Юлий Цезарь" Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры Н.-Д.- мастерство психологич. анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой обществ, среды и особенности стиля автора- убедительно проявились и в постановках рус. классики (" На всякого мудреца довольно простоты" Островского, 1910; " Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке " Братьев Карамазовых" Достоевского отчётливо прозвучали социально-критич. мотивы романа. В то же время противоречивый характер инсценировки " Бесов" Достоевского (" Николай Ставрогин", 1913) вызвал решительное неприятие спектакля M. Горьким. Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Н.-Д. не всегда находил в последние предреволюционные годы надёжную опору в драматургии (спектакли " Анатэма", 1909, и " Мысль", 1914, Л. H. Андреева).

Новые перспективы перед Н.-Д. открыла победа Великой Окт. социалистич. революции. Его вклад в развитие режиссёрского иск-ва имел важнейшее значение в утверждении MXAT на позициях социалистич. реаяизма, в воспитании нового актёра - носителя воинствующего и требовательного духа социалистич. гуманизма. Н.-Д. настойчиво работал над воплощением на сцене произв. сов. авторов, искал решение проблемы совр. трагедии в " Блокаде" Bc. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтич. воссозданию революц. истории и сегодняшней действительности в постановках " Любовь Яровая" Тренёва (1936), " Половчанские сады" Леонова (1939) и " Кремлёвские куранты" Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. H. Толстого " Воскресение" (1930) и " Анна Каренина" (1937) режиссер дал образец нового сценич. прочтения произв. великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Н.-Д. осуществил также постановки рус. классич. драматургии: " Гроза" Островского (1935), " Горе от ума" Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произв. в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтич. форме проявилось в спектаклях " Враги" Горького (1935) и " Три сестры" (1940). Н.-Д. широко и последовательно разрабатывал проблемы театр, теории, воспитания актёра в органич. близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Н.-Д. исходил из концепции о " трёх восприятиях театрального представления", " о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном" - в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творч. практики учение Н.-Д. о " втором плане сценической жизни актёра", о " зерне" образа, о " физическом самочувствии", о " внутреннем монологе". Борьбу за принципы сценич. реализма, против руганы и штампов Н.-Д. вёл и в области муз. театра; он организовал в 1919 при MXTe Музыкальную студию (с 1926 - Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: " Дочь Анго" Ле-кока, " Лисистрата" Аристофана, " Кар-менсита и солдат" на муз. Визе, " Травиата" Верди, " Катерина Измайлова" Шостаковича, " В бурю" Хренникова и др. Гос. пр. СССР (1942, 1943). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

С о ч.: Из прошлого, 2 изд., M., 1938; Театральное наследие, т. 1-2, M., 1952-54; Пьесы, M-, 1962; Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира " Юлий Цезарь", Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и H. H. Чушкина, M., 1964].

Лит: Соболев Ю, Вл. И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я, Вл. И. Немирович-Данченко Очерк творчества, M, 1941; Фрейдкина Л-, Владимир Иванович Немирович-Данченко, М.- Л., 1945; её же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, M., 1962 (лит.); Марков П. А, Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, M, 1460 Б И Ростоцкий

Сцена из спектакля " Кремлёвские куранты" H. Ф. Погодина. 1942. Режиссёр Вл. И. Hемирович -Данченко.

Сцена из спектакля " Три сестры" А. П. Чехова. 1940. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко.

НЕМИРОВСКИЙ КОНГРЕСС 1737, мирные переговоры 16 авг.- 11 нояб. в укр. местечке Немиров (ныне посёлок гор. типа Винницкой обл.) между Россией и Австрией, с одной стороны, и Турцией - с другой, во время рус.-тур. войны (см. Русско-турецкие войны 18-19 вв.). Созван по предложению Турции под влиянием успехов рус. войск и вступления в войну Австрии. В ходе переговоров рус. делегация, возглавлявшаяся П. П. Шафировым, И. И. Неплюевым и А. П. Волынским, выдвинула программу из 6 пунктов: отмена всех прежних рус.-тур. договоров и заключение нового; переход к России Кубани, Крыма и земель между устьями Дона и Дуная; провозглашение Молдавии и Валахии независимыми княжествами под рус. протекторатом; свободное плавание рус. торг, кораблей по Чёрному м.; признание императорского титула рус. царей; добросовестное исполнение условия Карловицкого конгресса 1698-99 о неприкосновенности Речи Посполитой. Австрия, опасавшаяся усиления России в р-не Дунайских княжеств и, в свою очередь, претендовавшая на часть Молдавии, Валахии, Сербии и Боснии, не поддержала рус. требований. Австро-рус, противоречия укрепили позицию турок, к-рые готовились к наступлению на Балканах. H. к. окончился безрезультатно, воен. действия между Россией и Турцией возобновились.

НЕМИРОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ, крупнейшее из городищ (пл. св. 100 га) скифского времени в междуречье Днепра и Днестра; относится к 7-6 вв. до н. э. Расположено в 4 км от пос. Немиров в Немировском р-не Винницкой обл. УССР. Исследовалось M. И. Артамоновым в 1946-48. Обнесено мощным валом и рвом. Обитаемой была только часть H. г. (ок. 9 га), обнесённая вторым валом и рвом; остальная терр. использовалась для загона скота, а в воен. время могла быть убежищем для населения ближайших посёлков. Жители H. г. занимались земледелием и скотоводством и поддерживали тесные связи с Олъвией (найдены вещи ольвийского произ-ва). В 10-13 вв. на H. г. существовало славянское поселение. Лит.: Артамонов M. И., Южно-Подольская археологическая экспедиция, " Вестник ЛГУ", 1946, № 4-5; его же, Археологические исследования в Подолии, там же, 1947, № 12.

HЕMИTЦ Александр Васильевич [26.7(7.8).1879, с. Котюжаны, ныне Молдавской CCP, -1.10.1967, Ялта], советский военно-мор. деятель, вице-адмирал (1941). На флоте с 1896. Окончил Мор. корпус (1900), арт. офицерские классы (1903) и Мор. академию (1912). Служил на Черноморском флоте. В 1905 отказался участвовать в расстреле матросов транспорта " Прут", осуждённых за восстание. В 1906 выступал защитником на суде над участниками Севастопольского восстания 1905. Служил в Мор. Генштабе. Во время 1-й мировой войны 1914-18 в штабе Ставки верховного главнокомандующего; командовал канонерской лодкой " Донец" (1915), дивизионом эсминцев (1916), минной дивизией (1917). С авг. 1917 командующий Черноморским флотом, произведён в контр-адмиралы. С 1919 на Красном Флоте, в резерве Наркомата по воен.-мор. делам, с февр. 1920 по дек. 1921 командующий Мор. силами Республики. С 1924 для особо важных поручений при PBCP и одновременно на преподават. работе в Воен.-мор., а в 1926-28 и в Воен.-возд. академиях. С 1930 зам. инспектора ВМС РККА. В 1940-47 проф. кафедр стратегии и тактики Воен.-мор. и Воен.-возд. академий. С 1947 в отставке. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени.

НЕМКИ (Mutillidae), семейство жалоносных перепончатокрылых насекомых. Самцы крылатые; самки бескрылые, похожи на муравьев. Тело сильно хи-тинизировано и густо покрыто чёрными, красными, золотистыми и белыми волосками, к-рые создают узор из перевязей и пятен. Ок. 3 тыс. видов; распространены преим. в тропиках. Личинки паразитируют на личинках ос и пчёл. Самка H. проникает в гнездо насекомого-хозяина и откладывает яйцо на взрослую личинку. Личинка H. поедает личинку хозяина и окукливается в её ячейке. 1 вид H. паразитирует на куколках мухи цеце.

Немка Craspedopyga sarafschani, самка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.