Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Временная зависимость прочности. 40 страница






МИСТАКОКАРИДЫ (Mystacocarida), отряд (или подкласс) ракообразных. Тело червеобразное, дл. до 1 мм. Голова с обособленной передней частью - акро-ном. Антенны, щупики жвал и максилл, а также ногочелюсти служат для ползания. На 4 свободных грудных сегментах короткие нерасчленённые ножки. Брюшко из 6 сегментов, 5 из них лишены конечностей, последний заканчивается когте-видными придатками. М. раздельнополы; из яйца выходит личинка - мета-науплиус, к-рая 9 раз линяет, постепенно превращаясь во взрослого рачка. 1 род (Derocheilocaris) с 4 видами. Обитают в капиллярных ходах между мелкими (диам. до 0, 2 мм) песчинками на мор. пляжах, обычно немного выше уреза воды, но 1 вид (D. galvarini) найден на глубине 25 м. Питаются мелкими орга-нич. частицами. Способны выдерживать значит, колебания солёности и темп-ры. Найдены у побережий Юж. Европы, Юж. Африки, Сев. и Юж. Америки.

Мистакокарида Derocheilocaris rema"

МИСТАССИНИ (Mistassini), озеро в вост. Канаде. Пл. 2190 км2, глуб. до 120 м. Расположено на водоразделе Лаврентийскойвозв. Принадлежит к группе озёр, дающих начало р. Руперт. Ледостав с ноября по июнь. Богато рыбой. Вместе с оз. Альбанель входит в заповедную терр. Мистассини-резерв.

МИСТЕРИИ (от греч. mysterion - тайна, таинство), в античности тайные культы нек-рых божеств. В М. участвовали только посвящённые, т. н. мисты. М. состояли из ряда последовательных драматизированных действий, к-рые иллюстрировали мифы, связанные с божествами - объектами культа. Эти действия сопровождались определённым ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т. д. Возникли М. на почве культов древнейших божеств, олицетворявших умирающую и оживающую природу. С образованием классового общества нек-рые из этих культов обособились от офиц. религии и приняли характер тайных М. Первые М. восходят к древне-вост. обрядам (культы Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии). В Др. Греции М. засвидетельствованы с 7 в. до н. э. Из ранних М. наиболее известны Элевсинские М. (в честь богини плодородия Деметры и её дочери Персефоны-Коры), Орфические М. (осн., согласно традиции, мифическим певцом из Фракии Орфеем), Самофракийские М. (в честь покровителей мореходства Каби-ров). В Италии М., привнесённые с В. (М. Исиды, М. Аттиса, М. Кибелы, М Митры и др.), засвидетельствованы с< 2 в. до н. э. Около Помпеи обнаруже на Вилла М., в центр, помещении ко торой сохранились уникальные изобра жения сцен М. Мн. элементы поздне антич. М., прежде всего М. Исидь и Мптры, были заимствованы христианст вом и вошли составной частью в христ богослужение.

1. Элевсинские мистерии. Барельеф. 6 в. до н. э. Национальный музей. Афины.

2. Роспись Виллы мистерий близ Помпеи. 2-я пол. 1 в. до и. э.

Лит.: Н о в о с а д с к и и Н. И., Элевсин скне мистерии, СПБ, 1887; Kern О., Dii griechischen Mysterien der klassischen Zeit В., 1927; M a i u r i A., La villa dei misteri Roma, 1931; Kerenyi K., Die Mysteriei von Eleusis, Zurich, 1962.

МИСТЕРИЯ, жанр зап.-европ. религ театра эпохи позднего средневековья (14-16 вв.). Наибольшее развитие получи; во Франции. Содержание М. составлял! библейские сюжеты. Авторами произв были церк. служители, учёные-богосло вы, врачи, юристы. Сцены религ. харак тера чередовались с интермедиями -вставными комедийно-бытовыми эпизо дами. Представления М. организовыва лись гор. властями совм. с ремесленным! цехами во время гор. торжеств, обычш в ярмарочные дни, на площади. Несмотр) на руководство со стороны патрицианскю и церк. кругов, М. была массовым само деят. иск-вом. В ней постоянно сталки вались и сочетались религ. мистика i житейский реализм, вносимый испол кителями (гл. обр. любителями-горожа нами), набожность и богохульство. Ярюк образцы М.- " Мистерия страстей гос подних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.) " Мистерия об осаде Орлеана" (пост, после 1429). Усиление реалистнч. н ко медийных элементов вызывало нападки духовных и светских властей, а в 16 в. запрещение представлений М. В 19- 1-й пол. 20 вв. М. иногда ставятся в Обер-аммергау (Германия), в Париже перел собором Нотр-Дам. Иронич. осмысление ср.-век. М. отличает спектакль " История о преславном воскресении Миколая из Вильковецка" (1962, " Театр наро-довы", Варшава).

М. с 10 в. существовала также в Иране, где входила в религ. обряд шахсей-вах-сей. От неё ведёт начало один из видов перс, трагедии - тазийе.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1. М., 1956.

МИСТИ (Misti), действующий вулкан в Зап. Кордильере (Анды), на Ю. Перу. Вые. 5821 м. Правильный конус; выше 5400 м покрыт вечными снегами. Последнее извержение в 1870. У подножия М.-г. Арекипа.

МИСТИИ, м и с т о т ы (греч., ед. ч. misthios, misthotes, misthotos, от mis-thos - заработная плата), наёмные работники в Византии. Термин " М." ведёт начало от антич. времени, когда он обозначал несамостоят. свободных работников (как арендаторов, так и наёмных работников). В Византии М. занимали и на с.-х. работах (во владениях светских феодалов и монастырей), и в городе в ремесленных мастерских. Срок найма в мастерских в 10 в. ограничивался месяцем, зарплату М. получали подённо или за месяц вперёд. Были случаи (с 13 в.), когда М., получая от землевладельца небольшой участок земли, превращались в зависимых крестьян (про-скафименов).

Лит.: Сюзюмов М. Я., О наёмном труде в Византии, " Уч. зап. Уральского гос. ун-та", 1958, в. 25; его же, Трудовые конфликты в Византии, в сб.: Византийские очерки, М., 1971; Каждая А. П., Рабы и мистии в Византии IX-XI вв., " Уч. зап. Тульского пед. ин-та", 1951, в. 2.

МИСТИКА (от греч. mystikos - таинственный), религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного " единения" с абсолютом, а также совокупность теологич. и филос. доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

Мировоззренч. основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют - это личный бог, и " единение" с ним - это диалогич. " общение", к-рое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях " общение" может переосмысляться как " слияние" (так, исламский мистик аль-Хал-ладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал " я есмь Истинный", т. е. бог). Наконец, в системах нетеистич. М. место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, " единое" неоплатонизма и т. п.). Однако все мистич. доктрины имеют нек-рые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из к-рых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср. " благородное молчание" буддистов). Теология М. обозначается в христ. традиции как " отрицательная" (" апофатическая", " негативная"), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердит, характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизич. упражнений (дхьяна и йога в инд. системах М., " умное делание" православных монахов), обычно включающую гипнотич. сосредоточение ума на простейших фигурах (" янтры" и " мандалы" в инд. традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов (" мантры" индуизма, " молитва Иисусова" в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отд. словах и т. д. В нек-рых системах М. для таких " медитаций" рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными - от бешеной пляски дервишей до тихого " умиления" христ. аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в нек-рых видах гностицизма и тант-ризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этич. и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологич. шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологич. состояния, " посвящаемому" ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству " посвящённого", к-рый испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа " гуру" в индуизме, " пира" в суфизме, " старца" в исихазме, " цаддика" в хасидизме.

Хотя историч. аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастич. культах, имевших целью экстатич. снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собств. смысле возникает лишь тогда, когда религ. умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознат. отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с филос. и логич. культурой - в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи обществ, кризисов: крушение Рим. империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец средневековья в 13-14 вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17-18 вв. (кружки янсе-нистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определённых историч. условиях М. становилась формой протеста против церк. и социальной иерархии (такова, напр., роль М. в мировоззрении плебейских сект времён Крестьянской войны в Германии). При др. историч. условиях парадоксы М. давали импульс идеали-стич. диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие идей М. в классич. нем. идеализме, называл нем. мистика Я. Бёме "...предвестником грядущих философов..." - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 574). В условиях кризиса совр. бурж. общества в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектич. и наукообразные системы внеконфессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения " мистич. опыта" - от старомодных спиритич. сеансов до радений хиппи. Мистич. мотивы присущи мн. течениям совр. идеалистич. философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рациона-листич., " сциентпстских" (см. Сциентизм) направлениях, как неопозитивизм (интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род " апофатиче-ской" М., аналог " благородному молчанию" буддистов).

Марксизм-ленинизм рассматривает М. как превратную форму отражения реального мира, несовместимую с научным, материалистич. мировоззрением, как бегство от противоречий обществ, бытия человека.

Лит.. 'Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Otto R., West-ostliche Mystjk, 2.Aufl., Gotha, 1929; Suzuki D. Т., Mysticism. Christian and Buddhist, L., 1957; Scholem G., Die iudische Mystik in ihren Hauptstromungen, Z., 1957.

С. С. Аверинцев.

МИСТИФИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ, литературные произведения, авторство к-рых нарочито приписано их сочинителями другому лицу (реальному, иногда вымышленному) или нар. творчеству; мистификация предполагает создание стилистич. манеры и творч. образа мнимого автора. М. л. чаще имели место в переломные для лит-ры и обществ, мысли эпохи. В 1817-23 для поддержки идеи нац. возрождения 'чехов под видом нар. эпоса были обнародованы " Краледворская рукопись" и " Либушин суд", списки к-рых якобы обнаружил филолог В. Ганка. Стремление вывести лит-ру из тесного русла традиц. мотивов и форм вызвало мистификацию Дж. Макфер-сона, к-рый издал в 1760-63 романтич. произведения, приписанные им шотл. барду Оссиану, по преданию жившему в 3 в. Предромантич. по духу " поэмы Оссиана" до разоблачения мистификации успели оказать влияние на мн. европ. лит-ры. П. Мериме в 1825 издал романтич. пьесы под именем выдуманной исп. актрисы Клары Гасуль, а в 1827 - сб. " Гузла", приписанный вымышленному серб, сказителю И. Маглановичу. 11 песен этого сборника в 1835 переложил А. С. Пушкин (" Песни западных славян").

Портрет П. Мериме работы Э. Ж. Делеклюза (1825). Рядом - Мериме в виде Клары Гасуль (художник тот же).

В России ряд М. л. появился в 19 в. Крупные писатели и учёные (А. С. Пушкин, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев) становились их жертвами, принимая поддельные " древние" рукописи, псевдомемуары, " неизвестные" варианты произведений за подлинные. Своеобразной М. л. была лит. маска Козьмы Пруткова.

Один из видов М. л.- выдача оригинального сочинения за перевод - часто служил средством политич. конспирации и притупления бдительности цензуры (псевдопереводы Н. А. Некрасова " Из Ларры", " Из Барбье").

Раскрытие М. л. производится средствами текстологич. критики текста. Социальный генезис и тенденциозность в М. л. выражены, как правило, откровеннее, чем в обычных произв.; часто выдают анахронизмы, языковые несоответствия и т. п. Мн. М. л. представляют не только историч. интерес, но и эстетич. ценность.

Лит.. Л а н н Е., Литературные мистификации, М.- Л., 1930; Масанов Ю. И., В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок, М., 1963; Берков П. Н., О людях н книгах, М., 1965 (есть библ.). А. Л. Гришу нын.

МИСТИФИКАЦИЯ (от греч. mystes -посвящённый в тайну, знающий таинства и лат. facio - делаю), намеренное введение к.-л. в заблуждение, обман ради шутки или с др. целью.

МИСТИЦИЗМ, умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатич. способом, каковой усматривается в мистике. В качестве филос. доктрины М. представляет собой, т. о., разновидность интуитивизма и иррационализма.

Г. Мистраль.

Ф. Мистраль.

МИСТРА (Mystras), средневековый город в Греции, в 5 км от Спарты. Крупный центр поздневизантийской культуры. Основан в 1249 крестоносцами. В 14-15 вв. столица Морейского деспотата. В 1460 взята турками, с кон. 18 в. заброшена. Среди руин М., живописно расположенных на склоне холма, - остатки крепости (13 в.), дворца (13-15 вв.), ср.-век. жилой застройки (размещённой по сторонам зигзагообразной главной улицы). Многочисленны монастырские церкви 13-15 вв.: Митрополия (Айос-Деметриос), Афендико (Одигитрия), Пантанасса (все три сочетают базиликаль-ный и крестово-купольный типы), Айос-Теодорос (св. Фёдора; илл. см. т. 5, табл. I, стр. 48-49), Перивлепта.

Лит.: Медведев И. П., Мистра. Очерки истории и культуры поздневизан-тийского города, Л., 1973.

Мистра. Церковь Пантанасса. 1428.

МИСТРАЛЬ (Mistral) Габриела (псевд.; наст, имя и фам. Лусила Г о д о и Алькаяга, Godoy Alcayaga) (7.4. 1889, Викунья, пров. Кокимбо, - 10.1. 1957, Хемпстед, шт. Нью-Йорк), чилийская поэтесса. Род. в семье школьного учителя. Была учительницей, деятельницей нар. просвещения. С 1924 на дип-ломатич. службе в Италии, в 1933-35 в Испании, в 1935-37 в Португалии, в 1938-46 в Бразилии, США; с 1946 участвовала в работе Лиги Наций, позднее ООН. Ещё до выхода первой книги " Отчаяние" (1922) завоевали известность стихи М., к-рые с 1903 печатались в провинциальных газетах; в них нашли выражение сокровенные чувства женщины - мучительная любовь, неутолённая жажда материнства. Второй сб. М.-" Тала" (1938) свидетельствовал о расширении её поэтич. диапазона; исповедь мятущейся души вобрала в себя мысли и чувства простых людей Лат. Америки. Одной из первых на континенте М. сделала достоянием поэзии мироощущение индейцев, соединив традиции исп. стиха с первобытно свежей, анимистич. образностью. В 1954 опубл. последний сб. стихов - " Давильня". В ст. " Проклятое слово" (1950) М. призывала к борьбе за мир. Нобелевская пр. (1945).

Соч.: Poesias completes, Madrid, 1958; Anthologia, Santiago de Chile, 1957; в рус. пер. -Стихи, пер. [и предисл.] О. Савича, М., 1959; Лирика, пер. [и предисл.] О. Савича, М., 1963.

Лит.: Н е р у д а П. [Предисл. к стихам Г. Мистраль], " Иностранная литература", 1958, №1; Основах Л., Поэзия Г. Мистраль, " Новый мир", 1960, № 3; М о n s a 1-ve J., G. Mistral, La errante solitaria. Biografia, Santiago de Chile, 1958; Ladrdn de uevara M., G. Mistral, rebelde magni-fica, B. Aires, [1962]; A 1 e g r i a F., Genio у figura de Gabriela Mistral, [B. Aires, 1966]. Л. С. Ocnoeam.

МИСТРАЛЬ (Mistral) Фредерик (8.9. 1830, Майан, деп. Буш-дю-Рон, - 25.3. 1914, там же), провансальский поэт. Сын землевладельца; окончил юридич. ф-т в Эксе. Художеств, вкусы М. сложились под влиянием фольклора, ср.-век. и новой поэзии Юга Франции. Его учителем и другом был Ж. Руманиль. Стихи М., периодически публикуемые с 1848 в газ. Авиньона " Коммуна", были впервые собраны в антологии " Провансальцы" (1852). М.- один из вождей движения фелибров, возрождавших прованс. язык и лит-ру, редактор альманахов и составитель прованс.-франц. словаря " Сокровище Фелибрижа" (1879-87). Поэма М. " Мирейо" (1859) восхитила А. Ламар-тина, А. де Виньи, В. Гюго, А. Доде и др. Для творчества М. характерны богатство фольклорного материала, романтичность. Мастерство М., его вклад в развитие нац. лит-ры и языка, обществ.-культурная деятельность принесли известность поэту и за пределами родины. Нобелевская пр. (1904).

С о ч.: CEuvres poetiques completes, t. 1 -2, ed. P. Rollet, [Aix-en-Provence, 1966]; в рус. пер.- Магали, пер. Б. Бер, " Вестник Европы", 1892, [№ 5).

Лит.: Луначарский А. В., Мистраль, Собр. соч., т. 5, М., 1965; III и ш м а-р е в В. О., Фредери Мистраль, в его кн.: Избр. статьи. История итальянской литературы..., Л., 1972; Кончаловская Н., Там, где всегда Мистраль, " Октябрь", 1973, №4; Daudet A., Ecrivains et artistes, t. 1, P., [1927]; Pelissier J., Frederic Mistral au jour le jour, Aix-en-Provence, 1967; Place G., F. Mistral, P., [1969] (имеется библ.).

М. А. Гольдман.

МИСТРАЛЬ (франц. mistral), сильный и холодный сев.-зап. ветер, дующий иногда с Севенн на Средиземноморское побережье Франции. Отмечается вблизи устья Роны между гг. Монпелье и Тулон. Бывает во все времена года, но особенно зимой. Имеет сходство с борой.

МИСУРАТА, город на С.-З. Ливии, адм. ц. провинции Мисурата. Ок. 70 тыс. жит. Крупный порт (Мисурата-Марина, в 10 км от города). Шоссейными дорогами соединён с нас. пунктами побережья и внутр. р-нов. Важный центр торгово-тран-зитных операций, ремесленного произ-ва и пищ. пром-сти.

МИСХОР, приморский климатич. курорт на Южном берегу Крыма, в 13 км к 3. от Ялты, с к-рой соединён шоссе. Санатории, дома отдыха, пансионаты, леч. пляж.

МИСЬОНЕС (Misiones), провинция на С.-В. Аргентины. Пл. 29, 8 тыс. км2. Нас. 443 тыс. жит. (1970). Адм. центр -г. Посадас. Находится в области влажных субтропиков. Осн. р-н страны по выращиванию чая (гл. обр. парагвайского чая - йерба-мате), тунгового дерева, цитрусовых. Пром-сть по переработке с.-х. сырья и лесная.

МИТА (исп. mita, на яз. индейцев кечуа - обязательная очерёдность), одна из форм принудит, труда в сел. общин. древнего Перу, при к-рой выделение лш на обществ, работы (в рудниках, в с х-ве, на стр-ве) производилось путёл жеребьёвки. Исп. завоеватели Лат. Аме рики сделали М. составной частью системы феод.-крепостнич. эксплуатации в своих колониях. М. была формально отменена в 18 в., но фактически сохранялась и в дальнейшем, что явилось одной из причин массовой смертности среди индейского населения. М. как пережиток докапиталистич. отношений встречается в ряде андских стран Лат. Америки.

МИТАВА, прежнее название г. Елгава в Латв. ССР.

МИТАННИ, Ханигальбат, древнее гос-во в сев. Месопотамии (терр. совр. сев. Сирии). Сложилось, по-видимому, в 16 в. до н. э.; население его состояло из хурритов и семитов, официальными языками были аккадский и хурритский, цари носили индоиранские имена; возможно, что династия происходила с Иранского нагорья. Войско М. владело высокой техникой коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и позволило династии М. объединить мелкие хурритские племенные группы Месопотамии и подчинить семитские (аморей-ско-аккадские) города-гос-ва. В период расцвета М. стояло во главе аморфного союза мелких царств и городов-гос-в, от побережья Средиземного м. и гор Малоазийского Тавра до окраинных гор Ирана. В 15 в. до н. э. уступило земли к 3. от р. Евфрат Египту и восстановило с ним дружественные отношения, поддерживавшиеся династич. браками (переписка Тушратты, царя М., с егип. фараонами Аменхотепом III и Эхнато-ном, 14 в. до н. э.). Междоусобная борьба, возникшая после смерти Тушратты, привела к вмешательству царя хеттов Суппилулиумаса I, и М. потеряло поли-тич. значение, а затем было окончательно уничтожено в течение 13 в. до н. э. Ассирией, ранее зависевшей от М. Кроме писем Тушратты, найденных в Египте, письменных памятников из собственно М. не дошло, но сохранились гос. и частные деловые архивы из зависимых от М. мелких царств - Алалаха (раскопки городища Тель-Ачана в сев. Сирии), Аррапхи (раскопки на терр. совр. Киркука) и Нузы (раскопки городища Иор-ган-Тепе в Ираке); они дали исключительно важные сведения по истории древней общины.

Лит.: Дьяконов И. М., Предыстория армянского народа, Ер., 1968; его же, Арийцы на Ближнем Востоке: конец мифа, " Вестник древней истории", 1970, № 4; Я н-ковская Н. Б., Землевладение больше-семейных домовых общин в клинописных источниках, " Вестник древней истории", 1959, № 1; е ё же, Communal Self-Government and the King of Arrapha, " Journal of the Economic and Social History of the Orient", 1969, v. 12, pt 3; Kammenhu-b е г A., Die Arier im Vorderen Orient, Hdlb., 1968.

И. М. Дьяконов.

МИТИЛИНИ (Mytilene), город в Греции, гл. порт на о. Лесбос в Эгейском м. 23, 4 тыс. жит. (1971). Произ-во оливкового масла, вина, табака, текст, изделий, кож и мыла, обработка фруктов (преим. на вывоз).

В античное время - крупный полис (город-гос-во) Митилена. В 493 до н. э. (во время греко-персидских войн) был захвачен персами. Входил в Делосский союз после 478/477. В 428 до н. э. в М. произошло восстание граждан против афин. гегемонии. Афиняне жестоко расправились с М. (1 тыс. чел. была казнена, стены города срыты, часть гор. терр. конфискована и на ней посажено ок. 3 тыс. афин. клерухов, флот передан Афинам). В эпоху эллинизма город переживал упадок, возродился только в период ранней Рим. империи. М.-родина поэтов Алкея и Сапфо.

МИТИН Марк Борисович [р. 22.6(5.7). 1901, Житомир], советский философ и обществ, деятель, акад. АН СССР (1939). Чл. КПСС с 1919. Окончил филос. отделение Ин-та красной профессуры (1929). Зам. директора Академии коммунистич. воспитания, зам. директора Ин-та философии, гл. редактор журн. -" Под знаменем марксизма" (1930-44), директор ИМ Л при ЦК КПСС (1939-44). В 1950-56 шеф-редактор газ. " За прочный мир, за народную демократию", в 1956-60 пред, правления Всесоюзного об-ва по распространению политич. и науч. знаний, в 1960-67 гл. редактор журн. " Вопросы философии", с 1967 пред. Научного совета по проблемам зарубежных идеологич. течений при Секции обществ, наук Президиума АН СССР. Осн. труды посвящены проблемам ленинского этапа в развитии марксистской философии, партийности философии, вопросам теории roc-ва и социалистич. демократии, проблемам гносеологии (теория отражения, роль знаковых систем в познании и др.); исследованию истории философии, критике бурж. идеологии и оппортунистич. концепций. Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании " Истории философии" (1940-43). На 18-20-м съездах партии избирался чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 др. орденами, а также медалями. Соч.: Гегель и теория материалистической диалектики, М., 1932; Боевые вопросы материалистической диалектики, [М.], 1936; К столетию " Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, [М.], 1948; За материалистическую биологическую науку, М.- Л., 1949; Историческая роль В. Г. Плеханова в русском и международном рабочем движении, М., 1957; Философия и современность, М., 1960; Опыт Октября и закономерности социалистической революции, [М., 1967]; В. И. Ленин и актуальные проблемы философии, М., 1971.

МИТИНСКИЙ Николай Николаевич [20.12.1873 (1.1.1874) - 24.10(6.11). 1912], русский учёный в области строит, механики. Окончил в 1897 Петерб. ин-т инженеров путей сообщения. Преподавал в Петерб. горном ин-те (1899-1906). С 1904 проф. Петерб. электротехнич. ин-та, с 1905 одновременно Ин-та инженеров путей сообщения. Автор ряда трудов по строит, механике, в т. ч. курса " Строительная механика. Сопротивление материалов" (1905-11). По проектам М. и под его руководством на Петерб.-Моск. ж. д. было осуществлено переустройство петерб. ж.-д. узла, построены новая сортировочная станция, финляндская и портовая соединит, ж.-д. ветки, ряд новых мостов, металлич. покрытий и др. инж. сооружений. М. был одним из пионеров электрификации ж. д. в России. Редактировал журн. " Известия собрания инженеров путей сообщения". Соч.: Собрание избранных сочинений по строительной механике, СПБ, 1913.

МИТКАЛЬ (от перс, меткал), суровая тонкая хл.-бум. ткань полотняного переплетения. М. используется как полуфабрикат в произ-ве клеёнки, дерматина и др. В результате соответствующей отделки из М. получают ситец и бельевые ткани - мадаполам, муслин и др.

МИТКЕВИЧ Владимир Фёдорович [22.7(3.8).1872, Минск, - 1.6.1951], советский электротехник, акад. АН СССР (1929; чл.-корр. 1927), засл. деят. науки и техники РСФСР (1938). В 1895 окончил Петерб. ун-т, в 1896-1905 преподавал в Петерб. горном ин-те, в 1902-38 - в По-литехнич. ин-те в Ленинграде (с 1909 профессор). Участвовал в разработке плана ГОЭЛРО; в 1921-37 возглавлял Особое технич. бюро по воен. изобретениям Наркомата обороны СССР; с 1938 работал в АН СССР. Осн. труды посвящены изучению электромагнитных явлений, проблем проводной и беспроводной связи, передачи электрич. энергии; М. первым предложил расщепление фаз для высоковольтных линий электропередачи (1910). М.- автор неск. курсов по теоретич. основам электротехники. Гос. пр. СССР (1943). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: О вольтовой дуге, СПБ, 1905; Физические основы электротехники, 3 изд., Л., 1933; Магнитный поток и его преобразования, М.- Л., 1946.

Лит.: Владимир Фёдорович Миткевич, М.- Л., 1948 (АН СССР. Материалы к библиографии ученых СССР. Сер. технических наук. Электротехника, в. 2); Нейман Л. Р., Академик Владимир Фёдорович Миткевич, его труды и прогрессивные идеи. К 100-летию со дня рождения, " Электричество", 1972, № 8.

Л. Г. Давыдова.

МИТЛА (Mitla, сапотекское назв.-И о о п а а), один из древнейших культу рно-политич. центров на Ю. Мексики (терр. совр. шт. Оахака). М. возникла в 8 в. до н. э., но древнейшая история поселения почти неизвестна. В 10-14 вв. М. была центром сапотекской культуры (см. Сапотеки). В 15 в. её захватили миштеки, создавшие здесь замечат. ар-хит, памятники - дворцы, храмы, подземные гробницы и др. Отличительная черта декора зданий М.- применение мозаичных панелей, украшавших внутр. и наружные стены. Плоские деревянные перекрытия сооружений поддерживались кам. монолитными колоннами. Узкие полоски фресок над дверными проёмами изображали сцены из миштекской мифологии. Перед исп. завоеванием в 16 в.

М. снова стала сапотекской, в ней жил верховный жрец сапотеков Уиха-тао. В дальнейшем М. была частично разрушена испанцами, построившими здесь католич. церковь. Руины М. исследовались с кон. 19 в. (У. Холмс, Э. Зелер, А. Касо, И. Берналь и др.).

Лит.: Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962.

Храм в Митле. 15 в.

М. Б. Митин.

В. Ф. Миткевич.

МИТО, город в Японии, в центр, части о. Хонсю. Адм. ц. префектуры Ибараки. 174 тыс. жит. (1970). Трансп. узел. Предприятия пищевкусовой (муком., консервные, кондитерские изделия, сакэ) и текст, (шёлкомотание) пром-сти. Метал-лургич. и станкоинструмент. з-ды. Ботанический сад.

МИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЛУЧИ, ультрафиолетовые лучи малой интенсивности с дл. волны 1900-3250 А; продуцируются клетками и тканями растений и животных. Открыты в 1923 А. Г. Гурвичем, показавшим способность М. л. стимулировать деления клеток - митозы (отсюда название). Биол. действие М. л. обусловлено возникновением в клетках под их влиянием цепных химич. процессов. М. л. обнаруживаются при ферментативных реакциях в организме и в бесклеточных системах с помощью биол. индикаторов (по усилению деления клеток), а также высокочувствит. фотоэлектронными умножителями. Анализ спектров М. л. обнаруживает их зависимость от физиологического состояния исследуемых объектов; при некоторых патологических состояниях организма интенсивность М. л. изменяется. В связи с противоречивыми результатами экспериментального изучения М. л. факт их существования не является общепризнанным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.