Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура и изобразительное искусство. От эпохи неолита сохранились остатки глинобитных полуземлянок, глиняные сосуды (гладкие, с гребенчатым






От эпохи неолита сохранились остатки глинобитных полуземлянок, глиняные сосуды (гладкие, с гребенчатым, волнообразным орнаментом и др.). От первых веков до нашей эры остались погребальные сооружения (дольмены, могилы в форме ящика и т. д.), а также металлич. орудия и глиняные сосуды со штампованным орнаментом. Высокая художеств. культура К., оказавшая значит, воздействие на иск-во Японии и, в свою очередь, воспринявшая влияние Китая, сложилась, по-видимому, в начале нашей эры в период трёх гос-в (Когурё, Пэкче Силла). На терр. гос-ва Когурё сохранились гробницы (3-7 вв.) в Анаке (ок Пхеньяна) и др., часто в виде монументальных подземных сооружений, обшитых деревом (в 4 в.) либо сложенных из кам. плит и кирпича (в 5-7 вв.). Погребальные помещения состоят из одной или нескольких камер с монолитными колоннами и ступенчатыми квадратными потолками. Стены и потолки этих погребений покрыты росписями (минеральными красками по сухому грунту), включающими портреты, бытовые сцены. Среди памятников эпохи трёх гос-в, сохранившихся на терр. гос-ва Силла, - астрономич. башня Чхомсондэ близ Кёнджу (7 в.). типа огромной бутыли, сложенной из гранитных блоков. Декоративное иск-во этого периода представлено глиняными неглазурованными сосудами (иногда в виде всадников на коне, домов и т. д.), изделиями из металла (бронзовые зеркала, золотые короны правителей и др.), декоративными кирпичами с тиснёными изображениями демонич. масок, птиц, элементов пейзажа. Объединение К. к 8 в. в гос-во Силла способствовало новому подъёму культуры. Интенсивно строились города (в т. ч. столица Кёнджу), в к-рых приёмы регулярной застройки, учёт рельефа местности, умелое использование окружающего пейзажа перекликались с кит. градостроительством. Распространение буддизма (к-рый с 6 в. стал офиц. религией Силла) вызвало стр-во кам. храмовых ансамблей и пагод [пещерный храм Соккурам (742-764), комплекс Пульгукса (751, перестроен в 1350) с пагодами Таботхап (751) и Соккатхап (761) - всё близ Кёнджу]. Эти постройки отличались простотой и лаконичностью форм. В скульптуре 7-10 вв. нашли отражение каноны буддийской пластики Индии и Китая, соединившиеся в К. с особой одухотворённостью образов и мягкостью форм (бронз., позолоч. статуя Майтреи - Будды будущего, нач. 7 в.; гранитная статуя Будды и горельеф бодхисатвы Ква-ным из храма Соккурам - 8 в.). Монументальность грубо обобщённых форм присуща найденным ок. погребений в Кёнджу кам. статуям воинов, животных и др. Декоративно-прикладное иск-во в этот период представлено разнообразными видами: обработкой камня, металла, шёлкоткачеством, произ-вом лаковых изделий, плетением из волокон бамбука и травы и др. В эпоху гос-ва Коре (918- 1392) строятся пагоды усложнённых форм [пагода Хёнмётхап храма Попчхонса в Хан-соне (ныне Сеул), 1085], комплексы культового характера (монастырь Согванса в р-не Анбёна, пров. Хамгён-Намдо, 1386; разрушен в 1950-53) и светского характера [дворец правителей Манвольдэ в Сондо (ныне Кэсон), 918, разрушен в 1361]. Для архитектуры этой эпохи характерно богатство декоративного убранства. Значит, развитие получила монументальная скульптура (кам. статуя Будды Майтреи, 10 в., у. Понсан, пров. Чхунчхон-Намдо), распространялась живопись тушью и водяными красками на свитках. Расцвета достигло произ-во знаменитых изделий из каменной массы (украшенных инкрустацией из чёрной и белой глины, покрытых голубовато-зелёной глазурью) и фарфоровых (украшенных рельефами и расписными узорами).

При династии Ли (1392-1910) возникают великолепные дворцовые ансамбли (Кёнбоккун в Хансоне, 1394, разрушен в 16 в., восстановлен в 19 в., вновь разрушен в 1950-53), состоящие из небольших построек, объединённых дворами и украшенных резьбой по дереву и камню; использовались живописный рельеф местности, полихромия. Чертами пышности и роскоши отмечены и культовые сооружения: монастырь Тхондоса (16 в., у. Янсан, пров. Кёнсан-Намдо), пагода монастыря Вонгакса в Хансоне (1467). Нар. жилище К.-низкий одноэтажный дом (из камня, глины, дерева) с террасой и своеобразной отопит, системой под полом (" ондоль").

В развитии изобразит, иск-ва значит, роль играло основанное при дворе в кон. 14 в. учреждение Тохвасо, выполнявшее роль академии живописи. В 15-17 вв. выдвинулись крупнейшие пейзажисты АН Ген, Кан Хи АН, Ким Сик, Чон Сон, жанрист Юн Ду Со, мастер жанра " цветы-птицы" Ли Ам. В18в. работали жанристы, пейзажисты и портретисты - представители демократич. направления - Ким Хон До, Ким Дык Син, Син Юн Бок, а также анималисты Сим Са Джон, Пен Сан Бёк. Значительные мастера 19 в., работавшие в традиц. жанре " цветы-птицы", - Чан Сын Оп, Нам ГеУ. В кон. 19 в. появилась масляная живопись. В 15-19 вв. продолжало совершенствоваться произ-во фарфора, керамики (с росписью кобальтом).

В период япон. колон, господства (1910-45) сооружались здания под влиянием стилей европ. архитектуры того времени, а также япон. зодчества. В это время работали скульптор Ким Бок Чин (один из первых руководителей Корейской федерации пролетарского иск-ва, 1925-35) и др. прогрессивные художники, правдиво отражавшие в своих произв. борьбу кор. народа за независимость.

Илл. см. на вклейках к стр. 97 и табл. VI, VII (стр. 144-145).

Лит.: Ким Джен Хи, Архитектура корейского народа, в сб.: Советская архитектура, № 2, М., 1952; Глухарева О. Н., Искусство Кореи, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М-, 1961; её же, Архитектура Кореи, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л.-М-, 1971; Корейское классическое искусство. Сб. ст., М., 1972; Ким Ен Юн, Хангук сохва инмён саджон (Биографический словарь корейских каллиграфов и художников), Сеул, 1959; FormanW., BafinkaJ., Alte koreanische Kunst, [Praha, 1962]; Me Cune E., The arts of Korea. An illustrated history, Tokyo, 1962; Kim Che-won, Kirn Won-yong, The arts of Korea. Ceramics. Sculpture. Gold, bronze and lacquer, L., 1966. О. Н. Глухарёва.

Музыка

Ладовое строение кор. музыки основано на пентатонике с элементами диатоники и хроматизма, она близка др. странам Д. Востока. Становление традиц. муз. форм относится к 3-9 вв. н. э. К концу этого периода при дворе имелись хоровые и инструм. ансамбли, давались представления с музыкой и пением. Значительной была деятельность создателя мн. инструментов (в т. ч. комунго - 6-струнный щипковый инструмент типа лютни) Ван Санака (6 в.), певца и автора более 200 композиций Урыка (кон. 6 в.), сконструировавшего каягым. Этот инструмент получил в К. наибольшее распространение. В числе учеников и продолжателей Урыка - Кего, Мандок, Нимун (все в 6 в.), Ок По Го (8 в.) и др. В 14-16 вв. в столице выступали большие оркестры и хоры, работали мн. крупные музыканты, известные за пределами К. Много сделал для развития кор. музыки Пак Ён (15 в.), к-рый основал первое муз. уч.заведение, классифицировал древние инструменты и был известным исполнителем придворной и нар. музыки. В 1432 была введена новая каноническая придворная музыка н создана своеобразная система нотной записи, благодаря к-рой сохранились старинные мелодии. В 1493 Сон Хён и др. составили кор. муз. энциклопедию " Акхак квебом" (" Основы музыкознания ").

Со 2-й пол. 16 в. начался период упадка, вызванный войнами и нашествиями извне. Развились гл. обр. жанры нар. песен. Возрождение музыки в 17 -18 вв. связано с песенным сказом пхансо-ри, выдающимися исполнителями к-рого были Ха Хан Дам, Чхве Сон Даль, Квон Сам Дык. К сер. 19 в. была разработана система голосоведения (по мелодиям пхансори). Во 2-й пол. 19 в. из пхансори возник жанр нар. муз. драмы чхан-гык, впоследствии развившийся в нац. оперу. Его создателем был Син Джэ Хё, положивший на музыку классич. нар. драмы и собственные пьесы. Среди музыкантов этого периода получили известность дирижёр Мун Джа Док, исполнитель на каягыме Ким Джан Джо. В нач. 20 в. в К. стала постепенно проникать европ. музыка. Однако начавшееся в 1910 япон. колон, господство резко затормозило развитие муз. культуры до 1945.

Лит.: К eh С h. S., Die koreanische Musik, Strassburg. 1935; Boots J. L., Korean musical instruments and an introduction to Korean music, " Transactions of Korea Branch of the Royal Asiatic Society", 1940, t. 30. M.M. Яковлев.

Театр

Элементы драматич. действия присутствовали в древних обрядах и играх, связанных с ритуальными празднествами. В их основе - аллегорич. воспроизведение явлений природы, трудовых процессов. В период трёх гос-в формировалось иск-во танца в маске-тхальчхум. В 14- 15 вв. возник нар. театр масок - камён-гык и театр кукол - инхёнгык. В ср. века становлению нар. театра способствовала деятельность квандэ (гистрионов), с к-рыми связано развитие жанра пхансори. Становление проф. кор. театра происходило в 19в. и связано с именем Син Джэ Хё. В 1911 осн. театр " Хёксиндан" (" Труппа реформ"). В 1921 кор.студенты, обучавшиеся в Японии, создали труппу " Союз драматич. иск-ва". В 1930 были созданы в Пхеньяне пролет, театр " Ма-чхи" (" Молот") и в Тэгу -" Уличный театр", в 1931 в Кэсоне - " Массовый театр", в 1932 в Масане - Об-во драма-

гич. иск-ва, в 1932 в Пхеньяне - " Театр будущего" и др.

В период япон. колон, господства деятельность нац. театров была ограничена и строго контролировалась япон. цензурой. В. П. Пак.

Кино

Первый фильм был снят в 1921. Во 2-й пол. 20-х гг. поставлены кинокартины, отразившие тяжёлую жизнь народа (" Бродяга", 1927, " Сумеречная улица", " Мрачный путь", обе в 1928, и др.). Большое значение для дальнейшего развития нац. прогрессивного киноискусства имело творчество режиссёра, сценариста и актёра На Ун Гю, к-рый в фильмах " Ари-ран" (1926), " В поисках любви" (1928), " Паром без хозяина" (1932) и др. выразил протест против колон, гнёта, социальной несправедливости. В сер. 30 - нач. 40-х гг. в обстановке подавления нац. культуры кор. кинематография, находясь под япон. контролем, не развивалась, на экранах демонстрировались гл. обр. нем., итал. и япон. кинокартины.

III. КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, КНДР (кор. - Чосон минджуд-жуый инмин конхвагук)

Общие сведения

КНДР - социалистич. гос-во. Расположено в сев. части Корейского п-ова и частично на материке. Пл. 121, 2 тыс. км2. Нас. 14, 3 млн. чел. (1971, оценка). Столица- г. Пхеньян. (Карты см. на вклейке к стр. 160). В адм. отношении территория разделена на провинции: Пхёнан-Намдо, Пхенан-Пукто, Чагандо, Янгандо, Хамгён-Пукто, Хамгён-Намдо, Хванхэ-Намдо, Хванхэ-Пукто, Канвондо; города центр, подчинения - Пхеньян, Чхонджин, Ха-мхын, Кэссн - выделены в особые адм. единицы и приравнены к провинциям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.