Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Печать, радиовещание, телевидение 1 страница






Осн. газеты и журналы, издававшиеся в Пномпене в 1971: чРепюбликен" (" Re-publicain"), ежедневная газета, тираж 6 тыс. экз., выражает мнение офиц. правительств, кругов; " Курье пномпенуа" (" Courrier Phnompenhois"), ежедневная газета, с 1969, тираж 5, 5 тыс. экз.; " Реа-лите камбоджьен" (" Realites Cambod-giennes"), политич. еженедельник, тираж 3 тыс. экз.; " Камбодж нуво" (" Cam-bodge nouveau"), ежемесячный журнал, тираж 4 тыс. экз.

В Пномпене находится информац. агентство Ажанс Кхмер де Пресс (осн. в 1951); радиопередачи на зарубежные страны ведутся на франц., англ., трёх диалектах кит. яз., вьетнамском, лаосском, тайском яз. Работает (с 1966) телевизионная станция, к-рая ведёт передачи 2-3 раза в неделю по 2 программам (кхмерской и французской).

Патриотич. силы К. имеют с 1970 свои органы информации - информац. агентство Ажанс Кхмер д'энформасьон, выпускает " Бюльтен д'энформасьон дю фронт юни насьональ дю Кампучиа" (" Bulletin d'lnformation du Front Uni National du Kampuchea"), и радиостанцию - Голос Нац. единого фронта К.

Ю. Я. Михеев.

X. Литература и искусство

Первые известные памятники камбодж. лит-ры доангкорского периода (2-9 BB.) представлены санскритскими надписями на стенах в храмах Вокань (терр. совр. Вьетнама, 3 в.) и Тонле-Бати (6 в.). К нач. 7 в. восходят надписи на др.-кхмерском яз. Ангкорский период (802- 1433) характеризуется общим расцветом кхмерской культуры, развивавшейся под влиянием идеологии брахманизма и буддизма махаяны: на санскрите писали Яшоварман II, Кавишвара, Ёкиндра, Суб-хадра; на кхмерском яз.- Каосатхипадэй Кау, Дуонг, Тьей Нон, Нэакпанг, Самп-хеар, Пхокдэй и др. Нек-рое распространение в лит-ре получает также язык пали. Особое место занимает лирич. поэма " Индрадеви" и эпос " Реамкер" по мотивам инд. " Рамаяны", написанные на кхмерском яз. Наиболее значит, явлением в лит-ре т. н. среднего периода (1434- 1862) была нар. поэма-сказание " Тум и Теау" (15 в.) о трагич. любви юноши и девушки. Писатели Соттан Прэйтьеа Эн, Саом Лоть, Ну Кап и др. продолжали создавать традиц. произв. и при франц. колон, режиме (1863-1953). Одно из лучших произв. этого времени - поэма " Сратоп Тьек" Бамраэ Утей Нгын-га, написанная на материале древних сказаний. В 30-40-х гг. появляются первые романы, отличающиеся гумани-стич. направленностью: " Пайлинская роза" (1936) Ньок Тхаема, " Сопхат" (1938>

Рым Кина и " Увядший цветок" (1947) Ну Хатя. В 1955, вскоре после обретения страной независимости, был образован Союз кхмерских литераторов. Писатели Камбоджи Тиу Оль, Хэль Сумпха, Суон Сорэн, Ноп Саван и др. в своих произв. поднимают важные социальные и обще-ственно-политич. проблемы. Ведётся работа по сбору и публикации фольклора. Ю. А. Горгониев,

Древнейшие памятники иск-ва К.- ор-наментиров. керамика неолита, бронз, изделия сер. 1-го тыс. до н. э. В 6 в. в Анг-кор-Борей и в 7 в. в Самбор-Прей-Кук были построены святилища (прасаты) - прямоугольные в плане кирпичные башни, расчленённые пилястрами и увенчанные пирамидой из ложных этажей; стены украшались резьбой по стуку, ложными порталами. Под инд. влиянием возникли мягко и обобщённо моделированные статуи 6 в. Более самобытны стройные, изящные, полные жизни и вместе с тем величавые статуи 7-8 вв. В 9 в. сложился тип ансамбля из прасатов и подсобных зданий, окружённых оградой (с павильонами-воротами " гопура"), а позднее также галереями и каналами (Прах-Ко в Po-луосе, 9 в.; Бантеай-Срей, 10 в.). Тогда же возник тип " храма-горы" - ступенчатой пирамиды, увенчанной 1 или 5 прасатами и окружённой галереями и каналами (Баконг в Ролуосе, 9 в.; Пранг в Кох-Кере, 10 в.). В 10 в. кирпич сменяется латеритом и песчаником, расцветает иск-во резного декора, в к-ром в пышный растит, орнамент вплетаются фигуры божеств, небесных дев, животных и чудовищ.

Сам Юн. " Крестьянская семья". Гравюра на дереве.

Храмовой ансамбль Ангкор-Ват в Ангко-ре. Ок. 1113 - 50. План западной и центральной частей.

Строго фронтальные статуи 9-13 вв. отличаются монолитностью, мощью обобщённых объёмов, графичной стилизацией деталей. В 9-13 вв. сложился гигантский комплекс Ангкор, включавший множество богато украшенных храмов и дворцов; особенно значительны наиболее совершенный и грандиозный храм-гора Ангкор-Ват (ок. 1113-50) и построенная как единый и величеств, архит. ансамбль (кон. 12-13 вв.) столица Ангкор-Тхом с огромными ликами божеств на многочисл. башнях. Тянущиеся бесконечными рядами рельефы в галереях храмов Ангкора замечательны живостью и выразительностью батальных и бытовых сцен, богатством ритма, гибкостью контуров. С 14 в. каменное зодчество пришло в упадок, древние города были заброшены. Строились деревянные дворцы и буддийские храмы (королев, дворец и " Серебряная пагода" в Пномпене) с галереями, заострёнными по краям крышами, резьбой, лепкой, золотой росписью по лаку. Воздвигались каменные колоколовидные ступы. Каменная скульптура сменилась деревянной и бронзовой (статуи Будды; статуэтки танцовщиц, героев эпоса), а рельефы - росписями (клеевыми красками) на темы буддийских легенд. Со 2-й пол. 19 в. в городах строятся здания в духе франц. эклектич. архитектуры. В росписях и картинах Окна Теп Нимит Тлака (нач. 20 в.) декоративная стилизация сочетается с реа-листич. выразительностью лиц. С провозглашением независимости (1953) началось планомерное градостроительство (новые города - Кампонгсаом, 1957- 1960, Бокор, 1962). В городах построены железобетонные здания как в местных традициях - с галереями, башнями, крутыми скатами крыш (арх. Ванмоли-ван), так и в совр. стиле, с лоджиями и солнцезащитными устройствами. Массовая застройка в деревнях и городах - свайные каркасные дома, часто с верандой. Традиционные нар. ремёсла - ручное шёлкоткачество, батик, резьба по дереву и слоновой кости, гравировка по металлу, роспись керамики, вышивка, вырезание из кожи (ажурные панно, фигуры теневого театра). Развиваются живопись и графика (Нгок Дим, Сам Юн).

1. Бронзовые части удил из района Ангкора. Между 9 и 13 вв. Национальный музей. Пномпень. 2. Деревянный трон (фрагмент). Королевский дворец. Пномпень. 3. Керамическое блюдо с изображением сцены из поэмы " Реамкер". 20 в.

Ю. Д. Лебедев.

Истоки муз. культуры кхмеров, формирования их классич. муз. системы, инструментария восходят к глубокой древности (оркестр, а также отд. инструменты изображены на барельефах древних храмов Ангкора). Достигнув расцвета в период Ангкорской К., кхмерская классич. муз. система сохранилась почти в неизменном виде. Музыка кхмеров основана на пентатонике. Структуру её определяет ритм, поэтому гл. место в оркестре принадлежит ударным инструментам-барабанам (сампхо, чхайям), двойным литаврам (ско-тхом), скандирующим ритм танцев, песен, и цимбалам, гонгам, " поющим" аккомпанемент. Мелодию ведёт гобой (пэй о, пэй-пок, пра пей) или тростниковая флейта (кхлой). Струнные инструменты (введены в 12 в.) - лютни (та диеу, тяпей и та кхе), инструменты типа скрипки (тро-че, тро-сао, тро-кмае) исполняют тонику. Большой классич. оркестр, отличающийся от нар. оркестра лишь количеством инструментов, сопровождает представления Королев, балета (см. ниже). В 1966 в Пномпене осн. Ин-т изящных иск-в, готовящий проф. актёров, музыкантов, танцоров. Ин-т собирает инструментальный, песенный, танцевальный и лит. фольклор, к-рый в обработанном виде демонстрируется на временных подмостках, сооружаемых под открытым небом. В Пномпене выстроен концертный зал. И. Б. Марунова.

В древних храмах сохранились надписи, в к-рых упоминаются имена танцовщиц, певцов и музыкантов, а также настенные изображения шутов-скоморохов. Существует 3 осн. вида театр, представлений: Королев, балет, Театр теней и Нар. театр. Королев, балет использует традиции ср.-век. балета К. периода Ангкорской К. (наз. сиамским; актёрами были представители народности таи; танцы сопровождались хоровым пением, тексты баллад исполнялись на тайском яз.; с нач. 20 в. театр, представления ведутся на кхмерском яз.). Сюжетами постановок служат древние легенды и сказки. Известно ок. 30 таких сюжетов. Осн. роли исполняют женщины, в труппе двое мужчин-танцовщиков, играющих демонов, шутов и зверей (в масках; женщины выступают без масок, но в определённом гриме). Театр теней обычно даёт представления во время религ. праздников. Сюжеты, так же как и силуэты кукол, строго канонизированы. Представление сопровождается рассказом актёра, находящегося за экраном. Большой популярностью пользуется Нар. театр, где обычно выступают 2 актёра (без костюмов и декораций). Представление состоит из коротких сценок, родственных ср.-век. зап.-европ. фарсу (строятся на импровизации, много пения). В Пномпене, Сиемреапе и др. городах существуют постоянные труппы. В нач. 60-х гг. в Пномпене была предпринята попытка создать совр. театр (импровизац. представления по пьесам У. Шекспира, Ж. Расина и др.). В кон. 1955 в Пномпене открыт Гос. драм, театр, к-рый стремится создать совр. нац. репертуар. В 1964 и 1969 Королев, балет К. был на гастролях в СССР.

Илл. на вклейке, табл. XXVIII, XXIX (стр. 224-225).

Лит.: К р ы ж и ц к и и Г.. Экзотический театр, Л., 1927; Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л.-M., 1971, с. 196-241; К и м С а е т, Правоат аксарсастр кхмаер, Пном-Пень, 1960; Ли-Тхеамтенг, Аксарсастр кхмаер, Пном-Пень, 1960; Liste des manuscrits khmers, " Bulletin de 1'Ecole francaise d'Extreme-Orient", 1902, t. 2, № 4; L е с 1 ё г е A., Les livres sacres du Cambod- ge, Р., 1906; Сое des G., Inscriptions du Cambodge, v. 1 - 6, Hanoi' -P., 1937-54; Coral-Remusat G. d e, L'art Khmer, P., 1951; Maspero H., Les langues Mon-Khmere, в кн.: Les langues du monde, nouv. ed., P., 1952; Thiounn S. Ch., Danses cambodgiennes, 2 ed., [Phnom-Penh, 1956].

КАМБОДЖИЙСКАЯ РАВНИНА, низменная равнина на Ю. п-ова Индокитай. Пл.ок. 200 тыс. км2. Преобладают высоты менее 200 м. Ограничена на 3. хр. Кра-вань, на С.- уступом плато Корат, на В.- Аннамскими горами. Сложена преим. аллювиальными и озёрными рыхлыми отложениями р. Меконг и её многочисл. притоков; здесь находится самое крупное на п-ове Индокитай оз. Тонлесап. Климат субэкваториальный, муссонный; осадков от 700 до 1500 мм в год. Господствуют редколесья и саванны, возникшие после сведения лесов, местами луга и болота. К. р. густо населена; развито рисосеяние.

КАМБОДЖИЙСКИЕ НАДПИСИ, находимые на терр. Камбоджи документы, высеченные на кам. стелах, на дверных стояках храмов, на сланцевых плитках. Относятся в основном к 6-12 вв., текст - на санскрите и др.-кхмерском яз. Часть К. н. содержит царские указы, преим. о передаче той или иной собственности храмам. Отдельные К. н. посвящены разрешению спорных вопросов по поводу земли или др. имущества, описывают процедуру суд. разбирательства Сохранилась надпись с текстом клятвы чиновников царю Сурьяварману I (1002-50). Издание и перевод надписей осуществляет франц. дальневост. школа (L'Ecole Francaise d'Extreme Orient).

Публ.: Barth A.. Inscriptions sanscri-tes du Cambodge, P., 1882; C cedes G., Inscriptions du Cambodge, v. 1 - 8, P., 1926-66.

KAMБРЕ (Cambrai), город на С. Франции, на р. Шельда, в деп. Нор. 40 тыс. жит. (1968). Трансп. узел. Произ-во кружев, батиста, трикотажа, а также изделий из них (гл. обр. бельё); пивовар., сах., кондитерская пром-сть.

В древности - рим. город Камеракум (Cameracum). C 5 в. - в составе Франкского королевства, по Верденскому договору 843 отошёл к Лотарингии. В 1076 К. в борьбе с епископами добился прав коммуны. В 1508 (в ходе Итальянских войн 1494-1559) в К. была образована антивенецианская Камбрейская лига. В 1529 в К. был подписан мир между Францией и " Священной Римской империей". Присоединён к Франции по Ним-вегенскому договору 1678.

Во время 1-й мировой войны 1914-18 в авг. 1914 был захвачен нем. войсками. 20-21 нояб. 1917 в р-не К. 3-я англ, армия силами 6 пех. и 3 кав. дивизий предприняла наступление против 2 нем. дивизий при поддержке 378 танков. Внезапность действий и большое превосходство в силах и средствах привели к быстрому прорыву нем. обороны. Однако англ, командование не сумело использовать успех: пехота и конница отстали, а вырвавшиеся вперёд танки понесли большие потери. В результате с 22 нояб. бои приняли позиц. характер, а 30 нояб. - 6 дек. 2-я герм, армия ген. Марвица (11 дивизий) нанесла внезапный и сильный контрудар и вернула большую часть потерянной терр., захватив много пленных. Сражение при К. является первым случаем массированного применения танков и зарождения противотанк. обороны.

КАМБУДЖАДЕША, феодальное кхмерское гос-во (9-13 вв.) с центром Яшод-харапура (ныне руины в Ангкоре), на терр. совр. Камбоджи, частично Лаоса, Таиланда, Вьетнама и Бирмы. В ист. лит-ре известна как Ангкорская Камбоджа. Возникновение К. завершило процесс объединения населённых кхмерами и родственными им монами земель, на к-рых ещё в древности существовала древнекхмерская империя Фунань (1 - 6 вв.) и более поздние кхмерские гос-ва Ченла Земли и Ченла Воды (7-8 вв.). В течение 9-12 вв. феод, империя К. включила территории, населённые кхмерами, и другие р-ны, где жили тьямы, моны и др. Основатель королев, династии К.- Джайяварман II (правил приблизительно в 802-850). В К. получила большое развитие гос. собственность на землю (в значит, части - в форме землевладения гос. храмов), для неё была также характерна исключительно высокая степень концентрации власти в руках обожествлённого монарха. В центральных р-нах К. (к С. от оз. Тонлесап) велось интенсивное ирригационное стр-во. В 12-13 вв. здесь были воздвигнуты величеств, храмы (Ангкор-Ват, Ангкор-Тхом и др.), образовавшие всемирно известный архит. ансамбль Ангкор. В 12 - нач. 13 вв., особенно при Сурья-вармане II (правил в 1113-50) и Джай-явармане VH, К. вела многочисл. завоевательные войны и достигла наибольших размеров. В 13 в. королев, власть постепенно ослабла. Обострилась классовая борьба, принявшая форму крест, восстаний. Империя утратила некхмерские области и распалась к кон. 13 в. Название " К." оставалось длительное время официальным названием собств. кхмерского гос-ва. Д. В. Деопик.

КАМБУЗ (от голл. kombuis), кухня на судне. На крупных пасс, судах устраивают неск. К.

КАМВОЛЬНОЕ ПРЯДЕНИЕ (от нем. Kammwolle - чёсаная шерсть), устаревшее, вышедшее из употребления назв. гребенного прядения шерсти.

КАМДЕН (Camden), город в США, в шт. Нью-Джерси. Пригород Филадельфии, на лев. берегу р. Делавэр. 102, 6 тыс. жит. (1970). Мор. порт и ж.-д. узел. В промышленности более 30 тыс. занятых. Судостроение, радиоэлектронная и хим. пром-сть, производство изделий из пластмасс. Осн. в 1681. Музей амер. поэта У. Уитмена.

КАМЕДЕТЕЧЕНИЕ, болезнь преим. древесных растений, характеризующаяся выделением тягучей, клейкой жидкости на стволах, ветвях, плодах, а иногда и листьях деревьев; то же, что и гоммоз.

КАМЕДИ, гумми (от греч. kommidion, kommi), высокомолекулярные углеводы, являющиеся главным компонентом эксудатов (соков, выпотов), выделяемых растениями при механич. повреждениях коры или заболеваниях. К. представляют собой растворимые в воде или набухающие в ней полимеры моносахаридов - глюкозы, галактозы, арабинозы, рамно-зы, глюкуроновых K-T. К К. относят также полисахариды микроорганизмов, в частности накапливаемые в культураль-ной жидкости, производные, получаемые модификацией полисахаридов природного происхождения (напр., клетчатки, крахмала).

К. используют в пищ., бум. и др. отраслях пром-сти в качестве клеёв, стабилизаторов эмульсий и суспензий, в качестве растворов высокой вязкости. В медицине К. применяются как слизи, к-рые уменьшают раздражение, вызываемое нек-рыми лекарственными веществами, и понижают всасывание, а также для приготовления пилюль и эмульсий. Из К. широкое применение нашли гуммиарабик, агар-агар, декстраны, альгиновые к-ты, гуаран и др.

КАМЕЛИК, река в Саратовской обл. РСФСР, лев. приток р. Б. Иргиз (басе. Волги). Дл. 222 км, пл. басе. 9070 км2. Берёт начало с Общего Сырта, течёт nq всхолмлённой низменности. Питание в основном снеговое; летом пересыхает, зимой перемерзает. Cp. годовой расход воды в 21 км от устья 10, 1 м31сек.

KAMЕЛИНА (Camelinat) Зефирен (14.9.1840, Майи-ла-Виль, -5.3.1932, Париж), деятель франц. рабочего движения, один- из руководителей парижской федерации 1-го Интернационала. По профессии рабочий-бронзовщик. В дни Парижской Коммуны 1871 был директором Монетного двора. После поражения Коммуны эмигрировал в Великобританию. Вернулся во Францию в 1880 после амнистии. Активно участвовал в социа-листич. рабочем движении. В 1885-89 чл. палаты депутатов. С 1920 - чл. Франц. коммунистич. партии (ФКП). В 1924 был кандидатом от ФКП на выборах президента Франц. республики.

КАМЕЛИЯ (Camellia), род вечнозелёных деревьев или кустарников сем. чайных. Листья очерёдные, простые, на коротких черешках. Цветки одиночные, крупные, белые, красные. Лепестков 5 или больше. Тычинок много. В оранжереях и комнатах, а на Кавказе и юге Крыма - в открытом грунте разводят К. японскую (С. japonica) и её гибридные формы с простыми и махровыми цветками без запаха. Размножают черенками и семенами. Из молодых побегов чайн о-г о куста (С. sinensis и С. assamica) приготавливают чай. Из листьев К. сасанква, или эвгенольной (С. sasanqua), - из Японии и Китая-получают эфирное масло, на 97% состоящее из эвгенола - ценного дезинфицирующего средства, используемого в зубоврачебной практике и др. К. выращивают в причерноморских р-нах Кавказа. Лит.: S е а 1 у J.R., A revision of the genus Camellia, L., 1958.

Камелия японская: / - культурная махровая форма; 2 - дикорастущее растение.

КАМЕНЕВ Лев Львович [1833, г. Рыльск Курской губ., - 14(26).1.1886, Саввинская слобода Моск. губ.], русский пейзажист. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1854-58) у К. И. Рабуса и А. К. Саврасова. В 1862-65 жил и учился в Мюнхене, Дюссельдорфе, Швейцарии. До 1854 жил в Астрахани, затем в Москве. Член-учредитель Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники). Творчество К. сыграло значит, роль в сложении рус. нац. реалистической пейзажной живописи 19 в. (" Вид окрестностей села Поречья", 1869, Рус. музей, Ленинград; " Весна", 1866, " Туман. Красный пруд в Москве осенью", 1871, " Пейзаж", 1872, - все в Третьяковской гал.).

Л. Л. Каменев. " Пейзаж" (с мостиком). 1872. Русский музей. Ленинград.

Лит.: Беспалова Л. А., Л. Л. Каменев. 1833-1886, M., 1954.

КАМЕНЕВ Сергей Сергеевич [4(16).4. 1881, Киев, - 25.8.1936, Москва], советский воен. деятель, командарм 1-го ранга (1935). Чл. КПСС с 1930. Род.в семье воен. инженера. Окончил Александровское воен. уч-ще (1900) и Академию Генштаба (1907). Во время 1-й мировой войны 1914-18 на штабных должностях, был нач. оперативного управления 1-й армии. С нач. 1917 командовал пех.полком в чине полковника. После Окт. ре- С. С. Каменев, волюции избран нач. штаба 15-го корпуса, а затем 3-й армии. В иач. 1918 добровольно вступил в Красную Армию, был воен. руководителем Невельского участка Зап. завесы, командовал 17-й стрелковой дивизией. С авг. 1918 пом. воен. руководителя Зап. завесы. С сент. 1918 по июль 1919 успешно командовал войсками Вост. фронта во время наступления войск фронта в 1918 - нач. 1919, затем при обороне и наступлении против войск Колчака в 1919. С июля 1919 по апр. 1924 - главнокомандующий вооруж. силами Республики. Осуществляя директивы В. И. Ленина и ЦК партии, руководил действиями Красной Армии по разгрому войск белогвардейцев и интервентов. С апр. 1924 инспектор РККА, с марта 1925 нач. Штаба РККА, с ноября

1925 гл. инспектор РККА, а с авг. 1926 нач. Гл. управления РККА. С апр. 1924 по май 1927 член PBC СССР. С мая 1927 по июнь 1934 зам. наркома по военным и морским делам и зам. пред. PBC СССР. С июня 1934 нач. управления ПВО и одновременно с нояб. 1934 член Воен. совета при Наркомате обороны СССР. Был членом ВЦИК. Награждён Золотым боевым оружием со знаком ордена Красного Знамени, Почётным революц. огнестрельным оружием со знаком ордена Красного Знамени, орденами Красного Знамени РСФСР, Красного Знамени Хорезмской CCP, Красного Полумесяца 1-й степени Бухарской нар. сов. республики. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Соч.: Записки о гражданской войне и военном строительстве, M., 1963.

Лит.: Полководцы гражданской войны, M., 1960; Стебакова Л., Главком Республики С. С. Каменев, " Военно-исторический журнал", 1971, № 4.

КАМЕНЕЦ, посёлок гор. типа, центр Каменецкого р-на Брестской обл. БССР, на р. Лесна (приток Буга), в 28 км от ж.-д. ст. Жабинка (на линии Баранови-чи - Брест). 5, 1 тыс. жит. (1972). Овоще-сушильный, маслосыродельный з-ды. В К. филиал Брестского обл. краеведческого музея (в башне " Белая Вежа" - нам. архитектуры 13 в.). В 23 км от К. в дер. Каменюки находится музей природы " Беловежская пуща".

KAMЕНЕЦКИЙ, посёлок гор. типа в Тульской обл. РСФСР. Расположен в 5 км от ж.-д. узла Узловая. Близ К.- добыча угля (Подмосковный угольный басе.).

КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ, город в Хмельницкой обл. УССР, в низовьях р. Смотрич (лев. приток Днестра). Ж.-д. станция на линии Киев - Черновцы. Узел шосс. дорог. 64, 9 тыс. жит. в 1972 (36, 5 тыс. в 1939).

Возник в кон. 11 - нач. 12 вв. Входил в состав Киевской Руси, а в 13-1-й пол. 14 вв. - Галицко-Волынского княжества. Во 2-й пол. 14 в. город захвачен Литвой, в 1430 - Польшей. С 1463 центр Подольского воеводства, превращён в крепость. В ср. века играл большую роль как ремесленный и торговый центр. В 1672 захвачен Турцией; по постановлению Карловицкого конгресса (1698-99) возвращён Польше. 27 марта (7 апр.) 1793 вошёл в состав России.

В 1793-95 К.-П.- в составе Изяслав-ского наместничества, в 1795-97 - центр Подольского наместничества, с 1797 по 1917 - Подольской губ. Сов. власть провозглашена 1(14) нояб. 1917. В 1918-20 город неоднократно захватывался австро-венг. войсками, петлюровцами, белополяками. Окончательно освобождён Красной Армией 16 нояб. 1920. За годы довоен. пятилеток в результате социалистич. преобразований К.-П. превратился в пром., науч. и культурный центр. С 10 июля 1941 по 26 марта 1944 К.-П. был оккупирован нем.-фаш. войсками, нанёсшими городу огромный ущерб. В послевоен. годы К.-П. полностью восстановлен; в 50-е и 60-е гг. в городе получили дальнейшее развитие экономика, наука и культура.

З-ды: приборостроит., кабельный, " Электроприбор", автоагрегатный, с.-х. машин, холодного асфальтобетона, железобетонных изделий и конструкций, кровельных материалов, металлозавод и др.; комбинат стройматериалов. Имеются птицекомбинат, мясокомбинат; сах., консервный и др. з-ды; строится (1972) крупный цементный з-д. Хл.-бум. и швейная ф-ки.

В К.-П. пед., с.-х. ин-ты, общетехнич. факультет Хмельницкого технология, ин-та бытового обслуживания; индустриальный, строит., пищевой пром-сти, с.-х. техникумы; мед., культурно-просветит. училища. Ботанич. сад. Парки города опоясывают почти сплошным кольцом каньон р. Смотрич.

Каменец-Подольский. Замок " Турецкая крепость" (14 - 16 вв., перестроен в 17 - 18 вв.). На первом плане - Крестовоздвиженская церковь (18 в.).

В старой, ср.-век. части города сохранились: замок " Турецкая крепость" (ныне Ист. музей; 14-16 вв., перестроен в 17 -18 вв.), церковь Петра и Павла (16 в.), костёл в готич. стиле (16 в.) с тур. минаретом (1672-92), ратуша (16 в.). Два кам. моста соединяют старую часть города с новой (т. н. Новый план), где ведётся стр-во больших жилых массивов, создана Привокзальная площадь. В предместье Карвасары - деревянная Кресто-воздвиженская церковь (18 в.).

Лит.: Юрченко П. Г., Кам'янець-Подiльский замок, в зб.: Архiтектурнi пам'ятннки, Кшiа, 1950; Кам'янець-Подiль-ськлй. Путiвник, [Льв1в, 1970].

КАМЕНИСТЫЕ КЛЕТКИ, склереиды, клетки растений с сильно утолщёнными, слоистыми, одревесневшими, иногда опробковевшими или кутинизированными стенками, часто пропитанными солями кальция или кремнезёмом, пронизанными перовыми канальцами. В зрелых К. к. живого содержимого нет. К. к. придают прочность ткани. Наиболее распространены коротки" К. к. - брахи-склереиды, располагающиеся группами- конкрециями - в мякоти плодов (груша, айва, рябина), в корневищах (пион, ветреница), в корнях (хрен), в лубе (дуб, бук); реже они образуют сплошные слои в перикарпии орехов и желудей, в косточках слив, вишен. К. к. удлинённой формы - макросклереиды - обычно образуют сплошной слой в семенной оболочке (фасоль). Одиночные К. к., т. н. идиобласты, часто имеют звёздчатую форму - астеросклереиды (в коре пихты, в стеблях и черешках, листьев кубышки) или бывают вытянуты от верхней кожицы листа до нижней, увеличивая прочность листа (чай, камелия). о. H. Чистякова.

КАМЕНКА, река в Красноярском крае РСФСР, прав, приток Ангары. Дл. 313 км, пл. басе. 11 400 км2- Извилиста; в русле пороги. Притоки: справа - Удерей, слева - Кожима. Питание снеговое и дождевое. Сплавная.

КАМЕНКА, город (до 1951 - посёлок), центр Каменского р-на Пензенской обл. РСФСР, на р. Атмис (басе. Оки). Ж.-д. станция (Белинская) в 80 км к 3. от Пензы. 30 тыс. жит. (1970). 3-ды: с.-х. машиностроения, кирпичный, стройдеталей, углекислотный, крупяной, семенной, маслодельный, пивоваренный, мясокомбинат. Вечерний маш.-строит, техникум.

КАМЕНКА, город (с 1956), центр Каменского р-на Черкасской обл. УССР, на р. Тясмин (приток Днепра). Ж.-д. станция на линии Черкассы - Знаменка. 14, 6 тыс. жит. (1972). 3-ды: маш.-строит., сах., спиртовой, маслодельный, стройматериалов. В " Зелёном домике" литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского, посещавших К.; в К. сохранилась усадьба В. Л. Давыдова, где в 20-х гг. 19 в. собирались члены Южного об-ва декабристов.

КАМЕНКА, посёлок гор. типа в Мезенском р-не Архангельской обл. РСФСР. Порт на левом берегу р. Мезень, в 38 км от берега Белого м., в 280 км к С.-В. от Архангельска. Мезенский лесопильный з-д.

КАМЕНКА, посёлок гор. типа в Острогожском р-не Воронежской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Евдаково) на линии Георгиу-Деж - Миллерово. Масложиро-вой комбинат, маслосырозавод, промкомбинат.

КАМЕНКА, посёлок гор. типа в Вичугском р-не Ивановской обл. РСФСР.

Расположен на р. Сунже, в 2 км от её впадения в Волгу, в 25 км к С.-З. от ж.-д. ст. Вичуга (на линии Иваново - Кинешма). Текст, (отделочная) ф-ка " Красный Октябрь".

КAMEHKA, посёлок гор. типа, центр Каменского р-на Молд. CCP, на лев. берегу р. Днестра, в 36 км от ж.-д. ст. Попелюхи (на линии Жмеринка - Раздельная). 12, 5 тыс. жит. (1972). Маслодельный, плодоовощеконсервный, хлебный з-ды. Историко-краеведч. музей. Плодоовощной совхоз-техникум.

КАМЕНКА, посёлок гор. типа в Тетю-хинском р-не Приморского края РСФСР. Расположен на берегу Японского м. Рыбокомбинат, звероводство (норки).

КАМЕНКА-БУГСКАЯ (до 1944 - Каменка-Струмиловская), город, центр Каменско-Бугского р-на Львовской обл. УССР, на р. Буг. Ж.-д. станция на линии Львов - Луцк. Лесопаркетный комбинат, льнозавод, сыродельный з-д, швейно-галантерейная ф-ка. Историко-революц. музей.

Каменистые клетки: а - в околоплоднике груши (брахисклереиды); б - в семенной оболочке фасоли (макросклереиды); в - в листе чая.

КАМЕНКА-ДНЕПРОВСКАЯ, город, центр Каменско-Днепровского р-на Запорожской обл. УССР, в 8 км от Никополя. Пристань на берегу Каховского водохранилища. 16, 9 тыс. жит. (1972). Масло-сыродельный, консервный з-ды. Рыбоводство. Краеведч. музей.

КАМЕНКИ (Oenanthe), род птиц сем. дроздов. Размером от воробья до скворца. Клюв тонкий, расширенный у основания. Ноги сильные, удлинённые. Распространены К. в Европе, Азии, Африке и Сев. Америке. Живут на открытых местах (на равнинах или в горах). По земле передвигаются прыжками. Гнездятся в оврагах, россыпях камней, трещинах скал, постройках, а также в старых норах грызунов. Насекомоядные перелётные птицы. В кладке 4-8 голубоватых яиц. В СССР - 7 видов. Обыкновенная К. (Oe. oenanthe) распространена почти по всей терр. Пустынная К. (Oe. deserti), плешанка, или чернопегая К. (Oe. hispanica), K. плясунья (Oe. isabellina), чёрная К. (Oe. picata), чер-нобокая К. (Oe. finschii) и златогузая К. (Oe. xanthoprymna) обитают на Ю. Европ. части (включая Кавказ), в Казахстане, Cp. Азии и Юж. Сибири.

А. С. Малъчевский.

КАМЕННАЯ КУРОПАТКА, птица семейства фазановых отряда куриных; то же, что кеклик.

КАМЕННАЯ МАССА, материал для керамических изделий (см. Керамика), близкий к фарфору, но непрозрачный, имеющий плотный, почти без пор, черепок (гл. обр. серый или коричневый). Изделия из К. м. обычно покрывают прозрачной кристаллич. или матовой глазурью, нередко украшают тонким рельефом. В Китае появление К. м. предшествовало изобретению фарфора, в Европе К. м. известна с 15 в. С 1880-х гг. К. м. возродилась в произ-ве посуды, подражающей стилям 15-18 вв. В 20 в. используется в осн. для декоративных целей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.