Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Человек и земля 5 страница






Лит.: Ленин В. И., Интересный съезд, Полн. собр. соч., 5 изд., т.23; его же, К вопросу о задачах земской статистики, там же, т. 24; т. 1, с. 3 - 5, 9 - 15, 224-25; т. 2, с. 319 - 22; т. 3, с. 93-96, 141-42, 632-34; т. 5, с. 213-14; Григорьев В. Н., Предметный указатель материалов в земско-статистических трудахс 1860-х гг. по 1917 г., в. 1-2, М., 1926-27; Свавицкий Н. А., Земские подворные переписи, М., 1961; Буганов В. И., Земская статистика крестьянского хозяйства в работе В. И. Ленина " Развитие капитализма в России", в сб.: Проблемы источниковедения, т. 10, М., 1962. В. В. Гармиза.

ЗЕМСКАЯ УПРАВА губернская и уездная, исполнительный орган земского собрания в России (1864- 1917), ведавший делами земства. По " Положению о губернских и уездных земских учреждениях" (1864) избиралась на 3 года. Пред. губернской 3. у. утверждал мин. внутр. дел, пред. уездной 3. у., а с 1890 и членов 3. у.- губернатор.

ЗЕМСКИЕ КАССЫ МЕЛКОГО КРЕДИТА, кредитные учреждения дореволюционной России, создававшиеся при уездных земствах на основе закона от 7 июля 1904 для обслуживания крест. и сел. ремесленников. В нач. 20 в. капиталистич. отношения глубоко проникли в рус. деревню, и х-ва крестьян и сел. ремесленников стали испытывать нужду в кредитах, получить к-рые в банках они не могли. Ссуды для хоз. оборотов н приобретения инвентаря стали предоставлять 3. к. м. к. Услугами их пользовались по преимуществу кулачество и верхушка зажиточных ремесленников. На кон. 1914 число 3. к. м. к. составило 158 (1, 5% общего числа учреждений кооп. кредита). Кассы не имели достаточных средств (на их ссуды приходилось всего 7% всех ссуд учреждений кооп. кредита) и поэтому не получили большого развития.

ЗЕМСКИЕ ПОВИННОСТИ, система местного обложения в царской России. 3. п. возникли в 15 в. Особое развитие получили в 19 в. По уставу 1851 все 3. п. разделялись на ден. и натуральные. Ден. 3. п.- гос., губернские и частные (сословные), шли на содержание полицейских и судебных органов, адм. и земских учреждений, школ, больниц, пожарной охраны. Крестьяне, составлявшие осн. массу лиц, нёсших 3. п., исполняли также многочисл. натуральные повинности: стр-во и ремонт дорог и мостов, поставку подвод, снабжение квартирами войск, почтовую повинность и др. С образованием земств (1864) большая часть 3. п. перешла в ведение земских учреждений. 3. п. сохранились до Великой Окт. социалистич. революции.

Лит.: Материалы по земскому общественному устройству, т. 1, СПБ, 1885; Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, 4 изд., т. 1-2, М., 1956.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, центральные сословно-представит. учреждения России в сер. 16-17 вв. Появление 3. с.- результат объединения рус. земель в единое гос-во, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политич. значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые 3. с. созваны в сер. 16 в., в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Нар. восстания заставили феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей гос. власть, экономич. и политич. положение господствовавшего класса. В нач. 17 в., в годы массовых нар. движений, польской и швед. интервенций, созывается " Совет всея земли", продолжением к-рого по существу явился 3. с. 1613, избравший на престол первого Романова - Михаила Фёдоровича. В его царствование (1613-45) 3. с. созывались наиболее часто. Гор. восстания сер. 17 в. привели к созыву Уложенного собора 1648-49 и 3. с. 1650в связи с восстанием в Пскове. 3. с. созывались царём, а в его отсутствие митрополитом (позже - патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники 3. с.- " думные люди", т. е. Боярская дума, включая и думных дьяков, и " Освящёный собор" - высшее духовенство. К участию в 3. с. привлекались также представители различных групп феодалов, верхов посада (последние были представлены на 3. с. 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.).

Представителей крестьян на 3. с. не было (исключение, возможно, составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие неск. представителей черносошного крестьянства). Практика созыва и хода заседаний 3. с. не была строго регламентирована и постепенно изменилась. Установить чёткие различия между собственно 3. с. и совещаниями соборной формы, т. е. совещаниями " думных людей", и " Освящённого собора" с представителями отд. групп феодалов или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 в. В 1-й пол. 17 в. созывались 3. с., состоявшие из большого числа выборных людей с мест (" из городов всякие выборные люди", " дети боярские всех городов", " торговые люди всех городов" и т. д.), и 3. с., на к-рых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство в значит. мере зависело от степени экстренности созыва 3. с. и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Содержание работы, как и причины созыва 3. с., многообразны. На их заседаниях обсуждались важнейшие гос. вопросы. 3. с. созывались для утверждения на престоле или избрания царя - соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682. С 3. с. 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады, с 3. с. 1648-49 - составление и утверждение Соборного уложения 1649 (на этом 3. с. было наибольшее в истории соборов число представителей с мест), соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества. С помощью 3. с. пр-во вводило новые налоги и видоизменяло прежние. 3. с. обсуждали важнейшие вопросы внеш. политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для её ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно начиная с 3. с. 1566, созванного в связи с Ливонской войной 1558-83, и кончая соборами 1653-54 о воссоединении Украины с Россией и 1683-84 о " вечном мире" с Польшей. Иногда на 3. с. поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 его участники поставили вопрос об отмене опричнины, на 3. с. 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, - о положении моск. и городовых дворян. С сер. 17 в. деятельность 3. с. постепенно замирает. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также связано с тем, что дворяне и частично посадские люди изданием Соборного уложения 1649 добились удовлетворения своих требований, а опасность массовых гор. восстаний ослабла.

Лит.: Авалиани С. Л., Земские соборы. Литературная история земских соборов, 2 изд.. Од., [1916] (обзор основной лит-ры); Тихомиров М. Н., Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России XVI в., " Вопросы истории", 1958, № 5; Шмидт С. О., Соборы середины XVI в., " История СССР", 1960. № 4; Зимин А. А., Земский собор 1566г.. в сб.: Исторические записки, т. 71, М.. 1962;

Павленко Н. И., К истории земских соборов XVI в., " Вопросы истории", 1968, № 5; Черепнин Л. В., Земские соборы и утверждение абсолютизма в России, в сб.: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), М., 1964; Мордовина С. П., Характер дворянского представительства на земском соборе 1598 г., " Вопросы истории", 1971, № 2.

С. О. Шмидт.

ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ уездные и губернские, распорядит. органы земских учреждений в России в 1864- 1917 (см. Земская реформа 1864). 3. с. каждые 3 года избирали земские управы, контролировали их работу, утверждали земский бюджет, ведали раскладкой земских повинностей. Пред. 3. с. был предводитель дворянства. Гласные губ. 3. с. избирались на уездных 3. с. из числа уездных гласных, а последние выбирались на основе имуществ. ценза и куриальной системы, обеспечивавшей значит. преобладание в 3. с. дворян. По положению 1890 (см. " Контрреформы"), крестьяне были лишены представительства. Они выбирали только кандидатов от волостных сходов, а крест. гласных назначал губернатор по представлению земского участкового начальника.

ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ, начальные школы в дореволюционной России, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сел. местностях. К 1911 в России было 27 486 3. ш., из них 3/4 школ имели 3-летний срок обучения и являлись однокомплектными (не более 50 уч-ся с 1 учителем), остальные - 4-летний и были двухкомплектными (более 50 уч-ся с 2 учителями). Права земств сводились преим. к решению финансово-хозяйств. вопросов (сбор средств с сел. об-в на постройку и содержание школ, наём помещений под школы, снабжение школ хоз. оборудованием, топливом и т. п.); они не имели права вмешиваться в учебно-воспитат. деятельность школ (определять содержание программ, учебников и уч. пособий, назначать учителей и т. д.). Несмотря на правительств. ограничения, 3. ш. отличались лучшей постановкой учебно-образоват. работы по сравнению с министерскими школами и особенно церковно-приходскими школами. В 3. ш. должны были изучаться: закон божий, чтение, письмо, арифметика и, по возможности, пение, но передовые учителя 3. ш. в порядке объяснит. чтения давали уч-ся элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Занятия в 3. ш. велись по лучшим (из числа тех, к-рые были допущены Мин-вом просвещения для нач. школы) учебникам (" Родное слово" К. Д. Ушинского, " Азбука" и книги для чтения Л. Н. Толстого, " Наш друг" Н. А. Корфа, и др.); более широко использовались наглядные пособия; некоторые земства организовывали школьные б-ки. 3. ш. сыграли большую роль в распространении грамотности и начального образования среди крестьян.

После Великой Окт. социалистич. революции 3. ш., как и другие уч. заведения, перешли в ведение Наркомпроса и были преобразованы в школы 1-й ступени с 5-летним сроком обучения.

ЗЕМСКИЙ И ГОРОДСКОЙ СОЮЗЫ, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам и Всероссийский союз городов, общероссийские военно-обществ. организации либеральных помещиков и буржуазии, созданные в 1914 в целях помощи царизму в организации тыла для ведения империалистич. войны 1914-18. Были основаны в Москве: 30 июля 1914 Земский союз на съезде уполномоченных губ. земств и 8-9 авг. 1914 Союз городов на съезде гор. голов. Съезды избрали гл. к-ты союзов во главе с главноуполномоченными (земского - близкий к кадетам кн. Г. Е. Львов, городского - Моск. гор. голова, кадет М. В. Челноков). Были созданы уездные, губ., фронтовые и обл. к-ты 3. и г. с. Вначале союзы занимались гл. обр. помощью больным и раненым (оборудование госпиталей, сан. поездов, пунктов питания, заготовка медикаментов, белья, обучение мед. персонала). В дальнейшем они стали также выполнять заказы гл. интендантства на одежду и обувь для армии, организовывали помощь беженцам. Финансы 3. и г. с. складывались из правительств. субсидий, а также взносов местных организаций союзов и пожертвований. После поражения царских войск летом 1915 3. и г. с. участвовали в мобилизации кустарной пром-сти для снабжения армии вооружением и снаряжением, создав с этой целью 10 июля 1915 объединённый к-т - Земгор. Через Земгор и военно-промышленные комитеты (ВПК) буржуазия пыталась взять снабжение армии в свои руки. Но пр-во, учредив в авг. 1915 гос. аппарат регулирования воен. экономики-" Особые совещания", оставило Земгору и ВПК лишь посреднич. роль по выполнению казённых заказов.

Представители Земгора вошли в состав " Особых совещаний". 3. и г. с. являлись политич. органами торгово-пром. буржуазии и обуржуазившихся помещиков, одной из опор " Прогрессивного блока". Съезды 3. и г. с. в Москве 7-9 сент. 1915 выступили за введение в состав пр-ва бурж. деятелей и направили к царю делегацию, к-рая должна была заявить о необходимости " обновления" состава пр-ва. Но царь не принял её. Царское пр-во, недовольное вмешательством 3. и г. с. в политику, подозревая их в стремлении захватить власть, в дек. 1915 запретило совместный съезд 3. и г. с. и военно-пром. к тов. В дек. 1916 съезды 3. и г. с. в Москве были разогнаны полицией; лидеры 3. и г. с. решили принять участие в дворцовом перевороте, надеясь сменой царя, образованием " ответственного мин-ва" во главе с кн. Г. Е. Львовым довести войну " до победного конца" и предотвратить революцию. После Февр. революции руководящие деятели 3. п г. с. (Львов, А. И. Шингарёв и др.) вошли в состав бурж. Временного правительства. Враждебно встретив Великую Окт. социалистич. революцию, 3. и г. с. участвовали в организации саботажей и контррево-люц. заговоров. 4(17) янв. 1918 декретом СНК гл. к-ты 3. и г. с. были упразднены, их имущество передано ВСНХ. Средства же, вывезенные 3. и г. с. за границу, использовались для финансирования белых армий и белоэмигрантов.

Лит.: " Известия Главного комитета Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам", М., 1914-17; " Известия Всероссийского Союза городов помощи больным и раненым воинам", М., 1914-17; Погребинский А. П., К истории союзов земств и городов в годы империалистической войны, в сб.: Исторические записки, т. 12, М., 1941. Н. А. Иванова.

" ЗЕМСКИЙ МИР" (нем. Landfriede), в ср.-век. Германии соглашения и постановления, запрещавшие на определённый срок частные войны. Провозглашался императором или имперским сеймом (1-й " 3. м." для всей страны был объявлен в 1103 Генрихом IV). Постановления о " 3. м." были попыткой ограничить феод. разбой и войны, разорявшие страну, подрывавшие торговлю. Попытка союзов городов в 14-15 вв. практически осуществлять " 3. м.", как и попытка установления " вечного 3. м." (имперской реформой 1495) потерпела неудачу (хотя формально частные войны в 1495 были запрещены).

ЗЕМСКИЙ УЧАСТКОВЫЙ НАЧАЛЬНИК, административно-судебное должностное лицо в рус. деревне. Назначался губернатором, по закону о 3. у. н. от 12 июля 1889, как правило, из потомственных дворян, владевших недвижимой собственностью, и утверждался министром внутр. дел. Введение института 3. у. н. явилось одной из реакц. мер правительства Александра III, стремившегося усилить роль поместного дворянства в деревне после отмены крепостного права. 3. у. н. осуществлял контроль над органами крест. обществ. управления, утверждал должностных лиц и волостных судей и др. 3. у. н. передавались функции мировых судей. Эти функции были формально упразднены законом от 15 июня 1912, к-рый практически до февр. 1917 не был осуществлён. По мере необходимости созывался уездный съезд, ежегодно представлявший губ. присутствию отчёт о деятельности всех 3. у. н. Лит.: 3айончковский П. А., Российское самодержавие в конце XIX ст. (политическая реакция 80-х -начала 90-х гг.), М., 1970.

ЗЕМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, бурж.-оппозиц. движение рус. либеральных помещиков, требовавших от пр-ва нек-рых политич. уступок и расширения прав земства. Истоки 3. д. восходят к дворянскому оппозиц. движению эпохи падения крепостного права. 3. д., с одной стороны, было реакцией земцев на ограничение прав и деятельности земств царским пр-вом, с другой - отражением общественно-политич. и революц. подъёма и нараставшей оппозиции к царизму со стороны бурж. интеллигенции, в особенности в кон. 19 - нач. 20 вв. 3. д. отличалось крайней умеренностью по отношению к самодержавию.

Земские либералы стремились к соглашению с царизмом на основе небольших реформ. В. И. Ленин в 1901 так определял " политическое значение" земства: " Во-первых, эта организация представителей наших имущих классов (и в особенности земельного дворянства) постоянно противопоставляет выборные учреждения бюрократии, вызывает постоянные конфликты между ними, показывает на каждом шагу реакционный характер безответственного царского чиновничества, поддерживает недовольство и питает оппозицию самодержавному правительству. Во-вторых, земства, втиснутые как пятое колесо в бюрократической повозке, стремятся упрочить свое положение, расширить свое значение, стремятся - и даже, по выражению Витте, „бессознательно идут" - к конституции, предъявляя ходатайства о ней. Они оказываются поэтому негодным союзником правительства в борьбе его с революционерами, они хранят дружественный нейтралитет по отношению к революционерам и оказывают им хотя и косвенную, но несомненную услугу, внося в критические моменты колебания в репрессивные меры правительства. Разумеется, ни „крупного", ни вообще сколько-нибудь самостоятельного фактора политической борьбы нельзя видеть в учреждении, которое в лучшем случае способно было до сих пор лишь на либеральные ходатайства и на дружественный нейтралитет, но роль одного из вспомогательных факторов за земством отрицать нельзя" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 64-65).

Революц. подъём в кон. 1870-х гг. вызвал оживление среди земских либералов. В 1878-79 пять губернских земских собраний (Харьковское, Полтавское, Черниговское, Тверское и Самарское) в адресах к царю просили созвать земский собор, " даровать истинное самоуправление, неприкосновенность прав личности, независимость суда и свободу печати". В апр. 1879 тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение (неосуществлённое) организовать выступления земских собраний с требованиями политич. реформ. В том же году земцы пытались наладить в Галиции издание нелегальных брошюр, однако полиция конфисковала рукописи и напечатанную программную брошюру " Ближайшие задачи земства". В 1880 министром внутр. дел был назначен М. Т. Лорис-Меликов. Пр-во под усилением революц. натиска обещало либералам нек-рые уступки. Земские собрания выразили пр-ву признательность и готовность оказать любую поддержку в борьбе с революционерами. В условиях революц. ситуации 1879-80 земские либералы показали себя политически отсталыми.

В 80-90-х гг., в обстановке политич. реакции и агр. кризиса, 3. д. почти сошло на нет, хотя в 1894-95 в адресах губернских земских собраний по случаю воцарения Николая II и высказывались пожелания о расширении прав земств. Царь назвал эти пожелания " бессмысленными мечтаниями". 3. д. оживилось в нач. 20 в., когда в стране назревал революц. кризис. Видную роль в становлении бурж. оппозиции 3. д. сыграл полуконспиративный кружок " Беседа", организованный в Москве в 1899 кн. Павлом и Петром Долгоруковыми, кн. Д. И. Шаховским и др. Политич. взгляды " собеседников" отличались значит. пестротой - от бурж. конституционалистов до сторонников " истинного" самодержавия. Членов кружка объединяла надежда на мирное обновление политич. строя в России сверху. В июне 1902 группа земских либералов во главе с И. И. Петрункевичем и П. Д. Долгоруковым основала в Штутгарте журн. " Освобождение" (под ред. П. Б. Струве). В июле 1903 земские либералы совместно с представителями бурж., интеллигенции, группировавшейся вокруг журнала, на совещании в Швейцарии договорились создать " Союз освобождения", оформившийся на учредит. съезде в Петербурге 3-5 янв. 1904. Члены этой орг-ции требовали конституции и всеобщего избират. права. В 1903 либералы основали ещё одну орг-цию, тесно связанную с первой, - " Союз земцев-конституционалистов", в к-рую вошли гл. обр. либеральные помещики. 1-й её съезд состоялся 8 нояб. 1903 в Москве. Руководящую роль в обоих союзах играли земские либералы. Значит. влияние в 3. д. приобрела группа умеренных либералов во главе с Д. Н. Шиповым - пред. Моск. губернской земской управы. Она стояла за сохранение неограниченной монархии, выступала против конституц. преобразований, за расширение прав местного самоуправления и создание совещат.

представительного органа. Одним из проявлений либеральной оппозиции в 1902-03 были выступления земцев в уездных и губернских к-тах " Особого совещания о нуждах с.-х. промышленности", где они высказывались за уравнение крестьян в правах с др. сословиями и распространение школьного образования в деревне; гл. вопроса - о земле - не касались. Рус.-япон. войну 1904-05 земские собрания встретили шовинистич. манифестациями, верноподданнич. адресами к царю и ассигнованиями средств на воен. нужды. В февр. 1904 2-й съезд " Союза земцев-конституционалистов" принял решение отказаться от оппозиц. выступлений и действовать на общей почве с пр-вом. Лишь после поражений царизма в войне и обострения революц. кризиса в земских либеральных кругах началось оппозиц. брожение. Осенью 1904 пр-во, стараясь привлечь либеральную буржуазию на свою сторону, разрешило ей и земству устраивать совещания и банкеты (см. Банкетная кампания). Воспользовавшись этим, " Союз освобождения" и " Союз земцев-конституционалистов" организовали либеральную кампанию. Центр. звеном её был Петерб. общеземский съезд 6-9 нояб. 1904 (участвовало 104 делегата от 33 губ.), выработавший программу политич. реформ: создание нар. представительств с законодат. правами, введение гражд. свобод, равноправия сословий и расширение круга деятельности местного самоуправления. Осуществление реформ съезд считал возможным только по почину монарха. Эта программа послужила основой для многочисл. адресов и петиций земских собраний и банкетов бурж. интеллигенции, состоявшихся в кон. 1904. Большинство земских собраний высказалось за совещат. характер представит. органа. В. И. Ленин, характеризуя земскую кампанию, писал: "...Перед нами совершенно ясно обрисовывается возможный и вероятный союз умеренных земцев с правительством для борьбы против революционного пролетариата..." (там же, т. 9, с. 86).

В условиях Революции 1905-07 земские либералы вынуждены были присоединить к политич. требованиям требования по рабочему вопросу: 8-часовой рабочий день, свобода стачек и союзов и по аграрному - отчуждение гос-вом части помещичьих земель с вознаграждением владельцев, упорядочение условий аренды и др. В то же время в мае 1905 земский съезд направил к царю депутацию с верноподданнич. петицией. Ленин называл переговоры либералов с царём торгашеством, первыми шагами бурж. предательства. Стремясь направить революц. движение в мирное русло, либералы летом 1905 пытались вместе с Г. А. Гапоном организовать " новую рабочую партию", издали " устав союза рабочих", распространяли среди рабочих и крестьян либеральную литературу, устраивали собрания крестьян, приглашали их в состав экономич. советов при земских управах, участвовали в организации крест. союзов. Июльский земско-гор. съезд принял " Обращение к народу". По мере развития революции 3. д. утрачивало свою оппозиционность. В сент. 1905 съезд земских и гор. деятелей признал необходимым участие в Булыгинской думе. После Манифеста 17 окт. 1905 земские либералы открыто поддерживали царизм. Ноябрьский съезд земцев высказался за содействие пр-ву при условии проведения начал манифеста, а земские собрания безоговорочно выразили готовность оказать пр-ву всякую поддержку в борьбе с революцией. Т. о., земство из очага либеральной оппозиции превратилось в оплот контрреволюции. 3. д. прекратилось. В России оформились бурж. партии кадетов и октябристов, в к-рые, соответственно, вошли представители " левого" и " правого" крыла 3. д.

Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Поли. собр. соч., 5 изд.. т. 5; его же, Земский съезд, там же; его же, Письмо к земцам, там же, т. 6; его же. Земская кампания и план " Искры", там же, т. 9; его же, Самодержавие и пролетариат, там же; его же. Рабочая и буржуазная демократия, там же; его же, Революционная борьба и либеральное маклерство, там же, т. 10; его же, Первые шаги буржуазного предательства, там же; его же. Пролетариат борется, буржуазия крадется к власти, там же, т. 11; Веселовский Б., История земства за 40 лет, т. 1 - 4, СПБ. 1909 - 11; Захарова Л. Г., Земская контрреформа 1890, [МЛ, 1968; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М.. 1970. И. И. Разин.

ЗЕМСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, возникло летом 1611 под Москвой в первом ополчении, созданном для изгнания польских интервентов из России. В него вошли кн. Д. Т. Трубецкой, боярин И. М. Заруцкий и думный дворянин П. П. Ляпунов. 3. п. было избрано " Советом всея земли" (нечто вроде земского собора) и ориентировалось гл. обр. на дворян. Его крепостнич. политика вызвала недовольство казаков и крестьян. В июне был убит Ляпунов, б. ч. дворян ушла из-под Москвы. В 1612 во втором нар. ополчении возникло новое 3. п. во главе с кн. Д. М. Пожарским и К. М. Мининым, избранное " Советом всея земли". При поддержке дворян и населения Севера России и Замосковья оно организовало изгнание интервентов из Москвы.

Лит.: Любомиров П. Г., Очерк истории нижегородского ополчения 1611 - 1613 гг., М.. 1939, с. 126-29.

ЗЕМСНАРЯД, общее назв. судов технич. флота, применяемых для подводной разработки и выемки грунта при дноуглубительных работах, в гидротехнич. строительстве и т. д. (см. Землесосный снаряд, Землечерпательный снаряд).

ЗЕМСТВО, органы местного самоуправления, созданные в ряде губерний Ёвроп. России по земской реформе 1864. Образование 3. было попыткой царизма приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистич. развития. Господств. положение в 3. занимали помещики, участвовали в нём также представители буржуазии: домовладельцы, фабриканты, купцы, духовенство, кулаки. Бурж. элементы в 3. усиливались по мере развития капитализма и измельчания дворянского землевладения, особенно в уездных 3. пром. Центра. В сев. губерниях (Вятской, Пермской, Вологодской, Олонецкой) и в Самарской губ. во мн. уездных 3. большинство принадлежало крестьянским гласным, но они находились под влиянием дворянства и бурж. элементов. Дворянство удерживало господств. позиции в 3. вплоть до Февр. революции 1917. Результаты выборов гласных в губернские и уездные земские собрания по 29 губерниям на 1865-67 были таковы: в губернские - помещиков-дворян - 74, 2%, купцов - 10, 9%, крестьян (в осн. кулаков, сельских старост) -10, 6%, прочих - 4, 3%; в уездные - помещиков-дворян -41, 7%, духовенства - 6, 5%, купцов - 10, 4%, крестьян - 38, 4%, прочих - 3%. Результаты выборов гласных в уездные 3. по 34 губерниям на 1883-85 почти не изменились в отношении дворян и крестьян, но заметно увеличилось количество гласных от разночинных и бурж. элементов. Положение 1890 (см. " Контрреформы"), создавшее сословную курию уездных землевладельцев-дворян, усилило позиции дворянства в 3. В уездных земских собраниях дворян и чиновников было 55, 2%, крестьян - 31%. В губернских земских собраниях преобладание помещиков-дворян было более значительным.

Царское пр-во, опасаясь влияния ли-берально-бурж. элементов 3., передало им только хоз. дела, касающиеся " польз и нужд" данной губернии или уезда. Отделив хоз. область от общей администрации, оно раздробило местное управление между различными казёнными и земскими учреждениями, что пагубно сказалось на всём ходе местной деятельности. 3. не предоставлялись финанс. средства. Основой земского бюджета было обложение недвижимых имуществ: земель, домов, фаб.-зав. предприятий и торг. заведений. Это были очень скудные средства. Расходы 3. делились на " обязательные" и " необязательные". К первым относились: дорожная, квартирная и подводная повинности, падавшие гл. обр. на крест. население, а также содержание гражд. управлений, тюрем, мировых судов и др. Расходы на здравоохранение и нар. образование считались " необязательными".

Пр-во стремилось всемерно ограничить компетенцию 3. и источники их доходов. По закону 1867 земские доклады и журналы должны были проходить через цензуру губернатора. 3. разных губерний запрещалось общаться между собой и печатать свои постановления, усиливалась власть председателя земского собрания. Земская контрреформа 1890 способствовала росту бюрократич. опеки над 3. Было учреждено губернское по земским делам присутствие под пред. губернатора. Пр-во не останавливалось перед закрытием тех 3., к-рые осмеливались выступать в защиту своих прав.

Деятельность 3. активизировалась с 1890-х гг., когда в них приобрёл большое влияние " третий элемент" - служащая интеллигенция, среди к-рой были либералы, народники и даже социал-демократы. Земские учреждения добились успеха в распространении школьного и медицинского дела. 3. открывали больницы, аптеки, созывали съезды врачей, организовывали фельдшерские и акушерские курсы и т. д. 3. основывали начальные сел. школы, а также гимназии и учительские семинарии, выдавали стипендии нуждающимся учащимся. Экономич. мероприятия 3. укрепляли помещичье и кулацкое х-во, приспосабливая его к запросам рынка. 3. устраивали с.-х. выставки, опытно-показат. станции, создавали артели кустарей, содействовали с.-х. кредиту, привлекали агрономов и ветеринаров, открывали с.-х. училища. Не располагавшие средствами крестьяне не могли воспользоваться этими мероприятиями. 3. ввели взаимное страхование сел. строений от огня.

Большое значение для изучения экономики пореформенной России имела организация земской статистики. Вынужденные защищать себя от стеснений и ограничений, 3. стали на путь оппозиции к царскому самодержавию, но это была мирная, легальная оппозиция; отношение 3. к революционному движению всегда было враждебным (см. Земское движение).

Введение земских учреждений растянулось на длит. срок. К кон. 70-х гг. 19 в. 3. существовали только в 34 губерниях Европ. России и в Области войска Донского. Пр-во лишило 3. Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губ., где почти не было помещичьего землевладения, Польшу и Белоруссию с многочисл. польск. дворянством, а также Прибалтику, Сибирь, Кавказ, Казахстан и Ср. Азию. После Революции 1905-07, когда 3. открыто проявили свой контрреволюц. характер, пр-во распространило 3. на ряд вост., белорус. и укр. губерний. Перед 1-й мировой войной 1914-18 3. существовали в 43 губерниях Европ. России. В июле 1914 для помощи царскому пр-ву в войне был создан бурж. Всероссийский земский союз (см. Земский и городской союзы). Бурж. Временное правительство приняло новый закон о расширении прав 3., создав земские учреждения и в волостях. 3. сделались опорой буржуазии на местах. После победы Великой Октябрьской социалистич. революции и установления Советской власти земские учреждения были ликвидированы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.