Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 25 страница






В совр. бурж. философии Д. не имеет самостоят, значения, но его придерживаются мн. естествоиспытатели, к-рые в закономерности и упорядоченности мира видят доказательство бытия его создателя.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1952, с. 97 - 99; [О р б и н с к и и Р. В.], Английские деисты 17 и 18 столетий, " Записки Новороссийского ун-та", 1868, год 2, т. 3, в. 1; Роговин С. М., Деизм и Давид Юм. Анализ " Диалогов о естественной религии", М., 1908; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Lechler G. V., Geschichte des englischen Deismus, Stuttg., 1841; S а у о u s Ed., Les deistes anglais et le christianisme... (1696-1738), P., 1882; Т о г-rey N. L., Voltaire and the English deists, New Haven - Oxf., 1930; Orr J., English, deism. Its roots and fruits, Grand Rapids (Mass.), 1934; Schlegel D. В., Shaftes-bury and the French Deists, Chapel Hill, 1956.

ДЕИОНИЗАЦИЯ газа, исчезновение в занимаемом газом объёме носителей свободного электрич. заряда (положит, и от-рицат. ионов и электронов). К Д. приводят рекомбинация ионов и электронов, их диффузия к границам занимаемого газом объёма, а также вытягивание заряж. частиц наложенным на газ внешним электрич. полем. Время, необходимое для уменьшения концентрации носителей заряда в определённое число раз (напр., до 10-3 или 10~6 от начальной концентрации), наз. временем Д. Оно является важной характеристикой газоразрядных и др. приборов, в к-рых происходит ионизация газа - газонаполненных выпрямителей тока, тиратронов, игнитронов, антенных переключателей, счётчиков заряженных частиц и т. д. Время Д. зависит от природы газа, геометрии занимаемого им объёма, наличия и изменения во времени внешнего электрич. поля, а также от распределения полей пространственных зарядов.

Лит. см. при ст. Ионизация.

ДЕИСУС, д е и с и с (от греч. deesis -моление), древнерусское название композиции, изображающей Христа посредине и обращённых к нему в молитвенных позах богоматерь и Иоанна Предтечу. В иконописи первоначально выполнялся на одной доске. Позже появились Д. на трёх отд. досках и многочастные Д.

Лит.: Лазарев В. Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 131 - 39.

ДЕЙ (от тур. dayi, букв.- дядя, в переносном смысле - храбрец), 1) почётное звание в янычарских войсках (см. Янычары) и нек-рых областях Османской империи. 2) Титул правителя Алжира в 1671-1830.

ДЁЙБЛЕР (Daubler) Теодор (17.8.1876, Триест, -14.6.1934, Санкт Блазин), австрийский писатель и теоретик иск-ва. Сын коммерсанта. В Париже был близок к поэтам-символистам. В 1914-18 примкнул к экспрессионизму. В космогонич. поэме " Северное сияние" (1910) Д. проповедует религ. идеи. В сб-ках стихов " Оды и песни" (1913), " Гимны Италии" (1915), " Аттические сонеты" (1924), в кн. ритмич. прозы " Звёздный ребёнок" (1917), " Священная гора Афон" (1923) воспевает иск-во, природу, интимные переживания и " видения". Ему принадлежат также новеллы и развлекат. романы.

Соч.: Dichtungen und Schriften, Munch., [1956]; в рус. пер.- Борьба за новое искусство, П.- М., 1923 (совм. с А. Глэз).

Лит.: Th. Daubler. Eine Einfuhrung in sein Werk und eine Auswahl, von H. Ulbricht, Wiesbaden, 1951; С о n r a d у К. О., Т. Daubler, в сб.: Deutsche Dichter der Moderne, В., 1965. Н. Б. Веселовская.

ДЕЙВИС (Davis) Артур (псевд.- Стил Р а д д, Steele Rudd) (14.11.1868, Дрей-тон, -11.10.1935, Брисбен), австралийский писатель. Сын мелкого фермера. В серии юмористич. рассказов " На нашей ферме" (1895, отд. изд. 1899, рус. пер. 1965), в сб-ках " Наша новая ферма" (1903), " Ферма Сэнди" (1904) и др. Д. описал злоключения и радости семьи фермеров-пионеров Раддов в борьбе с суровой природой и бедностью. Близки к Раддам герои др. рассказов Д.: " На австралийской ферме" (1910), " Дэшву-ды" (1911), " На Эму-Крик" (1923). Сб. " Папа занимается политикой" (1908) -сатира на австрал. парламент.

Лит.: Palmer V., Steele Rudd. " Overland", 1959, № 15, p. 21 - 23; Н е d 1 е у W., Steele Rudd..., " The Realist", 1964, № 17. А. С. Петриковская.

ДЕЙВИС, Д э в и с (Davis) Бетт (наст, имя - Рут Элизабет) (р. 5.4.1908, Лоуэлл, шт. Массачусетс), американская киноактриса. Образование получила в драматической школе. С 1928 выступала в театрах Бродвея. В 1930-35 играла в кино роли инженю и " роковых соблазнительниц". Лишь в роли Милдред (" Бремя страстей человеческих" по роману У. С. Моэма, 1934) Д. впервые показала внутр. мир сложного, противоречивого человека. В психологич. драмах " Иезавель" (1938), " Мрачная победа", " Хуарес" (обе в 1939) сложился тип героинь Д. - сильных, властных женщин, стремящихся любой ценой, пренебрегая мнением общества, законами морали, добиться своей цели. В 1941 Д. создала свой самый значит, образ - Реджины Хаббард в фильме " Лисички" (по пьесе Л. Хелман). Среди крупных работ 50-х гг.- роли в фильмах " Всё о Еве" (1950), " В центре бури", " Свадебный завтрак" (оба в 1956). В 60-е гг. выступает в ролях женщин, патологически переживающих одиночество и крах жизненных устремлений: " Что случилось с бэби Джейн" (1962), " Мёртвый образ" (1964), " Тише, тише, милая Шарлотта" (1965).

Б. Дейвис в роли Реджи-ны Хаббард в фильме " Лисички". 1941.

Соч.: The lonely life. An autobiography, N. Y., 1962.

Лит.: Карцева Е. Н., Бэтт Дэвис, M., 1967. В. А. Утилов.

ДЕЙВИС, Дэвис(Davis) Джон (ок. 1550, Сандридж, -29.12.1605, близ Ма-лакки), английский мореплаватель. Совершил три плавания (1585-87) с целью отыскания Сев.-зап. прохода из Атлантич. ок. в Тихий, но найти этот путь ему не удалось. Д. открыл пролив к 3. от Гренландии, названный его именем, исследовал зап. берег Гренландии (до 73° с. ш.) и вост. берег п-ова Лабрадор. В 1591 -1592 Д. командовал кораблём в экспедиции англ, корсара Т. Кавендиша, во время к-рой положил начало открытию Фолклендских островов.

ДЕЙВИС, Дэвис (Davis) Уильям Моррис (12. 2. 1850, Филадельфия, -5.2.1934, Пасадена), американский геолог и географ. Окончил Гарвардский ун-т (1870) и работал в нём с 1876 (с 1890-проф.). Основатель Ассоциации амер. географов (1904) и президент Американского геол. об-ва (1911), почётный член ряда геол. и геогр. обществ (в т. ч. Русского географич. об-ва).

В 1890-1915 работал в Геол. службе США; вёл исследовательские работы в различных районах США, а также во многих странах Юж. Америки и Зап. Европы. В 1903 побывал в пустынных р-нах Туркестана. В 1890-х гг. разработал учение о географических циклах, вложив в это понятие представление о стадийном развитии рельефа земной поверхности. Д. различал циклы: нормальный, или водно-эрозионный, ледниковый, карстовый, пустынный и морской. Представления Д. о геогр. циклах быстро получили распространение и сыграли большую роль в развитии геоморфологии. Недостатки учения Д. заключаются в том, что развитие рельефа рассматривается без должной связи с общей геол. историей данного региона и не даёт достаточно полного представления о связи внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Д. создал школу геоморфологов и выполнил целый ряд работ, посвящённых преподаванию физической географии. Ввёл новый тип зарисовки рельефа - блок-диаграммы, модели рельефа.

Соч.: Physical geography, Boston - L., 1899; A journey across Turkestan, Wash., 1905 (Pumpelly's Explorations in Turkestan); Grundzuge der Physiogeographie, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Lpz., 1915-17 (совм. с G. Braun); Die erklarende Beschreibung der Landformen deutsch bearb. von A. Ruhl, 2 Aufl., Lpz., 1924; в рус. пер.- Геоморфологические очерки, М., 1962.

Лит.: Герасимов И. П., О роли В. М. Дэвиса в развитии современной геоморфологии, " Изв. АН СССР. Серия географическая", 1956, № 1.

ДЕЙВИС (Davis), научная станция, база австрал. антарктич. экспедиции. Расположена на юго-вост. берегу зал. Прюдс (Вост. Антарктида), на терр. антарктич. оазиса Вестфолль (68°31' ю. ш., 77°58' в. д.). Открыта в 1957; в 1964-69 временно бездействовала. Штат станции 4-10 чел. На станции ведутся наблюдения по аэрометеорологии, гляциологии, океанологии, биологии и геологии. Названа в честь капитана экспедиционного судна " Аврора" Дж. К. Дейвиса.

ДЕЙВИСА МОРЕ (Davis Sea), окраинное море Индийского сектора Южного ок. у берегов Антарктиды, между 87° и 98° в. д. Омывает Берег Правды. Глуб. до 1300 м. Круглый год покрыто льдом. Солёность 33, 0-33, 5%0. В Д. м. расположен о. Дригальского. На побережье Д. м. в 1956 построена сов. антарктич. станция " Мирный". Море открыто в 1912 австрал. экспедицией под руководством Д. Моусона. Названо в честь капитана экспедиционного судна " Аврора" Дж. К. Дейвиса.

ДЕЙВИСА ПРОЛИВ, Девисов пролив (Davis Strait), пролив между островами Гренландия и Баффинова Земля. Соединяет море Баффина Сев. Ледовитого ок. с Атлантич. ок. Наименьшая шир. 330 км, глуб. до 466 м. Дрейфующие льды и айсберги. Назван в честь Джона Дейвиса.

ДЕЙВИСОН (Davison) Фрэнк Дэлби (р. 23.6.1893, Мельбурн), австралийский писатель. Был рабочим, моряком, фермером, журналистом. В романе " Вечное утро" (1931) Д. показал героику повседневного труда простых людей. В основу повести " Колодцы Биршеба" (1933), со. рассказов " Женщина на мельнице" (1940) и др. легли впечатления 1-й мировой войны 1914-18. Австрал. аборигенам посвящена реалистич. повесть " Дети чернокожих" (1936). В повести " Пугливая" (1931), романе " Дасти" (1946) Д. показал себя наблюдательным писателем-анималистом и пейзажистом.

Соч.: Blue coast caravan, Sydney, 1935; Caribbean interlude, Sydney, 1936; The road to yesterday, Sydney, 1964; в рус. пер. -[Новеллы], в сб.: 40 австралийских новелл, М., 1957; [Рассказы], в сб.: Австралийские рассказы, М., 1958. Л.М.Касаткина.

ДЕЙДВУД (англ, deadwood), подводная часть носового и кормового заострений судна в местах сопряжения киля с форштевнем и ахтерштевнем. В кормовом Д. одновинтовых судов устраивается водонепроницаемая металлич. труба (д е й-двудная труб а), через к-рую вьь водится наружу вал гребного винта. Пл. боковой проекции и форма Д., особенно кормового, влияют на управляемость судна.

ДЕЙК (Dyck) Антонис ван (1599-1641), фламандский живописец;.см. Ван Дейк А.

ДЕЙЛ (Dale) Генри Халлетт (9.6.1875, Лондон, -23.7.1968, Кембридж), английский фармаколог и физиолог. Мед. образование получил в Кембридже (1909). В 1928-42 директор Нац. ин-та мед. исследований в Хэмпстеде (Лондон). В 1939-59 проф. физиологии Лондонского ун-та, в 1942-46 руководитель лаборатории Дэви - Фарадея в Королевском ин-те. Член (1914), ген. секретарь (1925-35) и президент (1940-45) Королев, об-ва; президент Британской ассоциации науч. прогресса (с 1947). Осн. работы Д. посвящены фармакологии и физиологии передачи импульсов с нервных окончаний. За работы об участии ацетил-холина в передаче нервных импульсов Д. удостоен (совм. с О. Леви) Нобелевской премии (1936). Впервые выделил гнетамин и эрготоксин.

Соч.: The vasodilator action of histamine and of some other substances, " Journal of Physiology", 1918, v. 52, p. 110 (совм. с А. N. Richards); _ Adventures in physiology with excursions into autopharmacology, L., 1953; An autumn gleaning. Occasional lectures and addresses, L., 1954.

Лит.: Генри Дэйл (К 90-летию со дня рождения), " Фармакология и токсикология", 1965, т. 28, № 5.

ДЕЙЛИ (Daley) Виктор (наст, имя; псевд. Крив Роу, Creeve Roe) (5.9. 1858, Наван, Ирландия, - 29.12.1905, Уэйтара, близ Сиднея), австралийский поэт-романтик. В Австралии жил с 1878. Был клерком, золотоискателем, затем журналистом. Лит. деятельность связана с демократич. журналами " Буллетин" (" Bulletin") и " Токсин" (" Tocsin"), в к-рых Д. печатал свои сатирич., лирико-филос. стихи, сонеты, баллады и др. Автор стихотворных сб-ков: " На рассвете и в сумерках" (1898), " Вино и розы" (изд. 1911).

Соч.: Creeve Roe, Sydney, 1947; в рус. пер.- Зов города, в сб.: Поэзия Австралии, [М.. 1967].

Лит.: G r е е n Н. М., A history of Australian literature, v. 1, Sydney, 1966.

ДЕЙЛИ, Дэли (Daly) Реджиналд Олдуорт (19.5.1871, Напани, Канада, -19. 9. 1957, Кембридж, Массачусетс), американский геолог и петрограф. Окончил Гарвардский ун-т (1893). Проф. Массачусетсского технологич. ин-та (1907-12) и Гарвардского ун-та (1912-42). Президент Амер. геологич. общества (с 1932). Изучал магматич. горные породы, вычислил средний состав их гл. типов; предложил гипотезу о роли известняков в происхождении щелочных пород; защищал представление о происхождении батолитов путём внедрения магматич. масс при одновременном обрушении и переплавлении их кровли. Предложил гипотезу погружения мобильных областей земной коры в менее плотную астеносферу, что ведёт к смятию верхней части коры и созданию складчатой структуры. Изучая происхождение доломитов и органич. остатки в докембрийских отложениях, пришёл к выводу об изменении состава мор. воды под влиянием биохимических факторов. Д. разрабатывал теорию эвста-тических колебаний уровня океана. В 1929 был избран чл.-корр. АН СССР.

С о ч.: Architecture of the earth, N.Y. -L., 1938; The floor of the ocean, 2 ed., Chapel Hill, 1945; рус. пер.- Изверженные породы и глубины Земли, Л.- М., 1936.

" ДЕЙЛИ МИРРОР" (" Daily Mirror"), одна из самых распространённых бурж. ежедневных газет Великобритании. Издаётся в Лондоне с 1903. В освещении политич. событий тяготеет к позициям правого крыла Лейбористской партии. Публикует много развлекательных и рекламных материалов. Тираж ок. 5 млн. экз. (1971).

" ДЁЙЛЙ ТЕЛЕГРАФ ЭНД МОРНИНГ ПОСТ" (" The Daily Telegraph and Morning Post"), английская ежедневная газета. Выходит под этим названием с 1937 после слияния газет " Дейли телеграф" (осн. в 1855) и " Морнинг пост" (осн. в 1772). фактически является рупором руководства Консервативной партии, рассчитана на читателей из среды буржуазии, чиновничества и интеллигенции. Тираж св. 1 млн. экз. (1971). Распространён краткий вариант названия газеты -" Дейли телеграф".

" ДЕЙЛИ УОРКЕР" (" The Daily Worker"), ежедневная марксистская газета в США. Издавалась с 1924 в Чикаго, а с 1927 - в Нью-Йорке. В связи с фи-нанс. и организац. трудностями выпуск газеты в 1958 был прекращён. В качестве общественно-политич. органа продолжалось издание воскресного приложения к" Д. у." - " Уоркер" (" The Worker"), преемницей к-рого в 1968 стала газ. " Дейли уорлд".

" ДЕЙЛИ УОРЛД" (" The Daily World"), ежедневная марксистская газета в США, преемница газ. " Уоркер" (" The Worker"). Издаётся в Нью-Йорке с июля 1968. Публикует разнообразную информацию о внутр. положении в США и междунар. событиях, офиц. документы компартии США, выступления её руководителей и прогрессивных обществ, деятелей, письма читателей. " Д. у." последовательно отстаивает интересы трудящихся США, выступает против реакц. сил внутри страны и агрессивного внешнеполитического курса американского империализма.

ДЕЙМЕК (Dejmek), Казимеж (р. 17.5. 1924, Ковель, ныне Волынская обл. УССР), польский режиссёр и актёр. В 1947 дебютировал как актёр. В 1949-1961 организатор и руководитель " Театра Новы" в Лодзи, где поставил: " Бригада шлифовальщика Каргана" Кани (1949), " Гроза" Островского (1952), " Баня" Маяковского (1954), " Юлий Цезарь" Шекспира (1960), мистерию " История о преслав-ном воскресении господнем" Миколая из Вильковецка (1961) и др. В 1962-68 директор и художеств, руководитель Нац. театра (Варшава). Среди значит, постановок в этом театре - " Слово о Якобе Шеле" Ясеньского (1962), где органически объединены традиции нар. площадного зрелища и революц. агитационного театра. Актуальным публицистич. звучанием характеризуются спектакли " Кор-диан" Словацкого (1965), " Наместник" Хоххута (1966). В 1969 в театре " Атенеум" (Варшава) Д. поставил пьесу А. П. Чехова " Дядя Ваня", создав спектакль большой драматич. силы. Д.-ученик Л. Шиллера, развивает принципы монументального по форме театра, насыщенного большим социальным содержанием.

Лит.: Csato E., Les metteurs en scene polonais, Varsovie, 1963; Czanerle M., Teatr Pokolenia, Lodz, 1964.

ДЕЙMOC, спутник планеты Марс, диаметр 6 км, расстояние от центра планеты 23, 5 тыс. км. Открыт в 1877 амер. астрономом Э. Холлом. См. также Спутники планет.

ДЕЙНАУ, посёлок гор. типа, центр Дей-науского р-на Чарджоуской обл. Туркм. ССР. Расположен в долине Амударьи, в 3 км от ж.-д. ст. Денев (на линии Чарджоу - Кунград). 6 тыс. жит. (1970). Молочно-маслодельный з-д.

А. А. Дейнека.

ДЕЙНЕКА Александр Александрович [8(20). 5. 1899, Курск, - 12.6.1969, Москва], советский живописец, нар. худ. СССР (1963), действит. член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962-1966), Герой Социалистического Труда (1969). Чл. КПСС с 1960. Учился в моек. Вхутемасе (1920-25)уВ.А.Фаворского и И. И. Нивинского. Чл.-учредитель об-ва ОСТ. В ранний период (20-е гг.) работал гл. обр. в области журнальной графики. Уже в это время в живописи и графике Д. сложился круг тем и образов, определивших характер его творчества в целом; обращаясь к мотивам индустриального труда, техники, гор. жизни, спорта, Д. стремился выразить мироощущение нового, сов. человека. Его почти монохромные произв. 20-х гг. отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространств, планов, графически чёткой манерой письма; обобщённые образы рабочих, подчинённых то торжественно-напряжённому, то бурному ритму труда, инж. логика ажурных строит, конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны (" На стройке новых цехов", илл. см. т. 4, табл. XVI). В этот же период Д. создал своё лучшее произв. на историко-революц. тему - картину " Оборона Петрограда" (1928, Центр, музей Вооруж. Сил СССР, Москва), в к-рой нашла выражение суровая героика Гражд. войны 1918 - 20. В 30-е гг. в творчестве художника нередко появляются лирич. мотивы (" Мать", 1932, Третьяковская гал.). Сюжеты, динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и светом произв. Д. этого времени передают энтузиазм первых пятилеток, ощущение радости жизни и созидательного труда сов. людей; произв., посвящённые теме (порта, приобретают большую социальную конкретность, олицетворяя силу, физич. и духовное здоровье сов. общества и сов. человека (" Донбасс. Обеденный перерыв", 1935, Художеств, музей Латв. ССР, Рига; " Будущие лётчики", 1938, Третьяковская гал.).

А. А. Дейнека. " В Донбассе". Рисунок для обложки журнала " У станка". Тушь, гуашь. 1925. Третьяковская галерея. Москва.

Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произв., выполненные Д. на основе впечатлении от поездок по США, Франции, Италии в 1934-35 (" Улица в Риме", 1935, Третьяковская гал.). В годы Великой Отечеств, войны Д. создал проникнутую героич. пафосом картину " Оборона Севастополя" (1942, Рус. музей, Ленинград; илл. см. т. 3, вклейка к стр. 40) и суровые, драматич. пейзажи (" Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", 1941, Третьяковская гал.). В послевоенный период Д. вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920-30-е гг. (" У моря", 1956-57, Рус. музей). Монументальная живопись Д. по своей тематике и образному строю тесно связана с его станковыми работами (панно и росписи в Центр, театре Сов. Армии, 1940, и на ВДНХ, 1957; мозаики-плафоны станций моек, метрополитена " Маяковская", 1938-39, и " Новокузнецкая", 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Моск. Кремле, 1960-61; мозаики " Хорошее утро", " Хоккеисты", 1959-60, " Красногвардеец", " Доярка", 1962, -Ленинская пр., 1964). Д. много работал в области станковой графики (серии -" Севастополь", 1932-34, Третьяковская гал. и Рус. музей, " Москва военная", 1946, Третьяковская гал., -обе акварель, гуашь; и др.), создавал плакаты (" Физкультурница", 1933), илл., а также скульпт. работы. Преподавал (проф. с 1940) в моек. Вхутеине (1928-30), Моск. полиграфич. ин-те (1928-34), Моск. художеств, ин-те им. В. И. Сурикова (1934-46 и 1957-63), Моск. ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945-1952, директор в 1945-48), Моск. архит. ин-те (1953-57). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Илл. см. на вклейках - к стр. 25 и табл. II (стр. 48-49).

Соч.: Из моей рабочей практики, М., 1961; Учитесь рисовать, [сост. при участии К. А. Александрова, Л. В. Гудскова, ндр.], М., 1961.

Лит.: Маца И. Л., А. Дейнека, М., 1959; А. А. Дейнека. [Каталог выставки], М., 1969; Konecny D., A. Dejneka, Praha, 1961. М. Н. Яблонская.

ДЁЙНКЕРКЕН (Duinkerken) Антон ван (псевд.; наст. фам. Асселбергс, Asselbergs) (2.1.1903, Берген-оп-Зом, -1968, Неймеген), нидерландский поэт, критик. Проф. Лейденского и Неймегенского ун-тов. С 1934 редактор лит.-критич. журн. " Гиде" (" De Gids"). Стихи Д. проникнуты религ. мотивами, а также сочувствием к угнетённым (сб. " Лирический лабиринт", 1930). В сборнике экспрессионистских стиховчСердце Брабанта" (1937) религ. настроение сочетается с социальной темой. Во время нем.-фаш. оккупации Нидерландов Д. за антифаш. деятельность был заключён в концлагерь. Под псевд. Питер Бакс (Pieter Bacx) выпустил в подполье сб. стихов " Беседка в Трое" (1944), вошедших в послевоен. сборники Д. " Из тюрьмы св. Михаила" (1946), " Товий и ангел" (1946).

Соч.: Dichters der Contra-Reformatie, [s. 1.], 1932: Het Tijdperk der vernieuwing, Antw., 1951; Verzamelde geschriften, deel 1-3, Utrecht, 1962-63.

Лит.: В г а с h i n P., An ton van Duinkerken, [Brugge, 1961]. И. В. Волевич.

ДЕЙНОЦЕФАЛЫ (Deinocephalia), диноцефалы, подотряд зверообразных пресмыкающихся. Существовали в конце пермского периода. Дл. до 5 м. Для Д. характерны массивный скелет и куполовидное утолщение крыши черепа. В подотряде 10 сем. Известны хищные Д. (титанофонеус и др.) и расти-тельноядные (эстемменозух, улемозавр и др.). Их многочисл. остатки найдены в СССР (ср. Волга, Приуралье), Юж. Африке и США.

Лит.: Основы палеонтологии, [т. 12] -Земноводные, пресмыкающиеся и птицы, М., 1964; Орлов Ю. А., Хищные дейноце-фалы фауны Ишеева, " Тр. Палеонтологического института", 1958, т. 72

Титанофонеус.

ДЕЙОК, согласно Геродоту, первый индийский царь, к-рый освободил Мидию от ассир. господства; основатель Эк-батаны (совр. Хамадан). Царствовал во второй пол. 8 в. до н. э.

Лит.: Дьяконов И. М., История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н. э., М.- Л., 1956.

ДЕЙР-ЭЗ-ЗОР, город на В. Сирии, на правом берегу р. Евфрат. Адм. ц. мухафазы Дейр-эз-Зор. 71, 8 тыс. жит. (1967). Торг.-трансп. пункт. Узел автодорог. Центр развивающегося хлопководч. р-на.

ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ, комплекс древних сооружений близ г. Фивы (Египет). В 1881 франц. египтолог Г. Масперо открыл здесь тайник с мумиями нек-рых фараонов Нового царства. Систематич. раскопки велись в 1893-98, 1903-08 (Э. Навиль, Швейцария), 1911-31, с перерывами (Метрополитен-музей, США), 961-66 (К. Михаловский, Польша). Раскопками обнаружены остатки частично вырубленных в скалах поминальных храмов фараона Ментухотепа I (21 в. до н. э.; был обнесён колоннадой и увенчан пирамидой) и царицы Хатшепсут (арх. Сенмут, нач. 15 в. до н. э.). Последний был сооружён на трёх террасах с протодорич. портиками, соединённых между собой пандусами; в портиках, в расположенном у подножия скал гипостиле и примыкающих к нему святилищах найдены многочисл. произведения скульптуры, в т. ч. портретные статуи царицы Хатшепсут, рельефы с изображением похода в страну Пунт и др. В Д. открыт также ансамбль поминального храма Тутмоса III (15 в. дон. э.), найдено много надписей на плитах, граф-фити, папирусы. Илл. см. также при ст. Египет Древний.

Дейр-эль-Бах-ри. Храм царицы Хатшепсут. Нач. 15 в. до н. э. Архитектор Сенмут.Колоннада святилища Анубиса.

Лит.: Матье М. Э., Искусство Древнего Египта, М. - Л., 1961; Win-lock Н. Е., Excavations at Deir el Bahri 1911-1931, N. Y., 1942; Leclant J., Fouilles et travaux en Egypte et au Soudan, " Orientalia", Nova series, 1964-67, № 33-36. Р.И. Рубинштейн.

ДЕЙССЕЛ (Deyssel) Лодевейк ван (псевд.; наст. фам. Албердинг-Тейм, Alberdingk Thijm) (22.9.1864, Амстердам, - 26.1.1952, Харлем), нидерландский писатель и критик. Представитель демократич. движения " восьмидесятников". В 1883 выступил с эссе " Новогодние излияния", а в 1886 -" О литературе". Его кн. " Новая Голландия" (1886-87) стала манифестом передовых литераторов. Д.- автор натура-листич. романов " Любовь" (1887) и " Маленькая республика" (1889). В книгах " Смерть натурализма" (1891), " От Золя к Метерлинку" (1895) Д. заявил о своём переходе к символизму. Индивидуализмом и мистицизмом проникнут его роман " Жизнь Франса Розелара" (1911). Автор работ о Мультатули (1891), Э. Золя. В 1924 опубл. " Заметки" о Рембрандте, а в 1950 - сб. эссе " Заметки на полях".

С о ч.: Verzamelde werken, bd 1-2, Amst., 1922.

Лит.: S t о k v i s B. J., L. van Deyssel, Amst., 1921; Jansonius F., L. van Deijssel, Lochem, 1954. И. В. Волевич.

ДЕЙСТВИЕ, физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время и являющаяся одной из существ, характеристик движения системы. Для механич. системы Д. обладает след, важным свойством: если рассмотреть нек-рую совокупность возможных движений этой системы между двумя её положениями, то истинное (фактически происходящее) движение системы будет отличаться от этих возможных движений тем, что для него значение Д. является наименьшим (см. Вариационные принципы механики и Наименьшего действия принцип). Указанное свойство позволяет найти уравнения движения механич. системы и изучить это движение.

В зависимости от свойств механич. системы и применяемого метода изучения её движения рассматривают разные выражения для величины Д. Если к.-н. промежуток времени t - to разбить на очень малые интервалы Дt и для каждого интервала вычислить т. н. функцию Лагранжа Li = Tt- Tit, где Ti и П, -средние значения кинетической и потенциальной энергии системы за время Лг;, то величина S, равная сумме произведений Li-Att, т. е.
[ris]

наз. действием по Г а м и л ь т о н у за промежуток времени t - to. Эта величина входит в выражение принципа наименьшего действия в форме Гамильтона - Остроградского.

Вычисленная аналогичным образом величина
[ris]

наз. действием поЛагранжу за промежуток времени t - to и входит в выражение принципа наименьшего действия в форме Мопертюи - Лагранжа.

Для системы, в к-рой выполняется закон сохранения механич. энергии, величины S и W связаны соотношением S = W - h(t - to), где h = Т+ П -полная механич. энергия системы.

Равенства (1) и (2) определяют значения S и W тем точнее, чем меньше интервалы времени At*. Точные значения этих величин получаются при переходе к пределу и даются интегралами
[ris]

Помимо классич. механики, понятием о Д. пользуются в теории упругости, электродинамике, термодинамике обратимых процессов, квантовой механике. В квантовой механике физич. величины размерности Д. могут принимать лишь дискретные значения, кратные кванту действия, или Планка постоянной.

С.М. Таре.

ДЕЙСТВИЕ в театре, средство выражения в актёрском иск-ве (подобно тому, как звук - средство выражения в музыке, цвет - в живописи, слово - в художеств, лит-ре и т. д.). Сценич. образ воплощается в Д., совершаемых актёром в спектакле (на репетиции, концерте). Специфичность сценич.иск-ва актёра определяется природой Д. как средства воплощения художеств, образа. Переживания актёра, исполняющего роль, передаются через Д. Каждое Д. обусловлено его целью, оно выражает процесс внутр. психич. жизни человека, но осуществляется телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. Т. о., в Д. выявляется внутр. мир человека (мировоззрение, мысли, воля, чувства и т. д.). В иск-ве драматич. актёра большое место занимают т. н. словесные Д., с помощью к-рых он стремится вызвать у партнёра те или иные побуждения, чувства. В драматур г и и под Д. понимается развитие событий. Д. наз. также законченная часть пьесы, спектакля (см. Акт).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.