Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важнейшие географические открытия, плавания и исследования в Антарктике (в 18-20 ВВ. ). 2 страница






Положение высшего Г. о. резко изменилось после Великой Окт. революции. В 1918-25 в Петрограде работал Географический институт (вуз), при к-ром в 1922 был создан н.-и. ин-т географии, в 1923 такой же н.-и. ин-т учреждён при Московском ун-те. К кон. 20-х гг. в ун-тах радикально перестроены уч. планы и программы геогр. специальностей, особенно экономической географии (Н. Н. Баранский); введена обязательная практика студентов в экспедициях. В 30-е гг. были созданы самостоят, геогр. отделения, а затем геогр. и геоло-го-геогр. ф-ты ун-тов. В последующие годы всё более углублялась специализация оканчивающих геогр. ф-ты, возникали новые кафедры. Совр. типовая структура геогр. ф-тов в ун-тах СССР включает специальности: физич. география, экономич. география, геоморфология, метеорология и климатология, гидрология суши, океанология и картография.

В СССР географов готовят ун-ты и пед. ин-ты по дневной, вечерней и заочной системам обучения. Крупнейшими центрами Г. о. являются Московский, Ленингр., Киевский ун-ты и пед. ин-ты. В нек-рых ун-тах имеются геолого- и гео-графобиол. ф-ты. Студенты ун-тов на первых курсах получают широкую обще-геогр. подготовку, на старших курсах изучают цикл спец. (профилирующих) дисциплин, работают в семинарах, проходят спец. практику (геол., геодезич., комплексно-геогр. в н.-и. ин-тах, школах, экспедициях и др.) выполняют и защищают курсовые и дипломные работы по избранной специальности, сдают гос. экзамены по обществ, дисциплинам. Подготовка географов в пед. ин-тах строится без подразделения на узкие специальности. Значит, место отводится изучению пед. дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания) и пед. практике. Многие пед. ин-ты готовят учителей по двум профилям: географии и биологии (географо-биол., естественно-геогр. ф-ты), истории и географии и др. В уч. планах всех педагогических ин-тов также предусмотрена практика полевая на уч. базах, краеведческая и в форме дальних экскурсий (экспедиций). Срок обучения на геогр. специальностях 4-5 лет.

В 1970 учителей географии готовили 33 университета (18, 7 тыс. студентов, ежегодный выпуск ок. 1, 6 тыс. специалистов) и 77 пед. ин-тов (40 тыс. студентов, ежегодный выпуск - 6, 2 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 300 с двумя специальностями), приём на геогр. ф-ты (отделения, специальности) ок. 10 тыс. чел.

Значит, место занимают спец. геогр. дисциплины в уч. планах ряда смежных специальностей в вузах, готовящих картографов, гидрологов, метеорологов, климатологов, землеустроителей, агрономов, лесоводов, экономистов, инженеров транспорта и др., а также в средних спец. уч. заведениях (топографич., гидрометеорологич., с.-х. и др.).

В вузах, а также в АН СССР и в Академии пед. наук СССР имеется аспирантура, в к-рой готовят науч. и научпо-пед. кадры по геогр. наукам.

Подготовка специалистов-геогра фов осуществляется во всех странах мира, где имеются ун-ты и пед. ин-ты. В социалистич. странах Г. о. развивается по всем отраслям географии. Крупными центрами Г. о. являются старейшие ун-ты-в Берлине(столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В капиталистич. странах характер, направление, формы Г. о. весьма различны. Напр., в крупнейших ун-тах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономич. география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. ун-ты) преобладает комплексно-геогр. (страноведч.) подготовка географов, большое значение имеет науч. школа географии населения и х-ва; в ун-тах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономич. географией видное место занимает океанография. Учителей географии в зарубежных странах выпускают преим. ун-ты (3-4 г. обучения). Будущие учителя нередко совмещают два профиля (напр., география и физика, география и психология, география и иностр. язык). Пед. практика в процессе обучения занимает меньшее место, нежели в сов. ун-тах и пед. ин-тах.

Общее Г. о. даёт средняя общеобразовательная школа. В СССР география как самостоят, уч. предмет систематически изучается в 5-9-х классах (начальный курс физич. географии, включающий сведения о топографич. плане и геогр. карте, знания о сферах Земли и методах их исследования и др.; физич. география материков, СССР, экономич. география СССР и зарубежных стран). В нек-рых капиталистич. странах школьные программы и учебники по географии имеют страноведческое направление.

Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии (1876-1934), М., 1954; его же, Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе, М., 1957; География в Московском университете за 200 лет (1755 - 1955). Под ред. К. К. Маркова и Ю. Г. Саушкина, М., 1955; Бутягин А. С., С а л-танов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Соловьёв А. И., Современное состояние и задачи высшего географического образования. Материалы к 4 съезду географического общества СССР, Л., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967.

А. И. Соловьёв.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО СОЮЗА ССР [прежние названия - Русское географическое общество (1845- 1850, 1917-26), Императорское Русское географическое общество (1850-1917), Государственное географическое общество (1926-38)], одно из старых геогр. обществ мира. Учреждено 6(18) авг. 1845 в Петербурге по инициативе крупнейших учёных - Ф. П. Литке, К. М. Бэра, Ф. П. Врангеля и др. С первых лет своего существования Г. о. развернуло обширную экспедиционную, издательскую и просветительную деятельность. Оно внесло крупнейший научный вклад в изучение Урала, Сибири, Д. Востока, Средней и Центр. Азии, Кавказа, Ирана, Новой Гвинеи, Индии, полярных районов и др. стран. Исследования эти связаны с именами П. А. Кропоткина, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, М. В. Певцова, П. К. Козлова, В. А. Обручева, Л. С. Берга и мн. др.

До Окт. революции Г. о. насчитывало 11 отделов и 1 тыс. членов. К 1971 число членов достигло 19 тыс. Высшим органом Г. о. является съезд, созываемый каждые 5 лет, между съездами Г. о. управляется Учёным советом (избранным съездом) и его Президиумом во главе с президентом. До революции председателями общества числились лица царской фамилии - вел. кн. Константин Николаевич (1845-92) и Николай Михайлович (1892-1917), фактически же обществом руководили вице-председатели: Ф. П. Литке (1845-50, 1857- 1872), М. Н. Муравьёв (1850-57), П. П. Семёнов (1873-1914), Ю. М. Шокальский (с 1914). Председатели (президенты) Г. о. после Окт. революции: Ю. М. Шокальский (до 1931), Н. И. Вавилов (1931-40), Л. С. Берг (1940-50), Е. Н. Павловский (1952-64), С. В. Калесник (с 1964).

Г. о. состоит (1970) из центр, организации (Ленинград), 14 геогр. обществ союзных республик, 15 филиалов в РСФСР и ок. 100 отделов. Президиум Г. о. находится в Ленинграде.

Осн. формы деятельности Г. о.: 1) обсуждение науч. докладов (ок. 27 тыс. за 1947-69); 2) проведение широких науч. конференций; 3) созыв всесоюзных геогр. съездов (1-й - 1933, Ленинград; 2-й - 1947, Ленинград, одновременно он был 1-м съездом Геогр. об-ва; 2-й съезд Г. о.-1955, Москва; 3-й съезд Г. о. -1960, Киев; 4-й съезд Г. о.-1964, Москва; 5-й съезд Г. о.-1970, Ленинград); 4) экспертиза и консультации по всем вопросам географии; 5) организация экспедиций и науч. поездок (20- 50 ежегодно); 6) популяризация геогр. знаний (с 1938 лекциями обслужена аудитория ок. 3 млн. чел.); 7) руководство добровольной фенологич. сетью СССР; 8) присуждение медалей и премий за лучшие науч. труды по географии (4 золотые медали: Большая, им. Литке, им. Семёнова-Тян-Шанского, им. Пржевальского; премия им. Дежнёва); 9) издательская деятельность (за 1846- 1970 ок. 2000 тт.); центр, организация издаёт" Известия" (с 1865), " Записки" (с 1846), " Географические сборники" (с 1952), " Доклады отделений и комиссий" (с 1967), монографии, брошюры и др.; более 60 филиалов и отделов общества публикуют собственные науч. сборники; особенно известны " Вопросы географии" (М., с 1946) Моск. филиала. В Ленинграде находится центральная библиотека (св. 375 тыс. тт.), картохранилище (ок. 40 тыс. карт и атласов) и учёный архив (более 60 тыс. документов).

Лит.: Семёнов П. П., История полувековой деятельности Ими. Русского географического общества, ч. 1 - 3, СПБ, 1896; Берг Л. С., Всесоюзное Географическое общество за 100 лет. 1845-1945, М.- Л., 1946; Географическое общество за 125 лет, Л., 1970.

С. В. Калесник.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, положение к.-л. пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в матем. географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в физич. географии - их положение в отношении физико-геогр. объектов (материков, гор, океанов, морей, рек, озёр и т. д.). В экономич. и политич. географии под Г. п. понимают положение страны, района, населённого пункта и иных объектов по отношению к др. экономико-геогр. (включая пути сообщения, рынки, хоз. центры и т. д.) и физико-геогр. объектам, а также положение страны относительно др. государств и их групп. Г. п. является одним из условий развития стран, районов, городов и др. населённых пунктов. Практич. значение Г. п. изменяется в различных социально-экономич. формациях.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ) РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, разделение труда между отдельными геогр. местностями, выражающееся в специализации этих местностей на производстве определённых видов пром. продукции, с.-х. продуктов или же оказании услуг. Г.(т.) р.т. представляет собой форму обществ, разделения труда и подчиняется законам его развития, определяемым способом произ-ва. Имеется прямая связь Г.(т.) р.т. с территориальным размещением обществ, произ-ва в той мере, в какой происходит обмен результатами производственной деятельности между разными местностями.

По территориальному размаху экономических связей Г. (т.) р. т. выделяется разделение труда между отдельными населёнными пунктами, расположенными в пределах одного и того же района (местное разделение труда), между экономич. районами разного масштаба (межрайонное разделение труда) и между странами (междунар. разделение труда). Межрайонное и междунар. разделение груда в совр. условиях имеет сложный характер, охватывая, как правило, огромную номенклатуру обмениваемой продукции. Монотоварная специализация или её ограничение двумя-тремя видами продукции встречается гл. обр. лишь в бывших или сохранившихся колониях.

В социалистич. странах Г.(т.)р.т. носит планомерный характер.

Возникновение и развитие Г.(т.) р.т. обусловливаются экономич. эффектом, к-рый даёт концентрация производства в определённой местности, благодаря общим экономич. преимуществам крупного производства или благодаря особо благоприятным природным или экономич. условиям данной местности. Влияние природных условий в наибольшей мере сказывается на специализации районов добывающей пром-сти, с. х-ва, туризма и курортов.

Развитие Г. (т.) р. т. тесно связано с развитием трансп. сети и удешевлением транспортировки сырья, материалов, топлива, энергии, готовой продукции.

См. также Размещение производительных сил. П. М. Алампиев.

ГЕОГРАФИЯ (от гео... и ...графия), система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естеств. и обществ, геогр. дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью науч. задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и х-ва в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Система географических наук и их связь со смежными науками. Система геогр. наук сформировалась в ходе развития и дифференциации первоначально не расчленённой Г., к-рая была энциклопедич. сводом знаний о природе, населении и х-ве разных территорий. Процесс дифференциации привёл, с одной стороны, к специализации на изучении отд. компонентов природной среды (рельеф, климат, почва и др.) или х-ва (пром-сть, с. х-во и др.), а также населения, с другой стороны - к необходимости синтетич. исследования территориальных сочетаний этих компонентов, т. е. природных и производственных комплексов.

В системе Г. выделяются: а) естественные, или физико-геогр., науки, к к-рым относятся физическая география в собственном смысле слова (включая общее землеведение, ландшафтоведение и палеогеографию), геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, геокриология, Г. почв и биогеография; б) общественные геогр. науки - общая и региональная экономическая география, Г. отраслей х-ва (Г. пром-сти, Г. с. х-ва, Г. транспорта и др.), Г. населения, политич. Г.; в) картография, являющаяся технич. наукой, но в то же время входящая в систему геогр. наук в силу историч. причин и общности основных целей и задач с др. геогр. науками. Кроме того, к Г. относятся: страноведение, задачей к-рого является объединение сведений о природе, населении и х-ве по отд. странам и районам, и дисциплины в основном прикладного характера - медицинская Г. (см. География медицинская) и военная Г. (см. География военная). Многие геогр. дисциплины одновременно в той или иной степени принадлежат к системам других наук (биологических, геологических, экономических и т. п.), поскольку резких граней между этими науками не существует.

При общности целей у каждой науки, входящей в Г., есть собственный объект исследования, к-рый изучается различными методами, какие необходимы для глубокого и всестороннего его познания; у каждой есть свои общетеоретическая, региональная части и прикладные разделы. Иногда прикладные отрасли и разделы геогр. наук объединяют под назв. прикладной Г., к-рая, однако, не образует самостоятельной науки.

Каждая геогр. дисциплина в своих теоретич. выводах опирается на материалы территориальных исследований, проводимых экспедиционными и стационарными методами и сопровождаемых картографированием. В качестве специфического способа систематизации географического материала и выявления закономерностей наряду с типологич. анализом большую роль играет районирование. Развитие работ по физико-геогр. и экономич. районированию составляет одну из важных задач совр. Г. Матем. методы широко применяются в климатологии, океанологии, гидрологии и постепенно внедряются в другие геогр. науки. Для физ. Г. особое значение имеет использование данных и методов смежных отраслей естествознания - геологии, геофизики, геохимии, биологии и др. Экономич. Г. тесно связана как с физ. Г., так и с общественными науками - политич. экономией, демографией, экономикой пром-сти, с. х-ва, транспорта, социологией и др.

В сфере геогр. исследований лежат различные источники энергии и виды ес-теств. ресурсов. Чем острее потребность в естеств. ресурсах, тем большее народнохоз. значение приобретают геогр. исследования. Г. разрабатывает науч. основы для всестороннего и рационального использования природных условий и ресурсов, развития производит, сил и планомерного размещения производства, а также для охраны, восстановления и преобразования природы.

Основные этапы развития геогр. мысли. (О важнейших географич. путешествиях и открытиях см. ст. Географические открытия.) Задачи и содержание Г. многократно изменялись на протяжении её многовековой истории. Эмпирич. представление об окружающей среде появилось вместе с трудом и занимало главное место в общей сумме знаний первобытного человека.

Первые геогр. сведения содержатся в древнейших письменных источниках, оставленных народами рабовладельческого Востока. Низкий уровень развития производит, сил и слабая связь между отд. культурами 4-1-го тыс. до н. э. определяли ограниченность геогр. кругозора; истолкование природы было гл. обр. религиозно-мифологическим (мифы о сотворении мира, всемирном потопе и т. д.).

Первоначальные, ещё чисто умозрительные попытки естественнонауч. объяснения геогр. явлений (смены суши и моря, землетрясений, разливов Нила и пр.) принадлежат философам ионийской школы 6 в. до н. э. (Фалес, Анаксимандр). Одновременно в Древней Греции развитие мореплавания и торговли вызвало необходимость в описаниях суши и мор. берегов. Гекатей Милетский составил описание всех известных в то время стран. Т. о., уже в науке 6 в. до н. э. наметились два самостоятельных геогр. направления: общеземлеведческое, или физико-геогр., существовавшее в рамках нерасчленённой ионийской науки и непосредственно связанное с натурфилософскими концепциями, и страноведческое, имевшее описательно-эмпирич. характер. В эпоху -" классической Греции" (5-4 вв. до н. э.) крупнейшим представителем первого направления был Аристотель (в его " Метеорологии" содержатся идеи взаимопроникновения земных оболочек и круговорота воды и воздуха), а второго - Геродот. К этому времени уже возникли идеи о шарообразности Земли и о пяти тепловых зонах. К эллинистич. периоду (3-2 вв. до н. э.) относится разработка учёными александрийской школы (Дикеарх, Эратосфен, Гиппарх) ма-тем. Г. (определение размеров земного шара и положения пунктов на его поверхности, картографич. проекции). Эратосфен попытался объединить все направления в одном труде под назв. " География" (он же впервые довольно точно определил окружность земного шара).

Античная Г. получила своё завершение в 1-2 вв. н. э. в трудах Страбона и Птолемея. Первый представлял страноведч. направление. В " Географии" Страбона с её описательным характером и преобладанием номенклатурно-топографич., этнографич., политике-историч. материала видны черты будущей хорологич. концепции, базирующейся исключительно на развёртывании явлений в пространстве. " Руководство по географии" Птолемея - это перечень пунктов с указанием их геогр. координат, к-рому предпосылается изложение способов построения картографич. проекций, т. е. материал для составления карты Земли, в чём он и видел задачу Г. Физико-геогр. направление после Аристотеля и Эратосфена не получило заметного развития в антич. науке. Последним его видным представителем является Посидоний (1 в. до н. э.).

Геогр. представления раннего европ. средневековья складывались из библейских догм и нек-рых выводов антич. науки, очищенных от всего " языческого" (в т. ч. от учения о шарообразности Земли). Согласно " Христианской топографии" Космы Индикоплова (6 в.), Земля имеет вид плоского прямоугольника, омываемого океаном, солнце ночью скрывается за горой, а все большие реки берут начало в раю и протекают под океаном. В странах феод. Востока наука в это время стояла на относительно более высоком уровне. Китайцы, арабы, персы и народы Ср. Азии дали множество страноведч. сочинений (правда, в основном номенклатурного и историко-политич. содержания); значит, развитие получили матем. Г. и составление карт. С сер. 13 в. пространственный кругозор европейцев стал расширяться, но это мало повлияло на их геогр. воззрения.

В 15 в. итал. гуманисты перевели труды нек-рых антич. географов, под влиянием к-рых (в особенности Птолемея) формировались представления эпохи, предшествовавшей Великим геогр. открытиям. Геогр. мысль постепенно освобождалась от церковных догм. Возродилась идея шарообразности Земли, а вместе с ней концепция Птолемея о близости зап. берегов Европы и вост. окраины Азии, которая отвечала стремлению достичь морским путём Индии и Китая (социально-экономические предпосылки для осуществления этого стремления вполне созрели к кон. 15 в.). После Великих географических открытий Г. выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знания. Она обеспечивала потребности молодого капитализма в подробных сведениях о разных странах, торговых путях, рынках, природных богатствах и выполняла гл. обр. справочные функции. В европ. гос-вах многократно издавались " География" Птолемея (с дополнениями) и различные" космографии". Науч. уровень этих изданий невысок: новые сведения в них часто перемежались со старыми, большое внимание уделялось всяческим курьёзам и небылицам. Особой популярностью пользовались карты, а с кон. 16 в.- атласы. Стали появляться и подробные описания отд. стран с преимуществ, вниманием к экономике и политике (среди них образцовое для своего времени " Описание Нидерландов" Л. Гвиччардини, 1567). В процессе географических открытий было установлено единство Мирового ок., опровергнуто представление о необитаемости жаркого пояса, обнаружены пояса постоянных ветров, морские течения, но природа материков оставалась мало изученной. В 16-17 вв. большие успехи делают механика и астрономия. Однако физика ещё не могла создать достаточных предпосылок для объяснения геогр. явлений. Общеземлеведч. направление в Г. стало приобретать прикладной характер: оно было подчинено гл. обр. интересам навигации (Земля как планета, геогр. координаты, мор. течения, приливы, ветры).

Крупнейшим геогр. трудом, подводящим науч. итоги периода Великих геогр. открытий, явилась " Geographia genera-lis..." Б. Варениуса (1650), в к-рой рассмотрены осн. особенности твёрдой земной поверхности, гидросферы и атмосферы. Г., по Варениусу, -наука о " земноводном шаре", к-рый, по его мнению, должен изучаться в целом и по частям.

2-я пол. 17 в. и 1-я пол. 18 в. выделяются гл. обр. успехами в картографировании Земли. Заметно возрос также интерес к изучению природных условий разных стран и усилилось стремление к объяснению природы Земли и её процессов (Г. Лейбниц в Германии, Ж. Бюффон во Франции, М. В. Ломоносов в России). Природа стала объектом монографии, регионального исследования (напр., " Описание земли Камчатки" С. П. Крашенинникова, 1756). Однако оригинальных общеземлеведческих обобщений почти не появлялось, а в популярных; космографиях; и учебниках по Г. природе отводилось ничтожное место.

Крупный вклад в зарождавшуюся экономич. Г. внесли М. В. Ломоносов и его предшественники И. К. Кирилов и В. Н. Татищев.

Следующий заметный рубеж в истории Г. относится к 60-м гг. 18 в., когда началась организация больших естественнонауч. экспедиций (напр., Академические экспедиции в России). Отд. натуралисты (рус. учёный П. С. Паллас, нем. учёные Г. Форстер, позднее А. Гумбольдт) ставят своей целью изучение взаимосвязей между явлениями. Вместе с тем усугубляется разрыв между географическими исследованиями путешественников-естествоиспытателей, основанными на строго науч. анализе фактов, и геогр. руководствами и учебниками, в к-рых давался набор не всегда достоверных сведений о гос-вах (политич. строй, города, религия и пр.). Правда, известны первые попытки построить геогр. описание по естественному территориальному делению (орографич. Или гидрография., а в России - по трём широтным полосам - северной, средней и южной). В области физ. Г. конец 18 - нач. 19 вв. не дали крупных обобщений. Лекции по физ. географии нем. философа И. Канта, опубликованные в 1801-02, вносят мало нового в познание геогр. закономерностей, но представляют идейную основу взгляда на Г. как на хорологич. (пространственную) науку.

В 1-й пол. 19 в. выдающиеся достижения естествознания позволили отказаться от натурфилософских догадок, объяснить осн. процессы природы и свести их кестеств. причинам. А.Гумбольдту (" Космос" 1845-62) принадлежит новая попытка синтезирования данных о природе Земли, накопленных наукой. Он поставил перед физ. Г. задачу исследовать общие законы и внутр. связи земных явлений (прежде всего - между живой и неживой природой). Но его синтез ещё не мог быть полным, он ограничивался гл. обр. фито-климатическими соотношениями. В это же время нем. географ К. Риттер развивал совершенно иной взгляд на Г. Его интересовала не объективно существующая природа, а лишь её влияние на человека, которое он трактовал в духе вульгарного географизма. Главный его труд, посвящённый землеведению (" Die Erdkunde im Verhaltnis zur Natur und zur Geschichte des Menschen...", Bd 1-19, 1822-59), представляет своего рода инвентарную опись вещественного заполнения " земных пространств". Г., по Гумбольдту и по Риттеру, - это в сущности две разные науки: первая - ес-теств. дисциплина, вторая - гуманитарное страноведение. В трудах этих учёных лишний раз был подчёркнут двойственный характер Г., наметившийся ещё в антич. эпоху. Наряду со стремлением использовать страноведение как вспомогат. материал для объяснения историч. процессов, своё первоначальное выражение получает и прикладная экономич. Г. в форме т. н. камеральной статистики. Это - собрание систематизированных (в государственноведческом порядке) сведений о населении, хозяйстве, административно-политич. устройстве территории, финансах, торговле, воен. потенциале и т. п.

В России в 1-й пол. 19 в. произошло чёткое размежевание между экономич. Г. (; статистикой;) и физической, к-рая разрабатывалась физиками (Э. X. Ленц и др.) и даже рассматривалась как часть физики. Начавшаяся бурная дифференциация естествознания (ещё в 18 в. возникает геология, позднее начинают формироваться климатология, фитогеография, океанография), казалось, лишала Г. собственного предмета исследования. В действительности же этот процесс был необходимым условием для последующего перехода к геогр. синтезу на новом уровне.

После Гумбольдта первые элементы синтеза встречаются у выдающихся русских путешественников-натуралистов 40-60-х гг. 19 в., в частности у А. Ф. Миддендорфа, Э. А. Эверсмана, И. Г. Борщова, Н. А. Северцова (последнему принадлежит опыт выделения " родов местности" - прообраза геогр. комплекса в его совр. понимании). Что касается " статистики", то уже в дореформенной России она всё более отходит от традиционного государствоведения и приобретает геогр. характер благодаря широкому интересу передовой общественной мысли к различиям в экономике разных территорий и экономич. районированию.

В период перехода от эпохи свободной конкуренции к эпохе монополистич. капитализма (с 70-х гг. 19 в.) резко возросла потребность капиталистич. х-ва в различных видах естеств. ресурсов, что стимулировало развитие специализированных геогр. исследований (гидроло-гич., почвенных и др.) и способствовало обособлению отраслевых геогр. дисциплин. С другой стороны, сохранился разрыв между общей Г. (землеведением), имевшей естеств.-науч. направленность [напр., труд Э. Реклю (Франция) " Земля", 1868- 1869], и частной, или региональной, Г., где на передний план выдвигался человек (напр.,; Всемирная география; того же Э. Реклю, 1876-94). Нек-рые географы (П. П. Семёнов, Д. Н. Анучин, Г. Вагнер) признавали, что Г. уже не представляет собой единой науки. Всё же преобладало мнение, что Г.- наука естественная (О. Пешель, А. Кирхгоф, Ф. Рихтгофен в Германии; П. П. Семёнов и др. в России; Р. Хинмен в США). В 1887 Г. Герланд попытался обосновать представление о Г. как самостоятельной естеств. науке о Земле, но свёл её к геофизике. Однако уже в 1880-х гг. зарубежная Г. отходит от естеств.-науч. концепции. Нем. географ Ф. Ратцель положил начало антропогеогр. направлению, идейными основами к-рого являются социальный дарвинизм и геогр. детерминизм; дальнейшее развитие этого учения увело многих географов в область реакционных социологич. идей и лженаучной геополитики. Представители другого, хорологич. направления, восходящего к Канту, старались обосновать самостоятельность Г., исходя из особого, пространственного подхода. Хорологический взгляд на Г. наиболее подробно развил в нач. 20 в. нем. географ А. Гетнер. По его мысли, Г. охватывает и природные и общественные явления, но рассматривает их не по их собственным свойствам, а только как " предметное заполнение земных пространств" она не должна изучать развитие предметов и явлений во времени, заниматься обобщениями и устанавливать законы, её интересуют лишь индивидуальные особенности отд. мест, т. е., в конечном счёте, она сводится к страноведению.

Стремление ограничить сферу Г. изучением региональных сочетаний предметов и явлений в рамках отдельных стран и местностей весьма характерно для нач. 20 в. Французская геогр. школа, основанная П. Видаль де ла Блашем, считала своей задачей описание " гармонического единства" природной среды и образа жизни человека в пределах отд. местностей. Труды этой школы отличаются мастерством региональных характеристик, но в то же время для них показательны описательность и эмпиризм, пейзажный подход к природе и отсутствие глубокого анализа социально-экономич. условий. Уже в 10-х гг. 20 в. франц. школа приобрела односторонне гуманитарное направление (" география человека").

В России в кон. 19 в. В. В. Докучаев, опираясь на разработанное им учение о почве и прогрессивные идеи рус. биогеографии, положил начало комплексным физико-геогр. исследованиям, задачи к-рых он тесно связывал с решением нар.-хоз. проблем. Большой вклад в познание геогр. взаимосвязей внёс А. И. Воейков. Ему же принадлежат выдающиеся исследования в области воздействия человека на природу (в 60-х гг. 19 в. к этой проблеме привлёк внимание амер. учёный Дж. П. Марш).

В 1898 В. В. Докучаев высказал мысль о необходимости противопоставить; расплывающейся во все стороны географии; новую науку о соотношениях и взаимодействиях между всеми элементами живой и мёртвой природы. Введением к этой науке послужило его учение о зонах природы. В. В. Докучаев создал школу географов-натуралистов и практиков, к-рые как в теоретич., так и в прикладных исследованиях руководствовались идеей геогр. комплекса. Конкретизация этой идеи в нач. 20 в. привела к формулировке понятия о ландшафте как природном территориальном единстве, составляющем основной объект геогр. исследований (Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов, Л. С. Берг, А. А. Борзов, Р. И. Аболин). Л. С. Берг в 1913 показал, что каждая природная (ландшафтная) зона слагается из ландшафтов определённого типа. В области общего землеведения работали А. Н. Краснов, П. И. Броунов, А. А. Крубер, однако им, как и их зарубежным коллегам, не удалось поднять эту отрасль Г. на уровень самостоят, науч. теории; за ней в то время сохранялась функция уч. предмета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.