Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 14 страница






Лит.: [Кручина-Богданов В.И.], М. П. Бобышов, М., 1957.

БОВА КОРОЛЕВИЧ, герой русской волшебной богатырской повести. Преодолевая различные препятствия, Б. К. добивается прекрасной царевны Дружевны, совершает подвиги, проявляет чудеса храбрости. Русская повесть о Б. К. восходит к возникшему во Франции в эпоху крестовых походов и получившему общеевроп. распространение рыцарскому роману о Бюэве из г. Анстона. Образ Б. К. прочно вошёл с 18 в. в рус. фольклор и лубок. Лубочные сказки о Б. К. выходили сотнями изданий с кон. 18 в. вплоть до нач. 20 в. Обработка повести о Б. К. сделана А. Н. Радищевым. А. С. Пушкин оставил неск. набросков к поэме " Бона" (1814).

Лит.: Кузьмина В. Д.. Рыцарский роман на Руси, М., 1964, с. 17-132.

БОВЕ Осип (Иосиф) Иванович [24.10(4.11). 1784, Петербург, - 16(28). 6. 1834, Москва], русский архитектор, представитель ампира. Род. в семье художника, итальянца по происхождению. Учился в Москве, в архит. школе при Экспедиции кремлёвского строения (1802-07). С 1807 работал помощником М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери (ныне г. Калинин). После 1812 был гл. архитектором " фаса-дической части" Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных гор. ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. При непосредств. участии Б. была реконструирована Красная пл. с Торговыми рядами (1815, позднее разобраны), созданы Театральная пл. (ныне пл. Свердлова) с Большим театром (1821-24) и др. зданиями (позже изменены), Александровский сад, Манеж (Б.-автор архит. отделки). Тема патриотизма, получившая особое распространение в нач. 19 в., определила архит. образ Триумфальных ворот, воздвигнутых по проекту Б. в память Отечеств, войны 1812 при въезде в Москву со стороны Петербурга (1827-34, разобраны в 1932, восстановлены в 1968 на Кутузовском проспекте). Городскому ансамблю, сложившейся застройке улиц подчинены и построенные по проектам Б. крупные обществ, здания (1-я Градская больница, 1828-32) и жилые дома (особняк Гагариных, позже Книжная палата, на Новинском бульваре, 1817, разрушен во время налёта нем.-фаш. авиации в 1941), в к-рых наряду с традиц. усадебной композицией и принятой в ампире схемой решения фасада появляются черты интимности, простоты и уюта, свойственные московской архитектуре нач. 19 в. Среди церковных построек Б. известны купольная ротонда церкви " Всех скорбящих радости" на Б. Ордынке в Москве (1833) и церковь в селе Архангельском Московской обл. со своеобразным решением иконостаса в виде триумфальной арки (1822).

Постройки О. И. Бове в Москве. 1. Торговые ряды. 1815. (Акварель О. И. Бове, Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР, Ленинград.) 2. Особняк Гагариных на Новинском бульваре. 1817. Не сохранился.

Лит.: Покровская 3. К., Архитектор О. И. Бове, М., 1964.

Е. Н. Силъверсван.

БОВЕ (Beauvais; лат. Ц е з а р о м а г у с, Caesaromagus), город на С. Франции, древняя столица белловаков (см. Кельты). С 1664 центр ковроделия. Б. сохранил ср.-век. планировку. Архит. памятники: остатки рим. стен с башнями, церковь Сент-Этьенн (12 в.- нач. 16 в.); самый высокий франц. готич. собор Сен-Пьер (начат в 1247, многократно перестраивался до 1578), к к-рому примыкает уцелевший неф базилики Нотр-Дам-де-ла-Бас-Эвр (997-998); епископский дворец (нач. 16 в.).
Лит.: Ajalbert J., Beauvais, P., 1927.

БОВЕРИ (Boveri) Теодор (12.10.1862, Бамберг, - 15.10.1915, Вюрцбург), немецкий цитолог и эмбриолог. Проф. Вюрцбургского ун-та. Исследовал (с 1887) изменения внутриклеточных структур в процессах деления клетки, созревания половых клеток, оплодотворения и раннего развития зародыша. Совм. с К. Раблем выдвинул теорию индивидуальности хромосом, использованную позже для обоснования хромосомной теории наследственности. Установил роль центросомы как кинетич. центра клетки. Заложил основы учения о т. н. органообразующих веществах. Нашёл различие между хроматином половых и остальных (соматич.) клеток. Открыл у ланцетника выделительную систему.

Соч.: Zellen-Studien, H. 1-6, Jena, 1887 - 1907; Das Problem der Befruchtung, Jena, 1902; Uber die Entstehung der Eugsterschen Zwitterbienen, " Archiv fur Entwicklungsmechanik der Organismen", 1915, Bd 41, H. 25.

БОВУАР (Beauvoir) Симона де (р. 9.1. 1908, Париж), французская писательница. Окончила лит. факультет в Париже; в 1931 - 43 преподавала философию в лицеях. В первом романе " Гостья" (1943) Б. проводит идеи экзистенциализма об абсурдности мира и непознаваемости человека. В романе " Чужая кровь" (1945) с тех же позиций личность противопоставлена обществу. Однако Б. выводит своих персонажей - совр. интеллигентов-индивидуалистов - на путь обществ. борьбы в рядах Сопротивления. Роман " Мандарины" (1954, Гонкуровская пр.) более конкретно отражает идейную и политич. жизнь послевоен. Франции, как и колебания части интеллигенции между бурж. и коммунистич. идеями. Б. - автор пьесы " Бесполезные рты" (1945), филос. эссе " Пирр и Синеас" (1944), книги о моральной эмансипации женщин " Второй пол" (1949), путевых очерков " Америка изо дня в день" (1948). Во 2-й и 3-й книгах автобиографич. трилогии (1-я - " Мемуары хорошо воспитанной девушки", 1958) " Сила зрелости" (1960) и " Сила вещей" (1963) Б., описывая свою деятельность совм. с Ж. П. Сартром, свои сомнения и поиски, по сути дела критически пересматривает идеи экзистенциализма.

Соч.: Djamila Boupacha, P., 1962 (совм. с G. Halimi); La femme rompue, P., 1967; в рус. пер.- Очень лёгкая смерть, [М.], 1968; Прелестные картинки, [М., 1968].

Лит.: Шкунаева И. Д., Современная французская литература, М., 1961;

БОВШОВЕР Иосиф (1873, Любавичи Могилёвской губ., - 1916, Нью-Йорк), еврейский писатель. Мальчиком бежал из дома, в 1891 эмигрировал в США. Работая на фабрике, начал писать революц. стихи. Проникнутая ненавистью к эксплуататорам, поэзия Б. преисполнена оптимизма, пафоса борьбы. Амер. изд-во " Фрейе арбейтер штимме" (" Freie Arbeiter Stimme") выпустило в 1911 " Избранные сочинения"; в 1918 в Петрограде вышли " Избранные стихи"; в 1931 в СССР - сб. стихов Б. на еврейском яз. (идиш).

Лит.: Р е й з е н 3., Лексикон фун дер йидишер литератур, прессе ун филологие, т. 1, Вильна, 1928; Ластик С., Иосиф Бовшовер. 1873 -1915, в его кн.: Митн поним цум моргн, Варшава, 1952.

БОГ, фантастич. образ могуществ, сверхъестеств. существа, выступающий как предмет религ. поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В дуалистич. др.-иран. религии маздеизма образу светлого Б.- Ахурамазды - противостоит фигура тёмного и злого божества - Анхра-Майнью. В религиях Др. Китая, Кореи, Японии, Индии, Др. Востока и др. политеистич. религиях (см. Политеизм) фигурирует сонм богов, один из к-рых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, напр. Мардук у древних вавилонян, Зевс у древних греков, Перун у древних славян и др. В индуизме и нск-рых др. религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Б. над другими; наряду с " великими" богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистич. религиях (см. Монотеизм) вера в единого и всемогущего бога - гл. религиозный догмат. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, единый бог имеет три лица (ипостаси): бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (" святая троица").

Образы богов прошли длительный путь развития, отражая историч. эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам (см. Фетишизм), вера в духов, демонов (см. Анимизм) и др. фантастич. образы. Нек-рые черты этих мифологич. персонажей в дальнейшем вплетаются в образы богов или одного Б. С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Б. Это прежде всего бог-воитель, предводитель своего племени в борьбе с др. племенами и их богами, напр. Ашшур у ассирийцев, Яхве у др.-евр. племени Левия (или, как считают многие, Иуды). У мн. оседлых народов при образовании городов-государств эти боги превращались в богов-покровителей города: бог Ниппура - Энлиль, Вавилона - Мардук и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Эдфу-Гор, Мемфиса - Пта, Фив -Амон и др. У египтян; бог Афин - Афина Паллада, Эпидавра - Асклепий и др. у греков. С объединением неск. племён или городов вокруг наиболее сильного племени или города-государства Б. последнего становился общегос., или национальным, Б., возвышаясь над др. племенными богами. Так, Мардук стал гос. Б. Вавилонии, в Египте место гл. Б. попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое место в политеистич. пантеоне.

Бове. Собор Сен-Пьер. 13 - 16 вв.

У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Б., превратился с объединением др.-евр. племён и созданием Иудейского гос-ва в общеевр. Б., а позже-в единого Б.-творца и вседержителя. Образ христ. Б. сложился в первые века н. э. Основу его составил евр. Яхве (бог-отец), но с ним слились образ страдающего Б.-спасителя вост. религий (бог-сын - Иисус Христос) и отвлечённый мировой разум (логос) гностиков (бог-дух святой). У арабов в нач. 7 в. сложилась монотеистич. религия ислам; в образе мусульм. бога-Аллаха, сложившегося, в частности, под влиянием евр. Яхве, трансформировались черты древних араб, племенных богов. Религия раннего буддизма отрицала культ богов, однако в дальнейшем сам Будда стал Б., а наряду с ним буддизм включил в себя и мн. др. богов.

С завершением историч. процесса формирования осн. монотеистич. религий возникает религ.-филос. учение о Б. (см. Теология). Б. стал теперь не только осн. предметом веры и культа, но и понятием идеалистич. философии. Выдвигались спец. доказательства бытия Б.: космологическое (раз существует следствие - мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная основа всех вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф и др.); телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия её разумного устроителя; Сократ, Платон, стоики, Цицерон и др.); онтологическое (само представление о Б. как совершенном существе предполагает его существование; Августин и Ансельм Кентерберийский). С опровержением этих трёх осн. доказательств выступил Кант, утверждавший невозможность к.-л. теоретич. обоснования бытия Б., но выдвинувший новое, нравств. обоснование, рассматривая Б. как необходимый постулат практич. разума.

В совр. бурж. философии обращение к идее Б. происходит либо на почве послекантовского иррационализма, либо на основе реставрации архаич. филос. систем прошлого - др.-инд. или ср.-век. метафизики (неотомизм, теософия и др.), причём обе тенденции нередко перекрещиваются.

Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике атеистами и просветителями древности и нового времени, в особенности -франц. материалистами 18 в. и Фейербахом (см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность образования ложных форм сознания, связывает исчезновение различных иррацион. представлений, в т. ч. представлений о Б., с устранением социальных антагонизмов и построением бесклассового коммунистич. общества.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 1; Л е н и н В. И., Социализм и религия, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; S с h m i d t W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1 - 12, Munster, 1912 - 55; Jacobi H., Die Entwicklung der Gottesidee bei den Indern und deren Beweise fur das Dasein Gottes, Bonn -Lpz., 1923; Soderblom N.. Das Werden des Oottesglaubens, 2 Aufl.. Lpz., 1926; Bertholet A., Gotterspaltung und Gottervereinigung, Tubingen, 1933; D u m ё z i 1 G., Les dieux des indo-europeens, P., 1952; Glasenapp H. von, Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954; Schulz W., Der Gott der neuzeitlichen Metaphysik, В., 1957; Die Religion in Geschichte und Gegen-wart, 3 Aufl., Bd 2, Tubingen, 1958, S. 1701 -1809. См. также лит. при ст. Атеизм.

С. А. Токарев.

БОГАДЕЛЬНЯ, 1) в дореволюц. России благотворительное (частное или общественное) учреждение для призрения престарелых или неспособных к труду. 2) В переносном смысле -никчемное, бездеятельное учреждение или организация.

БОГАЕВСКИЙ Африкан Петрович [27. 12.1872(8.1.1873)-21.10.1934, Париж], один из главарей контрреволюции на Юге России в 1917-20, генерал-лейтенант (1918). Из потомств. дворян Войска Донского. Окончил Николаевское кав. училище (1892) и Академию Генштаба (1900). Во время 1-й мировой войны -нач. штаба походного атамана всех казачьих войск при Ставке. После Февр. революции 1917 командовал кав. дивизией. После Окт. революции бежал на Дон, командовал у атамана Каледина войсками Ростовского р-на, а затем во время отступления Добровольч. армии на Кубань Партиз. полком (бригадой). Был пред. Донского правительства у ген. П. Н. Краснова, а в февр. 1919, будучи сторонником Деникина, стал войсковым атаманом Войска Донского. После разгрома. Врангеля эмигрировал.

БОГАЕВСКИЙ Константин Фёдорович [12(24).1.1872, Феодосия, - 17.2.1943, там же], советский живописец-пейзажист, засл. деят. иск-в РСФСР (1933). Учился в петерб. АХ (1891-97) у А. И. Куинджи. С 1900 работал в Феодосии. Чл. объединений " Мир искусствам" " Союз русских художников", " Жар-цвет". В дореволюц. период писал гл. обр. виды Вост. Крыма, стилизуя их в духе А. Мантенъи и классицистич. пейзажа 17 в. В сов. время исполнил ряд индустр. пейзажей декоративного характера. Произв.: " Пейзаж Тавриды" (1907, Художеств, музей Латв. ССР, Рига); " Утро" (темпера, 1910), " Днепрострой" (1930) -оба в Третьяковской гал.

Лит.: Барсамов Н., Богаевский, М., 1961; Бащенко Р. Д., К. Ф. Богаевский, Симферополь, 1963.

БОГАЗКЁЙСКИЙ АРХИВ, архив, найденный в г. Богазкёй (Bogazkoy, в Центр. Анатолии, Турция), находящемся на месте б. столицы Хеттского гос-ва г. Хаттусас. Содержит св. 15 тыс. глиняных клинописных " таблеток", гл. обр. на хеттском яз.; нек-рые тексты историч. и политич. содержания написаны на аккадском яз., а отрывки ритуальных текстов - на др. древних яз. М. Азии (лувийском, палайском, хаттском, хурритском). Б. а. включает царские анналы, хроники, указы, договоры, списки царей, дипломатии, переписку, дарственные записи, своды законов, судебные протоколы, мифологии, и религ. тексты, астрологические предсказания, шумер-ско-аккадско-хеттские словари, сочинения о коневодстве и пр. Подавляющее большинство текстов, найденных в Б. а., относится к новохеттскому периоду (14-13 вв. до н. э.) и лишь небольшая часть их (в том числе древний вариант законов) восходит к 17-16 вв. до н. э. Б. а. был обнаружен и частично раскопан Г. Винклером в 1906-12; исследование продолжается.

Лит.: Laroche Е., La bibliotheque de Hattusa, " Archiv Orientalni ", Prague, 1949, v. 17, № 2, p. 7 - 23; Otten H., Bibliotheken im Alten Orient, " Das Altertum", 1955, Bd^ 1. В. В. Иванов.

БОГАНИДА, река в Таймырском (Долгано-Ненецком) нац. окр. Красноярского края РСФСР, лев. приток р. Хеты (басе. р. Хатанги). Дл. 366 км, пл. басс. 10 700 км2. Образуется при слиянии pp. Кегерди и Хопсоккон, берущих начало из оз. Лабаз. Бассейн расположен на Сев.-Сибирской низм. Питание снеговое и дождевое.

БОГАРА (от перс, бехар - весна), земли в зоне орошаемого земледелия, на к-рых с.-х. культуры возделывают без полива. Урожайность их зависит гл. обр. от кол-ва и времени выпадения осадков, темп-ры воздуха и др. условий; поэтому на Б. выращивают засухоустойчивые зерновые, кормовые и бахчевые растения. Богарное земледелие имеет большое экономич. значение, т. к. позволяет использовать неудобные для орошения участки. Распространено гл. обр. в предгорьях и на окраинах оазисов Афганистана, Ирана, Китая, Индии, Пакистана, Судана, Турции и др. стран; на терр. СССР - в республиках Ср. Азии, на юге Казахстана, в Закавказье.

К. Ф. Богаевский. " Воспоминание о Мантенье". 1910. Третьяковская галерея. Москва.

БОГАРНЕ (Beauharnais) Жозефина (23.6.1763, Труаз-Иле, Мартиника, -29.5.1814, Мальмезон), первая жена Наполеона I. В 1779-94 была замужем за ген. А. Богарне, казнённым по обвинению в измене. В 1796 стала женой Наполеона Бонапарта, а в 1804, с провозглашением его императором, - франц. императрицей. В 1809 Наполеон, решивший вступить в династический брак с дочерью австр. имп. Франца I Марией Луизой, развёлся с Б.

БОГАРНЕ (Beauharnais) Эжен (3.9.1781, Париж, - 21.2.1824, Мюнхен), французский генерал, герцог Лейхтенбергский, вице-король Италии (1805-14), пасынок Наполеона Бонапарта. Участвовал в Итальянском походе 1796-97, Египетской экспедиции 1798-1801 и наполеоновских войнах. В 1812 при нашествии Наполеона на Россию командовал 4-м корпусом, а после отъезда Наполеона возглавлял остатки " великой армии". Вернувшись в Италию, создал армию и сражался против австр. войск на стороне Наполеона до его отречения. Антифранц. восстание в Сев. Италии (1814) вынудило Б. бежать к своему тестю - баварскому королю Максимилиану, у к-рого он провёл последние годы жизни.

БОГАТЫРЁВ Анатолий Васильевич [р. 31.7(13.8). 1913, Витебск], советский композитор, народный артист БССР (1968). Член КПСС с 1954. В 1937 окончил Белорусскую консерваторию по классу В. А. Золотарёва, с 1948 преподаёт в ней (с 1960 проф.). Ученики: Г. М. Вагнер, Е. А. Глебов, Ю. В. Семеняко, Э. М. Тырманд и др. Б.- автор опер " В пущах Полесья" (пост. 1939, Минск), " Надежда Дурова" (пост. 1956, Минск); кантат " Беларусь" (1949), " Белорусские песни" (1967); двух симфоний; концертов для виолончели, контрабаса; музыки к драматическим спектаклям, кинофильмам; хоров, обработок белорус, нар. песен и др. Деп. Верх. Совета БССР 1-4-го созывов. Гос. пр. СССР (1941). Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Т и к о ц к и и Е., А. В. Богатырев, " Советская музыка", 1963, № 10; Журавлев Д., Композиторы Советской Белоруссии, М., 1966. Н. С. Зелов.

БОГАТЫРЁВ Пётр Григорьевич [р. 16(28).!.1893, Саратов], советский фольклорист, этнограф, театровед. В 1918 окончил историко-филологический ф-т Моск. ун-та. Проф. МГУ с 1940. Докт. диссертация - о чешском нар. театре. Б.- видный собиратель фольклора. Осн. работы Б. посвящены нар. театру, специфике фольклора и его поэтики. Особо выделяются труды " Магические акты, обряды и верования в прикарпатской Руси" (Париж, 1929), " Чешский и словацкий народный театр" (Прага, 1940), " Словацкие эпические рассказы и лиро-эпические песни" (" Збойницкий цикл", 1962).

Лит.: Кравцов Н. И., Пётр Григорьевич Богатырёв, " Научные доклады высшей школы. Филологические науки", 1968, № 2, с. 133; В е n e s В., P. Bogatyrjov a strukturalismus, " Cesky lid", 1968, cislo 4.

Э. В. Померанцева.

БОГАТЫРИ (от др.-тюрк, багатур -храбрый воин), герои рус. былин, защитники рус. земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В др.-рус. языке слову " Б." соответствовали " храбр", " храбор", " удалец". Слово " Б." встречается в летописях начиная с 13 в. Большая часть образов Б. группируется в былинах о Киеве и князе Владимире Святославиче. См. Былины.

БОГАЧЕВ Владимир Владимирович [7(19).2.1881, Новочеркасск, - 11.12. 1965, Баку], советский геолог-палеонтолог. Окончил естеств. отделение физ.-ма-тем. ф-та Петерб. ун-та (1905). Доктор геол.-минералогич. наук (1937). Осн. труды по геологии Кавказа, палеонтологии и стратиграфии неогеновых и четвертичных отложений Понто-Каспийской обл. Б. изучил и описал много новых видов морских и пресноводных моллюсков. Выделяются его работы по палеонтологии позвоночных, гл. обр. ихтиофауны и млекопитающих; им составлена оригинальная сводка по фауне пресноводных отложений Европы и Азии. Б. является первым исследователем Бинагадинского (близ г. Баку) местонахождения четвертичной фауны.

Соч.: Миоцен Закавказья, " Тр. Геологического ин-та Азербайджанского филиала АН СССР", 1938, № 10; Материалы к истории пресноводной фауны Евразии, К., 1961. В. В. Тихомиров.

БОГДАН, имя молдавских господарей: Б. I, первый господарь независимого Молд. гос-ва (правил в 1359-65). Будучи феодалом из волохов в Венгрии, Б. I в 1359 поднял восстание против венг. короля. В ходе борьбы Б. I занял территорию между Карпатами и Днестром. В 1365 венг. король вынужден был признать независимость Молд. княжества со столицей в г. Байя. Б. II, господарь в 1449-51 из династии Мушатинов, отец Стефана Великого. Убит в 1451 своим братом Петром Ароном, захватившим молд. престол. Б. III, господарь в 1504-17, сын Стефана Великого, последний правитель независимого Молд. гос-ва.

Лит.: История Молдавской ССР, 2 изд., т. 1, Киш., 1965.

БОГДАН (Bogdan) Йоан (25.7.1864-1.6.1919, Бухарест), румынский историк и филолог-славист, академик. Учился в ун-тах Ясс, Вены, Петербурга и Кракова. С 1891 проф. Бухарестского ун-та, руководитель первой в Румынии кафедры слав, филологии. В работах по истории и филологии Б. показал значит, роль славян в процессе формирования рум. лит. языка. Соч.: Vechile cronice moldovenescJ рапа la Urechia, Buc., 1891; Insemnatatea studiilor slave pentru Romini, Buc., 1894; Documentele luj Stefan cel Mare, v. 1-2, Buc., 1913; Istoriografia romana sil problemele ej actuate, Buc., 1905; Scrieri alese, Buc., 1968.

БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ, см. Хмельницкий Богдан.

БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ОРДЕН, см. Ордена СССР.

БОГДАНОВ (псевд.; наст. фам. М а л и н о в с к и й; др. псевдонимы - Вернер, Максимов, Рядовой) Александр Александрович [10(22).8.1873, г. Соколка Гродненской губ., - 7.4.1928, Москва], экономист, философ, политический деятель, учёный-естествоиспытатель. Окончил мед. ф-т Харьковского ун-та (1899). Участвовал в народническом движении. С 1896 член с.-д. партии. В 1903 примкнул к большевикам; избирался в ЦК на 3-м (1905), 4-м (1906) и 5-м (1907) съездах РСДРП. Уже в этот период обозначились теоретич. разногласия Б. с В. И. Лениным, что, однако, не повлияло в то время на возможность их сотрудничества. В письме А.М.Горькому В.И. Ленин писал: " Летом и осенью 1904 г. мы окончательно сошлись с Богдановым, как беки (т. е. большевики.- Ред.), и заключили тот молчаливый и молчаливо устраняющий философию, как нейтральную область, блок, который... дал нам возможность совместно провести в революцию... тактику революционной социал-демократии..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 142).

В 1905-07 Б. возглавлял вместе с Л. Б. Красиным большевистскую боевую технич. группу. После ареста и высылки за границу Б. нелегально вернулся в Россию и сотрудничал в редакциях большевистских печати, органов (" Пролетарий", " Вперёд", " Новая жизнь"). По вопросу об участии большевиков в 3-й Гос. думе стоял на позициях бойкотистов. В 1908 возглавлял т. н. ультиматистов, протестовавших против работы большевиков в легальных органах, был одним из организаторов и лекторов Каприйской школы, из к-рой впоследствии выросла фракц. группа " Вперёд", и аналогичной школы в Болонье. В 1909 Б. был исключён из партии за фракц. деятельность. Во время 1-й мировой войны Б. занимал интернационалистич. позицию. После Окт. революции был членом Комакадемии, читал лекции по экономике в Моск. ун-те. В этот период выступал против политики партии, гл. обр. в области культуры. В 1918 стал идеологом Пролеткульта, участвовал в организации " Пролетарского ун-та". С 1921 целиком посвятил себя науч. исследованиям, гл. обр. в области геронтологии и гематологии. Б.- организатор и директор первого в мире Ин-та переливания крови (1926; ныне Центр, ордена Ленина ин-т гематологии и переливания крови). Умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на самом себе. Ин-ту было присвоено имя Б.

Эволюция филос. взглядов Б. прошла четыре этапа: стихийный материализм (" Основные элементы исторического взгляда на природу", 1899); увлечение энергетизмом В. Ф. Оствальда (" Познание с исторической точки зрения", 1901); переход к механицизму и махизму (" Эмпириомонизм. Статьи по философии", кн. 1-3, 1904-06). Четвёртый, последний этап связан с отрицанием Б. философии в традиционном смысле, на место к-рой Б. ставил строго научные ценности. По Б., философские понятия -дух, материя, субстанция и т. п.-суть " идолы и фетиши познания", порождённые трудовыми отношениями в определённую эпоху и не имеющие смысла за её пределами (см. " Очерки по философии марксизма", СПБ, 1908, с. 215-42). Истина, по Б., есть организующая форма коллективного опыта (см. " Философия живого опыта", 1913). Рассматривая марксистскую диалектику как форму организации, упорядочения знания, Б. выдвинул в качестве более совершенной, с его точки зрения, формы свою " организационную диалектику" (см. " Тектология", ч. 3). Производств, отношения, по Б., суть " группы первично-организующих идеологических комбинаций" (" Эмпириомонизм", кн. 3, СПБ, 1906, с. 54, прим.) и поэтому " общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны" (" Из психологии общества", СПБ, 1906, с. 57). " Какой бы „точный" смысл слов „общественное бытие" и „общественное сознание" Богданов ни придумывал, остается несомненным, что приведенное нами положение его неверно" (Л е н и н В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 342-43). Концепция Б. была подвергнута критике В. И. Лениным, квалифицировавшим филос. взгляды Б. как идеалистич. и реакционные. Вместе с тем В. И. Ленин подчёркивал, что " Богданов лично - заклятый враг всякой реакции и буржуазной реакции в частности" (там же, с. 346). В труде " Всеобщая организационная наука" (т. 1-2, 1913-17) Б. выдвинул идею создания науки об общих законах организации -тектологии, выступив одним из пионеров системного подхода в совр. науке (см. Система). В ряде новейших исследований сов. и зарубежных авторов отмечается, что некоторые положения тектологии предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.). В тектологии отразились и механистич. ошибки Б.

Б. принадлежит неск. экономич. работ, в т. ч. " Краткий курс экономической науки" (1897), высоко оценённый В. И. Лениным (см. там же, т. 4, с. 35-43). Б. прослеживает экономич. развитие от первобытного общества до социализма. Одним из первых он верно оценил образование синдикатов и трестов как " высшую форму капитализма". Б. изложил марксистское понимание теории стоимости в связи с историей развития обмена. Однако в более поздних работах (" Введение в политическую экономию", 1914; " Курс политической экономии", т. 1-2, 1910-19) Б. рассматривал стоимость с точки зрения " энергетического направления".

Б.- автор научно-фантастич. романов о будущем обществе -" Красная звезда" (1908) и " Инженер Мэнни" (1912).

Соч.: Революция и философия, СПБ, 1905; Философия современного естествоиспытателя, в кн.: Очерки философии коллективизма, сб. 1, СПБ, 1909; Борьба за жизнеспособность, [M.J, 1927; Пределы научности рассуждения (Доклад...), " Вестник Коммунистической Академии", 1927, кн. 21, с. 244-290.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, М., 1970, с. 418); Асмус В. ф., Логическая реформа А. Богданова, " Вестник Коммунистической Академии", 1927, кн. 22; С е т р о в М. И., Об общих элементах тектологии А. Богданова, кибернетики и теории систем, " Уч. зап. кафедр общественных наук вузов г. Ленинграда", 1967, в. 8; Б е л о в а А. А., Одна из памятных страниц прошлого, " Проблемы гематологии и переливания крови", 1967, N° 6, с. 54-57; Чистова С. П., Роль А.А. Богданова в развитии советской медицины, " Советская медицина", 1967, [-N& ] 6, с. 147 - 50; Коtarbinski Т., Rozwoj prakseologii, " Kultura i Spoteczeiistwo", 1961, t. 5, № 4. См. также лит. при статье Пролеткульт.

БОГДАНОВ Алексей Алексеевич [р.12 (25).2.1907, Сухуми], советский геолог, доктор геолого-минералогических наук (1945), проф. (1946), зав. кафедрой историч. и региональной геологии МГУ, засл. деят. науки и техники РСФСР (1967). Осн. работы по региональной геологии и тектонике (Сев. Прикаспий, Донбасс, Приуралье, Карпаты, Центр. Казахстан). Один из основных авторов и редакторов тектонич. карты СССР (1956) и Междунар. тектонич. карты Европы (1960). В области теоретич. тектоники разработал вопросы о краевых прогибах, краевых вулканических поясах, структурных этажах, авлакогенах, истории и границах Вост.-Европ. платформы и др. Б.-генеральный секретарь Комиссии по междунар. тектонич. картам, чл.-корр. Германской АН в Берлине (1962), почётный доктор Парижского ун-та (1967), почёт ный член Французского, Бельгийского, Чехословацкого, Шведского геологич. обществ. Награждён 2 орденами, а также медалями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.