Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 6 страница. Нек-рые донные животные приносят вред






Нек-рые донные животные приносят вред. В первую очередь это морские древоточцы (двустворчатые моллюски терединиды). Мн. мор. организмы в больших кол-вах поселяются на днище кораблей, снижая скорость судов. Из растений мор. Б. используются как пищевое и технич. сырьё: ламинарии, ульва, порфира, анфельция, филлофора и зостера. Нек-рые растения, входящие в состав пресноводного Б., напр, тростник, камыш и др., используют в пром-сти и с. х-ве. Увеличение кол-ва пресноводного фитобентрса иногда оказывается вредным, т. к. ведёт к зарастанию бассейна; средством борьбы служит скашивание.

Лит.: Жадин В. И., Фауна рек и водохранилищ, М.-Л., 1940; Жизнь пресных вод СССР, под ред. В. И. Жадина, т. 1 - 4, М.-Л., 1940-59; Воронихин Н. Н., Растительный мир океана, М.-Л., 1945; Зенкевич Л. А., Фауна и биологическая продуктивность моря, т. 1-2, М., 1947 - 51; его же, Биология морей СССР, М., 1963; Зернов С. А., Общая гидробиология, 2 изд., М. -Л., 1949; Константинов А. С., Общая гидробиология, М., 1967. Л. А. Зенкевич, Т. Ф. Щапова.

БЕНУА Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург, -9.2.1960, Париж], рус. художник, историк искусства, художеств, критик. Сын арх. Н. Л.Бенуа.

Различные представители морского бентоса. Организмы, свободно передвигающиеся по дну: краб Carcinus (2); морская звезда Asterias (3). Организмы, то лежащие на дне, то плавающие: скат (4); камбала (5). Организмы малоподвижные: моллюски - хитон (Chiton) (6); гребешок (Pecten) (9); блюдечко (Patella) (//). Организмы, прикреплённые или лежащие на дне: устрицы (8). Организмы, закапывающиеся в грунт: ланцетник (15); моллюск Муа (16). Организмы, сверлящие скалы: моллюск Pholas (12). Организмы, неподвижно прикреплённые: кораллы, строящие рифы (1); ракообразное - морской жёлудь (Balanus) (7); асцидия Phallusia (10); стеклянная губка Euplectella (13); трубчатый червь Spi-rografis (14); гидроид Tabularia (17); морская лилия (18).

Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896-98 и 1905-07 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения " Мир искусства" и журнала того же наименования. В своей кн. " История русской живописи в 19 веке" (ч. 1-2, СПБ, 1901-02) и статьях нач. 1900-х гг. Б. подверг критике академич. иск-во, а также выступил с идеалистич. позиций против эстетики Н. Г. Чернышевского и гражданственности живописи передвижников, выдвинув главным критерием оценки произв. иск-ва их " художественность". От некоторых полемически заострённых оценок Б. впоследствии отказался. Страстный пропагандист классического наследия, в т. ч. рус. иск-ва
18 - 1-й четв. 19 вв., Б. был инициатором создания ряда искусствоведч. изданий и музеев (сборники " Художественные сокровища России", ред. в 1901-03; журн. " Старые годы"; Музей старого Петербурга и т. д.). В предреволюц. годы выступал против крайних формалистич. направлений. С 1917 Б. принимал активное участие в организации охраны памятников иск-ва и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, зав. картинной галереей к-рого он был в 1918-26).

Ощущение кризиса бурж. общества и неизбежности революц. потрясений приводит Б. к поискам " вечных", " устойчивых" духовных и эстетич. идеалов как антитезы противоречиям современности. Сочетаясь с увлечением иск-вом Франции 17-18 вв. и России 18 - 1-й четв. 19 вв., это придаёт его творчеству ретроспективную направленность. Б.- создатель особой разновидности историч. живописи, типичной для " Мира искусства", т. е. достоверного по характерности деталей, но одностороннего поэтич. отражения той области истории, к-рую в каждую эпоху составляют её быт и иск-во. Б. привлекают хрупкая красота и гротескная причудливость клонящейся к упадку дворянской культуры (серия " Последние прогулки Людовика XIV", 1897-98; " Версальская серия", 1905-03). Грустная ирония пронизывает его картины, в к-рых чинно шествующие или суетящиеся фигурки людей сопоставлены с непреходящей и величеств. красотой совершенных произв. иск-ва. В завитках старинного орнамента, в жестах и осанке людей прошлого Б. видел материальное выражение духа и поэзии минувшей эпохи. Но творчество Б. не сводится к искусной стилизации, оно связано и с общим развитием живописи своего времени. Б. принадлежит к числу реформаторов рус. театралыю-декорац. живописи на рубеже 20 в. (опера " Гибель богов" Р. Вагнера, 1903, и балет " Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина, 1907, -Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет " Петрушка" И. Ф. Стравинского, 1911, театр Шатле) и до 1911 был её художественным руководителем. В 1913-15 зав. художеств. частью и режиссёр МХТ (" Молье-ровский спектакль", 1913, сорежиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко). С 1919 режиссёр и художник Академич. театра оперы и балета (" Пиковая дама" П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматич. театра (" Слуга двух господ" К. Гольдони, 1921)-в Петрограде. Работы Б. для театра отличаются художеств. цельностью, тщательной продуманностью декораций, костюмов и бутафории, тонким чувством стиля. Убедительны отмеченные графич. изяществом иллюстрации Б., в т. ч. илл. к " Медному всаднику" А. С. Пушкина (один из вариантов издан в 1923), созвучные то лиризму, то драматич. пафосу пушкинского стиха.

С 1926 Б. жил в Париже, работая гл. обр. над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и др. стран. Портрет стр. 199. Илл. см. на вклейке к стр. 208.

Соч.: Русская школа живописи, СПБ, 1904; Художественные письма, газета " Речь", ноябрь 1908 - февраль 1917; Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910; История живописи всех времен и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончено); Возникновение " Мира искусства", Л., 1928; Жизнь художника. Воспоминания, т. 1 - 2, Ныо-Йорк, 1955; Александр Беиуа размышляет... Г статьи и письма 1917 - 1960 гг.], М., 1968; Memoirs, v. 1 - 2, L., 1960 - 64.

Лит.: Эрнст С., А. Бенуа, П., 1921; Э т к и н д М., А. Н. Бенуа, Л.- М., 1965.

В. М. Петюшенко. БЕНУА Леонтий Николаевич [11(23). 8. 1856, Н. Петергоф, близ Петербурга, - 8.2.1928, Ленинград], русский архитектор, засл. деят. иск-в РСФСР (1927). Сын арх. Н. Л. Бенуа. В 1879 окончил петерб. АХ. Преподавал в петерб. Ин-те гражд. инженеров (1884-92, 1920-27). Проф. (1892-1927) и ректор (1903-06 и 1911-17) АХ. Почётный пред. Об-ва архитекторов-художников, ред. журн." Зодчий" (1892-95). Строил в Петербурге (Академич. капелла им. М. И. Глинки, 1885-89; корпус, ныне сов. отдел, Рус. музея, 1914-16), Москве, Киеве, Варшаве; создал проект преобразования Петербурга (1910-13, с арх. М. М. Пере-тятковичем и инж. Ф. Е. Енакиевым).

Лит.: Ружже В. Л., Градостроительные взгляды архитектора Л. Н. Бенуа, в сб.: Архитектурное наследство, Г в.] 7, Л.- М., 1955.

Л. Н. Б е н у а. Жилой дом на Кировском проспекте в Ленинграде. 1911-13.

А. Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина " Медный всадник". Тушь, акварел ь.белила. 1916-22. Собрание И. С. Зиль-берштейна. Москва.

БЕНУА Николай Леонтьевич [1(13). 7.1813, Петербург, -11(23).12.1898, там же], русский архитектор. В 1827-36 учился в петерб. АХ, с 1857 проф. АХ. В 1890-93 пред. Петерб. об-ва архитекторов. Работал в Петербурге и его окрестностях. Достраивал крупные ансамбли, напр. Петергоф (ныне Петродворец; 1848-59), мастерски подражая историч. стилям (фрейлинские дома, 1858) и тактично вписывая свои постройки в сложившийся ансамбль или парковый комплекс (" Швейцарский домик" - в Кускове, 1870). Построил также ряд ж.-д. вокзалов (напр., в Петергофе, 1855-57), в к-рых применял новые, металлич. конструкции, воспроизводя в металле готич. каркас.

БЕНУА (Benoit) Пьер (16.7.1886, Альби, деп. Тарн, -3.3.1962, Сибурн, близ Сен-Жан-де-Люз), французский писатель, чл. Франц. академии (1931). Детские годы провёл в Тунисе и Алжире. В 1914 опубликовал сб. стихов " Диадумен", посвящённый М. Барресу. Колониальные романы Б. построены на экзотич. материале, отличаются надуманным психологизмом, эротикой и нередко мистицизмом: " Кенигсмарк" (1918, рус. пер. 1923), " Атлантида" (1919, рус. пер. 1922), " Властительница Ливана" (1924, рус. пер. 1924), " Колодцы Иакова" (1925) и др. Позднее опубликовал романы " Затерянный город" (1954), " Фабриций" (1956) и др.

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Benoit P. et G u i-mard P., De " Koenigsmark" a " Montsalvat". Quarante annees - quarante romans, P., [1958]. Н.Н.Козюра.

БЕНУАР (франц. baignoire), ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или неск. ниже.

БЕНУЭ (на яз. банту - мать вод), река в Зап. Африке, большая часть течения в Нигерии, гл. лев. приток Нигера. Дл. 960 км. Исток - в Камеруне. Равнинная река, текущая в широкой долине по плодородным и густонаселённым районам зоны влажных саванн. Близ устья достигает шир. 1, 5 км. Паводок с июня по сентябрь. Судоходна до г. Иби, в сезон дождей - до г. Гарва (ок. 900 км от устья). В устье - г. Локоджа.

БЕНФЕЙ (Benfey) Теодор (28.1.1809, г. Нёртен, -26.6.1881, Гёттинген), немецкий филолог. Автор исследований по классич. языкам, сравнит. языкознанию и инд. филологии. Опубликовал древне-инд. тексты, в т. ч. " Гимны Самаведы" (1848), санскритскую грамматику и знаменитый сб. рассказов " Панчатантра" (" Пятикнижие"), вышедший в 1859 с обширным предисловием, к-рое является программной работой по теории заимствования (см. Миграционная теория). Инд. литература, по Б., - единств. источник сказочных сюжетов народов мира. Б. указал периоды особенного культурного влияния Востока на европ. Запад и пути странствования сюжетов. Характерное для теории заимствования игнорирование нац. и социальных факторов развития фольклора и литературы, оперирование сюжетными схемами взамен конкретных текстов присущи и этому ТРУДУ Б. Из последователей Б. известны: Гастон Парис и Э. Коскен (Франция), А. Клоустон (Англия), М. Ландау (Германия). Б.- автор " Санскритско-англий-ского словаря" (1866) и работы " История языкознания и восточной филологии в Германии" (1869).

Соч.: Geschichte der Sprachwissenschaft und orientalischen Philologie in Deutschland, seit dem Anfange des 19 Jahrhunderts..., Munch., 1869.

Лит.: Савченко С. В., Русская народная сказка (История собирания и изучения), К., 1914. Э. В. Померанцева.

БЕНХА, город в ОАР, в Ниж. Египте, адм. ц. мухафазы Кальюбия. 63, 8 тыс. жит. (1966). Крупный ж.-д. узел. Торг. центр с.-х. р-на (зерновые, хлопчатник, масличные). Хлопкоочистка. Маслоб. предприятия.

БЕНЧ (геол.), то же, что абразионная терраса.

БЕНЬКОВ Павел Петрович [8(20).12. 1879, Казань, -16.1.1949, Самарканд], советский живописец, засл. деят. иск-в Узб. ССР (1939). Учился в петерб. АХ (1901-06) у Д. Н. Кардовского и в академии Жюлиана в Париже (1906). Чл. АХРР (с 1922). Преподавал в художеств. уч. заведениях Казани (1909-29) и Самаркандском художеств, уч-ще (с 1930).

П. П. Беньков. " Письмо с фронта". 1945. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.

Сыграл большую роль в становлении сов. иск-ва и воспитании нац. художников в Тат. АССР и Узб. ССР. В своих произв., отмеченных чертами пленэризма (жанровые и историч. композиции, портреты, пейзажи), отразил красочный нац. быт, архитектуру городов, природу, облик новых людей Узбекистана (" Базар в Бухаре", 1929, Музей иск-в Узб. ССР, Ташкент; " Девушка - хивинка", 1931, Третьяковская гал.; " Портрет колхозника-ударника", 1940, Музей иск-ва народов Востока, Москва).

Лит.: П. П. Беньков. 1879 - 1949. Каталог, М., 1961; Никифоров Б. М., Павел Петрович Беньков, М., 1967.

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (15.7. 1892, Берлин, -27. 9.1940), немецкий философ, социолог, литературный критик. До 1933 жил в Берлине, затем в эмиграции в Париже. При попытке бежать из оккупированной Франции был задержан на испанской границе и покончил с собой. Характерные для Б.отказ от абстрактной систематики и обращение к исторической конкретности индивидуального и особенного проявились в его философско-историч. соч. " Происхождение немецкой трагедии" (1928), многочисл. эссе (" Париж, столица 19 века" и др.) и статьях. Одним из первых дал социологич. анализ изменений обществ. функции и смысла художеств. произведения, связанных с его массовым технич. воспроизведением и исчезновением его " ауры" - ореола уникальности и неповторимости. Оказал большое влияние на Т. Адорно и его школу.

Соч.: Schriften, Bd 1-2, [Fr./M.], 1955; Ausgewahlte Schriften, Bd 1-2, [Fr./M., 1961-66].

Лит.: Tiedemann R., Studien zur Philosophic W...Benjamins, [Fr./M., 1965] (имеется библ.); Uber W. Benjamin, [Fr./M., 1968]. А. В. Михайлов.

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Ласло (р. 15.12.1915, Будапешт), венгерский поэт. Начал печататься во 2-й пол. 30-х гг. В 1931-40 работал печатником, металлистом, участвовал в рабочем движении, в 1940-45 работал на заводе. Исполненная глубокого драматизма поэзия Б. (сб-ки " После сотворения мира", 1948; " Вечно жить", 1949; " Пятое время года", 1962, и др.) насыщена социалистич. гражданственностью, глубокими раздумьями о месте человека в обществе. Б. дважды лауреат пр. Кошута.

Лит.: Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы XI -XX в., [Будапешт], 1962. О. К. Россиянов.

БЕНЬЯН, Баньян (Bunyan) Джон (11.1628, Элстоу, -31.8.1688, Лондон), английский писатель. Сын сел. лудильщика, был медником. Во время Англ. революции 17 в. стал религ. проповедником пуритан. В период реставрации Стюартов 12 лет пробыл в заключении, где написал ал-легорич. роман " Путь паломника" (ч. 1 -2, 1678-84, в рус. пер. " Путешествие пилигрима", 1878). Религ. морализаторство в романе Б. сочетается с изобличением аристократии и буржуазии. В " Жизни и смерти мистера Бэдмана" (1680) Б. впервые в англ, лит-ре сатирически изобразил бурж. стяжателя. Аллегорич. образом " ярмарки тщеславия", встречающимся в произв. Б., воспользовался У. Теккерей в одноим романе.

С о ч.: The entire works, v. 1-4, [L., 1859-60]; в рус. пер.- Буньян Иоан, Сочинения, 3 изд., ч. 1 - 4, М., 1819.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. - Л., 1945; LindsayJ., J. Bunyan, maker of myths, L., 1937; Talon H. A., John Bunyan, L. [a. o.], 1956.

БEHЮK (Beniuc) Михай (р. 20.11.1907, с. Себиш, уезд Арад), румынский поэт, акад. (1955). Первый революционно-романтич. период творчества Б. связан с извечной мечтой рум. крестьянства о свободе и земле. После освобождения страны от фашизма (1944) в сб-ках " Человек ждёт восхода солнца" (1946), " Яблоня при дороге" (1954), " Жизнеспособность" (1955), " Сердце старого Везувия" (1957), " Другие пути" (1967), " Мозаика" (1968) Б. выступает как поэт социализма. Гос. пр.

Соч.: Poezii, Buc., 1969; в рус. пер.-Стихи, М., 1958.

Лит.: Кожевников Ю., Поэзия Михая Бенюка, в кн.: Писатели стран народной демократии, в. 2, М., 1958: его же, Поэт неутомимого сердца, " Иностранная литература", 1970, №5. Ю. А. Кожевников

" БЕОВУЛЬФ" (Beowulf), памятник древнего англо-саксонского эпоса. В 1-й ч. рассказывается, как витязь короля геатов (сканд. племени на Ю. Швеции) Беовульф освобождает Данию от чудовища. Во 2-й ч. Беовульф, правивший геатами 50 лет, убивает дракона, угрожавшего стране, но сам умирает. Поэма сохранилась в единств. рукописи нач. 10 в. на древнеангл. яз. В основе её - нар. героич. сказания 6 в.; в 8-9 вв. она подверглась обработке книжника, внёсшего в неё христ. элемент.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 1, М.-Л., 1943; Chambers R. W., Beowulf, 3 ed., Camb., 1959.

БЕОТИЯ (Boiotia), область в Ср. Греции. Первые гос. образования на территории Б. возникли в микенское время (3-2-е тыс. до н. э.). В 8-7 вв. до н. э. в Б. шёл процесс социального расслоения. Ведущее положение в экономич. и политич. жизни приобрела землевла-дельч. знать, поддерживавшая персов во время греко-персидских войн 500 -449 до н. э. и выступавшая на стороне Спарты против Афин в период Пелопоннесской войны 431 -404 до н. э. В 4 в. до н. э. в Б. усиливается демократич. движение, создаётся фактически федеративное беотийское гос-во (на основе древнейшего союза беотийских городов) во главе с Фивами, к-рое на короткое время (379-362 до н. э,) при вождях фиванской демократии Пелопиде и Эпаминонде стало крупнейшей политич. силой в Греции. Однако кровопролитные войны со Спартой 378-362 до н. э. настолько ослабили Б., что после 362 до н. э. объединение беотийских городов потеряло прежнее значение. В -338 до н. э. беотий-ский союз был распущен. В 3-2 вв. до н. э. восстановлен. Окончательно союз был распущен в 146 до н. э. В римское время (2 в. до н. э.-4 в. н. э.) города Б. пришли в упадок. В совр. Греции бывшая территория Б. составляет один из номов того же названия (центр -Левадия).

Лит.: Л у р ь е С. Я., Беотийский союз, СПБ, 1914; В u s о 1 t G., S w о b о d a H., Griechische Staatskunde, 3 Aufl., H. 2 Munch., 1926; G u i 1 1 о n P., La Beotie antique, P., [1948]. Э. Д. Фролов.

БЕППУ, город в Японии, в префектуре Оита, на С.-В. о. Кюсю, на берегу зал. Беппу. 143 тыс. жит. (1967). Ж.-д. станция. Предприятия лёгкой и хим. пром-сти. Известный курорт. Горячие минеральные углекислые гидрокарбонатно-натриевые и сульфатные источники. Применяется метод зарывания в песок, согретый и увлажнённый минеральной водой. Лечение больных ревматизмом, с заболеваниями периферич. нервной системы. Бальне-ологич. н.-и. ин-т.

БЕР (Ваег) Жан Жорж (р. 12.2.1902, Лондон), швейцарский зоолог-паразитолог. Учился в Невшательском, Женевском и Парижском ун-тах. Чл. Рокфеллеровского фонда, вице-президент Меж-дунар. совета биологич. об-в (IUBS), чл. ряда научных об-в США и Англии, почётный доктор ун-та в Монпелье (Франция). Автор св. 200 работ по паразитологии, ряда статей по охране природы и Международной биологической программе (МБП). Участник экспедиций в тропич. Африку и в Арктику. Исследования Б. по темноцефалам и ленточным червям птиц и млекопитающих легли в основу совр. представлений об этих паразитах. Награждён золотой медалью Об-ва акклиматизации и охраны природы в Париже.

П. Ж. Беранже.

Л. Бербанк.

Соч.: Etude monographique du groupe des temnocephales, " Bulletin Biologique de la France et de la Belgique", 1931, t. 65, p. 1 -406; Le parasitisme, Lausanne, 1946; Ecology of animal parasites, 2 ed., Urbana, 1952.

БЕР (Bert) Поль (19.10.1833, Оксер, Йонна, -11.11.1886, Ханой), французский естествоиспытатель и врач, член Института Франции (1881). Доктор медицины (1863) и доктор естеств. наук (1866). Ученик и преемник К. Бернара по кафедре физиологии на ф-те естеств. наук в Сорбонне (1869), основоположник совр. авиационной и подводной медицины. Его исследования по пересадке и прививке животных тканей явились ценным вкладом в пластич. хирургию. В 1869 Б. опубликовал " Лекции по сравнительной физиологии дыхания". Клас-сич. труд Б. о барометрическом давлении (1878) остался неоценённым и лишь 30 лет спустя англ, физиолог Дж. С. Хол-дейн назвал Б. отцом учения о влиянии барометрич. фактора на животный организм. " Лекции по зоологии" переведены на рус. язык (1882, 4 изд. 1904).

Соч.: La pression barometrique, P., 1878. Г. Э. Фельдман.

БЕРАНЖЕ (Beranger) Пьер Жан (19.8.1780, Париж, -16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда-портного; с детских лет воспринял освободит. идеи Великой франц. революции. В своих первых поэтич. опытах подражал т. н. высоким жанрам классицизма, но вскоре обратился к песне. Б. поднял традиц. фольклорный куплет с рефреном до уровня профессионального иск-ва. Он придал песне жанровое и композиц. разнообразие, невиданную гибкость, позволявшую ей превращаться под его пером в любой из " высоких" жанров - в оду, гимн, дифирамб. Б. создал песню-марш, песню-призыв, песню-памфлет, сатирич. песню, публицистическую, элегическую, любовно-эротическую. Нек-рые его песни построены как лирич. монолог, как ораторское выступление или жанровая картинка. Иногда песня Б.- портретная зарисовка или миниатюрная новелла. В пору Первой империи (1804-14) песни Б. отличаются эпикуреизмом, добродушным юмором; политич. сатира встречается лишь изредка - напр., песня " Король Ивето" (1813), иносказательно высмеивающая Наполеона I. Тон песен Б. резко меняется в годы Реставрации: поэт становится выразителем нар. вражды к Бурбонам, к дворянско-католич. реакции; его политич. сатира достигает расцвета. С едкой насмешливостью, с плебейской прямотой бичует Б. королевскую власть (" Бесконечномалые"), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции (" Маркиз де Караба", " Белая кокарда"), католич. духовенство и иезуитов (" Святые отцы", " Смерть сатаны"), противопоставляя им образы наполеоновских солдат (" Старый сержант", " Старый капрал"). Дважды Б. привлекался к суду (1821 и 1828) за сб-ки песен и попадал в тюрьму. Вожди офиц. оппозиции -бурж. либералы не раз предавали его. Однако Б. был непоколебим в своей борьбе и твёрдо верил в падение режима Реставрации (" 14-е июля").

Б. участвовал в Июльской революции 1830 и воспел её, но вскоре увидел, что бурж. монархия не облегчила положение народа (" Жак", " Старый бродяга"). В поисках выхода он обратился к утопич. социализму, славил его учителей (" Безумцы"). Отвращение к владычеству фи-нанс. аристократии, отразившееся у Б. в резких антибурж. песнях (" Бонди"), возвращало поэта к мысли о новой революции (" Идея"). Нарастание нар. недовольства в 40-х гг. отозвалось у Б. в песне " Потоп", предвещавшей Революцию 1848.

К. Маркс называл Б. " бессмертным". Рус. революц. демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов высоко ценили его наследие. В 50-60-х гг. 19 в. огромную популярность его песням придали переводы В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Много переводили из Б. сов. поэты (П. Антокольский, В. Дмитриев, В. Левик, В. Рождественский и др.).

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 4, P., 1868 - 78; Ma biographie, P.. 1857; Correspon-dance, v. 1-4, P., 1860; в рус. пер.- Полное собр. песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893; Поли. собр. песен, 2 испр. изд., т. 1-2, М., 1936; Сочинения, М., 1957.

Лит.: Горбов Д., Жизнь и творчество Беранже, М., 1925; Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958; Беликовский С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; С т а р и ц ы н а 3. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969; Boiteau P., Vie de Beranger, P., 1861; Arnould A., Beranger, ses amis, ses en-nemis et ses critiques, v. 1 - 2, P., 1864; Fischer J. O., Pierre-Jean de Beranger, В., [1960], Touchard J., La gloire de Beranger, [v.] 1 - 2, P., 1968 (имеется библ.).

Ю. И. Данилин.

БЕРАР, историч. область в центр. Индии. В 1490 здесь возник султанат Б., отделившийся от гос-ва Бахманидов. В 1572 был завоёван султанатом Ахмад-нагаром. В 17 в. Б. включён в гос-во Великих Моголов. В 18 - нач. 19 вв. принадлежал частично гос-ву Хайдарабад, частично маратхам. В 1853 попал в подчинение англ. Ост-Индской компании. В Республике Индия Б. до 1960 входил в шт. Бомбей, в 1960 был включён в шт. Махараштру.

БЕРАРДИУСЫ, род млекопитающих подотряда зубатых китов; то же, что плавуны.

БЕРАТ, Б е р а т и (Berati), город в юж. части Албании, на р. Осуми; адм. ц. района Берат. 24 тыс. жит. (1967). Торг, центр района табаководства, садоводства и виноградарства. Хл.-бум. пром-сть, обработка маслин и табака. Вблизи Б., в Ку-чове, нефтепромыслы. Б. известен с 4 в. до н. э., во 2 в. до н. э. назывался Антипат-рея, в нач. ср. веков - Пульхериополис, с 9 в.- Белиград (отсюда Берат).

Архит. памятники: остатки крепости 13 в., ср.-век. жилые кварталы, церковь св. Марии Влахернской (13 в., фрески -1578, Николай из Неокастра), собор (18 в.) с резным дерев, иконостасом (19 в.), молельня секты хельветов (1782), мост через р. Осуми (1780). Краеведч. музей с памятниками археологии и прикладного иск-ва.

БЁРБАНК (Burbank) Лютер (7.3.1849, Ланкастер, шт. Массачусетс, -11.4.1926, Санта-Роза, Калифорния), американский селекционер-дарвинист, учёный-самоучка, создавший много новых сортов плодовых, овощных, полевых и декоративных культур. Родился в семье фермера. В 1875 заложил в Санта-Розе, а позже в Себастополе (близ Санта-Розы) плодово-декоративный питомник, в к-ром работал до конца жизни. Из семян, полученных от свободного опыления и межсортовой, межвидовой и межродовой гибридизации, Б. вывел сливу без косточки, плумкот (гибрид сливы с абрикосом), кактус без колючек, дающий вкусные плоды и ценный корм скоту, съедобный карликовый каштан, приносящий плоды на 2-м году жизни, грецкий орех с тонкой, как бумага, скор лупой, айву с ананасным запахом, белую ежевику, ежевику без шипов, сладкий лук с луковицами массой более 1 кг, душистый георгин, голубой мак, гигантские амариллисы с цветами до 30 см в диаметре. Наибольших успехов Б. добился в работе со сливой, создав 113 сортов этой культуры. Лучшие -Санта-Роза, Уиксон, Бербанк, Америка, Бьюти, Чернослив сахарный, Клаймакс, Дюарт, Широ. Многие из них разводят, кроме США, в Аргентине, Сев. и Юж. Африке, Австралии и Новой Зеландии.

Передовые учёные видели в Б. талантливого представителя творч. дарвинизма. К. А. Тимирязев называл его " рабочим-чудотворцем", ставил его имя в ряд с передовыми учёными и селекционерами. И. В. Мичурин высоко ценил своего калифорнийского коллегу, к-рый " не был копиистом и не был чужеучкой, вёл работу своими оригинальными способами улучшения... Лишь одно глубокое изучение законов жизни растений дало ему возможность улучшать и пополнять ассортименты плодовых растений" (Соч., т. 4, 1948, с. 422).

Не получая никакой поддержки от правительства, постоянно нуждаясь в средствах, Б. не мог целиком отдаться творческой деятельности. Его работы в Америке не получили должного развития, многие выведенные им сорта утеряны или забыты. Портрет стр. 203.

С о ч. в рус. пер.: Избр. соч., М., 1955.

Лит.: Тимирязев К. А., Два дара науки, Соч., т. 9, М., 1939; Гарвуд А., Обновленная земля, в сокращ. изложении К. А. Тимирязева, М., 1919.

БЁРБАНК (Burbank), город на 3. США, в шт. Калифорния; сев. пригород Лос-Анджелеса. 89 тыс. жит. (1969). В промышленности занято 35 тыс. чел. Самолётостроение. Киностудия.

БЁРБЕДЖ (Burbage) Ричард (ок. 1567 -ум. 1619, Лондон), английский актёр. Сын Джеймса Б. и брат Катберта Б.-театр. деятелей Англии. Б. - крупнейший актёр англ. театра эпохи Возрождения, друг и постоянный сотрудник У. Шекспира. Входил в труппу " Слуги лорда-камергера", в составе к-рой был и Шекспир. Б. обладал трагедийным дарованием, для него Шекспир написал роли: Ричард III, Гамлет, Отелло, Лир, Макбет и др. Современники Б. свидетельствуют о большом мастерстве актёра, даре сценич. перевоплощения, богатстве мимики и жеста.

БЕРБЕРА, город в Сомалийской Республике. 20 тыс. жит. (1968). Порт (второй в стране по грузообороту после Могадишо) на берегу Аденского зал. Автодорогой соединён с Харгейсой. Вывоз скота, кожсырья. Рыболовство. К Ю. от Б.-добыча ниобиевых руд.

БЕРБЕРСКИЙ ЯЗЫК, язык берберов. Распространён в ОАР, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Зап. Сахаре, Мавритании, Мали, Верх. Вольте, Нигере, Нигерии, Республике Чад. Относится к семито-хамитской семье языков, распадается на большое кол-во говоров (ок. 300), к-рые можно объединить в пять осн. диалектных групп: туарегская (0, 5 млн. чел., Ливия, Алжир, Мали, Верх. Вольта, Нигер, Нигерия, Чад), зенетская (св. 2 млн. чел., Алжир, Алж. Сахара, Сев. Марокко), тамазигт (ок. 2 млн. чел., Марокко), ташельхайт (ок. 2 млн. чел., Марокко), зенага (ок. 10 тыс. чел., Мавритания). Число говорящих около 7 млн. чел. Если в ОАР, Ливии, Тунисе и Мавритании Б. я. вытесняется араб, яз., то в Алжире и Марокко число говорящих на Б. я. ежегодно возрастает.

Б. я. имеет 3 группы фонем: согласные, гласные и сонанты. Ударение очень слабое; корень может состоять из одного, двух, трёх и даже четырёх согласных. Фонетич., морфологич., синтаксич. и лексич. единство берберских диалектов безусловно, что позволяет говорить о существовании единого языка.

В берберской культуре преобладает устное нар. творчество. С древности делались попытки записывать Б. я. и его диалекты с помощью различных письменных систем: берберским тифинаг. латинским и арабским алфавитами.

Лит.: Завадовский Ю. Н., Берберский язык, М., 1967; Basset A., Les parlers berberes, в кн.: Initiation a la Tunisie, P., 1950; Picard A., Les parlers berberes, в кн.: Initiation a la 1'Algerie. P., 1957; Laoust E., Les parlers berberes, в кн.: Initiation au Maroc, P., 1959.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.