Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Воздействие — целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Чтобы информация дошла до другого человека, требуется грамотно организовать ее передачу. Более подробно об этом мы поговорим на уроках, посвященных словесным воздействиям, а сейчас надо запомнить, что " пристройки" подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вот о последних, вертикальных, " пристройках" мы сейчас и поговорим. Учитель вошел в класс, подбородок горделиво приподнят, взгляд снисходителен, губы чуть-чуть брезгливо поджаты. Увидев на полу бумажку, он царственным жестом манит одного из учеников и указующим перстом делает знак ученику поднять ее и выбросить в мусорное ведро. Вся сцена происходит в полном молчании. Представляете себе эту картину? Какое, по-вашему, отношение данного учителя к ученикам? Тут возможны самые разные определения, которые в данном случае будут почти синонимами: высокомерное, надменное, пренебрежительное и т.п. Еще бы: и взгляд свысока, и осанка генеральская, и жесты царственные. Вот мы и познакомились с первым типом вертикальных " пристроек". Они подчеркивают позицию учителя " над" своими учениками. Он — как говорит в данном случае весь его облик — старше детей, намного умнее, явно образованнее, поэтому, да и по тысяче других причин, они должны безоговорочно подчиняться ему и при этом быть беспредельно счастливы, что он удостоил их своим вниманием. Конечно, я нарисовал картину слишком яркими красками — в жизни краски отношения к другому человеку, как правило, бледнее, но суть остается та же. Этот тип пристроек называется " сверху", и здесь все: взгляд, жесты, поза — демонстрируют именно превосходство одного человека над другим, причем это превосходство, или высокомерие, часто бывает осознанным и целенаправленным — возвысить себя, унизив других. В пристройках " сверху" учитель выглядит самодовольным, самовлюбленным, барственным — и все это за счет других, так как в этом случае почти обязательно его ученики или коллеги чувствуют себя неуютно, дискомфортно и начинают испытывать к нему неприязнь. Лично мне пристройки " сверху" крайне неприятны. Но не нужно путать уверенность в себе с самоуверенностью, уважение к себе с самодовольством. Напомню: пристройки — это НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ приспособления нашего тела. То есть мы можем не осознавать и специально не подчеркивать свою " исключительность", а наши ученики видят в нашем облике чванство, обидное для них снисхождение, потому что наши глаза, губы, поза уже сказали им, как мы к ним относимся, даже вопреки нашему осознанному желанию не показывать свое превосходство над другими. Антиподом пристроек " сверху", конечно же, будут пристройки " снизу". У меня перед глазами стоит картина из жизни пионерских лагерей нашей прошлой жизни: на застекленной веранде сидит пионерский отряд (дети 10—11 лет), а перед ними, молитвенно простирая к ребятам руки, стоит вожатая и буквально умоляет: " Ребята, ну что вам стоит, ну посидите, пожалуйста, 10 минут тихо и спокойно. А я быстренько добегу до административного корпуса, позвоню в Москву и тут же буду здесь. Посидите, а? " Тут один из пионеров говорит: " Да ладно. Чего уж тут. Беги звонить. Мы посидим". Вы представляете облик этого пионера, тон его высказывания? Да, снисходительный, делающий просителю милость. Весь облик вожатой молит о снисхождении: и руки просящие, и глаза молящие, а у парнишки все наоборот: он " над" нею, сейчас он здесь хозяин. Итак, вожатая в пристройках " снизу", дети — в пристройках " сверху". А могли бы они быть в других пристройках? Нет! По логике общения и его законам дети в данном случае всегда будут " сверху", так как " нижний ярус" взаимоотношений уже занят вожатой. Она просит, умоляет, она заглядывает ребятам в глаза, и тут просто трудно представить себе действия ребят по отношению к ней в такой же униженной зависимости, в такой же мимике и жестикуляции. То есть вожатая уговаривает детей посидеть без нее тихо, а дети уговаривают ее оставить их одних... Она молит их побыть без нее, а они умоляют ее сбегать и позвонить в Москву... Так, да? Трудно вообразить себе подобный диалог. Как бы хорошо ни относились дети к своей вожатой, в данном случае она сама ставит себя в зависимость от них, принижая себя, автоматически возвышая их. Им просто ничего не остается делать, как соответствовать возникшей ситуации. Итак, пристройки " сверху" — плохо, дети не будут любить учителя, который высокомерно относится к ним, заставляя при этом чувствовать себя неполноценными. Пристройки " снизу" — оказывается тоже плохо, так как, злоупотребляя ими, то и дело демонстрируя зависимость от них, учитель фактически разрешает детям сесть ему на голову и, по сути, командовать им. Неужели нет " золотой середины"? Есть. И это именно середина, а вот золотая она или нет, решайте сами. Третий тип вертикальных пристроек — это пристройки " наравне". Уже в самом названии подчеркиваются отношения на равных, взаимоуважительные. Как выглядит человек в пристройках " наравне"? Словами описать трудно — это нужно просто увидеть и отметить, что высокомерия, снисхождения, барства нет, заискивания, самоуничижения, немой мольбы тоже нет. А есть ощущение внимательности, уважения и заинтересованности в тебе. Значит, Вы с этим человеком на равных. Мимика, жесты, поза, в которых сквозит равно уважительное отношение человека к Вам, не обижают, не оскорбляют, не унижают Вас. Одновременно Вы не испытываете внезапной неловкости от того, что человек заискивает перед Вами, собирается о чем-то Вас умолять. Это пристройки " наравне". И хотя само слово " пристройки" происходит от глагола " пристраиваться", ничего унизительного в нем нет. Для выполнения поставленной цели мы чаще всего пристраиваемся непроизвольно, это происходит как бы само собой в зависимости от ситуации общения. Однако тот тип пристроек, к которому человек чаще всего прибегает, и есть тест на его восприятие самого себя и окружающих. Преобладают пристройки " сверху" — человек привык командовать. Преобладают пристройки " снизу" — человек привык к унижениям. А тот, кто привык достойно жить и общаться, чаще всего будет прибегать к пристройкам " наравне". Но бывают в жизни ситуации, когда самый высокомерный прибегает к пристройкам " снизу", а самый забитый внезапно обращается к другому в пристройках " сверху". Ученик настолько бледно отвечал на уроке, что учитель вынужден поставить ему не привычные для него четверки и пятерки, а самую что ни на есть тройку. В конце урока наш хорошист-отличник подходит к педагогу и начинает канючить: " А почему тройка? Я все рассказал! Ну, не ставьте мне ее в журнал... Спросите меня завтра еще раз..." и т.д. Надо ли говорить, что учитель сам раздосадован его ответом, что, возможно, даже испытывает раздражение по отношению к нему, своей опоре в классе, за неудачный ответ, а тут еще это нытье! Сам учитель — достаточно мягкий человек, и дети давно уже знают, что его можно уговорить, попросить, и он пойдет навстречу. Но только не сегодня. И вот, едва осознав свой следующий шаг, наш учитель поворачивается к ученику и, смерив его холодным взглядом, чеканя каждое слово, говорит ему: " Перестань клянчить! Будь мужчиной! Учи лучше и не разочаровывай меня! " Пристройки " сверху" в данном случае не типичны для того учителя, но сложившиеся обстоятельства требовали скорейшего прекращения подобной сцены, а прекратить ее можно было быстрее всего, справедливо поставив ученика на место. Запомните: пристройки " сверху" достаточно положительно воспринимаются окружающими, когда человек, их применяющий, действует в строгом соответствии с имеющимися у него на это правами. Учитель имеет право потребовать тишины в классе, имеет право оценивать ответы учащихся, имеет право сделать замечание за плохое поведение, и в этих ситуациях применение пристроек " сверху" оправдано, так как подчеркивает объективную справедливость подобного поведения учителя. Да, пристройки " сверху" — это своего рода давление на ученика. Весь вопрос в том, насколько они оправданы в каждом конкретном случае и не перегибает ли палку учитель в демонстрации своего более высокого по отношению к ученикам положения. Пристройки " снизу" также могут служить способом оказания давления на окружающих. И тогда у этих окружающих может возникать негативное отношение к зависимому от них человеку, так как они почувствуют это давление, что всегда неприятно. Негативное отношение от поведения человека в пристройках " снизу" может быть вызвано другими соображениями. Не знаю, как Вам, а мне всегда неловко, когда передо мной заискивают, униженно просят или уговаривают. Хочется поскорее прекратить подобные сцены. Хотя встречаются люди, которым очень нравится, когда перед ними унижаются, им бесстыдно льстят и ярчайшим образом демонстрируют полную от них зависимость. Такие люди буквально упиваются унижениями других и в своей жизнедеятельности не упустят ни малейшей возможности получить это. По-моему, подобный типаж учителя непригоден к профессиональной педагогической деятельности. Запомните: пристройки " снизу" могут восприниматься окружающими достаточно положительно, если применяющий их человек изо всех сил настаивает на выполнении своих обязанностей. Тогда его поведение будет восприниматься не как унижающие его действия, способные вызвать жалость у окружающих, а как настойчивое желание соответствовать своему положению достойным образом. Мы часто не замечая этого, выражаем свое отношение к людям, придерживаясь ранее установившихся позиций по отношению к ним. Эти позиции и есть внутреннее поведение человека как идеология его жизнедеятельности, или, как это называется в психодиагностике, психические категории. А психические признаки в данном случае — пристройки. Как уже говорилось, связь психических категорий с психическими признаками неоднозначна. Так, пристройки " сверху" могут свидетельствовать как об укоренившемся в сознании высоком мнении о себе, так и о предъявляемых объективно необходимых требованиях, не терпящих невыполнения (об этом мы тоже говорили). Вот почему наблюдать и измерять отдельные пристройки, конечно, можно, но если ставить вопрос о диагностике особенностей личности человека, то здесь требуется большой промежуток времени, разноплановость наблюдаемых ситуаций, разные статусы партнеров по общению. В этом случае можно с известной уверенностью говорить о доминирующих пристройках (о превалирующем отношении к другому человеку) в поведении наблюдаемого человека. Что же касается многих и многих учителей, то, наверное, не ошибусь, если скажу, что у них преобладают пристройки " сверху" в процессе взаимодействия с учащимися. Но причина этого не только в индивидуальных качествах личности данных педагогов, а в тех социально-исторических условиях, в которых находилась и развивалась наша школа и другие образовательные учреждения. Дальше мы поговорим немного и об этом, а сейчас давайте посмотрим проявление вертикальных пристроек по отношению к предметам. Вы уже, наверное, догадались, что и здесь можно многое узнать о человеке. Вот учительница брезгливо берет дневник ученика, вот она же небрежно открывает классный журнал, вот она быстро листает учебник и, резко захлопнув его, не глядя, кладет на стол... Это пристройки " сверху", так как в данном случае и дневник, и журнал, и учебник всего лишь подсобный материал для демонстрации и подчеркивания своего господствующего положения в классе. Иной учитель суетливо и с опаской манипулирует на уроке техническими средствами обучения. Это пристройки " снизу": учитель не умеет с ними обращаться, подсознательно ждет от них подвоха, даже, может быть, боится их — отсюда и демонстрация явной зависимости от непонятной аппаратуры. Бережное отношение к учебным пособиям и другим материальным объектам свидетельствует о том, что данный педагог уважительно к ним относится, и это пристройки " наравне", которые как бы говорят о понимании ценности пособий, таблиц, диаграмм, картин в системе взаимодействия учителя с учащимися на уроке. Они как равноправные партнеры учителя в его профессиональной деятельности.
Тест
Перед Вами 3 геометрические фигуры. Какая из них Вам больше всего нравится и почему? Попытайтесь это себе объяснить.
Интерпретация теста.
Ваш выбор — квадрат. Значит, Вы в известной степени новатор, ищущий и находящий новые идеи, подходы к деятельности. Вы их склонны отстаивать, часто несмотря на то, что подобное Ваше поведение может не понравиться руководству или другим людям. Если Вы выбрали круг, то это означает, что Вы человек осторожный, чаще прибегаете к компромиссу, нежели стремитесь всегда и во всем отстаивать до конца свою точку зрения. Если Ваш выбор — треугольник, то скорее всего Вы особенно уверенно чувствуете себя, если какое-то Ваше мнение, идея одобрены и поддержаны другими авторитетными людьми. Вам вообще легче живется, когда рядом есть умный руководитель:
Вот сейчас, когда вы услышали интерпретацию теста, у Вас возникли какие-то мысли, чувства, эмоции. Подойдите к зеркалу и представьте себе, что там на вас смотрит человек, который предложил вам данную интерпретацию. Теперь выскажите ему все, что Вы думаете по поводу этого теста: согласны с его интерпретацией или нет; если не согласны, то приведите контрдоводы в Вашу пользу; если согласны, подтвердите правоту автора. Сделав это, подумайте о том, в каких пристройках Вы общались с воображаемым собеседником («пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка наравне»). Вертикальные пристройки выступают как индикатор Вашего отношения к другим людям.
Домашнее задание
Попробуйте каждое утро, встав с постели, подойти к зеркалу и состроить какую-нибудь смешную гримасу. Делайте так в течение недели и каждый день запоминайте, какие реакции та или иная гримаса у Вас вызывала.
УРОК 4
Я ТЕБЯ НАСКВОЗЬ ВИЖУ, Я ТЕБЕ НЕ ВЕРЮ!
Закончена первая часть нашего разговора об элементах поведения человека. В ней шла речь о параметрах, создающих внешний облик человека. Это мобилизация как индикатор готовности, желания, хотения действовать, " вес" как показатель эмоционального и физического самочувствия, пристройки (вертикальные) как проявление отношения между взаимодействующими сторонами. Вот, собственно, и все, что формирует внешний облик человека без учета особенностей одежды, прически, макияжа и украшений. Все три параметра бессловесных действий " работают" в сочетании друг с другом. Причем все они в принципе легко различимы, их всегда можно увидеть и " измерить", если, конечно, знать, на что смотреть и как интерпретировать. Значит, дело за небольшим — научиться ставить " диагноз" человеку, с которым предстоит общаться, по состоянию его внешнего облика. Относительно самодиагностики можно сказать, что это труднее, так как мы себя не видим со стороны и вообще склонны приукрашивать себя. И вот здесь, может быть, я кое-кого из Вас немного огорчу. Существуют объективные законы, из которых следует: — Элементы бессловесных действий трудно поддаются самоконтролю и объективной оценке. — Мы такие, какими нас видят окружающие. Это бывает страшно, но это правда. Последняя закономерность нуждается в некотором пояснении. Окружающие бывают разными. Поэтому из их числа для получения объективного результата мы " вычитаем" родителей, собственных детей, чье отношение к нам предвзято в положительную или, бывает, в отрицательную сторону. " Вычитаем" мы также случайных встречных, которых мы невольно спровоцировали на оценку нашей личности — нечаянно наступили кому-то на ногу в автобусе, и последовавший за этим возглас " Ты что, баран, слепой? " отнюдь не означает объективную реальность нашей принадлежности к мелкому рогатому скоту. А вот коллеги по работе, старые знакомые и друзья в принципе очень объективно нас с Вами воспринимают. Конечно, не только наш внешний облик, но и всю совокупность нашего поведения. Все степени, виды и типы элементов бессловесных действий объективно существуют, и мы не в силах отменить их или громогласно заявить, что " никогда и нигде я не прибегаю к пристройкам " снизу", всегда нахожусь в хорошем настроении и постоянно готов к действиям! ". В нашей жизнедеятельности встречаются самые разные ситуации, где под влиянием внешних обстоятельств и внутренних психических состояний мы выглядим так, как это сообразуется с нашим пониманием конкретной обстановки. Вы можете гордиться тем, что, мол, никогда не унижались в пристройках " снизу"? А какими были Ваши глаза в детстве, когда Вы просили бабушку срочно (пока не пришли с работы родители) дать Вам денежку, чтобы купить самую-самую нужную, ну просто предельно необходимую заколку, тем более что уже все девочки из класса (ты представляешь себе, бабулечка, ну все-все-все!) уже ходят с такими! Наверное, Вы тогда, не осознавая этого до конца, изо всех сил пристраивались к доброй бабушке " снизу" (всепрощающая доброта, как известно, — это обязательное требование к женщине средних лет, занимающей пост бабушки), и так и эдак обхаживая ее в явно повышенной мобилизации со всех сторон. Можно заменить заколку для волос на велосипед или плейер, бабушку — на дедушку; можно вспомнить раннее детство или более позднее — все это не важно, а важно вот что: то, чего Вы тогда усиленно добивались, наверняка получали, и делалось это с выразительной демонстрацией Вашего отношения к другому человеку как отношения огромной любви к нему и покорной зависимости от его окончательного решения (хотя это решение, как правило, было лично вам известно с самого начала Вашего активного " умасливания" пожилого человека, так как Вы давно уже поняли, как нужно добиваться своих целей). Это иллюстрация, как Вы понимаете, — лишь часть того огромного целого, которое называется нашим поведением в разных жизненных обстоятельствах. Но поскольку любое поведение — это реакция организма на изменение среды, в которой проявляется наше отношение к чему-либо или к кому-либо, в том числе и к самому себе, то отмечу, что основы поведения закладываются в детстве. Дальше наше поведение развивается, совершенствуется, видоизменяется в известных пределах, но сущность отношения к окружающей реальности остается. Остаются также и уже наработанные приемы внешнего поведения. Но вот в чем проблема: всегда ли окружающие смогут понять наши действия? Этот вопрос особенно важен для тех, чья профессия строится на общении и совместной деятельности с другими людьми: педагогами, врачами, медсестрами, психологами. Как представляется, главной причиной непонимания или ложного понимания поведения другого человека является недостаточная выразительность его внешний действий. Вот актеров учат выразительности поведения на сцене, а учителей нет... Значит, давайте учить педагогов актерскому мастерству? Ни в коем случае. Во многих солидных учебниках по педагогике утверждается положение о том, что деятельность учителя родственна деятельности актера. Мол, учитель тот же актер, только аудитория у него поменьше, а так он, как и актер на сцене, действует " на сцене класса". Очень серьезное заблуждение. По сути своей деятельности эти две профессии принципиально отличаются. Актер действует от лица своего персонажа. Сегодня его персонаж — герой, а завтра — подлец, каких еще поискать. И актер должен быть сегодня героем, а завтра подлецом, то есть перевоплощаться. Учитель действует только от своего имени. Перевоплощаться в кого бы то ни было ему не нужно и даже очень вредно. Другое дело, что этих " имен" может быть много, то есть граней его личности, особенностей его человеческой природы и индивидуальности. Но лицедействовать перед учащимися, изображая умного и доброго педагога, учитель не может. Впрочем, почему нет? Есть такие артисты в классной комнате, которые актерствуют напропалую, подменяя свою личностную сущность надуманными штампами чужой для них роли. Но дети все это осознанно или подсознательно ощущают и не верят такому учителю. Вопрос понимания действий, поведения педагога может решаться только в плане усиления выразительности элементов его внешнего поведения, чтобы не было ни недопонимания, ни ошибочного толкования его внешнего облика и речевого поведения. Вот о чем нам с Вами следует подумать. Как добиться этой выразительности? Самый простой ответ — действовать в оптимальной мобилизации, поскольку пониженные степени желания и готовности действовать " смазывают" внешний облик, делают его неточным и расплывчатым. Именно в оптимальной мобилизации реализуется Ваше желание что-либо сделать, Ваше настроение и состояние, Ваше отношение к ученикам и к самому себе. И им становится ясно, КТО и ЧТО перед ними, и они уже сами решают, КАК им теперь к этому относиться. Однажды на психотренинге в одной школе учащиеся старших классов высказывались о своих любимых учителях. Мне, который знал этих педагогов, все было понятно, и я был согласен с ними в их трактовках. Но вот одна девушка вдруг упоминает имя учительницы физики, говоря при этом, что очень комфортно чувствует себя на ее уроках, хотя и мало разбирается в физике, да и частенько не учится толком. Я очень удивился, так как прекрасно знал эту учительницу и также понимал, что она представляет собой эдакий тип " Педагог — Монблан": всегда пристройки " сверху", всегда подчеркнутая дистанция между нею и детьми, никакого намека на теплоту и дружественность во взаимоотношениях с классом — сплошное снисхождение к их проблемам и вопросам и недосягаемая высота пребывания. Естественно, я попросил девушку уточнить, почему она неплохо относится к этой учительнице. В ответ я услышал: " Да, она такая неприступная, холодная, но, во-первых, физику знает, как Бог, а во-вторых, никогда не притворяется, не заигрывает с нами, не подлизывается. С ней всегда знаешь, чего ожидать". Отсюда вывод: большинство людей в известной мере спокойно относятся к специфическим особенностям других, если поведение тех Достаточно точно выражает их внутреннюю сущность при условии, что данное поведение не оскорбляет и не унижает человека. Это я говорю о не совсем положительных чертах личности человека: известная угрюмость, нелюдимость, отстраненность, некомпанейство, сдержанность, которую не все и не во всем приветствуют. И оказывается, с такими людьми можно жить, общаться и, в целом, неплохо к ним относиться, объективно оценивая их плюсы и минусы. Об искреннем, доброжелательном, сердечном и обаятельном человеке и так уже складывается положительное впечатление. Его поведение не нуждается в оправдании. А вот обман во взаимоотношениях, неискренность, притворство не прощаются, и попавшиеся на этом люди уже настороженно относятся к бурным проявлениям радости, участия со стороны обманщиков. На следующем уроке мы затронем вопрос распознавания " двойного дна" в поведении людей. Таким образом, учителю следует не столько заботиться о том, хорошо ли он выглядит, сколько о том, как его внешние действия (и словесные тоже) выражают его внутреннее состояние, его педагогическую идеологию профессиональной деятельности. Еще несколько моментов диагностики бессловесных действий. Все три элемента действуют одновременно и, в сущности, имеют равные удельные веса в поведении. Но иногда какой-то элемент начинает доминировать над остальными, делая их незаметными и " нечитаемыми". Например, сильная головная боль: тогда уж не до пристроек, не до выражения отношения к собеседнику. Или предвзятое негативное отношение к сослуживцу, проявляемое к непроизвольному подчеркиванию пристроек " сверху", " затмевает" эмоциональное состояние человека в данный момент. У него может быть вполне хорошее настроение, и в ответ на какой-либо вопрос того сослуживца оно не изменится, только вот тот не заметит этого, так как будет находиться под влиянием высокомерного отношения к нему. Кстати, наше настроение — это наша проблема, а не долг окружающих нас людей и обязанность жизненных обстоятельств. Вы умеете настраиваться на хорошее Самочувствие? Сейчас проверим. Результаты упражнения с зеркалом, которое я Вам рекомендовал сделать, могут сказать Вам следующее: если состроенная Вами смешная рожица могла вызвать у Вас хотя бы тень улыбки, то Вы можете реально рассчитывать на возможность успешно управлять своим настроением. Судите сами: проснувшись, мы всегда в некоем стрессе, так как происходит резкая смена состояний жизнедеятельности — от расслабленности и отдыха до необходимости активно действовать. И если в этот момент Вам достаточно незначительного повода (пошутить над собой), чтобы улыбнуться, значит, все в порядке: всегда ожидает успех того, кто может посмеяться над самим собой. Дело за небольшим — в самых напряженных жизненных коллизиях постарайтесь увидеть себя со стороны в немного ироничном ракурсе. Появится улыбка, и настроение изменится к лучшему. Очень часто внутреннее состояние зависит всего лишь от позы, положения тела. Попробуйте встать, опустите голову на грудь, руки соедините за спиной и постойте в таком положении, внимательно вслушиваясь в себя. Достаточно скоро у вас появятся неприятные ощущения, чувство какой-то невнятной вины, непонятного стыда и т.п., хотя сейчас Вас никто ни в чем не обвиняет и не стыдит. Эти ощущения — отголоски далекого детства, когда вас ругали за какой-то проступок. Вы уже забыли, за какой, а тело помнит позу и эмоции, которые при этом были. А теперь развалитесь на стуле, буквально лягте на нем. Ваше тело расслаблено и комфортно себя чувствует. Не меняя позы, попробуйте о чем-нибудь напряженно поразмышлять, например, умножая в уме трехзначные числа. Вряд ли у Вас получится что-либо путное. Расслабленное тело шлет в мозг соответствующие его состоянию сигналы: " Расслабься, отдохни", но мозг, естественно, сопротивляется, так как ему дано задание активизировать свою деятельность. И вот между телом и мозгом будет происходить нечто вроде такого диалога: Тело: " Расслабься, дружок". Мозг: " Нет-нет, надо работать". Тело: " Да будь попроще, отдохни! " Мозг: " Не хочу отдыхать, мне нужно умножать числа! " Тело: " Ну, смотри, а я пойду оттянусь со вкусом! " И вот мозг, Ваше сознание, как бы Вы его ни настраивали на активную работу, вскоре " поплывет" по волнам свободных ассоциаций, вызванных каким-либо словом, трещинкой на стене. И Вы вскоре осознаете, что совсем не слушаете, например, лектора, а рассеянно думаете о чем-то совершенно постороннем. В этом проявляется еще один из законов нашей жизнедеятельности: физическое состояние нашего тела во многом определяет уровень умственной, эмоциональной и вообще психической активности человека. Бывают, конечно, и противоположные зависимости: психическое напряжение порождает состояние физической активности нашего тела. Так, эмоция гнева сначала возникает внутри нас, а уже потом непроизвольно сжимаются кулаки, учащается дыхание и напрягаются мышцы, готовые дать обидчику отпор. Но вторая закономерность присуща крайним, ярко выраженным эмоциональным состояниям. На следующих уроках разговор пойдет о второй части внешнего поведения — о словесных действиях, о речевом поведении. Но перед этим хочу задать вопрос: что первично, что главнее, что значительнее в поведении человека — словесные или бессловесные действия? Вообще-то мой вопрос провокационен, так как не имеет однозначного ответа. Первичны и главнее — бессловесные действия, а словесные практически всегда есть следствие особенностей внешнего облика на данный момент. А гармоничное сочетание бессловесных элементов со словесными и представляет собой ту самую значимость поведения, которую мы с вами воспринимаем, давая оценку происходящего. Читая лекции на тему поведения, как раз на этом месте, я скрещиваю руки на груди, вхожу в " тяжелый вес", будучи в 6-й мобилизации, и, агрессивно поблескивая глазами, произношу: Ay вас хорошие студенты на курсе. С вами работать — одно удовольствие! " Аудитория вздрагивает и нервно хихикает. Потом изменяю внешний облик — вхожу в " легкий вес", поднимаю голову и, улыбаясь во весь рот, восклицаю: " А все-таки вы просто бездельники и тунеядцы, да еще какие! " Аудитория хохочет. Ни в первой иллюстрации, ни во второй студенты не поверили ни одному моему слову. Они не попались на похвалу в первом случае, и никто не почувствовал себя оскорбленным, обиженным во втором, объясняя при этом, что слова, мол, словами, но мой внешний облик говорил совсем Другое. Эти два примера, пусть и утрированные, говорят о том, что зрительное восприятие гораздо сильнее слухового, и верят в первую очередь своим глазам. Поэтому очень важна гармония между бессловесными и словесными действиями для полного и однозначного понимания Вашего поведения, смысла и цели Ваших высказываний. Если ее не будет, если слова будут расходиться с внешним обликом, то вера будет тому, что человек видит, а не тому, что он при этом слышит, причем происходить это будет большей частью бессознательно. Итак, в гармоничном единстве Ваших бессловесных и словесных действий заключается истинный смысл Вашего поведения и эффективность воздействия на окружающих, с которыми Вы в данный момент взаимодействуете.
Тест
Назовите черты характера или черты личности человека, которые ассоциируются у Вас со следующими геометрическими линиями и фигурами:
1.
2.
3.
4.
5.
6.. Теперь смотрите: 1) Ваша основная черта характера. 2) Характеристика Вашего отношения к своей работе, к профессиональной деятельности, к своей карьере. 3) Черта Вашего характера по отношению к друзьям. 4) Характеристика Вашего отношения к людям. 5) Ваше кредо любовных отношений при обсуждении этого вопроса с другими. 6) Доминирующая черта Вашего характера в реальных любовных отношениях. УРОК 6 ПОЗВОЛЬТЕ ВАМ ВЫЙТИ ВОН!
Словесные (вербальные) действия — это ЧТО мы говорим. Если к ЧТО добавить КАК и ЗАЧЕМ, то уже будет словесное воздействие как целенаправленный процесс передачи информации с помощью слов от одного участника общения к другому. Понятно, что в нашей речи, в словах, выражающих те или иные понятия, важно все: голос, интонация, артикуляция, громкость, а также осознаваемая цель высказывания. Вот обо всем этом мы и начнем наш разговор, так как давно уже пора говорить грамотно и с пониманием того, что и как мы говорим. Начать я хочу вот с какого сравнения: как известно, в музыке всего семь нот, а вот мелодий бесконечное множество. Комбинируя сочетания нот и варьируя их длительность, композиторы создают музыкальные фразы то минорного звучания, то мажорного; под их пальцами звучат гармоничные аккорды и диссонирующие: мелодия может быть быстрой, медленной, отрывистой, плавной. Музыка бывает разной, а хорошая музыка всегда будит какие-то чувства, переживания, мысли. Основных словесных воздействий всего одиннадцать: в их числе пять пар и одно непарное. Мы будем называть их основными, простыми, опорными воздействиями, потому что как в музыке, так и в нашей речи мы комбинируем эти опорные воздействия и получаем уже сложные словесные действия, многозначные по тому содержанию, которое мы в них вкладываем. Наша речь также будит в нас различные чувства, переживания, наводит на размышления, причем 'чем она будет грамотнее, тем точнее и правдивее будет реакция другого человека, с которым мы общаемся. Перед тем как мы начнем знакомиться с основными словесными воздействиями, хочу обратить Ваше внимание на следующее: Вы, да и все другие люди, уже давно говорите с использованием словесных воздействий. Вы также имеете опыт в конструировании и применении сложных словесных действий. Вроде бы все уже знакомо и ничего нового вы не узнаете? Не торопитесь с выводами. Ведь бывают случаи, когда Ваши слова " не доходят" до собеседника? Разве редки ситуации, когда мы просто не знаем, что сейчас сказать? Неужели у Вас никогда не было ощущения, что Вы сказали не то, что хотели сказать, и в результате вместо того, чтобы, например, похвалить, Вы обидели человека? Подобные вопросы можно продолжить. Но, по-моему, Вы уже разобрались, что к чему: расчленив нашу речь на составные элементы и уяснив себе, что каждый из них означает в отдельности и в каких-то комбинациях, я думаю, мы сможем в дальнейшем сделать нашу речь более точной, более выразительной, целенаправленной и, в конечном счете, более воздейственной для достижения поставленных целей. И еще одна важная деталь. Продолжая параллель с музыкой, хочу спросить: разве выучив все ноты, а также то, где каждая из них располагается на нотном стане, запомнив все диезы, бемоли и т.д., то есть изучив и поняв теорию музыки, разве мы сможем сразу сесть к фортепьяно и сыграть по нотам любое музыкальное произведение? Конечно же, нет. Так и в случае с нашими словесными воздействиями нужно учиться говорить заново, приобретать необходимые умения и навыки грамотной (не только в смысле ударений в словах и окончаний падежей) воздейственной речи — нужно тренироваться, пробовать, повторять, искать и закреплять достигнутое. А теперь начинаем знакомство с первой парой основных словесных воздействий. Как и все остальные пары, она состоит из двух " близнецов", однако они, несмотря на свое одинаковое " происхождение", бывают тем не менее сильно непохожими друг на друга. Итак... Приказывать / Просить Я буквально вижу и слышу Ваше недоумение: " Ничего себе близнецы! Ведь это просто две противоположности: приказ это приказ, а вот просьба — это совсем другое, это по-человечески". Такую реакцию я видел много раз на занятиях, отсюда и появилась моя уверенность именно в такой Вашей реакции. Но я предупреждал, что " близнецы" могут быть не очень-то похожими друг на друга. Роднит и объединяет два глагола " приказывать" и " просить" адрес их воздействия — воля человека. А также цель воздействия — удовлетворение наших сиюминутных потребностей. Приказывая или выражая свою просьбу, мы прежде всего адресуемся воле нашего собеседника, так как нам надо удовлетворить НАШИ, а не ЕГО потребности, желания. При этом, хотим мы или нет, но происходит определенное давление на другого человека, определенное навязывание ему своей воли, своего желания. Вспомним недавние школьные будни. В классе конфликт. Учительница стоит перед учеником и говорит ему резким тоном: " Я прошу тебя выйти из класса! Сидишь? Я еще раз прошу тебя выйти из класса! Я в последний раз прошу тебя покинуть класс!!! " Тут дверь открывается и появляется директор школы, неизвестно зачем решивший заглянуть в Ваш класс. Учительница обрадованно, но с тем же напором обращается к директору: " Вот посмотрите! Сидит, вертится, разговаривает, всем мешает, на замечания не реагирует, трижды просила выйти из класса — не выходит! " Директор, уловив " просила выйти", обращается к ученику: " Тебя же просили выйти, почему не выходишь? " Давайте разбираться. Если Вы узнали ситуацию, то у Вас в ушах должен был зазвучать голос и интонации этой учительницы. А теперь ответьте мне: этого ученика просили или приказывали выйти из класса? Скорее всего последнее. Это был самый что ни на есть приказ, который не терпит ослушания, комментариев и вопросов. Впрочем, очень многие студенты на тренинговых занятиях отвечали: " Это была просьба. Она же говорила " прошу, просила". А в ответ на мое недоумение: " Ну что вы! Ведь в школе нас только так и просили! " И Вы знаете, они, к сожалению, правы. Сейчас я приведу несколько " просьб" из репертуара школьных будней, а Вы попробуйте их " услышать" в вашей памяти. " Девочка, стой! Отнеси журнал, пожалуйста, в учительскую! ", " А ты, милочка, пожалуйста, подбери бумажки под столом! " и т.д. В таком виде, в каком лично я видел и помню подобные " просьбы", это были приказы, несмотря на то, что вроде бы в них звучат " прошу", " пожалуйста". В чем дело? Главное, что отделяет приказ от просьбы, это особый взгляд приказывающего. В приказе он всегда пристальный, твердый, не терпящий отказа или неповиновения. В просьбе взгляд.совершенно другой — мягкий, внимательный, но тоже достаточно настойчивый. Вы можете спросить: " А интонация? Ведь она, во-первых, совершенно другая в приказе, во-вторых, интонация сразу заметнее, нежели взгляд, выражение глаз". Да, интонации, с которыми произносятся приказы и просьбы, сильно отличаются друг от друга, но интонация — производное от внешнего облика, она вторична по отношению к нему. Давайте проделаем следующий опыт: развалитесь на стуле или в кресле посвободнее. Пусть то же самое сделает Ваш партнер по эксперименту. Посмотрите друг на друга в пристройках " сверху", а теперь по очереди друг друга о чем-нибудь попросите. Получилась просьба или что-то другое? Я уверен, что настоящей просьбы не получилось, а было что-то вроде приказа, повеления, требования, ну уж в самом лучшем случае это было капризное высказывание, хотя сам просящий, наверное, был уверен, что он именно просит, а не приказывает, требует и т.д. Расспросите друг друга о том, какое впечатление каждый из вас произвел на другого, находясь в той позе, да еще " просящий" о чем-то. Если хотите, поэкспериментируйте с другими людьми, послушайте их мнения, прислушайтесь повнимательнее к своим " просьбам". Итак, хотели Вы этого или нет, но Ваша интонация немедленно подчинилась Вашему внешнему облику. Вы мне не до конца поверили? Тогда сядьте на край стула, корпус подайте вперед, на партнера, пристройтесь к нему " снизу" и прикажите что-нибудь сделать. А после этого поменяйтесь с ним ролями — пусть теперь он в такой же позе Вам приказывает. По-моему, сейчас Вы должны убедиться, что вместо приказов звучали просьбы, если вообще не униженные мольбы и стенания, при условии, что Вы оставались в пристройках " снизу". Ваши интонации отнюдь не были приказывающими. Отсюда следует очень важный вывод: по сути, приказывают или просят глаза, а губы лишь говорят, в чем состоит Ваша просьба или приказ. Голос же повинуется выражению глаз (позе, пристройкам — всему облику), воспроизводя соответствующую бессловесным действиям интонацию. Так что не только глаза, но и весь Ваш мимический и пантомимический облик (" вес", пристройки) задают тон любому Вашему высказыванию. Теперь вернемся немного назад, туда, где мы говорили, что адрес воздействия приказа и просьбы — воля человека. Понимая под словом " воля" именно то, что оно означает, а не пафосную трактовку этого понятия, представим себе такую ситуацию: идет урок, ученики сидят, слушают, урок интересный, учитель старается, ученики тоже. И тут учитель, обращаясь к одному из учеников, просит его (именно просит, а не приказывает) сходить в кабинет завуча и принести оттуда, ну, например, какую-то очень нужную для урока таблицу. Представьте себя на минуту на месте этого ученика. Он сидит, ему удобно и хорошо, урок идет интересно и еще интереснее будет впереди, а тут вставай, иди куда-то, что-то проси, неси, а ведь рассказ будет продолжаться, но уже без него. Конечно, наш ученик встанет и выполнит просьбу учительницы, но все-таки, пусть небольшое, но усилие над собой он вынужден будет сделать. И именно это усилие будет результатом воздействия просьбы учительницы на волю ученика. Аналогичен механизм воздействия на волю и в процессе повиновения приказам. Я намеренно не беру крайних, ярких ситуаций — там все и так понятно. Поэтому представьте себе урок физкультуры, где учитель подает команды: " Равняйсь! Смирно! По порядку номеров..." и т.д. Команды — это те же приказы, и мы, в частности на уроках физкультуры, им подчиняемся. Мы подчиняем свои действия приказам со стороны, тем самым совершаем определенные волевые усилия, чтобы эти действия выполнить. Как правило, настоящие просьбы не вызывают у нас сильных отрицательных реакций. В худшем варианте это легкая досада на то, что приходится отрываться от какого-то дела, которым в данную минуту занимаешься, и заняться чем-то другим. Зато приказы в большинстве своем как раз вызывают ощутимые отрицательные реакции. Помните пример " Я прошу тебя выйти из класса"? В той иллюстрации ученик не сдвинулся с места, и это не просто неповиновение. Сплошь и рядом приказания, отданные при некоторых особенностях внешнего облика, не только вызывают отрицательные эмоции, но и так называемый " дух противоречия" — желание сделать наоборот. В нас, взрослых людях, он достаточно силен, но мы опытом своей жизни научились хоть как-то его обуздывать, а вот в детях этот дух противоречия, вызываемый в большинстве случаев неправильным и нелогичным поведением взрослых, еще очень силен. Помните об этом, по-моему, это Вам может очень пригодиться. Но о каких же это " особенностях внешнего облика" идет речь? Прежде всего это пристройки " сверху". Именно они, демонстрируя высокомерное, пренебрежительное и, следовательно, в какой-то мере уничижительное отношение к собеседнику, будут " диктовать" тон и интонацию приказа, тем самым вызывая его неприятие, сопротивление ему и, конечно же, резко отрицательный фон общения. " Вес" учителя в данной ситуации попробуйте " вычислить" сами. В связи со всем изложенным выше возникает вопрос: могут ли быть приказания, не вызывающие резко отрицательных реакций как по отношению к тому, кто приказывает, так и по отношению к содержанию приказа? И если да, то при каких условиях? Пристройки " наравне" — вот главное условие, при котором все Ваши приказы будут нормально восприниматься другими. Я, конечно, говорю о таких приказах, где Вы будете требовать реально выполнимые действия, цель и форма которых ясны и понятны окружающим, логично вписываются в общую картину конкретной ситуации. С одним из примеров Вы уже знакомы: урок физкультуры. Там вся логика начала урока не противоречит команде (приказу) на равнение и т.д. Да и цель тоже ясна: своеобразная мобилизация, приведение в состояние готовности, " настройка" на урок. А вот другой пример. Теплый летний день. Из корпуса, где живут дети в загородном лагере, выходит отряд с полотенцами в руках. Ясно — они идут в бассейн. Вместе с ними вожатая, она с некоторым беспокойством поглядывает на часы: ее отряд немного опаздывает, физрук будет недоволен, ребята будут меньше купаться. И вдруг она вспоминает очень важную вещь. Быстро повернувшись к одному из пионеров, она говорит: " Вот ключ от моей комнаты. Быстро, бегом туда! Там на столе списки нашего отряда. Неси их сюда. Одна нога здесь, другая — там! " Содержание этого краткого монолога может быть разным, но по сути — это приказ, причем большинство вожатых его выполняет в пристройке " наравне", так как вроде бы нет в данной ситуации никаких оснований на кого-то сердиться, кроме как на себя из-за собственной забывчивости. Также не надо никого " ставить на место", перед кем-то демонстрировать свою власть и т.п. Есть конкретное дело: нужны списки, без них купаться не разрешат; есть конкретное условие: нехватка времени и боязнь оставить ребят отряда одних (и так-то еле-еле собрала всех из палат!); есть множество ребят, которые потенциально в состоянии выполнить данное простое поручение. Я думаю, что описанное поведение вожатой самое логичное и приемлемое в этой ситуации. Можно, конечно, и попросить кого-то сходить к Вам в вожатскую комнату, взять со стола списки и т.д., но, по-моему, весь " ритуал" просьбы, во-первых, займет больше времени, во-вторых, кто-то может и отказаться (Ну почему все время я?), в-третьих, действия исполнителя просьбы скорее всего будут более медленными, нежели при приказе, да еще при таком, какой я Вам привел. В данном конкретном случае Вами будет осознаваться эта нехватка времени; оно — это осознание — и сформирует соответствующую психологическую установку на то действие, которое Вы и выполните: " Быстро... бегом... одна нога здесь..." Впрочем, еще раз повторю: никаких рецептов Ваших действий мне бы давать не хотелось. Главное в Вашем поведении — это Вы сами (настолько, насколько сами себя знаете, представляете и оправдываете), а также та конкретная ситуация, в которой Вы сейчас находитесь. А рецепт, по сути, один: познайте себя, учитесь быстро анализировать обстановку и принимать верное решение, которое выразится в Ваших действиях. А все, о чем я рассказываю здесь, на страницах этой книги, — все это либо варианты поведения, либо анализ явно неэффективных и даже вредных (для Вас и для детей) действий. Мне бы хотелось, чтобы Вы мысленно " примеряли" их на себя, сознательно принимая кое-что за основу или, опять-таки вполне осознанно и мотивированно, отвергали. И ко всему этому добавлялась бы Ваша личная, индивидуальная трактовка того или иного варианта. Ведь все, о чем я здесь пишу, — это реально существующие в нашей жизни (и тем более в профессиональной педагогической деятельности) закономерности, полное игнорирование которых вряд ли пойдет кому-либо на пользу. Впрочем, мы еще продолжим разговор на эту тему. А сейчас, поскольку приказы и просьбы, как было установлено, могут объективно нести в себе определенный заряд отрицательных эмоций для их адресата, проясним некоторые важные моменты такого рода общения, тем более что оно является делом совсем непростым и довольно-таки тонким. Перед Вами разбросаны вопросительные слова. Попробуйте составить из них логическую цепочку восприятия высказывания одного человека другим. кто? что? как? зачем? Напишите свою цепочку на бумаге; потом мы к ней вернемся и посмотрим, что у Вас получилось. А сейчас представьте себе такую в принципе обычную картинку из жизни молодоженов: в кресле перед телевизором сидит в свободной позе молодой человек, муж. Мимо него проходит его молодая жена. Муж, не отрываясь от экрана телевизора, говорит ей: " Дорогая, там на кухне — мои сигареты. Принеси их, да пепельницу и зажигалку не забудь". Жена резко останавливается, внезапно разражается потоком слез, муж вскакивает с места, подбегает к ней, пытаясь выяснить причину ее расстройства, одновременно успокаивая. Сквозь слезы жены слышны отдельные фразы: " Я для тебя домработница!.. Подай, прими, пошла вон!.. Никакого уважения..." Молодой муж начинает " закипать": " Это ты о моей просьбе? А что в ней особенного? Я тебя просто попросил по-человечески и все. Тебе что, было очень трудно?! Ведь все равно шла на кухню! " Через полчаса в молодой семье тишь и покой — эмоциональное равновесие вновь обретено, и молодые супруги уже обо всем почти забыли. Такие или не совсем такие вспышки довольно часто происходят в семьях молодоженов: ведь известно, что первый год супружеской жизни — это приспосабливание двух людей друг к другу, стирание острых индивидуальных " углов". Но если бы мы сейчас, когда уже все улеглось и мир в семье восстановлен, спросили бы нашу молодую супругу о причине ее недовольства, то скорее всего она высказалась бы о том, что она почувствовала в просьбе мужа некую пренебрежительность, какое-то барство по отношению к ней. Кстати, о пепельнице и о сигаретах она вряд ли вспомнила бы. Но мы-то с Вами знаем, что муж вовсе не хотел ее оскорбить, унизить своей просьбой. Так что же на самом деле произошло? Наверное, Вы уже догадались — просьбы-то и не было. Вспомнили упражнение " лежа на стульях" и " просьба"? Здесь абсолютно та же ситуация, что и в том упражнении: человек в пристройках " сверху" (муж сидел, развалясь в кресле, — откуда же взяться пристройкам " снизу" или " наравне"?), следовательно, просьбы нет, а есть приказ, требование, каприз и т.п. Реакция молодой жены вполне понятна и объяснима. Дело в том, что существует следующая закономерность: говорящий человек сконцентрирован на содержании своего высказывания и уверен — слушающие воспринимают, ЧТО он говорит. Однако получатель информации сначала улавливает, КАК говорится, а уж потом, ЧТО ему было сказано. Поэтому в иллюстрации типичного семейного недоразумения жена практически не восприняла, ЧТО ее просили сделать. Она " споткнулась" о то, КАК была высказана просьба, которая, как мы уже знаем, звучала совсем не просьбой. Перенося эту схему КАК — ЧТО в педагогическую деятельность, я хочу вернуться к Вашей логической цепочке. Какая она у Вас? Лично я выстроил следующую: КАК — КТО — ЗАЧЕМ — ЧТО. У Вас другая? Давайте разбираться. Ну, прежде всего надо уяснить: ЧТО первенствовать не может, иначе мы все и всегда сразу бы правильно воспринимали само содержание любого высказывания, лекции, выступления, как говорится, " не прожевав", но вполне убежденно, что все то, ЧТО говорит оратор, действительно так. Любое изречение в таком случае становилось бы для нас законом, и, по идее, мы все действовали бы соответствующим образом. Однако это не так. А как было бы хорошо! Представляете: Вы входите в класс и говорите своим ученикам: " Дети, надо хорошо учиться! Хорошо учиться — это очень хорошо, а вот плохо учиться — это очень плохо! " И просветленные Вашим откровением дети, захлебываясь радостными чистыми слезами от снизошедшей на них ИСТИНЫ, кидаются наперегонки под Вашим руководством настойчиво и упорно овладевать знаниями, которые накопило человечество специально для их пользования.. Мы теперь уже знаем, что вначале воспринимается, КАК что-то сказано Вами. КАК — это прежде всего выразительно (Вы должны четко знать, что Вы хотите в данном случае выразить), потом — искренно, логично, внятно, понятным языком, с одобрением или с осуждением, то есть любой эпитет или наречие, отвечающее на вопрос " как? ", в том числе и уважительно по отношению к слушателям, весело или хмуро, со злостью и т.д. Далее, мне представляется, следует КТО. Это означает компетентность говорящего, его авторитет, уважение к нему, веру в него и т.д. Потом идет ЗАЧЕМ — то есть должна быть ясной и понятной цель Вашего высказывания, если не всем, то подавляющему большинству. И уж потом следует ЧТО, то есть содержание. Этот процесс восприятия одновременно и предельно краток и достаточно продолжителен во времени. Сама логическая цепочка срабатывает моментально, но Вы ведь чаще всего не ограничиваетесь одной фразой, одной мыслью, одним положением? Поэтому дальше в своем выступлении, когда Вам нужно высказать уже другие мысли, чтобы Вас поняли, снова в сознании слушающих появляется эта цепочка, а уж " сработает" она в Вашу пользу или нет, в значительной степени зависит от Вас. Что значит " сработает"? Представьте или вспомните чье-то высказывание, которое Вам очень хорошо запомнилось. С уверенностью можно утверждать, что оно было высказано очень грамотно (выразительно, емко, логично и т.д.) и не вызывало у Вас отрицательных эмоций по отношению к оратору (он не был высокомерен, а наоборот, располагал к себе, он говорил достойно, может быть, даже с юмором и т.п.). Значит, ставим плюс. Вспомните, кто это говорил. Имел ли тот человек на это право, его ли это тема, владеет ли он данным вопросом? Опять ставим плюс. А цель его выступления Вам ясна? А форма его высказываний тоже? А как насчет актуальности? Снова плюс. И вот, если мы имеем три ярко выраженных плюса, которые характеризуют очень положительно форму высказывания, личность говорящего, цель его высказывания, то тогда его содержание тоже имеет плюс. Мы воспринимаем его, оно становится нашим, мы верим выступающему. Конечно, самое главное — это содержание, но посмотрите, из чего оно складывается. В данном случае его удельный вес превысил вес всех КАК, КТО, ЗАЧЕМ вместе взятых, и, видимо, это было самым главным для оратора — донести до Вас свою мысль, свое убеждение, чтобы Вы ему поверили и разделили его мнение. А если хоть одно из звеньев этой цепочки будет со знаком минус? Посмотрим, что тогда может произойти. Если КАК сказано будет нелогичным, непонятным или же манера человека говорить каким-то образом не нравится слушателям, то понятно, что, несмотря на компетентность данного оратора и, возможно, ясную цель выступления, его содержание, вероятнее всего, не будет воспринято слушателями так, как бы этого хотелось выступающему. Если же КТО говорит, то есть сама личность человека не соответствует содержанию выступления (некомпетентность, несоответствие должности или званию, известные отрицательные черты характера или личности и т.п.), то и в этом случае результат понятен — содержанию выступления не поверят, с ним не согласятся, его могут попросту не услышать! И последнее — ЗАЧЕМ. Наверное, это самое простое: когда неясна цель разговора, лекции, доклада, отдельных высказываний, то и внимание аудитории не концентрируется на содержании речевых действий оратора. В сознании слушающих мелькает мысль типа: " Что это такое? Зачем это нужно? Кому " это нужно? " и т.д. Во всех приведенных примерах ЧТО все-таки будет в какой-то мере осознаваться аудиторией, но его удельный вес будет несравнимо меньше, и содержание сказанного в значительной степени не будет воспринято слушателями. Конечно, возможны и варианты комбинаций: не одно слово со знаком минус, а два или все три. Тогда еще меньше вероятность того, что смысл сказанного дойдет до аудитории. Почему ребенок почти не обращает внимания на угрозу наказания за плохое поведение, если это говорит, например, бабушка? Скорее всего тон угрозы не выражает реальности ее осуществления (дефект: КАК сказано). Да вдобавок это еще и бабушка! Почему младший брат или младшая сестра часто не слушаются своих старших братьев и сестер, хотя, можно в этом поручиться, выразительность их речи довольно высока? Да потому, что это не папа и не мама, а всего-навсего брат или сестра (" а сам-то ты кто? ", то есть некомпетентность того, КТО говорит). А как мы раздражаемся, если кто-то, может быть, даже и ребенок, вдруг влезает во " взрослый" разговор с каким-нибудь своим высказыванием, зачастую невпопад... Нет чтобы прислушаться, попытаться осознать, что хочет сказать ребенок, мы сплошь и рядом говорим: " Ну и к чему ты это сейчас нам сказал? И вообще, не перебивай старших". Здесь нам очень часто неясна цель его высказывания, я имею в виду не цель " чтобы принять участие в разговоре", а другую, скорее всего какую-нибудь мысль, которая появилась у ребенка как ассоциация в связи с нашими " взрослыми" темами и мыслями (то есть дефект: ЗАЧЕМ сказано). Все сказанное выше относится ко всем словесным воздействиям, но особенно это важно в приказах и просьбах. Желая, чтобы люди исполнили нашу просьбу или выполнили наше приказание, мы должны облечь их в единственно точную и адекватную каждой просьбе или приказу форму. Иначе получится то, что вынесено в заголовок этого урока. " Позвольте Вам выйти вон! " Что это — просьба? Приказ? Как бы Вы на эту фразу среагировали? Как вы вообще ее воспринимаете: как серьезный словесный оборот или как шутливое выражение? Но тогда что оно выражает? Теперь еще несколько важных нюансов. Могут ли просьбы в пристройках " снизу" оказывать давление на другого человека, как приказы в пристройках " сверху"? Да, могут, причем иногда еще более сильное, чем приказы. Представьте себе ситуацию. Вас сначала просят дать почитать Ваши конспекты (мобилизация 5, " вес с достоинством", пристройки " наравне"), Вы не даете, так как сами хотите по ним заниматься. Получив отказ, Ваша подруга (мобилизация повышается, вес тяжелеет, пристройки " снизу") начинает уже упрашивать дать ей на одну ночь конспекты. Вы снова отказываете. Далее подруга начинает уже Вас умолять (мобилизация 7—8, вес " тяжелый", пристройки " снизу" — взгляд молящий, голос дрожит и прерывается). Ваши дальнейшие действия? Очень часто мы поддаемся такому давлению — а это что ни на есть прямое давление на вашу психику, чтобы разжалобить Вас и подчинить воле другого человека. Для достижения поставленной цели Ваша подруга прибегает к решительным действиям — отсюда и постепенное наращивание своих усилий, так как с небольшой затратой психофизической энергии у нее ничего не получилось. И мы уступаем, причем иногда не столько из жалости или сочувствия, сколько из-за того, чтобы избавиться от давления на нас. Есть целая категория " вечно несчастных" людей, которые играют на наших чувствах сострадания и участия, пользуясь при этом, осознанно и намеренно или нет, нашими морально-нравственными установками себе во благо. В психологии подобное общение называют манипулятивным — это когда тобой манипулируют, заставляя тебя делать то, чего тебе не хочется делать, но при этом маскируя свои истинные цели и намерения. Как распознать манипулятора? Есть три признака манипулирования, неискренности, притворства в общении. Они могут действовать как сами по себе в отдельности, так и одновременно. Человек Вас о чем-то униженно просит: пристройки ниже некуда, голос предельно жалобный, глаза нет-нет да и прыгнут вверх-вниз. Вот это движение глаз и говорит о том, что на самом деле тот человек считает себя выше Вас, но в интересах собственной необходимости готов представить себя зависящим от Вас. Эти вертикальные движения глаз есть не что иное, как " смерить взглядом" (Да кто ты такой?!), и оно непроизвольно, а следовательно, не поддается самоконтролю, если человек действительно считает Вас ниже, недостойнее себя. Иногда, как бы догадываясь, что глаза могут его выдать, человек прикрывает глаза, отводит взгляд — все это тоже признак неискреннего к Вам отношения, манипулирования Вами. Второй признак обмана или притворства — протяжка гласных в, казалось бы, искренней мольбе: " Ну, пожа-а-алуйста..., ну, да-ай, ну, о-о-очень на-адо! " И третий признак: начало просьбы-мольбы происходит в резко повышенной мобилизации. На Вас буквально обрушивается проблема просящего, и Вы не успеваете осознать, понять, что на самом деле происходит. Вот этого-то манипулятору и надо — пока человек не разобрался, пока не понял, что к чему, заставить его пожалеть бедняжку и дать ему то, без чего он " жить не может". Что-то типа " Дай скорей, а то помру!!! ". Вы, надеюсь, узнали кое-какие случаи из Вашей жизни? Для того чтобы Ваш приказ или просьба несли в себе значительную вероятность их выполнения, следует смотреть в глаза партнеру, " пристраиваться" к его воле. Это уже горизонтальные " пристройки", в которых отражается сущность и со-: держание Вашего словесного воздействия. Некоторое давление на другого, о котором мы уже говорили, обязательно отразится в Вашем взгляде и увеличит силу воздействия. Кстати, вертикальные " пристройки" при этом никто не отменяет. Просить ребенка сходить в магазин, при этом крича из кухни, бесполезно — у ребенка в этот момент свои дела и заботы, и ему совершенно не хочется куда-то идти, ему вольно играть, читать, смотреть телевизор. Запомните: отдавая приказы, излагая просьбы, Вы всегда должны осознавать, что в них уже заложено негативное реагирование другого человека. Поэтому в просьбах и приказах Вы должны позаботиться об уменьшении отрицательного эмоционального реагирования Вашего партнера по общению. Вспомним тест из прошлого урока. Достаньте свой листок с геометрическими линиями, фигурами и теми чертами характера, которые Вы написали. Теперь смотрите: 1. Ваша основная черта характера; 2. Характеристика Вашего отношения к своей работе, к профессиональной деятельности, к своей карьере; 3. Черта Вашего характера по отношению к друзьям; 4. Характеристика Вашего отношения к людям; 5. Ваше кредо любовных отношений при обсуждении этого вопроса с другими; 6. Доминирующая черта Вашего характера в реальных любовных отношениях. Похоже на правду? Вообще-то это серьезный тест на определение уровня Вашей самокритичности, самоиронии. Важно то, как Вы реагировали на интерпретацию этого теста. Очень хорошо, если, например, Вы написали о точке (фигура 6), что это, по-Вашему, трудолюбие, а когда узнали что это такое на самом деле, то рассмеялись, а то еще и поделились смешной ситуацией с друзьями. Я спокоен за Вас, так как Вы можете увидеть себя со стороны и иронично отнестись к себе. Хуже, если интерпретации Вас чем-то не устроили, и Вам, например, не нравится значение фигуры 1 как основной черты Вашего характера. Вы обиделись на меня и провозгласили этот тест профанацией. Тогда сами подумайте, как у Вас обстоят дела с критикой в Ваш адрес, да и с самокритикой тоже.
Домашнее задание
Быстро, не задумываясь, напишите на листе бумаги четверых зверей, животных, какие первыми пришли Вам в голову.
УРОК 7 ОТСТАНЬ, ПРОТИВНЫЙ!
Следующая пара словесных воздействий — это " объяснять / отделываться". Но если " приказывать" и " просить" воздействует на волю партнера, то адресатом " объяснять / отделываться" являются умственные способности человека, зависящие от уровня развития его интеллекта. Цель данных воздействий можно выразить так: " Мне надо, чтобы ты понял то, что знаю и понимаю я". Причем в случае " отделываться" мы хотим, чтобы наш собеседник не только понял что-то, но и, как правило, тут же совершил какое-то действие: ушел, замолчал, перестал надоедать своими просьбами и т.п. Именно в этом нюансе цели воздействия заключена принципиальная противоположность наших действий, когда мы хотим что-то кому-то объяснить или, наоборот, отделаться от докучливого собеседника. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и ясность сущности этой пары, в практике н
|