Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха республики. III – II век до н.э.






С III в. в культурной жизни Рима начинается перелом. Рим постепенно начинает включаться в орбиту эллинистической культуры. Во второй половине III в. Ливий Андроник переводит «Одиссею» на латинский язык и кладет начало латинской трагедии и комедии, созданным им по эллинским образцам. В это же время протекает деятельность Невия и несколько позднее — Энния и Плавта, которые создали римскую национальную литературу, самым широким образом использовав художественное наследие Эллады.

Аналогичные явления происходили, видимо, и в зодчестве этого времени. Во всяком случае относящийся к III в. до н. э. найденный в гробнице Сципионов на Via Appia большой саркофаг из серого пелерина, на котором написана длинная эпитафия Л. Корнелию Сципиону Барбату, украшен чисто эллинской архитектурной орнаментикой. Над профилированной базой находится широкое гладкое поле, подобное дорийскому архитраву; выше — дорийский триглифный фриз, в котором метопы украшены розеттами; поднимающийся под фризом карниз украшен ионийским дантикулом. Такого рода сочетание элементов дорийского и ионийского ордеров мы уже встречали в архитектуре Южной Италии эллинистического времени: в антаблементе храма III —II в. в Посейдонии (Пестуме).

В течение II в. в Риме появляется ряд сооружений, аналогичных по типу постройкам эллинистических городов. Около 159 г. ценсор Сципион Насика окружает храм Юпитера Капитолийского колоннадами; строятся особые рыночные помещения, служившие для торговли и судопроизводства, базилики (около 185 г.— Basilica Porcia, в 179 г.— Basilica Aemilia).

С началом второй половины II в. до н. э. связана деятельность Гермогена из Саламина, по-видимому, впервые применившего в Риме мрамор при постройке храмов Юпитера Статора и Юноны Регины.

От этого же времени мы располагаем свидетельствами Полибия о том плане, которого всегда строго и неуклонно придерживались римские войска при разбивке лагеря. За отсутствием места, мы не можем дать подробного описания его и ограничимся лишь указанием, что все система распланировки строилась по прямым, пересекавшимся под прямыми углами, линиям. Широкие прямые улицы, расположенные равномерной сетью, делили лагерь на правильные участки, каждый из которых занимал особый отряд. В общем план римского лагеря очень напоминает распланировку эллинистического города (ср. с Приеной или Александрией). Следует, впрочем, отметить, что с такой же «правильной» распланировкой города мы встречаемся довольно рано в Этрурии, например в городе V в., находившемся под Marzabotto, около Болоньи.


Basilica Aemilia. Рим. 179 год до н.э.


Casa del Fauno. Помпеи. Эпоха Республики

Ко II в. и самому началу I в. до н. э. относятся сооруженные из туфа памятники следующего строительного периода Помпеи, на которых можно четко проследить эллинизацию италийского дома. Примером последней может служить один из больших и сложных по плану домов, именуемый обычно Casa del Fauno. Он имеет два расположенных один недалеко от другого входа, каждый из которых ведет в особый атрий. Один из этих атриев — старого (тускуланского) типа с балочным перекрытием, опирающимся на стены, другой — нового типа (тетрастильный), в котором потолок помимо стен опирается еще на четыре колонны, стоящие около углов имплювия.

Оба атрия окружены со всех сторон небольшими комнатами. За атриями, в следующей части дома, находился обрамленный небольшими помещениями большой открытый перистиль прямоугольной формы. Края крыши этого перистиля поддерживали 28 (7× 9) колонн ионийского ордера, несших дорийский антаблемент; наконец, за этим перистилем находился второй перистиль, больших размеров, обрамленный двухъярусной колоннадой (13× 11 колонн). Нижние колонны были дорийского, верхние — ионийского ордера. Во втором перистиле был помещен сад.

Стены дома были покрыты штукатуркой и украшены росписью так называемого первого помпейского стиля. Этот стиль обычно именуют инкрустационным ввиду того, что он имитирует облицовку стены разноцветными породами мрамора.

Во II в. Греция стала римской провинцией. Это открыло самые широкие возможности проникновению в Рим эллинской культуры. Бесчисленное количество художественных ценностей вывозилось победителями в качестве трофеев. Множество образованных греков, обычно в качестве рабов, появилось в Риме.

Храмы II в. явно свидетельствуют о постепенно нараставшей эллинизации. Сооруженный в начале II в. небольшой храм в Габиях, около 24 м длиной и около 18 м шириной, еще имеет свойственную италийским храмам глухую заднюю стену; вытянутая целла с трех сторон обрамлена колоннами, количество которых с фасада — шесть, с боков — по семи; но уже заметно сокращается глубина переднего портика. Колонны храма сохранились лишь в нижних частях, и, судя по каннелюрам стволов и профилировке баз, могли быть ионийского или коринфского ордера.


Храм Юпитера Статора. Рим. Эпоха Республики. Архитектор Гармоген из Саломина


Храм Юпитера Статора. Рим. Эпоха Республики

Значительно больше эллинизован построенный во II в. храм Аполлона в Помпеях, представлявший собой коринфский периптер, по коротким сторонам которого стояло по шести, а по длинным — по десяти колонн. Небольшая целла храма была сильно отодвинута от переднего фасада, но, вместе с тем, между задней стеной целлы и задним фасадом было оставлено некоторое пространство. Храм стоял на высоком подии; с фасадной стороны к нему вела не очень широкая лестница.

Эпоха Суллы (начало I века до н.э.)

От эпохи Суллы (начало I в. до н. э.) дошло до нас несколько храмов. В Коре хорошо сохранилась передняя часть храма дорийского ордера, стоявшего на высоком подии. На переднем фасаде было четыре колонны, с боковых сторон — по три; от целлы сохранились лишь передняя стена и начало боковых.

Поставленные далеко одна от другой, дорийские колонны отличаются исключительно сухими, сильно вытянутыми пропорциями. Колонны стоят на небольших базах. Стволы каннелированы лишь в средней и верхней частях, в нижней они только имеют соответствующие каннелюрам грани. Капители очень малы: эхины не заметны, абаки узки.

Антаблемент дорийского ордера сильно отличается от классических построек своими исключительно легкими пропорциями. Высота архитрава значительно меньше высоты фриза. На каждый интерко-люмний приходится по четыре метопы, между которыми расположены очень узкие триглифы. В силу легкости архитрава карниз кажется тяжелым. Хорошо сохранившийся фронтон имеет довольно крутые скаты.

К началу I в. до н. э. относятся два храма в Тибуре (Тиволи): псевдопериптер и круглый. Первый, по-видимому посвященный Сибилле, был сооружен из травертина и туфа и покрыт штукатуркой. Он стоял на невысоком подии и представлял собой небольшой храм ионийского ордера, имевший по фасадной стороне четыре колонны. Находящийся за этими колоннами глубокий портик храма был обрамлен с обеих сторон выдвинутыми на один интерколюмний от стен целлы антами, заканчивавшимися неполными колоннами. Остальную часть храма занимала большая однонефная продолговатая целла, стены которой с наружной стороны были украшены полуколоннами: по заднему фасаду их было четыре, по боковым сторонам (включая анты) — по пяти.

В этом псевдопериптере мы уже можем наблюдать одну характерную особенность, которая в дальнейшем получит большое распространение в римском зодчестве: использование колонны, которая в эллинском зодчестве выполняла чисто конструктивные задачи, лишь в качестве декоративного элемента, расчленяющего и оживляющего поверхность стены.

Второй храм, по-видимому посвященный Весте, представлял собой также небольшую (диаметр около 14 м) круглую постройку, стоявшую на подии и обрамленную восемнадцатью колоннами коринфского ордера. Легкий антаблемент состоял из узкого архитрава, украшенного рельефным орнаментом фриза, и простого и строгого карниза. Круглая целла храма имела с юго-западной стороны широкую дверь, по обе стороны которой находилось два узких окна. К двери на подъем подия вела неширокая лестница. По типу здание очень близко круглым греческим постройкам IV в., но отличается большей легкостью пропорций коринфской колоннады. Вместе с тем в круглом плане этой постройки нельзя не отметить наличия местной традиции, восходящей к примитивным круглым хижинам.

На облицовку подия, на колонны, антаблемент, обрамления двери и окон был употреблен травертин; что же касается остальных частей, т. е. основной массы подия и стен целлы, то последние были сооружены из мелких нерегулярных обломков туфа и травертина на известковом растворе. Эта техника сооружения стен на растворе получает в последующее время в римском зодчестве широкое распространение.

I в. до н. э. был временем романизации Италии. Старые местные италийские культуры в эту эпоху оказались окончательно сломленными. Но вместе с тем все более и более усиливался уже ранее начавшийся процесс восприятия Римом эллинистической культуры, которая проникает шире и глубже, чем это было двумя столетиями раньше. Лукреций и Цицерон переносят на римскую почву греческую философию, Варион — науки, Катулл — поэзию.

В эту эпоху в Риме воздвигается ряд зданий, причем многие из них сооружаются с исключительной роскошью. В 78 г. до н. э. был построен Табулярий (сенатский архив), в котором арочные перекрытия сочетались с колоннадой — прием, получивший самое широкое применение в дальнейшем и ставший одной из самых характерных особенностей римского зодчества. По всей вероятности, сочетание этих двух элементов имело место во внешнем облике начатой в 54 г. базилике Юлия, стоявшей на Forum Romanum. Распланировка зданий на Форуме отличалась сравнительной свободой.


Реконструкция Forum Romanum



Храм Mater Matuta (Fortuna Virilis) в Риме

К I в. до н. э. относится небольшой ионийский псевдопериптер — храм Mater Matuta (Fortuna Virilis) в Риме. По типу этот храм близок псевдопериптеру в Тибуре; он имел довольно глубокий шестиколонный портик, обрамленный с фасада четырьмя колоннами, антов в портике не было, и боковые стороны его были совершенно открыты. Остальную часть храма занимала целла, стены которой были с наружной стороны украшены полуколоннами: на задней стене их было четыре, на боковых — по пяти.

Храм стоял на невысоком подии. Он представлял собой любопытное сочетание структуры старого италийского храма с глубоким портиком и отодвинутой назад целлой с формами постройки ионийского ордера. Очертания его носили простой и строгий характер, отвечавший стилю римской скульптуры этого времени (школа Паситэля).

Эпоха Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н. э.)

30 г. до н. э. открывает новый этап римской истории: это — время начала принципата. Вместе с тем в том же году последнее из оставшихся еще самостоятельными эллинистических государств — Египет— вошел в состав римской державы. В эпоху Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н. э.) развивается интенсивное строительство в Риме; реставрируются и сооружаются десятки роскошных зданий, в которых широко применяется ранее почти не употреблявшийся мрамор. Август гордится тем, что он принял Рим глиняным, а оставил мраморным.

Ряд сооружаемых в эту эпоху памятников непосредственно связан с императором и имеет своим назначением прославить его деятельность.

Во 2 г. до н. э. была окончена постройка храма Марса Ультора (Temple of Mars Ultor). Этот довольно большой храм коринфского ордера имел по переднему фасаду восемь колонн. Передний портик храма был очень глубок. Отодвинутую назад целлу с боков обрамляли колоннады. С задней стороны храм замыкался глухой стеной, образовывавшей против входа в целлу довольно большую абсиду.

Храм Марса был главной постройкой форума Августа. С трех сторон его обрамляли пышные колоннады, причем против боковых сторон храма за ними находились полукруглые пристройки. Эллинистический прием организации внутреннего пространства площади посредством колоннады проведен здесь с исключительной симметрией, которая, как увидим в дальнейшем, является характерной особенностью распланировки архитектурных ансамблей Римской империи.


Театр Марцелла. Рим. 11 г. до н.э.


Жилой дом Ливии на Палатине

Исключительно четкое представление о храмовом зодчестве эпохи Августа может дать сооруженный в 4 г. н. э. храм в Ниме, известный под наименованием Maison Carree. Этот стоящий на высоком подии коринфский псевдопериптер имеет глубокий десятиколонный портик, причем шесть колонн стоят по переднему фасаду. Большая целла храма с наружных сторон украшена полуколоннами. Легкий архитрав венчает колоннаду, фриз покрыт рельефными орнаментами, карниз тщательно разукрашен.

Не меньшей пышностью отличаются украшения карниза храма Конкордии, построенного в 10 г. н. э. в Риме и фриз храма в Пиле.

В общем можно отметить, что храм в Ниме, видимо, как и другие постройки эпохи Августа, имеет парадный разукрашенный вид, резко отличающий его от простого и строгого храма Mater Matuta. Совершенно аналогичным образом может быть сопоставлена статуя Августа (Prima Porta) со скульптурами поздней республики (например ватиканской статуей римлянина в тоге).


Мавзолей Цецилии Метеллы на Via Appia (Mausoleo di Cecilia Metella)



Храм в Ниме (Maison Carree), 4 год до н.э.

Это стремление придать архитектурному памятнику пышный характер было, видимо, причиной господства в римском зодчестве, начиная с эпохи Августа, коринфского ордера. С этим также может быть поставлено в связь столь частое использование колонны, как чисто декоративного элемента.

Римское общество этого времени рассматривало искусство как предмет роскоши и самого утонченного комфорта; такому пониманию искусства вполне отвечает сосредоточение исключительного внимания в архитектуре на декорировании здания, стремление сделать его возможно более изукрашенным, и самое широкое использование декоративной, нередко гедонистической по содержанию (статуи сатиров, Вакха, Венеры и т. д.) скульптуры в домах, виллах, парках и т. д.

Этому гедонизму в искусстве отвечает, подобно тому как это в свое время имело место в Греции, и гедонизм в философии. Еще в I в. до н. э. Лукреций написал свою поэму De rerum natura, в которой изложил учение Эпикура, получившее широкое признание среди значительной части верхов римского общества.

Вместе с тем такие сооружения, как храм в Ниме, несмотря всю близость их греческому храму, в корне отличаются от него отсутствием характерного для эллинского периптера ступенчатого постамента, дающего целому «героические масштабы», о которых мы говорили выше. Столь характерное для эллинской культуры мифологическое миросозерцание было чуждо римлянам даже и после восприятия ими эллинской мифологии и религии Олимпийского пантеона.
Обычная лестница, ведущая к храму в Ниме, наоборот, подчеркивает чисто антропичный характер постройки, что в полной мере отвечает учению Эпикура.

Достоин внимания также в корне отличный характер орнаментов, украшавших эллинские и римские постройки. Условный геометризованный плоскостной орнамент греческого храма если и заключает в себе некоторые мотивы, взятые из растительного мира, то дает их в столь сильно переработанном виде, что они принципиально не отличаются от линейных элементов украшений (см. орнаменты Парфенона). В римском же орнаменте растительные мотивы в полной мере сохраняют живые органические формы, что явно свидетельствует о более реалистическом характере римского декоративного искусства (см. фриз храма в Поле и орнаменты алтаря Мира Августа). Этот более реалистический характер, всецело отвечающий трезвому практицизму римлян, получил выражение и в статуарной пластике: скульптурный портрет занимает в римском искусстве такое же господствующее положение, как и типизирующая статуя атлета в греческом; соответствует этому и характер римской религии, где в отличие от свойственного Греции трансцендентного анимизма длительно держался имманентный анимизм.

В 13—9 гг. до н. э. был сооружен алтарь Мира Августа (Ara Paris Augustae), представлявший собой небольшую прямоугольную постройку (11, 6× 10, 6 м), обнесенную высокой стеной, сплошь покрытой богатой декорацией; на стенах внизу были широкие пояса рельефного орнамента, а вверху—рельефный зофор (по углам находились коринфские пилястры). С востока и запада стена прерывалась широкой дверью, к которой вела небольшая лестница. В центре сооружения помещался самый алтарь. Вся постройка была исполнена из мрамора Луны.

Задача сооружения алтаря Мира Августа близка той, которую разрешали строители грандиозного пергамского алтаря; но достаточно самого беглого взгляда, чтобы убедиться, насколько различны оба памятника. Внешнее оформление пергамского алтаря строится еще по принципу периптера, хотя колоннада и помещена на высокий, украшенный горельефами постамент. Алтарь Мира ограничен сплошной, богато украшенной стеной. Этот принцип акцентирования стены, часто совмещаемой не с прямым, а со сводчатым перекрытием, — одно из самых характерных явлений в римском зодчестве. Яркое выражение он нашел в триумфальных арках, ряд которых был сооружен в эпоху Августа.

Довольно простыми формами отличается сооруженная в 8 г. до н. э. однопролетная арка в Сусе. Большой проход (8, 75 м в вышину и 5 м в ширину) обрамлен полуциркульным сводом, подчеркнутым тройной выкружкой, и гладкими стенами, которые оживляются неполными коринфскими колоннами по углам постройки и плоскими пилястрами, фланкирующими проход. Колонны поддерживают коринфский антаблемент с украшенным рельефами фризом. Над карнизом возвышается небольшой гладкий аттик, продолжающий основную гладь нижней стены.

Обильнее была декорирована триумфальная арка около St. Remy, верхняя часть которой не сохранилась. В ней увеличено количество неполных приставных колонн и рельефных украшений.

В триумфальной арке, помимо упомянутого, характерного для римского зодчества акцентирования стены и сводчатого перекрытия, может быть отмечено другое не менее типичное явление: низведение колонны и поддерживаемого ею антаблемента, игравших столь важную конструктивную роль в эллинском зодчестве, на степень чисто декоративных элементов, долженствующих лишь расчленять и оживлять поверхность стены.

Сооружались в эпоху Августа и галереи-колоннады, столь характерные для эллинистического зодчества. Об одной из них, обрамлявшей храм Марса Ультора, мы уже упоминали. Особенно грандиозными размерами отличался поставленный еще во II в. до н. э. и заново перестроенный при Августе «портик Октавии»; в нем было до трехсот колонн коринфского ордера и большое количество произведений скульптуры и живописи.
В 11 г. до н. э. был построен дошедший до нас в сильно поврежденном виде исполненный из травертина театр Марцелла. В отличие от греческих театров, которые, в сущности говоря, представляют собой лишь приспособление под зрительный зал удобного для данной цели склона холма, перед которым воздвигались соответствующие сценические постройки, римский театр представляет собой архитектурный памятник обычного типа, внутри которого находятся сценические сооружения и постепенно повышающиеся места для зрителей.

Весьма монументальный по формам театр Марцелла имел характерный для римских гражданских построек наружный вид: ритмически повторявшиеся, расположенные в два яруса могучие столбы перемежались с высокими полуциркульными арками сводов. Столбы и находившиеся над ними части стен были украшены имевшими чисто декоративное назначение колоннами, поддерживавшими антаблемент: в первом ярусе — дорийского ордера (с карнизом, украшенным дентикулом) и во втором — ионийского.
Несомненный интерес представляют надгробные памятники эпохи Августа, отличающиеся большим разнообразием форм. По-видимому, своеобразным отголоском включения Египта в римскую державу и связанного с этим приобщения художественных ценностей (ср., например, третий помпейский стиль) является надгробный памятник Цестия, умершего в 12 г. до н. э. Он имеет форму четырехгранной довольно высокой пирамиды. Памятник был сооружен из кирпича и облицован мрамором.

Воздвигнутый в ту же эпоху надгробный памятник поставщика хлеба М. Вергилия Еврисака представлял собой очень своеобразное сооружение: в нижней части постройки находились массивные квадратные и круглые столбы, поддерживавшие высокие стены здания. Гладь этих стен была оживлена особыми выкружками, обозначавшими горла квашней или венцы пифосов для запасов; выше проходил неширокий рельефный фриз и карниз. В этом, очень оригинальном по формам, памятнике нельзя не отметить своеобразного проявления тех устремлений к реализму в римской архитектуре, о которых мы уже говорили.

В надгробном памятнике Юлиев в St. Remy сконцентрированы все характерные особенности архитектуры эпохи Августа. На квадратном уступчатом постаменте поднимается цоколь, облицованный рельефами; на нем стоит тетрапилон — ворота, открывающиеся во все четыре стороны. К углам тетрапилона приставлены коринфские колонны, поддерживающие антаблемент; наконец, все здание увенчивает ротонда коринфского ордера.

Находящийся на Via Appia мавзолей Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella)представляет собой массивное, напоминающее башню, сооружение цилиндрической формы. Нерасчлененные гладкие стены этого памятника производили впечатление непреодолимой мощи. В мавзолее Августа и его семьи мы находим близкий мотив большого (88 м в диаметре), массивного, башнеобразного сооружения из мрамора, которое здесь служит крепидой обсаженного деревьями кургана.
Наряду с пышными мавзолеями, служившими могилами императору и общественным верхам, до нас дошли и более скромные подземные склепы-колумбарии, представлявшие собой прямоугольные помещения, стены которых сплошь были покрыты небольшими нишами, куда ставили урны с прахом умерших.

Из жилых домов этого времени упомянем о доме Ливии на Палатине, украшенном росписью, соответствующей второму помпейскому стилю (архитектурному), применявшемуся в эпоху поздней республики и начала принципата. Характерной особенностью этого стиля является оживление поверхности стены посредством нанесения архитектурных деталей (колонны, пилястры и т. д.). Основная гладь стены имитирует облицовку; кроме того, вкомпоновываются отдельные картины.


Акведук Агриппы около Нима (известный под наименованием Pont du Gard), длина которого достигает 269 м.


Триумфальная арка около St. Remy

Наряду со вторым стилем в эпоху Августа применяется при росписи домов и третий помпейский стиль. Он отличается преобладанием орнамента, в духе которого перерабатываются и архитектурные элементы росписи; характерно также в этом стиле обилие египтизирующих мотивов.

Следует, наконец, отметить, что в эпоху Августа сооружается ряд построек чисто утилитарного назначения. Примером может служить грандиозный акведук Агриппы около Нима (известный под наименованием Pont du Gard), длина которого достигает 269 м.

Династия Юлиев-Клавдиев (15 — 68 г. н. э.)

От архитектуры времени ближайших преемников Августа (династия Юлиев-Клавдиев) до нас дошло немного памятников. Остановимся на главнейших из них.

В 21 г. н. э. была посвящена Тиберию (возможно, сооруженная ранее) триумфальная арка в Оранже. Довольно значительная по размерам (высота ее 18 м, ширина 19, 5), она имеет три пролета, из коих средний больше боковых. Арка украшена приставными неполными коринфскими колоннами, по четыре на каждой стороне, простым и строгим антаблементом, сложной профилировкой архитектурных частей и многочисленными рельефными украшениями.

Эпоха Клавдия (41—54) была ознаменована главным образом грандиозными сооружениями утилитарного порядка, каковыми были большая гавань в Остии, незаконченный водоотводный туннель в 5540 м длиной, проведенный к Фуцинскому озеру, наконец Aqua Claudia — самый большой из водопроводов города Рима.


”Золотой дом” императора Нерона, сохранившиеся помещения

Наиболее известная из построек Нерона (54—68) — сооруженный после большого пожара 64 г. архитекторами Севером и Целером «Золотой дом» (Domus_Aurea). Эта огромная резиденция, занимавшая площадь около 50 га, заключала в себе большой дворец, сооруженный с исключительной роскошью, парк, искусственно вырытый пруд; в ансамбль входила колоссальная (35 м в вышину) бронзовая статуя императора работы Зенодора.


Domus_Aurea. Золотой Дом императора Нерона. Сохранившаяся часть, доступная для посещений / Колонна Нерона



Domus_Aurea. Золотой дом императора Нерона. Сохранившаяся часть росписи в подвальном помещении

О пышном убранстве Золотого дома мы можем судить лишь по незначительным остаткам второстепенных частей резиденции Нерона, а также, в известной мере, по наиболее богатым помпейским домам того же времени. Это — эпоха, когда в Помпеях господствует четвертый стиль, характерными особенностями которого является обилие архитектурных элементов совершенно фантастического, причудливого характера и яркий, блестящий колорит.

Эпоха Флавиев (69—96 гг.) Эпоха Траяна (98—117 гг.) – Адриана (117—138)

В эпоху Траяна (98—117) особенно оживленным характером отличалось строительство сооружений чисто утилитарного характера — дорог, мостов, водопроводов, гаваней и т. п. Вместе с тем в это время уделялось внимание жилым кварталам города. Частые обвалы больших домов вызвали распоряжение, запрещавшее строить многоэтажные дома больше 20 м в вышину.

В 107—113 гг. в Риме сооружается архитектором Аполлодором из Дамаска грандиозный форум Траяна, считавшийся в древности одной из главных достопримечательностей столицы. Он немногим уступает по площади всем остальным римским форумам, вместе взятым.

Форум Траяна, так же как и форумы других императоров, имел симметричную распланировку зданий. Большая триумфальная арка служила входом в квадратный двор (стороны которого достигали 126 м). В центре двора помещалась конная статуя Траяна; с боков он был обрамлен колоннадами, позади которых находились полукруглые экседры. Вдоль дальней от входа стороны двора стояла большая пятинефная базилика Ulpia, имевшая позолоченную бронзовую крышу. За базиликой находилась небольшая площадь, с боковых сторон обрамленная двумя небольшими зданиями библиотек. В центре этой площади стояла высокая колонна Траяна. Наконец, все сооружение замыкалось обрамленным колоннадами храмом Траяна, воздвигнутым его преемником Адрианом. От этих многочисленных сооружений до настоящего времени, за исключением колонны Траяна, сохранились лишь жалкие остатки.

Поставленная в 113—114 гг. колонна Траяна представляла собой очень своеобразный коммеморативный памятник, одновременно служивший могильным склепом императора. На высоком, украшенном рельефами квадратном постаменте стояла снабженная массивной базой и легкой дорийской капителью грандиозная колонна; ствол ее был покрыт спирально изгибавшимся рельефным поясом, представлявшим «войны Траяна с даками». Над капителью — высокий круглый постамент, на котором некогда стояла статуя Траяна.

Внутри колонны находилась винтовая лестница, ведшая наверх к небольшой площадке, расположенной над капителью и обходившей вокруг постамента статуи.

Интенсивное строительство шло в эпоху Траяна и в провинциях. Ограничимся упоминанием о возникшем в начале II в. африканском городе Тимгаде, распланированном по плану, напоминающему римские лагери. Город был богато украшен большими колоннадами. Один из лучше всего сохранившихся памятников — трехпролетная триумфальная арка; вопрос о датировке ее эпохой Траяна или более поздним временем еще не представляется решенным.

В 110 г. сгорел Пантеон, выстроенный Агриппой в 27 г. до н. э. Восстановление его было поручено Аполлодору из Дамаска, который в течение 115—125 гг. заново отстроил здание. Сооруженный в основном из кирпича на растворе, Пантеон дошел до нас в очень хорошем состоянии, лишь немного искаженный позднейшими переделками.

Храм представлял собой грандиозную, круглую в плане постройку, перекрытую куполом и снабженную большим портиком. Членение внутреннего помещения храма строго симметрично. Нижний этаж стен делят на восемь частей попеременно расположенные четыре прямоугольные и три полуциркульные ниши. Против средней полуциркульной ниши находится близкий ей по форме прорез арки входа.


Пантеон, Рим

Каждая из ниш некогда отделялась от центрального пространства двумя большими колоннами коринфского ордера, поддерживавшими довольно простой по формам антаблемент с гладким фризом; только в расположенной против выхода нише эти колонны сильно раздвинуты и обрамляют ее с боков, а антаблемент проходит по вогнутой линии стены.

Обрамленные коринфскими пилястрами широкие гладкие простенки между нишами оживлялись небольшими, поставленными перед ними эдикулами. Лежавший над антаблементом второй ярус расчленялся могучими полуциркульными арками, находившимися над нишами; между ними же шла широкая гладь стены. Горизонтальная про филировка отделяла второй ярус от грандиозного полусферического купола, поверхность которого в нижней и средней частях оживлялась пятью рядами больших кассет. Лишенная кассет верхняя часть купола обрамляла большое круглое окно (9 м в диаметре), которым смело завершалось здание.

Диаметр внутреннего помещения Пантеона равнялся 43, 5 м, а высота 42, 7 м. Сложному членению внутренней стороны стен и купола Пантеона, усиленному богатством и разнообразием внутренней отделки, резко противопоставлена исключительная простота наружного оформления здания.

Оно представляет собой грандиозный цилиндрический тамбур, над которым возвышается купол храма. Поверхность стен тамбура расчленена горизонтальными тяжами на три яруса, причем первый и второй строго отвечают соответствующим внутренним делениям здания. Третий же этаж находится на уровне двух нижних рядов кассет купола. Назначение стены этого яруса — способствовать противодействию громадной силе распора купола. Третий этаж закрывает нижнюю часть купола, в силу чего последний производит впечатление плоского. Купол был покрыт не сохранившейся до настоящего времени позолоченной кровлей.

Вход в Пантеон ведет через большой глубокий портик, который подвергался перестройкам в течение II в. В существующем виде он имеет по увенчанному высоким фронтоном фасаду восемь колонн коринфского ордера (остатки фундамента свидетельствуют о том, что некогда их было десять). За колоннадой фасада следуют четыре ряда колонн — по две в каждом, делящие портик на три продольных компартимента. Вход в целлу фланкируют два выступа стен, образующих ниши; эти части здания украшены коринфскими пилястрами.

Сделанное нами описание Пантеона явно свидетельствует о том, что центр внимания зодчего лежал не на внешнем оформлении постройки, так как здание снаружи дано в самых простых, если так можно выразиться, лаконических формах: это — гладкая стена, в разделке которой зодчий ограничивается горизонтальным членением, отвечающим делению внутренних частей постройки.

Основная проблема, которая была выдвинута и разрешена в Пантеоне, — это проблема организации внутреннего пространства. Пространство это было дано строго центричным и притом ограничивалось для зрителя, находящегося в центре здания, не уходящими вдаль прямыми стенами и перекрытым балками потолком, как это имело место в греческом храме, а мягкой кривой линией кольца стен и полусферы купола.

Этой особой пространственности Пантеона, являющейся результатом округлого обрамления, в полной мере отвечает и освещение здания, не обычное в античной архитектуре боковое (через дверь), а верхнее — через находящееся в зените купола круглое окно. Такое освещение давало мягкий рассеянный свет, не выявлявший, а сглаживавший контрасты, способствуя таким образом тому, чтобы сложная архитектурная разделка стен и потолка производила в основном чисто декоративное впечатление.


Вилла Адриана в Тибуре

В здании Пантеона, особенно с наружной стороны, имеет место явно выраженное утверждение стены как основного архитектурного элемента. Это акцентирование стены представляет собой одно из проявлений стремления к реализму в римском зодчестве, о котором мы уже неоднократно говорили. Если в алтаре Мира Августа стена выступала в замаскированном виде, сплошь покрытая рельефными украшениями, то в Пантеоне она дается во всей чистоте и непосредственности.

Гладкая непроницаемая поверхность стены в несравненно большей мере отвечает практической и художественной задаче изоляции здания от окружающего его пространства, чем (хотя бы и конструктивно необходимые) колоннады эллинского периптера, что и делает формы римской архитектуры несравненно более реалистическими, чем формы эллинского зодчества.

Достойно внимания назначение храма служить местом культа не одного божества, а всей совокупности богов. Это явление находится в связи с постепенным включением в орбиту римской религии всех главнейших культов, существовавших на громадной территории империи, и соответствует философии данной эпохи. В это время широким распространением пользуется учение стоиков, выступавших с проповедью космополитизма и выдвигавших положение, что все люди составляют единый организм.
В 123—126 гг. преемником Траяна Адрианом (117—138) сооружается грандиозная вилла в Тибуре (Тиволи), представлявшая собой сложный комплекс построек. Отдельные части виллы должны были увековечить воспоминания Адриана о его путешествиях по Греции и Востоку, воспроизводя Stoa poikile, Академию, Ликей, Каноп, Темпейскую долину. Это стремление повторить некоторые прославленные сооружения древнего зодчества в полной мере отвечают классицистическим тенденциям, господствовавшим в искусстве рассматриваемого периода, имевшим вместе с тем оттенок романтики.

В эпоху Адриана были произведены обширные реставрационные работы на Forum Romanum. В 135 г. около этой площади был построен большой храм Венеры и Ромы. Обрамленный портиками храм стоял на платформе 145 м длиной и 100 м шириной. Обычный для римских храмов подий отсутствовал; взамен него храм со всех сторон окружали ступени.

Храм представлял собой периптер коринфского ордера, имевший с фасадных сторон по десяти, с длинных — по двадцати колонн. Внутреннее помещение храма было разделено поперечными стенами на две целлы. Перед каждой из них находился четырехколонный портик (пронаос) в антах. Пол в целлах был выше, чем в портиках. Посредине задней стены каждой целлы находилось по большой полукруглой нише; они были отделены одна от другой общей стеной. В одной и этих ниш помещалась статуя Ромы, в другой — Венеры. Длинные стены целлы были украшены колоннадами и нишами. Обе целлы, а также и портики перед ними были перекрыты сводами, что находилось в известном противоречии с двускатной кровлей храма.

Стены храма были построены из кирпича; для облицовки широко применялся мрамор; убранство отличалось большой роскошью.

Из сказанного видно, что храм Венеры и Ромы представляет собой очень претенциозный памятник своеобразного греко-римского эклектизма, знаменующего те классицистические устремления эпохи, о которых мы уже говорили выше. Этот храм был столь же далек от произведений эллинского зодчества, эпохи расцвета последнего, как статуи любимца Адриана, юного вифинянина Антиноя, от представлявших атлетов скульптур периода классики.

Сравнительно хорошо сохранился сооруженный в 132—139 г: Moles (мавзолей) Адриана, известный в настоящее время под наименованием Castello St. Angelo. Этот грандиозный, некогда богато украшенный памятник представлял собой квадратный цоколь, на котором стоял башневидный тамбур, увенчанный ротондой.

Ряд выдающихся памятников архитектуры сооружается в эпоху Адриана и в римских провинциях.

В Афинах заканчивается храм Зевса Олимпийского, не доведенный до конца Антиохом Эпифаном и после подвергшийся разрушению. Вокруг этого здания сооружается ряд новых построек, образующих «Город Адриана», который соединялся со «старым» городом большими воротами (18 м в вышину и 13, 5 м в ширину), исполненными из пентеликонского мрамора.

В нижнем ярусе, представлявшем собой сплошную стену, обрамленную с боков коринфскими пилястрами, был прорезан большой проход. Проход был фланкирован пилястрами, также коринфского ордера, но меньших размеров, над которыми вдоль арки шла профилированная выкружка. Между большими и малыми пилястрами на особых постаментах стояли коринфские колонны, поддерживавшие выступы антаблемента, венчавшего нижний этаж ворот.

Очень легкий сквозной верхний ярус состоял из коринфских колонн и столбов, поддерживавших антаблемент, средняя часть которого была увенчана фронтоном. В этом памятнике мы снова находим уже отмеченную нами попытку дать своеобразное сочетание греческих и римских элементов в утонченно изысканных формах.

Значительно более монументальным характером отличаются сохранившиеся части библиотеки Адриана в Афинах. До нас дошел тянущийся вдоль сплошной стены ряд круглых коринфских колонн. Очень своеобразный антаблемент венчает стену и образует над колоннами небольшие, отвечающие по форме капителям выступы. Этот прием оживления стены мы уже встречали ранее на форуме Нервы.

Из других построек Адриана отметим грандиозный, очень своеобразный по плану храм в Кизике. Этот храм представлял собой периптер, имевший по шести колонн с фасадных и по пятнадцати с длинных сторон. Небольшая целла, имевшая две двери, обращенные к переднему и заднему фасадам, была единственным внутренним помещением храма. Большое свободное пространство между целлой и обоими фасадами заполнялось колоннами, общее число рядов которых с передней стороны было пять, а с задней — три.

Эпоха Антонинов (138 — 192)

Строительная деятельность при преемниках Адриана Антонинах (138—192) значительно бледнее, чем в первые десятилетия II в. Это не отзывается на сооружениях, имеющих чисто утилитарное назначение, постройка которых идет весьма интенсивно, но от этой эпохи до нас почти не дошло памятников, которые имели бы большое значение в развитии стиля римского зодчества.

При Антонине Пие (138—161) на римском Форуме был сооружен храм Фаустины, украшенный колоннадой. Передняя часть этого храма сохранилась. Портик обрамляли большие колонны коринфского ордера, исполненные из светло-зеленого мрамора; с фасада их было шесть, с боков — по три. Легкий антаблемент был украшен узким рельефным фризом.


Круглый храм Венеры, г. Баальбек (Гелиополь), Сирия



Большой Храм Храмового комплекса в г.Баальбек (Гелиополь), Сирия



Реконструкция плана храмового комплекса в г. Баальбек (Гелиополь), Сирия

Воздвигнутая в Риме колонна Марка Аврелия (161—180) не представляла собой чего-либо нового в архитектурном отношении, являясь в основном повторением Траяновой колонны.

В эпоху Антонинов в Греции был сооружен ряд построек богатым оратором Геродом Аттиком; отметим Одеон (закрытый театр) в Афинах и Экседру в Олимпии; последняя представляла собой полукруглую в плане, обрамленную с боков крыльями постройку с полукупольным перекрытием. Это сооружение резко дисгармонировало со всем ансамблем в Альтисе.

К эпохе Антонинов относится начатый постройкой при Антонине Пие грандиозный комплекс акрополя Гелиополя (Баальбека). Он достигал в длину почти 300 м и состоял из колоссального храма и ряда предваряющих к нему доступ помещений, расположенных строго симметрично.

Широкая лестница вела к двенадцатиколонному портику пропилеи, весьма широких по фасаду, но неглубоких; оттуда три двери вели в шестиугольный, обрамленный колоннадами двор, на противоположной стороне которого были тоже три двери в следующий большой квадратный двор, с трех сторон обрамленный колоннадами. Заднюю сторону двора замыкал большой храм.

Это был колоссальный периптер, имевший по десяти колонн с фасадных и по девятнадцати — с длинных сторон. Колонны до 19 м высотой стояли на больших базах; гладкие стволы увенчивались пышными коринфскими капителями. Легкий коринфский антаблемент был богато орнаментирован украшениями, отличающимися, подобно капителям колонн, беспокойным динамическим характером.

К югу от большого храма находился второй периптер, значительно меньших размеров; на коротких сторонах этого храма было по восьми и на длинных — по пятнадцати колонн. Высота колонн равнялась 16 м. Храм стоял на высоком подии; с восточной стороны в него вела лестница, за которой находился глубокий портик. Пронаос был обрамлен антами; богато орнаментированная дверь вела из него в целлу. В глубине целлы находилась широкая лестница, по которой поднимались в адитон.

Внутренние стороны боковых стен целлы оживлялись приставленными к ним коринфскими колоннами. Колонны стояли на особых цоколях и имели небольшие базы, каннелированные стволы и очень пышные капители. По стене, над колоннами, проходил такой же уступчатый антаблемент, как на форуме Нервы. В промежутках между колоннами находились расположенные в два яруса ниши и табернакели, что придавало стенам сходство с фасадом сцены римских театров.

Чрезмерно загруженные тяжеловесными роскошными украшениями, полными беспокойной динамики, грандиозные постройки Гелиополя имеют торжественный, несколько напыщенный характер.

Эти явления в архитектуре любопытно сравнить со скульптурным портретом эпохи Антонинов; контрастное сопоставление формы придает ему беспокойный характер, который усиливается игрой светотени, создающей иногда чисто декоративные эффекты.

Эпоха Северов (193 — 217)

При Септимии Севере (193—211) в Риме производились большие реставрационные работы. Из вновь построенных сооружений самое видное место занимал дворец, вход в который был украшен грандиозной трехъярусной кулисой, именовавшейся Septizodium (или Septizonium), сооруженной в 203 г. Она представляла собой сложное сочетание массивов стен, арок и колонн и помимо этого была обильно украшена скульптурой; в композицию, кроме того, были введены фонтаны.

Так же обильно была украшена большая (23 м в вышину) трехпролетная арка, воздвигнутая в честь Септимия Севера и его сыновей, Геты и Каракаллы. Пролеты арки были обрамлены коринфскими каннелированными пилястрами и коринфскими колоннами, стоявшими на особых постаментах и поддерживавшими выступы антаблемента. Постаменты колонн были украшены рельефами; на стенах же, между колоннами, сплошь покрывавшие их рельефы располагались в несколько рядов. С этой крайней загруженностью украшениями нижних средних частей здания контрастировала гладкая поверхность покрытого длинной надписью аттика.

Каракалла (211—217) достроил начатые еще его отцом термы. Эта грандиозная, прекрасно оборудованная, роскошно украшенная постройка находилась в большом (350 м в длину) почти квадратном парке, со всех сторон обрамленном постройками. Термы Каракаллы представляли сложный комплекс разнообразных помещений, строго симметрично расположенных и дававших сочетание различным образом организованных объемов и пространств.

От терм сохранились довольно значительные остатки стен, сводов и столбов. Что касается архитектурных украшений, относящихся к термам, то здесь достойно упоминания применение коринфской капители с вкомпонованным в нее скульптурным изображением Геракла.

В эпоху Северов шла интенсивная строительная деятельность в Северной Африке, в результате которой появился ряд городов-лагерей. Среди них особенно интересна Тебесса, где в начале III в. был построен небольшой (9 м ширины, 14, 7 м длины) храм коринфского ордера.

Храм имел довольно глубокий шестиколонный портик, причем четыре колонны стояли по фасаду; стены целлы снаружи украшены пилястрами. Пышным капителям колонн и пилястров отвечает обилие рельефных украшений антаблемента, сплошь покрывающих не только фриз, но и архитрав; эти украшения не идут непрерывной лентой и разделены соответственно колоннам особыми цезурами.


Арка Септимия Севера, 203г. н.э., Рим



Термы Каракаллы, Рим

Из других построек в Тебессе укажем еще триумфальную арку, воздвигнутую в 214 г. в честь Каракаллы. Эта арка — однопролетная, но открывается воротами не в две, а в четыре стороны (тетрапил).

Заключительный этап (270 — 337)

Эпоха, последовавшая за династией Северов, крайне беспокойна и полна военных столкновений. Характерно, что в это время строится ряд оборонительных сооружений. Император Аврелий (270—275) окружает Рим крепостной стеной. Близки ей по времени городские ворота Вероны (известные под названием Porta dei Borsari) и Трира (Porta Nigra).


Античные ворота Вероны – Порта Борсари

В III в. пышно расцветает Пальмира, распланированная по заранее составленному плану и богато украшенная грандиозными колоннадами; Decumanus (главная улица) этого города образовала грандиозный проспект в 1135 м длиной, по обе стороны которого стояло триста семьдесят пять колонн, поддерживавших довольно тяжелый антаблемент. Высота колонн равнялась 17 м. На гладких стволах их, несколько выше середины, помещались сильно выступавшие консоли. За колоннадами располагались дома, склады, лавки и другие здания. Колоннады заканчивались трехпролетной триумфальной аркой, обрамленной пилястрами и богато украшенной орнаментами.

Эпоха Диоклетиана (284—305) и его ближайших преемников являет собой заключительный этап развития античного искусства вообще и архитектуры в частности.

Главнейшим сооружением Диоклетиана в Риме были грандиозные термы, сооруженные в 302—305 гг. По плану они были близки термам Каракаллы, но вмещали вдвое большее количество посетителей (свыше 3 000 человек). Довольно значительные части терм Диоклетиана сохранились до настоящего времени. Tepidarium (теплая баня) этих терм, служащий в настоящее время церковью (S. Maria degli Angeli), дошел до нас в очень хорошем состоянии. Это помещение перекрыто очень смело выведенными крестовыми сводами.

Другим памятником архитектуры, связанным с именем Диоклетиана, является его дворец в Салоне (Спалато). Он резко отличается от резиденций римских императоров I — II вв. и всецело отвечает новым условиям превращающейся в восточную деспотию Римской империи.

Дворец занимает обширное прямоугольное пространство (более 37 000 м2), укрепленное стенами и башнями. Распланировка помещений была проведена по принципу военного лагеря. Всюду господствовала симметрия. Две широкие улицы делили лагерь-дворец на четыре равные части. В одной из таких прямоугольных частей находилась большая восьмиугольная в плане постройка, около которой стояли весьма характерные для позднего античного зодчества, поддерживавшие ряд арок, колоннады.

Преемник Диоклетиана, Максенций (206—212), сооружает в Риме базилику, законченную, возможно, уже после его смерти. Это грандиозное здание делилось на три нефа, причем средний неф был значительно шире и выше боковых (ширина его была 25 м, высота 35 м). Средний неф был перекрыт тремя крестовыми, а каждый боковой — тремя бочарными сводами.

В этой базилике мы видим концентрирование внимания на организации обширных, симметрично расположенных внутренних пространств. Архитектурные формы строятся посредством стен, столбов и сводов, гладкие поверхности которых везде играют доминирующую роль. Применение колонны, даже являющейся конструктивной частью, все-таки имеет в основном декоративное назначение.

В заключение упомянем о триумфальной арке Константина (323— 337), находящейся в Риме. По архитектурным формам она очень близка арке Септимия Севера, но еще больше, чем последняя, загружена скульптурными украшениями, которые не только заполняют нижние и средние части арки, но проникают и наверх в виде статуй, стоящих на выступах антаблемента, под колоннами, и рельефов между ними. Творческое бессилие эпохи сказывается в том, что значительная часть скульптур, украшающих арку, взята с более ранних памятников.

Переизбыток скульптурных украшений, до последней степени загружающих арку Константина, невольно заставляет вспомнить современную ей риторику, где нагромождение цветистых напыщенных фраз часто совершенно затемняло смысл речи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.