Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показать влияние Возрождения на изобразительное искусство Беларуси.






В XIV-XVI вв. на территории Беларуси происходит стремительное развитие изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, начинают формироваться светские формы культуры. На характере белорусского изобразительного искусства эпохи Возрождения сильно сказывались богатые традиции византийской и древнерусской культуры, в первую очередь Полоцкого княжества.

И если в архитектуре Беларуси длительное время сохранялись древнерусские и готические черты (Троицкий костел в деревне Ишколдь Барановичского района), то в изобразительном искусстве уже в середине XVI в очевидно влияние итальянцев. И мы можем похвастаться своими маньеристами (пример ‑ «Портрет Екатерины Слуцкой» неизвестного мастера).

Искусству Беларуси этого периода свойственен интерес к внутреннему миру личности и ее моральному облику. В живописи наблюдается повышенный интерес к драматическим ситуациям.

Особенно активно развивается портретный жанр - так называемый сарматский портрет. 1 Человек в таких произведениях изображался по установленной схеме: в парадной одежде и естественном окружении. В результате показывался не только внутренний мир, но и бытовые подробности, что свойственно культуре гуманизма. К числу наиболее выдающихся памятников этого жанра относится портрет Юрия Радзивила (вторая половина XVI в.). Перед зрителем сквозь маску традиционных форм как будто проступает лицо эпохи, переполненное сильными страстями.

Кроме того, художники обращались к скульптуре, писали иконы. Фресковыми росписями были украшены княжеские дворцы, церкви и костелы. Большую художественную и историческую ценность имеют росписи, выполненные белорусскими мастерами на территории других государств, в первую очередь Польши. Яркий пример ‑ росписи в Люблинском замке, выполненные в XV в. белорусскими живописцами под руководством минского мастера Андрея.

Прекрасным соединением древнерусского зодчества, готики и влияния Ренессанса считается церковь Михаила Архангела в деревне Сынковичи Гродненской области (XV-XVI вв.).

К сожалению, многие шедевры погибли во время многочисленных войн или были вывезены завоевателями, что делает наше наследие более духовным, чем материальным.

Для белорусских икон XIV-XVI вв. отличительной чертой было использование декоративно-пластических средств (резьбы и лепки), раскраска фона, наличие различных накладных элементов, покрытие живописной поверхности защитным лаком из яичного белка или смолы. Указанные особенности выделяют одно из первых известных сейчас произведений этого периода – икону «Матерь Божья Умиление» из Малориты (рубеж XIV-XV вв.). Неизвестный художник, как бы придерживаясь канона («Умиление»), смог придать образам убедительную жизненность. Ласково с любовью прикасается Дитя к щеке Матери. Ее сердечный взгляд передает зрителю богатую гамму чувств. Этот взгляд вобрал и безграничность материнской любви, и взволнованность, и грусть от предчувствия будущей трагической судьбы ребенка. Охристые тона с приглушенным красным цветом омофора подчеркивают это лиричное настроение.

В 1496-1501 гг. белорусский резчик по дереву Анания создал для пинского князя Федора Ярославича уникальную резную икону «Премудрость создала себе храм».

В истории белорусского Возрождения оставили свою лепту иностранные мастера. Ярким примером является Несвижский замок, построенный в 1583 году итальянским архитектором Яном Марием Бернардони.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.