Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь и количество участников общения. Диалог, монолог и полилог.






. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представлят собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.

2. Публицистический стиль: жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

ублицистический стиль находит применение в общественно-политической сфере, периодической печати (газетах, журналах, других видах средств массовой информации). В публицистике затрагиваются актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества. Этим определяются функции публицистического стиля:

функция воздействия (стремление убедить в точке зрения автора);

информативная функция (сообщение новостей).

Признаки публицистического стиля:

− ориентация на массового зрителя, слушателя, читателя (тексты данного стиля часто называют «массмедийные» или «массово-коммуникативные тексты»);

− безграничность и непредсказуемость тематики;

− привлечение неязыковых выразительных средств;

− жанровое разнообразие;

− совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, разговорного, литературно-художественного);

− отбор языковых средств с установкой на их доходчивость;

− наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (например, терминов);

− использование изобразительно-выразительных средств языка.

Синтаксис публицистических текстов книжный, с развернутыми синтаксическими конструкциями (преобладают простые предложения). В целях выразительности широко используются синтаксические конструкции разговорной речи. К характерным чертам синтаксиса публицистики следует отнести экспрессивные восклицательные предложения, риторические вопросы.

Функция воздействия публицистического текста достигается за счет использования изобразительно-выразительных средств языка:

− словосочетаний книжной речи (величие духа, жребий славы, выполнить свой долг);

− эпитетов – выразительных прилагательных и причастий (чудовищный удар, бессмертная слава);

− эпитетов – наречий (жестоко приостановили);

− метафор (черная тень легла на нашу землю);

− лексических повторов (ни шагу дальше, ни шагу назад);

− инверсии (добро и красоту ты несёшь в своём сердце);

− параллельных конструкций (ты сильна, ты молода, ты добра);

− риторических обращений (Родина моя, тебе выпало трудное испытание).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.