Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стечение союзов при последовательном подчинении.
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то запятая между союзами ставится. Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза — то или так. Например: Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. Методический прием: придаточное предложение можно опустить: Ночами темно так, что не разглядишь и собственных пальцев. [... глаг.], (что, (сколько ни...),...). Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если спрошу ее о чем-либо, то она опять отвлечется в сторону. Методический прием: придаточное предложение опустить нельзя: Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что то она опять отвлечется в сторону. [... глаг.], (что (если...), то...).
2.Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах, например: Видно было, как птичка поет на сучке и каждое перышко дрожит от ее усилия. [... ], (как…) и (…).
3.Если два главных предложения имеют при себе одно общее придаточное и связаны между собой сочинительными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, то запятая между ними не ставится. Кричали третьи петухи и заря начинала заниматься, когда он уехал. [... ] и [... ], (когда…) ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1.Рассмотреть в учебнике упражнение № 200, 2. Определить вид подчинения № 201 (I) самопроверка: 1 – последовательное 2 – параллельное 3 – однородное 4 – однородное 5 – последовательное 6 – последовательное
ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ Тренировочные упражнения с последующей самопроверкой. Упражнение 1. Расставить знаки препинания, найти предложения с нескольким придаточными, определить вид подчинения. Сейчас миллионы людей слушают радио включают телевизоры берут в руки газеты чтобы узнать всё чем живет наша страна наша планета. Для того чтобы понимать всё что происходит в окружающем мире для того чтобы и нас понимали те с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того точно ли выражаем мы свою мысль свободно ли владеем речью зависит будем ли мы правильно поняты.
Упражнение 2. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку. На поле где цвела рожь и кричали перепела теперь бродили спутанные лошади. И сколько бы я здесь ни передумал и сколько б я ни стоял перед мечтой я полонен твоим зеленым шумом твоею статью русской красотой. Тут Чичиков вспомнил что если приятель приглашает к себе в деревню за 15 верст то к ней есть верных тридцать. Несмотря на то что неприятель не только не убавил огня а всё усиливал его бежавшим в лесу казалось что наступила полная тишина. Пока я осматривал окрестность палатки были расставлены и ужин приготовлен. А когда вспыхивала молния и облака вырисовывались тонкой встревоженной грудою теней на поле от края до края ложился широкий золотисто-красный огонь и колосья бежали, склонив головы, как испуганное стадо.
Упражнение 3. Составить схемы, восприняв предложения на слух. а) Весной иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели. б) Когда стихнет военная непогода и громадная победа озарит дымные развалины мира и восстановится биение жизни в его перебитых артериях лучшие площади наших городов будут украшены памятниками бессмертными.
Упражнение 4. Расставить знаки препинания, найти предложения с нескольким придаточными, определить вид подчинения.
Девушка с такой радостью бегала по дорожкам и тропинкам так внимательно осматривала все места как будто провела здесь свое детство. На другой день она попросила повести ее в поле которое было недалеко от села и к которому примыкал небольшой лес. Юноша не мог не спросить ее не была ли она когда-нибудь прежде в этой деревне. Она смешавшись отвечала что она здесь впервые и что проезжая мимо она любовалась этими местами потому-то и хочет их видеть. Юноша смолчал, хотя ответ его не удовлетворил и повел ее в поле.
Лист самопроверки Упражнение 1. Расставить знаки препинания, найти предложения с нескольким придаточными, определить вид подчинения. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живет наша страна, наша планета. (послед.) Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. (комбинир.: параллельное и послед.) Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты. (парал.)
Упражнение 2. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку. На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади. (однород. с одиночным союзом) И сколько бы я здесь ни передумал, и сколько б я ни стоял перед мечтой, я полонен твоим зеленым шумом, твоею статью, русской красотой. (однородн. с повторяющимся союзом) Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за 15 верст, то к ней есть верных тридцать. (послед., стечение союзов при наличии второй части если – то) Несмотря на то что неприятель не только не убавил огня, а всё усиливал его, бежавшим в лесу казалось, что наступила полная тишина. (составной союз несмотря на то что стоит в начале предложения) Пока я осматривал окрестность, палатки были расставлены и ужин приготовлен. (общее придаточное при двух главных) А когда вспыхивала молния и облака вырисовывались тонкой встревоженной грудою теней, на поле от края до края ложился широкий золотисто-красный огонь и колосья бежали, склонив головы, как испуганное стадо. (общие придаточные у двух главных при однородном подчинении с одиночным союзом И)
Упражнение 3. Составить схемы, восприняв предложения на слух. а) Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели. [... ], (когда…) и (…) б) Когда стихнет военная непогода, и громадная победа озарит дымные развалины мира, и восстановится биение жизни в его перебитых артериях, лучшие площади наших городов будут украшены памятниками бессмертными. (Когда…), и (…), и (…), [... ]
Упражнение 4. Расставить знаки препинания, найти предложения с нескольким придаточными, определить вид подчинения.
Девушка с такой радостью бегала по дорожкам и тропинкам, так внимательно осматривала все места, как будто провела здесь свое детство. На другой день она попросила повести ее в поле, которое было недалеко от села и к которому примыкал небольшой лес (однородное). Юноша не мог не спросить ее, не была ли она когда-нибудь прежде в этой деревне. Она, смешавшись, отвечала, что она здесь впервые и что, проезжая мимо, она любовалась этими местами, потому-то и хочет их видеть. (комбинированное с однородным и последоват.)Юноша смолчал, хотя ответ его не удовлетворил, и повел ее в поле. ПООВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 1. Выполнить по учебнику С.Г. Бархударова упражнения для текущего контроля преподавателем: №№ 202, 203, 204, 182
2.Выполнить задания контрольной работы. 1.Сделать синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением. Записать предложение, указать вид придаточных, вид подчинения. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
2.Указать тип подчинения в предложениях: 1.Чем больше человек знает, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. 2.Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд. 3.Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал. 4.Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных возможностей, ибо безграничны сокровища русского языка. 5.Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят. 6.Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
3.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Записать предложение без ошибки. 1.В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками. 2.Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка. 3.Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. 4.Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа. 5.Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает. 6.На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
4.Списать предложения, расставить знаки препинания. 1. Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать. 2. Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.
|