Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режим и рекомендации






Нужно ли создавать специальный режим, если заикание отмечается более двух-трех месяцев? Конечно, пока плавность речи не нормализуется, режим должен быть щадящим, но это не значит, что надо сохранять тот «речевой гипс», который предлагался при инициальном заикании. Основная установка — ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение — не следует посещать зрелищные мероприятия до шести лет. И, конечно, по-прежнему не забывайте, что домашний режим намного предпочтительнее детского сада. Естественно, ребенок продолжает находиться под наблюдением врача-психиатра, контролирующего медикаментозное лечение.

Уже в три года многие дети могут начать занятия с логопедом. Не откладывайте их.

Если кроме нарушения плавности, отмечаются задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, то начинать нужно с них. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребенка ограничен словарный запас, и он долго подбирает нужное слово, затрудняется построить фразу или не может правильно произнести звуки.


Само по себе проявление заикания свидетельствует о том, что речь оказалась слабым местом. И как родители детей, подверженных простудам, сначала стараются их потеплее одеть, уберечь от сквозняков, а потом, если хотят вырастить здорового ребенка, приступают к закаливанию, так и родители заикающихся детей после охранительного речевого режима должны перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

О волнообразном течении заикания ни при каких обстоятельствах забывать нельзя. В моменты так называемого ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

Очень хорошо, если вы сумеете организовать домашний театр, можно кукольный. Необязательны громоздкие декорации и много участников. У детей отлично развито воображение. Используйте кукол так, чтобы у каждого участника спектакля было несколько ролей. Например, мама — Красная Шапочка и бабушка, а ребенок — волк и охотники. Такие игры не только дают возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, — незаикающимся персонажем, но и улучшают умение высказываться. Этому также способствует пересказ различных литературных произведений. Начинать лучше с таких простых, как «Сказки в картинках» В. Сутеева, рассказов Н. Носова («Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Затейники»), которые доступны и четырехлетнему ребенку. Детям постарше предложите более сложные рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Гаршина, сказки Р. Киплинга.


Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Чем раньше это сделать, тем лучше! Уже трехлетнего ребенка можно обучить чтению.

Во-первых, овладение чтением — неплохо само по себе. Если занятия не раздражают малыша (а, как правило, дети с радостью осознают, что способны делать что-то «взрослое»), то они и не создают нагрузки нервной системе.

Во-вторых, чтение по слогам — бесценное логопедическое упражнение (кстати, его используют и на занятиях со взрослыми заикающимися). Как мы знаем, каждое слово имеет свою слоговую структуру, свой ритм. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги. Нужно также отметить, что заикающиеся дети склонны использовать более сложные слова и речевые обороты, чем те, к которым готова их артикуляторная моторика. И послоговое прочитывание является профилактикой запинок.


В-третьих, школьная программа такова, что к концу второй четверти первоклассник должен уметь прочесть не только текст из «Букваря», но и условие задачи, задание к упражнению и т. п. Если заикающийся ребенок недостаточно хорошо со всем справляется, он начинает маскировать свое неумение запинками. Поэтому крайне важно, чтобы к моменту поступления в школу дети читали как можно лучше[2].

 

Школа — серьезное жизненное испытание как для детей, так и для родителей. Далеко не все легко справляются с ним. Понятно, что для детей с уязвимой психикой школьная ситуация окажется особенно трудной. Речь заикающегося ученика во многом будет зависеть от той обстановки, которая сложится вокруг него в школе. Разумно искать не престижную школу, а спокойного терпеливого учителя. Следует заранее сообщить о речевых трудностях ребенка. Расскажите, что логопед не рекомендует подгонять его во время ответа, что ваш ребенок может иногда молчать, даже если он знает материал урока.

Не ругайте ребенка (и не огорчайтесь сами), если он будет получать не такие высокие оценки, как вам хотелось бы.

Помните: ваша задача не требовать, чтобы ребенок сам справлялся с новыми обязанностями, а во всем помогать ему. Заикающиеся дети, так же, как и их родители обычно предъявляют к себе завышенные требования. Не чувствуя себя достаточно уверенно, они отказываются от устного ответа. Проследите за подготовкой к устному опросу.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.