Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический минимум. 1. Сфера употребления публицистического стиля речи – общественно-экономические, политические, культурные отношения






1. Сфера употребления публицистического стиля речи – общественно-экономические, политические, культурные отношения. Используется в устной речи (выступления на собраниях, в передачах радио и телевидения и т.д.) и в письменной речи (в газетах, журналах и т д.).

2. Цель: информационная, оценочная, воздействующая. Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши), для освещения событий разных сфер жизни (экономической, политической, спортивной, бытовой и др.). Основные функции: сообщения (информативная), волюнтативная (волеизъявления, воздействия).

3. Стилевые черты: 1) Эмоциональность (страстность), оценочность, острота и яркость изложения

2) Призывность, лозунгово-декларативный характер текстов, обусловленные побудительным характером речи, активно воздействии на разум и чувства слушателя и читателя.

3) Оперативность, актуальность проблематики, своевременность, обусловленные стремлением сообщить нечто новое для читателя и слушателя.

4) Логичность, то есть умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание.

5) Общенаучная терминология.

6) Доходчивость, четкость, простота, доступность.

7) Лаконичность изложения при информативной насыщенности

8) Четко выраженное авторское отношение к проблеме.


4. Языковые признаки публицистического стиля речи:

а) Фонетический уровень:

В устной публицистике используется все богатство и разнообразие интонации: от высокой, торжественной, митинговой до разговорно-бытовой, от приподнятой до сниженной. Основой произношения в устной публицистике является нейтральный и книжный стили. Как отклонение, имеющее стилистическую значимость, воспринимаются возвышенный (митинговый) и разговорный стили. Интонация является осознанным, преднамеренным средством воздействия на слушателя с целью вызвать у него определенную эмоциональную и волевую реакцию. б) Словообразовательный уровень:

а) отвлеченные существительные с суффиксами -ость, -ство, -ие;

б) слова с интернациональными словообразовательными элементами: приставки: - архи, -гипер, -дез, -контр, -пост, -транс; суффиксы: - а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант;

в) слова с эмоционально-экспрессивными аффиксами;

г) слова, образованные путём сложения: общественно-политический;

д) аббревиатуры;

в) Лексический уровень:

а) употребление готовых стандартных формул (или речевых клише): горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др.;

б) фразеологизмы: мирное наступление, сила диктата, вопрос безопасности, пакет предложений;

в) «театральная» лексика (политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, кошмарный сценарий и др.) и военная терминология (гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов);

г) эмоционально-оценочная лексика (слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм)

д) книжные пластаы лексики, имеющие торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна;

е) широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова;

ж) в текстах на политическую тему встречаются слова: фракция, коалиция, кандидат, лидер, законопроект, демократы, оппозиция, доверие избирателей, депутатский запрос, парламентское расследование, в экономических текстах – слова: бюджет, инвестиции, инфляция, аукцион, арбитраж, аудит, сырье, лицензирование, банкротство и т.п., в сообщениях о происшествиях, стихийных бедствиях, авариях часто встречаются слова: ураган, тайфун, землетрясение, наводнение, захват заложников, теракт, стрельба в карауле, столкновение автомобиля с поездом и т.п.

 

г) Морфологический и грамматический уровень:

а) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

б) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

в) настоящее время глагола используется для сообщений о событиях, запланированных на будущее, чтобы подчеркнуть актуальность предстоящих событий: Завтра начинается визит в Санкт-Петербург федерального канцлера Германии. На следующей неделе открывается книжная ярмарка.

г) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

д) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

е) повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните, обратите внимание.

 

д) Синтаксический уровень:

а) простота, ясность предложений;

в) необычный порядок слов (инверсионный), что позволяет поставить на первое место в предложении тему сообщения: Человек пострадал от пожара в пятиэтажке на улице Обручева. Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

в) риторический вопрос (для усиления эмоциальное воздействие, подкрепления выражаемой мысли): Чем же москвичи и гости столицы хуже берлинцев? Хотят ли русские войны?

г) побудительные и восклицательные предложения: Все на выборы!

д) все виды односоставных предложений;

е) однородные члены, вводные слова, сложные синтаксические конструкции.

е) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота.
Зима – сезон горячий.

5. Жанры:

1) газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2) телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3) ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4) коммуникативные – пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;

5) рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

 

Упражнение 83. Выявите особенности, присущие публицистическому стилю.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.