Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
Технология машиностроения
220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
230115 Программирование в компьютерных системах
230113 Компьютерные системы и комплексы
210723 Сети связи и системы коммутации
Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Основы безопасности жизнедеятельности относится к циклу общеобразовательных дисциплин и изучается как базовый предмет в учреждениях СПО независимо от профиля получаемого профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся должны:
Уметь
–владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
–пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
–оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
Знать
–основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
–потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
–основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
–основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
–порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
–состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
–основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
–основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
–требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
–предназначение, структуру и задачи РСЧС;
–предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 94 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 70 часов,
- самостоятельная работа обучающегося - 24 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе:
|
| лекции
|
| практические занятия
|
| контрольные работы
| –
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| Итоговая аттестация в формедифференцированного зачёта во 2 семестре
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наименование
разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| Введение
| Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности как учебная дисциплина, ее роль в подготовке специалистов. Предмет, цели, задачи, структура и содержании дисциплины
Система «Человек – среда обитания» с точки зрения вопросов безопасности. Опасности и их источники, безопасность, системы безопасности.
|
| ознакомительный
| Раздел 1
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
|
|
|
| Тема 1.1 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
| Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.
Общественное здоровье, тенденции состояния и развития общественного здоровья в России.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
|
| ознакомительный
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
|
|
| Тема 1.2. Вредные привычки и их социальные последствия
| Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) их социальные последствия. Профилактика вредных привычек.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
|
| ознакомительный
| Тема 1.3. Брак и семья
| Правовые аспекты взаимоотношения полов. Репродуктивное здоровье как составная часть здоровья человека и общества. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН о правах ребенка.
|
| ознакомительный
| Тема 1.4. Инфекционные болезни, причины их возникновения. Меры профилактики
| Инфекционные болезни, причины их возникновения. Меры профилактики инфекций. Правила личной гигиены и здоровье человека. Инфекции передаваемые половым путем, и их профилактика.
|
| ознакомительный
|
Раздел 2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
|
|
|
| Тема 2.1 Первая доврачебная помощь пострадавшим
| Первая доврачебная помощь пострадавшим - общие сведения, правовые аспекты оказания первой доврачебной помощи, порядок действий, технические приемы.
|
| ознакомительный
| Практическое занятие №1.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при переломах, ожогах, внезапной остановке сердца, обморожениях, утоплении, кровотечениях, ранениях, поражении отравляющими веществами.
|
| Раздел 3 Государственная система обеспечения безопасности населения .
|
|
|
| Тема 3.1 Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
| Краткая характеристика наиболее вероятных для Северо-Западного региона чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
|
| ознакомительный
| Тема 3.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
| РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
|
|
ознакомительный
| Самостоятельная работа обучающихся: Государственная система обеспечения безопасности населения.
|
| Тема 3.3 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны
| Гражданская оборона (ГО), основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
|
| ознакомительный
|
Тема 3.3 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
| Структура и органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражаю- щих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Устойчивость функционирования объектов экономики. Аварийно- спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ.
|
| ознакомительный
| Практическое занятие №2. Организация хранения и использование средств индивидуальной защиты.
Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения
|
|
Раздел 4 Основы обороны государства и воинская обязанность
|
|
| | Тема 4.1 История создания Вооруженных Сил России
| История создания, строительства и развития Вооруженных Сил России. ВС России сегодня. Реформа ВС РФ.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра -1, создание регулярной армии, её особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. История создания советских ВС.
|
| ознакомительный,
продуктивный
| Самостоятельная работа обучающихся: История создания Вооруженных Сил России
|
| Тема 4.2 Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации
| Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Функции и основные задачи современных ВС России, их роль и место в системе национальной безопас-ности России. Современная военная организация государства.
Структура Вооруженных Сил РФ.Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. ВВС: история создания, предназначение, структура. ВМФ: история создания, предназначение, структура. РВСН: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. ВДВ: история создания, предназначение, структура.
Другие войска: пограничные войска ФСБ РФ их состав и предназначение; ВВ МВД РФ, железнодорожные войска РФ; войска гражданской обороны МЧС РФ
|
| ознакомительный
|
Тема 4.3 Воинская обязанность
| Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учёт.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
|
| ознакомительный
| Тема 4.4 Военная служба - особый вид федеральной государственной службы
| Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих
Прохождение военной службы по контракту.
Основные условия прохождения военной службы по контракту.
Требования предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Права и льготы, предоставляемые военнослужащим проходящим военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
|
| ознакомительный
|
| Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Соблюдение норм международного гуманитарного права
| |
| Практическое занятие №3 Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Распределение времени и повседневный порядок жизни в/ч.
|
| Тема 4.5 Военнослужащий – защитник своего отечества
| Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.
Военнослужащий–специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Обеспечение безопасности военной службы
Требования к психическим и морально этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
|
| ознакомительный
|
| Единоначалие- принцип строительства ВС Российской Федерации. Военнослужащий подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, требования общевоинских уставов, приказы командиров и начальников.
Воинская дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)
|
| ознакомительный
| Практическое занятие №4 Назначение и боевые свойства АКМ (АКМС) 7.62мм. Практические навыки обращения с огнестрельным оружием и боеприпасами. Приемы и правила стрельбы из автомата. Меры безопасности.
|
| Тема 4.6 Как стать офицером Российской Армии
| Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ.
|
| ознакомительный
| Тема 4.7 Боевые традиции Вооруженных Сил России
Символы воинской чести
| Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Воинский долг- обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Памяти поколений – дни воинской славы России –дни славных побед. Великий Новгород - город воинской славы! Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба и войсковое товарищество- основа боевой готовности частей и подразделений ВС РФ.
Особенности воинского коллектива, значение войскового
|
| ознакомительный
|
| товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество- боевая традиция Российской армии и Флота.
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся: Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - символ доблести и славы. Ордена и медали - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и ратной службе.
|
| Тема 4.8 Символы воинской чести
| Боевое Знамя воинской части- символ воинской чести, доблести и славы. Ордена- почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
|
| ознакомительный
| Тема 4.9 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
| Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих уволенных в запас или отставку.
|
| ознакомительный
|
| Всего
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
|