Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Необходимо различать понятия: человек, индивид, индивиду­альность, личность






Необходимо различать понятия: человек, индивид, индивиду­альность, личность. Че­ловек – как родовое понятие, с помощью которого отличают людей от всех остальных видов живого. Индивид – единичный элемент рода. Личность - конкретный человек в единстве его биологических, психологических и социальных ха­рактеристик. Индивидуальность (единственность) - то особенное, что отличает каждого из нас, совокупность качеств, присущих данному человеку.

При рассмотрении человека встает проблема соотношения социально­го и биологического в нем.

Проблема структуры личности также многовариантна, в ней выделяют биологическую и психологическую подструк­туры, а также подструктуры, выражающие уровень социализации личнос­ти и ее направленность. В единстве этих подструктур только и можно раскрыть суть личности.

Формирование личности начинается в семье. Формирование личности опосредовано социальной средой. Важнейшее влияние оказывают различные социальные общности, среди которых заслуживают внимания первичные коллективы. В них проходит ограничение детского эгоизма и вос­питывается способность к коллективистическому самоопределению личнос­ти (В. А. Петровский). В этом случае сила механизмов социально-психоло­гического воздействия не имеет самодавлеющего характера и личность развивается как свободный самодостаточный субъект социальных отноше­ний.

Естественно, встает проблема свободы и ответственности личности. Свобода - это способность осуществлять такую самодетерминацию, кото­рая ограничивает деструктивные проявления внешней детерминации и при­вносит в существующую реальность черты нового, конструктивного, от­вечающие родовой сущности человека. Мерой свободы в таком случае выступает ответственность личности. Необходимо знать основные подходы С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, К. Маркса, А. Камю, Н. Бердяева, В. Соловьёва и других к пониманию человека.

Эволюция социально-философских взглядов на природу и сущность человека. Христианская идея Богочеловека. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Марксистская концепция сущности человека и ее противоречия. Природа и сущность человека в христианской антропологии B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, Л. Шестова, С. Л. Франка и др.

Фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, персонализм о природе и сущности человека.

Проблема смысла человеческого бытия в истории мировой культуры. Идеалистические, материалистические, религиозные и другие концепции смысла бытия. Проблема смысла человеческого бытия в культуре XX века. С.Л. Франк, В. Франкл, Е.Н. Трубецкой о смысле человеческого бытия. Обретение человеческого в человеке и обществе как смысл бытия. Смысл жизни – непрерывный диалог человека с человеком, и трагедия потери смысла жизни.

Человек в разных гранях своей жизнедеятельности: созидатель и разрушитель, свободный и порабощенный, экономический субъект и субъект власти, субъект духа, субъект общения и познания, гендерный субъект, homo faber и homo ludens и др. Имманентная сложность, дисгармоничность разных измерений человека, напряженность человеческого бытия.

Основоположения человеческого бытия как всеобще-глубинные устремления человеческого духа: самосозидание, социо- и миросозидание — векторы человеческой жизни; творчество и свобода как высшие ценности. Трансцендентное и трансцендирование; беспредельность, неограниченность человеческих перспектив, мощь и совершенство человеческого духа. Абсолют и Бог.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

2. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

3. Какова структура личности?

4. Раскройте роль биологической и психологической подструктур в судь­бе личности.

5. Покажите роль семьи в воспитании детей.

6. Что такое коллективистическое самоопределение личности?

7. Как Вы понимаете свободу?

8. Бремя свободы. Феномен бегства от свободы.

9. В чем заключается проблема отчуждения человека?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.