Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Календарные системы и их типыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Содержание
Введение………………………………………………………………..…3 1 Возникновение хронологии, основные понятия и принципы летоисчисления…………………………………………………………………4 2 Календарные системы и их типы……………………………..……13 Заключение………………………………………………………………18 Список используемых источников и литературы………………….20 Приложение…………………………………………………………...…21 Введение
На сегодняшний день тема моей работы весьма актуальна, так как хронология имеет огромное значение в исторической науке. Именно хронология, устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность. До ХХ в. действовала хронологическая система Скалигера-Петавиуса, находившаяся в пределах церковной догматики, с которой не соглашался ещё И. Ньютон, в силу её привязки к библейским сказаниям. У дохристианских хронистов была другая особенность - их свидетельства часто опирались на мифологические и устные сообщения от неизвестных лиц. Предполагают, что у Манефона, как и у Геродота, имелся ряд неточностей в истории фараонов Египта: Манефон приписывал Нитокрис сооружение третьей пирамиды в Гизе, которая на самом деле была воздвигнута при фараоне Менкаура. Такое расхождение было свойственно многим древним историкам, которые выдавали мифологическое сказание за реальный факт. В этой связи возникает закономерный вопрос, какой же системы хронологии исторических дат нужно придерживаться, ведь современная хронологическая система не лишена грубых ошибок. Цель работы подробно изучить хронологию древнего мира, основные понятия и принципы летоисчисления. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - изучить возникновение хронологии, основные понятия и принципы летоисчисления; - рассмотреть календарные системы и их типы.
Возникновение хронологии, основные понятия и принципы летоисчисления
С незапамятных времен люди, живущие на нашей планете, были озабочены проблемой, как считать большие промежутки времени: не часы, не дни, не недели, а столетия и тысячелетия. В результате было принято решение выбрать одно - значимое для живущих на Земле людей - историческое событие и сделать его точкой отсчета. Слово " хронология" происходит от двух греческих слов: хронос – время и логос – учение, наука. Хронология – учение о времени, наука об измерении времени.[1] Хронология - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Получила свое название от греческих слов хронос — время и логос — слово, учение, наука. Как историческая дисциплина она является лишь частью общей науки о времени, другая часть которой называется математической, или астрономической хронологией. Задачей последней является установление точного астрономического времени на основе изучения закономерностей движения небесных тел. Летосчисление - система исчисления больших промежутков времени. Во многих системах летосчисления счет велся от какого-либо исторического или легендарного события. Так, христианская церковь приурочила начало летосчисления к рождению Иисуса Христа. Эта система летосчисления (новая эра) принята в настоящее время в большинстве стран Цель исторической хронологии заключается в определении времени (дат) исторических событий и документов. Она исследует различные системы времясчисления в их развитии и взаимодействии, определяет, уточняет и проверяет даты источников, приводит их в соответствие с современной системой счета времени. Хронология развилась в определенную систему знаний из наблюдений за небесными явлениями и связанными с ними изменениями в природе. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и получила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке, особенно в Средней Азии. Было время (еще в XIV-XVI вв.), когда хронология относилась к математике и астрономии. Затем, уже в XVII-XVIII вв. хронология по вольной или невольной ошибке попала в разряд исторических, гуманитарных дисциплин.[2] Математическая хронология устанавливает путем исследований и вычислений по движениям небесных тел точное астрономическое время. Считается, что историческая хронология устанавливает на основе изучения письменных или археологических источников время того или иного события, а также время возникновения исторических источников. Историческая хронология изучает времяисчисление в историческом развитии. Конечная цель хронологии состоит в том, чтобы дать историку-исследователю точные сведения о времени исторических событий или определить точные даты исторических источников. Хронология занимается изучением истории развития различных систем времяисчисления и уточнением дат, проверкой и переводом на современную систему времяисчисления. Первые работы, посвященные вопросам хронологии, относятся на Руси к XII в. Тогда были созданы " Хронологические статьи" Кирика, который поставил задачу разобраться во всем многообразии хронологических вопросов своего времени. Работа над вопросами хронологии шла по двум направлениям: 1) по линии создания справочников для определения дат церковных праздников (пасхалий); 2) по линии накопления астрономических и математических сведений, так как точное определение времени связано с наблюдениями за движением звезд, Солнца и Луны и приемами математических вычислений. Особенно активизировалась работа в области хронологии со второй половины XV в. Дело в том, что дни церковных праздников на Руси были доведены только до 1492 г., т. е. до того времени, когда кончалась седьмая тысяча по древнерусской эре и предполагался конец света. Составители пасхалии тогда полагали, что после Страшного суда праздновать Пасху уже будет не нужно. Тогда был составлен " Круг миротворный", в который в дальнейшем включается большое количество вопросов, имеющих отношение к календарю: о солнечных годах и високосе, временах года, месяцах и т. д. Проблемы хронологии с особой остротой встают в связи со становлением и развитием исторической науки. Уже первые историки занимались вопросами времяисчисления. За основную величину измерения времени (за эталон времени) во всем мире принимается, как известно, период вращения Земли вокруг своей оси. Видимым результатом этого движения является суточное движение звезд, Солнца и Луны. Все системы счета времени можно разбить на две основные группы: 1) солнечный счет времени; 2) лунный счет времени. Древнейший из них – лунный счет времени, но наиболее удобной системой счета времени является солнечная. Звездные сутки – период времени между двумя последовательными положениями одной и той же звезды, не имеющей заметного собственного движения, в определенной точке. Солнечные сутки – период времени между двумя последовательными положениями Солнца в определенной точке. Следует отметить, что сутки в этих двух системах измерения времени разные по величине. Солнечные сутки приблизительно на 4 минуты больше звездных суток. Таким образом, звездные часы уходят вперед в год на сутки. Иначе говоря, в году звездных суток больше, чем солнечных, ровно на одни сутки. Звездный год – период времени, в который Солнце приходит снова в ту же точку неба, к той же самой звезде. Отсчет времени во всех обсерваториях мира ведется по звездному времени, так как истинное солнечное время не совсем пригодно для точного измерения времени. Еще одной единицей измерения времени является тропический, или астрономический, год. Когда Солнце находится по отношению к Земле в таком положении, что лучи его равномерно падают на оба полушария Земли (Северное и Южное), то день равен ночи на всей Земле. Наступает равноденствие. Положение Солнца в точках весеннего и осеннего равноденствия бывает 21 марта и 23 сентября.[3] Тропический, или астрономический, год – промежуток времени между двумя последовательными пребываниями Солнца в точке весеннего равноденствия (21 марта). Исходным, отправным моментом в счете времени является эра. Эрой (от латинского слова аера — исходное число) называется исходный момент (точка) летосчисления. Эра необходима, чтобы определить место события во времени, соотнести событие с другими событиями. Естественно, для того, чтобы обозначить событие во времени, т. е. указать год события, надо иметь какой-то отправной момент, от которого производится счет. Всякая эра имеет условное значение. Исходным началом эры может быть любое произвольно взятое событие. Счет может вестись от какого-то памятного события: землетрясения, войны и т. д. Может быть взят за основу мифический факт. Эрами, в основе которых лежат мифические события, являются и так называемые мировые эры. Отправным моментом в счете лет по " мировым эрам" может быть факт " сотворения мира" Богом. Существовало не менее 200 " мировых эр", резко расходящихся друг с другом. Наибольшее распространение приобрели три " мировые эры" – александрийская, антиохийская и византийская. Самая длинная " мировая эра" относила " сотворение мира" к 6984 г. до н.э., а самая короткая – к 3483 г. до н.э.[4] Традиционная хронология в том виде, в каком мы ее используем сейчас, создавалась и в основном была завершена в фундаментальных трудах XVI-XIX вв. Тогда было введено привычное для нас ведение счета летосчисления исторических событий " до нашей эры" и " нашей эры". Например, события Древнего мира в школьном учебнике относятся в основном к векам и годам до нашей эры (до Рождества Христова), а события Средневековья – к нашей эре (от Рождества Христова). В исторической литературе бытует мнение, что эра от Рождества Христова введена в 525 г. архивариусом Папы Римского монахом Дионисием Ничтожным (или Малым, прозванным так за его рост. Его называли также ласково " жемчужина пасхалий Дионисий") и обозначалась AD – Anno Domini, Года Господа. Упоминается еще один хронолог – Дионисий, который якобы жил раньше Дионисия Ничтожного, а именно в III в. н.э. Он активно занимался уточнением даты Рождения Христа и вычислениями Пасхи. Но специалисты в области " новой хронологии" считают, что это было одно и то же лицо, а точнее, их вообще не было, а был только один хронолог – Дионисий Петавиус, живший в XVII в. Предыдущие Дионисии являлись лишь " историческими двойниками". Начало принятой сейчас хронологии положили работы Жозефа (Иосифа) де Скалигера (1540-1609). В 1583 г. он ввел пересчет лет на годы до " нашей эры" и " нашей эры". Был введен сквозной счет дней, начинающихся с января 5713 г. до нашей эры (до н. э.) в так называемых юлианских днях. Его соратник Дионисий Петавиус (1583-1652) предложил взять за основу летосчисления Рождество Христово и считать события от рождения Христа до наших дней положительными, а события до рождения Христа считать годами до Рождества Христова (до Р. X.). Скалигер вместе с астрономами Петавиусом и Риччиоли впервые применил астрономический метод для подтверждения хронологии предыдущего периода. Правда, критической проверки они не проводили. Принятую сегодня хронологию можно назвать " версией Скалигера – Петавиуса". В основу хронологии было положено толкование числовых сведений, собранных в Библии, и календарно-астрономические вычисления, ошибки которых в то время еще не могли оценивать, а значения этих ошибок были иногда огромными – в сотни и тысячи лет. Возникшая позже " светская хронология" полностью основана на церковной хронологии. Как отмечают Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко, при построении здания древней истории были сделаны, грубо говоря, две основные ошибки. Первая ошибка. Было неправильно датировано Рождество Христово. Вместо XI в. н. э. была ошибочно названа дата на тысячу лет раньше. Так была введена " новая эра", неправильно названная " эрой от Рождества Христова". Эта ошибка была, скорее всего, непреднамеренной и произошла в XIV в. Эта основная ошибка потянула за собой большое количество следствий, началось " размножение истории". Вторая ошибка. Она была, по мнению Фоменко и Носовского, преднамеренной. Произошло целенаправленное и вполне осознанное искажение истории. В результате хронологических ошибок многие события Средневековья были отправлены в глубокую древность. Возникает вопрос: почему наблюдается стремление историков обосновать удлиненную древнюю историю? Древняя история нужна при решении территориальных споров между странами. Сильная сторона в территориальном споре просто старается захватить спорную территорию при помощи военной силы. Слабая сторона вынуждена обращаться к хронологии и изыскивать исторические аргументы в глубокой древности, доказывая свою правоту. Искажения истории зависят и от исповедуемой религии. Как отмечают Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко, авторитетность той или иной религии, безусловно, в значительной мере обеспечивалась авторитетностью и силой того государства, империи, в которой она исповедовалась.[5] Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко пришли к выводу, что менее всего, в хронологическом смысле, была искажена история Древней Руси. Ислам (мусульманство) вынужден был удлинить свою историю в прошлое. Еще более это коснулось истории католической церкви, и, наконец, наибольшему удлинению подверглась история иудаизма. Искажения истории были обусловлены борьбой Запада за выживание. В XIV-XVI вв., после распада Византии, все новообразовавшиеся империи и государства начали писать свою историю с целью придания наибольшего авторитета себе и своей религии. Многие источники XIV-XV вв., не говоря уже о документах XVI-XVII вв., несут в себе исторические, хронологические и географические искажения. Ввиду сомнительности всех схоластических вычислений дата " сотворения мира", например, варьируется в разных документах в значительных пределах. В результате возникали различные " точки отсчета", от которых развертывалась вся хронология. Приведем лишь основные примеры (указаны годы до н. э.): 5969 (антиохийская, Феофил; другую версию см. ниже); 5508 (византийская, так называемая константинопольская); 5493 (александрийская, эра Анниана, а также 5472 или 5624); 4004 (Ашер, еврейская: по мнению Дж. Ашера (Уссерий, Ушер), мир был создан утром в воскресенье 23 октября 4004 г. дон. э.; 5872 (так называемая датировка 70 толковников, или 70 переводчиков Библии); 4700 (самарийская); 3761 (иудейская); 3941 (Иероним); 5500 (Ипполит и Секст Юлий Африканский); 5515 (Феофил, а также 5507); 5199 (Евсевий Кесарийский); 5551 (Августин) и т. д.[6] Итак, амплитуда колебаний этой фундаментальной для древней хронологии точки отсчета дат составляет ни много ни мало 2100 лет. Вопрос о " правильной дате сотворения мира" отнюдь не схоластичен, и ему недаром уделялось такое большое внимание. Дело в том, что огромное число документов датирует описываемые события годами " от сотворения мира", а потому существующие тысячелетние расхождения в выборе этой " даты" существенно сказываются на датировке всех подобных документов. К XIX в. суммарный объем хронологического материала значительно разросся. Хронологи занимались только мелким уточнением дат. В XX в. вопрос считается в основном уже решенным, и хронология окончательно застыла в той форме, в какой она вышла из писаний Евсевия, Иеронима, Феофила, Августина, Ипполита, Клемента Александрийского, Ашера, Скалигера, Петавиуса. Тем не менее по мере развития науки и освобождения ее от давления авторитетов новые поколения ученых стали обнаруживать серьезные трудности при согласовании многих летописных данных с версией Скалигера.
Календарные системы и их типы Определенная система счета времени называется календарем. Название происходит от латинского слова календы — первый день нового месяца. Латинское слово календариум в буквальном переводе означает долговая книга, так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца.[7] Все используемые человечеством системы счета времени можно разбить на две основные группы: лунный и солнечный счет времени. Это дает возможность выделить три вида календарей: лунный, солнечный и лунно-солнечный. В основе лунного календаря лежит период смены фаз Луны; в основе солнечного – период смены сезонов; в основе лунно-солнечного – периодичность видимых движений Луны и Солнца. Лунный календарь не отражает смен времен года и опережает природные явления примерно на 11 суток ежегодно. Солнечный календарь является наиболее удобным, так как отражает чередование годичных сезонов, с которыми связана вся общественная, трудовая и личная жизнь людей. Лунными календарями были вавилонский, древнееврейский и др., лунно-солнечными – вавилонский, китайский, древнегреческий, древнеримский и др. Солнечный календарь первоначально был распространен в немногих странах – в Египте, в некоторых районах Индии и Центральной Америки. Вавилонский календарь. Лунный счет времени является наиболее древним. Первыми его создателями были древние вавилоняне – жители южной Месопотамии, расположенной в Двуречье Тигра и Евфрата, где в середине 3 тыс. до н.э. образовалось сильное государство. Климат здесь был знойный и засушливый. Жизнь населения зависела от разливов Тигра и Евфрата, происходивших весной. С разливами было связано сельское хозяйство Двуречья. Но для того чтобы заранее подготовиться к сложным ирригационным работам для полива засушливых земель, нужен был календарь. Кроме того, днем под палящими лучами Солнца работать было очень тяжело, поэтому древние вавилоняне трудились в ночное время, но для этого следовало знать, когда будет светить Луна, т.е. учитывать лунные фазы и лунный месяц. Начало месяца приходилось на новолуние, месяц продолжался 29, 5 суток. Практически длину месяца чередовали в 29 и 30 суток. Со временем было обнаружено, что от одного разлива Тигра и Евфрата до другого проходит около 12 лун или месяцев. Так сложился год, длина которого равнялась 354 суткам. Этот счет времени составили жрецы 4000 лет тому назад. Но они не знали, сколько реально длится год, и считали его равным около 354 суток. Вскоре выяснилось, что через 354 дня новый год не наступает. Начало календарного года и разливы рек не совпадали. Для ликвидации этого несоответствия жрецы вынуждены были время от времени добавлять в год еще один тринадцатый месяц. В каждом восьмилетнем периоде 2, 5 и 7-й годы имели не 12, а 13 месяцев. Так из-за потребностей хозяйственной жизни сложился лунно-солнечный счет времени, в котором основное значение имеет счет времени по Луне, хотя лунный счет подчинен солнечному кругообороту в природе. Римский лунно-солнечный календарь равнялся 366 дням с четвертью и был длиннее солнечного на сутки. В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь провел реформу лунно-солнечного римского календаря, который, как говорилось выше, из-за произвольных вставок был совершенно запутан жрецами.[8] Реформа календаря Юлия Цезаря опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами. В новом календаре взяли египетскую продолжительность года, но с поправкой в 1 добавочный день раз в 4 года. Три года подряд в каждом году решили считать по 365 суток, а в 4 году – 366 суток. Таким образом, приняли годичный солнечный период в 365 суток и 6 часов. В календаре осталось 12 месяцев, как и до реформы. Были сохранены и их старые названия. Продолжительность месяцев приняли в 30 и 31 день. Лишний день в 4-м году постановили прибавлять к февралю, как имеющему наименьшее число дней – 28. Причем лишний день должен вставляться между 23 и 24 числом, куда раньше вставлялся месяц Марцедоний. Февраль имел, таким образом, два 24-х числа. 24 февраля было 6-м днем до мартовских календ и называлось sexto calendas. В удлиненном году февраль имел лишний день между 23 и 24 числом, который являлся как бы вторым 24-м числом или вторым 6-м днем до мартовских календ и именовался bissexto calendas, т.е. «еще раз 6-й» (bis – еще, sexto – шесть). В восточном произношении это звучало: висексто календас. От этого и произошло русское название удлиненного года – високосный год, т.е. год в 366 дней. [9] Начало года перенесли на 1 января – начало одного из зимних месяцев. В январе в Риме начинался новый административный год (вступали в свою должность консулы, между ними распределялись армии на предстоящие весенние походы и т.д.). Впоследствии были изменены названия двух месяцев: в конце I в. н.э. квинтилий получил название июля в память Юлия Цезаря и в 8 в. н.э. секстиль был переименован в август в честь римского императора Августа. Распределение дней в месяцах по реформе 46 г. до н.э. совпадает с современным (7 месяцев по 31 дню, 4 месяца по 30 дней, февраль имел 3 года по 28 дней, а в четвертом году – 29 дней). Новый календарь по имени Юлия Цезаря получил название юлианского календаря. Однако он не сразу вошел в употребление. Первоначально он применялся только в Риме. В 325 г. первый вселенский Никейский собор признал юлианский календарь обязательным для христиан. Григорианский календарь. В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, привела через 128 лет к ошибке в одни сутки, а через 1280 лет — уже в 10 суток. Вследствие этого, весеннее равноденствие (21 марта) в конце XVI в. приходилось уже на 11 марта, а это грозило в будущем, при условии сохранения равноденствия 21 марта, перемещением главного праздника христианской церкви — Пасхи с весны на лето. По церковным же правилам Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, приходящегося на период между 21 марта и 18 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории XIII, по имени которого новый календарь и получил свое название.[10] Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами, во-вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой. Созданный новый Григорианский календарь стал гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение между ними в одни сутки накопится через 3323 года. Григорианский календарь первоначально был введен в Италии, Франции, Испании, Португалии и в Южных Нидерландах, затем в Польше, Австрии, католических землях Германии и в других европейских странах. В тех государствах, где господствовала православная христианская церковь, еще долгое время пользовались Юлианским календарем. В XX в. разница между Юлианским и Григорианским календарями достигла уже 13 суток, поэтому в 1918 г. предписывалось считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля. В настоящее время дополнительно к субботним и воскресным дням нерабочими днями считаются 1, 7 января, 23 февраля, 8 Марта, 1, 2 Мая, 9 Мая, 12 июня.
Заключение
Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Изучение истории требует умения представлять факты во времени. Даже яркие представления о прошлом, не связанные с представлением об определенном времени, лишены познавательной ценности и не являются знанием истории. Итак хронология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития, получила свое название от греческих слов «хронос» - время и «логос» - слово, учение, наука. Как историческая дисциплина она является лишь частью общей науки о времени, другая часть которой называется математической или астрономической хронологией. Задачей последней является установление точного астрономического времени на основе изучения закономерностей движения небесных тел. Цель хронологии заключается в определении времени (дат) исторических событий и документов. Она исследует различные системы времясчисления в их развитии и взаимодействии, определяет, уточняет и проверяет даты источников, приводит их в соответствие с современной системой счета времени. Хронология развилась в определенную систему знаний из наблюдений за небесными явлениями и связанными с ними изменениями в природе. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и получила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке, особенно в Средней Азии. Современная хронологическая система насыщена большим количеством различной информации, охватить которую, по сути дела, никому пока не удаётся. Современные историки пытаются систематизировать все важные события и привести их к какому-то знаменателю.
|