Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К истокам

ZERO

 

Замечательный день. Во-первых, я получил зарплату, во-вторых - отпускные. В-третьих - погода просто замечательная, и я свободен. Прекрасное положение вещей. Кстати, я ещё не представился - меня зовут Марк. О, вы слышали? Спасибо, спасибо... Да, это я вылечил собачку посла Индонезии. Между нами - она просто страдала метеоризмом. Итак, завтра я лечу в Париж. Один, конечно. Нет, меня вполне устраивает одиночество. Да, она была, но всё в прошлом. Не портите мне настроение в такой чудесный день.

Думаю, стоит отправиться в кальянную. Там работает мой друг. Мы давно знакомы. Наверное, уже лет семь. Я тогда ещё только начинал практику - работал ассистентом сутки через двое, а Фарух был нашим постоянным клиентом - у него был кот- диабетик. Кот давно сдох, но мы с Фарухом по-прежнему друзья.

Как легко дышится, не правда ли? Это весна. Моё любимое время. Птицы, цветы, тепло... любовь, чёрт возьми!..

Ха-ха! Привет, Фарух! Чего такой довольный? Да вот тебя увидел. Жизнь прекрасна, пока есть больное зверьё! Я не циник, я - ветврач! Давай выкурим сегодня что-то особенное!

Зачем ты завешиваешь меня ширмой? Эффект микрокосмоса? Не понял, но верю. Боже, что за запах? Где ты раньше это прятал? Один мундштук? Ты не со мной? А, понял. Заинтригован. Ну, что же, раскуриваем. Начали...

Странное ощущение... Холод. Внутри всё онемело. Ну и трава, брат...

Чёрт, где я?

 

ONE

 

Я стою на открытом пространстве, вокруг меня темнота. С неба медленно падают снежинки и тают на моём лице, скатываясь маленькими дрожащими каплями. Мне холодно. Я вижу впереди оранжевые огни. Это фары машин, они приближаются ко мне. Я слышу пронзительный гудок и отскакиваю в сторону. Автомобиль проносится мимо меня и исчезает во тьме.

Мои глаза постепенно привыкают к темноте и я вижу себя стоящим на обочине шоссе, над самым краем насыпи. Внизу метрах в трёх раскинулась степная пустошь. Она засыпана снегом. Я вижу этот девственно-белый покров и вдруг замечаю кое-что ещё. На моих глазах в снегу появляются отпечатки ног... Следы возникают в двадцати метрах от меня и продолжают появляться будто бы из ниоткуда. Они направляются ко мне! Я моментально покрываюсь холодным потом от ужаса. Я приказываю своим ногам бежать, но они и не думают повиноваться - эти две жалкие опоры вибрируют, как резиновые шланги под напором, и если я сделаю хоть шаг, то упаду. Следы появляются всё ближе. Вот они уже поднимаются ко мне по склону!..

В эту минуту рядом со мной останавливается машина, чья-то рука распахивает дверцу, и знакомый женский голос кричит.

- Скорей сюда! Ну же!

Я падаю в раскрытую дверцу и едва успеваю втащить в салон ноги. Машина резко трогается и стремительно прорывается сквозь темень прочь от этого места. Я захлопываю дверцу и поворачиваю голову к своей спасительнице.

- Чёрт... Рита!

Она бросает на меня короткий взгляд, но ничего не говорит. Моё сведённое судорогой тело расслабляется.

- Боже! - Вздыхаю я. - Спасибо тебе, солнышко!

Она фыркает, не глядя на меня. Я поворачиваюсь и долго смотрю на неё. Такой до боли знакомый профиль... и родимое пятнышко на мочке уха.

- Эй, я скучал по тебе! - Говорю я. - Скажи же что-нибудь!

Рита удивлённо смотрит на меня. И пожимает плечами.

- Ну, я очень рада! Только я первый раз тебя вижу.

- Что?!

Я недоверчиво пялюсь на неё в то время как мой рот выговаривает.

- Это шутка, да?

- Нет! - В её голосе появляются нетипичные нотки раздражения. - Ты, наверное, перепсиховал и бредишь! А, может, ты и вправду псих, если оказался на тех полях!

Я отказываюсь верить ей. Не может быть, что она вот так взяла и забыла меня! Не может быть! Я любил её!

- Послушай, но я же любил тебя! - С отчаянием в голосе говорю я. - Ты что, всё забыла?

В её взгляде искреннее недоумение.

- Забыла что?

- Цветы, кино... Концерт Красных Элвисов тоже забыла?

- Послушай, я в своём уме! - Убеждённо говорит Рита. - Это могут подтвердить сотни моих знакомых. И я не знаю тебя! Слышишь?

Я вытираю лицо ладонью. От всего этого безумия мне не по себе.

- Зачем ты подобрала меня? - Глухо спрашиваю я, смиряясь с фактом, что один из нас спятил. Рита снова пожимает плечами, но на этот раз с полуулыбкой.

- Не знаю. Жаль будет, если пропадёт такой симпатяшка!

- Что ТАМ было? - Спрашиваю я, и дрожь пробегает по спине от ещё не унявшегося ужаса.

- Там? - Она с любопытством смотрит на меня. - Ты имеешь в виду - в Долине Страха?

- Долина Стра... - Меня передёргивает и я застываю с открытым ртом и неоконченной фразой. Рита хмыкает. Что это означает, я не понимаю - она никогда так не хмыкала и это тоже кажется чужеродным, как и раздражённые интонации.

- Попав в эту долину, люди сходят с ума от необьяснимого страха. - Говорит она. - Скатываясь с насыпи вниз, ещё никто не покидал долину. Я думаю, сойдя с ума, люди уже не соображают, где они и как им выбраться. Скорее всего, они умирают там, внизу.

Она умолкает. Мне становится нехороршо. Я наклоняю голову и тупо гляжу в одну точку, пока меня не прорывает потоком слов.

- Это бред, бред! Нет никакой Долины Страха, и нет этой машины и тебя, будь ты проклята! Останови!

Рита послушно сотанавливает. Я открываю дверцу и уже выставляю ногу из машины, но что-то круто возвращает меня обратно.

- Мы уже выехали из Долины? - Спрашиваю я. Она смеётся. Я вновь закрываю дверцу и говорю ей.

- Прости меня! Пожалуйста, отвези меня в безопасное место!

 

TWO

 

Впереди мост. Мы едем по нему долго - может быть, полчаса, а может, и два - в полном молчании. Машина издаёт ровное успокаивающее ворчание. Меня клонит в сон...

Я просыпаюсь от шума голосов и растерянно осматриваюсь, не понимая, где нахожусь. Вокруг всё залито приглушённым неоновым светом, и голоса, смех, звон стеклянной посуды... я в каком-то баре?

Подо мной кожаная обивка дивана, а на столике возле меня пепельница и раскрытая пачка сигарет. Странно, ведь я не курю... а Рита? Где она?

Я встаю и оглядываю помещение. Риты нигде нет. Голоса становятся громче, они впиваются в уши и сверлят мою голову. Чёрт! Я закрываю уши ладонями, у меня непроизвольно текут слёзы. Да что же это такое?!

- Сядь! - Слышу я властный гулкий голос. Я вытираю глаза и тут же вся обстановка со всеми звуками отодвигается куда-то на второй план. На диване напротив меня сидит незнакомец. Черты его лица трудно различимы в полумраке, я вижу отчётливо только его руки, выглядывающие из рукавов чёрного пиджака - их кожа белая, а ногти сияют стальным отливом.

- Сядь! - Снова приказывает незнакомец. Я сажусь. Он предлагает мне закурить, я отказываюсь. Я по-прежнему не могу разглядеть его лицо - оно маячит передо мной тёмным размытым пятном.

- Ты - Марк. - Говорит незнакомец уверенным тоном, и я соглашаюсь.

- Что тебе здесь нужно? - Резко спрашивает он.

- Я не знаю, как сюда попал. - Отвечаю я и вздрагиваю, потому что он подаётся вперёд и смотрит мне в глаза.

- Я тебя спросил, что тебе здесь нужно!

Его глаза карие, как и у меня, а брови чёрные, густые - в их тени глаза кажутся запавшими. Как...

- Отвечай! - Ревёт он не своим голосом. Я в изумлении оглядываюсь, но никто не обращает внимания на этот чудовищный рёв.

- Я ищу мою девушку. - Поспешно отвечаю я. - Она привезла меня сюда и куда-то исчезла...

- Если ты о ней... - Он кивком указывает куда-то в сторону. - Можешь не ждать её.

Я поворачиваюсь в ту сторону, куда он указал, и вижу круглый подиум, переливающийся всеми цветами радуги, а на нём - извивающуюся вокруг шеста танцовщицу.

- Да нет... - Устало говорю я. - Это не она.

- Уверен? - Хмыкает незнакомец, внезапно встаёт и хватает меня за локоть. Я пытаюсь сопротивляться, но он упорно тащит меня к подиуму и чуть ли не швыряет на его край.

- Смотри! - Гремит он. Я поднимаю голову и вижу... Риту. Она улыбается, не замечая меня, подмигивает кому-то и крутит бёдрами. На ней только чёрное бельё и высокие сапоги...

- Это не может быть она! - Кажется, я произношу это вслух. - Этого не может быть!

Я разворачиваюсь к незнакомцу. Он смеётся, прикрывая рукой лицо. Оглядываясь, я вижу, что смеются ВСЕ. Кто-то даже фотографирует меня. И все гогочут, показывая на меня пальцами. Рита наклоняется ко мне и шепчет на ухо, обдавая мою шею тёплым дыханием.

- Думаю, тебе надо выпить и поспать. Возьми ключи от моей машины и жди меня там!

Она кладёт мне в ладонь ключи. Я машинально убираю их в карман и, ничего не видя, еле передвигая ноги, иду куда-то. Незнакомец нагоняет меня и берёт за плечо.

- Ты уверен, что не хочешь досмотреть? - Ухмыляется он. У меня не осталось сил даже разозлиться. Я только качаю головой и убираю его руку с плеча. Он кричит мне вдогонку.

- Эй, Марк, я вижу - тебе понравилось!

Я падаю, споткнувшись обо что-то. Оглушительный смех звучит в ушах. Кто-то подхватывает меня и пинками направляет к выходу.

Я вываливаюсь из стеклянных дверей в холодные объятия снежной ночи. Город сверкает разноцветными огнями. После тепла душного помещения снег обжигает лицо. Я сажусь на ступеньку. В голове пустота. Хочется заснуть прямо здесь. И, возможно, уже не проснуться. Сквозь шумы ночного города я слышу тихое пение. Оно приближается откуда-то справа. Повернувшись туда, я уже без особого удивления вижу девушку в лёгкой накидке и венке из ромашек. Она идёт по заснеженному асфальту босая и напевает какую-то удивительно приятную песенку. Она переходит дорогу, не обращая ни малейшего внимания на машины, и каким-то чудом остаётся невредимой. Я провожаю её взглядом.

Потом поворачиваюсь в другую сторону и... непроизвольный крик срывается с моих губ. В полуметре от меня на ступеньках бара сидит мой отец.

 

THREE

 

Отец... Его красная куртка, его вечно смеющиеся глаза, рюкзак за плечами... Он выглядит так, словно ему ещё жить и жить. Как и тогда, десять лет назад.

Его хоронили в закрытом гробу, и я не знаю, как выглядели его останки. Могу представить, что в них мало что напоминало его живого. Лавина тащила его по камням не меньше километра.

Он молча смотрит на меня. Я протягиваю руку и осторожно дотрагиваюсь до него. Вопреки ожиданиям, моя рука не проходит сквозь его тело, а упирается. Я чувствую шероховатую ткань куртки. Он реален, как и всё в этом кажущемся нереальным мире.

- Папа... - Говорю я. И замолкаю, не зная, что сказать. " Ты жив"? Но это невозможно. " Как я рад тебя видеть"? Неправда, я слишком сбит с толку, чтобы радоваться. Отец смотрит куда-то поверх моей головы. Я отслеживаю его взгляд и вижу огромный жидкокристаллический экран на фасаде одного из домов. В нём показывают мультипликационный ролик. Нелепого вида человечек в набедренной повязке и сандалиях, с большим красным носом варит в котле какое-то зелье, после чего процеживает его и настаивает. Затем его окружает толпа таких же нелепых человечков, но поменьше ростом, и он раздаёт им бутылки, наполненные зельем, подносит к горлышку одной из бутылок зажжённую спичку, и зелье вспыхивает. Следующие кадры показывают героя прикованным к скале, и коршун синего цвета через силу клюёт его громадную разбухшую печень, после чего коршуна тошнит, и он замертво валится на землю. Никаких надписей. Смысл ролика остался для меня неясным.

Отец кашляет. Я вновь поворачиваюсь к нему. Он делает вид, что смеётся. ДЕЛАЕТ ВИД?! Но ведь обычно люди как раз делают вид, что КАШЛЯЮТ, когда на самом деле смеются! Почему-то это здорово пугает меня. Я хватаю отца за плечо.

- Папа! Ты в порядке?

Глупо спрашивать такое у человека, умершего десять лет назад. Но я не сдаюсь и повторяю свой вопрос. Реакция на него неожиданна - отец встаёт и уходит. Я вскакиваю и бросаюсь за ним. Но он бежит, поминутно оглядываясь через плечо, что выглядит довольно нелепо.

- Стой! - Кричу я ему. - Постой, там машина!

Но он не успевает остановиться. Гигантская белая фура наезжает на него и, даже не притормозив, мчится дальше. Я успеваю разглядеть на белом борту фуры рекламу горнолыжного курорта с фотографией заснеженной вершины.

Я не смею взглянуть на то, что лежит передо мной на асфальте. Тогда, в далёком прошлом, мне так хотелось открыть гроб и посмотреть, пока его не опустили в яму и не забросали землёй... Но сейчас я не хочу.

Я отворачиваюсь. До меня доходит - всё, что со мной происходит, это дурман, наваждение, невиданная по своему реализму галлюцинация. Я в кальянной у Фаруха. Мне нужно вернуться в себя. Вернуться...

Я пытаюсь как можно больнее ущипнуть себя. Ничего не происходит. Я разбегаюсь и бьюсь головой о фонарный столб. Он гудит, голова тоже, в глазах мелькают искры... Я со стоном осматриваюсь. Всё по-прежнему.

- Ладно! - Ору я во всю глотку. - Я знаю, как избавиться от вас! Эй!

Я выхожу на шоссе и поворачиваюсь лицом к слепящим фарам.

- Ну же! Кто смелый! Не объезжай меня, чёрт бы тебя побрал!

Я кидаюсь навстречу машинам, но они ухитряются не задеть меня. Я слышу крик Риты.

- Ты с ума сошёл! Беги назад!

Я не обращаю на неё внимания. Она не настоящая. Здесь одни фантомы. Я начинаю шагать по встречной полосе.

Рита хватает меня за руку и тащит к тротуару. Я упираюсь ногами, как ребёнок. Оказывается, она очень сильная. На тротуаре я поскальзываюсь и падаю.

- Ты что, совсем придурок! - Кричит она у меня над головой. Я не отвечаю. В этот момент, случайно глянув на дорогу, я вижу, наконец, то, что осталось от моего отца. Тошнота подступает к горлу вместе с судорожным, давящим комком рыданий. Я начинаю плакать.

- Эй! - Голос Риты становится озадаченным. Она опускается рядом со мной на колени.

- Что с тобой? Ну ладно, успокойся... Всё, хватит! Всё хорошо...

Она обнимает меня и прижимает мою голову к своему плечу. Я дрожу и всхлипываю. Не знаю, сколько времени это длится. Потом мне становится стыдно и холодно. Я высвобождаюсь из её обьятий и встаю.

- Мне нужно побыть в тихом, спокойном месте. - Говорю я ей. - Отвези меня к себе домой!

Она странно смотрит на меня. Потом кивает.

- Отвезу. Садись в машину!

 

FOUR

 

Наконец-то я в знакомом месте! Мы идём по длинному тёмному коридору к Ритиной комнате. Здесь так тепло! Я разуваюсь, снимаю с себя плащ и привычным жестом вешаю его на крючок. Всё вокруг радует меня - я вернулся! В последний раз я был у неё два месяца назад и, слава богу, за это время тут ничего не изменилось. Кроме... Я застываю на месте. Прямо передо мной находится зеркало в полный человеческий рост, и в нём отражается нечто, стоящее за моей спиной. Его облик настолько хрестоматийно узнаваем, что ирреальность происходящего ощутима физически. Шеренга мурашек пробегает по моей спине и каждый волосок на теле встаёт дыбом. Я медленно поворачиваюсь и оказываюсь лицом к лицу с врубелевским Демоном. Он стоит передо мной, голый по пояс, с богатырским торсом и великолепной чёрной гривой волос, опускающихся почти до пояса. Чёрные глаза Демона посверкивают, и эти искорки кажутся звёздами, светящими из глубин космоса. Лицо существа совершенно непроницаемо, но я вижу, как Оно дышит.

Голос Риты выводит меня из оцепенения.

- О, вы ещё не познакомились! Это Мартинсон, натурщик.

- Марк. - Представляюсь я и жму Демону руку. - Так это вы позировали Врубелю?

- То был мой прадед. - Без тени улыбки отвечает Мартинсон и скрывается в комнате Риты.

- Слушай, почему он голый? - Шёпотом спрашиваю я Риту. - Он что, здесь живёт?

- Нет, он прилетает меня искушать! - Хихикает Рита. - Не задавай лишних вопросов. Выпить хочешь?

Я киваю и иду за ней на кухню. Она достаёт из холодильника красное вино и отдаёт мне в руки.

- Открой пока.

- Ты куда? - Спрашиваю я.

- Сейчас приду, расслабься!

Я открываю вино и, напрягая уши, пытаюсь услышать разговор из её комнаты. Слышу голос Риты, но слов не разобрать. Я невольно ловлю себя на том, что ревную её. Прошло два месяца, а я снова, как и раньше, теряю голову. Я провожу ладонью по столу, за которым мы с ней столько раз сидели... Будто бы вчера. И не было этих жёстких слов, дрожащего блеска в глазах... Не было прощания. Просто я в очередной раз пришёл к ней в гости.

Да нет, тут что-то не так. В действительности всего этого нет. А что сеть действительность? Тут я вспоминаю, что во внутреннем кармане плаща должны лежать мои отпускные и, кажется, билет в Париж. Если они всё ещё там, тогда реальна та действительность, где я сижу в кальянной за ширмой и вот уже два месяца пытаюсь забыть Риту. Я срываюсь со стула и бегу к вешалке.

Дрожащими, непослушными руками я лезу во внутренний карман плаща. Пусто!

- Чёрт! - Рявкаю я вслух.

- Что? - Вопрошает Рита из комнаты. Видно, я сильно не в себе, так как долго соображаю, что ответить. Но всё равно не успеваю. Рита выходит из комнаты в сопровождении Мартинсона. Оба переоделись и выглядят вполне благопристойно. Глядя на меня, Рита улыбается и поясняет Мартинсону.

- Он немного псих, не обращай внимания. Я нашла его по дороге через Долину Страха.

- Это правда? - Мартинсон впервые с любопытством смотрит на меня. - Что вы там делали?

- Боялся. - Мрачновато отвечаю я. Рита опять улыбается и жестом приглашает нас на кухню.

Мы располагаемся за столом, Рита достаёт бокалы и водружает на середину стола тарелку с фруктами. Я разливаю вино, не решаясь поднять взгляд. Мне не хочется видеть, что они заодно, а я - посторонний.

- Ну, кто скажет тост? - С улыбкой спрашивает Рита и поднимает бокал. Мы с Демоном молчим.

- Тогда я скажу. За то, что нас в урочный час судьба собрала здесь!

Мы чокаемся и каждый делает по глотку. Я упорно молчу.

- Так ты идёшь завтра к Нопфлеру? - Спрашивает Рита у Мартинсона, и они погружаются в разговор о чём-то своём. Я рыскаю взглядом по комнате, и ощущение уюта сменяется тоской. Я встаю и подхожу к окну. Снег уже перестал идти. Крыши домов и улицы посверкивают тысячами маленьких кристаллов, отражающих свет фонарей и окон. Я думаю о том, что лучшим решением сейчас было бы лечь спать, но, как назло, спать совершенно расхотелось.

И вдруг я слышу трель мобильника. СВОЕГО мобильника! Я по привычке хватаюсь за карман джинсов, но его там нет. Я бегу к вешалке, запускаю руку в карман плаща и с облегчением извлекаю звонящий телефон. Номер не определился.

- Алло?

- Алло! Марк!

Слава богу - это Артур!

- Арчи, привет! Ты где?

- Я? Дома. А вот ты где? Куда пропал?

- Мы же вчера виделись, Арчи.

- Вчера? Ты бредишь? Я не видел тебя полгода! Почему ты не звонил?

Я молчу. Руки слабеют. Полгода?

- Алло, Марк! Алло-о?

- Да...

- Ты сейчас в городе?

- Да. - Только вот в каком, думаю я.

- Приезжай ко мне!

- Куда?

- Ну ты даёшь! Забыл, что ли? Улица Марата, дом четыре, квартира тридцать девять! Жду!

Он отключается. В моих мозгах пульсирует его адрес... адрес... постойте-ка! Я возвращаюсь на кухню и спрашиваю у Риты.

- Какой у тебя адрес?

- Тебе зачем? Улица Марата, дом четыре, квартира тридцать девять... Что с тобой?

Я падаю на стул. Мартинсон обеспокоенно смотрит мне в лицо.

- Вы побледнели! Рита, нашатырь!

Он поднимается и распахивает форточку.

- Не надо! - Хриплю я, пытаясь взять себя в руки. - Я в порядке!

- Может, тебе лучше лечь поспать? - Озабоченно спрашивает Рита. Так как я не отвечаю, она говорит.

- Я постелю тебе в комнате на полу. А ты помоги ему дойти!

Мартинсон поддерживает меня под руку, и мы медленно идём вслед за Ритой. В комнате я раздеваюсь, падаю на матрас и почти мгновенно отключаюсь.

 

FIVE

 

Похоже, я начинаю привыкать просыпаться не там, где засыпал. Меня освещает яркий солнечный свет, но вместо комнаты Риты я вижу наш школьный кабинет истории. Школьная доска на стене, парты, шкаф с книгами и горшки с цветами на подоконнике... По классу порхает бабочка. Каким-то образом я перенёсся из зимы в самый конец весны.

В классе, кроме меня, лишь один человек - наша историчка. Обстановка напоминает мои школьные эротические фантазии. Историчка - мы звали её просто Лейла - высокая, потрясающая шатенка лет тридцати с лицом Шарон Стоун и бюстом Памелы Андерсон. Мы, пацаны-старшеклассники, всегда чувствовали себя рядом с ней смешными и глупыми. Разумеется, каждый втайне вожделел Лейлу, но дальше сочинений собственных порноисторий с её участием никто не шёл. Ей достаточно было просто посмотреть на ученика своим насмешливым взглядом, в котором сквозило огромное интеллектуальное превосходство, чтобы поставить охваченного взрывом гормонов юнца на место.

Все годы моей взрослой жизни куда-то улетучились, и я снова чувствую себя школьником. У меня потеют ладони, и я машинально поправляю на носу давно не существующие очки.

Лейла в строгом костюме - чёрный пиджак, юбка до колен, белая рубашка. На лице - лёгкий намёк на макияж. Она держит в руке мел, словно собирается написать на доске тему урока.

- Итак, Марк, - начинает она. - Я вижу в твоём взгляде крайнюю степень удивления вкупе с ностальгией, окрашенной эротическим подтекстом. Не красней так, будто тебе прищемили тестикулы! Я знаю - в твоей голове беспокойно ёрзают несколько вопросов. На первый из них - как я выгляжу без одежды - ответа ты никогда не получишь, если только мой сумасшедший любовник не выложит в сети наше хоум-видео. Вопрос второй - как ты здесь оказался? Верно?

Я киваю. Щёки всё ещё горят.

- Отвечаю - на самом деле тебя здесь нет. Ты спишь глубоким сном в квартире своей бывшей подруги.

- Что? - Вскрикиваю я, забывшись на секунду. Лейла качает головой и вздыхает.

- Пойми, не было никогда ни Фаруха с его кальянной, ни зловонного пса посла Индонезии, не было билета в Париж!

- Я не понимаю... - Сдавленно шепчу я.

- Ты выдумал всё это, чтобы вытеснить из головы всего лишь одно воспоминание, оказавшееся для тебя таким важным - воспоминание о человеке по имени Рита.

- Но почему она не помнит меня?! - Спрашиваю я, соскакивая с парты.

- Да потому что ТЕБЯ НЕ БЫЛО. Ты появился в её жизни как размытая тень, и ушёл, не оставив следов.

- Неправда! - Кричу я. - Это несправедливо!

- Ты хотел, чтобы она была рядом как приложение к твоей псевдоуспешной жизни. Если бы ты интересовался ею САМОЙ, как неразгаданной Вселенной, всё могло быть по-другому. Но ты думал лишь о себе.

- Да нет же! - Я беру себя в руки и говорю тише. - Я ведь любил её, я это понял, когда мы расстались.

Лейла кивает.

- Да, но вместо того, чтобы вернуться, ты взял и создал у себя в голове иную реальность. Хотя это всё равно не помогло.

- Хорошо, но при чём здесь Долина Страха, отец, звонок Артура... тот незнакомец в баре?

- Одно цепляется за другое. Нет никакого Артура, он - из выдуманного тобой мира. Скажи - ты хоть помнишь, как он выглядит?

Я пытаюсь связать имя " Артур" со знакомым лицом, но... ничего не получается. Похоже, я никогда не знал человека с таким именем.

- Его звонок - это твоя попытка вернуть обратно тот мир, где ты куришь кальян у Фаруха накануне твоего отлёта в Париж. Отец, который не замечает тебя и, в конце-концов, попадает под машину, а ты при этом видишь его останки - твоя детская обида на него за недостаток внимания плюс нереализованное любопытство и связанное с ним чувство вины. Долина Страха - олицетворение твоего страха перед неизвестным. Ну, а что касается незнакомца в баре - это ты сам.

Я застываю с открытым ртом.

- У тебя рефлексы гамадрила. - Замечает Лейла. - Твой незнакомец - это проекция чужих мыслей, то, каким тебя выидит со стороны большинство людей. Решай сам, насколько они близки к правде.

Она делает паузу и садится на стул, скрещивая ослепительно красивые ноги.

- Ну что, я удовлетворила тебя? - Спрашивает она, улыбаясь.

- По правде говоря, я ещё больше запутался. - Отвечаю я. - Все эти параллельные миры... Что мне сделать, чтобы вернуться на два месяца назад?

- Ничего. - Отвечает Лейла. - Ты уже ничего не изменишь.

- И где же я проснусь? - В отчаянии спрашиваю я.

- В её комнате. На полу рядом с тапочками Мартинсона.

Я бью кулаком по парте.

- Нет! Это не реальность, а бред сивой кобылы! Это выдумка! Ты запутала меня! Тебя самой - нет!

Лейла спокойно наблюдает за моей истерикой.

- Думай как хочешь, ты - свободный человек. - Говорит она с усмешкой. - В конце-концов, ВЫБЕРИ САМ СВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ!

Я резко оборачиваюсь к ней.

- Подожди! Было ещё одно маленькое видение... я хочу спросить, что оно означает!

- Босая девушка в венке, с песней переходящая дорогу? - Лейла прищуривается. - Это твой идеал Жизни. Чистой, бесстрашной, наполненной любовью жизни.

Она встаёт и кладёт мел на доску.

- Ну вот, если не возражаешь, урок окончен. Можешь просыпаться!

Кабинет истории тает, все краски смешиваются, и меня словно вытягивает из этого цветного сна неведомая сила. Что-то крохотное и пёстрое успевает вынырнуть вместе со мной, а потом всё исчезает.

Я просыпаюсь в комнате Риты. Солнечный луч греет мою руку. Что-то щекочет мне нос, я пытаюсь смахнуть это рукой, и перед моими глазами, мелькая красно-бело-оранжевыми крыльями, взлетает бабочка.

 

SIX

 

Я сижу и тупо смотрю в стену. Надо что-то делать. Слышно, как в ванной шумит вода - должно быть, Рита залезла под душ. Я оглядываю комнату, её вещи, рисунки на стенах... Неужели я никогда не присутствовал по-настоящему в её жизни! Один только раз она доверила мне свои мечты - в кафе " Ланка", но я её толком не слушал, размышляя о чём-то своём.

Внезапно ко мне приходит решение. Я отведу её туда, и она вспомнит! Я встаю и почти бегу из комнаты, по пути роняю на пол гитару, нагибаюсь за ней, а когда выпрямляюсь, вижу Риту. Она стоит, прислонившись плечом к дверному косяку, в майке и с полотенцем на голове, и смотрит на меня.

- Привет! - Говорю я и кладу гитару на стул.

- Привет. - Как-то глухо и серьёзно отвечает она, не спуская с меня глаз. Я молчу.

- Будешь чай? - Спрашивает она после минутного раздумья.

- Буду.

Мы идём на кухню, она - впереди, я гляжу ей в спину. У неё очень прямая спина. Я мысленно пририсовываю к ней белые крылья, и где-то внутри меня появляется беспокойное, сосущее чувство.

- А где Мартинсон? - Спрашиваю я, глядя, как она заваривает чай.

- Ушёл на работу. - Она отвечает вяло, неохотно. - Садись.

Я сажусь на стул. Смотрю на неё, не отрываясь.

- Рита!

- Да? - Она не поднимает головы, занятая чайником.

- Ты свободна сегодня?

- Смотря для чего!.. - Она улыбается и бросает на меня короткий смеющийся взгляд.

- Я хочу отвести тебя в одно место.

- Да? Как ты быстро сориентировался в городе!

- Ну так как?

- Что за место?

- Кафе " Ланка". - Почему-то я уверен что найду его. Рита задумывается.

- Ну, не знаю... а когда?

- Сейчас! - Нетерпеливо говорю я и напряжённо выпрямляюсь. Потом зачем-то повторяю.

- Сейчас.

В её глазах мелькает смешливое удивление. Но она, как ребёнок, всегда готова к новой игре.

- Идёт! Я только высушу волосы.

Она уходит в комнату. Я смотрю на часы - восемь тридцать. В ТОЙ реальности я уже должен ехать в аэропорт.

Я пытаюсь представить себя на месте Риты и критически оглядываю себя настоящего. Не может быть, чтобы люди видели меня таким, как мой двойник в баре! Этот тип внушал мне отвращение.

Но всё же... Лейла права - это был я. Чертовски обидно. Я постараюсь исправиться.

Рита выходит на кухню в свитере и джинсах. В руках она держит мой плащ и свою куртку. Она не пытается скрыть авантюрную улыбку.

- Что ж, пойдём!

- Пойдём!

 

SEVEN

 

Теперь-то я, наконец, могу разглядеть город при дневном свете. И что это за город! Он несёт нас на широких ладонях своих площадей и проспектов, заманивает в узкие улочки и тупики, ослепляет диковинными сверкающими сооружениями и кружит голову хороводом снежинок. Солнце смеётся и щекочет нас лучами. Кажется, что асфальт под ногами ходит ходуном. Я останавливаюсь посреди улицы и хватаюсь за голову. Боже! Мне никогда не найти в этом празднично-ярком хаосе то маленькое кафе из воспоминаний!

Рита что-то спрашивает у меня, но я ничего не слышу. Я парализован этой невероятной феерией света и движения. Тогда она швыряет в меня снежком. Холодный и мокрый, он разбивается о моё ухо, я поворачиваюсь к ней с выражением оскорблённого недоумения на лице, и Рита сгибается пополам от смеха.

- Ну, держись! - Рявкаю я. Она с криком удирает. Я бегу за ней, то и дело поскальзываясь и чудом сохраняя равновесие, бегу, забыв обо всём, наслаждаюсь этой гонкой и холодным воздухом, распирающим грудь! Мы каким-то чудом ухитряемся не задевать прохожих. Щёки обжигают снежинки, в стремительном движении превращающиеся в крошечные снаряды. Мы перебегаем через мост, на чугунных перилах которого висит исполинских размеров замок с неразборчиво нацарапанными именами, должно быть, каких-то неведомых великанов. За поворотом я теряю Риту из вида.

Громко дыша, я останавливаюсь и осматриваю улицу. Риты нигде нет. Я опираюсь рукой о стену здания и прямо перед собой вижу дверь, а над ней вывеску " Ланка". Вот оно! Рита сама привела меня сюда, она помнит это место!

Меня бросает в жар, как только я вхожу в кафе. Я узнаю эти стены, расписанные индийскими рисунками, эту атмосферу... Кажется, будто это место создано специально для путешественников, заглянувших сюда отдохнуть и поделиться друг с другом впечатлениями прежде чем снова отправиться в дорогу.

Я почти сразу замечаю её. Рита сидит за столиком у самого окна и улыбается мне с весёлой снисходительностью.

- Ты долго думал! - Говорит она, когда я снимаю плащ и сажусь напротив неё. Я согласно киваю.

- Да. Кажется, я бы в жизни не нашёл это кафе!

Мне приходит в голову, что это нелепо - пригласить девушку в кафе и не найти его. Я смеюсь. Рита догадывается, о чём я подумал, и подхватывает смех.

Над окном развешены неизвестные мне красные цветы с жёлтыми тычинками. Круглое пятно солнечного луча лежит на столе прямо посередине между нами. Подходит официантка, мы заказываем имбирный напиток и рисовые пирожные.

- Я хочу, чтобы ты вспомнила. Здесь мы когда-то говорили... - Я вдруг запинаюсь. Я не помню, о чём мы тогда говорили. Рита ждёт продолжения, но я сдаюсь и со вздохом развожу руками.

- Не могу вспомнить...

- Где же твоя фантазия? - Фыркает она. - Мог бы придумать что-нибудь романтичное, о чём мы с тобой " тогда" говорили...

- Ты всё ещё не веришь мне?

- Нет. Уж извини!

Я задумчиво смотрю на неё. Нам приносят наш заказ, и Рита принимается за пирожные. Я думаю о том, что она ведь никогда не давала мне понять, что любит меня. Как это ни печально, Лейла права и в этом - я не оставил никакого следа в жизни Риты.

По-видимому, я произношу это вслух - Рита отрывается от еды и удивлённо смотрит на меня. Я ставлю стакан в центр солнечного пятна. Душевный подъём куда-то исчез, откатился, будто камень у входа в пещеру, и в меня беспрепятственно вошла пустота.

- Ты не о том думаешь. - Говорит Рита.

- То есть?

- То, о чём ты сейчас думаешь, делает тебя печальным. Думай о чём-нибудь другом! - Советует она.

Я вдруг узнаю в ней ту, прежнюю Риту. Хотя она вроде бы никуда и не девалась, эта её фраза одним махом возвращает меня в прошлое, потому что я уже слышал её... и именно здесь. Меня охватывает волнение. Получается, я привёл её сюда, чтобы дать ей вспомнить, но вместо этого вспоминаю сам!..

- Скажи, о чём мне подумать! - Произношу я с замиранием сердца то, что уже говорил ей два месяца назад, в другой реальности... а, может быть, и в этой.

- О чём-нибудь приятном... - Отвечает она, и я шёпотом проговариваю вместе с ней. - О детях, о щенках или котятах...

Она улыбается, не замечая, что мы произносим эту фразу вместе.

- Было бы здорово, - говорю я. - Если б ты не напоминала мне о работе! Моя голова забита щенками и котятами двадцать четыре часа в сутки!..

Я выпаливаю эту фразу на автомате и понимаю, что совершил непоправимую ошибку. Я знаю, что она сейчас скажет, я ПОМНЮ каждое слово.

- Ты забыл, что значит радоваться жизни! - Огорчённо говорит она. - Я лучше уйду, чтобы не портить тебе настроение...

И она действительно встаёт, чтобы уйти. У меня ощущение, что я смотрю повтор фильма. В этом фильме я небрежно бросаю ей " я позвоню! " и с невольной досадой смотрю, как она уходит. После чего допиваю свой напиток и в скверном расположении духа еду домой.

Я сжимаю кулаки. Чёрт возьми, я уже не тот законченный эгоист, которым был раньше! Я не грубый циничный тип, каким меня видели - каким Я себя видел, когда разговаривал с собой в баре! Я не позволю тебе уйти!

Я вскакиваю со стула и бросаюсь ей наперерез.

- Постой! - Прошу я, задыхаясь от волнения. - Дай мне ещё шанс! Ты нужна мне!

Она останавливается, немного смущённая, затем, как-то по новому взглянув на меня, улыбается.

- Тебе говорили когда-нибудь, что ты странный тип?

Я киваю, облегчённо улыбаясь.

- Да. Это говорила ты!

 

EIGHT

 

Мы по уши друг в друге. Я не знаю, как это произошло, но мы вытаскиваем друг из друга такие личные истории и откровенные признания, каких ещё не было в моей жизни. Мы так поглощены беседой, что не замечаем хода времени, да что там... мы вообще ничего не замечаем. Я слушаю её с таким увлечением, словно проживаю её жизнь! Это так ново для меня...

Она - стриптизёрша. Я понятия не имел об этом факте, пока не увидел накануне собственными глазами. Рита говорит, что занимается этим уже давно, и я понимаю, что только сейчас начинаю узнавать эту женщину. Это - настоящая Рита, непознанная Вселенная - я нахожу очень удачным это выражение, употреблённое Лейлой. Мы не стыдимся рассказывать друг другу ВСЁ - и чем больше я узнаю о ней, тем сильнее люблю. Мы выходим из кафе совершенно не в том качестве, в каком входили туда. Теперь мы - союзники, существа, приобщившиеся тайн друг друга.

Рита признаётся, что никогда ни с кем так откровенно не говорила.

- А с Мартинсоном? - Спрашиваю я и улыбаюсь, заранее зная ответ. Рита от души хохочет.

Мы гуляем по городу, наблюдая всю эту затейливую круговерть образов.

- Давай споём! - Предлагает Рита. Мы затягиваем битловскую " She loves you", пытаясь попадать в ноты, но нам мешает смех и мы сбиваемся. Мы перепрыгиваем через ограды, намеренно идя напролом - ведём себя как расшалившиеся дети. Я не знал раньше такой душевной лёгкости. Это очищает и наполняет радостью и смыслом каждую секунду жизни.

Мы заходим в парк аттракционов. Катаемся на " весёлых горках" и " корабле Моргана". У меня уже болят лицевые мышцы, но хочется смеяться ещё и ещё. Время летит незаметно, и мы с удивлением замечаем, что наступают сумерки. Я предлагаю пойти в кино, Рита без колебаний соглашается. Мы стоим у кассы, и она, конечно, догадывается, что я возьму билеты на последний ряд.

Мы сидим во тьме кинозала и смотрим на экран. В один из особенно напряжённых киномоментов Рита берёт меня за руку, я поворачиваюсь к ней и мы целуемся. Всё происходит настолько естественно, что я даже не удивляюсь. Её губы горячие и ласковые. Поцелуй длится недолго и, как только она отстраняется, мне начинает остро не хватать её губ. Но до конца фильма мы больше не делаем попыток поцеловаться и ведём себя крайне прилично.

Когда мы выходим из кинотеатра, у меня мелькает мысль - кто-то сказал бы " очень кстати" - что мне, в сущности, негде ночевать. Шансы на то, что в этом перевёрнутом с ног на голову мире я отыщу свой дом, ничтожно малы. Всё же Рита спрашивает меня.

- Ты помнишь свой адрес?

- Да... - Неуверенно отвечаю я и называю ей улицу и номер дома.

- Сейчас спросим у таксиста, знает ли он, где это! - Говорит Рита и подходит к припаркованному возле тротуара такси. Водитель кивает и услужливо распахивает дверцу. Рита встречается со мной взглядом.

- Ну что, мне - с тобой? Представляешь, если там живёт кто-то другой!

- Поехали! - Говорю я. По правде сказать, мне немного не по себе. В этом странном городе меня может ожидать всё, что угодно.

Мы садимся на заднее сиденье, и водитель трогает машину с места. У него перчатки на руках. Это приковывает моё внимание, заставляя невольно насторожиться, но голос Риты тут же отвлекает меня.

- Интересно, есть ли у тебя здесь работа? Вот было бы смешно!

Подумав, я соглашаюсь. В самом деле, смешно попасть в незнакомый город и узнать, что ты здесь давно работаешь. И более того, встретить вдруг своих коллег и старых знакомых. Но что-то здесь не состыковывается. Может быть, и мои товарищи по работе, если я их встречу, не узнают меня? Я чужой в этом мире. Для всех тут я так же ирреален, как они - для меня. Я притрагиваюсь к руке Риты. Она тёплая. Нет, Рита - не фантом. А может быть, фантом - я?

Мы въезжаем в какой-то туннель. Я пытаюсь разглядеть в зеркальце заднего вида глаза шофёра - и не вижу их. Впрочем, довольно темно. Я смотрю на Риту - во мне просыпается дурацкое опасение, что она вот-вот исчезнет. Я держу её за руку.

Наконец, мы выехжаем из туннеля. Я бросаю взгляд на отражение в зеркале - глаза водителя на месте и без всяких сверхъестественных признаков. Мы подъезжаем к трёхэтажному дому - и останавливаемся.

- Приехали. - Сообщает водитель. Я протягиваю ему деньги, выбираюсь из машины и помогаю Рите. Она захлопывает дверцу, и такси мгновенно уносится.

Дом перед нами внешне ничем не отличается от того, где я жил. Мы входим в подъезд, ярко освещённый, с выложенным плиткой полом, поднимаемся на второй этаж и останавливаемся перед моей дверью. Вопреки ожиданиям, в ней тоже нет ничего необычного. Я достаю ключ и решительно вставляю его в замочную скважину. Присутствие Риты придаёт мне бодрости. Дверь открывается.

В первое мгновение мне кажется, что перед нами стоит зеркало, в котором почему-то не отражается Рита. Потом мой двойник усмехается и громко говорит.

- Наконец-то! Сколько можно ждать! Прошу!

И он делает приглашающий жест рукой.

 

NINE

 

Мы не двигаемся.

- Ты тоже видишь его? - Спрашиваю я Риту и пытаюсь унять нервную дрожь.

- Не волнуйся - видит! - Говорит мой двойник. - Не хуже, чем тебя! Ну! Долго будем стоять?

Рита находит своей рукой мою и крепко сжимает её.

- Идём! - Шепчет она. Я собираюсь с духом и смотрю в насмешливые карие глаза - СВОИ глаза. Мы переступаем порог и входим в квартиру.

- Прошу - разувайтесь! - Говорит хозяин и небрежно бросает нам тапочки. Мы вешаем верхнюю одежду на костяные крючья, вырезанные из позаимствованого в анатомичке учебного материала. Мой двойник машет нам рукой, и мы идём за ним на кухню. Там он открывает окно, достаёт сигарету и закуривает. Разумеется, я отмечаю эту странность - на что, он, возможно, и рассчитывает - и говорю.

- Я же не курю!

- Ты так думаешь? - Ухмыляется он и мастерски выпускает колечко дыма. В этом чувствуется какой-то ребяческий вызов, и я немного успокаиваюсь. Всё же это не монстр. Он - воплощение одной из сторон моей личности - не самой лучшей.

Я предлагаю Рите стул, но сам остаюсь стоять, прислонившись к холодильнику и глядя на себя курящего.

- Итак, - слова вылетают у него изо рта вместе с дымом. - Ты уже знаешь, кто я. Следующий вопрос на повестке дня - кто ты?

Я молча жду, что он скажет.

- Признаться, я долго думал над этим вопросом. - Говорит он. - И пришёл к выводу, что ты - остов.

- Что?!

- Голый остов, лишённый всего наносного. Тебе ведь кажется странным и незнакомым этот город, этот сумасшедший мир, в который ты попал? Я прав?

- Да. - Я внимательно вглядываюсь в его глаза.

- Это тот же город и тот же мир, который ты всю жизнь знал. Только теперь ты видишь его не через призму своих предрассудков и умозаключений, а таким, каков он на самом деле! Без твоих привычных мерок и стереотипов. Можно сказать, что ты видишь всё глазами ребёнка, но это не совсем так. Правильнее назвать это взглядом ОЧИЩЕННОГО.

Он делает последнюю затяжку и щелчком отправляет окурок в смолистую черноту ночи.

- Вот поэтому тебе кажется всё новым и неизвестным, и ты словно лишился ориентиров. Должно быть, это чертовски неуютное ощущение!

В моих ногах появляется слабость и я всё-таки присаживаюсь. Я не пытаюсь возражать и спорить. Он прав. Он разворачивает свой стул спинкой к себе и садится напротив меня.

- Только не задавай мне эти глупые вопросы " как" и " почему"! - Говорит он, кладя руки на спинку стула. - Я не знаю ответов.

Я осторожно протягиваю руку, но он с ухмылкой отводит её.

- Я настоящий. Разве ты не убедился в этом вчера, в баре?

Он переводит взгляд на Риту.

- Я так понимаю, всё из-за неё. - Он хмыкает, но с оттенком грусти. - Из-за неё ты и останешься!

- А у меня есть выбор? - Я непроизвольно напрягаюсь. Он как можно внушительнее, с расстановкой отвечает.

- Непоправимых вещей не случается, если только ты сам не веришь в их непоправимость. Ты можешь вернуться в себя прежнего и снова жить НОРМАЛЬНОЙ жизнью, только... уже без неё. - Он кивает на Риту.

- Почему? - Вспыхиваю я.

- Вспомни, вы расстались. Она уже забыла тебя.

Я смотрю на Риту и встречаю её ошеломлённый взгляд.

- Ты... только сейчас поверила мне? - Спрашиваю я и читаю ответ в её глазах.

- А что ты ожидал от женщины? - Со смехом восклицает мой двойник. - Они не верят как раз тогда, когда говоришь им правду!

Он вдруг подаётся ко мне и говорит уже совершенно серьёзно.

- Итак, твой выбор?

У меня пересыхает горло. Взгляд моих собственных глаз, не мигая, целится в меня, ожидая ответа. Я знаю - если выберу прежнюю жизнь, мы с ним сольёмся в одно целое.

В голове мелькают безумные события последних суток. Мне страшно, одиноко и хочется скорчиться в позе эмбриона.

- Марк. - Тихо говорит Рита и кладёт руку на моё вздрагивающее колено. Я вновь встречаюсь с ней глазами и... успокаиваюсь.

- В том мире у меня никого нет. - Слова будто сами собой срываются с языка. - В этом мире... - Я накрываю её руку своей и говорю, глядя ей в глаза.

- Я не хочу с тобой расставаться. Я люблю тебя.

- Вопрос решён. - Заключает мой двойник. - Я оставляю вас!

- В смысле? - Спрашиваю я.

- Ну, это же твоя квартира! - Усмехается он. - А я, как ты понимаешь, должен исчезнуть. Теперь люди будут видеть тебя другим.

- Но... куда ты?

- Да не всё ли тебе равно, бог ты мой! - Он резко встаёт. - Пойду курить кальян у Фаруха, а может, улечу в Париж! Да, если не возражаешь, это я заберу с собой.

Он берёт со стола пачку сигарет и зажигалку. Мы все вместе идём в прихожую, находясь в странном, сродни эйфории, состоянии.

Мой двойник снимает с крючка дубликат моего плаща, одевается и хлопает меня по плечу.

- Ну, желаю удачи! Не забывай меня, а главное - помни, кто ты есть!

Он уходит. Закрывая за ним дверь, я слышу на лестнице щелчок зажигалки. И всё-таки, почему он курит?

Я разворачиваюсь и вижу прямо перед собой глаза Риты.

- Ты останешься у меня? - Спрашиваю я.

- После того, как ты остался здесь ради меня... - Она приближается вплотную. - То, что ты сказал - правда?

Я понимаю, о чём она, и отвечаю.

- Да. А ты разве не видишь по моим глазам?

Я целую её в губы.

- Марк... но я - стриптизёрша!

- Прекрасно. Сейчас включим музыку и ты покажешь класс...

Она улыбается. Целуя её, я думаю, что не так уж страшен этот мир, где я пока беспомощен как младенец - главное я уже нашёл. Она - здесь, и у неё есть имя.

- Рита! - Шепчу я. - Наконец-то я нашёл тебя!

 

~

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2007/3_wood-art/ershov.htm. Все права сохранены. | Тепловые условия работы разливочных ковшей




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.