Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифология






История зарубежного театра

Для учащихся театральной школы-студии Ad Astra

Подготовлено режиссером-преподавателем Левицкой Лилианой Эдуардовной

 

 

 

2007 год

 

Мифология

 

Но, наверно, в не меньшей степени не перестают удивлять нас плоды эллинской художественной фан­тазии. Это — богатейшая, уникальная для истории мировых ци­вилизаций сокровищница дошедших до нас мифов.

Миф по-гречески означает «повествование, предание». Поня­тие «миф» могло обнимать всю поэтическую деятельность, все художественные творения, рожденные на ранней архаической стадии народной фантазии. «Античная мифология, — пишет А.Ф. Лосев, — является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений, ее отношения к настоящему, про­шедшему и будущему, ее идеалов и вообще всех ее материаль­ных и духовных сил». Мифы вобрали широчайший круг проб­лем, касающихся бытия: происхождение мира и человека, благ цивилизации, культурных ценностей, рождения и смерти. В мифах раскрывалась и сама человеческая природа.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Мифологии посвящены библиотеки научных трудов. Маститые ученые бьются над многими загад­ками происхождения мифов и их бытования. Сегодня очевид­но: мифология отражает определенный длительный, уходящий в далекое прошлое исторический этап, первобытнообщинную формацию. Мифотворчество было одним из важнейших этапов человеческой цивилизации.

Древний эллин не выделял себя из окружающей природы. Сначала он фетишизировал физические предметы и силы, не проникая за их пределы. Затем наступила стадия анимизма: он их одушевлял, наделял чертами и способностями, присущими человеку.

Само состояние мира, рельеф местности, очертания гор и прибрежной полосы, небесные светила, породы животных и виды растений — все это воспринималось как результат неких событий, случившихся в отдаленном прошлом. Событий, вос­произведенных в мифе. Между мифом и современной жизнью существовал огромный временной промежуток.

Миф был для архаичного человека совершенно реальным. В нем аккумулировался практический опыт многих поколений, мудрость предков, воплощавших непререкаемый авторитет. Древние эллины не проводили разграничения между естествен­ным и, сверхъестественным. У них были слабо выделены абстракт­ные понятия. Мир воспринимался в чувственно-конкретном эмо­циональном воплощении. Окружающие предметы виделись не то­лько сами по себе, но как своеобразные метафоры и символы.

МИФОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА. Мифология — это особая сим­волическая система, с помощью которой познавался и осваи­вался мир. Она послужила исходным фундаментом для после­дующего развития науки и культуры. Стала арсеналом поэтической образности, подлинным кладезем сюжетов, своеоб­разным языком поэзии. Образы и сюжеты мифологии, как нам придется многократно убеждаться в процессе изучения миро­вой литературы, животворили творчество гениев поэзии от Данте и Ронсара до Гете, Шиллера, Байрона, Пушкина, Лер­монтова и многих других.

Мифы создавались в дописьменную эпоху, а потому эти сказания, легенды в течение длительного времени бытовали в устном исполнении, нередко трансформируясь и меняясь.

Они никогда не были записаны как единая книга, а воспро­изводились, пересказывались уже позднее разными поэтами, драматургами, историками; это греки Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, римляне Вергилий и Овидий, представив­ший поистине сокровищницу мифов в своей книге «Метамор­фозы».

Мифы бытовали в самых разных частях европейской конти­нентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на по­бережье Малой Азии. В этих регионах складывались отдельные циклы мифов, которые позднее стали сливаться в единую обще-греческую систему.

МИФ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА. В мифах ярко выразилась неиссякаемая потребность человека в творчестве, его жаж­да познания окружающего мира и самого себя. Рождение и смерть, смена времен года, приливы и отливы моря, грозы и дожди, цветение и увядание растений, появление плодов, на­ступление ночи и рождение нового дня, перепады погоды — все эти явления наивно приписывались действию неких вы­сших, сверхъестественных сил. Они представали в виде конк­ретных, зримых и чувственных образов, персонифицировались, т.е. имели облик живых существ, которые воспринимались как вполне реальные.

Если человек не всегда мог объяснить природное явление, а тем более на него повлиять, скажем, на поразившую крестьян­ское поле засуху или затопивший его ливень, неожиданную эпидемию или землетрясение, — он стремился преодолеть враждебные ему силы в своем воображении, фантазии. «Перво­бытное человечество в лице грека, — справедливо заметил Бе­линский, — во всей полноте кипящих сил, во всем разгаре све­жего живого, юного чувства... объясняло явление физического мира влиянием высших таинственных сил». В мифах, как пра­вило, действуют боги, титаны, герои, наделенные сверхчеловече­ской мощью, разумом, проницательностью.

Кажется, сама греческая природа предопределила особую красочность мифологии; долины и горные хребты, причудли­вые бухты, искрящееся голубое море со множеством мелких островов, слепящее южное солнце, вечнозеленая раститель­ность, теплый климат. Земля была населена сказочными суще­ствами: в горах таились горные нимфы — ореады, в лесах - дриады, в реках — наяды. Каждая пещера, гора, остров, море имели свое божество. Греки верили, что живые силы управляют ростом растений, деревьев, злаков, что они таятся в каждом камне, воде и металле. Природа и общество не противостояли друг другу, а были, как бы слиты, окружающие предметы обре­тали человеческие чувства и желания.

УНИКАЛЬНОСТЬ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ. Греческая мифо­логия была по-своему уникальна, что выделяло ее на фоне ска­зочно-мифологических систем других народов. В отличие от многих сказок, в которых значительную роль играют чудесные предметы, колдовство, добрые или злые волшебники, в древне­греческих мифах герои, пусть легендарные, сталкивались в основном с себе подобными существами. Действие происходило в определенных местностях, что позволяло воссоздавать реаль­ные пейзажи. Сама религиозность греков не была жесткой и догматичной: это предполагало вольную трактовку сюжетов, свободную интерпретацию взаимоотношений героев и богов. В разных частях Греции, в разных местностях существовали свои культы и свои наиболее почитаемые божества.

АНТРОПОМОРФИЗМ БОГОВ. В отличие от восточных рели­гий, боги в греческой мифологии — антропоморфны. Они об­ладали не только человеческой внешностью, но и психологиче­ской характеристикой. А поскольку и боги, и герои были вылеплены по человеческому подобию, ситуации, коллизии, сюжеты мифов насыщались глубоко жизненным содержанием.

Обожествлялись как предметы, так и понятия, чувства. В «Илиаде» и «Одиссее» поступки героев и их психическое со­стояние объясняются вмешательством богов. А.Ф. Лосев заме­тил по этому поводу: «Если все личное у Гомера всерьез под­чинено надличному, то, конечно, и мотивировка всех личных поступков должна идти " извне"». Под «надличным», под тем, что «извне», имеются в виду действия божественных сил.

Бог для первобытного человека воплощал грозную силу. Он мог покарать, поразить. Он вызывал к себе особое чувство, сочетание страха и уважения. Эллин постоянно ощущал незри­мое присутствие бога. Это была непременная черта архаичного мироощущения.

МИФОЛОГИЯ КАК ЧАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Народ­ная фантазия древних греков, творившая мифы, питалась реа­льной жизнью. В мифах нередко заключались наблюдения над окружающим миром, над человеком и его поведением. Эго и сделало греческую мифологию частью человеческой культуры. И проявляется это в нашей повседневной речи, в выражениях, ставших крылатыми. Мы употребляем словосочетания: «сизи­фов труд», имея в виду тяжелую, лишенную смысла работу, которую осуществлял в загробном мире Сизиф, втаскивая на гору огромные камни, которые затем с грохотом устремля­лись вниз. Мы охотно говорим о титанических усилиях, гигант­ских размерах. Гиганты и титаны — огромные великаны, дети земли, которые сражались с богами. Мы пользуемся выра­жением «гомерический смех», означающим высшую степень ве­селья.

Мифы связаны с разнообразными культами, верованиями. И вместе с тем. в них отражаются народная мудрость и здравый смысл. Так, у древних греков существовал обычай жертвопри­ношения богам, при этом пропадало немало столь нужного людям мяса. Тогда титан Прометей изыскал способ помочь лю­дям. Заколов жертвенного быка, он разделил его таким обра­зом, что образовались две неравные груды. В одной находи­лись кости, требуха, r другой — куски свежего мяса. Обе груды Прометей предварительно накрыл шкурами и предложил их Зевсу на выбор. Верховный олимпиец польстился на ту, что была побольше. Этот «прецедент», описанный в мифе, закре­пил столь удобное правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пищу. Вообще миф в сказочно-фантастической форме отразил некоторые этапы в жизни древнейшего обще­ства, семьи: черты патриархата и матриархата, процесс овладе­ния огнем, жертвоприношение и т.д. Воспоминания о первобыт­ном людоедстве находим и в мифе о циклопе Полифеме, сыне Посейдону, который убил нескольких спутников Одиссея и пожрал их. Первоначально сведения о древнейших греческих государст­вах, о Крите и Микенах люди черпали в мифах и сказаниях. Когда были произведены археологические раскопки, то выяс­нилось, что многие полученные из мифов сведения достовер­ны. Вполне возможно, что такие персонажи гомеровского эпо­са, как Приам, Гектор, Этеокл, действующие также в мифах, были реальными историческими лицами.

Боги

Греческая мифология была населена сонмом разнообразных существ. Среди них — сатиры, горные и лесные демоны, необуз­данные, резвые спутники бога Диониса, интересовавшиеся толь­ко вином и женщинами. Были и те, кого именовали кентаврами: полулюди — полукони. В прудах и озерах обитали наяды, боже­ства, олицетворяющие силы природы. Существовали сирены, су­щества с женской головой и птичьим телом, отличавшиеся чару­ющими голосами. Известны женщины-воительницы амазонки, терпевшие мужчин исключительно для продолжения рода. Были и горгоны, мифические женоподобные чудовища. От одного их взгляда любые предметы могли превратиться в камень.

Зевс – бог громовержец (бюст IV век до н.э.) Гера – жена Зевса (бюст конца III века до н.э.)

 

Пируют боги в своих золотых чертогах, постро­енных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса. У трона его

богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Ника. Вот входит величе­ственная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пирше­ственный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идет к золотому трону и садится рядом с Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыль­ях в самые дальние края земли исполнять повеле­ния Геры.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар—пи­щу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. На этих пирах решают боги все дела, на них определя­ют они судьбу мира и людей.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, и страшно поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей—удары грома раска­тятся по всему небу, сверкнет пламенная молния и сотрясется высокий Олимп.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ—защитница правды и враг обмана.

Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры, живущие на Олимпе. Судьба самого Зевса и в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Нет такой силы, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни мойры ведают веления рока. Мойра Клото прядет жизнен­ную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить—и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни челове­ку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумоли­мы великие, суровые мойры.

Есть на Олимпе и богиня счастливой судь­бы—это богиня Тюхэ. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс, сыплет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ. Но как редко это бывает!

Так царит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всем мире.

Основа греческой мифологии. Античную теогонию (происхождение богов) можно свести к следующей схеме: из хаоса (гр. зев, бездна, позже — беспорядок, неразбериха) возник упорядочен­ный мир — космос (гр. — порядок, мир, наряд, украшение, кра­сота), первые боги: Гея (Земля ), Никта (Нюкта) (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна), Эрос (Любовь). От Геи родились Уран (Небо) и Понт (Море). Эти боги не имели внешней персонифицированной формы, ассоциировались со стихиями. Хотя здесь представлены три этапа рождения богов (Хаос — ГеяУран и Понт), их аморф­ность настолько велика, что весь начальный период теогонииможно рассматривать как одно, поколение. II поколение произошло от браков этих богов: Эреб и Никта породили трех мойр — богинь судьбы (Лахесис отмеряет жизнь, Клото прядет нить, Антропос обрезает нить судьбы), трех-эриний — богинь мщения (Алекто, Мегеру и Тизифону), Гипноса — бога сна, Мома — бога злой насмешки, Немезиду — богиню справедливого возмездия, Танатоса — бога смерти, Харона — пе­ревозчика душ через Стикс в царстве мертвых, Эриду — богиню раздора, Эфира — олицетворение воздуха и др.; Гея и Хаос поро­дили Пифона — ужасного змея; Гея и Тартар породили Тифона — огнедышащего великана и Ехидну — полуженщину-полузмею; Гея и Понт породили пять существ, в том числе Нерея — доброго морского старца, Форкия и его жену Кето — владык морских чу­довищ; Гея и Уран породили трех гекатонхейров — сторуких пятидесятиголовых великанов, трех киклопов (циклопов) — одно­глазых великанов, 13 гигантов, 12 титанов (среди них Океан, его жена Тефида; Гиперион, его жена Тейя; Фемида — Правосудие; Крон — Время, его жена Рея) и т.д.

От Крона и Реи рождается III поколение богов: Гестия — богиня домашнего очага, Деметра — богиня плодородия, Гера — богиня брака, покровительница моногамной семьи, Аид — бог под­земного царства, Посейдон — бог морей, Зевс — младший сын, верховный бог греческого пантеона. К этому же поколению относят­ся порождения Океана и Тефиды — 3 000 богов рек, 3 000 океанид (в том числе Азия, Калипсо, Плуто, Стикс, Электра); порождения Нерея и Дориды — 50 нереид (в том числе Фетида, Галатея); дети Гипериона и ТейиГелиос (бог солнца), Селена (богиня луны ), Эос (богиня зари); дети Тавманта и ЭлектрыИрида (богиня радуги), гарпии (отвратительные полуженщины-полуптицы); по­рождения Форкия и КетоЛадон (дракон, охранявший сад с золотыми яблоками на горе Атлас), граи (старухи, седые от рожде­ния, с одним глазом и одним зубом на троих), горгоны (Медуза, Сфено, Эвриала) и др.; порождения Тифона и ЕхидныКербер, Лернейская гидра, Нёмейский лев, орел Зевса, Орф, Сфинкс, Химера; дети Иапета и КлименыАтлант, Прометей и др.

К IV поколению относятся дети Зевса от женских божеств второго поколения: от Фемиды, второй жены (оры — богини по­рядка и справедливости); от Мнемозины (музы — богини искусств: Каллиопа — эпической поэзии, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — торжественных гимнов, Талия — коме­дии, Терпсихора — танца, Урания — астрономии, Эвтерпа — ли­рической поэзии, Эрато — любовной поэзии); от женских божеств третьего поколения: от Метиды, первой жены (Афина — богиня мудрости; Афина родилась из головы Зевса), от Эвриномы (хариты — богини красоты и радости жизни), от Дионы (Афродита — богиня любви и красоты), от Плуто (Тантал), от Лето (Аполлон — в классический период бог искусства и художественного вдохнове­ния, Артемида — богиня охоты), от Деметры (Персефона), от Геры, третьей жены (Арес — бог войны, Геба — богиня юности, Ге­фест — бог огня и кузнечного дела и др.); от женских божеств чет­вертого поколения: от Эгины (Эак — судья в царстве мертвых), от Майи (Гермес — бог торговли, вестник богов) и др., а также дети Зевса — боги и герои (смертные люди) от женских божеств и смертных женщин V—XII поколений: от Семелы (Дионис — бог виноделия, умирающей и воскресающей природы, родился из бедра Зевса, фигура переходная от богов к героям), от Леды (Елена Прекрасная, Полидевк), от Данаи (Персей), Алкмены (Геракл) и др. К четвертому поколению относятся также дети Посейдона (Антей, Тритон, Пегас, Протей, Полифем, Тезей и др.), Деметры (Плутос), Атланта (плеяды и др.), Гелиоса (Фаэтон и др.) и ряд других. Можно рассматривать поколения богов и героев не по отцу, а по материнской линии, тогда отнесение к поколениям будет иным. От поколения к поколению прослеживается ясно выраженная тенденция: бесформенное, бесполое начало — темные стихии — «чудовища — антропоморфные боги — герои (смертные люди). От хаоса (беспорядка) — к космосу (порядку, гармонии), от уродли­вых форм — к прекрасным, гармоничным, идеальным формам. Чудовища третьего поколения божеств немногочисленны и теряют способность к продолжению рода, уничтожаются героями. Боги четвертого поколения властвуют не столько над стихиями, сколь­зко над сферами человеческой деятельности, сходятся со смертными, все меньше от них отличаясь.

Олимпийские боги. Греко-римские соответствия богов.Боги третьего и четвертого поколений составили группу главных античных богов, так называемых двенадцати олимпийских богов: Зевс (у римлян ему соответствует Юпитер), его жена и сестра Гера (лат. Юнона), его братья Аид (лат. Плутон) и Посейдон (лат. Нептун), его сестры Гестия (лат. Веста) и Деметра (лат. Церера), его сыновья Аполлон (лат. Аполлон), Арес (лат. Марс), Гермес (лат. Меркурий), Гефест (лат. Вулкан), его дочери Афина (лат. Минерва) и, Артемида (лат. Диана). Чтобы ввести в дюжину богов еще двух де­стей Зевса — Диониса (лат. Бахус, Вакх) и Афродиту(лат. Венера), был сложен миф о том, что Гестия, которой наскучили ссоры богов, покинула Олимп, уступив место Дионису, а Афродита зaнимает место обычно пребывающего в подземном царстве Аида. Олимпийские боги воплощают упорядоченный космос в проти­воположность хаосу. Однако они сохранили и некоторые черты хтонических божеств (произошедших от земли), подобно чудовищам и звероподобным существам первых поколений. Перечислим также некоторые другие соответствия греческих и римских богов: Эрос — Амур, Крон — Сатурн, Ника — Виктория, Пан — Фавн, Тихе — Фортуна, Эос — Аврора, мойры — парки, музы — камены, хариты — грации; героев: Геракл — Геркулес, Одиссей — Улисс.

«Дионисийское» и «аполлоновское» начала. Немецкий философ Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), использовав имена двух древнегреческих богов, противопоставил два начала культуры: «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное, трагическое, темное) и «аполлоновское» (созерца­тельное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное, светлое), видя идеал в их слиянии. На самом деле темное начало есть и в светоносном Аполлоне, а светлое — ив Дионисе, однако предложенное Ницше противопоставление закрепилось и широ­ко используется в науке.

Процесс формирования античной мифологии как системы. Строй­ная система античных мифов — в действительности иллюзия. В раз­ные периоды и в разных областях античного мира существовали различные мифологические представления. Древнегреческая ми­фология, складывалась на протяжении многих веков из культов местных божеств, а приобрела известное единство и превратилась в стройную систему к VIII—V вв. до н.э. Упорядочение мифов, нашло отражение в поэме Гесиода «Теогония» (мифы о возник­новении космоса из хаоса, поколениях богов, олимпийских бо­гах, союзах богов и смертных), в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея» (мифы о богах и героях, миф о Троянской войне), в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида (циклы мифов о героях). Систематизация мифов, составление генеалогических таблиц бо­гов и героев были проделаны писателями, философами, мифографами — появившимися не позднее V в. до н. э. собирателями и излагателями мифов (Гиппий, Анаксимен, Асклепиад и др). В III в. до н.э. Эвгемер предложил рассматривать всех мифологических персонажей как реально живших людей, а мифологические собы­тия — как реальные события истории (по его имени историзация мифов получила название эвгемеризм). Завершение систематиза­ции всей античной мифологии относится к VII в. н. э. и связывает­ся, с трудами трех т. н.; ватиканских мифографов.

Изучение античной мифологии позволяет понять эволюцию те­зауруса древних греков и римлян на протяжении многих столетий. Мифология составляет основу античной культуры, в том числе литературы, на всем протяжении ее развития даже с учетом изме­нения отношения к мифу как к предмету безусловной веры, по­явления на определенном этапе скептического к нему отношения. Античные мифы о богах и героях — неиссякаемый источник «веч­ных образов» и «вечных сюжетов» мировой литературы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.