Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможные дефекты произношения






Искажения:

[β ] — двугубный фрикативный звонкий звук;

[в] — двугубный вибрант («кучерское [р]»).

[G] — увулярный звонкий смычный звук, при произнесении которого спинка языка поднимается к мягкому нёбу, образуя с ним смычку.

[ʁ ] [9] — увулярный звонкий фрикативный звук. При произнесении корень языка поднимается к мягкому нёбу, образуя щель, голосовые складки напряжены, вибрируют;

[R] — увулярный вибрант, при произнесении которого вибрирует маленький язычок («горловое [р]»);

[ɤ ] — фрикативный язычно-задненёбный (велярный) звук;

[ ſ ] — передний край языка лишь один раз касается альвеол, при этом отсутствует вибрация (одноударный ротацизм).

[r i ] — звук производится одной боковой частью языка;

[τ ] [10] — проторный звук, при произнесении которого вибрация заменяется щелевым произношением.

Замены:

[ј] — язычно-средненёбный звук;

[g] — язычно-задненёбный взрывной звук;

[n] — носовой язычно-зубной звук;

[d] — язычно-зубной взрывной звук.

[1] — язычно-альвеолярный смычно-проходной ротовой звук.

Звук [й]

[ј] — ротовой, фрикативный, сонорный, язычно-средненёбный, мягкий согласный звук. При произнесении звука [ј] губы находятся в нейтральной позиции и принимают положение последующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм, кончик языка опущен, задняя часть спинки его поднята, образуя щель с твердым нёбом, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, мягкое нёбо поднято. Голосовые складки сомкнуты, напряжены и вибрируют.

Возможные дефекты произношения проявляются в заменах на звуки [I], [х'], [n'] и в искажениях:

[ј" ] — при правильном положении языка наблюдается носовая утечка воздуха;

[ɤ ] — велярный звонкий звук, при произнесении которого щель образуется сближением спинки языка с твердым нёбом;

[ʁ ] — увулярный звонкий звук. При произнесении корень языка поднимается к мягкому нёбу, образуя щель, голосовые складки напряжены, вибрируют;

[ʕ ] — фарингеальный звонкий звук, при произнесении которого щель образуется сближением стенок глотки;

[ɦ ] — звонкий фрикативный звук, образующийся в полости гортани.

Все согласные звуки и их возможные дефекты можно представить в табл. 2. При обозначении согласных звуков в таблице более крупным шрифтом выделены символы, обозначающие нормированное произношение для русского языка.

Данные обследования произношения можно фиксировать в протокольных записях и заносить в звуковую карту (табл. 3 и 4). Для буквенного изображения звуков мы также используем международный фонетический алфавит.

Табл. 3 отражает возможные нарушения произношения гласных звуков, которые строго специфичны для определенных нозологических групп (тяжелая степень дизартрии, органические нарушения голоса, ринолалия, афазия, сенсорная алалия).

В табл. 4 отражены возможные нарушения произношения согласных звуков. В отличие от гласных согласные звуки нарушаются значительно чаще вне зависимости от тяжести речевого дефекта. Нарушения произношения согласных звуков отмечаются в различных нозологических группах (дислалия, ринолалия, нарушения голоса, дизартрия, алалия, афазия).

Мы рекомендуем отмечать в звуковой карте дефектное произношение выделением необходимого символа индивидуально для каждого ребенка.

Теперь остановимся более подробно на некоторых приемах логопедического обследования детей раннего возраста.

 


Таблица 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.