Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур.






Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур.

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны.

Малыши стремятся, прежде всего, захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2, 5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остается главным. Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2, 5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни. Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр – стаканом, столбиком, овал – яичком, треугольник – парусом или крышей и т.п. Именно чувственный опыт играет здесь важную роль. Еще Я. А. Коменский в «Материнской школе» дал оценку роли чувственного опыта в развитии ребенка и указывал на необходимость ознакомления детей до школы с различными геометрическими фигурами.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети старшего дошкольного возраста уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

Таким образом, можно выделить этапы восприятия геометрических фигур:

1. фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

2. ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

3. ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста.

Таким образом, мы видим, что для восприятия геометрических фигур и формы предметов необходимы различные условия – непосредсвенная образовательная деятельность, немаловажную роль играют чувственный опыт, работа второй сигнальной системы и анализаторов.

2. Сравнительный анализ программного содержания по разделу «форма» программ «От рождения до школы» и «Детство».

Возрастная группа Содержание «От рождения до школы» Содержание «Детство»
Старшая группа Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.   Воспитатель активизирует деятельность детей по самостоятельному обследованию, сравнению, сопоставлению геометрических тел и фигур (круги, овалы, треугольники, прямоугольники, квадраты, шары, кубы, цилиндры). Выделяют углы, вершины, стороны геометрических фигур на основе глазомера или обследовательских действий (выкладывают и преобразу­ют фигуры из палочек, изображают на бумаге). Осваивают обобщение «четырехугольник» и пользуются им при вы­полнении действий сравнения, группировки.  
Подготовительная группа Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.   Знают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), выделяют структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины). На этом основании треугольные, четырехугольные, прямоугольные фигуры от­носят к многоугольникам; сравнивают фигуры, выделяя между ними сходство и отличие. Знают объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма, параллелепипед), с помощью воспитателя устанавливают взаимосвязи между плоскими и объемными геометриче­скими фигурами. Уверенно используют сенсорные эталоны для оценки соответству­ющих свойств предметов. Умеют выделять на основе сравнения сход­ство и отличие между предметами по 4—6 основаниям.  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.