Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Видеть себя со стороны






Если вы хотите в полной мере освободить ваши творческие силы, вы можете помочь себе в этом, последовав простому практическому совету. Заключается он в том, чтобы вырабо­тать в себе способность до некоторой степени смотреть на себя самого в жизни со стороны, объективно, как на посто­роннего. (Речь идет, разумеется, не о наблюдении себя в зер­кале, не о позировании перед ним или перед другими людьми, как это часто делают современные актеры.) Такая способ­ность в значительной степени раскрепостит ваше творческое «я», и оно все чаще и чаще будет дарить вам минуты вдохно­вения.

166— ** < **


" Глава 5. Актерское мастерство

Социальное значение высшего «я»

Ваше пробужденное «я» является не только творцом сце­нического образа, но и зрителем. Находясь одновременно по обе стороны рампы, оно следит за переживаниями зрите­ля, разделяя с ним его восторги, волнения и разочарования. Больше того: оно обладает способностью предвидеть реак­цию зрителя на то, что произойдет на сцене в следующий момент. Оно знает наперед, что удовлетворит зрителя, что разочарует его, что воспламенит или оставит его холодным. Для актера с пробужденным «я», с развитой творческой ин­дивидуальностью, зрительный зал является живым связую­щим звеном между ним и художественными запросами со­временного зрителя. Благодаря этой особенности своей твор­ческой индивидуальности актер становится способным отличать истинные нужды современного ему общества от требований дурного вкуса толпы. Прислушиваясь к голосу, доходящему к нему из зрительного зала, он постепенно на­учается чувствовать себя участником социальной жизни и соответственно этому давать направление своей профессио­нальной работе.

Путем соответствующих упражнений вы можете помочь пробуждению социального чувства вашей творческой индиви­дуальности.

Представьте себе, что вы смотрите спектакль из зритель­ного зала. Пьеса, которую разыгрывают перед вами, должна быть хорошо знакома вам. Зрительный зал наполнен публи­кой, пришедшей с улицы. Это — публика сегодняшнего дня. Сидя вместе с ней в зале, вы наблюдаете в вашем воображе­нии ее реакцию на то, что происходит на сцене. Вы старае­тесь понять, что удовлетворяет эту публику с улицы, что ос­тавляет ее равнодушной, что кажется ей правдивым, что — фальшивым как в игре актеров, так и в самой пьесе. Поставьте перед собой ряд конкретных вопросов и поста­райтесь ответить на них на основании того, что вы пережива­ете вместе с публикой: зачем нужна эта пьеса в наше время?

** w—167


" Как стать актером

Какую общественную миссию она выполняет? Что извлечет эта публика из этой пьесы? Какие мысли, чувства и желания может такая пьеса и такая игра актеров возбудить в совре­менной публике? Сделает ли эта пьеса и этот спектакль со­временного зрителя более чутким и восприимчивым к собы­тиям современной жизни? Вызовут ли они в душе зрителя моральные чувства, или воздействие их ограничится только удовольствием?

Может быть, спектакль возбудит только низшие чувства зрителя? Какого качества юмор пробудит он в его душе?

Попробуйте теперь, все еще оставаясь в зрительном зале, но уже как режиссер, внести некоторые изменения в трактов­ку пьесы, ролей и в игру актеров, ища лучшего воздействия на вашу воображаемую публику.

Затем постарайтесь проследить, как покинет публика те­атр после окончания спектакля. Что ценного унесет она с собой? Изменится ли отчасти ее взгляд на жизнь? Будет ли впечатление от спектакля отрицательным или положитель­ным? И т.д.

Перейдите к следующей, более тонкой форме того же уп­ражнения. Представьте себе тот же спектакль перед зритель­ным залом, наполненным специальной публикой: профессора­ми университета, учителями или студентами, рабочими, акте­рами, докторами или политическими деятелями и дипломатами, представителями провинции или обитателями столицы, ком­мерсантами или крестьянами, иностранцами, принадлежащи­ми к различным странам, классам и профессиям, понимающи­ми или не понимающими язык, на котором говорят актеры на сцене; наполните зрительный зал детьми и т.д., и т.п. Поста­райтесь угадать реакцию и этой специфически подобранной публики.

Такие упражнения помимо удовлетворения, которое они могут дать вам, разовьют в нас постепенно новый ооган для восприятия социальной жизни, и этот орган будет частью слож­ного духовного организма вашего высшего «я», вашей твор-

168—a» w


" Глава 5. Актерское мастерство

ческой индивидуальности, поскольку она проявляется в вашей профессии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.