Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые компоненты учения






 

Когда дети начинают учиться? Чему и как они учатся? Эти вопросы крайне интересны для будущих учителей, воспитателей, поскольку знание ответов на них позволяет правильно понять главный процесс, формирующий личность, - обучение. Дело в том, что под обучением мы чаще всего понимаем деятельность учителя. «Учитель обучает учеников», - так мы нередко говорим, так часто и думаем. Но в обучении деятельность учителя лишь одна сторона, а вторая - деятельность ученика, учение. И она не менее важна, чем первая. Более того, лишь от ее результатов зависит в конечном итоге успех обучения в целом.

Итак, учение - это деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение им знаний, формирование умений и навыков. При таком определении учения складывается впечатление, что это - усвоение теоретических знаний по математике, биологии, истории и другим учебным предметам, изучаемым в школе, а формирование умений и навыков - научение применять эти знания на практике.

В действительности учение - значительно более широкое понятие. Еще до школы дети многому учатся: различать людей и предметы, ползать и ходить, использовать предметы по их назначению, говорить, наконец, т.е. высказывать свои мысли в звуковых символах и переходя к совсем уже абстрактной форме мышления - пониманию буквенного и цифрового изображения предметов и отношений. А когда ребенок пойдет в школу, то там он будет учиться не только решать математические задачи, писать сочинения, отвечать на вопросы по географии и физике, но, что не менее важно, он будет учиться жить: понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие. Кто-то будет проявлять успехи в освоении знаний основ наук и умении их применять, а кто-то более успешно будет осваивать теорию и практику житейских отношений. Вот только оцениваются в школе лишь первые знания и умения, а вторые совсем не учитываются. Школа не стала школой жизни, хотя никак нельзя согласиться, что, учась в школе, дети не учатся жить.

В результате учения формируется и развивается сознание как понимание человеком окружающего мира и своего отношения ко всему окружающему. Ощущения, восприятия, представления, понятия, чувства являются базовыми компонентами сознания: на их основе формируется понимание предметов, процессов, закономерных связей между ними и динамики их развития.

Одним из важнейших компонентов, определяющих результативность учения, является внимание как сосредоточенность психической деятельности на каком-либо предмете, явлении. Наличие более или менее длительного сосредоточения внимания на определенном предмете вызывает не мимолетное ощущение, а окрашенное чувством восприятие. В результате формируется представление о предмете. Сопоставляя представления, ребенок учится распознавать предметы.

При внимательном наблюдении можно достаточно рано увидеть, что не только игровые действия свойственны ребенку. Он узнает мир не только «попутно», в игре, но и в деятельности, специально направленной на освоение мира. Правда, продолжается эта деятельность недолго, быстро сменяется или протекает незаметно, заключаясь в созерцании, запоминании, различении.

Когда же начинается учение? Очевидно, в первые недели и даже дни жизни, когда внимание ребенка становится способным остановиться на какое-то время на определенном предмете, а его ощущения - зафиксировать различия воспринимаемых объектов.

Способствует ли большое разнообразие ощущений в этот период развитию внимания, а значит, и мышления? Скорее, оно задерживает развитие произвольного внимания, заставляет «перескакивать» с одного предмета на другой, с одного звука или движения на следующий. В известной мере спасает ребенка развивающаяся избирательность внимания. При этом более или менее длительное манипулирование одним предметом позволяет увидеть в нем больше сторон и свойств. А это спонтанно ведет к возникновению операций сравнения, анализа и синтеза, пусть даже и самых простых. П.П. Блонский по этому поводу писал: «Ребенок наблюдает чуть ли не с первых дней рождения, и вырабатывать в нем надо привычку лишь к преднамеренному, не случайному наблюдению... Воспитание наблюдения свойств неживой природы невозможно без коллекционирования и работы над определенным материалом, воспитание наблюдения человеческой среды невозможно без активно любовного участия ребенка и школы в жизни этой среды»*.

* Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 47-48.

 

Организованная соответствующим образом и осуществляемая в определенных условиях деятельность учения обеспечивает не только формирование и развитие определенных мыслительных операций и физических действий, но и соответствующих отношений к объектам, с которыми производятся действия, и к условиям, в которых эти действия выполняются. Нравственные и эстетические истины постигаются ребенком в ходе учения, но не прямо через усвоение знаний, умений и навыков, а в результате эмоционально-духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение. Эмоционально-духовное состояние ученика в процессе усвоения знаний, формирования умений - важнейший компонент учения.

В зависимости оттого, как и в каких условиях осуществляется учение, происходит и формирование того или иного отношения. Ребенок учится деловитости, нравственности, эстетичности не так, как физике, истории и другим основам наук. Нравственность, деловитость и эстетичность он формирует в ходе учения (усвоения знаний, умений и навыков), осуществляемого соответствующим образом и в соответствующих условиях. Не только деятельность, но и то, как ив каких условиях она выполняется, обеспечивает целенаправленное воспитание. Поэтому мы говорим, что учение - это средство, используемое в воспитании, точнее - одно из средств (наряду с игрой, трудом и общением), обеспечивающих в надлежащих условиях целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям его окружения.

Эти отношения формируются в соответствии с тем фоном нравственности, деловитости, эстетики и т.д., на котором протекает вся жизнь ребенка. В обстановке внимательной требовательности и любви формируется открытая доверчивость и уверенность, активность в освоении своего окружения, воспитывается сам дух нравственности, эстетичности и деловитости. В иных же условиях могут развиваться только другие качества: ребенку не с чем сравнивать, у него нет выбора, он постигает другие отношения, учится другой жизни. Сравнение и выбор станут доступными для него значительно позже, и в пользу чего будет сделан выбор - зависит от значительно большего, чем в первом благополучном случае, количества обстоятельств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.