Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ошибки управления в самоорганизующихся экономических системах. Чем могут помочь этой проблеме СРО?






Роль некоммерческого сектора в государстве и обществе не ограничивается только чисто экономическими показателями. Преимущественно горизонтальный стиль управления, принятый в организациях такого типа, демонстрируя высокую гибкость в быстроизменяющейся обстановке, переориентирует сегодня всю модель управления в самом корпоративном секторе, понуждая отходить от строго вертикально-интегрированных структур[f].

Начало процессу возникновения саморегулирования в Российской экономике было положено Указом Президента РФ В.В.Путиным «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», подписанным 23 Июля 2003г.

Пунктом № 1 этого Указа определены приоритетные направления административной реформы, а именно:

- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.

Вскоре после этого с выходом 1 декабря 2007 года закона о саморегулируемых организациях № 315-ФЗ некоммерческий сектор в России стал активно развиваться. И хотя в России к этому моменту уже существовали отдельные СРО, например арбитражных управляющих и отдельные некоммерческие партнерства, тем не менее, именно «открытие регулирования» в данной области повлекло за собой резкий рост численности некоммерческих организаций предпринимателей и субъектов профессиональной деятельности. Наибольшим толчком к развитию некоммерческого сектора стало введение саморегулирования в строительстве, как наиболее инновационно- ориентированной отрасли экономики. Под саморегулированием согласно этого закона понимается «самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности».

На сегодняшний день мы имеем как явные позитивные моменты появления «третьего» сектора экономики, так и естественные в данной ситуации «болезни роста». Вне всякого сомнения, некоммерческий сектор экономики России несёт в своём развитии мощный инновационный потенциал, если учесть опыт его успешного развития в других странах и особый общественный менталитет россиян, то есть склонность к общности или общинности. Тем не менее, налицо и первые признаки разочарования, когда не оправдываются высокие ожидания и обязательному саморегулированию не удается переломить ситуацию в своих отраслях экономики и первые серьезные отступления от взятого курса, как например отказ от введения саморегулирования в области пожарной безопасности.

Основной, на наш взгляд, проблемой для успешного развития некоммерческого сектора являются сложившиеся в советское время схемы управления и привычка им следовать. Иными словами в умах лиц, принимающих решение на государственном уровне, существует определенный стандарт профессиональной деятельности как управленца. И этот стандарт подразумевает только один вариант взаимоотношений с подчиненными структурами, а именно приказ и контроль его выполнения и принуждение к выполнению под угрозой применения властного насилия. Традиционная марксистская модель власти. Делегируя законом 315-ФЗ право самим управлять собой и вырабатывать профессиональные стандарты своей деятельности, государство, тем самым обязалось изменить своё поведение по отношению к СРО, изменить свою управленческую роль нга советчика, партнера, но никак не командира. Тем не менее в реальности переход на такого рода статусно-ролевое управление, зависящее от ситуации, а не от воли управленца, так и не произошло до сего дня. Государственная власть, как законодательная, так и исполнительная не успело само перестроиться на новые отношения и продолжает применять в качестве основного и чуть ли не единственного средства управления пресловутый приказ. А он, как известно в такой ситуации не эффективен и вместо созидательной функции осуществляет деструктивную по отношению к нарождающемуся саморегулированию роль. Отсюда и пока низкая эффективность нового регулятора никак не есть следствие его низкого потенциала. Напротив, недораскрытие потенциала СРО напрямую связано с общей низкой эффективностью государственного управления, в том числе государственного регулирования отраслей экономики и не только. Приведем доказательства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.