Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный цикл автомобиля




Под полным жизненным циклом изделия понимают время (и соответствующие ему действия), которое проходит от постановки четкой задачи создания этого изделия (автомобиля, трактора и др.) до его полного физического или морального износа и утилизации. В полный жизненный цикл автомобиля входят следующие этапы: · маркетинг и разработка технического задания на новую машину; · разработка конструкторской документации, изготовление и испытания макетного образца и опытной серии (конструкторская подготовка производства); · разработка технологической документации. Изготовление, приобретение, установка и отладка необходимого оборудования (технологическая подготовка производства); · производство автомобиля или трактора. Именно на этом этапе идеи, воплощенные конструктором в чертежи, реализуются по сценарию и с помощью методов, определенных технологом; · обращение (складирование, подготовка к перевозке, доставка потребителю, хранение и т.п.); · эксплуатация (использование машин в соответствии с инструкцией по эксплуатации, обслуживание и ремонт); · утилизация (разборка, сортировка, повторное использование и переработка). На базе проекта (разработанных конструктором чертежей, технических требований и т.д.) автомобиля ведется технологическая подготовка производства — разрабатывается технологическая документация, приобретается, разрабатывается, изготовляется и устанавливается необходимое оборудование, инструмент и оснастка, заказываются необходимые материалы и полуфабрикаты, а также размещаются заказы на изготовление покупных составляющих и т. д. Только после завершения этого подготовительного этапа начинается производство деталей, узлов и систем машины, ее сборка, регулировка, контрольные испытания. Именно после начала серийного изготовления можно сказать, что «родился» новый автомобиль, но его самостоятельная «жизнь» еще не началась. Автомобиль еще нужно подготовить к доставке на место хранения, он еще какое-то время пробудет на площадке (в хранилище) готовой продукции. Автомобиль еще нужно доставить к продавцу (железнодорожным или автомобильным транспортом, водным транспортом, возможно и своим ходом), он еще и там постоит на складе. Его еще должны подготовить к продаже — расконсервировать, подрегулировать, при необходимости доукомплектовать, помыть — привести в полную готовность к самостоятельной «жизни» у потребителя. Этот путь (после выпуска машины на заводе-изготовителе до начала эксплуатации) называется обращением. И этот этап еще на стадии проектирования тоже нельзя забывать. Ведь трактор или автомобиль при погрузке на морское судно или железнодорожную платформу нужно поднимать, закреплять, и для этого необходимо предусмотреть удобные и надежные устройства, а также продумать всю технологию погрузки, перевозки и хранения. После прохождения пути от изготовителя до потребителя начинается этап эксплуатации. Машина начинает выполнять свое прямое назначение и проявлять все свои лучшие (и худшие) потребительские качества и служебные свойства. И если она не удобна при использовании, обслуживании и ремонте, то плохим словом вспоминают именно конструктора, который не учел, не предусмотрел, не продумал... И вот автомобиль выработал свой ресурс, не подлежит ремонту и снимается с эксплуатации, но его жизненный цикл на этом еще не заканчивается. Предстоит этап утилизации. Если учесть, что ежегодно в мире десятки миллионов автомобилей требуют утилизации (только в Москве эта цифра превышает 160 тыс., по всей России — 1, 5 млн., а в США на порядок больше), то становится понятной забота экологов о создании жесткой системы переработки отслуживших транспортных средств. Так, комиссия Европейского союза по охране природы рекомендует возвращать автомобили, выработавшие свой срок, на предприятие-изготовитель для разборки и переработки. Создаются также специальные предприятия для переработки старых автомобилей. При оценке показателей экологической безопасности автомобиля учитывается его приспособленность к утилизации. В частности, оценивается время, необходимое для осушения автомобиля (освобождения его от остатков топлива, масел, охлаждающей жидкости и т.п.) и демонтажа его отдельных узлов и деталей, что напрямую влияет на эффективность утилизации. Поэтому при создании машины конструктор должен учитывать также эти факторы. Итак, жизненный цикл изделия считается законченным только после его полной и экологически безопасной утилизации. Поскольку полный жизненный цикл машины не ограничивается ее производством и эксплуатацией, для каждого его этапа необходима информация о машине (конструкторская и технологическая документация, инструкция по эксплуатации, инструкции по разборке и сортировке узлов и деталей для их переработки и др.). При этом информация может относиться как к отдельному этапу в отдельности, так и быть общей, повторяющейся на нескольких или даже на всех этапах. Возможно, что часть информации о машине может потребоваться на каком-то этапе его жизненного цикла лишь в отдельных случаях — например, на этапе утилизации может потребоваться уточнение марки материала какой-то детали для ее оптимальной переработки. Все эти сведения изначально имеются в конструкторской документации, она и может быть затребована. Конечно, использовать всю эту информацию удобнее всего, если она хранится в электронном виде и хорошо структурирована. Именно поэтому сейчас в мире широко разрабатываются и внедряются CALS-технологии, т.е. единообразно представленная в электронном виде информация о конструкции изделия, технологии его изготовления и технологической оснастке, об особенностях эксплуатации, обслуживания, ремонта и о безопасной для общества и природы утилизации — переработке, рециклинге, захоронении и др. В соответствии с CALS-технологией полный жизненный цикл машины должен иметь электронную информационную поддержку на каждом этапе — от разработки технического задания до полной утилизации. Технология автотракторостроения рассматривает главным образом лишь этап технологической подготовки производства и собственно производство (изготовление) автомобилей и тракторов, имея в виду, что следующие за ним этапы (обращение, эксплуатация, ремонт и утилизация) во многом определяются именно совершенством производства, отработанностью технологии изготовления машин. 3. Особенности рынка данного продукта, конкурентные преимущества и недостатки товара. История рождения авторынка в России связана с одним из самых свинских совковых мифов о том, что «в России до революции не было автопрома, он был создан лишь во времена индустриализации». Неправда, по меркам мировых рынков того времени в дореволюционной России был вполне приличный парк автомобилей и несколько производителей, самым известным из которых был Русско-балтийский завод, производивший несколько сотен автомобилей («Руссобалт») в год. Еще одна особенность авторынка – чудовищно низкая " гуманитарность" (доля личных автомобилей). На дорогах было гораздо меньше частных автомобилей, чем грузовых и легковых, принадлежащих организациям. Приличная организация общественного транспорта и тотальная нищета выделяла отдельных владельцев личных автомобилей в касту (которых до сих пор по инерции называют «автолюбителями»). Советский человек должен был делать танк или пулемет, а не раскатывать на собственной машине (так и до вольнодумства недалеко). Еще одна особенность – критически низкая связанность территорий страны хорошими дорогами и очень низкая мобильность людей, практически крепостная привязанность к одному месту проживания. Эта особенность во многом продолжает оказывать влияние и до сих пор. Быстрое наполнение рынка в течение пяти предкризисных лет объясняется стремительным ростом доходов россиян и тем, что приобретение недвижимости в стране практически запретно, что придает приобретению автомобиля (отчасти) характер инвестиции. Сегодня насыщенность рынка автомобилями всего вдвое отстает от той же насыщенности европейских рынков, а всего пять лет назад российский рынок отставал втрое. Стоимость владения автомобилем российской семьей в процентном отношении существенно выше (до 20% доходов), чем в Европе, Японии и США (3-6%), при том, что Россия, безусловно, стала автомобилизированной нацией В сценарии владения автомобилем до сих пор существенной особенностью является самостоятельный ремонт, т.к. на рынке эта услуга практически отсутствует, либо неадекватно дорога и некачественна, сервисная сеть на большинстве российских рынков еще не сложилась Характерной особенностью пока еще являются и существенные перетоки автомобилей с насыщенных рынков мегаполисов (в первую очередь из Москвы) «в регионы». Другая волна – идущие навстречу друг другу цунами праворульных японских машин с Дальнего Востока и европейских, либо произведенных на европейских территориях автомобилей. В районе Урала эти два потока встречаются. Пока еще существенным азиатским потоком является только поток корейских автомобилей, но не за горами волна автомобилей из Китая На российском рынке пока практически отсутствуют такие институты развитого автомобильного рынка, как системы аукционов и сети дилеров автомобилей с пробегом, цивилизованная практика trade-in (основанная на цивилизованной систематической работе с постоянной клиентской базой), остаются убогими страховые и в значительной степени кредитные продукты.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.