Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды памяти






ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ПАМЯТЬ и ВОСПРИЯТИЕ

Понятие, Виды, Особенности развития памяти и восприятия в 6-7 лет, Игры и упражнения для их развития.

Все материалы в электронном виде вы можете найти «Вконтакте» в группе

«Страничка специалистов МАДОУ ЦРР – Д/с №11» https://vk.com/club114212699

Память

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишённый памяти, перестаёт быть человеком.

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания невозможно восприятие. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация – это временная нервная связь. Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.

ВИДЫ ПАМЯТИ

Все виды памяти могут быть классифицированы по трём основным критериям:

1. по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности;

2. по степени волевой регуляции памяти;

3. по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти.

По содержанию психической активности различают двигательную память, образную, эмоциональную, словесно-логическую.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые навыки и умения). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разном уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая. Высокого уровня развития образная память достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.

Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, припомнив радостное событие, краснеть при воспоминании о неловком поступке. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, она может быть мотивом для повторения действий и поступков лежит в основе формирования привычек. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, а двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах свойственны и животным. Одной из основных характеристик словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (т.е. дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

Классификация памяти по времени сохранения материала выглядит следующим образом: мгновенная память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память и генетическая память.

Мгновенная память – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память-образ. Её длительность от 0, 1 до 0, 5 секунды.

Кратковременная память – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует та5кая величина, как объём, который в среднем равен 5-9 единицам информации. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознаётся, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.

Оперативная память – обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия или операции. Когда человек выполняет какую-либо сложную деятельность, то делает это по частям (одно действие за другим). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты). Хранение информации происходит в диапозоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи, после чего информация может быть стёрта из оперативной памяти.

Долговременная память способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретённых человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и пр.).

Генетическая память: информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. На генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание. По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). Это часто касается неудачных поступков, тяжелых событий. Следует особо подчеркнуть, что непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.

В произвольной памяти процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Память разделяют ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зарубежке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше. Различны основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.