Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская экономика на пути к рынку






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Г. Кострома, 2015г.


Составитель: Курилова З.В., преподавательОГБПОУ «КТЭК».

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплинеисториясоставлен в соответствии с Программой, разработанной на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

 

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Историяадресован студентам очной и заочной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, вопросы для самоконтроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование разделов стр.
1. Введение  
2. Содержание дисциплины Раздел 1 Основные направления развития ведущих государств и регионов мира Раздел 2 Международные отношения и конфликты в конце XX – начале XXI веков Раздел 3 Международные организации и законодательные акты. Раздел 4 Духовная жизнь общества в современном мире.  
4. Внеаудиторная самостоятельная работа  
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины  
5. Глоссарий  
6. Информационное обеспечение дисциплины  
   

 

Уважаемый студент!

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине История создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для внеаудиторной самостоятельной работы изучения, контрольно-измерительные материалы для текущей и промежуточной аттестации.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на ту, которая указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока даны задания для внеаудиторных самостоятельных работ, выполнение которых обязательно.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая написание сообщения, доклада, реферата, эссе.

По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Название ОК Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;  
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;  

 

 

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете к преподавателю прийти за дополнительной информацией.В случае, если Вы пропустили занятия, Вы также всегда можете прийти за консультацией к преподавателю в 29 кабинет, после занятий.

Желаю Вам удачи!

Раздел 1 Основные направления развития ведущих государств и регионов мира

Тема 1.1 Развитие России на рубеже XX - XXI веков.

Российская экономика на пути к рынку

 

От советской экономической системы - к рынку. Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V съезде народных депутатов Ельцин выступил с программой перехода России к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны. Он заявил о либерализации цен и торговли. Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать (передать в частную собственность) большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки.Ответственным за проведение программы реформ стал один из ее разработчиков — вице-премьер Правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.

«Шоковая терапия». Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с перестройкой экономики на рыночные рельсы в конце 80-х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 90-х гг. в России.Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).Действительность оказалась более суровой. Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них сразу возросли в 10—12 раз. Инфляция обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но он привел к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые Правительством шаги дали и немалый положительный результат. Уже к осени 1992 г. пусть и на низком уровне, но была достигнута относительная стабилизация производства.И все-таки население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

Приватизация. Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу была призвана в первую очередь приватизация (переход объектов государственной собственности к частным владельцам — отдельным лицам или трудовым коллективам).Приватизация началась осенью 1992 г. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Ваучер можно было обменять на определенное количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нем указана) рассчитывалась просто: словную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд р.) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценен в 10 тыс. российских рублей. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% всех предприятий торговли. Главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников.

Корректировка курса реформ. Результаты первого года реформ были существенны, но решить основную задачу — стабилизировать экономику страны — правительству не удалось.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина. Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам.

Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами: продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу — предприниматели не желали оставлять прибыль в России и вывозили ее за рубеж. Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета.Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. А вот кредиты получить удалось. Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.Всеми этими мерами Правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса.

Первые результаты экономических реформ. В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности — индивидуальная частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Отдельные звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.

Результаты первых лет экономических реформ противоречивы.

В августе 1999 г. новым председателем Правительства был утвержден В. В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новой экономической стратегии страны.

Россия в мировой экономике. Начало трудного и полного противоречий перехода экономики страны к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа (образно такую экономику называют «экономикой трубы»). Усилия, предпринятые в конце 90-х гг. для уменьшения зависимости от цен на сырье на мировом рынке, ощутимых результатов не дали. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в. валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22% от уровня США, а в 1994 г. — 18%. Позиции России серьезно потеснили и новые промышленно развитые страны. В начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав. В середине XX в. она занимала второе место по объему промышленного производства в мире. К его концу по совокупным показателям экономического развития она заняла место во втором десятке стран мира.

Другая проблема состоит в том, что, не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу. От успеха в решении этой задачи зависит, сумеет ли Россия сохранить традиционное, подобающее ей положение в мире.

Словарный запас

Валютный коридор — в 1995—1998 гг. установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.

Ваучер — в 19921994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.

Конвертируемая валюта — денежная единица, подлежащая свободному обмену на валюту другого государства.

Либерализация цен — отказ от государственного регулирования цен.

Рыночная экономика — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений; опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.