Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Социальные сообщества как политические актеры. Политические элиты и политическое лидерство.






1. Сущность, типология и функции политической элиты.

2. Теории элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса.

3. Современная политическая элита Украины, ее отличительные черты и особенности формирования.

4. Суть и роль политического лидерства в обществе. Типы лидерства.

 

Начиная с XII в., Термин " элита" использовали для обозначения товаров высшего качества, а затем - в сфере общественной жизни для выделения групп " лучших" людей - высшей знати, духовенства, военных.

Политическая элита (франц. Elite - лучшее, отобранное, избранное) - самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа людей, наделена особыми психологическими, социальными и политическими качествами, принимает непосредственное участие в утверждении и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее.

В. Парето определял элиту как группу, в которую входят самые и способные в различных сферах деятельности лица, получившие " высокий индекс" в своей деятельности. Выделение элиты - исходный пункт теории Парето. Совокупность лиц, каждая из которых получила в своей сфере наивысшую оценку, Парето и называл элитой. Например, талантливый юрист будет 10 баллов, средний - 6, неспособный - 0. Именно так он рассматривал принцип определения и формирования элиты, выводя необходимость ее существования из неравенства индивидуальных возможностей человека: состоятельные, талантливые, одаренные является элитой общества. Для объяснения социальной динамики он сформулировал теорию " циркуляции элит".

Г. Моска, как и В. Парето, разделял общество на меньшинство, правящая, и большинство, которым правят.

Существует много подходов к обоснованию необходимости существования элит. Биологический подход. Психологический подход. Функционально-технократический подход.

Правящая элита состоит из трех взаимосвязанных элементов:

1. Политическая элита, которая является частью правящей, выступает носителем властных функций. Ее влияние на систему властных отношений определяется соотношением сил внутри самой элиты, соотношением политических сил в государстве, формой политического устройства, наличием и остротой конфликтов. Политическая элита обладает незаурядными психологическими, социальными и политическими качествами, принимает непосредственное участие в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее.

2. Бюрократическая элита охватывает представителей управленческого аппарата. Они имеют властные полномочия, влияющих на выполнение важных государственных функций.

3. Коммуникационная и идеологическая элита - представители науки, культуры, духовенства и средств массовой информации.

Тип элиты в основном зависит от политического режима, в котором она существует. Выделяют два основных типа элит - открытую и закрытую.

Среди украинских мыслителей, ставили вопрос элит, привлекает внимание концепция " национальной аристократии» В. Липинского.

Политический и лидер трактуется в политологии как руководитель государства, партии, общественно-политической организации, движения, определенной общины и т.д.; как популярный и влиятельный участник общественной жизни, который изначально влияет на него, консолидирует усилия людей для достижения общей цели.

В современных политологических концепциях функционируют различные критерии классификации лидерства.

Лидеров разделяют:

- По мере воздействия на общество:

- По стилю руководства и системой

- По психологическим чертами и типами поведения:

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Как влияет социальная мобильность в обществе на процессы формирования политической элиты?

2. Сравните концепции элит В. Липинского и Д. Донцова.

3. Проанализируйте тенденции трансформаций политических элит при переходе от одного типа политического режима к другому.

4. В чем заключаются негативные для общества последствия существования номенклатурной системы?

5. Определите составляющие имиджа политического лидера и проанализируйте основные методы его формирования.

 

Литература к теме:

1. Липинский В. Письма к братьям-хлеборобам // Философия политики: Хрестоматия: В 4 тт. / Авт.-сост.В.П.Андрущенко (рук.) И др. - М.: Знание Украины, 2003. - Т.3. - С.91-106.

3. Политические элиты и лидерство: Пособие / Б.Кухта, Н. Теплоухова. - Львов: Кальвария, 1996.-224 с.

4. Политология: Учеб. пособие для вузов / Сост. и ред. М. Сазонова. - Харьков: Фолио, 1998.-735 с.

5. Политология: Пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией О.В.Бабкинои, В.П.Горбатенка.-К.6 Издательский центр «Академия», 1998-368 с.

6. Рудич Ф. Правящая элита: ее место и роль в утверждении украинского государства // Полет. менеджмент. - 2008. - №2 (29). - С.3.

7. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 87-102.

8. Современный словарь по общественным наукам / Под ред. А. Г. Данильяна, М. И.Панова. - М.: Знамя, 2006. - 432 с.

9. Юрий М.Ф. Политология: Учебник. - М.: Дакор, КНТ, 2006. - 416 с.

 

 

Тема 12. Украина в геополитическом измерении: история и современность.

1. Сущность понятий " мировая политика", " международные отношения".

2. Природа международной политики и международных отношений.

3. Основные тенденции развития современной мировой политики.

4. Сотрудничество и взаимозависимость как фактор международной жизни.

5. Украина - субъект международной политики.

6. Место Украины в современном геополитическом пространстве.

7. Политические факторы вхождения Украины в международные структуры.

Геополитика как политологическая концепция, видит определяющую роль географических факторов в политике государства, за глобальных политических изменений, которые остро встали на рубеже XX-XXI вв., Приобретает новое значение и содержание. Это связано прежде всего с несоответствием реалиям традиционных моделей реализации государственно-политических устремлений. Расположение и размеры территории Украины, численность ее населения, природные ресурсы в сочетании с ее возможностями в научной, экономической и других сферах общественной жизни дают ей возможность и право иметь статус великой европейской державы с соответствующей геополитической поведением и геостратегической ориентацией

Последнее десятилетие XX в. вошло в историю существенными геополитическими изменениями. Среди предпосылок глобальных сдвигов на континенте - преодоление военно-политического противоборства Восток - Запад, падение коммунизма и переориентация ряда государств на принципах ценностей западной демократии.

Появление на политической карте мира независимой Украины начала глобальные трансформации не только в этом регионе. Достижения суверенного статуса Украинским государством, по определению американского политолога 3. Бжезинского, является одной из самых заметных геополитических событий XX в. Став независимой, Украина, по его оценке, создала возможность для самой России - как государства и нации - стать наконец демократической.

Глобальные трансформации вызывают соответствующие изменения в сознании, мировосприятии, политической позиции и общественном поведении десятков и сотен миллионов людей континента. Эволюция взглядов, нравственных ориентиров и побудительных мотивов прежде всего связана с демонтажем конфронтационных подходов и рецидивов старого политического мышления

После стремительного краха социализма восточноевропейские страны в корне изменили систему внешнеполитических приоритетов. Если к середине 1990 они проявляли определенную сдержанность относительно отношений с Западом, то в дальнейшем наметилось существенное потепление в отношениях с ЕС, НАТО. С тех пор прекратились внешнеполитические взаимные консультации восточноевропейских стран; правительства Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии дистанцировались от Москвы. Существенными в это время становятся и геополитические интересы вновь государств и стран Центральной и Восточной Европы, самоопределились в социально-политическом развитии.

В Центральной и Восточной Европе исторические аспекты безопасности особенно ощутимыми, а в некоторых направлениях доминирующими. Исторически сложились две линии: соперничество между Россией и Западом, с одной стороны, и взаимодействие их в развитии Европы - с другой.

Для Украины, как и всех государств Центральной и Восточной Европы, важным геополитическим фактором является общеевропейский процесс, вхождение в европейское и мировой общественности на основе ценностей западной демократии. Этому подчинены внешнеполитические приоритеты, налаживание принципиально новых двух и многосторонних отношений, а также соответствующая внутренняя трансформация. Стержнем этого процесса является положение Итогового акта об отсутствии территориальных претензий друг к другу всех участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), о нерушимости границ, сложившихся исторически. В отличие от некоторых других стран, Украина не выдвигает территориальных претензий к своим соседям.

Государства Запада одобряют желание восточноевропейских стран участвовать в европейских интеграционных процессах, но поддерживают не прямое участие, а переходные формы.

Для современной Украины особенно важно регион Центральной и Восточной Европы, соответствующие объединения стран этой части континента. Она прилагает немало усилий для расширения отношений в рамках Центральноевропейской инициативы (ЦЕИ). Важным сдвигом в этом направлении стало вступления 1996 статуса полноправного члена ЦЕИ, что является ощутимым шагом к реализации стратегической цели - вступлению в ЕС, интеграция в европейское экономическое пространство.

Особенность геополитического положения Украины состоит в том, что, будучи открытой для интеграции в Европу, она, в отличие от других стран Центральной и Восточной Европы, вынуждена преодолевать две линии разделения континента, которые возникли после Второй мировой войны. Первая - граница, размывается и исчезает, - между странами бывшего Варшавского Договора и остальной Европой. Вторая - западную границу бывшего СССР, время воспринимается как граница очень неоднородной и аморфной СНГ, отдаляет Украину от ее естественных партнеров в Центральной и Восточной Европе.

Украина, последовательно интегрируясь в общеевропейской сообщества, рассматривает углубление интеграционных процессов на континенте как необходимую предпосылку создания системы глобальной безопасности, утверждения нового геополитического пространства, который будет отвечать требованиям XXI века.

Системные особенности современных геополитических процессов и роль Украины в их развитии фокусируются на таких аспектах:

1. Глобальные трансформации, основанные на рубеже XX-XXI веков, еще не завершились. Учет близких и отдаленных (как желаемых, так и нежелательных) возможных изменений в регионе и за его пределами крайне важно для Украины и других стран Европы. Поэтому в интересах нашего государства и континента является укрепление доверия, расширение политического диалога и сотрудничества на двух- и многосторонней основе в рамках общеевропейского процесса, меры по преодолению экономического кризиса, соблюдение общечеловеческих фундаментальных ценностей.

2. Конструктивными в деятельности государств молодой демократии возникают адаптация внешнеполитических принципов, корректировки стратегических приоритетов с учетом новых реалий, формирование четких критериев геополитического и геоэкономического положения, учета сложных условиях переходного периода Европейского континента.

3. Преодолевая трудности, Украина продолжает процесс расширения своей дипломатического присутствия в мире, постепенно становясь влиятельной европейской и мировой державой, все больше превращаясь в реального и активного субъекта международных отношений, который имеет свои национальные интересы и решает их в кругу европейских народов.

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1. Природа внешней политики и международных отношений.

2. Основные тенденции развития современной мировой политики.

3. Теоретические измерения геополитического анализа.

4. Внешняя политика и геополитическая стратегия развития суверенной Украины.

5. Что общего в понятиях «этнос», «национальность», «нация»?

6. Когда возникла национальная проблема, каковы причины ее появления и основные формы проявления?

7. Чем отличается самоопределения наций от сепаратизма?

8. Выясните содержание и основные компоненты концепции «национальная идея».

9. Сравните процессы национального самоопределения в бывш НИП колониях третьего мира и в постсоветских странах.

10. Охарактеризуйте разновидности, формы и уровни международных отношений.

11. Какова структура Организации Объединенных Наций? Политические о блемы она решает?

12. Назовите и раскройте глобальные проблемы современности.

13. Назовите основные формы мирового политического процесса. Дайте их определения.

14. В чем заключается специфика современного этапа мирового политического процесса?

15. Какие факторы определяют геополитическую ориентацию современной Украины?

16. Как менялось отношение мирового сообщества к современной Украине в течение последнего десятилетия?

Литература к теме:

1. Гелей С. Д. Политология [Текст]: учеб. посибн / [Электронный ресурс] / С. Д. Гелей, С. М. Рутар - М.: Центр учебной литературы, 2012. - 348 с - Режим доступа: https://culonline.com.ua/Books/politologia_Geley.pdf

2. Политические партии в выборах: теория и практика избирательной кампании: учебно-методическое пособие. - М.: Знание, 2012. - 373 с.

3. Политология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.М.Черния. - М.: Миллениум, 2014. - 426 с.

4. Зеленько Г. И. Общественные организации как структуры гражданского общества (на примере Молдовы) // Г. И. Зеленько, В. И. Аникин / Политические науки и методика преподавания социально-политических дисциплин.Научный журнал НПУ им. Драгоманова. 2011. - Серия 22. - Вып. 6. - С. 40-47.

5. Кулеба А. Молодежные общественные организации: виды, общественные функции и проблемы их деятельности / О. Кулеба // Укр. нац. идея: реалии и перспективы развития. - 2012. - Вып. 24. - С. 45-50.

6. Малявин Е. В. Общественные объединения как составная часть политической организации общества / Е. В. Малявин, Н. М. Семке // Проблемы и перспективы формирования национальной гуманитарно-технической элиты. - 2011. - Вып. 29 (33). - С. 148-156.

7. Марушкевич Б. М. Молодежные общественные организации в Украине: задачи и принципы функционирования в условиях трансформации общества / Б. М. Марушкевич // Социальные технологии: актуальные проблемы теории и практики: сб. наук. пр. / класси. приват. ун-т; [сост.: Бех В. П. и др.; отв. за вып. Катаев С. Л.]. - Запорожье, 2011. - Вып. 49. - С. 45-53.

8. Политология: подручных. / М. П. Требин, Л. Н. Герасина, И. А. Полищук и др. - Х.: Право, 2013. - 416 с.

9. Черний А.М. Политология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.М.Черния. - М.: Миллениум, 2013. - 426 с.

10. Шляхтун П. П. Политология: история и теория: Учебник / П. П. Шляхтун. - М.: Центр учебной литературы, 2010. - 472 с

 

 


 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО семинарских занятий и КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРИ ОТВЕТАХ

 

Семинар - важное звено в обучении и воспитании студентов. Семинарское занятие является одной из ведущих и наиболее сложных форм учебного процесса.

Семинарское занятие - это форма учебного занятия, при которой преподаватель организует дискуссию вокруг предварительного определения проблемы, к которой все студенты (слушатели) готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов).

Основная задача семинарских занятий - углубить и закрепить знания, полученные (слушателями) на лекции и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, привить им навыки поиска, обобщения, критического анализа учебного материала, умение выдвигать и защищать свои взгляды по вопросам, рассматриваются.

Семинары призваны углубить знания студентов по актуальным проблемам «политологии»; научить их теснее связывать теорию с практикой; самостоятельно и творчески формулировать свои мысли в устной форме, в спорах, дискуссиях; прививать студентам любовь к Украине, воспитывать их в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины.

Подготовку к семинару рекомендуется начинать с момента чтения лекции по теме семинара и осуществлять ее в определенной последовательности. Сначала рекомендуется выяснить тему занятий и вопросы семинарского занятия. Заранее подобрать, изучить и законспектировать рекомендованную литературу, изучить основные понятия проблемы. Полезно к каждому вопросу семинарского занятия составлять развернутые планы ответа.

В процессе подготовки к семинару рекомендуется систематически накапливать материалы средств массовой информации, данные смежных дисциплин и использовать их в выступлении. Некоторые студенты, которые тщательно готовятся к семинару, готовят для ответа дидактические материалы, используют доску с мелом.

На семинаре студенты имеют возможность выступать по любому вопросу, при этом можно зачитывать отдельные высказывания, цитаты, цифры из конспектов. В ходе дискуссии на семинаре студент имеет возможность не только расширить свои знания, но и проверить, уточнить, закрепить то, что он изучил во время самостоятельной работы. Принимая участие в семинаре, целесообразно во время выступлений других студентов делать соответствующие пометки в конспекте по наиболее интересных вопросов.

Плодотворное и активная работа на семинаре значительно повышает эффективность освоения материала и в дальнейшем экономит время на его повторение. На семинарах студенты учатся применять знания для политологического анализа политических проблем современного мира. На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает подготовленные студентами рефераты, их выступления за ними, активность в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию и тому подобное.

Реферат - важное средство развития навыков в исследовательской деятельности.

Написание рефератов помогает развитию навыков самостоятельной творческой работы. Путем анализа политических материалов студенты получают и закрепляют первичные навыки конкретных исследований. Рефераты способствуют закреплению, углублению и систематизации знаний, полученных студентами при изучении дисциплины «Политология», а также применении этих знаний в политической жизни общества. Эта учебная работа прививает навыки обобщения политического материала, использование различных источников, составление библиографии по теме исследования, умение делать сравнительный анализ, контент-анализ и усваивать другие методы познания.

При подготовке и написании реферата рекомендуется использовать следующий опыт:

1. Выяснить содержание выбранной темы и целевую установку, проконсультироваться по этому поводу у преподавателей, определить и наметить главные вопросы, которые подлежат рассмотрению.

2. При необходимости составить план личной работы. В плане определить сроки написания реферата, редактирование, изготовление наглядных материалов (схем, таблиц и т.д.).

3. Подготовить список необходимой литературы по теме. В этой работе целесообразно пользоваться каталогами библиотек.

4. Изучить рекомендуемую литературу, то есть выбрать основные положения, относящиеся к теме реферата, выяснить фактический материал и выводы, к которым приходит автор. При изучении литературы надо делать соответствующие записи, которые затем следует использовать при написании реферата.

Основные формы контроля текущей успеваемости студентов по дисциплине «Политология»: оценка выступлений и рефератов на семинарских занятиях; проверка конспектов лекций и первоисточников; проведения письменных контрольных работ.

При выставлении оценок учитывается посещения обязательных занятий, консультаций, участие в научных кружках, студенческих конференциях, конкурсах студенческих работ, а также моральные качества и отношение к будущей профессиональной деятельности и обучения.

 

План семинара по «политологии» по теме:

«Политика как общественное явление»

1. Многозначность основного термина «политика». Политика как специфический от цельной деятельности. Три уровня функционирования политики. Основные концепции политики.

2. Структура и функции политики. Экономические, социальные, духовные детерминанты политики. Проблема типологизации политики.

3. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет изучения политологии, ее взаимодействие с другими науками. Методология политологии, ее функции и задачи.

4. Особенности преподавания этого предмета в Украине и других странах постсоветского пространства.

 

Рефераты:

Поле политики.

Политика как практическая деятельность, наука и искусство.

Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией.

 

Литература.

1. Бебик В.М. Политология [Текст]: Наука и учебная дисциплина. - М.: Каравелла, 2009. - 496 с.

2. Введение в политологию: Словарь-справочник. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 264 с.

3. Гаевский Б.А. Современная украинская политология: Навч.посибник. - К.: МАУП, 1999. - 268 с.

4. Гедикова Н.П. Политология [Текст]: сб. Контрольных тестовых заданий для студентов всех специальностей. - Ильичевск: [Изд-во Одес.держ.екон. ун-та], 2007. - 32 с.

5. Гедикова Н.П. Политология [Текст]: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений. - Ильичевск: [Изд-во Одес.регион. ин-та упр. Нац. акад. гос. упр. при Президенте Украины], 2007. - 72 с.

6. Гедикова Н.П. Политология [Текст]: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений. - Ильичевск: [Изд-во Одес.ордена Ленина др.-ю сухопутных войск], 2006. - 66 с.

7. Гелей С.Д. Политология: учебное пособие. - М.: Знание, 1999. - 427 с.

8. Гелей С.Д. Политология [Текст]: учеб. пособие. - М.: Знание, 2004. - 645 с.

9. Политология. Задания для самостоятельной работы: методическое пособие. - С. И. Ростецька, Т. А. Каменчук - Одесса: Пивденноукр. нац. пед. ун-т имени К.Д.Ушинского, 2011. - 50 с.

10. Политология. Задача для семинарских занятий: методическое пособие. - С.М. Наумкин, С. И. Ростецька, Т. А. Каменчук - Одесса: Пивденноукр. нац. пед. ун-т имени К.Д.Ушинского, 2012. - 59 с.

11. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений /И.М.Коваль (руководитель авт. Коллектива), Л.А.Ануфриев, С.М. Наумкин и др..; художн.-офрмлювач Ю.Ю. Романика. - Харьков: Фолио, 2012. - 414 ст.

12. Политология: учебн. пос. /О.А. Долженков, Ю.К. Маслов, А. В. Музыченко, С.М. Наумкин. - Одесса: издатель Буваев Вадим Викторович, 2013 - 190 с.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы причины возникновения политики?

2. Виды политики вы знаете?

3. Охарактеризуйте политику прогрессивную, консервативную, реакционную.

4. Что возникает раньше в истории развития человечества - политика или государство?

5. Значительное причины и последствия политизации экономической сферы украинского общества?

6. Какие, на ваш взгляд, политические решения необходимо применить для преодоления экономических проблем (инфляции, роста цен, коррупции, энергетической зависимости и т.д.)?

7. Почему новые политические процессы опережают хозяйственные преобразования?

8. Может и должен ли быть политика моральной?

9. Согласны ли вы с выводом о том, что демократия повышает роль морали в политической жизни?

10. Подумайте и выделите политические интересы различных слоев граждан.

11. Что такое «макиавеллизм» в политике?

12. Что же это за ангажированность в политике?

13. Как вы считаете, существует ли перспективы отмирания политики?

 

План семинара по «политологии» по теме:

«Политико-правовая мысль от Древнего времени до современности»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.