Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
Требования к самостоятельной работе по дисциплине (модулю) «Принятие и исполнение государственных решений» включают: указание трудоемкости; виды самостоятельной работы студентов; технологическую карту самостоятельной работы; методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы.
Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Принятие и исполнение государственных решений» составляет 108 часов, 3 зачетные единицы.
Из них: аудиторные – 12 часов (0, 33 з. ед.), лекции – 4 часа (0, 11 з. ед.), семинары – 8 часов (0, 22 з. ед.). Зачет – 5 часов (0, 14 з. ед.). Самостоятельная работа – 96 часов (2, 67 з. ед.).
6.1. Вопросы для самостоятельного изучения.
№
Раздела (темы)
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| Раздел
№ 1.
| Реализация государственной политики: механизм реализации, участники реализации, процесс реализации, целевые программы, мониторинг, оценка реализации государственной политики: типы оценок, оценочные исследования, анализ влияния.
Проблема классификации государственных управленческих решений:
1. По субъектам управления: а) общенародные (выборы, референдум); б) федеральные, региональные (субъектов федерации), местные; в) законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти; г) единоличные, коллегиальные. 2. По целям и времени действия – стратегические (долгосрочные); тактические (среднесрочные); оперативные (краткосрочные). 3. По масштабу действия – общегосударственные; локальные (в пределах административно-территориальной единицы); внутриведомственные; межведомственные.
4. По нормативной природе — общие (нормативные), частные (ненормативные). 5. По юридической силе – высшие (конституционные), законодательные; подзаконные. 6. По видам государственного управления – гражданские, военные. 7. По формам правовых актов – законы (конституционные, кодексы, федеральные, субъектов федерации); указы (царские, президентские); постановления (парламента, палаты парламента, правительства, суда, прокуратуры); распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти); приказы (руководителей госорганов и их структурных подразделений; военные); приговоры (суда); санкции (следственных, прокурорских органов); декреты; указания, предписания, инструкции и т.д.; программы, декларации, положения, уставы; межгосударственные договоры и соглашения. 8. По порядку принятия – способу оформления и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления и т.п.); вторичные, т.е. вводимые в действие и утверждаемые другими решениями (например, инструкция, утверждаемая приказом министра; положение, утверждаемое постановлением главы администрации, и т.п.). 9. По методам разработки – типичные (аналогичные), нетипичные (оригинальные). 10. По содержанию — политические, административные, экономические, организационные, технологические и др. 11. По форме изложения — письменные, устные. 12. По механизму действия – прямого (непосредственного) действия, рамочные (отсылочного характера). 13. По значимости для исполнения – обязательные, рекомендательные. 14. По характеру воздействия – стимулирующие, протекционистские, мотивационные, ограничительные, запретительные и др. 15. По степени публичности (открытости) – общего пользования, служебного пользования, секретные, совершенно секретные.
|
| Раздел
№ 2.
| Основные требования системного (комплексного) подхода к разработке и реализации управленческих решений. Системный анализ проблемной ситуации. Генерирование альтернатив решения проблемы. Изучение ресурсной базы решения проблемы. Учет организационных возможностей и ограничивающих факторов. Исключение второстепенных альтернатив. Определение сил и средств, привлекаемых для решения проблемы. Разработка стратегии и тактики решения проблемы (плана операции, проекта). Экспертная оценка. Документальное оформление управленческого решения. Утверждение (принятие) управленческого решения. Определение ответственных организаций и лиц, сроков реализации и форм контроля.
Организация процесса исполнения государственных решений как этап управленческой деятельности. Основные задачи организации исполнения государственных решений.
Риск-менеджмент. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений. Классификация рисков как основа эффективной организации управления рисками.
|
|
| Итого:
|
|
Вопросы для самопроверки и литература.
№
Раздела (темы)
| Вопросы для самопроверки
| Список литературы
| Раздел
№ 1.
| - Раскройте сущность и роль государственной политики в системе государственного управления.
- Назовите теоретические подходы к изучению государственной политики.
- Охарактеризуйте модели разработки государственной политики.
- Назовите виды государственной политики.
- Назовите уровни государственной политики.
- Покажите место и роль управленческих решений в процессе государственного управления.
- Какие требования предъявляются к управленческим решениям.
- Характеристика процесса разработки государственной политики.
- Учет влияния факторов внешней и внутренней среды, ретроспективы и перспективы в процессе разработки государственной политики.
- Механизм принятия политических решений в государственном управлении Российской Федерации.
- Классификация государственных управленческих решений.
| 12. Аврамчук Г.В. Теория государственного управления.- М.: Омега-Л, 2009. 579 с.
- Бражко Е.И., Смирнов Э.А., Серебрякова Г.В. Управленческие решения: Учеб. Пособие.- М.: Приор, 2006. 126 с.
- Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 560 с.
- Орлов А.И. Теория принятия решений: учебник.- М.: Экзамен, 2006.-573 с.
16. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления.- М.: Велби, 2006. 632 с.
- Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений.- М.: Дело и Сервис, 2005. 544 с.
18. Зуб А.Т. Принятие управленческих решений.- М.: ИНФА-М: Форум, 2010. 400 с.
19. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. В 2-х тт. Учебник.- М.: Статус, 2002.- 366 с.
- Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения — М.: Издательство «Дело», 2004 г. — 392 с.
21. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы.- М.: Экономика, 2002. 702 с.
- Орлов А. И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. Учебное пособие. — М.: Март, 2005. — 496 с.
- Платов В.Я. Системный анализ в менеджменте. Бизнес-курс МВА.- Из-во ИДДК, 2006.
- Попов В.Я. Современные управленческие технологии.- М.: Дело., 2006. 384 с.
- Системный анализ: краткий курс лекций / Под ред. В.П. Прохорова. — М.: КомКнига, 2006. — 216 с.
- Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. — М.: Высш. шк., 2004. — 616 с.
- Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ.- Изд-во Томского университета, 2004, 186 с.
17.Шишкова Г.А., Козлов А.В. Управленческие решения: Учеб. Пособие. – М.: РГГУ, 2009. 207 с.
| Раздел
№ 2.
| 1.Какова сущность и функции государственных управленческих решений.
2.Перечислите виды государственных управленческих решений.
3.Каковы свойства государственных управленческих решений.
4. Назовите формы государственно-управленческих решений.
6.Перечислите приемы разработки и выбора управленческих решений.
8.Организация процесса разработки управленческого решения.
9.Расскажите о методологии разработки управленческого решения.
10.Перечислите основные требования системного (комплексного) подхода к разработке и реализации управленческих решений.
12.Какова специфика разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
14.Поясните задачи организации исполнения государственных решений.
| Виды самостоятельной работы:
- составления компендиума;
- подготовка дискуссии по заданной теме;
- обзор интернет-сайтов и разработка каталога интернет - ресурсов по заданной теме.
|