Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь педагогической науки и практики.






Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимание на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В 19 в. Существовало 2 понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку и воспитание, второе относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. Но правильно ли это? Думается, что не совсем (Харламов). Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь ввиду, что оно имеет два аспекта- теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно- педагогического исследования. в этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросом воспитания.

Другое дело – практическая воспитательская деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства.

Весьма четко разграничивал педагогику как теоретическую науку и практическую деятельность как искусство известный преподаватель Главного педагогического института в Петербурге А.Г. Ободовский(1796-1852). В изданном в 1835г. Пособие «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитании, называется наукою воспитания или педагогикаю; употребление употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство… Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитанием; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог».

Однако для практической педагогической деятельности существенными являются как отличия, так и те связи, кот. Существуют между теорией воспитания и воспитательной практикой. Что бы осуществлять действенное воспитание, учителю, с одной стороны необходимо хорошо знать его теоретические основы, а с другой- в совершенстве владеть педагогическими умениями и навыками.

К.Д.Ушинский отмечал, что для успешной воспитательной деятельности нужны не только соответствующие умения и навыки, но и обстоятельные теоретические знания. Подчеркивая это, он писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким… Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждении, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания».

Глубоко обоснованное решение вопроса о соотношении педагогического искусства и теор.знаний в воспитании дал П.Блонский. Он отмечал, что для практической воспитат. деятельности одинаково нужны умения, талант и теоретические знания. Умения вырабатываются личным опытом, талант совершенствуется в процессе воспитательной практики, теоретические знания формируются в результате глубокого постижения сущности развития и воспитания человека и передаются в виде научных идей.

Такой же точки зрения придерживался А.С.Макаренко. он считал, что в целях осуществления действенного воспитания необходимо у каждого педагога формировать педагогическое мастерство, в основе которого лежит глубокое овладение теоретическими знаниями и творческое усвоение образцов воспитательной деятельности.

Древние мыслители- греч.философ Анаксогор говорил, что только из теоретического познания проистекает свобода плодотворность практической деятельности. Сократ же замечал: «Каждый мудр в том, что хорошо знает».

Еще большее значение приобретают теоретические знания в настоящее время, когда наука и техника вошли во все сферы жизни. Вот почему всестороннее и обстоятельное осмысление предмета педагогики и основных теоретических идей, относящихся к воспитанию, имеет огромнейшее значение в подготовке к проф.пед.деятельности.

 

3. структура педагогики.

Общая педагогика исследует основные закономерности образования.

Возрастная педагогика (дошкольная)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.