Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маржинальное направление в экономической мысли Запада, его представители и этапы развития






 

Маржинализм (англ.- marginal) – это несколько школ экономической мысли, ведущим методом которых стал анализ закономерностей предельных величин – предельной полезности, предельных затрат и других. Указанный метод широко применяли австрийские ученые (австрийская школа), экономисты-математики г. Лозанны, представители неоклассической школы – А. Маршалл и Д.Б. Кларк. Использование метода предельного анализа привело к новым, отличным от классической теории выводам, расширило сферу экономического познания, позволило “подключить” к экономическому анализу математический аппарат. Столь значительные последствия стали впоследствии именоваться «маржинальной» революцией в экономической науке.

Что же побудило экономическую мысль обратиться к выяснению значений предельных величин?

Как и большинство предыдущих и последующих направлений, маржинализм возникает в силу действия нескольких причин. Одна из них, как основная, то, что классическая теория не исследовала субъективно-психологические факторы экономических отношений – потребности людей, получаемые ощущения от труда, субъективные оценки от использования вещей, совершаемых на рынке сделок и т.д. Не была объектом анализа и редкость ресурсов, особенности хозяйственного поведения людей при ведении домашнего хозяйства. Предельный анализ абстрагировался от деления общества на группы, классы, что позволяло сгладить порожденную учениями Д. Рикардо и его последователями, включая К. Маркса, тревогу и неуверенность предпринимателей, земельных собственников, многочисленного среднего класса. Противостояние классов при дележе общественного продукта и дохода теперь не являлось главным: рынок и удовлетворение индивидуальных потребностей идеально настраивают экономику, снимают противоречия.

Число сторонников предельного анализа достаточно велико. Первые ученые, выдвинувшие его идеи даже не были знакомы друг с другом, и жили они в разных странах. Это были представители Германии – Г. Госсен и И. Тюнен и Франции – Ж. Дюпюи и А. Курно. Не знали о работах своих сторонников и ведущие разработчики этого направления – К. Менгер (1840-1921, Австрия), У. Джевонс (1835-1882, Великобритания) и Л. Вальрас (1834-1910, Швейцария). Основные работы последних трех экономистов вышли почти в одно и то же время – в начале 70-х годов ХIХ века., в которых были обоснованы сходные выводы.

Большинство исследователей истории экономической науки делят маржинализм на два этапа. Первый из них начинается с учений австрийской школы (именно здесь жил и работал её
основатель – Карл Менгер), который продолжался два десятилетия – 70-80 годы ХIХ века, а второй – с учений кембриджской школы, основателем которой стал А. Маршалл (Великобритания). Начало второго этапа – 90-е годы ХIХ века.

К. Менгеру принадлежат две крупные научные работы. Это «Основания политической экономии» (1871) и «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883).

В отличие от классиков политической экономии в учении Менгера решающая роль отводится сфере обмена и субъективным оценкам полезности благ, а масштабы анализа ограничиваются отдельным хозяйствующим субъектом – хозяйством отдельного поселенца или мелкого предприятия.

К. Менгер – основоположник учения о ценности благ. Ему посвящено большинство глав его первой из указанных книг. Ценность определяется не затратами труда, а соотношением между потребностями человека и наличием блага. При потребности человека, например в чае, самой значимой будет первая чашка (стакан). Последующие порции будут обладать все меньшей ценностью. Для каждого, кто пьет чай, рано или поздно наступит момент насыщения, который означает предел – наименьшую ценность. Именно эта ценность – ценность последней порции, определяет ценность блага (в данном случае чая). Поэтому обмен порождается поиском людей наиболее выгодных для себя благ, товаров: люди отдают блага менее для них полезные в обмен на блага более полезные. Взаимная выгода – вот причина и результат сделок обмена.

Удовлетворение потребностей человека – это функция первоочередных товаров, которые «употребляются непосредственно» – продукты питания, одежда, условия быта, жильё (товары первого порядка). Но они создаются при помощи оборудования, средств производства, которые тоже являются благами, но уже не первоочередными - «не пригодными для непосредственного удовлетворения наших потребностей». Поэтому они относятся к следующей очереди, следующему порядку. Все блага таким образом делятся на блага первого порядка и блага высших порядков.

К. Менгер уделил внимание также понятиям «товар», «деньги», «цена». И всюду он на первое место ставит субъективные, чувственно воспринимаемые элементы потребностей людей, их оценки, сопоставление выгод и потерь. Правда, в его учении есть и признание объективных закономерностей. К ним он относит разделение туда, процесс возникновения денег, рыночную конкуренцию, время преобразования благ высшего порядка в первый.

Поддержали и развили идеи К. Менгера двое известных (и также австрийских) ученых – Е. Бём-Баверк (1851-1914) и Ф. Визер (1851-1926).

Основные работы первого из названных экономистов – «Капитал и процент» (второй том этой работы называется «Позитивная теория процента»), «Основы теории ценности хозяйственных благ», «К завершению марксистской системы».

Основные работы второго – «Происхождение и основные законы экономической ценности», «Теория общественного хозяйства».

Как и Менгер, оба экономиста были сторонниками главного подхода – субъективно-психологических оценок и поведения индивида. Но применили они его не только к сфере обмена и потребления, но и к сфере производства. Они расширили круг исследуемых категорий, включив в объект анализа издержки производства, капитал, прибыль. А кроме того, в их работах отразилась и полемика с марксизмом.

Е. Бём-Баверк поставил перед собой задачу создать полную законченную теорию ценности, поскольку предшествующими экономистами, как он полагал, были созданы учения лишь об отдельных элементах этой теории. И поэтому им были предложены в качестве ключевых всего две ценности – субъективная и объективная. Именно так и назывались две части в его работе о ценности хозяйственных благ. Под субъективной ценностью материальных благ (включая и производительные) понимается личная оценка человеком полезности любого блага и товара. При этом Бём-Баверк подчеркивал, что главным положением в политической экономии должно считаться различие между понятиями «ценность» и «полезность». Объективная же ценность – это та, которая определяется спросом и предложением, с учетом выгоды обмена. На ряде примеров – торгов покупателей и продавцов, жизни одинокого поселенца (Робинзона Крузо), утрат благ этот экономист доказывает, что цена и ценность имеют общее основание – получение людьми как можно большей суммы жизненного благополучия.

Этот принцип позволяет объяснить и происхождение доходапроцента (главным образом не за денежные ссуды, а за создание и использование материальных благ). В основе возникновения процента лежит предпочтение большинства людей воспользоваться благами в настоящем времени. Но часть людей предпринимательского склада предпочитают получить жизненное благополучие в будущем. Между теми и другими происходит обмен, в результате которого отказ от потребления благ сегодня компенсируется получением по истечении времени процента – премии. Бём-Баверк приводит пример такого отказа: при ловле рыбы руками человек может достигнуть определенного результата. Но он может отказаться от него на какое-то время, чтобы изготовить удочку. «Вооружившись» капитальным благом – удочкой, рыболов повысит производительность своего труда. Но и в этом случае он может прервать процесс ловли рыбы и заняться изготовлением сети. Отдача от использования сети возрастет. Получается, что отказ от сиюминутного результата и удлинение подготовки к его достижению увеличивает ценность капитальных благ, позволяет получить большее благополучие.

Как видим, теория Бём-Баверка противостояла марксистской в определении капитала, цены, дохода. В ней нет такого понятия, как эксплуатация, прибавочная стоимость, классовые интересы.

Ф. Визер известен в истории экономической мысли как автор теории вменения и теории альтернативных издержек.

Термин вменить можно заменить на термин «наделить». Тогда станет ясно, что Визер исходил из учения Менгера о ранжировании благ на первый и высшие порядки. Только у Визера в качестве благ высших порядков выступают производительные блага (факторы производства) – труд, земля, капитал. Каждое созданное при их помощи благо наделяет (вменяет) каждый фактор своей специфической ценностью.

Понятие издержек производства у Визера используется для выявления действительной полезности экономических благ – товаров. Поскольку в производстве какого-либо блага всегда затрачиваются ресурсы, факторы, то при завершении процесса производства они утрачиваются практически навсегда. Но ведь их можно было бы использовать на производство других, альтернативных товаров. Но коль скоро этого не произошло, стоимость (полезность) тех или других предполагаемых продуктов и будет составлять издержки производства данного блага.

В Англии теорию предельной полезности развивал У. Джевонс (1835-1882). Широко известны его две работы – «Теория политической экономии» и «Принципы науки».

Этот экономист достаточно четко заявил: «Истинную экономическую теорию можно получить, лишь возвратясь к мотивам, побуждающим человека действовать – чувствам удовольствия и страдания…». Поэтому объектом его исследований явились полезность, обмен, оценка человеком затрат своего труда. Обладая математическим складом ума (что было обусловлено первоначальным естественно - научным образованием), Джевонс использует понятия «коэффициент», «степень», «вероятность», «момент времени» и при их помощи формулирует ряд выводов, совпадающих с выводами австрийских ученых. В частности, он утверждает, что степень полезности имеет тенденцию убывать с ростом количества блага. Цена товара зависит от предельной полезности и поэтому при обмене товарами соотношение между ними должно быть обратным соотношению их последних степеней полезности, каковыми они предстают в глазах владельцев-продавцов.

Джевонс первым указал на связь тягот труда с его производительностью. Труд, полагал он, обладает как и все блага полезностью и антиполезностью (сильно уставший работник начинает выпускать брак). Диапазон ощущений человека во время труда колеблется от нежелания к удовлетворению и, наконец, к усталости. Поэтому отдача от труда непостоянна: она мала в первые часы работы, затем она возрастает, а к концу работы падает.

Таким образом, австрийская школа положила начало важным методологическим принципам изучения экономической жизни. Исходным пунктом здесь стало потребление и все условия обеспечивающие его: полезность вещей, благ, субъективные ощущения людей, степень удовлетворения потребностей. В дальнейшем этот принцип трансформировался в теорию потребительского поведения, с помощью которой объясняются и цены, и взаимодействие спроса и предложения.

Важную роль, как принято считать в этой школе, выполняют интенсивность потребления благ и их редкость. В отношении ценности производительных благ было предложено определять её посредством ценности потребляемых непосредственно (для удовлетворения личных потребностей) благ. Затраты труда не являются решающими в возникновении ценности, стоимости. Главными становятся предельные полезности товаров, создаваемых трудом.

Обмен благами также определяется субъектами обмена. Именно их оценка определяет цены. Если совершается обмен, то обмениваемые товары обладают равной предельной полезностью.

В дальнейшем идеи австрийской школы развивали представители Великобритании, Швейцарии. Сейчас они являются предметом изучения микроэкономической теории и являются обязательными для студентов вузов. А метод нейтральности к идеологии, к классовой структуре общества считается одним из основных у многих представителей современной экономической науки.

Вместе с тем ряд позиций этой школы подвергается критике. В частности, за то, что она основывается на статичных примерах, не учитывает моменты развития. Во многом предполагаемое поведение индивидов неправдоподобно, абстрактно. Наконец, возражения вызывает и односторонность подхода к определению ценности благ: значение производителя блага в ней невелико.

 

Литература

 

1. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. – М., 1992.

2. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. – М., 2001. – Гл. 10.

3. Белоусов В. М., Ершова Т. В. История экономических учений: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 1999. – С. 374 – 384.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994. – Гл. 8, 12.

5. Бухарин Н. И. Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы. – М., 1988.

5. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. - Т. 3. – М., 1989. Гл. 6, 7.

1. История экономических учений. Учебное пособие / Под ред.
В. Автономова и др. – М., 2001. – Гл. 10 - 12.

2. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М., 1996. – Гл. 21 - 24.

3. Теория потребительского поведения и спроса. (Серия «Вехи экономической мысли». Вып.1) / Под ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1993. Переиздание 2001 г.

11. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. Изд. 4-е. – М., 2001. – Гл. 14, 15.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Существует мнение, что многие положения австрийской школы были сформулированы в противовес марксистским взглядам. Можно ли с этим согласиться?

2. Чем можно объяснить то обстоятельство, что сразу три экономиста – представители различных стран, примерно в одно и то же время выдвинули и стали разрабатывать предельный анализ – роль потребностей, предельной полезности и т.д.?

3. Как объясняет австрийская школа несоответствие замеченное еще А. Смитом между полезностью и ценностью воды и алмаза?

4. Какие аргументы можно привести в пользу утверждения, что маржинальный анализ явился революцией в экономической теории?

5. Существуют ли примеры практической реализации выводов австрийской школы? Наблюдаются ли в поведении современников элементы, отмеченные К. Менгером и Е. Бём-Баверком?

6. Действуют ли закономерности обмена, проанализированные сторонниками предельной полезности, на рынках вашего города?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.