Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ибадиты






 

Ибадиты — приверженцы Абдаллаха ибн Ибада.

Он поднял восстание при Марване ибн Мухаммаде. Марван направил против него Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Атию, и тот сражался с ним в Табале.

Ибадиты говорили: «Наши противники из числа мусульман не являются неверными, многобожниками, напротив, с ними разрешается вступать в брак, наследовать им, во время войны разрешается брать в качестве добычи из их имущества оружие и лошадей, а все остальное запрещено. Запрещено убивать их и брать их в плен тайком, коварно, а лишь после вступления в войну и предоставления доказательств веры». Они считали, что территория их противников из числа мусульман — это территория Единобожия, за исключением лагеря правителя, ибо это — территория несправедливости. Ибадиты разрешали принимать свидетельства своих противников против своих единомышленников. О совершивших тяжкие грехи они, говорили, что хотя такие люди и исповедуют Единобожие, они все равно неверные.

Кроме этого ибадиты:

● считали, что возможность действовать есть одно из свойств человека, она предшествует действию и благодаря ей происходит действие;

● полагали, что действия людей, как произведение и создание, сотворены Аллахом, но приобретены в прямом смысле человеком;

● не называли своего имама эмиром верующих, а себя — мухаджирами;

● считали совершившего тяжкий грех неверным, так как такой человек не признает Божественную милость к себе, является неблагодарным, но это не значит, что такой человек совсем оказался от веры. Это было их единодушное мнение;

● у них не было твердого мнения в отношении детей многобожников. С одной стороны, они допускали их убийство в качестве отмщения. С другой — утверждали, что по милости Аллаха убитые дети многобожников попадут в рай;

● относительно лицемеров они разошлись во мнениях, считать ли их неверными или нет. Они говорили, что во времена Пророка лицемеры исповедовали Единобожие. Но если они совершат тяжкие грехи, тогда они станут неверными, но из-за тяжкого греха, а не из-за лицемерия;

● они говорили: «Все, что повелел Аллах, является обязательным для каждого: и для верующего, и для неверного. В Коране нет конкретизации»;

● также они говорили, что: «Аллах не творит ничего, кроме доказательства Своего единства, и этим Он указывает на Единственного».

Как и другие секты хариджитов, ибадиты со временем разделились на более мелкие группы, расходящиеся в своих взглядах и учениях. Кратко расскажем о них.

 

а) Хафситы — сторонники Хафса ибн Абу аль-Микдама. Он отличался от ибадитов мнением, что между многобожием и верой лежит одно свойство, а именно — признание и следование Единобожию. Кто признает Аллаха, но отвергает все остальное, как то: Посланника, Писание, воскресение, ад, рай, — либо совершил тяжкий грех, например, прелюбодеяние, кражу, питье вина, — тот становится неверным, но его нельзя назвать многобожником.

 

б) Хариситы — приверженцы аль-Хариса аль-Ибади. Он разошелся с ибадитами признав свободу воли, и остальные учения мутазилитов.

 

в) Язидиты — приверженцы Язида ибн Унайсы, который признавал ранних мухакимитов до азракитов, но отрекался от тех, кто был после них, за исключением ибадитов, которых он также считал стоящими на верном пути. Он верил в то, что Аллах пошлет Посланника из неарабов, за один раз откроет ему Писание, уже записанное на небесах, и тот откажется от шариата Пророка Мухаммада и последует вероисповеданию сабиев, упомянутых в Коране. Но это не те сабии, которые ныне живут в Харране и Васите.

Язид считал верующими тех «людей писания» [Люди писания — ахль аль-китаб — так в Коране называют последователи Моисея и Иисуса Христа, то есть иудеев и христиан. Для мусульман «люди писания» являются более близкими, нежели язычники и многобожники. Это отражается в отношении исламского законодательства к ним. «Люди писания» в исламском государстве имеют особый статус, закрепляющий их права и обязанности.], которые свидетельствовали о пророчестве Мухаммада Мустафы, хотя они и не принимали его религию. В то же время, он говорил, что нарушители постановлений шариата из числа его сторонников и остальных мусульман — неверные, многобожники. Он говорил, что любой грех — малый или большой — суть многобожие.

 

Из всех хариджитских сект ибадиты являются самыми умеренными. Возможно благодаря этому они смогли добиться больших успехов, оставить свой след в истории, и сохраниться как политическая сила до наших дней. В 40-х годах VIII в. ибадиты подняли мощное восстание в Южной Аравии, при этом овладев Хадрамаутом, Санной, Оманом. Ненадолго были захвачены даже Мекка и Медина. Ибадиты прочно утвердились в Омане, основав там свой имамат, который существовал до конца IX в. Затем войска аббасидов захватили Оман, но с XI в. ибадиты вновь добились независимости. Кроме Омана ибадитский призыв нашел отклик и в других областях халифата: в Восточной Африке, Иране, Ираке, Синде. Но самой большой победой ибадитов стало установление государства Рустамидов в Северной Африке в начале VIII в. Их центром стал г. Тахарт. И хотя у некоторой части ибадитов были претензии из-за отхода от хариджитского принципа передачи власти путем выборов, а не наследования, власти династии Рустамидов подчинились все общины ибадитов Африки и Востока халифата. Государство Рустамидов просуществовало до появления на политической арене фатимидов-исмаилитов, которые разгромили Рустамидов. В настоящее время существует одно государство, официальной идеологией которого является хариджизм ибадитского толка — это государство на юго-востоке Аравийского полуострова — Оман, где более половины населения являются ибадитами. Также небольшие общины ибадитов существуют в Северной Африке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.