Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис взглядов и подходов к пониманию толерантности.






Попытаемся систематизировать наиболее важные аспекты научного

содержания данного понятия. У понятия толерантности и его различных характеристик есть свой круг сопутствующих понятий, составляющих понятийное поле толерантности: компромисс; соглашение; согласование интересов; примирение и достижение интереса ценой взаимных уступок; ненасилие; непротивление; неосуждение; незлословие; нейтралитет; равнодушие; гуманизм. К понятиям, имеющим по отношению к ней обратный знак, можно отнести: нетерпимость, одержимость, фанатизм, интолерантность, авторитарность, насилие.

С понятием толерантности связаны и такие понятия как «стереотипы», «предубеждения», «идентичность», «дискриминация», «ксенофобия», «этнофобия».

Понятие «толерантность» используется в разных дисциплинах:

психологии, педагогике, социологии, культурологии, философии, медицине, политике. С позиций этих областей знания даются различные определения понятия «толерантность». Так, например, политическое значение толерантности предполагает равное право различных идеологий существовать, морально- философское – понимается как отказ от права на единственно верное решение, линию поведения, знание, в этике толерантность рассматривается как отказ от самой идеи возможности универсальной этической истины, в психологии – как уважение и признание равенства, многомерности и разнообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от доминирования и насилия, преобладания какой-либо одной точки зрения. В психологии толерантности можно выделить общепсихологический и

социально-психологический подходы. Общепсихологический аспект проблемы толерантности российский исследователь Л.И. Рюмшина связывает с ответом на вопрос: какими характеристиками наделено сознание такой личности, каков ее внутренний мир, мироощущение и переживания. Чаще всего толерантность обозначается как личностное свойство, означающее принятие другого, взаимную помощь, доверие

В общепсихологическом плане проблема толерантности связана с

изучением самосознания личности и его развития, системы представлений

индивида о самом себе, которые обусловливают восприятие других людей и взаимодействие с ними. Утверждается, что толерантность формируется при наличии у человека адекватной самооценки, навыков независимого

мышления, системы нравственных норм и ценностей. Социально-психологический аспект Л.И. Рюмшина обозначила вопросом: как благоустраивает такая личность свое социальное окружение, на каких основаниях строит отношения с другими людьми, с макро- и микросоциумом. В рамках социально-психологического аспекта

проблемы толерантности изучаются толерантность в межличностном общении (Г.С. Кожухарь), толерантность в контексте процессуальных аспектов общения (В.А. Лабунская, Л.И. Рюмшина), интолерантное поведение в межгрупповых и межличностных отношениях (А.Г. Асмолов, Л.Д. Гудков, Л.М. Дробижева, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова), социально-психологические особенности формирования толерантности учащихся городской школы (Е.П. Непочатых). Существуют разные взгляды и на структуру толерантности. В качестве основных компонентов толерантности рассматриваются признание, принятие, уважение и понимание. М.С. Мириманова выделяет две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные.

С ее точки зрения, бесконечность оттенков толерантности делает невозможным их перечисление и описание, но позволяет выделить группы толерантных качеств. К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия Эмпа́ тия — способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. Также под эмпатией подразумевается способность чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его., соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т.д.

К группе духовно- нравственных толерантных относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, наличие мировоззренческих позиций, осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить «других чужих» в «других своих», отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к прощению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, а также уважение к другим.

Существуют попытки описать структуру толерантности через набор

тех или иных черт. Чаще всего, в качестве важнейших черт толерантной

личности выделяются гуманность, знание самого себя и рефлексивность,

ответственность, гибкость, уверенность в себе, вариативность в подходе к

окружающей действительности, перцепция, эмпатия, чувство юмора,

защищенность. По мнению Г. Оллпорта, толерантная личность отличается от интолерантной личности, прежде всего, знанием самой себя (как

собственных достоинств, так и недостатков), защищенностью, чувством

безопасности, ответственностью, ориентацией на себя, а не на других,

способностью к эмпатии, чувством юмора. Интолерантная личность

характеризуется излишним стремлением к порядку, внешней дисциплине.

Для нее чрезвычайно важна общественная иерархия, сильная власть,

авторитаризм, потребность в определенности.

Большинство исследователей выделяют трехкомпонентную структуру толерантности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент толерантности (наиболее изученный) состоит в

осознании и принятии человеком сложности, многомерности, многообразия мира, относительности, неполноты и субъективности собственных представлений и своей картины мира. Когнитивная интолерантность, наоборот, исходит из позиции наличия «нормы», «соответствия правильному» и т.п., и потому отвергает саму возможность множественности взглядов, сводя всякие расхождения между взглядами и оценками разных людей к ошибкам, заблуждениям или даже намеренному противодействию. Необходимыми предпосылками к толерантному мышлению является способность к децентрации, Децентрация [лат. de — приставка, означающая отделение, отмену + centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной к амбивалентному восприятию объекта, гибкость, когнитивная сложность мышления личности. При этом выявлено, что механизмами формирования толерантного мышления являются интеллектуальное развитие в детстве и осмысление собственного этнокультурного опыта во взрослом возрасте

Эмоциональный компонент включает в себя эмпатию, благодаря

которой собеседники «имеют возможность обрести некую общность,

восстановить разрыв человеческих связей»; способность справляться с

эмоциональным напряжением; терпимое отношение к различным

эмоциональным проявлениям других людей; осознание как собственных

эмоциональных процессов, так и переживаний других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла.

Поведенческий компонент (наиболее видимый, проявляющийся при

диагностике и обучении) включает конкретные умения и способности, среди которых: способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения (Я-высказывания и т.п.), готовность к толерантному отношению к высказываниям других; умение договариваться, согласовывать позиции, достигать компромисса; толерантное поведение в ситуациях столкновения мнений, оценок, точек зрения. С.Л. Братченко предлагает условно ввести еще один компонент

толерантности – вербальный – как умение произносить «правильные слова» про толерантность, но реально ее не проявлять. В понимании толерантности выделяются экзистенциально- гуманистический подход (толерантность рассматривается в нем как проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений); диверсификационный подход (психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству,

характеристике - это сложный и многокомпонентный феномен, имеющий

несколько «базовых измерений»); личностный подход, где психологической основой и ключевым измерением толерантности является личностное измерение толерантности – ценности, смыслы, личностные установки; диалогический подход (толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия…общения с Другим, как межличностный диалог); фасилитативный подход (полноценная толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для развития). Эти представления характерны для научного понимания феномена толерантности. В обыденном же сознании людей толерантность чаще всего представлена как терпимость.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.