Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные формы управления, уровни управления и типы руководства.






В здравоохранении существует несколько форм структуры управления, используемых на практике в различных сочетаниях друг с другом. Наиболее простой является линейная форма управления. При этой форме у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, однако каждый подчиненный имеет только одного непосредственного руководителя.

Это делает установившийся служебный порядок длинным и громоздким, а содержание деятельности руководителя очень сложным. Линейная форма управления применяется в небольших организациях, что характерно для здравоохранения.

Вторая форма - функциональная форма управления. Она предусматривает специализацию управленческих функций. Предполагая разделение функций управления, она требует выделения соответствующих специалистов для их осуществления.

При этом распоряжения лиц, выполняющих различные функции по управлению, обязательны для всех подчиненных. Разделение труда по управлению в этом случае исключает всякое дублирование и в то же время охватывает все виды деятельности.

Однако функциональная система нарушает принципы единоначалия, и каждый подчиненный обязан принимать распоряжения нескольких руководителей по различным разделам своей работы. Функциональная форма характерна для крупных организаций: областная клиническая больница, медицинская академия.

Одной из форм управления является «штабная». Для обеспечения принятия управлением быстрых и четких решений при руководителе создается штаб, состоящий из представителей функциональных подразделений. Таким штабом может служить Главное управление здравоохранения, Департамент здравоохранения.

Сотрудники штаба не отдают непосредственно распоряжений, они осуществляют необходимую подготовительную работу, которая требуется руководителю для принятия решений. Штабная форма широко используется в управлении здравоохранением

Отмечается определенная закономерность: по мере повышения уровня управления у руководителей уменьшается количество специальных и технических функций и вырастает доля управленческих функций. На низшем уровне осуществляется непосредственная организация лечебно-профилактической помощи населению. На среднем и высшем уровнях управленческие функции занимают больший удельный вес, чем на низшем.

Типы руководства:

- авторитарный (директивный)- характерной чертой авторитарного типа руководства коллективом является принятие в рамках полномочий единоличных решений на основе личного опыта, с учетом и без учета мнения членов коллектива.

При авторитарном типе руководитель все связи замыкает на себе, своим подчиненным он предоставляет лишь минимум информации. Он не терпит возражений, строго контролирует действия подчиненных, часто вмешивается в их работу, требуя пунктуального следования данным им наставлениям, оставляя сотрудникам лишь небольшую возможность для проявления самостоятельности и инициативы.

Такие методы управления опираются на формальную структуру коллектива, на систему прав и обязанностей работников.

Преимуществом авторитарного типа является централизация воздействия на коллектив. Поэтому при нем легко достигается оперативность воздействия. Главный недостаток руководства - неудовлетворенность сотрудников, считающих, что их творческие силы не находят должного применения.

Авторитарный стиль руководства подавляет инициативу рядовых сотрудников. Использование руководителем этого стиля оправдывается в случаях, когда отсутствуют дисциплина и порядок в коллективе; запущена работа и нет времени на ее постепенное исправление. Однако существуют и субъективные факторы. Некоторые руководители в силу личностных качеств стремятся везде использовать авторитарные методы.

- демократический- к разработке и принятию решений широко привлекаются члены коллектива, наиболее полно используются коллективные формы обсуждения, согласования и контроля.

Руководитель часть своих полномочий делегирует сотрудникам. Сам он решает сложные и важные вопросы, предоставляя возможности другим заниматься менее важными проблемами.

Преимущества демократического типа наличие благоприятных условий для инициативы сотрудников, это повышает их удовлетворенность работой. Однако и коллегиальный тип руководства имеет недостатки. Он не пригоден в ситуациях, когда нет времени для дискуссий и обсуждений, когда требуется быстрое единоличное и директивное решение.

Демократический тип, основанный на принципах свободной дискуссии и критики недостатков «сверху до низу» и «снизу до верху», применяет руководитель, который озабочен развитием деловой инициативы сотрудников.

Как правило, он не вникает в детали работы сотрудников, не навязывает им мелочной опеки и контроля, но постоянно ставит новые задачи, подчеркивает свой интерес к их работе, при необходимости дает советы, систематически контролирует. Он постоянно считается с мнением специалистов, стремиться к взаимопониманию в коллективе

- либеральный - характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Здесь руководитель — посредник при осуществлении контактов между руководителями отделений и руководителями других организаций. Он обеспечивает сотрудников информацией и материалами для выполнения работ.

Положительной чертой либерального типа является то, что при нем работникам предоставляется большая самостоятельность, условия для индивидуального и коллективного творчества. Но пассивная роль руководителя может привести к полной дезорганизации работы коллектива.

С успехом либеральный тип может применяться только в тех случаях, когда работа сотрудников имеет индивидуальный, творческий характер. Обычно такой тип используется для руководства в научно-исследовательских коллективах.

На производстве такой тип не годится. Нашему обществу наиболее соответствует демократический тип руководства, предполагающий участие в управлении всего коллектива.

В зависимости от ситуации, от особенностей коллектива и отдельных его членов могут использоваться все три типа руководства, их сочетания и разновидности. Так, во время приема посетителей, нужен демократический тип, но при разговоре с нарушителем трудовой дисциплины скорее подойдут способы общения, применяемые при авторитарном типе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.